Праздник в древнем Риме, в честь Цибеллы.
иларий
Словарь русских имен
-я, м.
Отч.: Ила́риевич, Ила́риевна и Ила́рьевич, Ила́рьевна; разг. Ила́рьич.
Производные: Ила́рька (Ила́рка); Ла́ря (Ла́ра); Ила́ха; Ила́ша.
[Греч. hilaros - веселый.]
Словарь имён
-я, муж.
Отч.: Илариевич, Илариевна и Иларьевич, Иларьевна; разг. Иларьич.
Производные: Иларька (Иларка); Ларя (Лара); Илаха; Илаша.
Происхождение: (Греч. hilaros - веселый.)
Именины
31 (18) января - преподобный Иларион.
9 марта (24 февраля) - святитель Иларион, епископ Кизический.
15 (2) марта - мученик Иларий.
10 апреля (28 марта) - преподобный Иларион Новый, игумен Пеликитский и преподобный Иларион Псковоезерский, Гдовский (Рус.).
19 (6) мая - преподобный Иларион.
12 июня (30 мая) - праведный Иларион.
19 (6) июня - преподобный Иларион Новый, игумен Исихийский.
25 (12) июля и 27 (14) июля - мученик Иларий.
31 (18) августа - священномученик Иларион.
10 сентября (28 августа) - преподобный Иларион, схимник Печерский (Рус.).
3 октября (20 сентября) - преподобномученик Иларион.
23 (10) октября - преподобномученик Иларион Зографский.
3 ноября (21 октября) - преподобный Иларион Великий, преподобный Иларион, схимник Печерский (Рус.) и преподобный Иларион Псковоезерский, Гдовский (Рус.).
20 (7) ноября - мученик Иларион Мелитинский.
27 (14) декабря - святитель Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский (Рус.).
Полезные сервисы
иларий пиктавийский
Энциклопедический словарь
Ила́рий Пиктави́йский (Hilarius Pictaviensis) (? - 367), церковный деятель и богослов, епископ г. Пуатье (с 353), учитель Западной церкви. Наряду с Афанасием Александрийским боролся против арианства (за что получил прозвище Афанасий Запада). Способствовал созданию латинской богословской терминологии.
* * *
ИЛАРИЙ ПИКТАВИЙСКИЙ - ИЛА́РИЙ ПИКТАВИ́ЙСКИЙ (Hilarius Pictaviensis) (ум. 367), христианский церковный деятель и богослов, епископ г. Пуатье (с 353), учитель Западной церкви. Защищал православное вероучение в борьбе с арианством (см. АРИАНСТВО) (прозвище «Афанасий Запада» - см. Афанасий Александрийский (см. АФАНАСИЙ Александрийский)). Способствовал созданию латинской богословской терминологии. Память в Католической церкви 13 января, в Православной - 14 (27) января.
Большой энциклопедический словарь
ИЛАРИЙ ПИКТАВИЙСКИЙ (Hilarius Pictaviensis) (ум. 367) - христианский церковный деятель и богослов, епископ г. Пуатье (с 353), учитель Западной церкви. Защищал православное вероучение в борьбе с арианством (прозвище "Афанасий Запада" - см. Афанасий Александрийский). Способствовал созданию латинской богословской терминологии. Память в Католической церкви 13 января, в Православной - 14 (27) января.
