Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

классификация

Синонимы к слову классификация

I.

КЛАССИФИКАЦИЯ

КЛАССИФИКАЦИЯ1, группировка, систематизация

КЛАССИФИЦИРОВАТЬ, группировать, систематизировать

КЛАССИФИКАЦИЯ2, группирование, группировка, классифицирование, систематизация, систематизирование, спец. систематика

КЛАССИФИКАЦИЯ3, классифицирование, систематизация, систематизирование, спец. систематика, спец. типология

КЛАССИФИКАЦИЯ, система, спец. типология

КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ, системный, типологический

несов. и сов. КЛАССИФИЦИРОВАТЬ, несов. и сов. систематизировать, спец., несов. и сов. типологизировать

несов. и сов. КЛАССИФИЦИРОВАТЬСЯ, несов. и сов. систематизироваться, спец., несов. и сов. типологизироваться

II.

классификация

Полезные сервисы

речевой акт (речевое действие, речевой поступок)

Педагогическое речеведение

Речевой акт (речевое действие, речевой поступок) - элементарная, минимальная (далее неделимая) единица речевого поведения. Р. а., объединенные в единицы более высоких уровней (речевой шаг, цикл, взаимодействие), образуют дискурс. Теория Р. а. возникла в русле лингвистической философии и восходит к работе Дж. Остина «Как совершать поступки с помощью слов» (1960). Остин, опираясь на известное античное изречение («Слово есть вид дела» - Солон), замечает, что произнесение некоторых высказываний в определенных условиях равнозначно совершению

некоторого действия, поступка. Высказывания, обладающие такими свойствами, были названы Остином перформативами. В дальнейшем возникло предположение, что некое действие (поступок) совершается говорящим при произнесении любого высказывания.

X. Грайс (1975) предложил следующее (общепринятое теперь) описание структуры Р. а. При осуществлении Р. а. говорящий, произнося в некоторой ситуации общения (речевой ситуации) некоторое высказывание, выражающее его намерения (или интенции), производит действия четырех различных типов:

1) действие собственно произнесения - произносит звуки,

2) пропозициональное действие (осуществляет референцию и предикацию, связывая используемые знаки с действительностью и субъект высказывания с предикатом, т. е. осуществляет пропозицию),

3) иллокутивное действие - выражает определенное намерение, направленное на адресата (похвалу, просьбу, обещание и пр.),

4) перлокутивное действие - осуществляет воздействие на адресата, приводящее к изменению поведения последнего или его картины мира.

Все эти четыре действия в совокупности составляют Р. а., его структуру. Например, произнося: Нельзя ли погромче? - в классе, на уроке, говорящий (учитель) осуществляет Р. а. следующей структуры:

1) произносит соответствующий комплекс звуков с определенной интонацией, в нужной тональности;

2) выражает соответствующую пропозицию;

3) осуществляет иллокутивный акт в соответствии со своим намерением - приказ (в зависимости от ситуации, возможно, просьбу);

4) добивается в результате изменения поведения ученика (громкости ответа или чтения) (перлокутивное действие).

В данном примере имеем косвенный Р, а. - его перлокутив-ный эффект (действие ученика - увеличение громкости чтения в ответ на приказ) не совпадает с грамматической формой высказывания (вопрос). Различают и прямые Р а., в которых это соответствие имеется. Попыток классифицировать и типологизировать Р. а. предпринято множество. Одним из наиболее распространенных оснований классификаций Р а. служит то намерение говорящего, которое реализуется с помощью Р. а., так как именно целенаправленность есть одна из основных черт этой единицы поведения: одно намерение - один речевой акт. Так, различают, например, Р. а.-просьбы, Р. а.-прика-зы, Р. а.-обещания и пр.

Приведем типологию Р. а. по Дж. Серлу (1969 и след.):

1) репрезентативы (представляющие положение дел, описывающие действительность); высказывания, реализующие такие Р. а., могут оцениваться как истинные и неистинные;

2) директивы (служащие побуждениями к совершению некоторого поступка): приказ, просьба и пр.;

3) комиссивы (возлагающие на говорящего определенные обязательства): обещание и пр.;

4) экспрессивы (эмотивы) - служащие для выражения оценок и эмоций, описания субъективной картины мира говорящего: Маяковский - лучший поэт XX века; Ах, как хорошо! Милый!;

5) декларативы - «институциональные», нередко ритуализованные Р. а. (назначение на должность, объявление войны и пр.).

