Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

скрипка

Толковый словарь

СКРИ́ПКА - сущ., ж., употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? скри́пки, чему? скри́пке, (вижу) что? скри́пку, чем? скри́пкой, о чём? о скри́пке; мн. что? скри́пки, (нет) чего? скри́пок, чему? скри́пкам, (вижу) что? скри́пки, чем? скри́пками, о чём? о скри́пках

1. Скрипкой называют смычковый музыкальный инструмент.

Цыганские скрипки. | Концерт для двух скрипок. | Скрипка Страдивари. | Яков весь день играл на скрипке.

2. Скрипкой называют учебный предмет в музыкальном училище, консерватории.

Окончил музыкальную школу по классу скрипки.

3. Скрипкой называют сольную игру на скрипке.

Танцевать под скрипку. | Люблю скрипку.

4. Скрипкой называют музыканта, который играет на этом инструменте.

Одинокая скрипка играла один и тот же вальс. | На сцену вышли пианист, две скрипки и арфа.

5. Первая скрипка - это скрипач, который исполняет ведущую партию в оркестре.

6. Если кто-либо играет первую скрипку, то это означает, что этому человеку принадлежит главная, ведущая роль в каком-либо деле.

скри́почка сущ., ж.

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Популярный словарь

Скрипка

, род. мн. скри́пок, ж.

Смычковый четырехструнный музыкальный инструмент, издающий звуки высокого тона.

Играть на скрипке.

Концерт для скрипки с оркестром.

Я взяла скрипку в руки и дотронулась до струн, которые издали слабый звук (Достоевский).

Родственные слова:

скрипа́ч, скрипа́чка, скри́почный (скрипочный мастер), скрипи́чный (скрипичный концерт)

Этимология:

Происхождение связано со скрипеть (* skripěti), первоначально глаголом звукоподражательного характера. Основа кри- та же, что в слове крик.

Энциклопедический комментарий:

Скрипка - самый высокий по регистру инструмент скрипичного семейства. Наряду с фортепьяно скрипка - наиболее распространенный сольный концертный инструмент. Возникла на основе усовершенствования народного музыкального инструмента. В классическом виде скрипка оформилась в творчестве крупнейших итальянских мастеров XVI-XVIII вв., установивших конструкцию скрипки, выработавших ее специфический тембр (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари и др.).

Пе́рвая скри́пка - о человеке, которому принадлежит ведущая роль в каком. деле.

- играть первую скрипку

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

СКРИ́ПКА ; мн. род. -пок, дат. -пкам; ж.

1. Смычковый четырёхструнный музыкальный инструмент (самый высокий из смычковых по регистру). Играть на скрипке. Слушать скрипку. Настраивать скрипку. Концерт для двух скрипок. Закончил музыкальную школу по классу скрипки. род.

2. Музыка, исполняемая на этом инструменте. Танцевать под скрипку. Люблю скрипку.

3. Разг. Музыкант, играющий на этом инструменте.

Первая скри́пка. 1. Скрипач, исполняющий ведущую партию в оркестре. -2. Человек, которому принадлежит в чём. главная, ведущая роль. Играть первую скри́пку. 1. Играть в оркестре ведущую партию; -2. Быть самым главным лицом в каком. деле.

Скри́почка, ; ж. Уменьш.-ласк.

* * *

скри́пка - 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета. Классический тип создали крупнейшие северо-итальянские скрипичные мастера XVI-XVIII вв. брешанской (Гаспаро да Сало, Дж. П. Маджини) и кремонской (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари) школ. В XVIII-XX вв. один из главных сольных инструментов.

<a href='/dict/скрипка' class='wordLink' target='_blank'>Скрипка</a>. <a href='/dict/схема' class='wordLink' target='_blank'>Схема</a>.

* * *

СКРИПКА - СКРИ́ПКА, 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета. Классический тип создали крупнейшие североитальянские скрипичные мастера 16-18 веков брешианской (Гаспаро да Сало, Дж. Маджини,) и кремонской (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари) школ. С 18 века один из главных сольных инструментов.