Энциклопедия Кольера
СВ. (ок. 315-367), епископ и учитель церкви, выдающийся западный теолог. За свою твердую позицию в борьбе с арианской ересью, отрицавшей божественность Христа, получил прозвище Афанасий Запада. По свидетельству св. Иеронима, родился в Пуатье (Аквитания) во второе десятилетие 4 в. Иларий, происходивший из знатного рода, получил классическое образование и посвятил ранние годы жизни изучению философии. Стремление постичь смысл жизни побудило его обратиться к Новому Завету. По преданию, в тот момент, когда он читал пролог Евангелия от Иоанна, где излагалось учение о божественном Слове-Логосе, на него снизошел небесный свет, что подвигло его к крещению. Около 350 Иларий был избран епископом его родного города, хотя он и был к тому моменту женат. Иларий не принял участия в Арелатском (353) и Медиоланском (355) соборах, подтвердивших низложение св. Афанасия Александрийского, однако активно занялся организацией оппозиции гальских епископов по отношению к Сатурнину, арианствующему епископу Арля, за что был сослан Констанцием в Малую Азию как политический смутьян. В период ссылки (356-359) Иларий написал свое главное богословское сочинение, трактат О Троице (De Trinitate), посвященный доказательству божественности Сына. Интересно, что в другом важном сочинении, О соборах (De synodis), Иларий рассказывает о том, что лишь перед самой ссылкой он впервые познакомился с Никейским символом веры. В трактате О Троице высказана мысль о том, что различие между правоверным и еретическим вероучением иногда может оказаться разным пониманием терминов, а не действительным разномыслием. О либеральности его взглядов свидетельствует тот успех, которого Иларий достиг в установлении контактов с различными религиозными партиями на Востоке. В то же время Иларий осудил как "святотатство" декларацию крайних ариан, принявших т.н. 2-ю Сирмийскую формулу (357), согласно которой Сын "не подобен" Отцу. На Селевкийском соборе (359) он приветствовал победу умеренной партии во главе с епископом Василием Анкирским и одобрил принятие Антиохийского символа веры, который мог стать гарантом правоверия Восточной церкви. В начале 360 Иларий обратился к императору с просьбой разрешить ему встретиться в публичном диспуте с Сатурнином и принять участие в новом Константинопольском соборе (К Констанцию Августу, книга вторая), однако на обе просьбы получил отказ, после чего выступил с открытым обличением Констанция (Против Констанция Августа). Тем не менее в 361 Иларию было дозволено возвратиться в Галлию, где он возобновил свою борьбу с Сатурнином, в результате чего последний был вновь осужден на Парижском соборе (361). С этого момента арианство утратило свои позиции в Галлии, и Иларий попытался убедить императора Юлиана отправить в ссылку арианина Авксентия, епископа Медиоланского, однако, терпимо относившийся к арианам языческий император отказался это сделать. Иларий скончался, вероятно, 13 января 367. Папа Пий IX провозгласил его учителем церкви 13 мая 1851.
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
Полезные сервисы
иларион
Энциклопедический словарь
Иларион - I
Ларион, первый митрополит Киевский из русского духовенства (1051-1054/1055). Смещённый с кафедры патриархом Константинопольским после смерти Ярослава Мудрого, вероятно, удалился в Киево-Печерский монастырь. Сочинение Илариона «Слово о Законе и Благодати» - образец высокого красноречия, соединяет черты богословского, политического, историко-философского трактата.
II
в миру Василий Александрович Троицкий (1866-1929), архиепископ Верейский (1923). Один из ближайших помощников патриарха Тихона. Неоднократно подвергался арестам и ссылкам, несколько лет содержался в Соловецком лагере особого назначения.
Большой энциклопедический словарь
ИЛАРИОН - древнерусский писатель, первый киевский митрополит из русских с 1051. В "Слове о законе и благодати" с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и международную роль Киевской Руси.
Гуманитарный словарь
ИЛАРИО́Н (сер. 11 в.) - 1-й митр. Киевский (с 1044 или 1051), рус. по происхождению, писатель, автор знаменитого "Слова о Законе и Благодати" (между 1037 и 1050). И. упоминается в рассказе "Повести временных лет" о начале Киево-Печерского мон. под 1051 еще как пресвитер ц. Спаса-на-Берестове: "муж благ, книжен и постник". Кроме "Слова", древнейшие списки к-рого относят к 15 в., был автором по крайней мере 3-х произв. - Молитвы, Исповедания Веры и Слова к брату столпнику. Д. С. Лихачев предположил авторство И. для т. н. "Сказания о распространении христ-ва на Руси" - древнейшего ядра начальной рус. летописи, вычленяемого из дошедших до нас текстов. "Слово о Законе и Благодати" было произнесено, по-видимому, в Киев. Софийском соборе в присутствии кн. Ярослава Мудрого и его семьи. "Слово" - образец жанра торжеств. красноречия, пришедшего на Русь через византийскую традицию. Однако в строго церк. жанр И. внес общественно-политич. звучание: "Слово" отвечает на вопрос, в чем ист. смысл Крещения Руси. Приняв христ-во позже мн. др. народов, Русь становилась равноправной им, и ее история т. о. оказывалась частью истории мировой. "Закон" у И. - это символ иудейской религии, исповедуемой одним богоизбранным народом - древними евреями, "Благодать" же - символ христ-ва, в к-ром равны все народы, принявшие его, поэтому оно является новой, высшей ступенью познания истины. Христ-во не навязано Руси греками, но добровольно выбрано ею. Апеллируя к библейским примерам, И. сравнивает иудейскую веру с рабством, а христ-во - со свободой. Он воздает посмертную хвалу кн. Владимиру Святославичу, дело к-рого может сравниться с деяниями апостолов и имп. Константина Великого, сыну Владимира, Ярославу Мудрому, заложившему храм св. Софии в Киеве, установившему рус. митрополию, добивавшемуся независимости рус. церкви от византийской. Хваля Владимира и Ярослава, И. восхваляет всю рус. землю и г. Киев.
