Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

абеляр пьер

Энциклопедия Кольера

АБЕЛЯР Пьер (ок. 1079-1142), французский философ и теолог-схоласт. Родился в местечке Ле-Палле (или Пале, от лат. Palatium) близ Нанта в Бретани и всю свою жизнь провел, переходя из одних школ и монастырей в другие, почему и был прозван "Палатинским перипатетиком" (peripateticus Palatinus). Поначалу Абеляр интересовался преимущественно логикой и диалектикой, которым обучался у самых знаменитых учителей, в частности - у Росцелина (представителя номинализма) в Лоше близ Ванна и у Гильома из Шампо (представителя реализма), возглавлявшего школу при соборе Нотр-Дам в Париже. Метод Абеляра, впоследствии доведенный до совершенства в сочинении Да и Нет (Sic et non), давал ему огромное преимущество в спорах, так что с самого начала он был не столько учеником своих учителей, сколько их соперником, и последние не без ревности отнеслись к тому, что Абеляр ок. 1101 открыл собственную школу, сначала в Мелене, а затем в Корбее. Приступ болезни вынудил Абеляра вернуться в Бретань, но затем он вновь примкнул к Гильому из Шампо. Абеляр был весьма честолюбивым юношей и мечтал занять место учителя, возглавив соборную школу Нотр-Дам, однако в то время об этом еще не могло быть и речи, и ок. 1108 он начал преподавать независимо неподалеку от Нотр-Дам, на горе св. Женевьевы; впоследствии его школа послужила ядром, вокруг которого сформировался Парижский университет. Абеляр обратился к теологии, которую изучал под руководством Ансельма Ланского. Хотя Абеляр был исключительно тонким и искушенным теологом, его подчеркнутое стремление опираться прежде всего на разум, готовность рассмотреть любую точку зрения в споре, его тщеславие, а также неосмотрительность некоторых его формулировок восстановили против него церковные круги и сделали его уязвимым для обвинений в ереси. В 1113 он все же возглавил соборную школу Нотр-Дам, хотя и не имел священнического сана.

Абеляр и Элоиза. Абеляр находился на вершине своей академической карьеры, когда его внимание привлекла очаровательная племянница каноника Фульбера - Элоиза. Абеляр добился у ее дяди разрешения поселиться в их доме в качестве учителя, после чего без труда завоевал ее чувства. Абеляр предложил Элоизе вступить в тайный брак, чтобы смягчить гнев ее родственников. Элоиза возражала против этого брака - не только потому, что он помешал бы академической карьере Абеляра, но и потому, что она, поверив Теофрасту, Сенеке, Цицерону и св. Иерониму, была убеждена (по-видимому, совершенно искренне), что занятия философией несовместимы с браком. Однако Абеляр настоял на своем. Элоиза уехала в Бретань, где в доме сестры Абеляра родила ему сына, Астролябия. Затем она возвратилась в Париж, где Фульбер без огласки обвенчал их в присутствии лишь необходимых свидетелей. В это время Абеляру было около сорока, а Элоизе - восемнадцать лет. Родственники Элоизы остались недовольны тем, что брак был заключен тайно, полагая, что это в большей степени спасало карьеру Абеляра, чем репутацию Элоизы. И когда Абеляр, желая оградить Элоизу от постоянных упреков и оскорблений со стороны членов ее семьи, отослал ее в Аржантей, где в монастыре бенедиктинок она приняла монашеское одеяние (но еще не пострижение), ее родственники, подкупив слугу, ворвались в жилище Абеляра и подвергли его оскоплению. История постигших Абеляра злоключений была рассказана им в автобиографии История моих бедствий (Historia calamitatum mearum).

