монголо-охотская геосинклинальная система
Энциклопедический словарь
Монго́ло-Охо́тская геосинклина́льная систе́ма - одна из систем Урало-Монгольского складчатого геосинклинального пояса, протягивающаяся от побережья Охотского моря до Восточной Монголии и состоящая из складчатых цепей палеозойского и мезозойского возраста.
* * *
МОНГОЛО-ОХОТСКАЯ ГЕОСИНКЛИНАЛЬНАЯ СИСТЕМА - МОНГО́ЛО-ОХО́ТСКАЯ ГЕОСИНКЛИНА́ЛЬНАЯ СИСТЕ́МА, одна из систем Урало-Монгольского складчатого геосинклинального пояса, протягивающаяся от побережья Охотского м. до Вост. Монголии и состоящая из складчатых цепей палеозойского и мезозойского возраста.
Большой энциклопедический словарь
МОНГОЛО-ОХОТСКАЯ ГЕОСИНКЛИНАЛЬНАЯ СИСТЕМА - одна из систем Урало-Монгольского складчатого геосинклинального пояса, протягивающаяся от побережья Охотского м. до Вост. Монголии и состоящая из складчатых цепей палеозойского и мезозойского возраста.
Полезные сервисы
монголо-татарский
Слитно. Раздельно. Через дефис
Орфографический словарь
Морфемно-орфографический словарь
Полезные сервисы
монголо-татарское иго
Энциклопедический словарь
Монго́ло-тата́рское и́го - на Руси (1243-1480), традиционное название системы эксплуатации русских земель монголо-татарскими завоевателями. Установлено в результате нашествия Батыя. После Куликовской битвы (1380) носило номинальный характер. Окончательно свергнуто Иваном III в 1480 (см. «Стояние на Угре»). Было тормозом экономического, политического и культурного развития.
* * *
МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО - МОНГО́ЛО-ТАТА́РСКОЕ И́ГО на Руси, традиционное название системы власти монголо-татарских завоевателей над русскими землями в 13-15 веках, имевшая цель регулярной эксплуатации завоеванной страны путем поборов и грабительских набегов. Монголо-татарское иго было установлено в результате Батыева нашествия (см. БАТЫЕВО НАШЕСТВИЕ) в 13 веке. Русские княжества не входили непосредственно в состав Монгольской державы (см. МОНГОЛЬСКАЯ ИМПЕРИЯ) и сохранили местную княжескую администрацию, деятельность которой контролировалась баскаками. Русские князья были данниками монгольских ханов и получали от них ярлыки на владение своими княжествами. На территории Руси не было постоянного монголо-татарского войска. Иго поддерживалось карательными походами и репрессиями против непокорных князей. До начала 1260-х годов Русь находилась под властью великих монгольских ханов, а затем - ханов Золотой Орды.
Формально монголо-татарское иго было установлено в 1243 году, когда князь Ярослав Всеволодович получил от монголов ярлык на владимирское великое княжество и был признан ими «стареи всем князем в русском языце». Регулярное поступление дани с русских земель началась после переписи 1257-1259 годов, проведенной монгольскими «численниками» под руководством Китата, родственника великого монгольского хана. Единицами обложения были: в городах - двор, в сельских местностях - «деревня», «соха», «плуг». От дани освобождалось только духовенство. Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были: «выход», или «царева дань» - налог непосредственно для монгольского хана; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); содержание ханских послов («корм»); различные «дары» и «почестья» хану, его родственникам и приближенным. Ежегодно из русских земель уходило в виде дани огромное количество серебра. «Московский выход» составлял 5-7 тысяч рублей серебром, «новгородский выход» - полторы тысячи. Периодически собирались большие «запросы» на военные и другие нужды. Кроме того, русские князья были обязаны по приказу хана присылать воинов для участия в походах и в облавных охотах («ловитвах»). «Ордынские тягости» истощали экономику Руси, мешали развитию товарно-денежных отношений. В конце 1250 - начале 1260-х годов дань с русских княжеств собирали мусульманские купцы («бесермены»), откупавшие это право у великого монгольского хана. Большая часть дани шла великому хану в Монголию. В ходе восстаний 1262 года «бесермены» из русских городов были изгнаны, а обязанность сбора дани перешла к местным князьям.
