Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

кордова

Энциклопедический словарь

Кордова - I

(Cordoba), город в Аргентине, административный центр провинция Кордова. 1,2 млн. жителей (1991). Важный промышленный и культурный центр страны. Международный аэропорт. Транспортное машиностроение и металлургия, химическая, пищевкусовая, кожевенно-обувная промышленность. Университет. Музеи: ботанический и изящных искусств. Архитектурные памятники XVII-XVIII вв. Основан в 1573.

II

город в Испании, в Андалусии, на р. Гвадалквивир, административный центр провинции Кордова. 316 тыс. жителей (1994). Цветная металлургия, машиностроение, пищевкусовая, текстильная промышленность. Университет. Провинциальный музей изобразительных искусств, археологический музей. В 756-929 столица Кордовского эмирата, в 929-1031 - Кордовского халифата. Собор [до XIII в. мечеть (начатая в 785), одна из крупнейших в мире], церковь Сан-Пабло (романская, XIII в.), Сан-Николас (XIII в.), церковь монастыря Кармен Кальсадо (XVI в.).

Большой энциклопедический словарь

КОРДОВА - город в Испании, в Андалусии, на р. Гвадалквивир, административный центр пров. Кордова. 300 тыс. жителей (1991). Цветная металлургия, машиностроение, пищевкусовая, текстильная промышленность. Университет. Провинциальный музей изобразительных искусств, археологический музей. В 756-929 столица Кордовского эмирата, в 929-1031 Кордовского халифата. Собор КОРДОВСКИЙ ХАЛИФАТ - мусульманское государство на Пиренейском п-ове со столицей в Кордове. Возникло в 929 из Кордовского эмирата, основано в 756 Омейядом Абдаррахманом I. Период наибольшего расцвета - 10 в., правление Абдаррахмана III, аль-Хакама II (961-976), Мансура. В 1031 распался на мелкие эмираты.

Синонимы к слову кордова

сущ., кол-во синонимов: 1

город (2765)

Грамматический словарь

Ко́рдо́ва ж 1а (Ко́-♠)

Сканворды для слова кордова

- Город в Аргентине.

- Испанский футбольный клуб.

- Название этого города в Испании происходит от финикийского селения Karta Tuba - «большой город».

- Родной город римских философов Сенеки Старшего и Сенеки Младшего, поэта Лукана, философов Ибн Рушда и Маймонида.

- Второй по величине город в Аргентине.

- Провинция в Испании.

- Город в Испании.

Полезные сервисы

кордова (cordoba)

Большой энциклопедический словарь

КОРДОВА (Cordoba) - город в Аргентине, административный центр пров. Кордова. 1,2 млн. жителей (1991). Важный промышленный и культурный центр страны. Международный аэропорт. Транспортное машиностроение и металлургия, химическая, пищевкусовая, кожевенно-обувная промышленность. Университет. Музеи: ботанических и изящных искусств. Архитектурные памятники 17-18 вв. Основан в 1573.

Полезные сервисы

кордова (город в аргентине)

Энциклопедический словарь

КОРДОВА (город в Аргентине) - КО́РДОВА (Cordoba), город в Аргентине, административный центр пров. Кордова. Население 1,513 млн человек (2004, с пригородами 1,581 млн человек). Важный промышленный и культурный центр страны. Международный аэропорт. Транспортное машиностроение и металлургия, химическая, пищевкусовая, кожевенно-обувная промышленность. Университет. Музеи: ботанических и изящных искусств. Архитектурные памятники 17-18 вв. Основан в 1573.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

КОРДОВА, город в Аргентине, на Панамериканском шоссе. 1,18 млн. жителей. Международный аэропорт. Авто- и самолетостроение, металлургия и металлообработка, химическая промышленность. Университет (1613). Музеи: провинциальный изящных искусств, ботанический. Собор (16 - 18 вв.), комплекс иезуитской миссии (17 в.), монастыри и дома 17 - 18 вв. Основан в 1573.

Полезные сервисы

кордова (город в испании)

Энциклопедический словарь

КОРДОВА (город в Испании) - КО́РДОВА (Cordoba, Cordova), город на юге Испании, в Андалусии (см. АНДАЛУСИЯ), на р. Гвадалквивир (см. ГВАДАЛКВИВИР), на высоте 123 м над уровнем моря, близ южных склонов Сьерра-Морены (см. СЬЕРРА-МОРЕНА). Административный центр провинции Кордова. Население 309,9 тыс. человек (2004).