Абеляр в бенедиктинском ордене. После этого Абеляр принял бенедиктинское облачение и, по-видимому, принес священные обеты в королевском аббатстве Сен-Дени, где продолжал преподавать. Однако его недруги, выразив сомнение в ортодоксальности учения, изложенного в трактате О божественном единстве и троичности (De unitate et trinitate divina), добились того, что на Суассонском соборе (1121) этот трактат (но не сам Абеляр) был осужден. По приговору собора Абеляр некоторое время пробыл "на исправлении" в аббатстве св. Медарда, после чего вернулся в Сен-Дени. Вскоре после этого он навлек на себя немилость настоятеля аббатства, Адама, выступив с осуждением нерадивости монахов, а также высмеяв легенду о том, что основателем аббатства был св. Дионисий Ареопагит, по преданию обращенный в христианство самим апостолом Павлом. Абеляру пришлось бежать из Сен-Дени, и он нашел убежище в небольшом монастыре в Шампани, где жил тихой жизнью вплоть до смерти аббата Адама. Новый аббат, Сугерий, разрешил Абеляру жить в монашестве в любом месте по его выбору. Абеляр поселился отшельником в лесах близ Труа, где устроил часовню, посвященную Параклету (Св. Духу - Утешителю). В 1125 он неожиданно получил приглашение возглавить аббатство от монахов Сен-Жильда в Бретани. Когда монахинь Аржантея обвинили в несоблюдении устава и они были распущены Святым Престолом по просьбе аббата Сен-Дени Сугерия, возобновившего давние притязания своего аббатства на земли этого монастыря, Абеляр предложил Элоизе и ее изгнанным из обители сестрам поселиться в Параклете. Письма, составившие знаменитую Переписку Абеляра и Элоизы, относятся к периоду после 1130, когда Элоиза стала настоятельницей нового женского монастыря в Параклете. Эти письма, во многом напоминающие переписку св. Иеронима с благочестивыми женщинами, духовным наставником которых он был, - св. Юлией, Евстохией, Марцеллой, Азеллой и Павлой, - свидетельствуют о все возраставшем стремлении Абеляра к святости и об упорном нежелании Элоизы отказаться от памяти о своей страстной любви. Абеляр оказался не тем аббатом, который отвечал вкусам монахов Сен-Жильда. Около 1136 Абеляр уже снова преподавал в Париже, где у него появились такие многообещающие ученики, как Арнольд Брешианский и Иоанн Солсберийский. Однако его отношение к консервативным церковным кругам оставалось по-прежнему враждебным, что побудило Бернара Клервоского обратиться к французским епископам с предложением наложить запрет на учение Абеляра. В результате на поместном Сансском соборе (1141) ряд тезисов Абеляра был осужден. Теолог обратился непосредственно к Иннокентию II с тем, чтобы папа сам рассмотрел его дело. По дороге в Рим он остановился в аббатстве Клюни, где узнал, что папа утвердил постановления Сансского собора. Настоятель Клюнийского аббатства Петр Досточтимый сердечно принял Абеляра, помирил его с Бернаром Клервоским и добился того, что папа Иннокентий смягчил свое отношение к Абеляру. Приняв приглашение Петра Досточтимого, Абеляр остался в Клюни, где провел следующие два года, обучая молодых монахов в школе аббатства. Умер Абеляр в возрасте шестидесяти трех лет в обители Сен-Марселя близ Шалона 11 апреля 1142. Первоначально Абеляр был погребен в Сен-Марселе, однако позже его останки были перенесены в Параклет. В настоящее время останки Абеляра и Элоизы покоятся под общим надгробием на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Учение Абеляра. Логические сочинения Абеляра - такие, как его Диалектика, - посвящены прежде всего проблеме универсалий. Абеляр был убежден, что должен пойти дальше Росцелина, понимавшего универсалии как "физическую реальность", и обратиться к проблеме "значений". Тем не менее он так и не пришел к метафизической интерпретации проблем логики и не ответил на вопрос, что же является "значимым" в самих вещах. В области этики Абеляр был занят прежде всего обоснованием нравственности и, с присущей ему симпатией к человеческому роду, усмотрел основу нравственных поступков в согласии человека с совестью и в чистосердечности намерений. Основные разногласия между Бернаром Клервоским и Абеляром были связаны с проблемой благодати. Первый настаивал на исключительной роли божественной благодати в спасении человеческой души, второй подчеркивал значимость индивидуальных усилий.

