Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

вермер делфтский ян

Энциклопедия Кольера

ВЕРМЕР ДЕЛФТСКИЙ Ян (Vermeer, Jan)

(1632-1675), голландский живописец. Его умение использовать различные оттенки цвета для передачи фактуры и формы предметов осталось непревзойденным в истории живописи. Художник известен также под именем Ян ван дер Меер ван Делфт. Родился в Делфте в 1632. Учителя Вермера неизвестны; в его работах чувствуется влияние мастеров утрехтской школы (Хонтхорст, Тербрюгген, Пеленбург) и Карела Фабрициуса (ум. 1654). В 1653 Вермер вступил в гильдию св. Луки; он четырежды избирался в ее правление. Вермер умер в Делфте и был похоронен 15 декабря 1675. Вермер работал над своими картинами очень медленно и тщательно, поэтому его наследие невелико, и после смерти художника оно оказалось сосредоточенным в руках нескольких человек. В каталоге аукциона, проходившего 16 мая 1696, значится двадцать одна картина; сегодня из них известны шестнадцать. Вопреки усердным поискам неизвестных картин Вермера, которыми занимаются современные коллекционеры и исследователи, - поискам, которые в 1930-е годы привели к появлению нескольких очень удачных подделок, - число подлинных картин мастера очень невелико: тридцать девять или сорок. Излюбленный сюжет Вермера - женщина, занятая каким-либо тихим домашним делом: служанка, наливающая молоко; дама за чтением, примеряющая жемчужное ожерелье, взвешивающая золото, музицирующая, плетущая кружева и т.п. Иногда женщин сопровождают кавалеры, однако число персонажей всегда невелико. Они, как правило, поглощены своим занятием, но иногда один из персонажей изображен смотрящим на зрителя. Среди немногочисленных картин на другие сюжеты особенно замечательны два пейзажа, Вид Делфта (Гаага, Маурицхейс) и Улочка (Амстердам, Рейксмузеум), отличающиеся удивительной безмятежностью и уравновешенностью. Для ранних работ Вермера, выполненных в 1650-е годы, характерно большее разнообразие сюжетов и большая живописная свобода, чем для его позднейших произведений. В картинах 1660-х годов он отдавал предпочтение холодным светлым тонам и математически точно рассчитанным композициям; произведения последних лет выделяются особенно высоким мастерством исполнения.

ЯН <a href='/dict/вермер' class='wordLink' target='_blank'>ВЕРМЕР</a>. <a href='/dict/дама' class='wordLink' target='_blank'>ДАМА</a> У <a href='/dict/клавесина' class='wordLink' target='_blank'>КЛАВЕСИНА</a>

ЯН ВЕРМЕР. ДАМА У КЛАВЕСИНА

ЯН <a href='/dict/вермер' class='wordLink' target='_blank'>ВЕРМЕР</a>. <a href='/dict/географ' class='wordLink' target='_blank'>ГЕОГРАФ</a>

ЯН ВЕРМЕР. ГЕОГРАФ

"Кружевница". 1664-65. Лувр. Париж.

Вермер достиг совершенства в передаче тончайших оттенков света, скрадывающего контуры освещенных предметов и фигур, а также в использовании перспективных построений для создания ощущения участия зрителя в изображенном действии. Произведения Вермера более, чем картины других мастеров, отражают атмосферу домашнего быта Голландии 17 в., эпохи расцвета ее городской культуры.

ЛИТЕРАТУРА

Лазарев В.Н. Ян Вермеер Дельфтский. М., 1933 Ротенберг Е. Ян Вермеер Дельфтский. Альбом репродукций. М., 1964 Золотов Ю.К. Вермер Делфтский [[Альбом]]. М., 1995

Полезные сервисы

корреджо антонио

Энциклопедия Кольера

КОРРЕДЖО Антонио (Corregio, Antonio Allegri da)

(ок. 1489-1534), итальянский живописец, родился в городке Корреджо близ Модены. Учился у Бьянки Феррари в Модене, а после его смерти уехал в Мантую; там он видел произведения Андреа Мантеньи и его учеников. В работах Корреджо, выполненных в эти годы, чувствуется и влияние Леонардо да Винчи, но неизвестно, где и когда он познакомился с его творчеством. Образцы раннего стиля художника - картины Обручение св. Екатерины (Лувр) и Мадонна со св. Франциском (ок. 1515, Дрезден, Картинная галерея).

