Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

феноменология

Энциклопедический словарь

ФЕНОМЕНОЛО́ГИЯ -и; ж. [от греч. phainomena - явления и logos - учение] В идеалистической философии Гегеля: учение о становлении науки, об исторических формах сознания, восходящего к абсолютному знанию.

Феноменологи́ческий, -ая, -ое. Ф-ая школа права.

* * *

феноменоло́гия (греч., буквально - учение о феноменах), 1) описание и классификация предметов какой-либо отрасли научного знания.

2) Философское учение о явлении, по-разному трактовавшееся в истории философии: у И. Г. Ламберта (1764) - как учение о явлениях, позволяющее отделить истину от видимости; у Г. В. Ф. Гегеля - как «наука об опыте сознания», его поступательном восхождении от чувственной непосредственности к абсолютному знанию («Феноменология духа», 1807); у Ф. Брентано - как часть психологии, описывающая психические феномены.

3) Философское направление 1-й половины XX в., основанное Э. Гуссерлем, считавшим задачей феноменологии выявление чистой структуры сознания (его изначальной интенциональности - направленности на предмет) через очищение его от эмпирического содержания и освобождение от каких-либо догматических утверждений, вырастающих на почве обычной, «естественной установки» сознания по отношению к миру. Феноменология мыслится как интуитивное усмотрение идеальных сущностей (феноменов), непосредственно данных сознанию. В этике идеи феноменологии проводил М. Шелер, влияние её сказалось в эстетике (Р. Ингарден), психологии, психиатрии, социологии, философии культуры, она явилась одним из истоков экзистенциализма (М. Хайдеггер и др.).

* * *

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - ФЕНОМЕНОЛО́ГИЯ (нем. Phaenomenologie, от феномен (см. ФЕНОМЕН) и логос - слово, учение), одно из главных направлений в философии 20 в., основателем которого является Э. Гуссерль (см. ГУССЕРЛЬ Эдмунд), непосредственными предшественниками - Ф. Брентано (см. БРЕНТАНО Франц) и К. Штумпф (см. ШТУМПФ Карл).

Гуссерль и его последователи

Исходный пункт феноменологии - книга Гуссерля «Логические исследования», ее ядро - идея интенциональности. Феноменология не замкнутая философская школа, но широкое философское движение, в котором уже в ранний период возникают тенденции, несводимые к философии Гуссерля - учения М. Шелера (см. ШЕЛЕР Макс) и М. Хайдеггера (см. ХАЙДЕГГЕР Мартин); работы мюнхенской группы феноменологов (И. Дауберт, А. Райнах, А. Пфэндер и др) - отправная точка «реалистической феноменологии», которая обнаруживает как тенденцию, близкую к аналитической философии (см. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ), так и тенденцию, связанную с традиционной метафизикой (см. МЕТАФИЗИКА). Феноменологический метод нашел свое применение в психологии (Пфэндер, В. Шапп) и психиатрии (Л. Бинсвангер (см. БИНСВАНГЕР Людвиг), В. Франкл), этике (Шелер и Д. ф. Гильдебранд), эстетике (М. Гайгер, Р. Ингарден (см. ИНГАРДЕН Роман), М. Дюфрен), праве и социологии (А. Райнах, Э. Штайн, А. Шюц), философии религии (Шелер, К. Ставенхаген, Ж. Херинг), онтологии (см. ОНТОЛОГИЯ) (А. Райнах, X. Конрад-Мартиус), философии математики и естествознания (О. Беккер), истории и метафизике (Л. Ландгребе). Феноменология оказала влияние на экзистенциализм (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ), персонализм (см. ПЕРСОНАЛИЗМ), герменевтику (см. ГЕРМЕНЕВТИКА) , а также другие философские течения и получила широкое распространение после Второй мировой войны не только в Европе и Америке, но и в Австралии, Японии и некоторых других странах Азии. Архивы Гуссерля находятся в Лувене (Левен, Бельгия) (основной архив), а также в Кельне, Фрайбурге, Париже. Исследовательские центры и феноменологические общества были созданы во многих странах мира. В России быстрое освоение идей Гуссерля в начале 20 в., обусловленное определенной традицией философии сознания в русской философии 19 в., было прервано в начале 1920-х гг. Только начиная с 1960, вновь появляются аналитические работы по феноменологии и переводы феноменологических текстов.