Для поддержания ига ханы Золотой Орды неоднократно предпринимали вторжения в русские земли. Только в 1270-1290-х годах ими было организовано 14 походов. Однако борьба Руси против ига приобретала все большую широту. В 1285 году великий князь Дмитрий Александрович (сын Александра Невского), разгромил и изгнал войско «ордынского царевича». В конце 13 - первой четверти 14 века выступления в русских городах (в Ростове - 1289 и 1320, в Твери - 1293 и 1327) привели к ликвидации баскачества. С усилением Московского княжества татарское иго постепенно ослабевает. Московский князь Иван Калита (княжил в 1325-1340) добился права собирать «выход» со всех русских княжеств. С середины 14 века повеления ханов Золотой Орды, не подкрепленные реальной военной угрозой, русскими князьями уже не выполнялись. Дмитрий Донской (1359-1389) не признавал ханские ярлыки, выданные его соперникам, и силой захватил владимирское великое княжество. В 1378 году он разгромил татарское войско на реке Воже в Рязанской земле, а в 1380 году одержал победу в Куликовской битве над золотоордынским правителем Мамаем.
Однако после похода Тохтамыша и взятия Москвы в 1382 году Русь была вынуждена снова признать власть Золотой Орды и выплачивать дань, но уже Василий I Дмитриевич (1389-1425) получил владимирское великое княжение без ханского ярлыка, как «свою отчину». При нем иго носило номинальный характер. Дань выплачивалась нерегулярно, русские князья проводили самостоятельную политику. Попытка золотоордынского правителя Едигея (1408) восстановить полноту власти над Русью окончилась неудачей: взять Москву ему не удалось. Начавшиеся в Золотой Орде усобицы открыли перед Русью возможность свержения татарского ига.
Однако в середине 15 века сама Московская Русь пережила период междоусобной войны, что ослабило ее военный потенциал. В эти годы татарские правители организовали ряд опустошительных вторжений (1439, 1445 1448, 1450, 1451, 1455, 1459), но привести русских к полной покорности уже не смогли. Объединение русских земель вокруг Москвы обусловило сосредоточение в руках московских князей такой политической мощи, с которой не могли совладать слабевшие татарские ханы. Великий московский князь Иван III Васильевич (1462-1505) в 1476 году отказался от уплаты дани. В 1480 году после неудачного похода хана Большой Орды Ахмата и «стояния на Угре» иго было окончательно свергнуто.
Монголо-татарское иго имело отрицательные, регрессивные последствия для экономического, политического и культурного развития русских земель, явилось тормозом для роста производительных сил Руси, находившихся на более высоком социально-экономическом уровне по сравнению с производительными силами Монгольской державы. Оно искусственно законсервировало на длительное время чисто феодальный натуральный характер хозяйства. В политическом отношении последствия ига проявились в нарушении естественного процесса государственного развития Руси, в искусственном поддержании ее раздробленности. Монголо-татарское иго, продолжавшееся два с половиной века, явилось одной из причин отставания Руси от западноевропейских стран.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО на Руси (1243 - 1480), традиционное название вассальной зависимости русских княжеств от монголо-татарских ханов. Установлено в результате нашествия Батыя. До начала 60-х гг. 13 в. Русь находилась под властью великих монгольских ханов, затем ханов Золотой Орды. Княжества контролировались наместниками ханов (баскаками и др.). Население платило дань и многочисленные налоги. Князья доставляли дань (выход) в Орду и получали грамоты (ярлыки) на право княжения. Старшим князем, утверждавшимся ханами, был великий князь владимирский. Непокорные княжества подвергались опустошительным набегам ордынцев. После Куликовской битвы (1380) носило номинальный характер. Окончательно свергнуто Иваном III в 1480 (смотри "Стояние на Угре").
