Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

казандзакис никос

Энциклопедический словарь

Казандза́кис Никос (1883-1957), греческий писатель. С 1947 жил во Франции и ФРГ. В философских драмах «Христос», «Одиссей» (обе 1928), «Мелисса» (1939), трилогии «Прометей» (издана после 1945), поэме «Одиссея» (1938), проникнутых бунтарскими идеями и идеей так называемого героического нигилизма, - гиперболизм, резкие контрасты, элементы фантастики. В романе-притче «Христа распинают вновь» (1950), романе «Капитан Михалис. Свобода или смерть» (1953) - героические и социальные мотивы, гуманистический пафос. Еретический роман «Последнее искушение Христа» (1955).

* * *

КАЗАНДЗАКИС Никос - КАЗАНДЗА́КИС Никос (1883-1957), греческий писатель. С 1947 жил во Франции и ФРГ. Философские и социально-критические драмы «Христос», «Одиссей» (обе 1928), трилогия «Прометей» (изд. после 1945). Роман-притча «Христа распинают вновь» (1950), роман «Капитан Михалис. Свобода или смерть» (1953) проникнуты гуманистическим пафосом. Международная премия Мира (1956).

Большой энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

КАЗАНДЗАКИС Никос (1883-1957), греческий писатель, отнесенный некоторыми критиками к разряду крупнейших писателей 20 в. Родился 18 февраля 1883 в Гераклионе (о.Крит). Получив образование в Афинском университете, отправился в Париж, где подпал под влияние философии А.Бергсона, чье учение о "жизненном порыве", подкрепленное ницшеанской верой в верховную "волю к власти", составило основу его мировоззрения. Предназначение жизни Казандзакис видел в том, чтобы пресуществить плоть в дух, избрав в качестве "спасителей" Будду, Ленина, Данте, Улисса, Христа. Бурная политическая жизнь Греции неоднократно предоставляла ему возможности испытать себя в деле. Юношей он наблюдал вспыхнувшее в 1897 на Крите восстание против турок, восхитившее его героическим, даже безрассудным действием ради высокой цели. Когда в 1912-1913 разразилась 1-я Балканская война, Казандзакис вступил в греческую армию, служил при канцелярии премьер-министра. В 1919 премьер Э.Венизелос назначил его генеральным директором министерства социального обеспечения, он совершил поездку на Кавказ, организовав репатриацию находившихся там греческих беженцев. В 1944, в начале гражданской войны в Греции, был в Афинах; через год стал президентом Союза рабочих-социалистов, был министром без портфеля в правительстве Т. Софулиса. Только Грецией деятельность Казандзакиса не ограничилась. Он присутствовал в Москве на праздновании десятилетия Октябрьской революции, брал интервью у Франко во время гражданской войны в Испании, дважды путешествовал по Китаю и Японии, подолгу жил в Вене и Берлине, по поручению Британского Совета изучал интеллектуальную жизнь в Англии. Последние десять лет прожил во Франции. Среди сочинений Казандзакиса множество пьес; томик терцин, посвященных личностям, которыми он восхищался; трактаты о Ницше и Бергсоне; лирическое изложение его собственных философских представлений под названием Спасители Божии; история русской литературы; киносценарии; статьи для энциклопедий; рассказы для детей; несколько ранних романов, написанных по-французски; несколько путевых дневников; переводы на новогреческий Фауста, Божественной комедии, Илиады, Одиссеи и многих других произведений. Осуществлением самого значительного замысла Казандзакиса стала огромная эпическая поэма Одиссея: современное продолжение, вышедшая в свет в 1938. Всемирное признание пришло едва ли не на исходе его жизни, когда из-за политических и религиозных воззрений он был вынужден расстаться с Грецией. Роман Грек Зорба (1943) сразу же поставил Казандзакиса в ряд крупнейших романистов мира. Затем одна за другой вышли романы Христа распинают вновь (1948), Капитан Михалис. Свобода или смерть (1950), Последнее искушение Христа (1951), Святой Франциск (1953) и автобиография Отчет для Эль Греко (1956). Романы Казандзакиса переведены на все европейские языки. Умер Казандзакис во Фрайбурге (Германия) 26 октября 1957.

