I ср.
1. процесс действия по гл. упражнять, упражняться
2. Результат такого действия; специально созданное учебное задание, целью которого является формирование умений и навыков, а также их дальнейшее совершенствование.
II ср.
см. упражнения
I ср.
1. процесс действия по гл. упражнять, упражняться
2. Результат такого действия; специально созданное учебное задание, целью которого является формирование умений и навыков, а также их дальнейшее совершенствование.
II ср.
см. упражнения
УПРАЖНЕ́НИЕ, упражненияя, ср.
1. только ед. Действие по гл. упражнять. Этюд для упражнения левой руки.
2. Действие по гл. упражняться. Два часа в день он посвящал гимнастическим упражнениям.
3. Занятие (преим. умственным трудом; устар.). «Науки почитает он (помещик) совсем не свойственным для благородных людей упражнением.» Крылов. «Чтение письмовника долго было любимым моим упражнением.» Пушкин.
4. Задание, предлагаемое тому, кто учится чему-нибудь, упражняется в чем-нибудь. Сборник упражнений для обучения русскому правописанию. Играть упражнения на рояле. Трудное гимнастическое у.
УПРАЖНЕ́НИЕ, -я, ср.
1. см. упражнять, -ся.
2. Занятие для приобретения, усовершенствования каких-н. навыков; задание, выполняемое тем, кто упражняется в чём-н. Гимнастические упражнения. Упражнения с гантелями. Упражнения на скрипке. Сборник упражнений по правописанию.
УПРАЖНЕ́НИЕ1́, -я, ср
Форма обучения, состоящая в выполнении учащимися каких-л. практических заданий, действий и т.п. с целью приобретения, усовершенствования каких-л. умений, навыков.
Яша много времени проводил за упражнениями на скрипке.
УПРАЖНЕ́НИЕ2́, -я, ср
Средство обучения чему-л., представляющее собой учебное задание для закрепления знаний, навыков.
Витя открыл учебник и стал читать задание к упражнению, которое было задано на дом.
УПРАЖНЕ́НИЕ3́, -я, ср
Совокупность специально выработанных движений, приемов для развития спортивных или каких-л. других способностей, приобретения спортивных и др. умений и навыков.
Больше всего мне нравилось выполнять упражнения на брусьях.
УПРАЖНЕ́НИЕ -я; ср.
1. к Упражня́ть и Упражня́ться. У. памяти. Систематические упражнения. Начать у. голоса. У. на скорость прошло успешно. Разнообразить у. физических способностей.
2. Ряд специально выработанных движений, приёмов для развития каких-л. способностей, приобретения навыков и т.п. Гимнастические упражнения. У. для голоса. Упражнения на кольцах, на перекладине. У. с обручем, со скакалкой. У. для пальцев скрипача. // Учебное задание для закрепления знаний, навыков. Сборник упражнений по орфографии. Сделать у. на рояле. В упражнении были пропущены буквы.
-я, ср.
1. Действие по знач. глаг. упражнять и упражняться.
Жизнь, природа, человек, человечество, наука, искусство - какое обширное, великое, бесконечное поприще для борьбы благородной, для упражнения юных и свежих сил! Белинский, Стихотворения П. Штавера.
Создать молодую сыгравшуюся труппу можно только путем постоянных ее упражнений на сцене. Ленский, Докладная записка об утренниках в Малом театре.
2. Занятие, выполняемое тем, кто учится чему-л., совершенствует свои навыки в чем-л.
Главное упражнение его состояло в стрельбе из пистолета. Пушкин, Выстрел.
Сечь не любила затруднять себя военными упражнениями и терять время; юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв. Гоголь, Тарас Бульба.
||
Учебное задание для закрепления знаний, навыков.
Сборник упражнений для фортепьяно.
◊
Он быстро повторил правило и принялся делать упражнение. Это упражнение было очень простое. Нужно было списать примеры и вставить в словах пропущенные буквы. Носов, Витя Малеев в школе и дома.
