шемяка
Грамматический словарь
Шемя́ка мо <жо 3а>
Сканворды для слова шемяка
- Какое прозвище получил феодальный князь Дмитрий, который приказывал всех обвиняемых - как правых, так и неправых - бросать в реку Сухону?
- Этот князь Галича-Костромского в 1446 г. взял в плен и ослепил московского князя Василия II.
Полезные сервисы
шемяка дм. юр
Гуманитарный словарь
ШЕМЯ́КА Дм. Юр. (1420-53) - кн. Галича (Костромского), сын Юрия Дмитриевича, внук Дмитрия Донского; один из гл. участников феодальной войны 2-й четв. 15 в. В 1433, после того как Юрий Дмитриевич захватил Москву и стал вел. князем, Ш. вместе с братьями вступил в конфликт с отцом и бежал из Москвы. В 1434 вместе с братьями помог отцу вновь овладеть Москвой. После смерти отца в июле 1434 выступил вместе с Василием II против своего брата Василия Юрьевича, объявившего себя вел. князем. За помощь против брата получил от вернувшего себе вел. княжение Василия II в удел Углич и Ржев. В 1441-42 Ш. в союзе с нек-рыми удельными князьями и при поддержке тверского князя с целью добиться вел. княжения воевал с вел. кн. Василием II. В февр. 1446 захватил Москву. Василий II был схвачен в Троице-Сергиевом мон. и ослеплен (отсюда его прозвище - Темный), в отместку за ослепление Василием II брата Ш. Вас. Юрьевича Косого. В 1446 Василий II был вместе с семьей сослан в Углич, затем освобожден и ему выделена в удел Вологда. Однако моск. бояре и служилые люди поддержали в очередной раз Василия II, отъезжая из Москвы в Вологду. В дек. 1446 отряд, посланный Василием Темным, захватил в отсутствие Ш. Москву. В 1447-50 Ш. вел воен. действия против Василия Темного. В 1450 потерпел поражение под Галичем и бежал в Новгород. В 1450-52 захватил Вел. Устюг и Вологодские волости, затем вернулся в Новгород, где в 1453 умер (по нек-рым сведениям, был отравлен).
Лит.: Черепнин Л. В. Образование Рус. централизованного государства в 14-15 вв. М., 1960; Соловьев С. М. Соч. В 18 кн. М., 1988. Кн. 2.
Полезные сервисы
шемякин
Толковый словарь Ожегова
ШЕМЯ́КИН (устар. разг.) несправедливый и пристрастный суд, разбирательство.
Энциклопедический словарь
<ШЕМЯ́КИН> -а, -о.
◊ Шемя́кин суд. Несправедливый, пристрастный суд. ● По имени судьи Шемяки из русской сатирической повести 2-й половины 17 в.
Академический словарь
Словарь ударений
Формы слов для слова шемякин
шемя́кин, шемя́кина, шемя́кино, шемя́кины, шемякиного, шемя́киной, шемя́киных, шемя́кину, шемякиному, шемя́киным, шемя́киною, шемя́киными, шемя́кином
Грамматический словарь
Этимологический словарь
суд "пристрастный, продажный с.". Названо на основании рассказа о суде Шемяки (XVII в.), с добавлением моментов из сказок о продажном судье; см. о Шемякине суде Гудзий, Истор. русск. литер. 396 и сл. Этот рассказ распространялся также в виде народн. лубочных картинок. Начиная с Карамзина, образ неправедного судьи Шемяки возводят как к прототипу к галицкому князю Дмитрию Шемяке, который ослепил своего брата, великого князя московского Василия II (1446 г.); см. Соловьев, Ист. России I, 1067 и сл.
Словарь русских фамилий
Звенигородский князь Дмитрий, попрозвищу Шемяка, оставил в народе недобрую память как своевольный деспот и бесчестный судья. Он стал "героем" весьма популярной среди русского народа повести о неправедном судье Шемяке. Эффект выражения "Шемякин суд" усилится для нас, когда мы узнаем, что прозвище Шемяка происходит от "шеемяка", то есть тот, кто мнет другим шею. Сравните сословом "кожемяка" - тот, кто мнет кожу. Так что и прозвище свое князь Дмитрий получил неспроста. (Ф) В глубокой древности шеемяка означало человека богатырской силы, от которого в молодецких забавах здорово доставалось чужим шеям.(Э)
Сканворды для слова шемякин
- Этот скульптор, работая над памятником Петру в Санкт-Петербурге, использовал посмертную маску императора.