ЛИТЕРАТУРА

Казандзакис Н. Христа распинают вновь. М., 1962 Казандзакис Н. Последнее искушение Христа. М., 1993

КАЗАНДЗАКИС Никос (1883-1957), греческий писатель, отнесенный некоторыми критиками к разряду крупнейших писателей 20 в. Родился 18 февраля 1883 в Гераклионе (о.Крит). Получив образование в Афинском университете, отправился в Париж, где подпал под влияние философии А.Бергсона, чье учение о "жизненном порыве", подкрепленное ницшеанской верой в верховную "волю к власти", составило основу его мировоззрения. Предназначение жизни Казандзакис видел в том, чтобы пресуществить плоть в дух, избрав в качестве "спасителей" Будду, Ленина, Данте, Улисса, Христа. Бурная политическая жизнь Греции неоднократно предоставляла ему возможности испытать себя в деле. Юношей он наблюдал вспыхнувшее в 1897 на Крите восстание против турок, восхитившее его героическим, даже безрассудным действием ради высокой цели. Когда в 1912-1913 разразилась 1-я Балканская война, Казандзакис вступил в греческую армию, служил при канцелярии премьер-министра. В 1919 премьер Э.Венизелос назначил его генеральным директором министерства социального обеспечения, он совершил поездку на Кавказ, организовав репатриацию находившихся там греческих беженцев. В 1944, в начале гражданской войны в Греции, был в Афинах; через год стал президентом Союза рабочих-социалистов, был министром без портфеля в правительстве Т. Софулиса. Только Грецией деятельность Казандзакиса не ограничилась. Он присутствовал в Москве на праздновании десятилетия Октябрьской революции, брал интервью у Франко во время гражданской войны в Испании, дважды путешествовал по Китаю и Японии, подолгу жил в Вене и Берлине, по поручению Британского Совета изучал интеллектуальную жизнь в Англии. Последние десять лет прожил во Франции. Среди сочинений Казандзакиса множество пьес; томик терцин, посвященных личностям, которыми он восхищался; трактаты о Ницше и Бергсоне; лирическое изложение его собственных философских представлений под названием Спасители Божии; история русской литературы; киносценарии; статьи для энциклопедий; рассказы для детей; несколько ранних романов, написанных по-французски; несколько путевых дневников; переводы на новогреческий Фауста, Божественной комедии, Илиады, Одиссеи и многих других произведений. Осуществлением самого значительного замысла Казандзакиса стала огромная эпическая поэма Одиссея: современное продолжение, вышедшая в свет в 1938. Всемирное признание пришло едва ли не на исходе его жизни, когда из-за политических и религиозных воззрений он был вынужден расстаться с Грецией. Роман Грек Зорба (1943) сразу же поставил Казандзакиса в ряд крупнейших романистов мира. Затем одна за другой вышли романы Христа распинают вновь (1948), Капитан Михалис. Свобода или смерть (1950), Последнее искушение Христа (1951), Святой Франциск (1953) и автобиография Отчет для Эль Греко (1956). Романы Казандзакиса переведены на все европейские языки. Умер Казандзакис во Фрайбурге (Германия) 26 октября 1957.

ЛИТЕРАТУРА

Казандзакис Н. Христа распинают вновь. М., 1962 Казандзакис Н. Последнее искушение Христа. М., 1993

Полезные сервисы

казандзакис, никос

херши барбара

Энциклопедический словарь

ХЕРШИ Барбара - ХЕ́РШИ Барбара (Hershey, наст. фам. Херцстайн) (р. 5 февраля 1948, Голливуд), американская киноактриса. Артистическую карьеру начала в 18 лет в телесериале «Семья Монроу». Поначалу выступала под псевдонимом Сигал. В 1968 стала сниматься в кино, из ранних работ известны ленты «Освобождение Л. Б. Джонса» (The Liberation Of L.B. Jones, 1970) режиссера У. Уайлера и «Берта - Товарный вагон» (Boxcar Bertha, 1973) режиссера М. Скорсезе.

Первая лента, принесшая актрисе известность, была во многом пародийной по отношению к миру кино - в «Трюкаче» (The Stunt Man, 1978, выпуск 1980) режиссера Р. Раша она исполняла роль взбалмошной и капризной, немало повидавшей на своем веку голливудской дивы, влюбившейся в случайного участника съемок очередного боевика. Однако в полной степени актриса была востребована Голливудом только в 1980-90-е годах. Склонность Херши к иронии над бурными чувствами героинь можно заметить не только в картинах «Ханна и ее сестры» (Hannah And Her Sisters, 1986) В. Аллена и «Настройте радиоприемники завтра» (Tune In Tomorrow, 1990) Дж. Эмиела, но и в драматических ролях в фильмах «Пляжи» (Beaches, 1988) Г. Маршалла, «Фотограф» (The Public Eye, 1992) Х. Франклина, «Несущий гроб» (The Pallbearer, 1995) М. Ривза.