Полезные сервисы
монголо-татарское иго руси
Большой энциклопедический словарь
МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО на Руси (1243-1480) - традиционное название системы эксплуатации русских земель монголо-татарскими завоевателями. Установлено в результате нашествия Батыя. После Куликовской битвы (1380) носило номинальный характер. Окончательно свергнуто Иваном III в 1480 (см. "Стояние на Угре"). Было тормозом экономического, политического и культурного развития.
Полезные сервисы
монголовед
Толковый словарь
Толковый словарь Ушакова
МОНГОЛОВЕ́Д, монголоведа, муж. Специалист по монголоведению.
Энциклопедический словарь
МОНГОЛОВЕ́Д -а; м. Специалист по монголоведению. Конференция монголоведов.
Академический словарь
Орфографический словарь
монголове́д, -а
Формы слов для слова монголовед
монголове́д, монголове́ды, монголове́да, монголове́дов, монголове́ду, монголове́дам, монголове́дом, монголове́дами, монголове́де, монголове́дах
Синонимы к слову монголовед
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
монголове́д мо 1a
Полезные сервисы
монголоведение
Толковый словарь
ср.
Совокупность научных дисциплин, изучающих историю, языки, литературу, материальную и духовную культуру монгольских народов.
Толковый словарь Ушакова
МОНГОЛОВЕ́ДЕНИЕ, моноголоведения, мн. нет, ср. Совокупность дисциплин, изучающих язык, литературу и культуру монголов.
Толковый словарь Ожегова
МОНГОЛОВЕ́ДЕНИЕ, -я, ср. Совокупность наук, изучающих историю, языки, литературу, фольклор монгольских народов.
| прил. монголоведческий, -ая, -ое.
Словарь существительных
МОНГОЛОВЕ́ДЕНИЕ, -я, ср
Совокупность наук, изучающих историю, языки, литературу, материальную и духовную культуру монголов;
Син.: монголистика.
На съезде ученых в Улан-Баторе была образована Международная ассоциация монголоведения.
Энциклопедический словарь
МОНГОЛОВЕ́ДЕНИЕ -я; ср. Совокупность дисциплин, изучающих язык, письменность, культуру и историю монголов. Читать курс по монголоведению.
* * *
монголове́дение - совокупность научных дисциплин, изучающих историю, языки, литературу, материальную и духовную культуру монгольских народов.
* * *
МОНГОЛОВЕДЕНИЕ - МОНГОЛОВЕ́ДЕНИЕ, совокупность научных дисциплин, изучающих историю, языки, литературу, материальную и духовную культуру монгольских народов.
Большой энциклопедический словарь
МОНГОЛОВЕДЕНИЕ - совокупность научных дисциплин, изучающих историю, языки, литературу, материальную и духовную культуру монгольских народов.
Академический словарь
Гуманитарный словарь
МОНГОЛОВЕ́ДЕНИЕ - цикл гуманитар. дисциплин, посв. изучению языков, культуры, истории, религии, фольклора, лит-ры монгольских (или монголоязычных) народов: халхасцев, ойратов, калмыков, бурят, народностей Внутр. Монголии и ряда б. мелких этно-языковых групп. Основы этой, одной из старейших обл. рус. востоковедения складывались в течение двух веков (нач. 17 - кон. 19 в.), начиная с записок первых землепроходцев (В. Тюменца, И. Петлина, Ф. Байкова, Н. Спафария) до первых серьезных описаний Монголии Е. Тимковским (СПб., 1824) и И. Бичуриным (СПб., 1828). Науч. М. возникает в тесной связи с традициями нем. науки в 30-40-е гг. 19 в.: появляются первые словари -Я. Шмидта (СПб., 1935) и О. Ковалевского (Казань, 1844-49), первые грамматики - Шмидта (СПб., 1932) и А. Бобровникова (Казань, 1835), вводятся в обиход подл. тексты и пер. монгольской лит-ры и историографии (Шмидтом, А. Поповым, Г. Гомбоевым), рассматривается мифология монг. буддизма (Ковалевским) и шаманская религия монголов (Д. Базаровым). Страноведческие знания пополняются эксп. иссл. Центр. Азии, особенно в посл. трети 19 в. (под рук. Г. Потанина, Н. Пржевальского, А. Позднеева, П. Козлова и др.). Осн. центрами М. являются СПб. и Казанский ун-ты, затем также Имп. РГО, включая его Вост.