Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

хождение

Толковый словарь

I ср.

1. процесс действия по гл. ходить I 1., 3., 5., 7., 8., 10., 11., 12. отт. Результат такого действия; ходьба I 2..

2. устар.

Странствие, паломничество.

3. перен.

Обращение (денег, ценных бумаг и т.п.).

II ср.

1. Описание путешествий как жанр древнерусской литературы.

2. Памятник такого жанра.

III ср. разг.

1. процесс действия по гл. ходить II

2. Результат такого действия; уход, забота, выхаживание, ходьба II.

Толковый словарь Ушакова

ХОЖДЕ́НИЕ, хождения, ср.

1. только ед. Действие по гл. ходить в 1, 6, 7, 11, 12 и 17 знач. Хождение по комнате. Хождение на лекции. Хождение в халате и туфлях. «Занимался хождением по делам тяжебным.» А.Тургенев. Хождение в народ (см. итти). По образу пешего хождения (см. образ1).

2. Название древнерусских описаний путешествий (лит.). Хождение Афанасия Никитина в Индию.

• Иметь хождение - быть в обращении, в употреблении. Бумажные деньги имеют хождение наравне с серебром.

Толковый словарь Ожегова

ХОЖДЕ́НИЕ, -я, ср.

1. см. ходить.

2. Странствие, путешествие (обычно пешком) (устар.). Х. по Руси.

3. Жанр древнерусской литературы описание путешествий [первонач. хожение] (спец.). «Х. за три моря» Афанасия Никитина.

Иметь хождение где, среди кого (книжн.) быть в употреблении, в обращении. Имеют хождение новые монеты.

Словарь существительных

ХОЖДЕ́НИЕ, -я, ср Устар.

Литературный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, описывающее путешествия паломников к святыням Палестины и Византии; позже жанр был переосмыслен, превратившись в описание любого путешествия.

Жанр хождения, или хожения, известен в русской литературе с XII века.

Энциклопедический словарь

ХОЖДЕ́НИЕ -я; ср.

1. к Ходи́ть (2, 5 зн.). Х. по городу. Х. под парусами. Х. за ягодами. Х. по магазинам. Иметь х. (быть в обращении, в употреблении). Х. в народ (в России в 70-х гг. 19 в.: массовое движение демократической молодёжи в деревню с целью просвещения народа и революционной пропаганды).

2. Устар. Странствие, паломничество. Х. по святым местам. Х. в Палестину. // Один из жанров древнерусской литературы, представляющий собой описание путешествий. "Хождение за три моря" Афанасия Никитина.

◊ Хождение по мукам. Ряд тяжёлых жизненных испытаний, следующих непосредственно одно за другим (от христианского верования в хождение души по мукам или по мытарствам в течение 40 дней после смерти человека).

Академический словарь

-я, ср.

1. Действие по глаг. ходить (во 2 и 3 знач.).

Хождение по городу. Хождение под парусами.

- Сами вы вашим беспрерывным маханием рук и хождением на цыпочках еще больше тоску нагоняете. Достоевский, Идиот.

Я у себя в Мелихове. 1/100 часть своего времени отдаю перу и бумаге, а 99/100 разным ненужным делам, вроде хождения за грибами. Чехов, Письмо В. А. Гольцеву, 15 июня 1893.

2. устар.

Странствие, паломничество.

- На Святых горах купец один - знаменитый путешественник, описывающий хождения свои по святым местам в духовных журналах, - проповедовал народу страннему смирение, терпение и кротость. М. Горький, Исповедь.

||

Один из жанров древнерусской литературы, представляющий собой описание путешествий.

«Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

хождение в народ

массовое движение демократической молодежи в деревню в России в 70-х гг. 19 в. с целью просвещения народа и революционной пропаганды в его среде.

хождение по мукам

ряд тяжелых жизненных испытаний, следующих непосредственно одно за другим (от христианского верования в хождение души по мукам или по мытарствам в течение 40 дней после смерти человека).

иметь хождение

быть в обращении, в употреблении.

Деньги на этом базарчике хождения не имели. Тут шла мена: за стакан молока требовали две пары женских чулок или смену трикотажного белья. Нагибин, Ранней весной.

по образу пешего хождения

шутл.

пешком.

Поговорки

Хождение за белыми медведями. Жарг. шк. Шутл. География (учебный предмет). Максимов, 31.

