ср.
то же, что градостроительство
ГРАДОСТРОЕ́НИЕ (градостроительство) - теория и практика планировки и застройки городов. В совр. понимании термин появился России в нач. 18 в. Хотя эл-ты европ. регулярной планировки отмечаются уже в последние годы 17 в. (Азов, Таганрог), но масштабы проектирования и стр-ва, привлечение для этого проф. архитекторов позволяют считать С.-Петербург колыбелью отеч. Г. Учрежденная в 1706 для возведения Петропавловской крепости Канцелярия городовых дел во 2-м десятилетии постепенно приобрела функции градостроит. орг-ции. В 1723 она была переим. в Канцелярию от строений, в 1769 - в Контору от строений Е. И. В. домов и садов. На протяжении 90 лет функции ее менялись. Наиб. важную роль она играла до 1732, когда в ее руках было сосредоточено все гос стр-во в С.-Петербурге и пригородах. Она ведала широким кругом вопросов, связ. со стр-вом столицы, в т. ч. планировкой города, постройкой дворцов, церквей, пром. зданий, воен. объектов, сооружением и ремонтом каналов, набережных и мостов, контролем за ходом стр-ва объектов и его качеством. Деятельность Канцелярии ежегодно планировалась. Ее рук. в кон. года представлял Петру I на утверждение перечень строит. объектов и работ, к-рые надлежало выполнить в след. году. В 1-м десятилетии застройка города происходила без к.-л. единого плана - возводились отд. объекты: Петропавловская крепость, Адмиралтейская крепость-верфь, Летний сад, первые дерев. жилые дома. Во 2-м десятилетии сначала делались проекты застройки отд. частей города - Моск. стороны, Васильевского о-ва, Городового о-ва, Адмиралтейской стороны. Первый план города в целом, созданный франц. арх. Ж.-Б. Леблоном, оказался неудачным, поскольку не учитывал реальных природных и материальных условий и не мог быть реализован. Если первый центр города формировался в 1710-15 на Городовом о-ве под защитой пушек Петропавловской крепости естественно и постепенно, без предварит. плана, то второй центр - на Стрелке Васильевского о-ва - создавался по проекту Д. Трезини. Однако попытка Петра I перенести центр города на Васильевский о-в в силу природных условий оказалась неудачной, и с 1730-х гг. центр С.-Петербурга окончательно переместился на Адмиралтейскую сторону. Начиная с первых планов застройки города, композиция планировочной структуры естественно включала устье Невы с ее рукавами, протоками и о-вами, ибо в 1-й пол. 18 в. Нева практически выполняла функции гл. улицы столицы, а ее рукава и протоки служили важными транспортными артериями города. В 1-й четв. 18 в. в С.-Петербурге происходило формирование объединенных жилых и производств. р-нов: вокруг Адмиралтейской верфи и комплекса связ. с судостроением произв-в планомерно застраивались жилые кварталы обслуживавших их работников и моряков. То же происходило на Моск. стороне вокруг Литейного и Хамовного дворов, на Охте - вокруг пильных мельниц, столярных и плотничных мастерских; вблизи стоявших на берегу Невы царских дворцов строились дома придворных. Особенностью С.-Петербурга было включение торг. построек в число эл-тов архит. ансамблей: Гостиный двор на Троицкой пл., затем Гостиный двор на Стрелке Васильевского о-ва, позднее Гостиный двор на Невском проспекте.