упражне́ние, упражне́ния, упражне́ний, упражне́нию, упражне́ниям, упражне́нием, упражне́ниями, упражне́нии, упражне́ниях
сущ., кол-во синонимов: 29
вис (4)
вольтижировка (6)
выжим (1)
выкрут (1)
гиперэкстензия (2)
дхарана (2)
жим (1)
задание (24)
задача (31)
занятие (46)
криптия (3)
ласточка (23)
одержка (1)
полуодержка (1)
пранаяма (2)
прикидка (7)
пример (17)
работа (118)
рывок (17)
солнце (23)
сольфеджио (2)
стретчинг (3)
толчок (29)
тренинг (9)
тренировка (20)
экзерсис (1)
экзерциция (1)
экстемпорале (3)
этюд (14)
См. работа...
▲ развитие
↑ навыки
упражнение - повторное выполнение определенных действий, направленное на развитие
и совершенствование определенных навыков и умений.
упражнять, -ся.
отработать (# ружейные приемы).
разучивать.
репетиция. репетировать. отрепетировать. срепетировать.
спевка.
экзерсис.
тренировка - систематическое упражнение.
тренер. тренировать, -ся. тренировочный.
натренировать, -ся.
тренинг. тренаж.
шагистика.
стрельбы. | учебный (# стрельбы).
учения. тактические учения.
маневры - крупные двусторонние войсковые учения.
экзерциции (устар).
дрессировка. дрессировщик. дрессировать.
объездить (# молодую лошадь).
↓ задача.
диктант.
сольфеджио.
тренажер.
спарринг.
полигон. стрельбище.
автодром. танкодром.
экзерциргауз (устар).
см. формирование, обучение, преднамеренный, совершенствование
УПРАЖНЕ́НИЕ.
Структурная единица методической организации учебного материала, используемого в учебном процессе. С помощью У. обеспечивается выполнение действий с материалом и формирование на их основе умственных действий. У. представляют собой целенаправленные, взаимосвязанные действия, предлагаемые для выполнения в порядке нарастания языковых и операционных трудностей, с учетом последовательности становления речевых навыков и умений и характера реально существующих актов речи. У. занимают важное место в обучении, так как лежат в основе овладения какой-л.
деятельностью. Эффективность У. во многом зависит от методики их организации и проведения. Существенным условием эффективности У. является сознательная направленность упражняющегося на повышение качества деятельности. Из российских методистов первой уделила особое внимание разработке теории упражнений И. А. Грузинская (1958). Существуют многочисленные классификации типов У. (Ильин, 1975; Лапидус, 1970; Пассов, 1991 и др.). Одна из классификаций предлагает разграничивать понятия «аппарат упражнений» - совокупность всех существующих упражнений, образующих своеобразный «банк данных», и «система упражнений» - набор упражнений, предназначенных для формирования навыков и умений определенного уровня в рамках того или иного вида речевой деятельности (Изаренков, 1994). Наиболее распространенной является классификация У., которую предложил И. В. Рахманов (1980):
a) по их назначению - языковые и речевые, рецептивные и репродуктивные, аспектные и комплексные, учебные и естественно-коммуникативные, тренировочные и контрольные;
б) по характеру материала - У. в диалогической, монологической речи и т. п.;
в) по способу выполнения упражнений - устные и письменные, одноязычные и двуязычные, механические и творческие, классные и домашние, индивидуальные, парные, хоровые. У. подразделяются также в зависимости от вида речевой деятельности (см. аудирование, говорение, чтение, письмо), формы речи (см. устная речь, письменная речь) и аспекта языка (фонетические, лексические, грамматические).
Упражнение - греческая приставка «u-» имеет значение отрицания, прекращения действия. Так же было и у наших предков. Это и сейчас видно: «убыть» - значит, сначала быть, а потом уехать, исчезнуть; «угомониться» - прекратить гомон. А «упражняться» - не проводить время праздно, то есть, заниматься делом.