Основные идеи и метод

Исходный пункт феноменологии как философского учения -интенциональная жизнь сознания (см. СОЗНАНИЕ) (Гуссерль), бытие личности (Шелер (см. ШЕЛЕР Макс)) и фундаментальные структуры человеческого существования (Хайдеггер (см. ХАЙДЕГГЕР Мартин)), возможность описания которых укоренена в самом сознании и человеческом бытии. Феноменологический метод является принципиально дескриптивным, ему свойственно отстранение от любых предпосылок, которые не поддаются описанию. Основная идея феноменологии - неразрывность и в то же время взаимная несводимость, нередуцируемость сознания, человеческого бытия, личности и предметного мира, психофизической природы, социума, духовной культуры. Гуссерлевский лозунг «к самим вещам!» ориентирует на отстранение от причинных и функциональных связей между сознанием и предметным миром, а также от их диалектико-мистического взаимопревращения. Движение к предметам - это воссоздание непосредственного смыслового поля, поля значений между сознанием и предметами. У Гуссерля взаимная несводимость сознания и мира выражается в различии трех видов связей: между вещами (предметами и процессами внешнего мира), между переживаниями и между значениями. У Хайдеггераразличие непредметного и предметного - это различие бытия и сущего, у Сартра (см. САРТР Жан Поль) - в-себе-бытия и для-себя-бытия, у Мерло-Понти (см. МЕРЛО-ПОНТИ Морис) «невидимого» и «видимого». Невозможно, полагает Мерло-Понти, представить себя просто кусочком мира, только объектом биологических, психологических и социологических исследований. В послегуссерлевской феноменологии приоритет отдан проблеме неразрывности человеческого бытия и мира. У Хайдеггера само человеческое бытие как «бытие-в-мире» есть неразрывность мира и человека, поэтому проблема сознания отходит на второй план, речь идет не о многообразии феноменов сознания, но о единственном, фундаментальном феномене - человеческом вот-здесь-бытии (Dasein). Для Мерло-Понти источник смысла - в человеческом одушевленном теле и поле восприятия, «между» сознанием и миром.

Сфера соприкосновения и неразрывности сознания, человеческого бытия и предметного мира - это сфера феноменов, «себя-в-себе-самом-показывающего» (Хайдеггер). Самораскрытие феномена радикально отличается от отношения явление - сущность, однако явление, как и видимость, имеет основания в феномене. Феномен, например, самодостаточное и самоценное произведение искусства, не указывает на нечто, скрытое за ним. Тем не менее феномен не лежит на поверхности - произведение искусства доступно не всякому, кто находится рядом с ним.

Время, сознание, бытие

Феноменология объединяет традиционно противопоставляемые «истины в себе» (идеальные, вневременные предметы) и абсолютный временной поток сознания, рефлексию и время, время и бытие. Поток сознания (см. ПОТОК СОЗНАНИЯ) и идеальный предмет - два рода непсихологических связей сознания, два полюса феноменологической сферы. Время рассматривается в феноменологии не как объективное время (существование которого не отрицается, так же как объективного пространства), но как временность, темпоральность самого сознания и прежде всего его первичных модусов - восприятия, памяти, фантазии (Гуссерль), человеческого бытия (Хайдеггер), человеческой реальности (Сартр), субъективности (Мерло-Понти). Время как «сеть интенциональностей» есть средоточие сознания и человеческого бытия и основное средство его описания.

Истина и бытие

Принципиальным для феноменологии является разработка онтологического понимания истины. Гуссерль называет истиной, во-первых, как саму определенность бытия, т. е. единство значений, существующее независимо от того, усматривает ли его кто-либо или нет, так и само бытие - «предмет, свершающий истину». Истина - это тождество предмета самому себе: истинный друг, истинное положение дел и т. д.; во-вторых, истина - это структура акта сознания, которая создает возможность усмотрения положения дел именно таким, каково оно есть. Для Хайдеггера истина как истинное бытие укоренена в способе бытия человека, которое характеризуется как раскрытость. Человеческое бытие может быть в истине и не в истине; истина - несокрытость; истина как правильность представления «полностью зависит от истины как несокрытости сущего». Хранительница истины - поэзия, являющаяся сущностью искусства. Истина, по существу, тождественна бытию (см. БЫТИЕ (в философии)); история бытия - это история его забвения, история истины - это история ее гносеологизации.

Интерсубъективность и историчность

В феноменологии эти темы внутренне связаны. «Психическое распределено между монадами» (Гуссерль), излучающими смысл изнутри, но непроницаемыми («без окон») извне. Понимание Другого как «вчувствование» возможно только на основе аналогии с временным потоком своего собственного опыта. Другой конституируется при этом не только как природно-телесно-психический феномен, но как субъективность, конституирующая свой собственный смысловой мир, и как трансцендентальная субъективность, конституирующая, в свою очередь, субъективность Других. Мир, который мы обнаруживаем в сознании, есть интерсубъективный мир (мир для каждого), т. е. пересечение и переплетение объективированных смыслов. В основе историчности европейской культуры лежит возникшая в Древней Греции «теоретическая установка», связующая людей для совместной работы по созданию мира смысловых структур. В таком понимании европейская культура должна исполнить свое предназначение - осуществление «сверхнациональности» как цивилизации нового типа не столько на пути унификации экономических и политических связей, сколько через «дух свободной критики», который ставит перед человечеством новые, бесконечные задачи и «творит новые, бесконечные идеалы». По Хайдеггеру, человеческое бытие исторично не потому, что включено в историю, а потому, что в основе своей темпорально. Историчность присуща не субъекту и не объекту, но бытию-в-мире.