Стихийное развитие С.-Петербурга во 2-й пол. 20-х - 1-й пол. 30-х гг., раздробление строит. орг-ций и несогласованность их деят-ности вызвали необходимость учреждения органа, к-рый стоял бы над ними и не только осуществлял надзор за происходившим стр-вом, но разрабатывал бы планы урегулирования частей города и его перспективной застройки. Толчком к этому послужили пожары 11 авг. 1736 и 24 июня 1737, уничтожившие значит. часть домов на Адмиралтейском о-ве на правом берегу Мойки от Марсова поля до Исаакиевской пл. 10 июля 1737 учреждена "Комиссия о санктпетербургском строении". В ее задачи входило: связать в единый город разобщенные слободы, возникшие в Петровское время, создать аристократич. р-н вокруг Зимнего дворца и новые проф. и воен. слободы, разработать новый тип гор. квартала, улучшить облик улиц и площадей, для чего были разработаны образцовые рисунки фасадов домов. При разработке плана урегулирования С.-Петербурга Комиссия решила разделить город на 5 частей: Адмиралтейскую, Васильевскую, Санктпетербургскую, Литейную и Московскую - и в каждой части указать места для площадей, гостиных дворов, рынков и т. п. Контроль над отд. частями города был распределен между арх. Комиссии: М. Г. Земцовым и И. К. Коробовым (Адмиралтейская сторона), И. Я. Шумахером (Московская и Литейная части), К. Дж. Трезини (Васильевский о-в), в ведении Земцова находился Санктпетербургский о-в. П. М. Еропкин занимался преим. разработкой проектов урегулирования и застройки, в частности, развил предложенную в 1727 Б. Х. Минихом идею прокладки третьей лучевой улицы от Адмиралтейства до Фонтанки (нынешней Гороховой). В осн. разработанной им планировки положены параллельные руслам малых рек дуговые улицы: Рождественская, Садовая и Загородный проспект, соединившие радиальные Невскую и Вознесенскую перспективы. Комиссия отводила места под казенные и частные постройки, торг. ряды, склады, трактиры, под улицы, площади и пристани, впервые начав контролировать частное стр-во. В 1742 "Комиссия о санктпетербургском строении" прекратила свою деят-ность. В послед. два десятилетия застройка города вновь велась стихийно. Вступив на престол, Екатерина II в одном из первых указов Сенату подчеркнула, что центр столицы "неустроение города показывает". В дек. 1762 учреждена "Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы". Одной из осн. ее задач было определение границ города и предместий. В мае 1764 А. В. Квасов представил проект планировки столицы. Комиссия предложила ограничить гор. терр. р. Фонтанкой, 13-й линией Васильевского о-ва и Малым проспектом Петербург. стороны. Остальные р-ны отводились под предместья. Существовавшие улицы следовало по возможности сохранить с целью уменьшения расходов и ускорения темпов стр-ва города. В плане намечались торг. площади, к-рые должны были служить "ко украшению города". Предусматривалось повышение этажности домов. До 1774 Комиссия занималась преим. Санкт-Петербургом. В марте 1774 издан имп. указ об учреждении в Москве особого департамента "для сочинения генерального плана и проекта об улучшении строения в Москве", арх. к-рого назначен Н. Н. Легран. За осн. композиции ген. плана Москвы 1775 принята исторически сложившаяся радиально-кольцевая система ее улиц. Проектом предусматривалось: формирование нового адм. и обществ. центра на сев. стороне Кремля и Китай-города, где намечалось создать новые площади и кварталы и застроить их парадными ансамблями; прокладка кольцевой дороги вокруг Кремля и Китай-города; урегулирование Москвы-реки; прокладка на месте разрушенных стен Белого города второй кольцевой дороги с площадями на осях радиальных улиц. Значение плана 1775 заключалось в сочетании особенностей исторически сложившегося облика Москвы с требованиями теории и практики "регулярного" Г. Однако без внимания была оставлена внутрикварт. жилая застройка, из-за чего углубился контраст между парадными частями города и окружающими их кварталами. В плане 1775 учтены проект перестройки Кремля и планировочные предложения В. И. Баженова 1767-70. В 1790 М. Ф. Казаковым был разработан проект планировки центра Москвы.