ЛИТЕРАТУРА

Абеляр. История моих бедствий. М., 1992

Полезные сервисы

дунс скот иоанн

Энциклопедический словарь

ДУНС СКОТ Иоанн - ДУНС СКОТ Иоанн (между 1266 и 1270, Шотландия - 8 ноября 1308, Кельн), средневековый философ и теолог, представитель схоластики (см. СХОЛАСТИКА), монах-францисканец (см. ФРАНЦИСКАНЦЫ). Родился, вероятнее всего, в южной Шотландии, возможно в Дунсе. Сведения о его жизни имеют большей частью легендарный характер. Считается, что в двенадцать лет он стал монахом-францисканцем. Достоверно же известно, что он блестяще преподавал теологию в Оксфорде (1288-1301), а затем в Париже, где был написан самый значительный его труд «Комментарии на сентенции Петра Ломбардского». За свою недолгую жизнь Дунс Скот написал очень много, полное собрание его сочинений насчитывает 12 томов, по большей части это комментарии к работам Аристотеля (см. АРИСТОТЕЛЬ), Порфирия (см. ПОРФИРИЙ (философ)) и Петра Ломбардского (см. ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ).

Будучи францисканским теологом, Дунс Скот в своих рассуждениях следовал за Бонавентурой (см. БОНАВЕНТУРА), хотя и расходился с ним в некоторых вопросах. Например, им не принималась теория «божественного освещения» Бонавентуры. (Познание неизменных концепций, таких как справедливость, красота и т. д., может происходить лишь в душе через вечные идеи, внедряемые в нее Богом. Таким образом, что-либо может быть познано лишь в том случае, если Сам Бог «осветит» понимающего вечной истиной). В понимании Дунса Скота разум, опирающийся на логику, может осуществлять познание лишь в достаточно узких рамках. Вообще же познание, особенно в сфере религии, должно иметь в своем основании веру.

Многие моменты учения Дунса Скота резко противоречили идеям томизма (см. ТОМИЗМ). Фома Аквинский (см. ФОМА АКВИНСКИЙ) говорил о примате разума и знания над волей, а Дунс Скот, наоборот, отводил первое место воле. Он учил, что у Бога, как и у человека не воля зависит от разума, а разум от воли. Доказывалось это утверждение исходя из того, что не все представляющееся разумным соответствует Божественной воле, следовательно, разум не первичен. Учение Дунса Скота о примате воли над разумом открыло дорогу иррационализму. (см. ИРРАЦИОНАЛИЗМ)

Не менее принципиальным было расхождение с Фомой Аквинским и другими выдающимися богословами того времени (Ансельмом Кентерберийским (см. АНСЕЛЬМ Кентерберийский), Бернардом Клервоским (см. БЕРНАР КЛЕРВОСКИЙ), Бонавентурой) по вопросу о непорочном зачатии Девы Марии. Дунс Скот одним из первых стал отстаивать положение о том, что Богородица была зачата без греха, то есть с самого момента рождения являлась непорочной. Большинство же его современников считали, что она освобождается от греха уже после рождения. В конце концов, победила точка зрения Дунса Скота, в 1854 папой Пием IX (см. ПИЙ IX) доктрина о непорочном зачатии была признана догмой.

Полезные сервисы

цистерцианцы

Энциклопедический словарь

Цистерциа́нцы - члены католического монашеского ордена, основанного в 1098. Первый монастырь ордена - Цистерциум (около Дижона, Франция). С XII в., после реорганизации ордена Бернаром Клервоским, стали называться и бернардинцами. В XII-XIII вв. орден цистерцианцев имел в Европе около 700 монастырей (мужские и женские).