Цветная металлургия, машиностроение, пищевкусовая, текстильная промышленность. Виноделие, производство оливкового масла.

Университет. Провинциальный музей изобразительных искусств (полотна Мурильо (см. МУРИЛЬО Бартоломе Эстебан), Сурбарана (см. СУРБАРАН Франсиско), Гойи (см. ГОЙЯ Франсиско) и др.), археологический музей (сокровища вестготов), муниципальный музей корриды, музей Хулио Ромеро де Торреса и др. Кордова - родина римских философов Сенеки Старшего и Сенеки Младшего (см. СЕНЕКА Луций Анней), поэта Лукана (см. ЛУКАН Марк Анней), философов Ибн Рушда (см. ИБН РУШД) (Аверроэс) и Маймонида (см. МАЙМОНИД Моисей) и др.

Исторический очерк

Кордова (в древности Кордуба) известна со времен финикийской (см. ФИНИКИЯ) колонизации. По свидетельству Страбона (см. СТРАБОН) и Птолемея (см. ПТОЛЕМЕЙ Клавдий), Кордова была центром иберийского (см. ИБЕРЫ (древние племена Испании)) племени турдетанов (см. ТУРДЕТАНЫ). Жители Кордовы участвовали в походе Ганнибала (см. ГАННИБАЛ (полководец)) на Рим, позже - в войнах Вириата (см. ВИРИАТ), Сертория (см. СЕРТОРИЙ Квинт). Во второй Пунической войне (см. ПУНИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ) (218-201 гг. до н. э.) Кордова была захвачена римлянами. При Августе (см. АВГУСТ (император)) - главный город римской провинции Бетика (см. БЕТИКА).

Позже была завоевана вандалами (см. ВАНДАЛЫ), Византией (см. ВИЗАНТИЯ), в 572 вестготами (см. ВЕСТГОТЫ). В 711, после продолжительного сопротивления и из-за предательства, Кордова была взята войсками арабского полководца Тарика бен Саида.

В 756 при Абдаррахмане I (см. АБДАРРАХМАН I) из династии Омейядов (см. ОМЕЙЯДЫ) Кордова стала столицей Кордовского эмирата (756-929 гг.), а в 929 при Абдаррахмане III (см. АБДАРРАХМАН III) - Кордовского халифата (см. КОРДОВСКИЙ ХАЛИФАТ) (929-1031 гг.), независимого от могущественного Арабского халифата (см. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ) с центром в Багдаде (см. БАГДАД).

При Абдаррахмане I (см. АБДАРРАХМАН I) город начал стремительно расти и строиться. В это время он насчитывал 500 тыс. жителей - больше, любой другой европейский город того времени. Было возведено большое количество мечетей, 800 школ, 600 караван-сараев (см. КАРАВАН-САРАЙ), 900 бань и 50 больниц.

Наивысшего своего расцвета и могущества город достиг в 10 в. во времена Кордовского халифата. По данным средневековых источников, в городе, где проживало уже около 1 млн. жителей, насчитывалось более 113 тыс. домов простых горожан и более 60 тыс. домов знати, около 4 тыс. бань, множество ремесленных мастерских и лавок торговцев. Кордова славилась производством керамики, тончайших изделий из золота, серебра, хрусталя, слоновой кости.

9-10 вв. - время расцвета культуры и науки в Кордове. В арабском мире, а затем и во всей Европе Кордову называли «вторым Багдадом», «украшением мира» и «обителью наук». Кордовский университет в 9-10 вв. был знаменитейшим в Европе, здесь обучалось около 10 тыс. студентов из разных стран Запада и Востока. Практически все население города (включая и женщин) было грамотным. В городе насчитывалось около 70 библиотек, самой большой была библиотека халифа аль-Хакима II (открыта в 915, насчитывала около 600 тыс. томов, в т. ч. редчайшие манускрипты).

После распада Кордовского халифата в 1031 Кордова сохраняла свою самостоятельность до 1070, когда была подчинена эмиром Севильи (см. СЕВИЛЬЯ). В ходе Реконкисты (см. РЕКОНКИСТА) в 1236 Кордова была взята войсками Фердинанда III и перешла под власть кастильских королей, и историческая судьба ее переплелась с судьбами Кастилии (см. КАСТИЛИЯ), а затем Испании.

Архитектура, планировка, достопримечательности

Современная Кордова сохранила нерегулярную планировку своего центра и приземистые оштукатуренные дома в мавританском стиле с глухими фасадами и внутренними двориками-патио (см. ПАТИО).

