Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

кандинский

Грамматический словарь

Словарь русских фамилий

Сканворды для слова кандинский

Полезные сервисы

кандинский вас. вас

Гуманитарный словарь

КАНДИ́НСКИЙ Вас. Вас. (1866-1944) - живописец (станковист, монументалист), график, теоретик иск-ва, педагог. Чл. объединения "Синий всадник" (1911-13) и др. Творчески осмысливал разл. стилев. направления: импрессионизм, модерн, экспрессионизм и др. Один из основоположников абстракт. иск-ва. Разделил свои живописные произв. на импрессии ("Концерт", 1911 и др.), импровизации ("Импровизация 7", 1910 и др.), композиции ("Композиция 218") и т. д. в зависимости от степени импульса и впечатлений, полученных художником от внеш. мира. В худ. практике и теории стремился к воплощению синтетич. идей. Теоретически осмыслил дух. сущность и значение живописи. Принимал участие в орг-ции Музея живописной культуры (1919) и Ин-та худож. культуры (1920). С 1921 жил за границей. Преподавал в "Баухаузе" (1922-33).

Соч.: О духовном в искусстве. Л., 1990.

Лит.: Василий Васильевич Кандинский, 1866-1944: Живопись, графика, прикл. искусство: Каталог выст. Л., 1989; Кандинский: Альбом / Авт. вступ. ст. и сост. Н. В. Автономова. М., 1993.

Полезные сервисы

кандинский василий васильевич

Энциклопедический словарь

Канди́нский Василий Васильевич (1866-1944), российский живописец и график, один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства, автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий («Смутное», 1917). Участвовал в организации общества «Синий всадник» и Инхука. В 1907-1914 и с 1921 жил за границей.

* * *

КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич - КАНДИ́НСКИЙ Василий Васильевич (1866-1944), русский живописец и график, один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства (см. АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО), автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий («Смутное», 1917). Участвовал в организации общества «Синий всадник» (см. СИНИЙ ВСАДНИК) и Института художественной культуры (Инхука). В 1900-1914 и с 1921 жил за границей.

* * *

КАНДИ́НСКИЙ Василий Васильевич [22 ноября (4 декабря) 1866, Москва - 13 декабря 1944, Нейи-сюр-Сен, Франция], русский живописец, график, поэт, теоретик искусства. Один из основоположников абстрактного искусства 20 в.

Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871 семья осела в Одессе, здесь будущий художник закончил гимназию (1876-1885). В 1885-1893 (с перерывом в 1889-1891) учился на юридическом факультете Московского университета. В 1889 ездил с этнографической экспедицией по Вологодской губернии, где углубленно знакомился с древнерусской иконописью и народным творчеством. Около 1895 отказался от карьеры университетского профессора и полностью посвятил себя искусству. В 1897 поступил в школу А. Ашбе в Мюнхене, в 1900 учился у Ф. Штука (см. ШТУК Франц фон) в Королевской Академии художеств. В начале 1900-х гг. Кандинский много путешествовал по Европе и Северной Африке, приезжал в Россию, но постоянным местожительством избрал Мюнхен (1902-1908), затем деревню Мурнау в Баварских Альпах.

Период раннего творчества

В раннем творчестве Кандинского натурные впечатления служили основой для создании ярких красочных пейзажей, иногда с романтически-символической нагруженностью сюжетов («Синий всадник», 1903). Середина и вторая половина 1900-х гг. прошли под знаком увлечения русской стариной; в картинах «Песня Волги» (1906), «Пестрая жизнь» (1907), «Рок» (1909) художник совмещал ритмико-декоративные черты русского и немецкого модерна (см. МОДЕРН) (югендстиля (см. ЮГЕНДСТИЛЬ) ) с приемами пуантилизма (см. ПУАНТИЛИЗМ) и стилизацией под народный лубок. В части работ Кандинский развивал ретроспективные фантазии, свойственные мастерам круга «Мир искусства» (см. МИР ИСКУССТВА) («Дамы в кринолинах», масло, 1909, Третьяковская галерея).