Хождение по мукам. 1. Книжн. Тяжёлые жизненные испытания, которым кто-л. подвергается в течение длительного времени. ФСРЯ, 510; БТС, 563; ФМ 2002, 593; БМС 1998, 606. 2. Курс. Шутл.-ирон. Строевая подготовка. Никитина 1998, 501. 3. Жарг. шк. Шутл.-ирон. Урок. Никитина 1998, 501. 4. Жарг. шк. Шутл.-ирон. Учебный день. Максимов, 462. 5. Жарг. шк. Шутл.-ирон. Учебный год. ВМН 2003, 144. 6. Жарг. шк. Шутл.-ирон. Контрольная работа. Максимов, 462. По названию романа А. Н. Толстого.

Орфографический словарь

хожде́ние, -я

Формы слов для слова хождение

хожде́ние, хожде́ния, хожде́ний, хожде́нию, хожде́ниям, хожде́нием, хожде́ниями, хожде́нии, хожде́ниях

Синонимы к слову хождение

Морфемно-орфографический словарь

хожд/е́ни/е [й/э].

Грамматический словарь

хожде́ние с 7a

Сканворды для слова хождение

- У Алексея Николаевича Толстого оно - по мукам.

- «... по мукам».

- Древнерусский литературный жанр.

- Поэма Евгения Долматовского «... в Рязань».

- Картина Михаила Врубеля «... по водам».

Полезные сервисы

хождение богородицы по мукам

Гуманитарный словарь

ХОЖДЕ́НИЕ БОГОРО́ДИЦЫ ПО МУ́КАМ - переводной слав. апокриф, изв. в др.-рус. лит-ре уже в списках 12 в. Включен в древнейший слав. "индекс отреченных книг" в Изборнике Святослава 1073. Принадлежит к числу эсхатологических апокрифов, рассказывающих о мучениях грешных душ в аду в ожидании Страшного Суда. Точное время пер. Х. с греч. языка неизв. Текст дошел до нас в неск. видах, или ред., происхождение к-рых полностью не выяснено. Н. С. Тихонравов предположил существование двух слав. пер. апокрифа, а также то, что в визант. лит-ре была известна иная, отличная от др.-рус. и более подробная ред. пам. Судя по большому кол-ву дошедших до нас списков и др.-рус. рукописной традиции (особенно 17-18 вв.), Х. было очень популярным чтением, в т. ч. в старообрядч. среде с ее восприятием окружающего мира как царства Антихриста. По жанру Х. близко "видениям" (ср. "Видение апостола Павла" с его картинами ада и рая). В Х. Богородица просит покровителя небесного воинства (архистратига) Архангела Михаила показать ей различные муки, уготов. в аду неправедным христианам. В сопровождении архистратига, выступающего в роли Дантовского Вергилия (хотя сама поэма Данте возникла независимо и позже греч. текста), Богородица "ходит" по кругам ада, наблюдая страшные мучения грешников, опис. с необычайными подробностями и даже натурализмом. Грешники горят негасимым пламенем в смоляной реке, подвешены за язык, за ногти, корчатся на раскаленных железных крюках и т. п. Эти картины скрепляются диалогом между Архангелом Михаилом и Богородицей, к-рая каждый раз спрашивает у него, за какие конкретные прегрешения уготована людям та или иная мука. Здесь те, кто не соблюдал постов, не чтил церковные праздники, сплетники, взяточники, прелюбодеи и т. д. Особо наказываются иереи (священники), плохо выполнявшие свой долг, а также язычники, поклонявшиеся при жизни своим божествам Трояну, Хорсу, Велесу и Перуну. Упоминание этих имен свидетельствует, что слав, текст Х. появился на Руси достаточно рано, когда языческая вера была еще сильной. Богородица сомневается в божеств. справедливости этих страшных мучений и выступает как заступница грешников. Трижды она обращается к своему всемогущему сыну Иисусу Христу с просьбой облегчить их участь. И лишь когда к ее мольбе присоединяются все небесные силы, Он соглашается дать грешникам временную передышку. Роль Богородицы - защитницы человеческого рода, выраж. в Х., определила особое внимание к этому пам. Его сюжет отразился в дух. стихах, позднее был использован Ф. М. Достоевским в Легенде о Великом Инквизиторе в ром. "Братья Карамазовы".

Изд. и лит.: Ветловская В. Е. Достоевский и поэтический мир Древней Руси: (Лит. и фольклор параллели "Братьев Карамазовых") // Тр. Отд. древнерус. лит. Ин-та рус. лит. АН СССР. Л., 1973. Т. 28. С. 296-307; Рождественская М. В. Хождение Богородицы по мукам // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып. 1.С. 463-465.