- Российский живописец, график, скульптор XX века, работавший в Париже с 1971 г., в Нью-Йорке с 1980 г., автор серий: «Мясник», «Туши с натюрмортом», портрета «В.Ф. Нижинский», автор серии литографий «Чрево Парижа», скульптуры «Ребекка с маской», скульптурной серии «Карнавал Санкт-Петербурга», памятника Петру I в Санкт-Петербурге.
- Из средней школы при институте живописи имени Репина его отчислили за эстетическое развращение одноклассников, а десять лет спустя выгнали из Советского Союза.
Полезные сервисы
шемякин евгений иванович
Энциклопедический словарь
Шемя́кин Евгений Иванович (р. 1929), учёный в области горного дела, академик РАН (1984). Труды по механике горных пород. Государственная премия СССР (1984).
* * *
ШЕМЯКИН Евгений Иванович - ШЕМЯ́КИН Евгений Иванович (р. 1929), российский ученый, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1984). Труды по механике горных пород. Государственная премия СССР (1984).
Большой энциклопедический словарь
ШЕМЯКИН Евгений Иванович (р. 1929) - российский ученый, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1984). Труды по механике горных пород. Государственная премия СССР (1984).
Полезные сервисы
шемякин мих. мих
Гуманитарный словарь
ШЕМЯ́КИН Мих. Мих. (род. 1943) - живописец, график, скульптор, обществ. деятель, поэт, иск-вед. В 1960-е гг. - представитель андеграунда. С 1971 живет во Франции, потом в США. Для произв. Ш. характерна фантастичность тем, свободная импровизация в формальных решениях. Иск-во Ш. питает широкий круг традиций: от рус. фольклора до новейших поисков заруб. культуры 20 в. В графике и живописи - динамичность композиций, интенсивность и строгая упорядоченность цветового строя. Важная роль принадлежит фактуре материала. В графике часто работает в смешанной технике, пастели, цв. карандаше, литографии. Произв.: "Бухенвальд" (1988), "Мясник VI" (1987), "Автопортрет" (1987), "Метафизический автопортрет со смертью и отцом в виде лупы" (1985), иллюстрации кром. Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" (1985), к пов. Н. В. Гоголя "Нос" и др. Ш. создано несколько памятников для СПб.: "Петр Первый" (1991, бронза; авторский замысел установки скульптуры у дворца Петра I не был осуществлен, и памятник находится в несоответствующем ему пространстве), "Сфинксы" на наб. Робеспьера (пам. жертвам политических репрессий в России), пам. первостроителям столицы на месте немецкой части быв. Сампсониевского кладбища.
Лит.: Михаил Шемякин. Нью-Йорк - Москва: Ретроспект. выст., 1972-89. Турин, 1989.
Полезные сервисы
шемякин михаил михайлович
Энциклопедический словарь
Шемякин Михаил Михайлович - I
(1908-1970), один из основоположников биоорганической химии, академик АН СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1969). Организатор и первый директор (с 1959) Института химии природных соединений АН СССР (с 1974 Институт биоорганической химии им. Шемякина). Труды по химии природных соединений (антибиотики, витамины и др.).
II
(р. 1943), живописец, график, скульптор. В 1971 уехал из СССР, до 1980 в Париже, затем в Нью-Йорке. Автор экспрессивных работ в смешанной технике (портрет В. Ф. Нижинского, 1984-88; серии: «Туши с натюрмортом», 1986, «Мясник», 1987), серий литографий («Чрево Парижа», 1977; к балетам И. Ф. Стравинского, 1989; к произведениям В. С. Высоцкого, 1991; «Карнавалы Санкт-Петербурга», 1992), скульптурных произведений («Ребекка с маской», 1977; серия «Карнавал Санкт-Петербурга», 1986; памятник Петру I в Санкт-Петербурге, начало 90-х гг.). Государственная премия Российской Федерации (1993).