Художник синтетического склада, Кандинский работал также в сферах декоративно-прикладного искусства (эскизы женских украшений, мебельной фурнитуры), пластики (лепка в глине), экспериментировал с живописью по стеклу.

Возникновение абстрактных произведений

В 1910 создал первое абстрактное произведение и написал трактат, озаглавленный «О духовном в искусстве» (опубликован в 1912 на немецком языке, фрагменты русского варианта были прочитаны Н. И. Кульбиным в декабре 1911 на Всероссийском съезде художников в Петербурге). Выдвинув в качестве основополагающего фундамента искусства его духовное содержание, Кандинский считал, что сокровенный внутренний смысл полнее всего может выразиться в композициях, организованных на основе ритма, психофизического воздействия цвета, контрастов динамики и статики.

Абстрактные полотна группировались художником по трем циклам: «Импрессии», «Импровизации» и «Композиции». Ритм, эмоциональное звучание цвета, энергичность линий и пятен его живописных композиций были призваны выразить мощные лирические ощущения, сходные с чувствами, пробуждаемыми музыкой, поэзией, видами прекрасных ландшафтов. Носителем внутренних переживаний в беспредметных композициях Кандинского становилась колористическая и композиционная оркестровка, осуществленная живописными средствами - цветом, точкой, линией, пятном, плоскостью, контрастным столкновением красочных пятен.

Большое внимание художник уделял графике, в особенности гравюре на дереве. Экспрессивно-беспредметные графические композиции украсили немецкую книгу стихов Кандинского «Звуки» (1913).

Участник множества русских и европейских выставок, художник умел консолидировать вокруг себя единомышленников. В 1901 он создал в Мюнхене группировку «Фаланга», в 1909 возглавил «Новое художественное общество - Мюнхен», в 1911 был инициатором возникновения объединения «Синий всадник» (см. СИНИЙ ВСАДНИК). В первом альманахе «Синего всадника» (1912) была помещена сценическая композиция Кандинского «Желтый звук» на музыку Ф. А. Гартмана - готовившаяся постановка, призванная синтезировать в органическом единстве цвет, свет, движение и музыку (не состоялась из-за начавшейся 1-й мировой войны).

В 1913 в Берлине вышла книга Кандинского «Живопись как чистое искусство» на немецком языке и альбом его работ (1901-1913).

Русские годы

С началом войны Кандинский, российский подданный, вынужден был покинуть Германию. Возвратившись на родину через Швейцарию и Балканы, он поселился в Москве; в 1916 посетил Швецию, в 1917 Финляндию. Его живописные работы предреволюционных и революционных лет обладали широким стилистическим диапазоном: продолжая создавать экспрессивно-абстрактные полотна («Смутное», Третьяковская галерея, «Сумеречное», Русский музей, обе 1917; «Белый овал», 1920, Третьяковская галерея, и др.), художник писал и обобщенно-реалистические натурные пейзажи («Москва. Зубовская площадь», «Зимний день. Смоленский бульвар», обе ок. 1916, Третьяковская галерея), не оставлял занятий живописью на стекле («Амазонка», 1917; «Дамы в кринолинах», ок. 1918, обе в Третьяковской галерее), а также создавал картины, сочетавшие фигуративные элементы и декоративно-беспредметное начало [«Москва I (Красная площадь, Третьяковская галерея; «Москва II», частное собрание, Мурнау, Германия, обе 1916].

После Октябрьской революции Кандинской активно включился в общественную деятельность. Был членом художественной коллегии Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, председателем Всероссийской закупочной комиссии при Музейном бюро Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, в 1919-1921 заведовал московским Музеем живописной культуры. Преподавал в Государственных художественных свободных мастерских и Вхутемасе (1918-1921), состоял профессором Московского университета. В 1921 живописец-теоретик разработал программу деятельности Института художественной культуры (Инхук), где руководил секцией монументального искусства. В печати регулярно появлялись статьи и теоретические работы Кандинского; так появилась и автобиографическая книга «Ступени» (М., 1918).