Феноменология по своему смыслу не стремится быть завершенной философской системой, ее цель - анализ смыслообразования (от простейшей фиксации пространственно-временного положения объекта до усмотрения идеальных предметов, от первичной рефлексии на восприятие до размышления о смысловых основах культуры) и фундаментальных структур человеческого существования.

Полезные сервисы

деннет дэниэл клемент

Энциклопедический словарь

ДЕННЕТ Дэниэл Клемент - ДЕ́ННЕТ (Dennett) Дэниэл Клемент (р. 1942), американский философ, один из виднейших специалистов, работающих в области философии сознания (philosophy of mind). Директор Центра когнитивных исследований университета Тафта (штат Массачусетс).

В своих исследованиях Деннет опирается на основные положения концептуального анализа Г. Райла (см. РАЙЛ Гилберт), немалое значение для него имеет традиция американского бихевиоризма (см. БИХЕВИОРИЗМ), связывающая решение вопроса о сознании с исследованием поведения. Рассмотрение вопроса о сущности ментального и о его роли в нашем описании действительности должно, с точки зрения Деннета, начинаться с анализа так называемого «ментального словаря», то есть той части нашего естественного языка, которая включает такие «сущности», как «верования», «убеждения», «желания» и т. п. При этом Деннет, пользуясь разделяемой большинством представителей англо-американской философии теорией «языковых игр» Витгенштейна (см. ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг), подчеркивает включенность ментальных терминов в определенные практики, которые не могут быть выведены из игры путем того или иного «научного» описания действительности. В отличие от представителей теории элиминативизма, полагающих возможной редукцию ментальных событий к физическим или нейрофизиологическим, Деннет подчеркивает определенную автономию ментального словаря. Главное понятие любого ментального описания - интенциональность, которая появляется как способ задать поведение того или иного объекта, приписав ему способность выбирать определенную цель, двигаться по направлению к достижению этой цели, решать попутные проблемы. Описываемый таким образом объект Деннет называет «интенциональной системой». Описание человека как интенциональной системы, по Деннету, является первоначальной предпосылкой любого «рационализма». Мы всегда сперва предполагаем, что человек ведет себя рационально, то есть действует как интенциональная система, если же наши оправдания не выполняются, мы должны объяснить такое невыполнение, перейдя к другому языку описания, например, выяснив физиологические или физические нарушения в «устройстве» (design) человека. Деннет, таким образом, отвергает традиционные положения феноменологии, настаивающей на данности сознания самому себе. Для Деннета сознание - это заданный извне способ описания, говорить о субстанциональности или основе которого не имеет смысла. Именно поэтому теория Деннета, получившая название «гетерофеноменология», позволяет нам рассуждать о ментальных состояниях не только людей, но даже предметов: так, стиральная машинка может «стремиться» закончить свою работу, выполнив заданную программу стирки. По мнению Деннета, часто встречаемое в обыденной жизни приписывание ментальных предикатов животным и неодушевленным предметам не является категориальной ошибкой, напротив, оно позволяет по-новому взглянуть на функционирование ментального словаря, который именно в своих крайних и «метафорических» формах применения обнаруживает свою независимость от решения научных вопросов о фундаменте и субстрате сознания. В связи с этим Деннет выступает против широко распространенной в среде когнитивных наук концепции «языка мысли» (один из ее создателей - Джерри Фодор, Jerry Fodor), которая предполагает существование за явным ментальным словарем более фундаментального языка мышления, который кодирует информацию и служит средством ее обработки. Подобное представление, связанное с «компьютерной метафорой» (то есть отождествлением мыслительных процессов с алгоритмизированными вычислительными процессами, которые могут быть запрограммированы с использованием определенного языка), Деннет считает ограниченным и неприменимым к такому продукту эволюции, каковым является человек: термины ментального словаря не нуждаются в обнаружении более фундаментального уровня именно в силу того, что они уже закреплены в качестве средства моделирования поведения. Важным выводом исследований Деннета является утверждение нормативного статуса ментального словаря, который служит не только для описания поведения, но и для его оценки. В этом отношении Деннет по-новому интерпретирует традиционное философское различие нормативных и предикативных суждений, отмечая нередуцируемость нормативного характера ментальных терминов.

Полезные сервисы