Полезные сервисы

хождение в народ

Энциклопедический словарь

ХОЖДЕНИЕ В НАРОД - «ХОЖДЕ́НИЕ В НАРО́Д», массовое движение молодежи в деревню. Началось весной 1873, наибольший размах - весна - лето 1874. Цели: изучение народа, пропаганда социалистических идей, организация крестьянских восстаний. Центры: санкт-петербургские и московские кружки «чайковцев», «Киевская коммуна». Охватило 37 губ. Европейской России. К ноябрю 1874 арестовано св. 4 тыс. человек, наиболее активные участники осуждены по «процессу 193-х».

-----------------------------------

«Хожде́ние в наро́д» - массовое движение радикальной молодёжи в деревню, попытка на практике осуществить идеи народничества. Началось весной 1873, наибольшего размаха достигло весной - летом 1874 (охватило 37 губерний России). «Лавристы» ставили целью пропаганду идей социализма, «бакунисты» пытались организовать массовые антиправительственные выступления. Центрами подготовки движения были петербургские и московские кружки «чайковцев», «Киевская коммуна», революционные кружки в Одессе и других городах. К ноябрю 1874 арестовано свыше 4 тыс. человек, наиболее активные участники движения осуждены по «процессу 193-х». Неудача «Хождений в народ», жестокие репрессии правительства в отношении его участников способствовали росту радикальных (в том числе террористических) настроений в среде революционных народников, которые в 1876 объединились в организацию «Земля и воля».

Большой энциклопедический словарь

"ХОЖДЕНИЕ В НАРОД" - массовое движение молодежи в деревню. Началось весной 1873, наибольший размах - весна - лето 1874. Цели: изучение народа, пропаганда социалистических идей, организация крестьянских восстаний. Центры: санкт-петербургские и московские кружки "чайковцев", "Киевская коммуна". Охватило 37 губ. Европейской России. К ноябрю 1874 арестовано св. 4 тыс. человек, наиболее активные участники осуждены по "процессу 193-х".

Фразеологический словарь

Ист. Движение разночинной интеллигенции в деревню в 60-70-е годы XIX в. с целью просвещения и революционной пропаганды среди народа.

Короленко являлся по существу чистейшим выразителем идей и настроений 70-х годов, эпохи народолюбства и хождения в народ, эпохи политического романтизма (П. Павленко. Искатель света).

Словарь крылатых слов и выражений Серова

Движение среди русской студенческой молодежи в 70-е гг. XIX в.

В те годы в молодежной среде значительно вырос интерес к высшему образованию, особенно к естественным наукам. Но осенью 1861 г. правительство повысило плату за обучение, запретило студенческие кассы взаимопомощи. В ответ на это в университетах произошли студенческие волнения, после которых многие были исключены и оказались как бы выброшенными из жизни - они не могли ни устроиться на государственную службу (по причине «неблагонадежности»), ни учиться в других университетах.

В это время А. И. Герцен писал в своем журнале «Колокол»: «Но куда же вам деться, юноши, от которых заперли науку?.. Сказать вам куда?.. В народ! К народу! - вот ваше место, изгнанники науки...» Изгнанные из университетов становились сельскими учителями, фельдшерами и т. д.

В последующие годы число «изгнанников науки» росло, и «хождение в народ» стало массовым явлением.

Обычно под «хождением в народ» понимают его этап, начавшийся в 1874 г., когда в народ пошла революционно настроенная молодежь уже с вполне конкретной целью - «перевоспитать крестьянина», «революционизировать крестьянское сознание», поднять крестьянина на восстание и т. д.

Идейными руководителями такого «хождения» были народник Н. В. Чайковский (чайковцы), революционер-теоретик П. Л. Лавров, революционер-анархист М. А. Бакунин, который писал: «Ступайте в народ, там ваше поприще, ваша жизнь, ваша наука. Научитесь у народа, как служить ему и как лучше вести его дело».

В современном языке употребляется иронически.

Полезные сервисы

хождение за белыми медведями

Поговорки

Жарг. шк. Шутл. География (учебный предмет). Максимов, 31.

Полезные сервисы

хождение по мукам

Практический толковый словарь

крыл. сл. Хождение по мукам (мытарствам)

Выражение, которым характеризуются тяжелые, разнообразные жизненные испытания, одно за другим выпавшие на долю кого-нибудь; восходит к древнему верованию христиан в хождение душ умерших грешников по мукам или «мытарствам» в продолжение сорока дней, когда бесы подвергают их всяческим истязаниям. В Древней Руси с XII в. популярностью пользовалось сказание «Хождение богородицы по мукам», представляющее собой перевод-переделку с греческого. В «Хождении» рассказывается о том, как богородица, сопровождаемая архангелом Михаилом, посещает ад, где в огненных реках мучаются грешники, повешенные за языки, и т. п. Сказание это послужило темой для распространенной в старину лубочной картинки (Н. С. Тихонравов. Соч., т. 1. - М., 1898, с. 200-203; Д. Ровинский. Русские народные картинки, т. IV. - СПб., 1881, с. 546-549). В советской печати выражение это стало особенно популярно после появления трилогии А. Н. Толстого «Хождение по мукам» (1920-1941) из эпохи гражданской войны, в которой рассказывается о мучительных идейных исканиях ее героев и тяжелых испытаниях, выпавших на их долю.

