Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

эдда

Энциклопедический словарь

ЭДДА - Э́ДДА (др.-исл. Edda), название двух памятников древнеисландской литературы; этимология слова «эдда» не ясна, возможен перевод его как «парародительница».

Открытие

Первоначально «Эддой» называлось одно из произведений исландского ученого и государственного деятеля Снорри Стурлусона (см. СНОРРИ СТУРЛУСОН), содержавшее изложение скандинавских мифов и описание приемов поэтического мастерства.

В 1643 епископ Бриньольв Свейнссон обнаружил древнюю рукопись с текстами песен о богах и героях и нашел в ней совпадения с рядом цитируемых у Снорри стихотворных фрагментов. Свейнссон решил, что это сочинение было написано легендарным исландцем Сэмундом Мудрым (1056-1133); хотя впоследствии это мнение было опровергнуто, поэтическая рукопись стала называться «Эдда Сэмунда», «Поэтическая Эдда», «Старшая Эдда», или просто «Эдда», а книга Снорри - «Эдда Снорри», «Прозаическая Эдда», или «Младшая Эдда». Песни «Эдды» и сохранившиеся в других рукописях эпические песни получили название эддической поэзии, которая по сравнению с поэзией скальдов (см. СКАЛЬДЫ) более проста и свободна по форме.

«Старшая Эдда»

«Старшая Эдда» представляет собой собрание песен о богах и героях, записанных в сер. 13 в. Рукопись «Эдды», известная в науке как Codex Regius 2365 (Королевский кодекс 2365, сейчас хранится в столице Исландии Рейкьявике), по праву считается одним из самых знаменитых письменных памятников Средневековья. «Эдда» содержит 10 мифологических и 19 героических песен, которые перемежаются небольшими прозаическими вставками, поясняющими и дополняющими их текст. Эддические песни написаны размерами форнюрдислаг и льодахатт. Песни «Эдды» анонимны, от других памятников эпической литературы их отличают лаконизм выразительных средств и концентрация действия вокруг одного эпизода сказания.

Рукопись «Старшей Эдды» открывает «Прорицание Вельвы» - грандиозная картина мироздания, облеченная в форму пророчества о рождении и грядущей гибели мира. Следующая, самая обширная песнь Эдды»,- «Речи Высокого» - являет собой вложенные в уста бога Одина (см. ОДИН) наставления в житейской мудрости и рассказ о том, как Один принес себя в жертву ради обретения высшего знания.

Мифологические песни «Эдды» могут иметь форму состязания в мудрости («Речи Вафтруднира», «Речи Альвиса»), перебранки между героями («Песнь о Харбарде», «Перебранка Локи (см. ЛОКИ), магического заклинания («Поездка Скирнира», часть «Речей Гримнира») или повествования, изобилующего занимательными подробностями («Песнь о Хюмнире», «Песнь о Трюме»). Диалогическая форма многих песен могла отражать практику передачи знания от учителя к ученику - перечни имен богов, великанов и карликов, сказания об их происхождении и деяниях, фантастические географические сведения и объяснения причин явлений природы складываются в «Эдде» в сложную картину представлений скандинавов о мире и законах, им управляющих.

Среди героических песен «Эдды» большая часть относится к циклу общегерманских сказаний о подвигах Сигурда (см. ЗИГФРИД)- победителя дракона Фафнира (см. ФАФНИР) - и трагической судьбе Гудрун (см. ГУДРУН), оплакавшей смерть Сигурда, потерявшей братьев в кровавой распре и ради отмщения погубившей могучего Атли (см. АТЛИ) и своих детей.

Образы героических песен «Старшей Эдды» были использованы создателем знаменитой прозаической «Саги о Вельсунгах» (кон. 13 в.), в которой их напряженный трагизм трансформирован в неспешный и внешне бесстрастный рассказ «саги о древних временах».

«Младшая Эдда»

«Младшая Эдда», написанная Снорри Стурлусоном ок. 1222-1225 гг., состоит из четырех частей: «Пролога», «Видения Гюльви», «Языка поэзии» и «Перечня размеров».