Большой энциклопедический словарь
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович (р. 1943) - российский живописец, график, скульптор. В 1971 уехал из СССР, до 1981 в Париже, затем в Нью-Йорке. Автор экспрессивных работ в смешанной технике (портрет В. Ф. Нижинского, 1984-1988, серии: "Туши с натюрмортом", 1986, "Мясник", 1987), серии литографий ("Чрево Парижа", 1977, к балетам И. Ф. Стравинского, 1989, к произведениям В. С. Высоцкого, 1980-е гг., "Карнавалы Санкт-Петербурга", 1992), скульптурных произведений ("Ребекка с маской", 1977, серия "Карнавал Санкт-Петербурга", 1986, памятник Петру I в Санкт-Петербурге, 1991). Государственная премия Российской Федерации (1993).
-----------------------------------
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович (р. 4 мая 1943 в Москве) - российский художник. Сформировавшись в среде "неофициального искусства", стал одним из самых популярных в России современных художников.Родился в семье офицера. В 1945-57 семья Шемякина жила в Германии. В 1957-61 будущий мастер учился в средней художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Ленинграде. Жил в Ленинграде, в 1971 был изгнан из СССР, обосновался в Париже. С 1981 живет в Нью-Йорке, с 1991 - в Клавираке (штат Нью-Йорк). Становление стиля художникаПетербургский модернизм и петроградский авангард, творчество мастеров "Мира искусства", а с другой стороны - П. Н. Филонова - оказали решающее воздействие на становление собственного стиля Шемякина. Сквозной темой его искусства, соединившего в себе черты символизма и сюрреализма, стал карнавал - как категория не только житейского, но и космического порядка (Шемякин по праву может считаться одним из лидеров карнавализма как особого направления в русской изо-культуре застойного времени). Работая в разных техниках, особенно охотно обращаясь к литографии, он трактует бытие как вечный маскарад, лихой и зловещий, - с маской Смерти или Бренности как центральным символом этого пестрого хоровода. Отдельные образы слагаются в огромные, многолетние циклы. Насильственно загонявшееся в подполье на родине, с переездом за рубеж его творчество обретает новую масштабность. Натурные мотивы по-прежнему "магически" преображаются (как в цикле "Чрево Парижа", 1977, навеянном впечатлениями от знаменитого парижского рынка накануне его сноса). Шемякин (в основном уже в американский период) развивает свои идеи всеобщего "метафизического синтеза" форм и символов в сериях графических и живописных вариаций в диапазоне всей истории мирового искусства; мы находим здесь и реминисценции древних наскальных изображений и тотемов, и мотивы из В.
В. Кандинского, Ф. Бэкона и современных мастеров.Начиная с "Классической испанской эпиграммы" 1971 года, художник неоднократно выступал и как график-иллюстратор (рисунки к прозе Ю. В. Мамлеева и поэзии М. Юппа). Особую популярность завоевали его графические листы по мотивам стихов и песен В. С. Высоцкого (1980-е гг.), с которым Шемякина связывала тесная дружба, - эти композиции, полные злого сарказма, воспринимаются как диагноз социального и нравственного распада позднесоветского общества.Известна также историко-культурная и менеджерская деятельность художника: он не раз устраивал коллективные экспозиции русского "неофициального искусства" (в частности, организовал вместе с коллекционером А. А. Глезером выставку "Современная русская живопись" в Париже, 1976), издал альманах "Аполлон-77", объединивший многих писателей и художников-нонконформистов России (1977), первым выпустил полное собрание произведений Высоцкого в 3 томах с комплектом из 7 пластинок (1988).В 1980-90-е гг. Шемякин все чаще обращается и к скульптуре, создавая "метафизические" рельефы, иронически-карнавальную мелкую пластику (эскизы которой переводились в бронзу, серебро и другие материалы). Его замыслы были воплощены в ряде монументальных работ, в т. ч. в трагически-гротескном памятнике Петру I в Санкт-Петербурге (бронза, 1991) и причудливом конном автопортрете, установленном у его дома в Клавираке (бронза, 1992).Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993).Литература:М. Шемякин: Нью-Йорк - Москва: Ретроспективная выставка. М., 1989.М. Шемякин: Галерея "Дом Нащокина": Каталог выставки. М., 1994.М. Н. Соколов ШЕМЯКИН Михаил Михайлович (1908-70) - российский химик, один из основоположников биоорганической химии, академик АН СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1969). Организатор и первый директор (с 1959) Института химии природных соединений АН СССР (с 1974 Институт биоорганической химии им. М. М. Шемякина). Труды по химии природных соединений (антибиотики, витамины и др.).