Большая колонная мечеть-собор (Мескита) Кордовы (785 - начало 11 в.) с ажурными мраморными арками, изысканной мавританской мозаикой и ракушкообразными сводами считается одной из крупнейших в мире. Первое здание мечети построил Абдаррахман I, позднее ее значительно расширили (до 22 тыс. м2) Абдаррахман II, Аль-Хакам II и Аль-Мансур.

Молитвенный зал мечети насчитывает 850 колонн из мрамора, гранита и яшмы. Мозаичные панно из голубого и розового мрамора халифам Кордовы были подарены императором Константином VII (см. КОНСТАНТИН VII Багрянородный). Мечеть обнесена стеной (высотой 8 - 20 м) с башнями и зубцами, придающими ей вид неприступной крепости. В 1236 Фердинанд III приказал перестроить Большую колонную мечеть в христианский храм: вдоль внутренних стен были возведены капеллы, минарет (высотой 93 м) превратили в колокольню Торре-дель-Альминар (Башня минарета). Первая христианская капелла - Капилья-де-Вильявисьоса (1371), построенная мастерами-мудехарами (см. МУДЕХАРЫ).

Королевский дворец Алькасар, или Дворец христианских королей (1328, ныне музей) был построен Альфонсом XI на месте дворца (8 в.) Абдаррахмана I. Алькасар был королевской резиденцией вплоть до освобождения Гранады (см. ГРАНАДА (город в Испании)), позже здесь разместилась инквизиция (см. ИНКВИЗИЦИЯ).

16-арочный Римский мост через Гвадалквивир (Пуэyнте-Романо; длина 223 м) мавританской постройки (719). Колонна архангела Рафаила (1651) и зубчатая мавританская сторожевая башня Калаорра (перестроена в 1369) - всего в Кордове насчитывалось 132 различные по форме башни. Ворота-дель-Пуэнте («Ворота моста», 1571, архитектор Эрнан Руис). Церковь Сан-Николас (13-16 вв.) с колокольней (15 в., бывший мавританский минарет), романская церковь Сан-Пабло (13 в.), готическая церковь Сан-Лоренсо (14 в.), церковь монастыря Кармен Кальсадо (1580), синагога (1315), ратуша (1594-1631 гг.), часовня Сан-Бартоломе, дворец Виана (ныне музей) с 14 внутренними двориками.

Близ Кордовы - дворец Медина-Асаара (10 в., построен халифом Абдаррахманом III (см. АБДАРРАХМАН III)).

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Кордова. Бывшая Большая мечеть (ныне собор). Интерьер.

Кордова. Бывшая Большая мечеть (ныне собор). Интерьер.

КОРДОВА, город в Испании, на реке Гвадалквивир. 300 тыс. жителей. Цветная металлургия, машиностроение, пищевкусовая, текстильная промышленность. Университет. Музеи: провинциальный изобразительных искусств, археологический. В 756 - 929 столица Кордовского эмирата, в 929 - 1031 - Кордовского халифата. В Кордове - одна из крупнейших в мире мечетей (8 - 10 вв.), с 13 в. собор; романские и готические церкви, мавританские дома с глухими фасадами.

Полезные сервисы

кордовик

Словарь ударений

кордови́к, -а́

Словарь галлицизмов русского языка

КОРДОВИК а, м. corde f. Разг. Участник соревнований по кордовым (движущимся по кругу на привязи) авто- и авиамоделям. В Тбилиси стартовали кордовики. Жаркая погода, более сорока градусов, низкое давление воздуха немного усложнили запуски моделей. Комс. 26. 8. 1965. // СМ-60: кордови/к.

Полезные сервисы

кордовник

Толковый словарь Даля

КОРДОВНИК - ? муж. пищалки южн. болотное растение аир, ир? или это морковник? или кардовник, Sparganium?

Полезные сервисы

кордовой

Толковый словарь

м.

Тот, кто гоняет лошадь на корде [корда 1.].

Толковый словарь Ушакова

КОРДОВО́Й, кордового, муж. (воен.). Тот, кто гоняет лошадь на корде.