-Сиб. и Приамурский отделы. К кон. 19 в. постепенно автономизируются калмыковедение (с Позднева) и бурятоведение (с М. Хангалова). М. в Рос. империи развивается как интернац. наука: кроме ученых бурят и калмыков (начиная с А. Бобрикова и Банзарова), здесь работают нем. (Шмидт и И. Йериг), польские (Ковалевский, В. Котвич), финские (Г. Рамстедт) монголоведы. В 20 в. продолжается специализация монголоведческих иссл., их поворот к живым языковым и фольк.-этногр. традициям. В лингвистике обсуждаются вопросы сравнит. изучения монг. яз. и диалектов, их соотношение и связи с др. (прежде всего "алтайскими") яз., проводится их ист. иссл. (А. Руднев, Рамстедт, Котвич, Б. Владимирцов, Н. Поппе, Г. Санжеев). Закладываются основы монг. этнографии и фольклористики (Рамстедт, Владимирцов, Поппе), лит.-ведения и ист. науки (Владимирцов, С. Козин, Ц. Жамцарано). Хотя после войны и рев-ции рос. наука лишается ряда крупнейших имен (Руднев оказывается в эмиграции, а Рамстедт и Котвич представляют теперь финское и польское М.), иссл. в данной обл. вплоть до сер. 30-х гг. развиваются продуктивно. Однако ранняя смерть признанного главы отеч. М. акад. Владимирцова (1931), аресты и гибель ряда ученых (Жамцарано, Б. Барадийна, В. Казакевича, А. Бурдукова и др.) обусловили истощение науч. традиции, а эмиграция Поппе (1941) и послевоен. погромы в сов. гуманитар. науках привели к ее полной деградации. Нек-рое оживление монголоведч. иссл. наблюдается в 60-е гг. В Ленинграде, Москве, Улан-Удэ и Элисте восстанавливаются или возникают вновь науч. и уч. центры, завязываются связи с заруб. М. В наст. время иссл. работа ведется достаточно интенсивно во всех обл., традиционных для этого круга гуманитар. дисциплин.
Лит.: Владимирцов Б. Я. Предисловие // Лауфер Б. Очерк монгольской литературы. Л., 1927; Поппе Н. Н. Итоги исследования монг. языка и монг. лит-ры в СССР за двадцать лет // Изв. АН СССР. Отд. обществ. наук. 1937. № 5; Сов. монголоведение (1917-87). М., 1987; Развитие науки в Калмыцкой АССР. Элиста, 1981; Развитие науки в Бурятии. Улан-Удэ, 1982; Обществ. науки в МНР. М., 1977; Труды монг. историков (1960-74). Улан-Батор, 1976; Труды монг. филологов (1960-75). Улан-Батор, 1976; Нацагдорж Ш., Ишжамц Н. Ист. наука в МНР // Сов. востоковедение. 1956. № 2; Гельман М. Изучение истории Монголии на Западе (13 - сер. 20 в.). М., 1988; Яковлева Е. Н. Библиография Монг. Нар. Респ. М., 1935; Монг. Нар. Респ: Библиогр. кн. и журн. лит-ры на рус. яз., 1935-50 гг. М., 1953; Библиография Монг. Нар. Респ: Кн. ист. на рус. яз. (1951-61). М., 1963; Библиография работ по Монголии. Улан-Батор, 1962-86. Вып. 1-7; Библиография по советскому монголоведению. М., 1987; Монголоведческие исследования: Указ. лит. Улан-Батор, 1987.
Слитно. Раздельно. Через дефис
Орфографический словарь
монголове́дение, -я
Словарь ударений
Формы слов для слова монголоведение
монголове́дение, монголове́дения, монголове́дений, монголове́дению, монголове́дениям, монголове́дением, монголове́дениями, монголове́дении, монголове́дениях
Синонимы к слову монголоведение
Лингвистика
комплекс дисциплин, изучающих историю, экономику, языки, фольклор,
литературу, этнографию, археологию монгольских народов.
