Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

методолог

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Энциклопедический словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

Словарь ударений

Формы слов для слова методолог

Синонимы к слову методолог

сущ., кол-во синонимов: 2

Грамматический словарь

Полезные сервисы

методологизм

Синонимы к слову методологизм

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

методологически

методологически ценный

Слитно. Раздельно. Через дефис

Полезные сервисы

методологический

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Академический словарь

Орфографический словарь

Словарь ударений

Формы слов для слова методологический

Синонимы к слову методологический

прил., кол-во синонимов: 2

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Словарь иностранных слов

Полезные сервисы

методология

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Евразийская мудрость от А до Я.

Слитно. Раздельно. Через дефис

Орфографический словарь

Словарь ударений

Формы слов для слова методология

Синонимы к слову методология

сущ., кол-во синонимов: 3

Тезаурус русской деловой лексики

Лингвистика

Методоло́гия

(от метод и греч. λόγος - слово, учение) в языкознании - учение о принципах

исследования в науке о языке.

Языковеды-марксисты исходят из того, что методология включает в себя

три уровня: общую философскую методологию, принципы и законы

материалистической диалектики которой определяют ориентацию,

направление и принципы исследований в науке, опирающейся на эту

философию; общенаучную методологию, включающую методы и

принципы, применяемые в группах наук; частную методологию,

включающую методы данной науки (см. Метод в языкознании).

Методология определяет подход к объекту языкознания,

взаимоотношение между субъектом и объектом исследования, способ

построения научного знания, общую ориентацию и характер

лингвистического исследования. Тесно связанная с

лингвистической теорией, она в значительной степени

обусловливает научные результаты исследования.

Различия в философских позициях исследователей привели к

значительному разнообразию методологических направлений в

языкознании, которое усложняется эклектическим смешением в ряде

концепций (например, в учении Ф. де Соссюра; см. Женевская школа) различных, в т. ч.

противоположных, философских установок. Методологические

расхождения в языкознании, особенно в области частной методологии,

до некоторой степени зависят и от различий в структуре, уровне развития

и степени изученности языков. Понимание самого термина «методология» в

марксистском языкознании отличается от его понимания в ряде других

направлений, в которых этот термин (англ. methodology, франц. méthodologie) чаще употребляется лишь в смысле

совокупности частных методов и приёмов изучения языка.

Исходным методологическим принципом

диалектико-материалистического языкознания является положение о том,

что язык представляет собой один из видов общественной деятельности,

неразрывно связанный с общественным сознанием и с человеческим

общением. Звуковой язык (как и его письменная

фиксация) имеет материальную природу, существует объективно,

независимо от его отражения в человеческом сознании, хотя сознание

играет ведущую роль в языковой деятельности и может определённым образом

воздействовать на неё. Реальный (естественный) язык как конкретную речевую деятельность общества следует отличать от

абстрактной (идеальной) системы языка,

создаваемой с целью его познания и строящейся на основе фактов, которые

извлекаются из текстов (результатов речевой

деятельности) или (для прошедших этапов) восстанавливаются при помощи

методов реконструкции. Такой подход к

пониманию природы и сущности языка коренным образом отличается прежде

всего от идеалистического понимания языка - как проявления «духа» народа

(см. Гумбольдтианство), как явления в

основе своей психического (теории В. Вундта, Х. Штейнталя,

Н. Хомского).

Другой аспект взаимоотношения материального и идеального в сфере

языка составляет связь материальной природы языка и его идеальной,

знаковой, функции. При этом под идеальным в марксистском языкознании

понимается отражение фактов объективной действительности в сознании

человека, которое тесно связано с материальными единицами языка и выражается с их помощью (см. Лексическое значение слова, Знак языковой, Знаковые теории языка).

Диалектико-материалистическое понимание значения как общественно

осознаваемого отношения знака к обозначаемому

отличается от свойственного ряду направлений отождествления

значения с обозначаемым (объектом действительности или его отражением в

сознании) и от включения отождествляемых со значениями отражений

действительности (понятий, представлений и

т. д.) в состав самого знака в качестве его внутренней сущности или

одной из двух его якобы соотносительных сторон - наряду с его акустической стороной.

Определяющее значение для методологии языкознания имеют принципы

и законы материалистической диалектики - законы перехода

количественных изменений в качественные, отрицания отрицания, единства и

борьбы противоположностей, принципы всеобщей связи явлений, причинности,

историзма, категории количества и качества, общего, частного и

отдельного, формы и содержания, причины и следствия, необходимости и

свободы, необходимости и случайности, истины, практики и др. Они

определяют важность изучения языка в его взаимоотношениях с другими

видами общественной деятельности, с характером и структурой общества в

целом, с учетом межъязыкового взаимодействия, сложной внутренней

взаимосвязи различных структурных уровней и

элементов языка, психологической и физиологической сторон речевой

деятельности, роли её технизации. Исторические изменения в языке

рассматриваются как результаты противоречий между достигнутым в

прошлом состоянием языка и языковыми потребностями общества, а также

между состоянием, характером и функциями различных уровней и

элементов внутренней системы языка (см. Законы развития языка, Система языковая).

