Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

неокладной

Толковый словарь

прил. разг.-сниж.

Не облагаемый налогами.

Толковый словарь Ушакова

НЕОКЛАДНО́Й, неокладная, неокладное (фин. дорев.). Такой, точная сумма поступлений которого не может быть сметой определена заранее (о сборе, налоге). Неокладные сборы (напр. косвенные налоги, гербовый сбор и т.д.).

Формы слов для слова неокладной

неокладно́й, неокладна́я, неокладно́е, неокладны́е, неокладно́го, неокладны́х, неокладно́му, неокладны́м, неокладну́ю, неокладно́ю, неокладны́ми, неокладно́м, неокладна́, неокладно́, неокладны́, неокладне́е, понеокладне́е, неокладне́й, понеокладне́й

Синонимы к слову неокладной

прил., кол-во синонимов: 1

Грамматический словарь

неокладно́й п 1b⌧

Полезные сервисы

неоклассик

Толковый словарь

м.

1. Приверженец неоклассицизма.

2. Представитель неоклассицизма.

Слитно. Раздельно. Через дефис

неокла/ссик, -а

Словарь галлицизмов русского языка

НЕОКЛАССИК а, м. néoclassique m. Не все молодые неоклассики, однако, разобрались в самих себе. Один из талантливейших из них - Николай Бодюэн, окруженный целой школой так называемых "пароксистов", занимает промежуточную ступень и в общем близок к энергетической поэзии. А. Луначарский Молодая фр. поэзия. // Соврем. 1913 8 230.

Полезные сервисы

неоклассика

Слитно. Раздельно. Через дефис

неокла/ссика, -и

Орфографический словарь

неокла́ссика, -и

Полезные сервисы

неоклассицизм

Толковый словарь

м.

Общее название различных течений в искусстве второй половины XIX - XX вв., творческая практика которых основывалась на стилизации внешних форм искусства античности, эпохи Возрождения и классицизма.

Популярный словарь

Неоклассицизм

[нэо], -а, только ед., м.

Общее название литературных и художественных течений второй половины XIX и ХХ вв., основывавшихся на классических традициях литературы и искусства античности, Возрождения и классицизма.

Неоклассицизм в музыке.

Синонимы:

неокла́ссика

Родственные слова:

не́окласси́ческий

Этимология:

От французского néo-classicisme (греч. neos ‘новый’ и фр. classicisme ← лат. classicus ‘образцовый’).

Энциклопедический комментарий:

Литературу неоклассицизма характеризуют ориентация на античную и классицистическую трагедию и лирику, строгость и ясность стиля, противопоставлявшиеся как декадансу, так и критическому реализму. Неоклассицизмом часто называют также классицизм XVIII - начала XIX в., в отличие от классицизма XVII в. Поэтому следование его принципам находят в творчестве К. Батюшкова и А. Пушкина, в стихах А. Майкова и Н. Щербины, позже - у символистов И. Анненского и В. Брюсова, наконец, в современной французской драматургии у Ж. Ануя и Ж. Сартра.

В архитектуре начала ХХ в. неоклассицизм лаконизмом форм возражал против формального произвола и избытка декора в архитектуре эклектики и модерна, хотя от модерна воспринял ряд конструктивных приемов. В русском строительном искусстве того времени можно выделить "неоклассиков" И. Фомина и И. Жолтовского. В свою очередь, представитель русского модерна Ф. Шехтель обращался к стилизации классических мотивов.

В музыке предпочтение неоклассицизму отдавал П. Хиндемит, внес лепту в это течение и И. Стравинский.