В январе 1921 Кандинский покинул Институт из-за внутренних разногласий. Вскоре был избран вице-президентом вновь созданной Российской Академии художественных наук, в которой руководил также физико-психологическим отделением. В декабре 1921 был откомандирован в Берлин для организации там филиала Академии и установления культурных связей с другими странами.

Переезд в Германию

В 1922 Кандинского пригласили преподавать в школу «Баухауз» (см. БАУХАУЗ), где ему были поручены занятия по стенной живописи, по теории формы. В изданиях «Баухауза» были опубликованы трактаты Кандинского, посвященные вопросам формообразования, цветоведения, сценическому синтезу искусств.

В живописи и графике Кандинский обратился к воплощению своеобразных космологический идей, интерес к которым возник у него еще в России (графическая серия «Малые миры», 1923). В 1924-1925 вместе с художниками Л. Фейнингером, А. Г. Явленским (см. ЯВЛЕНСКИЙ Алексей), П. Клее (см. КЛЕЕ Пауль) вошел в объединение «Синяя четверка».

В 1926 Кандинский опубликовал свой теоретический труд «Точка и линия на плоскости», переизданный во многих странах мира. Спроектировал и выполнил ряд монументальных работ (эскизы живописных панно для фойе «Свободной выставки», 1922; керамическое оформление музыкальной комнаты для Международной выставки в Берлине, 1931). Выступил как сценограф и режиссер в постановке сюиты М. П. Мусоргского (см. МУСОРГСКИЙ Модест Петрович) «Картинки с выставки» в театре Дессау (1928). В 1928 принял немецкое подданство.

В 1920-е гг. художник достигает всемирного признания, его персональные выставки и выставки «Синей четверки» прошли во многих музеях и галереях в странах Европы и США.

Во Франции

После закрытия нацистами школы «Баухауз» (1932) переехал в Берлин, а оттуда в конце 1933 - во Францию; поселился в Нейи-сюр-Сен, пригороде Парижа, где жил до самой смерти (французское гражданство получил в 1939).

Экспрессивно-органический стиль Кандинского трансформировался в 1920-1930-е гг.; композиции с широким использованием правильных геометрических элементов приобрели более упорядоченный характер («В черном квадрате», 1923, Музей Соломона Р. Гуггенхейма, Нью-Йорк; «Тринадцать квадратов», 1930, Национальный музей современного искусства, Париж, и др.). Творчество парижского периода, получившее наименование «синтетического», отмечено отпечатком воздействия сюрреалистической живописи («Разные части», «Вокруг круга», обе 1940, «Разнообразные действия», 1941, Городская галерея Ленбаххауз, Мюнхен, Германия, и др.).

Работы Кандинского были включены нацистами в экспозицию «Дегенеративное искусство» (Мюнхен, 1937), часть его произведений была уничтожена. Первые месяцы фашистской оккупации художник провел в Пиренеях. Отказавшись эмигрировать в США, в августе 1940 возвратился в Париж. В 1944 задумал создать комедийный фильм-балет на музыку Ф. А. Гартмана. В ноябре-декабре 1944 состоялась его последняя прижизненная персональная выставка в Париже.

Большой энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич (Kandinsky, Wassily)

(1866-1944), русский художник, один из создателей абстрактного искусства, родился 4 декабря 1866 в Москве. В 1885-1893 Кандинский учился на юридическом факультете Московского университета, но уже спустя два года выставка французских импрессионистов в Москве окончательно утвердила в нем желание стать художником. Он отказался от места профессора в Дерптском университете в Эстонии и в 1896 уехал в Мюнхен учиться живописи. В Мюнхене Кандинский учился в школе Антона Ашбе, где познакомился с художником-экспрессионистом Алексеем Явленским, в 1900 перешел в Академию художеств в класс художника и скульптора Франца Штука. В 1901 Кандинский основал художественное общество "Фаланга", которое занималось организацией выставок молодых художников; годом позже стал президентом общества. В 1902 Кандинский стал членом Берлинского Сецессиона. В 1904-1907 путешествовал по Голландии, Северной Африке, Италии и Франции, а в 1908-1914 жил в Мюнхене. Кандинский испытал влияние югендстиля (модерна), элементов народного искусства и фовизма и постепенно приближался к абстракционизму. В 1910 он создал свою первую беспредметную картину и написал книгу О духовном в искусстве, в которой сформулировал основные принципы абстрактного искусства. В этом же году он познакомился с немецким художником Францем Марком, а в следующем - с Августом Маке и Паулем Клее. Вместе они основали группу "Синий всадник". К ним примкнули композиторы Арнольд Шенберг, Антон фон Веберн и Альбан Берг. До Первой мировой войны эта группа была центром модернизма в Германии. В начале войны Кандинский вернулся в Россию и после революции занимал разные должности в культурных учреждениях, созданных новым правительством. В 1922 художник вновь уехал в Германию, вместе с Вальтером Гропиусом принимал деятельное участие в создании Баухауза и преподавал в этой школе вплоть до ее закрытия нацистами в 1932, после чего уехал в Париж. Умер Кандинский в Нейи-сюр-Сен близ Парижа 13 декабря 1944.