В Монголии подъём языковедческой деятельности наблюдается в 13-14 и
16-18 вв., когда осуществлялись переводы сочинений буддийского и
светского содержания с тибетского, уйгурского, китайского,
маньчжурского языков. Через тибетский язык
монгольские учёные знакомились с индийскими грамматическими
сочинениями, в 17-18 вв. ряд их, в т. ч. грамматика Панини, были
переведены на монгольский язык. Переводческая
работа сопровождалась написанием учебных пособий по тибетскому и
монгольскому языкам, толкований глоссариев и грамматических
комментариев, созданием религиозной и философской терминологии, решением вопросов транскрипции иностранных имён и слов, созданием
монгольских двуязычных и многоязычных словарей
и т. д.
Систематическое изучение монгольского языка началось в МНР после
победы Монгольской народной революции 1921. Были подготовлены
национальные кадры научных работников (Ц. Дамдинсурэн, С. Лувсанвандан,
Т. Пагба, А. Лувсандэндэв, Я. Цэвэл и другие). Монгольские учёные
изучают современный и старописьменный монгольские языки, ведут лексикографическую работу, диалектологические штудии. Создан
«Этнолингвистический атлас МНР» (1979). В сериях
«Monumenta historica», «Studia Folklorica», «Corpus
scriptorum Mongolorum» публикуются памятники монгольской
письменности и фольклора и исследования их. Центры
монголоведения: Институт языка и литературы АН МНР, Государственный
университет, Государственный педагогический институт.
Языкознание как отдельная отрасль монголоведения начало складываться
в России в 1‑й половине 19 в., когда был опубликован ряд грамматик и
словарей монгольских языков: первая
грамматика монгольского письменного языка Я. И. Шмидта (1832),
грамматика книжного монгольского языка О. М. Ковалевского (1835),
грамматика калмыцкого языка А. В. Попова (1847),
грамматика монгольского языка А. А. Бобровникова (1849), не утратившая
научной ценности. Развитию монгольской филологии способствовали труды
Н. Я. Бичурина, П. И. Кафарова, А. М. Позднеева, Д. Банзарова,
Г. Гомбоева и других в области истории, этнографии, источниковедения.
В конце 19 - начале 20 вв. в монголоведении усиливается интерес к
живым монгольским языкам и их истории. Публикации М. А. Кастрена по бурятскому языку (1857), А. Д. Руднева по говорам Восточной Монголии (1911), В. Л. Котвича
(1902) и Г. Й. Рамстедта (1903) по монгольскому языку, А. Мостарта по
ордосским диалектам (1927) создали базу для
сравнительного и сравнительно-исторического изучения монгольских
языков. Работы Рамстедта в области тюркско-монгольских языковых связей
(1912, 1914, 1915) положили начало сравнительно-исторической
монголистике и вышли за пределы монгольского языкознания.
Развитие монголоведения в СССР в 1‑й четверти 20 в. связано с именем
Б. Я. Владимирцова, в трудах которого прослежено историческое развитие
фонетического строя монгольских языков и научно
обоснована периодизация истории старописьменного монгольского языка, а
также освещены вопросы исторической морфологии,
языковых контактов монгольских народов и т. д. Сравнительное и
сравнительно-историческое изучение монгольских языков было продолжено в
работах Г. Д. Санжеева («Сравнительная грамматика монгольских языков»,
т. 1-2, 1953-63). Изданы грамматики монгольского, бурятского,
калмыцкого языков, монографические исследования по фонетике,
морфологии, синтаксису, функциональным стилям, языковым
контактам и др. (работы Ю. Н. Рериха, Т. А. Бертагаева,
Ц. Б. Цыдендамбаева, Д. А. Павлова, П. Ц. Биткеева, И. Д. Бураева,
М. Н. Орловской, А. А. Дарбеевой, Г. Ц. Пюрбеева, Л. Д. Шагдарова и
других); ведётся изучение лексики (Бертагаев,
Ц. Б. Будаев и другие), лексикографическая работа; серьёзное значение
для сравнительного монголоведения имеют исследования
Б. Х. Тодаевой по монгольским языкам и диалектам Китая (дунсянский,
баоаньский, монгорский, дагурский).