Орфографический словарь

кордово́й, -о́го (к ко́рда)

Словарь ударений

кордово́й, -о́го (к ко́рда)

Формы слов для слова кордовой

кордово́й, кордовы́е, кордово́го, кордовы́х, кордово́му, кордовы́м, кордовы́ми, кордово́м

Синонимы к слову кордовой

прил., кол-во синонимов: 2

Грамматический словарь

кордово́й мо <п 1b> (рабочий)

Словарь галлицизмов русского языка

КОРДОВОЙ ого, м. corde f. воен. Тот, кто гоняет лошадь на корде. Уш. 1934. Спортсмен, который держит корду, стоя в середине круга, и наблюдает за движением лошади. Спорт 1993. Тренер или спортсмен, который находясь в центре круга. управляет лошадью кордой и и бичом. Коневодство. - Лекс. Уш. 1934: кордово/й.

Сканворды для слова кордовой

- Тот, кто гоняет лошадь по кругу на верёвке.

Полезные сервисы

кордовский

Орфографический словарь

ко́рдо́вский (от Ко́рдо́ва)

Полезные сервисы

кордовский халифат

Энциклопедический словарь

Кордо́вский халифа́т - мусульманское государство на Пиренейском полуострове со столицей в Кордове. Возникло в 929 из Кордовского эмирата, основано в 756 Омейядом Абдаррахманом I. Период наибольшего расцвета - X в., правление Абдаррахмана III, аль-Хакама II (961-976), аль-Мансура. В 1031 распался на мелкие эмираты.

* * *

КОРДОВСКИЙ ХАЛИФАТ - КО́РДО́ВСКИЙ ХАЛИФА́Т, мусульманское государство на Пиренейском полуострове. Кордовский халифат являлся политическим преемником Кордовского эмирата, переживавшего глубокий упадок. В 912 умер последний кордовский эмир Абд Алла (888-912), оставив страну во власти мятежей, раздробленную сепаратистски настроенными подданными. Преемником на кордовском троне он назначил своего внука Абд ар-Рахмана, впоследствии великого халифа. Абд Алла уделял особое внимание воспитанию внука, рано увидев в юноше недюжинный ум, дальновидность и настойчивость.

Абд ар-Рахман (Абдаррахман III (см. АБДАРРАХМАН III)) принял титур эмира, когда ему был 21 год. Свое правление он начал с восстановления мира на испаномусульманских территориях и укрепления центральной власти. В 913 и 917 были окончательно приведены к повиновению арабская аристократия Севильи и Кармоны; Севилья вновь была включена в Андалусскую корону. В последующие годы эмир установил действенный контроль над марками. В Нижней марке это было отмечено передачей ему Бодахоса; в Средней - сдачей, после двухлетней осады, Толедо; в Верхней - восстановлением своей власти в Сарагосе, которая предпочла стать вассалом Леонского королевства.

Взятие Бобастро и прочие военные успехи принесли Абдаррахману III огромную популярность, на волне которой в 916/29 он принял титул халифа и «главы правоверных» и присоединил к своему титулу почетное имя ан-Насир ли-Дини-л-лах («тот, кто победоносно сражается за веру Господа»). Этот акт утверждал независимость правителя ал-Андалуса от какой-либо высшей мусульманской власти. Абд ар-Рахман аргументировал свои притязания ссылками на происхождение от дамасских халифов (испанские Омейяды (см. ОМЕЙЯДЫ) - прямые потомки Омейядов, изгнанных из Дамаска Аббасидами (см. АББАСИДЫ) в 750). С юридической точки зрения действия Абдаррахмана были беспрецедентны и свидетельствовали как о реально существовавшей независимости Кордовы от Багдада, так и о переосмыслении самого понятия власти халифа.

Достоинство, которое сообщал новый титул, хорошо сочеталось с политическими успехами нового халифа. Во внешней политике андалусский правитель сосредоточился прежде всего на борьбе против христианской Испании и против влияния Фатимидов (см. ФАТИМИДЫ) в Северной Африке. Еще до принятия титула халифа Абдаррахману удалось положить конец христианским рейдам на мусульманскую территорию (экспедиции 920 и 924). Однако распространение мусульманского влияния было приостановлено во время правления Рамиро II, короля Леона (932-50). Самой крупной победой Рамиро была битва при Симанкасе в 939, когда громоздкая мусульманская армия была обращена в бегство и понесла большие потери из-за того, что Рамиро предусмотрительно вырыл в тылу мусульман ров. Со смертью Рамиро II в 950 в христианских государствах вспыхивают междоусобицы, что сильно их ослабляет.