До сер. 1770-х гг. Комиссия ограничивала свою деят-ность в отношении провинц. городов рассмотрением и исправлением их планов по указанию Сената (Астрахани, 1767, и Ярославля, 1769, выполненных А. В. Квасовым). Механич. перенесение приемов планировки столицы было невозможно, поскольку следовало учитывать исторически сложившуюся застройку городов. Первая попытка использовать столичный опыт для перестройки провинц. города сделана в проекте перепланировки Твери (П. Р. Никитин, 1777). Разделение города и предместий, четкое ограничение гор. терр. стали вслед за Тверью обязательными для ген. планов др. городов. Прямоуг. сетка улиц, включение в застройку уже существовавших церк. построек, создание геометрически правильных площадей, использование лучевой системы улиц характерны для проектов планировки провинц. городов, напр., Воронежа (1774), Пскова (1774), Екатеринослава (1790), Николаева (1790), исполненных И. Е. Старовым. Прямые и широкие улицы, разл. по очертаниям площади, к-рые разрешалось застраивать только по красным линиям, постепенно меняли облик провинц. городов. Сохранение и включение в новые ансамбли кремлевских комплексов и старых кам. зданий, использование в новых формах традиц. радиально-концентрич. системы планировки свидетельствовали о творч. развитии нац. градостроит. приемов. Прилагавшиеся к ген. планам "образцовые" проекты жилых домов, казенных и торг. зданий способствовали распространению архит. форм и приемов классицизма. Общегос. характер деят-ности "Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы" нашел отражение в указе Сената о ее ликвидации в 1796, в к-ром она наз. "Комиссией о строении городов". Заложенные в 18 в. градостроит. принципы развиты в столице в 1-й трети 19 в. в архит. ансамблях Л. Руска и К. Росси, к-рые и сейчас определяют архит. облик центра С.-Петербурга.
Градостроит. деят-ности Л. Руска предшествовали работы Ф. Волкова, к-рый в 1790-х гг. выполнил каменную застройку казарменных городков Семеновского, Преображенского, Измайловского и Московского полков в предместьях С.-Петербурга, функционирующих поныне. Эту работу, сыгравшую важную роль в формировании новых р-нов города и определившую масштаб послед. построек, продолжил Л. Руска: в Литейной части - казармы Кавалергардского полка и на Петроградской стороне - Белозерского полка, отличающиеся разнообр. арх. оформлением, что придало облику отд. р-нов города оригин., неповторимые черты.
Новые задачи решали архитекторы, восстанавливавшие Москву после нашествия Наполеона. Сохранив исторически сложившуюся планировочную основу ср.-век. Москвы, они существенно расширили улицы, создали в центре систему площадей вокруг комплекса Большого и Малого т-ров и Кремля; центр. улицы застроили домами "сплошной фасадой". В это же время (1820-40) К. Росси создает ансамбли, определившие совр. облик С.-Петербурга, застраивая обширные слабо урегулированные участки между гл. проспектами столицы и выстраивая системы взаимосвяз. площадей с новыми зданиями дворца, театра, б-ки, мин-в, Сената. Творчество Росси завершает классич. период рус. Г. Стр-во и урегулирование площадей в центре столицы продолжено в сер. века мастерами историзма - О. Монферраном, А. Штакеншнейдером, Н. Ефимовым и К. Тоном (Исаакиевская, Введенская, Благовещенская, Знаменская и др. площади).
Г. в годы барокко, классицизма и ампира было иск-вом, неразрывно соединявшим практич. и художеств. задачи. Планы городов стремились к символичности, площади организовывали пространство перед важнейшими объектами: храмами, дворцами, театрами, к ним же устремлялись перспективы улиц. Эта традиция продолжалась до сер. 19 в., сменившись приоритетом гл. обр. утилитарных задач, лишь иногда сопровождавшихся эстетическими. В этом смысле Г. с 1850-х гг. стало не столько иск-вом, сколько техникой. Перед градостроителями возникли новые задачи: проектирование вокзальных площадей, подъездных ж.-д. путей, целых районов пакгаузов и складов. Активизируется стр-во больших заводов и прилегающих к ним жилых массивов.