Энциклопедический словарь

Неоклассици́зм (от нео... и классицизм), общее название художественных течений второй половины XIX и XX вв., основывавшихся на классических традициях искусства античности, Возрождения и классицизма. В 1870-1880-х гг. немецкие «неоидеалисты» - живописцы X. фон Маре, А. Фейербах, скульптор А. фон Хильдебранд противопоставляли противоречиям жизни «вечные» эстетические нормы. Классическая традиция часто противопоставлялась индивидуалистическому произволу (в XX в. архитекторы О. Перре во Франции, П. Беренс в Германии, И. В. Жолтовский, И. А. Фомин в России; скульпторы А. Майоль во Франции, А. Т. Матвеев в России). Связанные с неоклассицизмом течения «новая вещественность» в Германии, «метафизическая живопись» в Италии выразили отчуждение мира от человека. С апологией действительности связан неоклассицизм в архитектуре Великобритании 1910 - 1920-х гг. (Э. Лаченс) и США 1950 - 1960-х гг. (Э. Стоун, А. Stone), в американской живописи 1930-х гг. (регионализм). Неоклассицизмом часто называют также классицизм XVIII - начала XIX вв., в отличие от классицизма XVII в. Литературный неоклассицизм («романская школа» французских поэтов XX в.) характеризуется ориентацией на античную и классицистическую трагедию и лирику, подчёркнутыми благородством, строгостью и ясностью стиля, противопоставлявшимися как декадансу, так и реализму. Неоклассицизм в музыке, не представлявший целостного направления, был реакцией на усложнение языка и формы в музыке ряда композиторов конца XIX - начала XX вв. Он проявился в творчестве Ф. Бузони, А. Казеллы, П. Хиндемита, И. Ф. Стравинского. Воссоздание некоторых форм и стилистических черт старинной музыки сочетается в неоклассицизме с обновлением музыкального языка.

* * *

НЕОКЛАССИЦИЗМ - НЕОКЛАССИЦИ́ЗМ (франц. neo-classicisme), общее название художественных течений 2-й пол. 19 и 20 вв., основывавшихся на классических традициях искусства античности, Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) и классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ). В 1870-80-х гг. немецкие «неоидеалисты» - живописцы Х. Маре (см. МАРЕ Ханс фон), А. Фейербах (см. ФЕЙЕРБАХ Ансельм (живописец)), скульптор А. Хильдебранд (см. ХИЛЬДЕБРАНД Адольф фон) - противопоставляли противоречиям жизни «вечные» эстетические нормы. Классическая традиция часто противопоставлялась индивидуалистическому произволу (в 20 в. архитекторы О. Перре (см. ПЕРРЕ Огюст) во Франции, П. Беренс (см. БЕРЕНС Петер) в Германии, И. В. Жолтовский (см. ЖОЛТОВСКИЙ Иван Владиславович), И. А. Фомин (см. ФОМИН Иван Александрович) в России; скульпторы А. Майоль (см. МАЙОЛЬ Аристид) во Франции, А. Т. Матвеев (см. МАТВЕЕВ Александр Терентьевич) в России). Связанные с неоклассицизмом течения «новая вещественность» (см. НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ) в Германии, «метафизическая живопись» (см. МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ) в Италии выразили отчуждение мира от человека. С апологией действительности связан неоклассицизм в архитектуре Великобритании 1910-20-х гг. (Э. Лаченс (см. ЛАЧЕНС Эдвин) ) и США 1950-60-х гг. (Э. Стоун), в американской живописи 1930-х гг. (регионализм (см. РЕГИОНАЛИЗМ)). Неоклассицизмом часто называют также классицизм (см. КЛАССИЦИЗМ) 18 - нач. 19 вв., в отличие от классицизма 17 в. Литературный неоклассицизм («романская школа» французских поэтов 20 в.) характеризуется ориентацией на античную и классицистическую трагедию и лирику, подчеркнутыми благородством, строгостью и ясностью стиля, противопоставлявшимися как декадансу, так и реализму. Неоклассицизм в музыке, не представлявший целостного направления, был реакцией на усложнение языка и формы в музыке ряда композиторов кон. 19 - нач. 20 вв. Он проявился в творчестве Ф. Бузони, А. Казеллы, П. Хиндемита, И. Ф. Стравинского. Воссоздание некоторых форм и стилистических черт старинной музыки сочетается в неоклассицизме с обновлением музыкального языка.