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

Энциклопедия Кольера

СКРИПКА - важнейший из современных струнных смычковых инструментов. Происхождение струнных смычковых неясно. Согласно К.Заксу, смычок впервые упоминается в Персии и Китае в 9 в., а фидели начинают появляться в Европе в 10 в.: один из типов инструмента, по-видимому, пришедший из Византии, оказывается в это время в Испании. Именно этот тип, обычно грушевидной формы и без шейки, с одной-пятью струнами, стал главным смычковым инструментом, фигурировавшим под разными названиями - фидель, виела или виола - в средневековой Европе. Второй тип, длинный и узкий, называемый ребеком, вероятно, арабского происхождения, появился в Европе в 11 в. и сохранялся в различных видах около шести столетий. К концу 16 в. ясно различались два основных семейства струнных смычковых инструментов: виолы и скрипки. Главные отличия между ними относились к конструкции инструмента: виолы имели плоскую нижнюю деку, покатые плечи, резонаторные отверстия в форме буквы s (эсы), широкую шейку, лады на грифе и 6-7 тонких струн, в то время как для скрипок были характерны выпуклая нижняя дека, округленные плечи, отверстия в форме буквы f (эфы), узкая шейка, отсутствие ладов на грифе и 4 толстых струны. На виолах всех разновидностей играли, упирая их в колено или держа между коленями, как и более крупные разновидности семейства скрипок; другие разновидности скрипок держали на плече, позже под подбородком. Помимо обозначения самого инструмента, термином "скрипка" называлось также семейство, включавшее альт, виолончель и некоторые виды контрабаса. Четыре струны скрипки настроены по квинтам: соль, ре1, ля1, ми2. Струна соль обвита металлической канителью, струна ми обычно делается из металла. Прием защипывания струн пальцами называется пиццикато (pizzicato). Иногда на струны, а именно на подставку надевается маленькое деревянное приспособление для приглушения звука, называемое сурдиной. В отличие от большинства современных инструментов, которые были усовершенствованы только после долгого развития и экспериментирования, скрипка вступила в свой "золотой век" в начале собственной карьеры. Первыми скрипичными мастерами, достойными упоминания, были Гаспаро Бертолотти (или "да Сало") (ок. 1542-1609) и Джованни Паоло Маджини (ок. 1580-1632), оба из Брешии на севере Италии. Однако уже при их жизни расположенная неподалеку Кремона стала завоевывать славу мирового центра скрипичного производства. Более ста лет (ок. 1575-1680) главную роль в этом процессе играла семья Амати, особенно Николо (1596-1684), который сделал более плоским выпуклый корпус старинной виолы да браччо, заузил ее "талию", заострил уголки, усовершенствовал резонаторные отверстия и улучшил лаковое покрытие. Самым знаменитым учеником Н.Амати был Антонио Страдивари (ок. 1644-1737), более 1100 инструментов которого (свыше 600 из них известны сегодня) считаются вершиной в области скрипичного мастерства всех времен. Третье место в великом триумвирате кремонцев занимает семьи Гварнери, особенно Джузеппе дель Джезу (1698-1744), который изготавливал инструменты, обладавшие яркой индивидуальностью и сильным звучанием. К 1750 славный период скрипичных мастеров закончился, хотя Германия, Франция, Англия и другие страны, а также Италия и продолжали делать скрипки. Современная скрипка отличается от экземпляров, сделанных триста лет назад, главным образом более блестящей звучностью, которой она обязана более толстым жильным струнам, удлиненным шейке и грифу и более высоким подставкам. Около 1820 композитором и скрипачом Людвигом Шпором, был изобретен подбородник. Хотя многие современные скрипки - массового фабричного производства и предназначаются они для учащихся музыкальных школ и музыкантов-любителей, а многие другие представляют собой подделки или копии известных старых инструментов, изготавливают и некоторые прекрасные экземпляры, которые выдерживают сравнение с кремонскими. Считавшаяся поначалу молодой громкоголосой выскочкой (а во Франции - инструментом, подходящим только для танцев), скрипка вытеснила виолу ренессансных времен лишь тогда, когда в 18 в. музыка из гостиных перешла в концертные залы и на большую оперную сцену. По чувствительности и выразительности звучания, бесконечному разнообразию технических возможностей, от всевозможных приемов игры смычком до щипковых и ударных эффектов, скрипка является непревзойденным сольным инструментом - как для "пропевания" простой мелодии, так и для виртуозного исполнения. В течение трех столетий она играет ведущую роль в оркестровой и камерной музыке. В 16 и 17 вв., помимо альта и виолончели, были известны и несколько других разновидностей скрипки, ныне вышедших из употребления. Инструмент маленького размера, впервые упомянутый в 1618, используется сегодня как трехчетвертная скрипка при обучении детей.