Есть и специальный тип Р. а., используемых в целях регуляции дискурса, оповещения участников общения о его ходе, а также о том, какова цель говорящего в данном фрагменте дискурса (какой именно иллокутивный акт он совершает): Я не прошу, а требую! и пр. (информативы, по Серлу).

Реальное речевое общение, однако, сложнее, чем оно выглядит в работах англо-американских лингвистов-философов 60-70-х гг., и однозначного соответствия Р. а. и намерения говорящего нет. Тем не менее для понимания основ связности дискурса и взаимопонимания коммуникантов категория Р. а. необходима. Так, последовательность высказываний: Звонит телефон! Я в ванной!- казалось бы, бессвязна. Интерпретируя же ее как последовательность косвенных Р. а.-вопроса (Ты подойдешь к телефону?) и Р. а.-ответа (Нет, не могу!), можно понять, что происходит. Значительную роль в речевой компетенции играет именно способность верно идентифицировать высказывания как определенные Р. а. в соответствии с принятыми в данной речевой среде традициями: Р. а. конвенциональны (условны), т. е. отражают сложившиеся в данной культуре речевые условности и обычаи. Так, знание о том, что высказывания: 1) Сначала подними руку! 2) Не хочешь ли ты сначала поднять руку? 3) У нас принято сначала поднимать руку. 4) Я не слышу тебя! (потому что рука не поднята) - могут быть реализациями одного и того же Р. а.-директива, они совершенно необходимы ученику уже при первых его шагах в школе.

Лит.: Арутюнова Н.Д. Речевой акт // Лингвистический энциклопедический словарь. - М, 1990; Безменова Н.А., Герасимов В.И. Некоторые проблемы теории речевых актов // Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики. - М., 1984; Теория речевых актов // НЗЛ. - Вып. 17. - М., 1986; Grice H.P. Logic in conversation // Syntax and semantics, 3: Speech acts. - N.-Y., 1975; Searle J. D. Speech Acts. - Oxford, 1969.

A.K. Михальская

Полезные сервисы

жанры обиходно-разговорной речи

Стилистический словарь

ЖАНРЫ ОБИХОДНО-РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ - представлены речевыми жанрами (Р. ж.) (см. Речевой жанр), являющимися основным средством организации обиходно-разговорной речи (О.-р. р.) - сложного коммуникативного феномена, чаще всего характеризующегося спонтанностью, неофициальностью, непосредственностью, постоянным активным участием слушающего (как следствие - частой сменой тем, коммуникативных ролей, непредсказуемостью).

"Даже в самой свободной и непринужденной беседе мы отливаем нашу речь по определенным жанровым формам, иногда штампованным и шаблонным, иногда более гибким, пластичным и творческим (творческими жанрами располагает и бытовое общение). Эти речевые жанры даны нам почти так же, как нам дан родной язык" (М.М. Бахтин).

Р. ж. о.-р. р. являются средством ориентации в многообразии диалогических коммуникативных смыслов, участвуют в становлении коммуникативной компетенции языковой личности, при этом, по-видимому, овладение жанровой системностью предшествует овладению языковой системностью.

К числу важнейших признаков (оснований типологии) Р. ж. о.-р. р. можно отнести противопоставление жанров: а) первичных и вторичных, б) фатических и информативных, в) риторических и нериторических, г) конвенциональных и неконвенциональных, д) простых и сложных.

Ведущая роль в О.-р. р. принадлежит первичным (непосредственным) Р. ж. (М.М. Бахтин). На их базе в опосредованных культурных сферах коммуникации развиваются разнообразные вторичные Р. ж. - о них подробнее см. в других статьях Словаря.