Большой энциклопедический словарь

НЕОКЛАССИЦИЗМ (франц. neo-classicisme) - общее название художественных течений 2-й пол. 19 и 20 вв., основывавшихся на классических традициях искусства античности, Возрождения и классицизма. В 1870-80-х гг. немецкие "неоидеалисты" - живописцы Х. Маре, А. Фейербах, скульптор А. Хильдебранд противопоставляли противоречиям жизни "вечные" эстетические нормы. Классическая традиция часто противопоставлялась индивидуалистическому произволу (в 20 в. архитекторы О. Перре во Франции, П. Беренс в Германии, И. В. Жолтовский, И. А. Фомин в России; скульпторы А. Майоль во Франции, А. Т. Матвеев в России). Связанные с неоклассицизмом течения "новая вещественность" в Германии, "метафизическая живопись" в Италии выразили отчуждение мира от человека. С апологией действительности связан неоклассицизм в архитектуре Великобритании 1910-20-х гг. (Э. Лаченс) и США 1950-60-х гг. (Э. Стоун), в американской живописи 1930-х гг. (регионализм). Неоклассицизмом часто называют также классицизм 18 - нач. 19 вв., в отличие от классицизма 17 в. Литературный неоклассицизм ("романская школа" французских поэтов 20 в.) характеризуется ориентацией на античную и классицистическую трагедию и лирику, подчеркнутыми благородством, строгостью и ясностью стиля, противопоставлявшимися как декадансу, так и реализму. Неоклассицизм в музыке, не представлявший целостного направления, был реакцией на усложнение языка и формы в музыке ряда композиторов кон. 19 - нач. 20 вв. Он проявился в творчестве Ф. Бузони, А. Казеллы, П. Хиндемита, И. Ф. Стравинского. Воссоздание некоторых форм и стилистических черт старинной музыки сочетается в неоклассицизме с обновлением музыкального языка.

Гуманитарный словарь

НЕОКЛАССИЦИ́ЗМ (франц. neoclassicisme) - общее назв. худож. течений посл. трети 19 - 20 в., ориентированных на традиции антич. иск-ва и иск-ва Возрождения. Термин "И." также используется (как правило, в заруб. иск-знании) для обозначения классицизма в иск-ве 2-й пол. 18 - 1-й трети 19 в. (в отличие от классицизма 17 - 1-й пол. 18 в.). Декларативное обращение к четкому, ясному стилю связано с поисками незыблемых ценностей в иск-ве прошлого. В России утверждение стиля И. началось с изучения рус. классич. иск-ва, большой вклад в к-рое внесло об-во "Мир искусства", и было одним из направлений эволюции модерна. Завоеванию признания, выявлению тонких стилистич. закономерностей произведений рус. зодчества 18 - нач. 19 в. способствовали графич. (преимущ.) работы А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинского, А. П. Остроумовой-Лебедевой. В рус. архитектуре термин "И." объединяет произведения разл. стилистич. оттенков - от имитаций рус. ампира до произведений, относящихся к "классицизму" лишь по отдаленным ассоциациям. Мн. сторонники стиля модерн обратились впоследствии к И., привнеся в свои работы конструктивные приемы, выработанные "модерном" (И. А. Фомин - особняк Половцева на Каменном о-ве в С.-Петербурге, 1911-13). Для нек-рых архитекторов характерно свободное обращение с ордером, совмещение в одном здании неск. классич. мотивов (В. Маят, В. Адамович - особняк Второва на Спасопесковской площадке в Москве, кон. 1900-х гг.). Увлечение внеш. формами ампира затронуло и сторонников "модерна" (напр., Ф. О. Шехтель). Неоклассич. архит. формы были продолжены и трансформированы в иск-ве "сталинского ампира". В рус. изобр. иск-ве идеи Н. получили развитие в творчестве С. Т. Коненкова, А. Т. Матвеева, С. Д. Меркурова.

Лит.: Бенуа А. Н. Русский неоклассицизм: Возрождение классики // Александр Бенуа размышляет... М., 1968; Борисова Е. А., Каждая Т. П. Русская архитектура конца 19 - начала 20 в. М., 1971.