<a href='/dict/василий' class='wordLink' target='_blank'>ВАСИЛИЙ</a> <a href='/dict/кандинский' class='wordLink' target='_blank'>КАНДИНСКИЙ</a>. <a href='/dict/синий' class='wordLink' target='_blank'>СИНИЙ</a> <a href='/dict/всадник' class='wordLink' target='_blank'>ВСАДНИК</a>

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ. СИНИЙ ВСАДНИК

<a href='/dict/василий' class='wordLink' target='_blank'>ВАСИЛИЙ</a> <a href='/dict/кандинский' class='wordLink' target='_blank'>КАНДИНСКИЙ</a>. <a href='/dict/фреска' class='wordLink' target='_blank'>ФРЕСКА</a> <a href='/dict/для' class='wordLink' target='_blank'>ДЛЯ</a> <a href='/dict/кэмпбелла' class='wordLink' target='_blank'>КЭМПБЕЛЛА</a>

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ. ФРЕСКА ДЛЯ КЭМПБЕЛЛА

ЛИТЕРАТУРА

Сарабьянов Д.В., Автономова Н.Б. Василий Кандинский: Путь художника. Художник и время. М., 1994

Полезные сервисы

кандинский виктор хрисанфович

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

кандинский, василий васильевич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

В.В. <a href='/dict/кандинский' class='wordLink' target='_blank'>Кандинский</a>. <a href='/dict/импровизация' class='wordLink' target='_blank'>Импровизация</a>. <a href='/dict/мечтательное' class='wordLink' target='_blank'>Мечтательное</a>. 1913. <a href='/dict/мюнхен' class='wordLink' target='_blank'>Мюнхен</a>, <a href='/dict/германия' class='wordLink' target='_blank'>Германия</a>. <a href='/dict/городская' class='wordLink' target='_blank'>Городская</a> <a href='/dict/галерея' class='wordLink' target='_blank'>галерея</a> в <a href='/dict/ленбаххаузе' class='wordLink' target='_blank'>Ленбаххаузе</a>.

В.В. Кандинский. "Импровизация. Мечтательное". 1913. Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе.

КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич (1866 - 1944), российский живописец и график. Один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства. Автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий ("Смутное", 1917). Участвовал в организации общества "Синий всадник" и Института художественной культуры. В 1907 - 14 и с 1921 жил за границей.

г. Картон, масло." alt="В.В. Кандинский. Мурнау. 1908 г. Картон, масло.">

В.В. Кандинский. "Мурнау". 1908 г. Картон, масло.

г. Холст, масло." alt="В.В. Кандинский. Импровизация холодных форм. 1914 г. Холст, масло.">

В.В. Кандинский. "Импровизация холодных форм". 1914 г. Холст, масло.

г. Холст, масло." alt="В.В. Кандинский. Москва. Красная площадь. 1916 г. Холст, масло.">

В.В. Кандинский. "Москва. Красная площадь". 1916 г. Холст, масло.

г. Холст, масло." alt="В.В. Кандинский. Смутное. 1917 г. Холст, масло.">

В.В. Кандинский. "Смутное". 1917 г. Холст, масло.

Полезные сервисы

кандинский, виктор хрисанфович