Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы - пожалуйста, отключите
блокировщик рекламы.
мантегацца
Афоризмы
Мантегацца (Mantegazza) Паоло (1831 - 1910)
Итальянский физиолог, патолог, антрополог, писатель. Автор работ по проблемам общей патологии, физиологии питания, боли, антропологии, этнографически-культурным аспектам сексуальности.
Афоризмы, цитаты
Если вы чувствуете себя счастливым, не анализируйте вашего счастья. Это было бы все равно что раздробить красивую бабочку для того, чтобы лучше видеть ее красоту.
Любовные письма - существенный род литературы, в котором женщина выше мужчины.
Полезные сервисы
мантегацца (mantegazza) паоло
Большой энциклопедический словарь
Полезные сервисы
мантейфель пётр александрович
Энциклопедический словарь
Полезные сервисы
мантейфель петр александрович
Большой энциклопедический словарь
Полезные сервисы
мантека
Словарь иностранных слов
Полезные сервисы
мантеле
Синонимы к слову мантеле
сущ., кол-во синонимов: 2
мантеле-визит
Словарь галлицизмов русского языка
Полезные сервисы
мантелет
Словарь иностранных слов
Полезные сервисы
мантелета
Словарь галлицизмов русского языка
Полезные сервисы
мантелетта
Сканворды для слова мантелетта
Полезные сервисы
мантелеты
Словарь галлицизмов русского языка
МАНТЕЛЕТЫ ов.. мн. mantelets pl.
1. Мантелет есть движимый бруствер, сделанный из крепких досок, сплоченных вместе, длиной 4 а вышиною 3 футов на двух колесах с прикрепленным к оси долгим шестом, которым сию машину пред собою движут работники, и его прикрывают при осаде от мускетной стрельбы. 1777. Кург. Инж. сл. Неприятель приступом не возможет сквозь пролом в бастиону воити, ни своими щитами (маттелеты) в пролом установитися. Побежд. крепость 22. // Сл. 18. Мантелет, есть одна, или многия доски сплоченыя вместе, и обложенныя жестью на дву колесах, которыя работники пред собою подвигают, для укрытия мушкетнои стрельбы. Терм. форт. 18. // Сл. 18. Еще много других вещей, которыя к тому принадлежат, как например шанцевые минерные припасы, лес, мантелеты. 1744. Вобан О атаке креп. 6. <у траншеи> обе стороны траверсами, а передняя часть закрывается мантелетом на колесах. Вобан об атаке креп. 1744 73. Большие туры (длиною в 7 1/2, диаметром в 4 фута /, начиненные шерстью, а за недостатком ея, хворостом или фашинами. Сапер катит такой тур перед собой, для защиты от фронтальных выстрелов, когда ставит сапные туры, роет землю и насыпает бруствер. 1846. Теляковский Фортиф. 2 215. Сверх того, их же <черкесов> рукоделия найден в лесу мантелет или щит, сделанный из многих брусьев, на 6 колесах, весьма искусно и соразмерно. Бутков Мат. 2 55. Подумаешь, что правда - русские в прошлую компанию расстреляли весь румынский порох или погубили всех ее солдат, защищаясь ими как "мантилетами" от турецких пуль и ядер. Каразин В желанные края 91. Для успеха <осадных> работ понадобилось применять мантелеты. Мольтке 1937 120. || Ставень у корабля. Наст. Гранат.
2. ед. Короткая женская накидка. Производной от мантильи была "мантлета" - накидка без рукавов и заостренными концами спереди и сзади. Мантильи носили летом или как дополнение к бальным платьям из самых дорогих кружев. Кирсанова 144. Мантле/, вязаныя и гренадиновыя, в величайшей милости у Парижанок. Они обшиваются кружевами, и имеют обыкновенно форму mantelet ajusté. .. Малый мантле. БДЧ 1838 28 7 23. На этот раз, она была одета как знатная дама: шелковое платье со шлейфом, который она старалась прибрать в карман, воаль (mantelet), красные каблучки и прочие принадлежности. БДЧ 1849 98 3 167. В самом углу виселы римския пурнпурныя тоги, греческие хитоны, черные испанския мантелетки и другие костюмы. Мартьянов Дела 1 218. Потом приступили к выбору нашего дорожного костюма .. Серыя фуляровыя платья, соломенныя шляпки, моя с лиловыми лентами, маман с синими, полотняные воротнички, черные шелковые mantelets и шведския перчатки. Это было мило и просто. Е. Пяткина Три месяца. // РВ 1878 9 334. Ольга Ярославна сидела на террасе своего барского усадебного дома и задумчиво смотрела вдаль. Ей было так хорошо, так тепло в ее роскошном плюшевом mantelet. А. Луговой Ольга Ярославна.
- Удивляться не должно, что Балабан за те деньги, которые взял за Телемака, мог купить мантилет, по тому, что этакия книги у нас очень дороги, а другие, как например, грады, вертограды, стансы, мадригалы, идиллии, билеты, так оными можно намостить Московскую дорогу. Чулков. // Кошелев 1996 137.
