I м.
1. Приверженец славянофильства [славянофильство I].
2. Представитель славянофильства [славянофильство I].
II м.
Тот, кто благосклонно, с интересом и уважением относится ко всему славянскому, к самим славянам.
Ant:
I м.
1. Приверженец славянофильства [славянофильство I].
2. Представитель славянофильства [славянофильство I].
II м.
Тот, кто благосклонно, с интересом и уважением относится ко всему славянскому, к самим славянам.
Ant:
СЛАВЯНОФИ́Л, славянофила, муж. (книжн., ист.).
1. Приверженец славянофильства; ант. западник.
2. Сторонник культурно-политического сближения с славянскими народами и государствами, друг славян; ант. славянофоб. см. …фил.
СЛАВЯНОФИ́Л, -а, муж. Сторонник славянофильства.
| жен. славянофилка, -и.
| прил. славянофильский, -ая, -ое.
СЛАВЯНОФИ́Л1́, -а, м
Человек, сторонник теории, признающей идею самобытного пути исторического развития России, иного, чем развитие западноевропейских стран.
// ж славянофи́лка, -и, мн род. -лок, дат. -лкам.
Славянофилы в России были всегда, иногда их взгляды совпадали с официальной политикой государства.
СЛАВЯНОФИ́Л2́, -а, м
Сторонник общественного течения, возникшего в России в середине XIX в., представители которого выступали за самобытный, отличный от западного путь исторического развития России;
Ант.: западник.
Идеи славянофилов находят своих сторонников и в наши дни.
СЛАВЯНОФИ́Л -а; [от сл. славянский и греч. phileō - люблю] м. Сторонник славянофильства. Прослыть славянофилом. Взгляды, воззрения славянофилов. Извечный спор славянофилов и западников.
◁ Славянофи́лка, -и; мн. род. -лок, дат. -лкам; ж.
-а, м.
Сторонник славянофильства.
Славянофилы видели миссию России в ее противопоставлении Западу, в культе самобытности, в традициях старой, допетровской Руси. Эренбург, Значение России.
Славянофил, а, м.; СЛАВЯНОФИ/ЛКА, и, ж.
Сторонники того направления общественной и философской мысли, которое отстаивало самобытность пути развития России, отличного от путей западноевропейских стран.
► На славянофилах лежит грех, что мы долго не понимали ни народа русского, ни его истории; их иконописные идеалы и дым ладана мешали нам разглядеть народный быт и основы сельской жизни. // Герцен. Былое и думы //; - Он [Митрошка] в поддевке, правда, в бархатной, и похож на славянофила. // Достоевский. Униженные и оскорбленные //
СЛАВЯНОФИЛЬСКИЙ, СЛАВЯНОФИЛЬСТВО, СЛАВЯНОФИЛЬСТВОВАТЬ.
славянофил - славянин - сторонник славянской идеи
Ср. Любовь, ты западница или славянофилка? - обратился раз Садовский к Л.П. Косицкой.
И. Горбунов. Отрывки из воспоминаний.
Ср. Что бы там ни разгласила
За границею молва,
Братья, все-таки мы - сила:
Прага, Белград и Москва.
Н.В. Берг.
Ср. Я однажды смеялся до колик,
Слыша, как князь N. N. говорил:
"Я, душа моя, славянофил".
А религия ваша? "католик!"
Некрасов. Недавнее время. 3.
Ср. Я полагаю, что для многих славянофилы наши - как с неба упали, а не ведут свой род еще с реформы Петра, как протест всему, что в ней было неверного и фантастически исключительного.
Достоевский. Дневник 1876 г. апрель. 1, 4.
славянофи́л, славянофи́лы, славянофи́ла, славянофи́лов, славянофи́лу, славянофи́лам, славянофи́лом, славянофи́лами, славянофи́ле, славянофи́лах
Это слово возникло в начале XIX в. для обозначения сторонников одного из направлений общественной мысли. Образовано путем сложения существительного славяне и греческой основы фил (от греческого philos - "любящий"), присутствующей и в ряде других слов (например, библиофил, философия и т. п.).
Искон. Возникло в начале XIX в. Сложение сущ. славяне и извлеченного из слов типа библиофил, теофил «корня» -фил (от греч. philos «любящий»).