Логика научного познания может выполнять роль источника

методологических принципов языкознания, главным образом в

применении к проблемам построения предмета языкознания, логического

упорядочения системы лингвистических понятий, соотношения и условий

применения в лингвистических исследованиях различных так называемых

общенаучных методов, изучения путей и закономерностей развития

лингвистического знания и др. В языкознании могут применяться и методы

других частных наук (социологии, психологии, математики, кибернетики).

С другой стороны, некоторые методы, ставшие впоследствии общенаучными

(сравнительно-исторические, структурные), были детально разработаны вначале на

почве языкознания.

С точки зрения марксистской философии роль и значение для

языкознания методологических принципов, разрабатываемых в

логике научного познания на основе обобщения результатов частных наук,

могут быть определены только в рамках общей

диалектико-материалистической методологии. Прямо

противоположную позицию в этом отношении занимают различные

позитивистские направления в языкознании, отрицающие научное и

методологическое значение философии и ограничивающие

методологию в языкознании односторонним рассмотрением конкретных

вопросов совершенствования и развития предмета языкознания и приёмов

лингвистического исследования. На роль общей методологии в

позитивистском языкознании на различных этапах обычно выдвигается

какой-либо один из общенаучных специальных методов

(сравнительно-исторический, структурный, метод формализации и т. п.),

научная значимость которых абсолютизируется.

Как аспект лингвистической теории методология языкознания

развивается и в рамках науки о языке. При этом в методологических

целях используются результаты теоретической разработки самого

языкознания. В частности, к сфере методологии принадлежит

основывающееся на собственно лингвистических данных определение

целей, перспектив и границ специальных направлений изучения языка

(например, различных видов типологии языков). Методологическое

значение имеют и принципы применения к исследованию языка

частнонаучных лингвистических методов типа глоттохронологического,

диалектографического и др. Сами по себе такие методы, как и

принципы их применения, с определёнными философскими направлениями

связаны лишь опосредованно. Сочетание методологических выводов,

формирующихся на основе самого языкознания, и методологических

требований логики научного познания с общими методологическими

принципами диалектического материализма образует единую целостную

методологию марксистского языкознания.

Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр.

соч., 5 изд., т. 18;

Ленинизм и теоретические проблемы языкознания, М., 1970;

Философия. Методология. Наука, М., 1972;

Общее языкознание. Методы лингвистических исследований, М.,

1973;

Спиркин А. Г., Юдин Э. Г., Методология, БСЭ,

3 изд., т. 16, М., 1974;

Стёпин В. С., Елсуков А. Н., Методы научного

познания, Минск, 1974;

Кодухов В. И., Общее языкознание, М., 1974;

Ильичёв Л. Ф., О соотношении философских и методологических

проблем, «Вопросы философии», 1976, № 4;

Философские основы зарубежных направлений в языкознании, М.,

1977;

Швырёв В. С., Теоретическое и эмпирическое в научном

познании, М., 1978;

его же, Анализ научного познания: основные направления,

формы, проблемы, М., 1988;

Федосеев П. Н., Некоторые методологические вопросы

общественных наук, «Вопросы философии», 1979, № 11;

его же, Философия и научное познание, М., 1983;

Язык и идеология. Критика идеалистических концепций функционирования

и развития языка, К., 1981;

Филин Ф. П., Очерки по теории языкознания, М., 1982;

Современное зарубежное языкознание. Вопросы теории и методологии,

К., 1983;

Будагов Р. А., Язык - реальность - язык, М., 1983;

Общее языкознание, под ред. А. Е. Супруна, Минск, 1983;

Мельничук А. С., К. Маркс и развитие современного

языкознания, Изв. АН СССР, сер. ЛиЯ, 1983, № 3;

Серебренников Б. А., О материалистическом подходе к

явлениям языка, М., 1983;

Соотношение частнонаучных методов и методологии в филологической

науке, М., 1986.

А. С. Мельничук.

Лингвистические термины

Морфемно-орфографический словарь

метод/о/ло́г/и/я [й/а].

Грамматический словарь

Методические термины

МЕТОДОЛО́ГИЯ (метод + ...логия).

1. Совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой. науке.

2. Область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практической деятельности. Так, М. науки изучает научное знание и научную деятельность. Развитие М. - одна из сторон развития научного познания в целом. Всякое научное открытие имеет не только предметное, но и методологическое содержание, так как связано с критическим пересмотром существующего понятийного аппарата, предпосылок и подходов к интерпретации изучаемого материала. Современная М. включает в себя систему знаний объективных законов развития исследуемого объекта, а также мировоззренческую систему исследователя, оказывающую решающее влияние на его деятельность. В литературе последних лет активно обсуждается проблема связи методологии с другими науками (Павловская, Башмакова, 2002) и важность приоритетного исследования методологии процесса обучения языку (Пассов, 2000). Принято также разграничивать общую М. и частично М., теорию научного познания в конкретных научных дисциплинах (Московкин, 2002).

Словарь галлицизмов русского языка

Сканворды для слова методология

Полезные сервисы