См. также АМАТИ; ГВАРНЕРИ; СТРАДИВАРИ, АНТОНИО; АЛЬТ; ВИОЛОНЧЕЛЬ.

ЛИТЕРАТУРА

Раабен Л. Скрипка. М., 1963 Витачек Е.Ф. Очерки по истории изготовления скрипичных инструментов. М. - Л., 1964

Гуманитарный словарь

СКРИ́ПКА - струнный смычковый инструмент, важнейший представитель группы струнных муз. инструментов. Прототипами С. были народные инструменты, такие, как кротта и фидель. К кон. 16 в. С. распространилась по Европе, а к 18 в. вытеснила ручные виолы благодаря превосходству в силе и качестве звучания. Окончательно конструкция С. оформилась в 17 - нач. 18 в. в Италии, где работали целые школы мастеров, передававшие свое иск-во по наследству. До сих пор непревзойденными по качеству звука являются инструменты, созданные мастерами Н. Амати, А. Страдивари, А. Гварнери. В этот же период форма корпуса, выпуклые деки и др. особенности С. были перенесены на инструменты более низких регистров, в результате чего образовалось семейство скрипичных струнных инструментов, в к-рое входят альт - "альтовая скрипка" и виолончель - "теноровая скрипка". Многие конструктивные особенности С. были перенесены и на контрабас, хотя он и сохранил существенные признаки виолы.

Корпус С. имеет овальную форму с крутыми плечами и выемками по бокам. В верхней деке имеются звуковые прорези - эфы. Гриф имеет один порожек в верхней части, к-рый является границей звучащей части струн. Второй границей является подставка на верхней деке, расположенная в районе прорезей. Исполнитель удерживает С. подбородком и левым плечом, при этом левая рука свободно движется вдоль грифа. В правой руке исполнителя находится смычок.

С. является едва ли не самым выразительным и виртуозным муз. инструментом. Различным штрихам, способам артикуляции, аппликатуре посвящаются целые книги. С. доступны стремительные пассажи, арпеджио, игра двойными нотами (интервалами) и 3-4-звучными аккордами, флажолеты, пиццикато (щипок струны пальцем) и т. д. В подавляющем большинстве муз. произведений С. отводится главенствующая роль, как наиболее выразительному и технически разностороннему инструменту. Объем муз. лит-ры для сольной С. превосходит все оркестровые инструменты и может сравниться только с фортепиано. С. непременный участник множества камерных ансамблей - трио, квартет, квинтет и т. д. Отд. раздел муз. лит-ры составляют сочинения для С. и фортепиано. В последнее время С. все чаще используется и в др. муз. жанрах, напр. в рок-музыке, в связи с чем появилась т. н. "электроскрипка" - С. с адаптером для усиления звука.