Неоклассицизм. А. Н. Бенуа. Эскиз декорации к балету «Вальс» М. Равеля. 1928

Неоклассицизм. А. Н. Бенуа. Эскиз декорации к балету «Вальс» М. Равеля. 1928

Иллюстрированный энциклопедический словарь

НЕОКЛАССИЦИЗМ (от нео... и классицизм), общее название художественных течений 2-й половины 19 - 20 вв., основывающихся на классических традициях искусства античности, Возрождения и классицизма. В архитектуре неоклассицизма первоначально, в 1910 - 20-х гг., противопоставлял избыточной декоративности эклектизма и модерна лаконизм и логичность классической формы; затем развивался как "официальный", отмеченный парадной монументальностью стиль. Изобразительное искусство неоклассицизма в разных странах, у разных мастеров и в различных видах искусства получило различную интерпретацию: в Германии 1870 - 80-х гг. "неоидеалисты" (Х. Маре, А. Хильдебранд) стремились к выработке "вечных" эстетических норм; течение "новой вещественности" (как и "метафизическая живопись" в Италии) выразило отчуждение мира от человека; регионализм в США выступил с апологетикой обыденной действительности. Иногда "неоклассицизмом" называется также классицизм 18 - 19 вв., в отличие от классицизма 17 в. Для неоклассицизма в музыке свойственно обращение главным образом к художественным принципам и стилистике барокко и венской классической школы как противопоставление романтической субъективности экспрессионизма и веризма. Воссоздание старинных жанров и форм сочетается с обновлением музыкального языка (И.Ф. Стравинский, П. Хиндемит, Э. Тамберг).

Слитно. Раздельно. Через дефис

неоклассици/зм, -а

Орфографический словарь

неоклассици́зм, -а

Словарь ударений

не́оклассици́зм

Трудности произношения и ударения

неоклассици́зм. Произносится [нэоклассици́зм].

Формы слов для слова неоклассицизм

нео́классици́зм, нео́классици́змы, нео́классици́зма, нео́классици́змов, нео́классици́зму, нео́классици́змам, нео́классици́змом, нео́классици́змами, нео́классици́зме, нео́классици́змах

Синонимы к слову неоклассицизм

сущ., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

нео/класс/иц/и́зм/.

Сканворды для слова неоклассицизм

- Направление в голландском искусстве начала XX века.

Полезные сервисы

неоклассицист

Орфографический словарь

неоклассици́ст, -а

Полезные сервисы

неоклассицистический

Словарь галлицизмов русского языка

НЕОКЛАССИЦИСТИЧЕСКИЙ ая, ое. néoclassicisme m. "Неоклассицистическая" туника из тонкой ткани, отделанная мехом, почти точное повторение т. н. туники à la russe, популярной в Европе в 1800-е гг. // Кирсанова 1995 283.

Полезные сервисы

неоклассический

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. неоклассицизм, связанный с ним

2. Свойственный неоклассицизму, характерный для него.

Слитно. Раздельно. Через дефис

неокласси/ческий

Орфографический словарь

неокласси́ческий

Формы слов для слова неоклассический

не́окласси́ческий, не́окласси́ческая, не́окласси́ческое, не́окласси́ческие, не́окласси́ческого, не́окласси́ческой, не́окласси́ческих, не́окласси́ческому, не́окласси́ческим, не́окласси́ческую, не́окласси́ческою, не́окласси́ческими, не́окласси́ческом, не́окласси́ческ, не́окласси́ческа, не́окласси́ческо, не́окласси́чески

Полезные сервисы

неоклассическое направление

Энциклопедический словарь

Неокласси́ческое направле́ние - политэкономии, возникло в 70-х гг. XIX в. Представители: К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бём-Баверк (австрийская школа), У. Джевонс и Л. Вальрас (математическая школа), Дж. Б. Кларк (американская школа), А. Маршалл и А. Пигу (кембриджская школа). Неоклассическое направление исследует поведение так называемого экономичного человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Основные категории анализа - предельные величины (см. Маржинализм). Экономисты неоклассического направления разработали предельной полезности теорию и теорию предельной производительности, теорию общего экономического равновесия, согласно которой механизм свободной конкуренции и рыночного ценообразования обеспечивает справедливое распределение доходов и полное использование экономических ресурсов, экономическую теорию благосостояния, принципы которой положены в основу современной теории государственных финансов (П. Сэмюэлсон). Среди современных неоклассических теорий - монетаризм (М. Фридмен) и др.

* * *

НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - НЕОКЛАССИ́ЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕ́НИЕ (Neoclassical Economics), направление экономической мысли, возникшее в 1870-х гг. Его основатели: К. Менгер (см. МЕНГЕР Карл), Ф. Визер (см. ВИЗЕР Фридрих), Э. Бем-Баверк (см. БЕМ-БАВЕРК Эйген) (австрийская школа (см. АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА)), У. Джевонс (см. ДЖЕВОНС Уильям Стэнли) и Л. Вальрас (см. ВАЛЬРАС Леон Мари Эспри) (математическая школа (см. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА)), Дж. Б. Кларк (см. КЛАРК Джон Бейтс) (американская школа), А. Маршалл (см. МАРШАЛЛ Альфред) и А. Пигу (см. ПИГУ Артур Сесил) (кембриджская школа (см. КЕМБРИДЖСКАЯ ШКОЛА)).