Лит.: Калугин Ф. Г. Иларион митрополит Киевский и его церковно-учительные произведения. СПб., 1894; Розов Н. Н. Синодальный список сочинений Илариона - рус. писателя 11 в. // Slavia. 1963. Roc. 31. P. 141-175; Молдаван А. Н. "Слово о Законе и Благодати". Киев, 1984.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
ИЛАРИОН, древнерусский писатель, первый киевский митрополит из русских (с 1051). В "Слове о законе и благодати" с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и международную роль Руси.
Орфографический словарь
Грамматический словарь
Словарь русских имен
-а, м.; народн. Ларио́н, -а; разг. Илларио́н, -а; прост. Лариво́н, -а.
Отч.: Иларио́нович, Иларио́новна; разг. Иларио́ныч.
Ларио́нка; Ларио́ха; Ларио́ша; Ла́ря (Ла́ра); Ларю́ха; Ларю́ша.
[От греч. hilaria - веселье.]
† 31 янв., 9 марта, 15 марта, 10 апр., 19 мая, 12 июня, 19 июня, 25 июля, 27 июля, 31 авг., 10 сент., 3 окт., 23 окт., 3 нояб., 20 нояб., 27 дек.
Словарь имён
-а, муж.; народн. Ларион, -а; разг. Илларион, -а; прост. к Ларивон, -а.
Отч.: Иларионович, Иларионовна; разг. Иларионыч.
Производные: Иларионка; Ила; Ларионка; Лариоха; Лариоша; Ларя (Лара); Ларюха; Ларюша.
Происхождение: (От греч. hilaria - веселье.)
Именины: 31 янв., 9 марта, 15 марта, 10 апр., 19 мая, 12 июня, 19 июня, 25 июля, 27 июля, 31 авг., 10 сент., 3 окт., 23 окт., 3 нояб., 20 нояб., 27 дек.
Словарь имён и отчеств
Именины
См. Иларий.
Полезные сервисы
иларион (митрополит)
Энциклопедический словарь
ИЛАРИОН (митрополит) - ИЛАРИО́Н (умер 1067 или после 1073), древнерусский писатель, оратор, церковно-политический деятель; киевский митрополит (1051-1054/55). В летописях Иларион характеризуется как человек исключительной учености, близкий ко двору князя Ярослава Мудрого (см. ЯРОСЛАВ Мудрый). До 1051 года он был священником церкви Святых апостолов в селе Берестове - загородной резиденции Ярослава. Иларион заложил начало традиции «печерского монашества» на Руси (жизни и молитвы в пещерах): для молитвы в уединении он выкопал себе небольшую, «двухсаженную» пещеру на берегу Днепра. Эта пещера будет найдена афонским монахом Антонием, который на этом месте основал Киево-Печерский монастырь (позднее - Киево-Печерская лавра (см. КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА)) и стал его первым игуменом.
Иларион - родоначальник традиции торжественного (эпидиктического) красноречия на Руси. В конце 1030-х годов он создал «Слово о законе и благодати» - выдающееся произведение древнерусской прозы. Предположительно оно было произнесено 25 марта 6546 (1038) года на праздник Благовещения в новоосвященной церкви Благовещения Богородицы на Золотых воротах в Киеве. Менее вероятна датировка создания «Слова» концом 1040-х годов, и его произнесение 26 марта 1049 года в Десятинной церкви или Софийском соборе. Полный текст «Слова» известен в рукописях 15-17 веков (реконструкция орфографии первоначального текста осуществлена Л. П. Жуковской). Основой идейно-политического содержания «Слова» является апология Руси, влившейся после принятия христианства в семью цивилизованных народов.
Автор стремится проникнуть в смысл и значение событий далекого прошлого славян и дать всестороннюю оценку современной ему действительности. Композиция «Слова о законе и благодати» трехчастна: 1) вступление, посвященное противопоставлению Ветхого и Нового заветов; Новый завет - это благодать, через святое крещение спасающий страны и народы; 2) повествовательная часть - истолкование сюжета из библейской истории об Аврааме и его детях - Измаиле и Исааке, явившихся прообразами закона и благодати; 3) заключение - похвала князю Владимиру, который крестил Русь. Главными темами «Слова» являются: превосходство христианства над иудаизмом и язычеством; победа и распространение христианского учения в языческих странах, в первую очередь - на Руси; прославление Владимира (выдвигается требование его канонизации), его сына Ярослава, рода киевских князей, Руси и ее столицы - Киева.