славянофи́л
начиная с В. Л. Пушкина, 1811 г.; К. Батюшков, 1813 г.; первонач. обозначало приверженцев Шишкова и "Беседы" с их пристрастием к цслав. словам, позднее - идеалистически настроенных любителей всего славянского; ср. также Арнольд, Zschr. f. d. Wf. 8, 16.
Образовано от славяни́н, славя́не, возм., по образцу греч. θεόφιλος, παιδόφιλος и т. п. ♯сла́дкий, сла́док, сладка́, сла́дко. Заимств. из цслав., вместо исконнорусск. соло́дкий (см.).
Славянофи́лы - представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х гг. XIX в.; выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского пути исторического развития России, усматривая её самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве; противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и т. п. Главные представители: И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, В. А. Черкасский и др. Близки к славянофилам были В. И. Даль, А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев и др. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 многие славянофилы сблизились с западниками на почве либерализма. Некоторые идеи славянофилов получили развитие в идеологии почвенничества (Н. Н. Страхов), панславизма (Н. Я. Данилевский), а также «охранительного» направления русской общественной мысли.
* * *
СЛАВЯНОФИЛЫ - СЛАВЯНОФИ́ЛЫ, представители одного из направлений русской общественной мысли 1940-1950-х гг.; выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве; противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и т. п. Главные представители: И. С (см. АКСАКОВ Иван Сергеевич). и К. С. Аксаковы (см. АКСАКОВ Константин Сергеевич), И. В (см. КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич). и П. В. Киреевские (см. КИРЕЕВСКИЙ Петр Васильевич), А. И. Кошелев (см. КОШЕЛЕВ Александр Иванович), Ю. Ф. Самарин (см. САМАРИН Юрий Федорович), А. С. Хомяков (см. ХОМЯКОВ Алексей Степанович), В. А. Черкасский (см. ЧЕРКАССКИЙ Владимир Александрович) и др. Близки к славянофилам были В. И. Даль (см. ДАЛЬ Владимир Иванович), А. Н. Островский (см. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич), А. А. Григорьев (см. ГРИГОРЬЕВ Аполлон Александрович), Ф. И. Тютчев (см. ТЮТЧЕВ Федор Иванович) и др. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 многие славянофилы сблизились с западниками на почве либерализма. Некоторые идеи славянофилов получили развитие в идеологии почвенничества (Н. Н. Страхов (см. СТРАХОВ Николай Николаевич)), панславизма (Н. Я. Данилевский (см. ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич)), а также «охранительного» направления русской общественной мысли.
СЛАВЯНОФИЛЫ - представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х гг. 19 в.; выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве; противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и т. п. Главные представители: И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, В. А. Черкасский и др. Близки к славянофилам были В. И. Даль, А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев и др. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 многие славянофилы сблизились с западниками на почве либерализма. Некоторые идеи славянофилов получили развитие в идеологии почвенничества (Н. Н. Страхов), панславизма (Н. Я. Данилевский), а также "охранительного" направления русской общественной мысли.
СЛАВЯНОФИЛЫ, представители одного из направлений русской общественной мысли 40 - 50-х гг. 19 в. Выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве; противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и др. Главные представители: братья К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, В.А. Черкасский. К славянофилам идейно близки В.И. Даль, А.А. Григорьев, А.Н. Островский, Ф.И. Тютчев. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 многие славянофилы сблизились с западниками на почве либерализма. Некоторые идеи славянофилов получили развитие в идеологии почвенничества (Н.Н. Страхов), панславизма (Н.Я. Данилевский), а также "охранительных" направлениях русской общественной мысли.
СЛАВЯНОФИЛЫ - представители национальной самобытности в России, особого мировоззрения, развившегося в 30-х годах на почве исторических условий и общеевропейских философских теорий.
I прил.
1. соотн. с сущ. славянофильство I, славянофил I, связанный с ними
2. Свойственный славянофильству [славянофильство I], славянофилу [славянофил I], характерный для них.
II прил.
1. соотн. с сущ. славянофильство II, славянофил II, связанный с ними
2. Свойственный славянофильству [славянофильство II], славянофилу [славянофил II], характерный для них.