951-61 гг. приносят невиданное укрепление власти и влияния Абдаррахмана. Сюзеренитет халифа и его преемников признают король Леона, королева Наварры и графы Кастилии и Барселоны, что подтверждается ежегодной выплатой дани; отказ от уплаты приводил к карательным рейдам. Тогда же разрушаются или передаются мусульманам большая часть укреплений. Таким образом, с 960 и до конца столетия мусульманский контроль над Пиренейским полуостровом достигает наивысшей точки. Стратегия создания политически зависимых единиц, применяемая испано-мусульманскими правителями, была скорее феодальной и определялась, видимо, нехваткой сил у мусульманских властей, вынужденных в результате довольствоваться вассальной зависимостью побежденных.

К 931 в результате ряда военных предприятий Абдаррахман стал сюзереном большого региона от Алжира до Сиджилмасы. Однако после похода фатимидского военачальника Джаухара в 959 под властью халифа остались лишь Танжер и Сеута. Это положение было исправлено только после 972, когда интересы Фатимидов (см. ФАТИМИДЫ) переместились на восток, а их столица была перенесена в Египет. После походов 973 и 974 Омейяды вернули себе часть потерянных земель и восстановили былое положение. Абдаррахман III установил официальные контакты с Византией, обмениваясь посольствами и подарками с Константином VII Багрянородным (см. КОНСТАНТИН VII Багрянородный). Германский император Оттон I (см. ОТТОН I Великий) и граф Барселонский также присылали своих представителей в Кордову.

В ноябре 961 Абдаррахман III умер, оставив трон своему пятидесятилетнему сыну ал-Хакаму II (Аль-Хакиму) (961-76). При этом халифе, интеллектуале и библиофиле, ал-Андалус процветал, сохраняя и укрепляя власть мусульман на полуострове и в Северной Африке; он становился одним из наиболее активных центров мусульманской цивилизации. Ал-Хакаму II наследовал его сын, малолетний и неспособный к уравлению страной Хишам II (976-1013). После интриг власть в стране захватывает Мухаммад ибн Аби Амир, находящийся с 978 на должности хаджиба (управителя дворца).

Ибн Аби Амир никогда не претендовал на халифский титул, но сконцентрировал в свих руках все нити гсударственного управления. Он поощрял чувственные излишества молодого халифа и держал его в стороне от всякой государственной деятельности. Мать Хишама прнцесса Субх (баскская наложница ал-Хакама II) ничего не могла сделать, чтобы помочь сыну. Окончательно все ее попытки потерпели неудачу, когда ибн Аби Амир перевел администрацию из Алькасара в Кордове в свой собственный новый дворец Мадина аз-Захира. В 981 хаджиб принял титул ал-Мансур (см. МАНСУР) би-л-лах («Победоносный с божьей помощью»), который у христианских хронистов известен как Альмансор. он также получил право быть упомянутым после халифа в пятничной молитве - хутбе. Период с 981 по 1008, время правления ибн Аби Амира и его сына Абд ал-Малика, может быть назван амиридской диктатурой.

«Царствование» ал-Мансура известно военными победами (ему приписывают 57 успешных походов). При расширяется территория, прочно удерживаемая мусульманами, укрепляются отношения сюзеренитета с христианскими королевствами. Большая часть походов была направлена против Леона и Кастилии или против полунезависимых феодалов Пиренейского полуострова. В 985 мусульмане вышли на Барселону, в 997 были разграблены и разрушены церковь и монастырь Сантьяго де Компостела (см. САНТЬЯГО-ДЕ-КОМПОСТЕЛА). Только сама гробница святого осталась нетронутой. В 1000 ал-Мансор разбил соединенное войско христианских государей. Влияние ал-Андалуса распространилось и на Северную Африку: в 998 сын ал-Мансура обосновался в Фесе почти как вице-король. Военная активность Кордовы не падала и при Абд ал-Малике. После успешной экспедиции 1007 халиф пожаловал ему титул ал-Музаффар (Победоносный). Абд ал-Малик правил после смерти своего отца в течение шести лет и казался если не равным ему, то все же весьма умелым администратором и талантливым военачальником. Он умер при загадочных обстоятельствах в 1008.

С этого времени и по 1031 наступает один из самых трагических периодов в истории ал-Андалуса. С вершин богатства, могущества и расцвета культуры страна ввергается в междоусобицы, упадок центральной власти. После Хишама II халифатом в этот период управляли шесть членов рода Омейядов и еще трое из наполовину берберского рода Хаммудидов. В 1031 совет министров, собравшийся в Кордове, провозгласил власть государственного совета. На практике он правил только районом Кордовы. К этому времени тридцать городов полуострова обзавелись более или менее независимыми правителями. Так началась эпоха «мулук ат-таваиф» («удельных князьков»).