В «Прологе», проникнутом духом средневековой латинской учености, дается описание различных частей света и рассказывается о Трое и ее правителе Одине, который переселился в Швецию и стал почитаемым прародителем конунгов Скандинавии. Подобно многим средневековым хронистам, Снорри стремится связать историю своей страны с достославным прошлым и найти в нем место для скандинавских богов и героев.

«Видение Гюльви» - самая известная часть «Младшей Эдды»: сюжеты скандинавских мифов искусно сплетаются здесь в единое повествование, построенное в форме беседы между конунгом Гюльви и тремя богами-асами (см. АСЫ (боги)). «Видение» предваряет последние две части «Младшей Эдды», посвященные скальдической поэтике; существует мнение, что эта часть «Эдды Снорри» должна была служить руководством для скальдов (см. СКАЛЬДЫ), которые широко использовали мифологические мотивы в своем творчестве. В «Видении Гюльви» рассказывается об Асгарде (см. АСГАРД) - мире богов, и Мидгарде (см. МИДГАРД) - мире людей, о ясене Иггдрасиле (см. ИГГДРАСИЛЬ), у корней которого расположен источник мудрости, об инеистых великанах, альвах (см. АЛЬВЫ), богах-асах и богах-ванах (см. ВАНЫ (божества)), о норнах (см. НОРНЫ), определяющих судьбы людей. Некоторые из этих мифов имеют параллели в эддической поэзии, но многие сюжеты и образы встречаются только у Снорри, что делает «Младшую Эдду» бесценным источником для изучения германо-скандинавской мифологии.

В разделе «Язык поэзии» объясняются поэтические приемы: кеннинги - сравнения и хейти - поэтические синонимы; здесь также рассказаны мифы и предания, поясняющие те или иные образы скальдической поэзии. Именно в этой части «Младшей Эдды» излагается знаменитый миф о меде поэзии (см. МЕД ПОЭЗИИ) и сказание о золоте Нифлунгов (Нибелунгов (см. НИБЕЛУНГИ) германского эпоса). «Перечень размеров» представляет собой стихи в 102 строфы-висы, в которых прославляются норвежский конунг (см. КОНУНГ) Хакон Хаконарсон и ярл (см. ЯРЛ) Скули. Стихи сопровождаются прозаическими комментариями, которые иллюстрируют разнообразные размеры и стилистические приемы поэзии скальдов, причем некоторые размеры были придуманы самим автором.

«Старшая Эдда» и «Младшая Эдда» Снорри Стурлусона являются великими памятниками культуры исландцев, чье творчество сохранило миру древнейшие предания народов Северной Европы.

Полезные сервисы

нибелунги

Энциклопедический словарь

Нибелу́нги - обладатели чудесного золотого клада, история борьбы за который составляет популярный сюжет германского эпоса (Эдды Старшей, «Песни о нибелунгах»).

* * *

НИБЕЛУНГИ - НИБЕЛУ́НГИ (нифлунги) (нем. Nibelunge; др.-исл. Niflunger, Hniflungar), герои германо-скандинавской мифологии, обладатели сокровища - золотого клада, о которых повествует немецкая эпическая поэма «Песнь о Нибелунгах (см. ПЕСНЬ О НИБЕЛУНГАХ (13 в.) и более ранние эддические (см. ЭДДА) сказания.

Происхождение имени «нибелунги» может быть объяснено из древне-исландского niff, того же корня, что и «Нифльхейм» - мир мрака, поскольку в скандинавских сказаниях хранителями сокровищ считались жившие в подземном мире карлики - черные альвы (см. АЛЬВЫ). Автор «Песни о Ннибелунгах» лишь вскользь упоминает о сказочных персонажах; в эпосе нибелунгами названы могучие воины, братья Шильбунг и Нибелунг и их поданные, которых победил Зигфрид, новый хозяин клада. Во второй части эпоса имя «нибелунги» переносится на бургундских королей, завладевших кладом после смерти Зигфрида, что позволило некоторым исследователям объяснить это слово из немецкого Nebel - туман, т. е. жители туманной страны - эпитет, применявшийся к далеким франкам (см. ФРАНКИ).