Ant:
СЛАВЯНОФИ́ЛЬСКИЙ, славянофильская, славянофильское (книжн., ист.). прил. к славянофильство и к славянофил. «Славянофильское учение было ретроспективной утопией, основанной на идеализации таких общественных отношений, которые предполагались свободными от классовой борьбы.» Плеханов.
славянофи́льский, славянофи́льская, славянофи́льское, славянофи́льские, славянофи́льского, славянофи́льской, славянофи́льских, славянофи́льскому, славянофи́льским, славянофи́льскую, славянофи́льскою, славянофи́льскими, славянофи́льском, славянофи́льск, славянофи́льска, славянофи́льско, славянофи́льски
I ср.
Идейно-политическое течение в Российском государстве середины XIX в., представители которого выдвигали идею самобытного развития России, отличного от развития стран Западной Европы.
II ср.
Убеждения, взгляды славянофила [славянофил II].
Ant:
СЛАВЯНОФИ́ЛЬСТВО, славянофильства, мн. нет, ср. (книжн., ист.). Националистическое течение русской общественной мысли середины 19 века, выражавшее интересы крепостнического дворянства и утверждавшее, в противовес западничеству, что Россия самобытна в своем историческом развитии и что патриархальная славянская культура должна прийти на смену культуре Запада с его капиталистическими отношениями и классовой борьбой. «Славянофильство Хомякова, Киреевских, К.Аксакова и других… было философией русской истории, созданной идеологами помещичьего сословия под сильнейшим влиянием факта классовой борьбы на Западе.» Плеханов. «Славянофильство и теория официальной народности представляют собою по существу одно и то же учение…» Плеханов.
СЛАВЯНОФИ́ЛЬСТВО, -а, ср. В России в середине 19 в.: идейно-политическое течение, представители к-рого противопоставляли исторический путь развития России развитию стран Западной Европы и идеализировали патриархальные черты русского быта и культуры.
| прил. славянофильский, -ая, -ое.
Славянофильство
-а, только ед., с.
1) Одно из направлений русской общественной и философской мысли середины XIX в., выдвинувшее идею самобытного пути исторического развития России, отличного от пути развития западноевропейских стран.
Такие направления наши, как славянофильство и народничество, относились с особенным уважением и вниманием к народной жизни и по-разному стремились опереться на самые недра земли русской (Бердяев).
2) . Убеждения, взгляды славянофила.
Славянофильство автора.
Родственные слова:
славянофи́л, славянофи́лка, славянофи́льский
Этимология:
Собственно русское слово. Образовано путем сложения славяне (о.-слав. * slověne) и -фил (← греч. philos ‘любящий’).
Энциклопедический комментарий:
Самобытность России сторонники славянофильства видели в отсутствии, как им казалось, в ее истории классовой борьбы, в крестьянской общине и артелях, в православии, которое представляли себе как единственное истинное христианство. Славянофилы идеализировали общественный строй Древней Руси, развивали религиозно-идеалистическую философию. Сыграли важную роль в развитии славяноведения, изучения народного быта. Главные представители: И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, В. А. Черкасский и др.
СЛАВЯНОФИ́ЛЬСТВО -а; ср.
1. Одно из направлений общественной и философской мысли России в середине 19 в., выдвинувшее идею самобытного пути исторического развития России, отличного от пути развития западноевропейских стран.
2. Убеждения, взгляды славянофила. С. редактора. С. оппонента.
-а, ср.
Одно из направлений общественной и философской мысли России в середине 19 в., выдвинувшее идею самобытного пути исторического развития России, отличного от пути развития западноевропейских стран.
Популярное, начиная с 1840-х гг., обозначение круга идей некоторых русских мыслителей и литераторов. Они, в отличие от своих идейных противников - «западников» (см. Западничество), настаивали на «особом пути России», считали, что она должна развиваться на своей собст-
венной духовной основе, видели идеал русского государства в Московской Руси, осуждали петровские реформы, подражание Западу и т. д. Для славянофильства типичны взгляды таких мыслителей, как И. С. Аксаков, И. В. Киреевский, А. С. Хомяков и др.
Сначала и славянофилы, и западники считали такие названия для себя обидными и старались их избегать. Так, публицист и общественный деятель Александр Кошелев (1806-1883) считал, что гораздо уместнее звать его и его товарищей «самобытниками» или даже «туземника-ми». Но подобные термины не привились.