Центрами монгольского языкознания в СССР являются: ИВАН {Институт востоковедения Академии наук} СССР
(Москва) и его ленинградское отделение, Институт
языкознания АН СССР (Москва), Бурятский институт общественных наук
СО АН СССР и Бурятских педагогический институт (Улан-Удэ), НИИ
истории, филологии и экономики в Калмыцкой АССР и Калмыцкий
государственный университет (Элиста); центры подготовки научных кадров:
Институт стран Азии и Африки при МГУ, Московский государственный
институт международных отношений, восточный факультет ЛГУ, Иркутский
Монголоведение развивается в ВНР (Л. Лигети, Д. Кара, А. Рона-Таш),
ГДР (Х. П. Фитце, Э. Таубе), ЧССР (П. Поуха, Я. Вацек), во Франции
(Р. Амайюн, М. Беффа), в ФРГ (Э. Хениш, В. Хайсиг, Г. Дёрфер,
М. Вайерс), Англии (Дж. Клосон), США (Дж. Р. Крюгер, Ф. Д. Лессинг,
Н. Н. Поппе, Дж. Ч. Стрит, О. Латтимор), в КНР (Чингэлтэй, Чойжинжав,
Норжин), Японии (С. Хаттори, С. Одзава, С. Ивамура, Г. Абемацу).
Подготовка монголоведов и научные исследования ведутся в
Колумбийском, Индианаполисском, Гарвардском университетах США, в
университетах Парижа (Франция), Лидса (Англия), Бонна, Мюнхена,
Висбадена (ФРГ), Пекина, Хухе-Хото (КНР), Токио, Осака, Киото (Япония),
а также в Школе востоковедения и африканистики Лондонского университета,
Школе живых восточных языков в Париже, Ассоциации азиатских
исследований в Анн-Арбор (США). Основными направлениями
исследований зарубежных монголоведов являются публикация и изучение
письменных памятников, сравнительно-исторические исследования в
области фонетики и морфологии, описание малоизученных монгольских
Проблемы монголоведения освещаются в журналах «Народы Азии и Африки»,
«Проблемы Дальнего Востока», «Вопросы языкознания» (СССР), «БНМАУ-ын Шинжлэх Ухааны академийн мэдээ», «Монголын судлал»,
«Хэл зохиол судлал» (МНР), «Монгол хэл утга зохиол» (на
старомонгольском алфавите; КНР), а также в общевостоковедческой
периодике ряда стран («Journal Asiatique» во
Франции, «Acta Orientalia» в Венгрии и др.).
Периодически проводятся международные конгрессы монголоведов в
Улан-Баторе (1959, 1970, 1976, 1982, 1987); на 2‑м конгрессе создан
Постоянный комитет Международного конгресса монголоведов, на 5‑м -
Международная ассоциация монголоведения с центром в Улан-Баторе,
которая издаёт «Бюллетень» (с 1988).
Рамстедт Г. И., Сравнительная фонетика монгольского
письменного языка и халха’ско-ургинского говора, пер. с нем., СПБ,
1908;
его же, Введение в алтайское языкознание. Морфология, пер.
с нем., М., 1957;
Бартольд В. В., История изучения Востока в Европе и России,
2 изд., Л., 1925;
Востоковедение в Ленинградском университете, [Л.], 1960;
Дарбеева А. А., Монгольские языки, в кн.: Советское
языкознание за 50 лет, М., 1967;
О зарубежных монголоведных исследованиях по языку, Улан-Удэ,
1968;
Биткеев П. Ц., Языкознание в МНР за 60 лет, «Вопросы
языкознания», 1982, № 6 (лит.);
Советское монголоведение (1917-1987), М., 1987;
Тенишев Э. Р., Шагдаров Л. Д., О развитии
советского монголоведения (языкознание), в сб.: Проблемы монгольского
языкознания, Новосибирск, 1988.
З. В. Шевернина.