Когда Скорсезе приступил к экранизации романа Никоса Казандзакиса «Последнее искушение Христа» (The Last Temptation Of Christ, 1988) на роль Марии-Магдалины он пригласил Барбару Хершие. Фильм вызвал замешательство в христинаских религиозных кругах. Херши создала не хрестоматийный образ «кающейся грешницы»: раскрепощенная, соблазнительная и соблазняющая, легко сбрасывающая с себя одежды, она в один миг избавляется от навязанной ей жизненной роли и, доверившись Христу, проявляет нравственную чистоту, не замутненную ничем.

Ее роли независимых, самостоятельных в чувствах и поступках, решительных и бескомпромиссных женщин принесли актрисе прочное признание. Она дважды подряд становилась признавалась лучшей актрисой на Каннском кинофестивале («Скромные люди», Shy People, 1987, А. Кончаловский; «Разделенный мир», A World Apart, 1988, К. Менгес). Среди других работ Херши в кино - «Ребята что надо (The Right Stuff, 1983) Ф. Кауфмана, «С меня хватит» (Falling Down, 1992) Дж. Шумахера, «Последний из племени людей-псов» (Last Of The Dogmen, 1995) Т. Мерфи.

Полезные сервисы

скорсезе мартин

Энциклопедический словарь

Скорсе́зе Мартин (Scorsese) (р. 1942), американский кинорежиссёр, сценарист. Фильмы: «Злые улицы» (1973), «Алиса здесь больше не живёт» (1974), «Таксист» (1976), «Нью-Йорк, Нью-Йорк» (1977), «Последний вальс» (1978), «Бешеный бык» (1980), «Цвет денег» (1980), «Король комедии» (1982), «Последнее искушение Христа» (1988), «Казино» (1995) и др. Скорсезе посвящён документальный фильм «Кино - это моя жизнь» (1978).

* * *

СКОРСЕЗЕ Мартин - СКОРСЕ́ЗЕ (Scorsese) Мартин (р. 17 ноября 1942, Нью-Йорк), американский кинорежиссер, сценарист, актер. По происхождению итальянец.

Выходец из злачного итальянского района в Куинсе, Скорсезе закончил католическую школу, изучал английский язык и литературу, а затем киноискусство в Нью-Йоркском университете. Имя Скорсезе связано с «Новым Голливудом». Идеологи этого направления Ф. Ф. Коппола (см. КОППОЛА Фрэнсис Форд), Д. Лукас (см. ЛУКАС Джордж) и С. Спилберг (см. СПИЛБЕРГ Стивен)поставили целью, во-первых, преодолеть разрыв между фильмом и аудиторией и, во-вторых, ввести американское кино в контекст европейских эстетических поисков, обусловленных развитием французской «новой волны», авторского кино Ф. Феллини (см. ФЕЛЛИНИ Федерико), М. Антониони (см. АНТОНИОНИ Микеланджело), Л. Висконти (см. ВИСКОНТИ Лукино). Скорсезе последовательно развивал жанровую культуру «старого» Голливуда применительно к новейшим европейским веяниям.

Первую короткометражку Скорсезе снял еще в годы учебы в университете - «Что такая замечательная девушка, как ты, делает в таком месте (1963). В 1966 он получает докторскую степень по истории кино, а затем снимает еще две короткометражки: иронический портрет гангстера «Дело не только в тебе, Мюррей» и «Большое бритье» (1967). В полной мере дебют Скорсезе состоялся в 1969 фильмом «Кто стучится в дверь ко мне». В центре фильма герой (во многом альтер эго Скорсезе) в исполнении Харви Кейтела, мучается противоречивым отношением к женщинам, которых он делит на две категории: приличные девушки и шлюхи. Кейтел играл и в следующем фильме Скорсезе «Уличные сцены», снятом в модной эстетике синема-верите.

В 1972 Скорсезе сделал фильм «Берта по прозвищу «Товарный вагон», в котором превратил трагическую историю двух влюбленных периода Великой депрессии в аллегорию взаимоотношений Христа и Магдалины. Режиссер снял даже сцену распятия главного герояисполнении Дэвида Кэррадина (см. КЭРРЕДИН Дэвид)) на стенке товарного вагона. Именно на съемках этого фильма исполнительница главной роли Барбара Херши дала Скорсезе книгу Никоса Казандзакиса (см. КАЗАНДЗАКИС Никос) «Последнее искушение Христа».