В кон. 19 в. стр-во городов подчиняется транспортным задачам: резко увеличилось население городов и протяженность последних, появились рельсовый транспорт и автомобили. Усилилась связь пригородов и центра города, возникали удаленные предместья с гор. застройкой, являвшиеся промышл. или образоват. центрами (р-н Политехнич. ин-та в С.-Петербурге). Характерной особенностью нек-рых из этих р-нов была активная связь с окружающей природой, расстановка домов среди зелени, что отвечало популярной идее города-сада, разрабатывавшейся мн. зодчими той поры. Архитекторы также обратились к постройке дома-квартала, имеющего замкнутую функциональную структуру: городок Нобеля (Ф. И. Лидваль) или дом 1-го Российского страхового об-ва на Каменноостровском пр. в С.-Петербурге (Ю. Ю. и А. Н. Бенуа). Но в целом, как ни парадоксально, эпоха модерна, введя новые технологии, не изменила осн. принципов Г. Проекты, стремившиеся возродить утраченное единство практического и художественного, появились позже, в эпоху неоклассицизма, и остались неосуществл.: о-в Голодай ("Новый Петербург"), Тучков буян (Н. А. Фомин) и др.
С первых лет Сов. власти начались работы по реконструкции старых и проектированию новых городов. В 1919 под рук-вом И. А. Фомина составлен эскиз реконструкции Петрограда, в 1922 под рук-вом А. В. Щусева и И. В. Жолтовского выполнен первый генеральный план Москвы с расширением города на юго-запад и сооружением канала Москва - Волга. Значит. проекты связывались с реконструкцией рабочих окраин крупных городов. В 1924 арх. Л. А. Ильин разработал систему площадей Нарвской заставы Ленинграда, позже осуществленную разными архитекторами, в 1925-27 А. И. Гегелло, А. С. Никольский и др. построили в Петрограде Тракторную ул. - утопающий в зелени комплекс домов рабочего жилого городка, соединенных изысканными полуарками и скомпонованных в усиленно-сходящуюся перспективу.
Гос. концентрация строит. деят-ности восстановила в новых условиях градостроит. ин-ты 18 в., была создана Комиссия по стр-ву городов. Новым словом в Г. стала предложенная в 1929 ее пред. Н. А. Милютиным идея зонального "социалистич." города, состоящего из ряда поясов-зон, вытянутых параллельно друг другу. Последовательность зон соответствует их функциям: транспортно-промышл. зона, зеленые насаждения с шоссейной дорогой, жилые и обществ. здания, парковая зона с учреждениями культуры и отдыха. При изв. механистичности такой структуры авторы стремились создать реальную планировку со взаимосвязью его отд. частей, имеющих разл. назначение. Проекты Магнитогорска (1929) и района автозавода в Горьком (1930) отражают эту концепцию.
В 1935 по ген. плану развития Ленинграда была предложена самая смелая градостроит. идея сов. времени: перенос центра Ленинграда на юг и юго-запад на 17 км. Ист. центр имперской столицы при этом сохранялся, но становился окраиной. Во исполнение этого плана началась реконструкция Моск. проспекта и стр-во Дома Советов (Н. А. Троцкий) - грандиозного административного сооружения с одной из самых крупных площадей мира (13 га, генплан Л. А. Ильин) при нем. Этот и подобные ему проекты во многом совпадли с нем. и итал. постройками тех лет.
Крупнейшие работы по реконструкции проводились в течение всего сов. периода в Москве: прокладывались новые транспортные магистрали, развязки движения, полностью сносились и заново отстраивались целые р-ны, терр. города многократно выросла, в 30-х гг. появился метрополитен.