Фразеологический словарь

Книжн. Экспрес. Тяжёлые испытания, следующие одно за другим.

Вся жизнь, как буран, Пронеслась перед ним, Все ранние радости, все огорченья, Хожденье по мукам, по тропам глухим (С. Васильев. Первый в мире).

- Первонач: согласно верованию христиан - хождение душ умерших грешников «по мукам», или «по мытарствам», в продолжение сорока дней, когда бесы подвергают их всяческим истязаниям Лит.: Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова - М., 1960. - С. 644.

Словарь крылатых слов и выражений Серова

Выражение, известное еще в Древней Руси XII в. по широко известному сказанию «Хождение Богородицы по мукам», которое представляет собою перевод с греческого оригинала.

В советское время выражение обрело вторую жизнь после выхода в свет трилогии А. Н. Толстого «Хождение по мукам» (1922-1941) о судьбах русской интеллигенции во время революции и Гражданской войны.

Иносказательно: ряд тяжелых жизненных испытаний (шутл.-ирон.).

Поговорки

1. Книжн. Тяжёлые жизненные испытания, которым кто-л. подвергается в течение длительного времени. ФСРЯ, 510; БТС, 563; ФМ 2002, 593; БМС 1998, 606. 2. Курс. Шутл.-ирон. Строевая подготовка. Никитина 1998, 501. 3. Жарг. шк. Шутл.-ирон. Урок. Никитина 1998, 501. 4. Жарг. шк. Шутл.-ирон. Учебный день. Максимов, 462. 5. Жарг. шк. Шутл.-ирон. Учебный год. ВМН 2003, 144. 6. Жарг. шк. Шутл.-ирон. Контрольная работа. Максимов, 462. По названию романа А. Н. Толстого.

Синонимы к слову хождение по мукам

сущ., кол-во синонимов: 3

голгофа, крестный путь, мученичество

Полезные сервисы

хождение по мукам [мытарствам]

Словарь крылатых слов

Выражение, которым характеризуются тяжелые, разнообразные жизненные испытания, одно за другим выпавшие на долю кого-нибудь; восходит к древнему верованию христиан в хождение душ умерших грешников по мукам или "мытарствам" в продолжение сорока дней, когда бесы подвергают их всяческим истязаниям. В Древней Руси с XII в. популярностью пользовалось сказание "Хождение богородицы по мукам", представляющее собой перевод-переделку с греческого. В "Хождении" рассказывается о том, как богородица, сопровождаемая архангелом Михаилом, посещает ад, где в огненных реках мучаются грешники, повешенные за языки, и т. п. Сказание это послужило темой для распространенной в старину лубочной картинки (Н.С. Тихонравов. Соч., т. 1. - М., 1898, с. 200-203; Д. Ровинский. Русские народные картинки, т. IV. - СПб., 1881, с. 546-549). В советской печати выражение это стало особенно популярно после появления трилогии А.Н. Толстого "Хождение по мукам" (1920-1941) из эпохи гражданской войны, в которой рассказывается о мучительных идейных исканиях ее героев и тяжелых испытаниях, выпавших на их долю.

Полезные сервисы

хождение по мытарствам

Практический толковый словарь

крыл. сл. Хождение по мукам (мытарствам)

Выражение, которым характеризуются тяжелые, разнообразные жизненные испытания, одно за другим выпавшие на долю кого-нибудь; восходит к древнему верованию христиан в хождение душ умерших грешников по мукам или «мытарствам» в продолжение сорока дней, когда бесы подвергают их всяческим истязаниям. В Древней Руси с XII в. популярностью пользовалось сказание «Хождение богородицы по мукам», представляющее собой перевод-переделку с греческого. В «Хождении» рассказывается о том, как богородица, сопровождаемая архангелом Михаилом, посещает ад, где в огненных реках мучаются грешники, повешенные за языки, и т. п. Сказание это послужило темой для распространенной в старину лубочной картинки (Н. С. Тихонравов. Соч., т. 1. - М., 1898, с. 200-203; Д. Ровинский. Русские народные картинки, т. IV. - СПб., 1881, с. 546-549). В советской печати выражение это стало особенно популярно после появления трилогии А. Н. Толстого «Хождение по мукам» (1920-1941) из эпохи гражданской войны, в которой рассказывается о мучительных идейных исканиях ее героев и тяжелых испытаниях, выпавших на их долю.