В последующих лентах герой перестает быть только «вторым я» автора. Главные ленты Скорсезе этого времени, сделавшие его одной из крупнейших фигур современного кино («Злые улицы»,1973; «Алиса здесь больше не живет», 1974; «Таксист», Гран-При Каннского кинофестиваля (см. КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ) 1976), сняты в традиционных голливудских жанрах: гангстерский фильм, «фильм дороги», «черный фильм». В «Злых улицах»участием Кейтела и Роберта Де Ниро (см. ДЕ НИРО Роберт) ), картине во многом автобиографической, рассказывается о черных парнях, живущих в итальянском квартале Нью-Йорка. Режиссер мастерски показывает водоворот уличной жизни, с непрерывными перестрелками, мордобоем, заемом и перезаемом денег, домашними заботами и прочим, однако зрителя не покидает ощущение, что героям все время приходят на ум ситуации из гангстерских фильмов, но некогда принять позу: постоянно меняется мизансцена.

В «фильме дороги» «Алиса здесь больше не живет» дорога все время обрывается - героиня, внезапно потеряв мужа, пытается с маленьким сыном на руках воплотить мечту юности - стать певицей: она ищет убежище, в том числе и в новой семье, и в конце концов готова отказаться от призвания. Хэппи энд был горек, хотя режиссера и упрекали в уступках Голливуду. А фильм «Таксист», история ветерана вьетнамской войны в исполнении Де Ниро, принес Скорсезе всеобщее признание. Герой Де Ниро работает ночным таксистом и перед его глазами проходит вереница маргинальных нью-йоркских персонажей, начиная от мужа-рогоносца с бессмертной фразой «Это моя жена. Но это не моя квартира» и заканчивая двенадцатилетней проституткой в исполнении Джоди Фостер (см. ФОСТЕР Джоди) .

Завоевав признание, режиссер вплоть до конца 1980-х годов с переменным успехом пробует вписаться в американские условия. Он снимает мюзикл «Нью-Йорк, Нью-Йорк» (1977) об джазовых музыкантах 1940-1950-х годов. Главную песню в этом фильме спел и прославил Фрэнк Синатра (см. СИНАТРА Фрэнк), а главные роли Роберт Де Ниро и Лайза Миннелли (см. МИННЕЛЛИ Лайза) «Нью-Йорк, Нью-Йорк» стал для Скорсезе первым фильмом, в котором он педантично восстановил ушедший пространственно-временной мир.

Фильм-исследование человеческого одиночества и агрессии в ответ на него «Разъяренный бык» (1980) был увенчан премией «Оскар». Здесь вновь солировал Роберт Де Ниро, сыгравший реального чемпиона мира в среднем весе Джека Ламоттту. Далее следует сатира на масс-медиа «Король комедии» (1982), оригинальная, но чуть суховатая «черная» комедия «После работы» (1985) и самая большая коммерческая удача - фильм «Цвет денег» (1986) с Полом Ньюменом и Томом Крузом.

Все это время он обдумывает и наконец воплощает наиболее скандальную свою ленту «Последнее искушение Христа» (1988, по роману Н. Казандзакиса), где вновь задается вопросом, уже мучившим героя «Злых улиц»: можно ли выбрать добро, но избежать жертвы? Скорсезе - верующий католик, был шокирован устроенной ему обструкцией. В 1990-е годы он начинает как бы пересматривать собственное творчество, превращаясь в холодного желчного наблюдателя; при этом изображение достигает невероятной красоты, но из него изгоняется шероховатая грубость реальности. Из мира изымается религиозный вектор, и остается лишь страх наказания, как в фильме «Свои ребята» (1990), экранной версии документальной книги о гангстерах. А в «Мысе страха» (1992), римейке одноименной ленты Джека Ли Томпсона, режиссер блестяще соединяет атмосферу триллера с развенчанием традиционного морализма добропорядочных граждан, готовых ради наказания Зла идти на еще большее зло.

Наконец, в «Веке наивности» (1993, по роману Эдит Уортон (см. УОРТОН Эдит)) Скорсезе вообще уходит в стилизованное изображение светских ритуалов, заменивших для американцев 1970-х годов прошлого века реальную жизнь. В 1995 вышел его фильм «Казино», посвященный игорному бизнесу в Лас-Вегасе, в 1997 снял картину «Кундун» - историю нынешнего далай-ламы (см. ДАЛАЙ-ЛАМА XIV).

В 2006 осуществил постановку фильма «Отступники», удостоенного «Оскара» (2007).

Полезные сервисы