Разрыв с классической политэкономией

Возникновение неоклассического направления представляло, с одной стороны, реакцию на классическую школу (см. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА), в том числе марксизм (см. МАРКСИЗМ), с ее стремлением анализировать глобальные динамические процессы и закономерности развития капитализма. С другой стороны, оно отражало стремление экономистов того времени сформулировать закономерности оптимального режима хозяйствования отдельных предприятий (фирм) в условиях системы свободной конкуренции, определить принципы экономического равновесия этой системы. Обе задачи решались на путях кардинального пересмотра, как предмета, так и метода политической экономии, созданной классиками буржуазной экономической мысли.

Новый предмет анализа

Сторонники нового направления объявили предметом своего исследования так называемую «чистую экономику» независимо от общественной формы ее организации. Единичным объектом исследования стали не общехозяйственные категории, связанные с поведением общественных групп, классов, а поведение и субъективные мотивы так называемого «экономического человека» (homo economicus), который руководствуется «принципом гедонизма», то есть исходит из разумного стремления к своему правильно понятому интересу. Такой «экономический человек», в какой бы роли он ни выступал (потребителя, предпринимателя или продавца рабочей силы), всегда стремится максимизировать свой доход (или полезность) и минимизировать затраты (или усилия). В качестве основной количественной категории анализа сторонники неоклассической школы использовали понятие предельной (marginal), или дополнительной, величины, характеризующей эффект, получаемый от дополнительной единицы потребления продукта (предельная полезность) или затраты производственного фактора (предельная производительность).

Использование предельных величин открыло широкие возможности для применения в экономическом анализе математических методов (в частности аппарата дифференциального исчисления)

Предельная полезность и предельная производительность

На этой основе представители неоклассического направления попытались обосновать так называемые «естественные» законы, определяющие стоимость и цены, в том числе и цены производственных факторов, то есть прибыль (процент), заработную плату и ренту, а также законы распределения доходов. В противовес трудовой теории стоимости они выдвинули теорию предельной полезности. В соответствии с этой теорией стоимость рассматривалась как субъективная категория, величина которой (субъективная оценка) определялась полезностью последней, дополнительной единицы предмета потребления. Предельная полезность, согласно этой теории, определяла цены предметов потребления и косвенным образом, через предметы потребления, «цены» производственных факторов.

Общие принципы теории предельной полезности получили дальнейшее развитие в теории предельной производительности факторов, особенно в теории капитала П. Уикстеда, К. Викселля (см. ВИКСЕЛЛЬ Кнут) и Дж. Б. Кларка. Согласно этой теории, стоимость рассматривалась как результат производственной деятельности, в ходе которой каждый из производственных факторов (труд, земля и капитал) вносят свой «вклад» в ее образование. Этот «вклад» равен тому добавочному продукту, который будет получен при небольшом приросте одного из производственных факторов - так называемому «предельному продукту» - при неизменности всех остальных. В условиях совершенной конкуренции предельные продукты определяют и цены производственных факторов, то есть заработную плату, прибыль и ренту. Отсюда следует, что и распределение осуществляется в соответствии с «естественными» справедливыми законами.

Теория общего равновесия

Неоклассическое направление выдвинуло также теорию общего экономического равновесия, согласно которой механизм свободной конкуренции и рыночного ценообразования обеспечивает не только «справедливое» вознаграждение факторов производства, но и полное использование («аллокационную эффективность») экономических ресурсов. Эта теория явилась обоснованием концепции внутренней устойчивости капиталистической экономики, основанной на действии «невидимой руки» конкуренции (Л. Вальрас).