адекватность упражнений, аспектные упражнения, аутентичное задание, веб-квест, грамматические упражнения, двуязычные упражнения, диктант, диктант свободный, диктант словарный, диктант творческий, домашнее задание, домашние упражнения, дрилл, естественно-комуникативные упражнения, задание, задание лабораторное, задание речевое, задания открытого типа, игровые упражнения, имитативно-репродуктивные упражнения, имитативные упражнения, инструкция, классные упражнения, коммуникативные упражнения, комплексные упражнения, конструктивные упражнения, контрольные упражнения, лабораторное задание, лексические упражнения, механические упражнения, мотивационные упражнения, одноязычные упражнения, паузированные упражнения, переводные упражнения, письменные упражнения, подготовительные упражнения, подстановочные упражнения, поисковое упражнение, послетекстовые упражнения, предтекстовые упражнения, притекстовые упражнения, программированные упражнения, прописи, разбор, репродуктивные упражнения, рецептивные упражнения, речевая зарядка, речевая разминка, речевые упражнения, система упражнений, скетч, структурные упражнения, творческие упражнения, текстовые упражнения, типология упражнений, трансформативные упражнения, трансформационные упражнения, трансформация, тренировочные упражнения, упражнение, упражнения аспектные, упражнения двуязычные, упражнения домашние, упражнения естественно-коммуникативные, упражнения закрытого типа, упражнения классные, упражнения коммуникативные, упражнения комплексные, упражнения контрольные, упражнения механические, упражнения на заполнение пропусков, упражнения на предвосхищение, упражнения одноязычные, упражнения открытого типа, упражнения переводные, упражнения письменные, упражнения подготовительные, упражнения подстановочные, упражнения послетекстовые, упражнения предтекстовые, упражнения притекстовые, упражнения программированные, упражнения репродуктивные, упражнения рецептивные, упражнения речевые, упражнения творческие, упражнения текстовые, упражнения трансформативные, упражнения трансформационные, упражнения тренировочные, упражнения устные, упражнения учебные, упражнения языковые, учебный перифраз, этюд, языковые упражнения
УПРАЖНЕ́НИЯ ЗАКРЫ́ТОГО ТИ́ПА.
Вид некоторых тренировочных упражнений, предусматривающих при их выполнении заполнение пропусков, восстановление пропущенных слов и грамматических форм, разные виды трансформации. Такие упражнения часто используются для контроля сформированности языковых навыков. Они предполагают единственно верный ответ или способ выполнения задания с преимущественным вниманием к языковой стороне речи.
УПРАЖНЕ́НИЯ НА ЗАПОЛНЕ́НИЕ ПРО́ПУСКОВ.
При выполнении таких упражнений предусматривается дополнение или восстановление текста. Предпочтительно выполнять упражнения на связном тексте. Однако в учебной практике часто встречаются тренировочные упражнения, составленные из не связанных между собой предложений, в которых учащиеся должны заполнять пропуски подходящими по смыслу словами. В результате заполнения пропусков воссоздается связный текст. Варианты для заполнения пропусков могут быть предложены, и тогда учащееся выбирают подходящее по смыслу слово. Если варианты не даются, то учащиеся догадываются о пропущенных словах, исходя из контекста и сочетаемости слов, или заменяют их синонимами. Данный вид упражнений можно использовать в качестве тренировочных для развития механизма антиципации и языковой догадки при чтении. Обучающая функция упражнения усиливается, если за его выполнением следует обсуждение вариантов выбора.
УПРАЖНЕ́НИЯ НА ПРЕДВОСХИЩЕ́НИЕ.
Догадка, предвосхищение как способность предугадать новое, опираясь на уже известное, является важным умением при аудировании и чтении. Упражнения на предвосхищение способствуют формированию механизма вероятностного прогнозирования средствами иностранного языка. Эти упражнения могут предшествовать чтению или слушанию текста и содержать задание: на основе названия текста, его темы, невербальных средств прогнозировать содержание текста, последовательность событий, поступки персонажей. Тексты повествовательного характера считаются наиболее подходящими для выполнения упражнений на предвосхищение. Предвосхищение на языковом уровне оформления текста включает прогнозирование слов и словосочетаний и заполнение пропусков в контексте предложения.
УПРАЖНЕ́НИЯ ОТКРЫ́ТОГО ТИ́ПА.
Вид коммуникативных упражнений, предполагающих возможность использования разных вариантов ответа. При их выполнении внимание учащихся сосредоточено преимущественно на содержании высказывания. К У. о. т. относятся: проверка гипотезы, сопоставление разных точек зрения, оценка события, передача содержания текста, участие в игровой деятельности и др.