Впервые слово «славянофил» использовал - в ироническом смысле - для обозначения определенного общественного типа поэт Константин Николаевич Батюшков (1787-1855). В своей сатире «Видение на берегах Леты» (1809) он рисует некоего напыщенного поэта-ретрограда, который упорно держится устаревших норм, правил и традиций как русского языка вообще, так и поэтической речи в частности. Этот герой говорит о себе «высоким штилем», по-старославянски: «Аз есмь зело славенофил» (то есть большой любитель всего славянского). Позже это слово (образованное по типу «библиофила» - любителя книг) вышло за рамки собственно литературы и приобрело социально-политическое содержание.
Понятия «славянофильство» и «западничество» - условны, поскольку славянофилы далеко не всегда восторгались тем. что считали своим, исконным, сугубо русским, да и западники не предлагали россиянам перенимать весь, без разбора, западный опыт. Но они вошли в русский язык как обозначения двух, порою противоположных типов мировоззрения.
славянофи́льство, славянофи́льства, славянофи́льств, славянофи́льству, славянофи́льствам, славянофи́льством, славянофи́льствами, славянофи́льстве, славянофи́льствах
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО - возникшее у нас в России в 30-х годах прошлого столетия литературное и общественное движение, выразившееся в стремлении к самобытности, в желании освободиться из-под влияния Западной Европы. Благодаря очень горячему спору, который завязался между славянофилами и так назыв. западниками, движение это позднее приняло очень дурной характер национального самовозвеличивания и огульно отрицательного отношения ко всему выходящему с Запада. Теперь славянофильство можно считать уже окончательно вымершим.
- Одно из направлений русской общественной мысли середины ХIХ века.
- Течение, противоположное западничеству.
I ср.
Следование славянофильским [славянофильский I] воззрениям.
II ср.
Следование славянофильским [славянофильский II] воззрениям.
Ant:
I несов. неперех.
Быть славянофилом [славянофил I], следовать славянофильским [славянофильский I] воззрениям.
II несов. неперех.
Быть славянофилом [славянофил II], благосклонно, с интересом и уважением относиться ко всему славянскому, к самим славянам.
Ant:
СЛАВЯНОФИ́ЛЬСТВОВАТЬ, славянофильствую, славянофильствуешь, несовер. (книжн. ирон.). Быть славянофилом, следовать славянофильским взглядам.
славянофи́льствовать, славянофи́льствую, славянофи́льствуем, славянофи́льствуешь, славянофи́льствуете, славянофи́льствует, славянофи́льствуют, славянофи́льствуя, славянофи́льствовал, славянофи́льствовала, славянофи́льствовало, славянофи́льствовали, славянофи́льствуй, славянофи́льствуйте, славянофи́льствующий, славянофи́льствующая, славянофи́льствующее, славянофи́льствующие, славянофи́льствующего, славянофи́льствующей, славянофи́льствующих, славянофи́льствующему, славянофи́льствующим, славянофи́льствующую, славянофи́льствующею, славянофи́льствующими, славянофи́льствующем, славянофи́льствовавший, славянофи́льствовавшая, славянофи́льствовавшее, славянофи́льствовавшие, славянофи́льствовавшего, славянофи́льствовавшей, славянофи́льствовавших, славянофи́льствовавшему, славянофи́льствовавшим, славянофи́льствовавшую, славянофи́льствовавшею, славянофи́льствовавшими, славянофи́льствовавшем
Благоволить, благоговеть, благодарить, великодушничать, злорадствовать, славянофильствовать.
Морфологическое противопоставление имени и глагола выражается в методах словосложения. Принципы словосложения, отчасти развившиеся в самом русском языке, отчасти унаследованные от греческого и церковнославянского языков и поддержанные, особенно в научно-философских, технических и публицистических стилях, влиянием языка немецкого, утвердились преимущественно в продуктивных именных категориях (существительных и прилагательных). Если оставить в стороне калькированные по греческому образцу славянизмы (типа: благодарить, благоговеть, благоволить и т. п.), то сложные глаголы в большей своей части являются отыменными образованиями (например, великодушничать, злорадствовать, славянофильствовать и т. д.).
(Виноградов. Русск. язык, с. 56).