Немецкий героический эпос «Песнь о Нибелунгах» - обширное произведение, включающее около 10 тысяч стихов, разделенных на 39 глав-авантюр. Эпос написан так называемой «нибелунговой строфой», состоящей из четырех длинных стихов, объединенных парными рифмами. «Песнь о Нибелунгах» представляет собой книжный эпос, вышедший из-под пера неизвестного поэта 13 в. Очевидно местом его создания была Австрия, поскольку описания придунайских земель в эпосе более конкретны и детальны, чем сведения о других частях Европы.

В основе «Песни о Нибелунгах» лежат героические сказания о Сигурде (Зигфриде) и воительнице Брюнхильде (Брунгильде), а также восходящая к 5 в. историческая традиция о державе Аттилы (см. АТТИЛА) (Этцель в эпосе) и гибели Бургундского королевства. Эти сюжеты известны из песен «Старшей Эдды» и прозаической «Саги о Вельсунгах», но скандинавская и немецкая эпическая традиции дают различные варианты изложения легендарных событий.

«Песнь о Нибелунгах», созданная в эпоху Крестовых походов (см. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ), отражает мироощущение и эстетические вкусы своего времени: повествование ведется неспешно и изобилует красочными описаниями драгоценных одежд и оружия, богатых даров, многолюдных празднеств и рыцарских поединков. Волшебные и сверхъестественные мотивы почти полностью исчезают из рассказа; поведение героев определяют кодекс рыцарской чести и придворная учтивость: лишь могучие эпические характеры Брюнхильды, Кримхильды и Хагена напоминают о напряженном и драматическом мире эддических сказаний.

Содержание «Песни о Нибелунгах» можно разделить на две части. В первой их них описывается сватовство Зигфрида Фландрского к живущей в Вормсе бургундской принцессе Кримхильде. Брат Кримхильды Гунтер просит Зигфрида помочь ему завоевать благосклонность исландской королевы Брюнхильды. Благодаря плащу-невидимке Зигфрид помогает Гунтеру победить Брюнхильду в богатырских состязаниях; она же сама не ведает, что ее буйный нрав укротил Зигфрид. Гунтер женится на Брюнхильде, Кримхильда выходит замуж за Зигфрида и уезжает с ним во Фландрию.

Десять лет спустя герои встречаются вновь, и между королевами разгорается спор о том, чей муж достойнее. Кримхильда показывает Брюнхильде перстень и пояс, некогда отнятые у нее Зигфридом в знак победы, и открывает его обман. По приказу разгневанной Брюнхильды и с согласия Гунтера, завидующего могуществу Зигфрида, вассал короля Хаген убивает героя, выведав у Кримхильды его уязвимое место. Некогда Зигфрид искупался в крови дракона и мог быть сражен оружием лишь в том месте между лопаток, где к его спине пристал листочек липы. После смерти Зигфрида его сокровища достаются бургундам, которые прячут их на дне Рейна.

Во второй части поэмы вышедшая замуж за короля гуннов Этцеля Кримхильда зазывает бургундов в свою страну, которая лежит далеко за Дунаем. Кримхильда жаждет отомстить за смерть Зигфрида и вернуть его сокровища: она губит войско бургундов, убивает своего брата Гунтера и отрубает голову Хагену мечом, когда-то снятым им с тела убитого Зигфрида. Рыцарь Хильдебрандт, возмущенный жестокостью Кримхильды, разрубает ее надвое ударом меча. Золотой клад нибелунгов, причина раздоров и гибели бургундского королевского дома, навеки остается лежать в потаенном месте под водами Рейна.

Легенда о нибелунгах была широко известна в средневековой Европе. Рукопись «Песни о Нибелунгах» впервые была опубликована И. Я. Бодмером (см. БОДМЕР Иоганн Якоб) в 1757. Сюжеты германских и скандинавских героических сказаний в 1870-е гг. вдохновили немецкого композитора Рихарда Вагнера (см. ВАГНЕР Рихард) на создание цикла опер «Кольцо нибелунга»: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов».

Полезные сервисы