В «Слове» формируется доктрина национальной независимости и собственная патриотическая концепция всемирной истории. Доказывается равноправие «молодого» русского народа с народами, богатыми своей культурой; впервые в отечественной мысли представлена идея сквозной связи времен. В «Слове» Иларион проявил себя как мастер риторически украшенной речи, воспринимая от византийского искусства красноречия традицию украшенности речи при помощи различных тропов и фигур. Сочинение Илариона становится образцом для книжников 12-15 веков, которые используют отдельные приемы и стилистические формулы «Слова».
Иларион является также автором «Молитвы», близкой «Слову» по содержанию и стилю (долгое время считалась его заключительной частью) и «Исповедания веры», которое характеризуют богословская точность и ясность изложения. Принадлежность Илариону других сочинений («Слово к брату столпнику») не доказано. В 1051 году на соборе русских епископов Иларион был избран киевским митрополитом. Он стал первым митрополитом русского происхождения: до и после него митрополитами были греки, поскольку Киевская Русь входила в церковную юрисдикцию Константинопольского патриархата. Это свидетельствовало не только о признании заслуг Илариона, но и означало попытку Ярослава Мудрого утвердить самостоятельность русской церкви от Византии, что было следствием общего политического и культурного подъема Руси к середине 11 века.
Иларион - участник реформы византийского канонического права на Руси: он явился одним из составителей Церковного устава Ярослава Мудрого, закреплявшего правовую независимость русской церкви и основы ее материального существования. После смерти Ярослава Мудрого (1054) Иларион смещен со своего поста: под 1055 год в летописи упоминается новый митрополит, присланный из Византии, - Ефрем. После низложения Иларион удаляется в Киево-Печерскую лавру. Предположительно о нем - «черноризце Ларионе» - упоминается в Киево-Печерском патерике; его блаженная кончина последовала в 1067 году. Согласно другой точке зрения, Иларион пострижен в монастырь под именем Никон; именно он явился составителем Киевского летописного свода 1073 года и автором погодных летописных записей после 1054 года. Иларион не канонизирован, но его имя встречается в некоторых древних списках русских святых.
Полезные сервисы
иларион мелитинский
Энциклопедический словарь
ИЛАРИОН Мелитинский - ИЛАРИО́Н Мелитинский (ум. 298), один из тридцати трех христианских мучеников-воинов, пострадавших в Мелитине в гонение императора Диоклетиана (см. ДИОКЛЕТИАН) . Память в Православной церкви 7 (20) ноября.
Большой энциклопедический словарь
ИЛАРИОН Мелитинский (ум. 298) - один из тридцати трех христианских мучеников-воинов, пострадавших в Мелитине в гонение императора Диоклетиана. Память в Православной церкви 7 (20) ноября.
Полезные сервисы
иларион угличский
Энциклопедический словарь
ИЛАРИОН Угличский - ИЛАРИО́Н Угличский (ум. 1609), имя каждого из двух преподобномучеников, погибших при разорении Углича поляками в Смутное время. Память в Православной церкви 23 мая (5 июня) (собор Ростово-Ярославских святых).
Большой энциклопедический словарь
ИЛАРИОН Угличский (ум. 1609) - имя каждого из двух преподобномучеников, погибших при разорении Углича поляками в Смутное время. Память в Православной церкви 23 мая (5 июня) (собор Ростово-Ярославских святых).
Полезные сервисы
иларионов
Словарь русских фамилий
ИЛЛАРИОНОВ ЛАРИН ЛАРИОН ЛАРИОНОВ ЛАРИНЦЕВ ЛАРИОХИН ЛАРИОШИН ЛАРИОШКИН ЛАРИХИН ЛАРИЧЕВ ЛАРИЧКИН ЛАРИЩЕВ ЛАРЦЕВ ЛАРЧЕНКО ЛАРЧИН ЛАРЬКИН ЛАРЬКОВ ЛАРЮХИН ЛАРЮШИН ЛАРЮШКИН ИЛАРИОНОВ ЛАРИКОВ
В основе всех фамилий каноаническое имя Илларион (др.-греч. hilarios - "веселый), в русском повседневном употреблении - Ларион. Из отчества от уничижительной формы Ларька - Ларькин. Остальные фамилии из различных форм того же имени фамилии. Реже - от некоторых других имен: Гиларий, Лавр, Ларгий, Филарет. К нарицательным ларь, ларек фамилия не имела никакого отношения. (Н, Ф). Сына Лари (см. Ларин) могли назвать Ларич, дети последнего именовались Ларичевы. Есть и нарицательное "ларич" - разновидность рыбы голавль. (Ф). Ларченко - фамилия из запросов посетителей - украинская от того же имени.
Полезные сервисы
иларите женераль
илария
Словарь русских имен
Словарь имён
Именины
См. Иллария.