Скрипка

<a href='/dict/скрипка' class='wordLink' target='_blank'>Скрипка</a>

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Практический толковый словарь

Поговорки

Первая скрипка. 1. Разг. О самом важном, самом главном человеке в каком. деле. ЗС 1996, 525. 2. Жарг. муз. Ирон. Голос с частой амплитудой при вибрации. БСРЖ, 544.

Играть на кожаной скрипке в два смычка без канифоли. Народн. Пороть, наказывать кого. ДП, 219.

Играть на скрипке. 1. Жарг. угол. Распиливать решётку в камере. Трахтенберг, 26; СРВС 1, 118, 147; СРВС 2, 39, 58, 118; ТСУЖ, 96; Грачев 1997, 75; Балдаев 1, 168; Б., 71; Грачев, Мокиенко 2000, 82. Калька с франц. арго jouer du violon. Ларин 1931, 126. 2. Жарг. гом. О групповом половом акте, когда двое партнёров одновременно совершают с третьим оральное и анальное сношение. Кз., 66.

Играть вторую скрипку. Разг. Быть не главным, подчинённым в каком. деле. ФСРЯ, 429; БМС 1998, 529; ФМ 2002, 442.

Играть первую скрипку. Разг. Быть главным в каком. деле. ФСРЯ, 429; БМС 1998, 529; ЗС 1996, 31; ФМ 2002, 443.

Настраивать скрипку (Страгивали). Жарг. гом. Шутл. Онанировать (себя или партнёра). Кз., 66; ЖЭСТ-2, 243. Искаж.

Страдивари - фамилия известного итальянского скрипичного мастера (1643-1737 г.).

Словарь сленга

Орфографический словарь

скри́пка, , род. п. мн. ч. -пок

Трудности произношения и ударения

Формы слов для слова скрипка

Синонимы к слову скрипка

скрипица (устар. и прост.)

Эпитеты

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Этимология

Этимологический словарь русского языка

Этимологический словарь

Словарь русских фамилий

Сканворды для слова скрипка

- «Волшебница» в руках Паганини.

- Музыкальный инструмент, на котором в песне пиликал кузнечик.

- Орудие Паганини.

- Какой музыкальный инструмент прославил Ванессу Мэй?

- Первая в оркестре.

- Инструмент с подбородником.

- Инструмент, от которого на подбородке бывает мозоль.

- Первый инструмент, на котором научился играть маленький Иоганн Себастьян Бах.

- Фильм Ролана Быкова «Автомобиль, ... и собака Клякса».

- По мнению Ильи Ильфа и Евгения Петрова, на этом инструменте можно играть только превосходно, потому что посредственная игра на нём ужасна, а хорошая - едва терпима.

- Какой инструмент считается королевой оркестра?

- Орудие Страдивари.

- Отцы современной физики Макс Планк и Альберт Эйнштейн прекрасно музицировали и нередко играли дуэтом: Планк - на фортепиано, Эйнштейн - на этом инструменте.

- Смычковый музыкальный инструмент.

- Виолинофон, изобретённый Иоганном Штрохом, - разновидность этого инструмента, но для усиления звука используется не корпус, а металлический раструб.

- Музыкальный инструмент из крыловского «Квартета».

- В Берлине около памятника цыганам - жертвам нацизма, согласно проекту, должен звучать этот музыкальный инструмент.

- Лидер группы «Вопли Видоплясова».

- В дипломном фильме Андрея Тарковского маленький мальчик, который учится играть на этом инструменте, заводит дружбу с водителем асфальтового катка.

- Картина Кузьмы Петрова-Водкина.

- Фильм Андрея Тарковского «Каток и ...».

- Опера немецкого композитора Вернера Эгка «Волшебная ...».

- Оперетта американского композитора Джерома Керна «Кошка и ...».

Полезные сервисы

скрипка да гудок сведет домок в один уголок

скрипка соло

Орфографический словарь

Полезные сервисы

скрипка-секунда

скрипкин

Словарь русских фамилий

Сканворды для слова скрипкин

Полезные сервисы

скрипко николай семёнович

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

скрипко николай семенович