Полезные сервисы
мантелина
Синонимы к слову мантелина
сущ., кол-во синонимов: 1
Полезные сервисы
мантелировавший
Синонимы к слову мантелировавший
прил., кол-во синонимов: 2
мантелирование
Словарь галлицизмов русского языка
Полезные сервисы
мантелировать
Словарь иностранных слов
Полезные сервисы
мантель
Толковый словарь
Синонимы к слову мантель
сущ., кол-во синонимов: 3
МАНТЕЛЬ mantille>нем. Mantel , > пол. mantel.
1. Мантилья, или правильнее мантель, бархатная мордоре, вышитая суташками, с дерганой бахромой. БДЧ 1850 104 7 28. Через час мы увидели Машеньку и Анненку в красивых платьях, которые достали из наших сундуков, в высоких прическах, которые им делал Сахаровский куафер, и в мантеле, поднесенных хозяином. М. Волконская Баллада. // Кр. новь 1927 4 51. <муж> даже ревнует и кружеву ее мантелии. 1802. Кург. Письмовник. // Повести разумные 185.
2. Плащ, пальто. Сл. жарг. 1992.
Сканворды для слова мантель
Полезные сервисы
мантель д'эпузе
Словарь галлицизмов русского языка
Полезные сервисы
мантенья
Грамматический словарь
Сканворды для слова мантенья
Полезные сервисы
мантенья (mantegna) андреа
Большой энциклопедический словарь
Полезные сервисы
мантенья андреа
Энциклопедический словарь
Манте́нья Андреа (Mantegna) (1431-1506), итальянский живописец и гравёр. Представитель Раннего Возрождения. Искусство Мантеньи, с героическим пафосом утверждающее силу и достоинство человека, отличается строгой архитектоникой композиции, чеканностью форм, сильными ракурсами, иллюзионистическими эффектами (росписи «Камеры дельи Спози» в замке Сан-Джорджо в Мантуе, 1474). В резцовой гравюре сочетал чёткость пластических форм с мягкой штриховкой (7 листов «Битва морских божеств», около 1470).
* * *
МАНТЕНЬЯ Андреа - МАНТЕ́НЬЯ (Mantegna) Андреа (1431-1506), итальянский живописец и гравер. Представитель Раннего Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) . Искусство Мантеньи, с героическим пафосом утверждающее силу и достоинство человека, отличается строгой архитектоникой композиции, чеканностью форм, сильными ракурсами, иллюзионистическими эффектами (росписи «Камеры дельи Спози» в замке Сан-Джорджо в Мантуе, 1474). В резцовой гравюре сочетал четкость пластических форм с мягкой штриховкой (7 листов «Битва морских божеств», ок. 1470).
Энциклопедия Кольера
МАНТЕНЬЯ Андреа (Mantegna, Andrea)
(ок. 1431-1506), один из крупнейших живописцев эпохи Возрождения в Северной Италии. Мантенья сочетал в себе главные художественные устремления ренессансных мастеров 15 в.: увлечение античностью, интерес к точной и тщательной, вплоть до мельчайших деталей, передаче природных явлений и беззаветную веру в линейную перспективу как средство создания на плоскости иллюзии пространства. Его творчество стало главным связующим звеном между ранним Возрождением во Флоренции и более поздним расцветом искусства в Северной Италии. Мантенья родился ок. 1431; между 1441 и 1445 он был записан в цех живописцев в Падуе как приемный сын Франческо Скварчоне, местного художника и антиквара, в мастерской которого работал до 1448. В 1449 Мантенья приступил к созданию фресковой декорации церкви Эремитани в Падуе. В 1454 Мантенья женился на Николозе, дочери венецианского живописца Якопо Беллини, сестре двух выдающихся мастеров 15 в. - Джентиле и Джованни Беллини. Между 1456 и 1459 он написал алтарный образ для церкви Сан Дзено в Вероне. В 1460, приняв приглашение маркиза Мантуи Лодовико Гонзага, Мантенья обосновался при его дворе. В 1466-1467 он посетил Тоскану, а в 1488-1490 Рим, где по просьбе папы Иннокентия VIII украсил фресками его капеллу. Возведенный в рыцарское достоинство, занимая высокое положение при дворе, Мантенья прослужил семейству Гонзага до конца жизни. Умер Мантенья 13 сентября 1506. 16 мая 1446 Мантенья и три других художника получили заказ на роспись капеллы Оветари в падуанской церкви Эремитани (разрушенной во время Второй мировой войны). Мантенье принадлежит большая часть работы по созданию фресок (1449-1455), и именно его художественный стиль доминирует в ансамбле. Сцена Святой Иаков перед Иродом Агриппой в капелле Оветари представляет образец стиля раннего периода творчества Мантеньи. Все анатомические детали, складки драпировок и элементы архитектуры жестко и отчетливо прорисованы. Поверхности предметов выглядят упругими и плотными, воздух кажется кристально прозрачным. Увлечение Мантеньи перспективой и античным искусством проявляется везде и во всем. Знание правил линейной перспективы он почерпнул от мастеров тосканской школы, возможно, непосредственно от Донателло и других флорентийских художников, которые работали в эти годы в Падуе. Триумфальная арка на заднем плане фрески вызывает