Неоклассическая теория получила наивысшее развитие в работах английских экономистов А. Маршалла и А. Пигу. Заслуга этих экономистов состоит и в том, что они попытались вписать в неоклассические рамки целый ряд реальных явлений, не получивших отражения в моделях рынка совершенной конкуренции. К ним относятся так называемые экстерналии, или внешние эффекты (например, отрицательное воздействие на внешнюю среду); возможность появления монополии и необходимость создания так называемых общественных благ. Все три типа явлений рождают проблемы, с которыми рынок не может справиться (так называемые «провалы рынка»), поэтому здесь и только здесь требуется вмешательство государства. В остальном сторонников этого направления отличает от кейнсианцев отрицательное отношение к государству как органу контроля над процессами воспроизводства, к росту государственных расходов, стремление ограничить государственное регулирование экономики с помощью бюджетных и кредитно-денежных инструментов.

Новая неоклассическая школа

В последней четверти 20 столетия в условиях критики кейнсианства значительное развитие обрела так называемая «новая неоклассическая школа», сформировавшаяся на базе теории рациональных ожиданий. Сторонники этой теории (Р. Лукас (см. ЛУКАС Роберт), П. Сарджент, Г. Уоллес, Р. Барро) выступили с реформой основного постулата неоклассической теории, характеризующего поведение экономического объекта. Используя абстрактные модели экономического равновесия, сторонники этой теории анализируют реакции экономической системы при условии, что ее агенты не только располагают достаточной информацией о будущем развитии экономики, включая последствия правительственных мероприятий, но и способны рационально действовать, ожидая те или иные изменения в экономической ситуации. Они считают, что обычно макроэкономическая политика базируется на моделях, обобщающих характер экономических реакций в прошлом, то есть прошлое экономическое поведение субъектов. Они не учитывают их будущее поведение, которое будет меняться в зависимости от их ожиданий и вследствие самих действий правительства. Это ведет к тому, что экономическое регулирование, особенно политика стабилизации конъюнктуры, не в состоянии корректировать ход экономического развития и лишь вносит в него дополнительные нарушения. Например, экономическая политика расширения спроса на основе увеличения денежного предложения ведет к тому, что информированные и рационально мыслящие участники производственного процесса, предвосхищая будущий рост цен, предпримут все возможное, чтобы заранее увеличить свои номинальные доходы. В итоге вместо предполагаемого оживления производства произойдет всего лишь очередное инфляционное повышение цен. Сторонники рассматриваемой теории утверждают, что экономика тяготеет к состоянию равновесия, для которого характерны «естественная норма» безработицы, «естественный» уровень использования производственных мощностей, «естественная» норма процента, реальный уровень которых макроэкономическая политика, манипулирующая денежными рычагами, изменить не в состоянии. Исходя из этого, они отвергают все формы экономической политики, связанные с ограничениями рыночного механизма, манипулированием государственными расходами и денежно-кредитной системой.

Большой энциклопедический словарь

НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ политэкономии - возникло в 70-х гг. 19 в. Представители: К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк (австрийская школа), У. Джевонс и Л. Вальрас (математическая школа), Дж. Б. Кларк (американская школа), А. Маршалл и А. Пигу (кембриджская школа). Неоклассическое направление исследует поведение т. н. экономического человека (потребителя, предпринимателя, наемного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Основные категории анализа - предельные величины (см. Маржинализм). Экономисты неоклассического направления разработали предельной полезности теорию и теорию предельной производительности, теорию общего экономического равновесия, согласно которой механизм свободной конкуренции и рыночного ценообразования обеспечивает справедливое распределение доходов и полное использование экономических ресурсов, экономическую теорию благосостояния, принципы которой положены в основу современной теории государственных финансов (П. Сэмюэлсон). Среди современных неоклассических теорий - монетаризм (М. Фридмен) и др.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ политэкономии, возникло в 70-х гг. 19 в. Представители: К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк (австрийская школа), У. Джевонс и Л. Вальрас (математическая школа), Дж. Б. Кларк (американская школа), А. Маршалл и А. Пигу (кембриджская школа). Неоклассическое направление исследует поведение так называемого экономического человека (потребителя, предпринимателя, наемного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Основные категории анализа - предельные величины (смотри Маржинализм). Экономисты неоклассического направления разработали предельной полезности теорию и теорию предельной производительности, теорию общего экономического равновесия, согласно которой механизм свободной конкуренции и рыночного ценообразования обеспечивает справедливое распределение доходов и полное использование экономических ресурсов, экономическую теорию благосостояния, принципы которой положены в основу современной теории государственных финансов (П. Сэмюэлсон). Среди современных неоклассических теорий - монетаризм (М. Фридмен) и др.

Полезные сервисы