"Фатика" понимается как вступление в общение, имеющее целью само общение. "Информатика" - как вступление в общение, имеющее целью сообщение чего-л. (Т.Г. Винокур). Выделяется пять основных типов фатических речевых жанров (Ф.р.ж.): 1) Ф.р.ж., ухудшающие межличностные отношения в прямой форме: оскорбления, ссоры; 2) улучшающие межличностные отношения в прямой форме: признания, комплименты; 3) ухудшающие отношения в косвенной форме: колкость, издевка; 4) улучшающие отношения в косвенной форме: шутка, флирт; 5) праздноречевые жанры: межличностные отношения не улучшаются и не ухудшаются, степень косвенности - приблизительно 1/2.

По тяготению к "верху" и "низу" коммуникативного пространства Р. ж. о.-р. р. делятся на риторические и нериторические. Риторические Р. ж. о.-р. р. (светская беседа, застольные жанры) главным образом обслуживают неофициальные, но публичные коммуникативные ситуации (К.Ф. Седов).

Конвенциональные жанры диктуют адресату речи четкую интерпретацию коммуникативных намерений адресанта. Конвенциональные первичные простые жанры близки иллокутивным (речевым) актам. Их можно типологизировать на целевой основе, напр., вопрос: Ну ты была в больнице? Как там Марина?; просьба: (по телевизору передают концерт) Никита, убавь, пожалуйста, это… эту… - Да / муру.

Неконвенциональные жанры соотносимы не с типическими интенциями, а с бесконечно многообразными интенциональными состояниями адресата и порождают нечеткую интерпретацию. Интенциональное состояние - сообщение: (соседки по дому А. и Б. встречаются на улице) А. Здрасьте / что там в овощном? - Б. Ничё нету // - А. Совсем? - Б. Токо картошка // - А. Молодая? - Б. Нет / старая // А больше ничего // - А. Ну пойду посмотрю //. Невозможно сказать, означает ли последняя реплика А. Ну пойду посмотрю то, что А. осталась не удовлетворена ответом Б. на свой вопрос Что там в овощном? и хочет получить более точную информацию, или же А. хочет сообщить, что отправляется посмотреть старую картошку. Складывается впечатление, что А. вообще не ждет ответа как такового.

Интенциональное состояние - воздействие (периферия "поля побудительности"): (А. входит в комнату, где находятся Б. и В., погруженные в работу) А. Кто как хочет / но время обеденное // - Б. Угу // (А. молча собирается и уходит обедать). Высказывание Кто как хочет / но время обеденное можно истолковать как предложение пойти пообедать вместе, однако А. не пытается уговорить коллег, и ее удовлетворяет неопределенная ответная реплика Угу.

На неконвенциональные Р. ж. приходится основная часть общего пространства О.-р. р., особенно в области фатических Р. ж.

Особую разновидность Р. ж. о.-р. р. составляют косвенные Р. ж., среди которых также выделяются конвенциональные косвенные Р. ж., напр.: косвенная просьба: Вы меня завтра разбудите пораньше / Да?; Галь // Можно у тебя веник попросить (на пятнадцать минут)?; косвенное оскорбление (колкость): Телесериалы смотрят одни идиоты; косвенный комплимент (флирт): Ты говори, а я буду любоваться тобой.

Лит.: Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. - М., 1993; Ее же: Информативная и фактическая речь как обнаружение разных коммуникативных намерений говорящего и слушающего // Рус. яз. в его функционировании. Коммуникат.-прагматич. аспект. - М., 1993; Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. Из архивных записей к работе "Проблема речевых жанров" // Собр. соч. Т. 5. - М., 1996; Жанры речи. Вып. 1. - Саратов, 1997; Вып. 2. - Саратов, 1999; Вып. 3. - Саратов, 2002; Федосюк М.Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров. - ВЯ. - 1997. - № 5; Формановская Н.И. Коммуникат.-прагматич. аспекты единиц общения. - М., 1998; Дементьев В.В. Фатические речевые жанры. - ВЯ. - 1999. - № 1; Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Речь москвичей. Коммуникат.-культурологич. аспект. - М., 1999; Кожина М.Н. Стиль и жанр: их вариативность, историческая изменчивость и соотношение, Stylistyka-VIII. - 1999; Борисова И.Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика. - Екатеринбург, 2001; Седов К.Ф. Жанр и коммуникат. компетенция // Хорошая речь. - Саратов, 2001.

В.В. Дементьев

Полезные сервисы