* * *

ЦИСТЕРЦИАНЦЫ - ЦИСТЕРЦИА́НЦЫ, члены католического монашеского ордена, основанного в 1098. 1-й монастырь ордена - Цистерциум (ок. Дижона, Франция). С 12 в., после реорганизации ордена Бернаром Клервоским (см. БЕРНАР КЛЕРВОСКИЙ), стали называться и бернардинцами. В 12-13 вв. орден цистерцианцев имел в Европе ок. 700 монастырей (мужские и женские).

* * *

ЦИСТЕРЦИА́НЦЫ, католический монашеский орден, основанный в 1098 в Сито (лат. Cistercium - отсюда название) в Бургундии. Оформился как орден в 1118 и благодаря усилиям и авторитету св. Бернарда Клервоского к середине 12 в. распространился по всей Западной Европе. Цистерцианцы активно участвовали в христианизации и военной колонизации западнославянских земель, Прибалтики и Испании. Цистерцианцы не реформировали старые монастыри, но закладывали новые, резко противопоставляя себя прежнему монашеству, что институционально закрепила созданная ими новая форма организации монашества - орден. «В пустыне» - в еще не обжитых человеком местах - в простоте и бедности они надеялись в полной мере осуществить устав св. Бенедикта Нурсийского (см. БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ). Идеал бедности зримо отражали белые, дешевые (без красителя), «ангелические» одеяния, а также строгие, лишенные излишеств архитектура и внутреннее убранство цистерцианских монастырей. В основе ордена лежал принцип филиаций (лат. filiatio - родственное отпочкование): по достижении устойчивости и зрелости конвента аббат, дабы строгость монашеского идеала не смягчалась, посылал часть братьев для основания нового, дочернего монастыря, который настоятель материнской обители регулярно посещал. Из Сито были основаны четыре крупнейших аббатства цистерцианцев: Ла Ферте, Понтиньи, Клерво и Моримонд, к которым восходили все филиации ордена.

Условием монашеского служения цистерцианцы считали физический труд, в котором они видели средство воспитания смирения и обуздания «духа соблазна», а также гарантию независимости монастыря от мира. В отличие от прежнего монашества, цистерцианцам не дозволялось жить чужим трудом, иметь зависимых крестьян и вассалов. В результате они поначалу больше времени проводили в поле, на скотном дворе или в винограднике, чем в скриптории (см. СКРИПТОРИЙ), школе или храме за богослужением, которое в страду могло быть и опущено. Цистерцианский культ труда, интенсивное освоение цистерцианскими монахами лесов и пустышей, осушение болот, внедрение всевозможных технических новшеств значительно способствовали внутренней колонизации Западной Европы 12 в. Им отчасти принадлежит и заслуга в нравственной апологии трудовой деятельности. Очень скоро занятия физическим трудом были переданы конверсам (лат. conversi - обращенные), выходцам из сельской бедноты, которые хотя и принимали монашеские обеты, но жили отдельно от основной братии. Интенсивное высокорентабельное товарное хозяйство стало источником быстрого обогащения ордена. Современники иронизировали, что цистерцианские монастыри подобны Ноеву ковчегу, на который братья собрали все богатства, оставив снаружи запустение.

К концу 12 в. цистерцианцы, с их радикальным неприятием мира, противостоянием городской жизни, все более оттеснялись богатыми монастырями на периферию духовной жизни. Лишь в 17 в. в ответ на обмирщение культуры и растущий моральный релятивизм вновь приобрела значимость первоначальная строгость цистерцианского уклада. По инициативе А. Ж. Бутиллье де Рансе (1626-1700), с 1664 аббата монастыря Ла Траппе во Франции, оформилось строгое ответвление цистерцианцев - трапписты, которые на рубеже нашего века стали самостоятельным орденом (лат. ordo cisterciensium strictioris observantiae), в отличие от «святого ордена цистерцианцев» (лат. sacer ordo cisterciensium), объединяющего монастыри, не принимающих аскетической суровости траппистов.

Полезные сервисы