ФЕНОМЕНОЛО́ГИЯ -и; ж. [от греч. phainomena - явления и logos - учение] В идеалистической философии Гегеля: учение о становлении науки, об исторических формах сознания, восходящего к абсолютному знанию.
◁ Феноменологи́ческий, -ая, -ое. Ф-ая школа права.
* * *
феноменоло́гия (греч., буквально - учение о феноменах), 1) описание и классификация предметов какой-либо отрасли научного знания.
2) Философское учение о явлении, по-разному трактовавшееся в истории философии: у И. Г. Ламберта (1764) - как учение о явлениях, позволяющее отделить истину от видимости; у Г. В. Ф. Гегеля - как «наука об опыте сознания», его поступательном восхождении от чувственной непосредственности к абсолютному знанию («Феноменология духа», 1807); у Ф. Брентано - как часть психологии, описывающая психические феномены.
3) Философское направление 1-й половины XX в., основанное Э. Гуссерлем, считавшим задачей феноменологии выявление чистой структуры сознания (его изначальной интенциональности - направленности на предмет) через очищение его от эмпирического содержания и освобождение от каких-либо догматических утверждений, вырастающих на почве обычной, «естественной установки» сознания по отношению к миру. Феноменология мыслится как интуитивное усмотрение идеальных сущностей (феноменов), непосредственно данных сознанию. В этике идеи феноменологии проводил М. Шелер, влияние её сказалось в эстетике (Р. Ингарден), психологии, психиатрии, социологии, философии культуры, она явилась одним из истоков экзистенциализма (М. Хайдеггер и др.).
* * *
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - ФЕНОМЕНОЛО́ГИЯ (нем. Phaenomenologie, от феномен (см. ФЕНОМЕН) и логос - слово, учение), одно из главных направлений в философии 20 в., основателем которого является Э. Гуссерль (см. ГУССЕРЛЬ Эдмунд), непосредственными предшественниками - Ф. Брентано (см. БРЕНТАНО Франц) и К. Штумпф (см. ШТУМПФ Карл).
Гуссерль и его последователи
Исходный пункт феноменологии - книга Гуссерля «Логические исследования», ее ядро - идея интенциональности. Феноменология не замкнутая философская школа, но широкое философское движение, в котором уже в ранний период возникают тенденции, несводимые к философии Гуссерля - учения М. Шелера (см. ШЕЛЕР Макс) и М. Хайдеггера (см. ХАЙДЕГГЕР Мартин); работы мюнхенской группы феноменологов (И. Дауберт, А. Райнах, А. Пфэндер и др) - отправная точка «реалистической феноменологии», которая обнаруживает как тенденцию, близкую к аналитической философии (см. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ), так и тенденцию, связанную с традиционной метафизикой (см. МЕТАФИЗИКА). Феноменологический метод нашел свое применение в психологии (Пфэндер, В. Шапп) и психиатрии (Л. Бинсвангер (см. БИНСВАНГЕР Людвиг), В. Франкл), этике (Шелер и Д. ф. Гильдебранд), эстетике (М. Гайгер, Р. Ингарден (см. ИНГАРДЕН Роман), М. Дюфрен), праве и социологии (А. Райнах, Э. Штайн, А. Шюц), философии религии (Шелер, К. Ставенхаген, Ж. Херинг), онтологии (см. ОНТОЛОГИЯ) (А. Райнах, X. Конрад-Мартиус), философии математики и естествознания (О. Беккер), истории и метафизике (Л. Ландгребе). Феноменология оказала влияние на экзистенциализм (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ), персонализм (см. ПЕРСОНАЛИЗМ), герменевтику (см. ГЕРМЕНЕВТИКА) , а также другие философские течения и получила широкое распространение после Второй мировой войны не только в Европе и Америке, но и в Австралии, Японии и некоторых других странах Азии. Архивы Гуссерля находятся в Лувене (Левен, Бельгия) (основной архив), а также в Кельне, Фрайбурге, Париже. Исследовательские центры и феноменологические общества были созданы во многих странах мира. В России быстрое освоение идей Гуссерля в начале 20 в., обусловленное определенной традицией философии сознания в русской философии 19 в., было прервано в начале 1920-х гг. Только начиная с 1960, вновь появляются аналитические работы по феноменологии и переводы феноменологических текстов.