в памяти древнеримские монументы, а солдаты на переднем плане и рельефы, украшающие арку, напоминают изображения на античных монетах и произведения скульптуры. В сцене Шествие святого Иакова на казнь художник избирает точку зрения снизу вверх, в соответствии с высоким расположением фрески на стене капеллы. Фигуры переднего плана показаны в легком ракурсе, а архитектурная декорация построена строго по законам перспективы. В других живописных произведениях Мантеньи этого времени, таких, как картина Моление о чаше (Лондон, Национальная галерея), в жесткой линеарной манере исполнены не только человеческие фигуры, но и пейзаж, где каждый камень и былинка тщательно исследованы и прописаны художником, а скалы испещрены изломами и трещинами. Алтарный образ церкви Сан Дзено (1457-1459) в Вероне является живописной интерпретацией знаменитого скульптурного Алтаря св. Антония, созданного Донателло для базилики Сант Антонио (Санто) в Падуе. Триптих Мантеньи имеет обрамление, выполненное в высоком рельефе и имитирующее элементы классической архитектуры; в боковых частях иллюзия пространства создается средствами живописи. Трон Мадонны и архитектура на заднем плане украшены античными мотивами; на переднем плане изображены гирлянды из роскошных фруктов. Увлечение мастера античной классикой вновь проявилось в его картине Святой Себастьян (Вена, Художественно-исторический музей). Святой привязан к изящной коринфской колонне, которая, по-видимому, осталась от разрушенного храма. Растения пробиваются в расщелинах камня, и фрагменты античных мраморов разбросаны у ног мученика. Одним из самых замечательных образцов пространственно-иллюзионистической живописи Мантеньи является роспись Камеры дельи Спози в палаццо Дукале в Мантуе, законченная в 1474. Квадратное помещение визуально трансформировано фресками в легкий, воздушный павильон, как будто закрытый с двух сторон написанными на стенах занавесями, а с двух других сторон открывающий изображение двора Гонзага и пейзажную панораму на дальнем плане. Свод Мантенья разделил на компартименты и поместил в них в обрамлении богатого антикизированного орнамента изображения бюстов римских императоров и сцен из классической мифологии. В верхней части свода написано круглое окно, через которое видно небо; богато одетые персонажи глядят вниз с балюстрады, данной в сильном перспективном сокращении. Этот фресковый ансамбль замечателен не только как один из первых в новом европейском искусстве примеров создания на плоскости иллюзорного пространства, но и как собрание очень остро и точно трактованных портретов (членов семьи Гонзага). Цикл монохромных картин Триумф Цезаря (1482-1492) был написан по заказу Франческо Гонзага и предназначался для украшения дворцового театра в Мантуе; эти картины плохо сохранились и в настоящее время находятся во дворце Хэмптон-Корт в Лондоне. На девяти больших холстах изображена длинная процессия с огромным количеством античных скульптур, доспехов, трофеев. Ее движение достигает кульминации в торжественном прохождении перед Цезарем-победителем. Картины отражают обширные знания Мантеньи в области античного искусства и классической литературы. В этом цикле и в Мадонне делла Витториа (1496, Париж, Лувр), написанной в память о военной победе Гонзага, искусство Мантеньи достигло наибольшей монументальности. Формы в них объемны, жесты убедительны и ясны, пространство трактовано широко и свободно. Для студиоло (кабинета) Изабеллы д'Эсте, жены Франческо Гонзага, Мантенья написал две композиции на мифологические темы (третья осталась незаконченной): Парнас (1497) и Минерва, изгоняющая пороки (1502, обе в Лувре). В них заметно некоторое смягчение стиля Мантеньи, связанное с новым пониманием пейзажа. Фресковая декорация Капеллы Бельведера, выполненная Мантеньей для папы Иннокентия VIII в 1488, была, к несчастью, утрачена при расширении Ватиканского дворца во время понтификата Пия VI. Несмотря на то, что только семь гравюр могут считаться несомненно принадлежащими руке Мантеньи, влияние мастера на развитие этого вида искусства огромно. Его гравюра Мадонна с Младенцем показывает, насколько органично стиль художника может существовать в графической технике, с присущей ей упругостью и остротой линии, фиксирующей движение резца гравера. Другие гравюры, приписываемые Мантенье, - Битва морских богов (Лондон, Британский музей) и Юдифь (Флоренция, галерея Уффици).
ЛИТЕРАТУРА
Лазарев В.Н. Андреа Монтенья. - В кн.: Старые итальянские мастера. М., 1973 Камезаска Э. Мантенья. М., 1996
Полезные сервисы
мантенья, андреа
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Полезные сервисы
мантео
Сканворды для слова мантео
Полезные сервисы