Полезные сервисы
шемякин михаил михайлович (живописец)
Энциклопедический словарь
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович (живописец) - ШЕМЯ́КИН Михаил Михайлович (р. 1943), российский живописец, график, скульптор. В 1971 уехал из СССР, до 1981 в Париже, затем в Нью-Йорке. Автор экспрессивных работ в смешанной технике (портрет В. Ф. Нижинского (см. НИЖИНСКИЙ Вацлав Фомич), 1984-1988, серии: «Туши с натюрмортом», 1986, «Мясник», 1987), серии литографий («Чрево Парижа», 1977, к балетам И. Ф. Стравинского (см. СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович) , 1989, к произведениям В. С. Высоцкого, 1980-е гг., «Карнавалы Санкт-Петербурга», 1992), скульптурных произведений («Ребекка с маской», 1977, серия «Карнавал Санкт-Петербурга», 1986, памятник Петру I в Санкт-Петербурге, 1991). Государственная премия Российской Федерации (1993).* * *
ШЕМЯ́КИН Михаил Михайлович (р. 4 мая 1943 в Москве), российский художник. Сформировавшись в среде «неофициального искусства» (см. НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО), стал одним из самых популярных в России современных художников.
Родился в семье офицера. В 1945-57 семья Шемякина жила в Германии. В 1957-61 будущий мастер учился в средней художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (см. РЕПИН Илья Ефимович) в Ленинграде. Жил в Ленинграде, в 1971 был изгнан из СССР, обосновался в Париже. С 1981 живет в Нью-Йорке, с 1991 - в Клавираке (штат Нью-Йорк).
Петербургский модернизм (см. МОДЕРНИЗМ (в искусстве и литературе)) и петроградский авангард (см. АВАНГАРДИЗМ) , творчество мастеров «Мира искусства» (см. МИР ИСКУССТВА), а с другой стороны - П. Н. Филонова (см. ФИЛОНОВ Павел Николаевич) - оказали решающее воздействие на становление собственного стиля Шемякина. Сквозной темой его искусства, соединившего в себе черты символизма (см. СИМВОЛИЗМ) и сюрреализма (см. СЮРРЕАЛИЗМ) , стал карнавал - как категория не только житейского, но и космического порядка (Шемякин по праву может считаться одним из лидеров карнавализма (см. КАРНАВАЛИЗМ) как особого направления в русской изокультуре застойного времени). Работая в разных техниках, особенно охотно обращаясь к литографии (см. ЛИТОГРАФИЯ), он трактует бытие как вечный маскарад, лихой и зловещий, - с маской Смерти или Бренности как центральным символом этого пестрого хоровода. Отдельные образы слагаются в огромные, многолетние циклы. Насильственно загонявшееся в подполье на родине, с переездом за рубеж его творчество обретает новую масштабность. Натурные мотивы по-прежнему «магически» преображаются (как в цикле «Чрево Парижа», 1977, навеянном впечатлениями от знаменитого парижского рынка накануне его сноса). Шемякин (в основном уже в американский период) развивает свои идеи всеобщего «метафизического синтеза» форм и символов в сериях графических и живописных вариаций в диапазоне всей истории мирового искусства; мы находим здесь и реминисценции древних наскальных изоёАՐݐؐ٠и тотемов, и мотивы из В. В. Кандинского (см. КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич), Ф. Бэкона (см. БЭКОН Фрэнсис (художник)) и современных мастеров.
Начиная с «Классической испанской эпиграммы» 1971 года, художник неоднократно выступал и как график-иллюстратор (рисунки к прозе Ю. В. Мамлеева (см. МАМЛЕЕВ Юрий Витальевич) и поэзии М. Юппа). Особую популярность завоевали его графические листы по мотивам стихов и песен В. С. Высоцкого (см. ВЫСОЦКИЙ Владимир Семенович) (1980-е гг.), с которым Шемякина связывала тесная дружба, - эти композиции, полные злого сарказма, воспринимаются как диагноз социального и нравственного распада позднесоветского общества.
Известна также историко-культурная и менеджерская деятельность художника: он не раз устраивал коллективные экспозиции русского «неофициального искусства» (в частности, организовал вместе с коллекционером А. А. Глезером выставку «Современная русская живопись» в Париже, 1976), издал альманах «Аполлон-77», объединивший многих писателей и художников-нонконформистов России (1977), первым выпустил полное собрание произведений Высоцкого в 3 томах с комплектом из 7 пластинок (1988).