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
монголове́дение с 7a
Сканворды для слова монголоведение
- Совокупность научных дисциплин, изучающих историю, языки, литературу, материальную и духовную культуру монгольских народов.
Полезные сервисы
монголоведческий
Толковый словарь Ожегова
МОНГОЛОВЕ́ДЕНИЕ, -я, ср. Совокупность наук, изучающих историю, языки, литературу, фольклор монгольских народов.
Полезные сервисы
монголовидный
Толковый словарь
Энциклопедический словарь
Академический словарь
-ая, -ое; -ден, -дна, -дно.
На одной остановке к нам подошел какой-то ученый человек в очках на монголовидном лице с очень приятным выражением осмысленной энергии. М. Пришвин, Дорогие звери.
Конгаров показал две маски; одна передавала в точности дин-линский продолговатый облик, другая - скуластый, монголовидный. А. Кожевников, Живая вода.
Орфографический словарь
монголови́дный; кратк. форма -ден, -дна
Морфемно-орфографический словарь
Полезные сервисы
монголоид
Энциклопедический словарь
МОНГОЛО́ИД -а; м. [от сл. монгол и eidos - вид] Антроп. Имеющий черты монголоидной расы.
Словарь русского арго
Синонимы к слову монголоид
Сканворды для слова монголоид
- Представитель одной из рас.
Полезные сервисы
монголоидная раса
Энциклопедический словарь
Монголо́идная ра́са (азиатско-американская раса), одна из больших рас человечества. Характерны желтоватая кожа, прямые чёрные волосы, слабый рост волос на лице и теле, слабо выступающий нос, уплощённость лица, значительное выступание скул, эпикантус. Распространена в Восточной Азии, Индонезии, Центральной Азии, Сибири, Америке.
* * *
МОНГОЛОИДНАЯ РАСА - МОНГОЛО́ИДНАЯ РА́СА (азиатско-американская раса), одна из больших рас человечества. Характерны желтоватая кожа, прямые черные волосы, слабый рост волос на лице и теле, слабо выступающий нос, уплощенность лица, значительное выступание скул, эпикантус. Распространена в Вост. Азии, Индонезии, Центральной Азии, Сибири, Америке.
Большой энциклопедический словарь
МОНГОЛОИДНАЯ РАСА (азиатско-американская раса) - одна из больших рас человечества. Характерны желтоватая кожа, прямые черные волосы, слабый рост волос на лице и теле, слабо выступающий нос, уплощенность лица, значительное выступание скул, эпикантус. Распространена в Вост. Азии, Индонезии, Центральной Азии, Сибири, Америке.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
МОНГОЛОИДНАЯ РАСА (азиатско-американская раса), одна из больших рас человечества. Характерны желтоватая кожа, прямые черные волосы, слабый рост волос на лице и теле, слабо выступающий нос, уплощенность лица, значительное выступание скул, эпикантус (складка на верхнем веке). Распространена в Восточной Азии, Индонезии, Центральной Азии, Сибири, Америке.
Полезные сервисы
монголоидный
Толковый словарь
прил.
Распространенный в Восточной Азии, Индонезии, Центральной Азии, Сибири, Америке (об одной из основных больших рас человечества).
Толковый словарь Ожегова
МОНГОЛО́ИДНЫЙ, -ая, -ое: монголоидная раса (спец.) раса людей с желтоватой кожей, прямыми чёрными волосами, слабо выступающим носом и нек-рыми другими признаками.
Энциклопедический словарь
МОНГОЛО́ИДНЫЙ -ая, -ое.
◊ Монголо́идная раса. Антроп. Раса людей с желтоватой кожей, прямыми черными волосами, слабо выступающим носом на уплощённом лице с выступающими скулами и с некоторыми другими признаками.
Академический словарь
Орфографический словарь
Словарь ударений
Синонимы к слову монголоидный
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
монголо́идный п 1*a
Полезные сервисы
монголоиды
монголотерий
Орфографический словарь
монголоте́рий, -я
Словарь ударений
монголоте́рий, -я [тэ]
Новый словарь иностранных слов
(собств. Монголия (место находки) + ...терий) млекопитающее палеогенового периода, относящееся к группе диноцерат.