Основные идеи и метод
Исходный пункт феноменологии как философского учения -интенциональная жизнь сознания (см. СОЗНАНИЕ) (Гуссерль), бытие личности (Шелер (см. ШЕЛЕР Макс)) и фундаментальные структуры человеческого существования (Хайдеггер (см. ХАЙДЕГГЕР Мартин)), возможность описания которых укоренена в самом сознании и человеческом бытии. Феноменологический метод является принципиально дескриптивным, ему свойственно отстранение от любых предпосылок, которые не поддаются описанию. Основная идея феноменологии - неразрывность и в то же время взаимная несводимость, нередуцируемость сознания, человеческого бытия, личности и предметного мира, психофизической природы, социума, духовной культуры. Гуссерлевский лозунг «к самим вещам!» ориентирует на отстранение от причинных и функциональных связей между сознанием и предметным миром, а также от их диалектико-мистического взаимопревращения. Движение к предметам - это воссоздание непосредственного смыслового поля, поля значений между сознанием и предметами. У Гуссерля взаимная несводимость сознания и мира выражается в различии трех видов связей: между вещами (предметами и процессами внешнего мира), между переживаниями и между значениями. У Хайдеггераразличие непредметного и предметного - это различие бытия и сущего, у Сартра (см. САРТР Жан Поль) - в-себе-бытия и для-себя-бытия, у Мерло-Понти (см. МЕРЛО-ПОНТИ Морис) «невидимого» и «видимого». Невозможно, полагает Мерло-Понти, представить себя просто кусочком мира, только объектом биологических, психологических и социологических исследований. В послегуссерлевской феноменологии приоритет отдан проблеме неразрывности человеческого бытия и мира. У Хайдеггера само человеческое бытие как «бытие-в-мире» есть неразрывность мира и человека, поэтому проблема сознания отходит на второй план, речь идет не о многообразии феноменов сознания, но о единственном, фундаментальном феномене - человеческом вот-здесь-бытии (Dasein). Для Мерло-Понти источник смысла - в человеческом одушевленном теле и поле восприятия, «между» сознанием и миром.
Сфера соприкосновения и неразрывности сознания, человеческого бытия и предметного мира - это сфера феноменов, «себя-в-себе-самом-показывающего» (Хайдеггер). Самораскрытие феномена радикально отличается от отношения явление - сущность, однако явление, как и видимость, имеет основания в феномене. Феномен, например, самодостаточное и самоценное произведение искусства, не указывает на нечто, скрытое за ним. Тем не менее феномен не лежит на поверхности - произведение искусства доступно не всякому, кто находится рядом с ним.
Время, сознание, бытие
Феноменология объединяет традиционно противопоставляемые «истины в себе» (идеальные, вневременные предметы) и абсолютный временной поток сознания, рефлексию и время, время и бытие. Поток сознания (см. ПОТОК СОЗНАНИЯ) и идеальный предмет - два рода непсихологических связей сознания, два полюса феноменологической сферы. Время рассматривается в феноменологии не как объективное время (существование которого не отрицается, так же как объективного пространства), но как временность, темпоральность самого сознания и прежде всего его первичных модусов - восприятия, памяти, фантазии (Гуссерль), человеческого бытия (Хайдеггер), человеческой реальности (Сартр), субъективности (Мерло-Понти). Время как «сеть интенциональностей» есть средоточие сознания и человеческого бытия и основное средство его описания.
Истина и бытие
Принципиальным для феноменологии является разработка онтологического понимания истины. Гуссерль называет истиной, во-первых, как саму определенность бытия, т. е. единство значений, существующее независимо от того, усматривает ли его кто-либо или нет, так и само бытие - «предмет, свершающий истину». Истина - это тождество предмета самому себе: истинный друг, истинное положение дел и т. д.; во-вторых, истина - это структура акта сознания, которая создает возможность усмотрения положения дел именно таким, каково оно есть. Для Хайдеггера истина как истинное бытие укоренена в способе бытия человека, которое характеризуется как раскрытость. Человеческое бытие может быть в истине и не в истине; истина - несокрытость; истина как правильность представления «полностью зависит от истины как несокрытости сущего». Хранительница истины - поэзия, являющаяся сущностью искусства. Истина, по существу, тождественна бытию (см. БЫТИЕ (в философии)); история бытия - это история его забвения, история истины - это история ее гносеологизации.
Интерсубъективность и историчность
В феноменологии эти темы внутренне связаны. «Психическое распределено между монадами» (Гуссерль), излучающими смысл изнутри, но непроницаемыми («без окон») извне. Понимание Другого как «вчувствование» возможно только на основе аналогии с временным потоком своего собственного опыта. Другой конституируется при этом не только как природно-телесно-психический феномен, но как субъективность, конституирующая свой собственный смысловой мир, и как трансцендентальная субъективность, конституирующая, в свою очередь, субъективность Других. Мир, который мы обнаруживаем в сознании, есть интерсубъективный мир (мир для каждого), т. е. пересечение и переплетение объективированных смыслов. В основе историчности европейской культуры лежит возникшая в Древней Греции «теоретическая установка», связующая людей для совместной работы по созданию мира смысловых структур. В таком понимании европейская культура должна исполнить свое предназначение - осуществление «сверхнациональности» как цивилизации нового типа не столько на пути унификации экономических и политических связей, сколько через «дух свободной критики», который ставит перед человечеством новые, бесконечные задачи и «творит новые, бесконечные идеалы». По Хайдеггеру, человеческое бытие исторично не потому, что включено в историю, а потому, что в основе своей темпорально. Историчность присуща не субъекту и не объекту, но бытию-в-мире.
Феноменология по своему смыслу не стремится быть завершенной философской системой, ее цель - анализ смыслообразования (от простейшей фиксации пространственно-временного положения объекта до усмотрения идеальных предметов, от первичной рефлексии на восприятие до размышления о смысловых основах культуры) и фундаментальных структур человеческого существования.