<a href='/dict/антонио' class='wordLink' target='_blank'>АНТОНИО</a> <a href='/dict/корреджо' class='wordLink' target='_blank'>КОРРЕДЖО</a>. <a href='/dict/оплакивание' class='wordLink' target='_blank'>ОПЛАКИВАНИЕ</a>

АНТОНИО КОРРЕДЖО. ОПЛАКИВАНИЕ

В 1518 Корреджо уехал в Парму. В это время в его произведениях (например, во фреске плафона монастыря Сан Паоло) появляются тенденции к иллюзионизму, которые затем будут развиты в росписи купола церкви Сан Джованни Эванджелиста, где в 1520-1522 Корреджо написал композицию Вознесение Христа. Следующий по времени заказ - фреска Вознесение Богоматери в куполе Пармского собора, начатая ок. 1525. Эта роспись стала образцом для многих последователей Корреджо. Он продолжал работы в соборе примерно до 1530. Росписи, оставшиеся неоконченными после смерти художника в 1534, были завершены его учениками. В последний период своего творчества мастер писал также картины на мифологические, аллегорические и религиозные сюжеты; среди них - День (Мадонна со св. Иеронимом, ок. 1528, Парма, Национальная галерея) и Ночь (Поклонение пастухов, ок. 1530, Дрезден, Картинная галерея), Леда с лебедем (ок. 1532, Берлин, Далем), Юпитер и Антиопа (1521-1525, Париж, Лувр). В отличие от большинства своих современников он не стремился обрести влиятельных покровителей и поселиться в одном из крупных художественных центров Италии, а вел тихую и спокойную жизнь в Мантуе, Модене, Парме и своем родном городке Корреджо, куда он возвратился за четыре года до смерти. В большей степени, чем какие-либо внешние факторы, на формирование стиля зрелого периода творчества Корреджо повлияли его характер и образ жизни. Чтобы подчеркнуть красоту форм и поверхностей, он стремился использовать не умозрительные перспективные построения, а плавное движение фигур в пространстве, не очень яркий колорит и эффектные контрасты света и тени.

ЛИТЕРАТУРА

Ротенберг Е.И. Искусство Италии. Средняя Италия в период Высокого Возрождения. М., 1974

Полезные сервисы

екатерина павловна

Энциклопедический словарь

ЕКАТЕРИНА ПАВЛОВНА - ЕКАТЕРИ́НА ПА́ВЛОВНА [10 (21) мая 1788, Царское Село - 29 декабря 1819, Штутгарт), четвертая дочь Павла I (см. ПАВЕЛ I Петрович), принцесса Ольденбургская (1809), королева Вюртемберга (1816).

Была любимицей императора Александра I (см. АЛЕКСАНДР I Павлович). Г. Р. Державин (см. ДЕРЖАВИН Гаврила Романович) посвятил ей одно из своих посланий. В нее был влюблен князь П. И. Багратион (см. БАГРАТИОН Петр Иванович).

Воспитание Екатерины Павловны началось под наблюдение императрицы и под руководством графини Ливен. Она знала несколько европейских языков, латынь, хорошо говорила и писала по-русски, что было редкостью для высшего света конца 18 в. Музицировала, прекрасно рисовала, даже занималась гравированием. Ей преподавали математику; политическую экономию, историю и географию.

К ней сватались австрийский император Франц I, эрцгерцоги австрийские Фердинанд и Иоанн и французский император Наполеон I. В 1809 Екатерина Павловна согласилась стать женой принца Георга Ольденбургского (см. ОЛЬДЕНБУРГСКИЙ Георгий Павлович). Свадебным подарком от императора Александра I стал Аничков дворец.

Екатерина Павловна оказывала покровительство Н. М. Карамзину (см. КАРАМЗИН Николай Михайлович). Именно через нее он передал в 1811 свою «Записку о старой и новой России». Во время Отечественной войны поддерживала идею созыва народного ополчения и организовала из своих удельных крестьян «Егерский Великой княгини Екатерины Павловны батальон». В декабре 1812 скончался принц Георг Ольденбургский. А через четыре года состоялось бракосочетание Екатерины Павловны с наследным принцем Вильгельмом Вюртембергским. Супруги уехали в Штутгарт и стали вскоре королем и королевой Вюртемберга. Занималась благотворительностью. Создала приют для престарелых, госпиталь, университет в Хоенхейме. Во время голода в 1816 основала благотворительное общество. В 1819 скончалась и была похоронена сначала в Штутгарте, а затем ее останки были перенесены в часовню, построенную на вершине горы Ротенберг в окрестностях Штутгарта.

Полезные сервисы