Государство Омейядов было автократией: халиф распоряжался внутренними и внешними делами, осуществлял верховное командование армией, распоряжался жизнью и смертью своих подданных. С 929 на пятничной молитве благословление божье призывалось не на аббасидского халифа, как это было раньше, а на кордовского правителя. При государе состоял первый министр с титулом хаджиба (везира - на Востоке), Ал-Андалус состоял из 21 провинции и трех марок, служивших военным рубежом на севере. Во главе провинции стоял вали (губернатор); графы отвечали за сбор пошлин с немусульманских общин. Они были весьма многочисленны, и им предоставлялась автономия, включая и наличие своих судей. К аппарату управления косвенно принадлежали и законоведы, чье влияние усиливается при ал-Хакаме II.

Кордовские халифы, сами весьма образованные люди, покровительствовали искусствам и наукам, особенно заботясь о поддержании культурной преемственности от Багдада. Ал-андалусские мусульмане продолжали считать себя частью мусульманского мира, центром которого по-прежнему оставался Багдад. Именно оттуда в Кордову приходят новые идеи государственного управления, учения различных правовых школ, правила церемониала, наука о прочтении Корана и многое другое. Испано-мусульманские ученые, поэты, законоведы считают необходимым учиться у восточных учителей и совершают поездки в Сирию.

При дворе в Кордове принимаются знаменитый филолог ал-Кали (941), работает историк Табари Ариб, творит поэт и грамматик ал-Зубайди. Хронисты донесли до нас сведения о необыкновенной библиотеке ал-Хакама II, насчитывавшей более 400 тыс. томов. Еще не будучи халифом, ал-Хакам заботился о пополнении библиотеки, заказывая профессиональным переписчикам манускрипты, которых не было в халифской библиотеке; он также нанимал людей, чтобы сверять копии с оригиналами, дабы не вкрались ошибки. Ал-Хакам обнаружил один из первых экземпляров знаменитой Китаб ал-Агани (Книги песней) - истории арабской поэзии и музыки Абу-ль-Фараджа аль-Исфахани (см. АБУ-ЛЬ-ФАРАДЖ). Активность халифов распространялась и на область архитектуры. И Абдаррахман, и Хакам II, и затем ибн Аби Амири расширяли и усовершенствовали конструкцию Кордовской мечети. Абдаррахман III, приняв титул халифа, начал строительство новой резиденции Мадина аз-Захра, которое было закончено спустя 40 лет. Кордовские правители также уделяли много внимания поддержанию дорог, мостов, водоснабжения и строительству укреплений.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

КОРДОВСКИЙ ХАЛИФАТ, мусульманское государство на Пиренейском полуострове со столицей в Кордове. Возникло в 929 из Кордовского эмирата, основан в 756 Омейядом Абдаррахманом I. Период наибольшего расцвета - 10 в., правление Абдаррахмана III (929 - 961), аль-Хакама II (961 - 976), аль-Мансура (976 - 1002). В 1031 распался на мелкие эмираты.

Орфографический словарь

Ко́рдо́вский халифа́т (ист.)

Полезные сервисы

кордовый

Толковый словарь

I прил.

1. соотн. с сущ. корд I, связанный с ним

2. Свойственный корду [корд I], характерный для него.

3. Изготовленный из корда [корд I 1.].

II прил.

1. соотн. с сущ. корд II, связанный с ним

2. Свойственный корду [корд II], характерный для него.

3. Изготовленный из корда [корд II 1.].

III прил.

1. соотн. с сущ. корда, связанный с ним

2. Удерживаемый на корде [корда 2.] (об авто- и авиамоделях при движении их по кругу).

Академический словарь

-ая, -ое. спец.

прил. к корд.

Орфографический словарь

ко́рдовый (к корд и ко́рда)

Словарь ударений

ко́рдовый (к ко́рд и ко́рда)

Синонимы к слову кордовый

прил., кол-во синонимов: 1

Омонимы к слову кордовый

кордовый I

связанный с кордом

свойственный корду

сделанный из корда

кордовый II

связанный с кордой

свойственный корде

Морфемно-орфографический словарь

ко́рд/ов/ый.

Словарь галлицизмов русского языка

КОРДОВЫЙ ая, ое. cord m. То же, что кордный. Кордная шина. БАС-1. Кордовая покрышка. Лотте 1931. // ИОТ 53. - Лекс. БАС-1: ко/рдовый.

Полезные сервисы