Фразеологический словарь

Устар. Книжн. То же, что Хождение по мукам.

Не знаю уж, какой чудотворец пропихнул меня в гимназию, в приготовительный класс… Вот тут-то и началось хождение моей грешной души по мытарствам. В три года я, кажется, во всех учебных заведениях перебывал, в классических и реальных (Куприн. С улицы).

Полезные сервисы

хождение посолонь

Словарь иностранных слов

ХОЖДЕНИЕ ПОСОЛОНЬ - старинное выражение, означающее хождение от востока к западу, по солнцу; выход из алтаря во время богослужения по правую или по левую руку составляет спорный пункт между православными и раскольниками.

Полезные сервисы

хождения

Энциклопедический словарь

ХОЖДЕНИЯ - «ХОЖДЕ́НИЯ», жанр древнерусской литературы, произведения, описывающие путешествия богомольцев (паломников) к святыням Палестины и Византии. Старшее из древнерусских «хождений» - игумена Даниила в нач. 12 в.; жанр подвергся коренному переосмыслению в сочинении Афанасия Никитина (см. НИКИТИН Афанасий), отправившегося в путь с коммерческими целями.

-----------------------------------

«хожде́ния» - жанр древнерусской литературы, произведения, описывающие путешествия богомольцев (паломников) к святыням Палестины и Византии. Старшее из древнерусских «хождений» - игумена Даниила в начале XII в.; жанр подвергся коренному переосмыслению в сочинениях Афанасия Никитина, отправившегося в путь с коммерческими целями.

Большой энциклопедический словарь

"ХОЖДЕНИЯ" - жанр древнерусской литературы, произведения, описывающие путешествия богомольцев (паломников) к святыням Палестины и Византии. Старшее из древнерусских "хождений" - игумена Даниила в нач. 12 в.; жанр подвергся коренному переосмыслению в сочинении Афанасия Никитина, отправившегося в путь с коммерческими целями.

Гуманитарный словарь

ХОЖДЕ́НИЯ - жанр описания путешествий на Христ. Восток (Палестину, Афон, Константинополь). Путешественники назывались пилигримами, паломниками, каликами перехожими. Гл. цель таких путешествий - поклонение христианским святыням. Самое раннее из известных рус. Х. - "Хождение игумена Даниила" в Святую Землю, напис. в нач. 12 в. В нем автор подробно рассказал о пути, природных богатствах Палестины, опасностях, подстерегавших его и спутников от "сарацин", а также привел легенды о библейских местах и событиях, часто апокрифического характера. Х. игумена Даниила послужило во мн. отношениях лит. образцом для последующих путешественников. Позднее основными авторами Х. становятся купцы и дипломаты. Распространяются спец. путеводители по св. местам - "путники", где описывался маршрут, давались сведения этнографич. и географич. характера. В Др. Руси были известны Х. Антония Новгородского (Добрыни Ядрейковича, нач. 13 в.), Стефана Новгородца, Игнатия Смольнянина (14 в.), иеродиакона Зосимы (15 в.), купца Василия Позднякова, Трифона Коробейникова (16 в.), монахов Арсения Суханова, Ионы Малого (17 в.), Ивана Лукьянова (нач. 18 в.). В 70-е гг. 15 в. в жанре Х. было написано "Хождение за три моря Афанасия Никитина, тверского купца" - своеобразный дневник с нерегулярными записями о путешествии и жизни автора в Индии. Интересен личный характер записей, их неукрашенность. В отличие от др. произв. этого жанра, чужая для Афанасия Никитина земля предстает здесь как "нечистая", "басурманская".

Лит.: Хождения в Святую Землю и путешествия вообще / В. Н. Перетц. Из лекций по методологии истории русской литературы. Киев, 1914; Адрианова-Перетц В. П. Путешествия: Ин-т рус. лит-ры. Т. 1, гл. VIII. М.; Л., 1941; Прокофьев Н. И. "Хождения" как жанр в древнерусской литературе // Уч. Зап. Моск. гос. Пед. ин-та. 228. Вопросы русск. лит-ры. М., 1960; Русские хождения 12-15 вв. // Там же. 362. Литература Древней Руси и 18 век. М., 1970.

Полезные сервисы