В др. городах значит. планировочные изменения ист. центров не производились, но смена деревянной застройки на многоквартирные и крупные обществ. дома шла повсеместно. Также повсеместно в сов. время уничтожались или обезглавливались церкви. Тем самым уничтожались содержательно значимые, "знаковые" высотные доминанты, высота гор. застройки нивелировалась, города теряли свое особенное лицо. Результатом оказалось почти полное разрушение иерархич. структуры ист. р-нов и старых городов в целом. В качестве "доминантных сооружений" появились (особенно в Москве) в 1950-х гг. "высотные дома" со шпилями, в дальнейшем - "дома повышенной этажности" в любом сов. городе. Функционально-содержательно они были разнообразны: и административные, и промышленные здания, чаще - проектные и научные ин-ты и обычные жилые дома, поэтому функцию семантических центров, присущую утрач. храмам, они возместить не смогли.
После Вел. Отеч. войны произошла реконструкция мн. историч. (часто разрушенных и поврежденных) городов. При этом центр. площади часто освобождались от старых построек и оформлялись пышными тяжеловесными зданиями, соседствовавшими с реставриров. памятниками архитектуры, в городах совершенствовались планировка, система гл. магистралей, расширялись центр. улицы, строились метрополитены, но радикальные преобразования были редки. Особое значение приобрели массивные симметричные здания, оформляющие въезд в город.
Архитектура и Г. сталинского времени, как в 18 в., выполняли прямые идеологич. задачи. Поэтому применялись как традиц. планировочные идеи, восходящие к ренессансным, барочным и классич. концепциям "идеального города", так и архитектурно-декоративные формы соответств. стилей и даже упрощенный символико-аллегорич. язык. Появилось понятие "сталинского ампира" - монументальные, внушительно-торжеств. арх. сооружения как обществ. (здание Моск. ун-та на Ленинских, ныне Воробьевых горах), так и жилого (здания вдоль шоссе Энтузиастов в Москве) назначения.
С 1955 начался новый период сов. зодчества, проходивший под девизом борьбы с арх. излишествами; фактически единств. функциями создаваемого пространства остались утилитарные жилые, производств., транспортные, торговые, санитарно-гигиенические (оптимальное естеств. освещение домов требовало определ. ориентации по солнцу, что побуждало ставить дома торцами или под углами к линиям улиц), в связи с этим исчезла сплошная застройка в красную линию. Теоретич. основы этого времени заимствовались из заруб. концепций стр-ва дешевого жилья 1920-30-х гг. Дома-коробки, практически лишенные архитектуры, прозванные "хрущебами", во множестве заполнили собой одинаковые по всей стране микрор-ны свободной планировки, пришедшие на смену прежним кварталам. Лишь с 80-х гг. в новые города и микрор-ны стали возвращаться традиц. структура застройки улиц, индивид. архитектурно-планировочные решения. К кон. сов. эпохи 35 лет массового жилищного стр-ва смогли погасить жилищный кризис и избавить большинство населения от коммунальных квартир. Одновременно бесследно исчезли, потеряв индивидуальность и сменившись новой типовой застройкой, мн. историч. города. Размах Г. был колоссальным: только за 1970-75 построено ок. 70 новых городов - но лишь в редких случаях, при благоприятных природных условиях, результат имеет эстетич. ценность (напр., Сосновый Бор в Ленинградской обл.). В 1990-х гг. в крупных городах (Москва, С.-Петербург, Нижн. Новгород и т. д.) и их предместьях интенсивно ведется индивидуальное стр-во (личные особняки, банки, офисы, казино, рестораны и т. п.), отмеченное б. ч. эклектикой, своеобр. смешением стилей неоклассицизма, необарокко и модерна, интенсивно ведется реставрационное и восстановительное стр-во церквей (напр., Храм Христа Спасителя в Москве).
План Москвы из книги А. Олеария. 1630-е гг.
Петербург. Невский проспект. Гравюра Я. В. Васильева. 1753
градострое́ние, градострое́ния, градострое́ний, градострое́нию, градострое́ниям, градострое́нием, градострое́ниями, градострое́нии, градострое́ниях