В 1980-90-е гг. Шемякин все чаще обращается и к скульптуре, создавая «метафизические» рельефы, иронически-карнавальную мелкую пластику (эскизы которой переводились в бронзу, серебро и другие материалы). Его замыслы были воплощены в ряде монументальных работ, в т. ч. в трагически-гротескном памятнике Петру I в Санкт-Петербурге (бронза, 1991) и причудливом конном автопортрете, установленном у его дома в Клавираке (бронза, 1992).
Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993).
Полезные сервисы
шемякин михаил михайлович (химик)
Энциклопедический словарь
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович (химик) - ШЕМЯ́КИН Михаил Михайлович (1908-70), российский химик, один из основоположников биоорганической химии, академик АН СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1969). Организатор и первый директор (с 1959) Института химии природных соединений АН СССР (с 1974 Институт биоорганической химии им. М. М. Шемякина). Труды по химии природных соединений (антибиотики, витамины и др.).
Полезные сервисы
шемякин суд
Толковый словарь Ушакова
Популярный словарь
только ед. , устойчивое сочетание
Несправедливый, пристрастный, продажный суд.
кривосу́д (устар.)
По имени судьи Шемяки из русской сатирической повести второй пол. XVII в. см. тж. суд.
Энциклопедический комментарий:
Начиная с Карамзина, образ неправедного судьи Шемяки возводят как к прототипу к галицкому князю Дмитрию Шемяке, который в 1446 г. ослепил своего двоюродного брата, великого князя московского Василия II, получившего прозвище "Темный".
Практический толковый словарь
крыл. сл. Выражение употребляется в значении: неправый, несправедливый суд; возникло из старинной русской сатирической повести о Шемякином суде, обличавшей произвол и корыстность феодального суда. Повесть эта, приуроченная к личности князя Дмитрия Шемяки (ум. в 1453 г.), пользовалась широкой популярностью; она сохранилась во многих рукописях XVII и XVIII вв. и послужила сюжетом для лубочных картинок и книжек.
Сборник слов и иносказаний
шемякин суд (суд вероломный, нечестный)
Это Сидорова правда да Шемякин суд.
Ср. Дело этих мучеников было поднято, пересмотрено; шемякинские приговоры были отменены и доброе имя и честь этих невинных жертв кривды... были восстановлены...
Н. Макаров. Воспоминания. Предисловие.
Дмитрий Шемяка (1446 г.) ослепил Василия Темного и завладел престолом (свергнут 1450 г.).
Ср. От сего убо времени в велицей Русии на всякого судию и восхитника во укоризнах прозвася Шемякин суд.
Стар. Хронограф.
См. как Сидорову козу.
Пословицы и поговорки Даль
см. Шемяка кривосуд.
Словарь крылатых слов
Выражение употребляется в значении: неправый, несправедливый суд; возникло из старинной русской сатирической повести о Шемякином суде, обличавшей произвол и корыстность феодального суда. Повесть эта, приуроченная к личности князя Дмитрия Шемяки (ум. в 1453 г.), пользовалась широкой популярностью; она сохранилась во многих рукописях XVII и XVIII вв. и послужила сюжетом для лубочных картинок и книжек.
Словарь крылатых слов и выражений Серова
Название старинной русской сатирической повести, обличавшей произвол и корыстность феодального суда.
Шемяка - реальное историческое лицо, галицкий князь Димитрий Шемяка (ум. 1453), печально знаменитый своей жестокостью, коварством и неправедными делами. В борьбе за московский престол одержал на некоторое время верх над своим соперником, московским князем Василием и ослепил его. Впоследствии московский князь получил прозвище Василий Темный (то есть слепой), под которым и вошел в историю.
Иносказательно: неправый, несправедливый суд, пародия на судебное разбирательство (ирон., презрит.).
Поговорки
Разг. Устар. Несправедливый суд. Связано с личностью князя Дмитрия Шемяки (XV в.), произволом и беззаконием феодального суда. БМС 1998, 557; ДП, 173, 346; БТС, 1287, 1494; Мокиенко 1989, 162.
Орфографический словарь
Синонимы к слову шемякин суд
Полезные сервисы
шемякинизация петербурга
Крылатые слова
Так прокомментировал А. А. Собчак появление в Петербурге второго (после Петра I в Петропавловской крепости) памятника Михаила Шемякина - Жертвам политических репрессий на набережной Робеспьера.