Грибое́дов Александр Сергеевич (1790 или 1795 - 1829), русский писатель и дипломат. В 1826 находился под следствием по делу декабристов. В 1828 назначен послом в Персию, где был убит мусульманскими фанатиками. В комедии в стихах «Горе от ума» (1822-24, постановка в Москве в 1831, изд. 1833) конфликт между «либералом» (близким к декабризму) и фамусовским обществом (поклонение чину, богатству, власти) предстаёт как борьба за права и достоинство личности (в том числе и национальное). Многие образы стали нарицательными, отдельные стихи - поговорками и крылатыми словами.
* * *
ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич - ГРИБОЕ́ДОВ Александр Сергеевич (1790 или 1795 ? -1829), русский писатель и дипломат. В 1826 находился под следствием по делу декабристов. В 1828 назначен послом в Персию, где был убит персидскими фанатиками. В комедии в стихах «Горе от ума» (1822-24, поставлена в Москве в 1831, издана 1833) конфликт между «либералом» (близким к декабризму) и фамусовским обществом (поклонение чину, богатству, власти) предстает как борьба за права и достоинство личности (в т. ч. и национальное). Многие образы стали нарицательными, отдельные стихи - поговорками и крылатыми словами.
* * *
ГРИБОЕ́ДОВ Александр Сергеевич [4(15) января 1790, по др. сведениям 1795, Москва - 30 января (11 февраля) 1829, Тегеран], русский писатель, дипломат.
Образование
Принадлежал к дворянскому роду, получил серьезное домашнее образование. Рано обнаружилась многосторонняя одаренность Грибоедова, включая композиторский талант (известны 2 вальса для фортепиано). Обучался в Московском университетском благородном пансионе (1803), затем поступил в Московский университет (1806). Окончив словесное отделение со званием кандидата (1808), Грибоедов продолжал заниматься на этико-политическом отделении. Один из самых образованных людей своего времени, Грибоедов владел французским, английским, немецким, итальянским, греческим, латинским языками, позднее освоил арабский, персидский, турецкий языки.
Служба. Петербург
С началом Отечественной войны 1812 года Грибоедов оставляет ученые занятия и вступает корнетом в московский гусарский полк. Военная служба (в составе резервных частей) свела его с Д. Н. Бегичевым (см. БЕГИЧЕВ Дмитрий Никитич) и его братом С. Н. Бегичевым, ставшим близким другом Грибоедова. Выйдя в отставку (начало 1816), Грибоедов поселяется в Петербурге, определяется на службу в коллегию иностранных дел. Ведет светский образ жизни, вращается в театрально-литературных кругах Петербурга (сближается с кружком А. А. Шаховского (см. ШАХОВСКОЙ Александр Александрович)), сам пишет и переводит для театра (комедии «Молодые супруги», 1815, «Своя семья, или Замужняя невеста», 1817, совместно с Шаховским и Н. И. Хмельницким, и др.). Следствием «пылких страстей и могучих обстоятельств» (А. С. Пушкин) явились резкие перемены в его судьбе - в 1818 Грибоедов назначен секретарем русской дипломатической миссии в Персию (не последнюю роль в этой своего рода ссылке сыграло его участие в качестве секунданта в дуэли А. П. Завадского с В. В. Шереметевым, закончившейся гибелью последнего).
Персия и Кавказ. История создания комедии «Горе от ума»
После трех лет службы в Тавризе Грибоедов перевелся в Тифлис к главноуправляющему Грузией А. П. Ермолову (см. ЕРМОЛОВ Алексей Петрович) (февраль 1822). Там были написаны 1 и 2 акты «Горя от ума», их первым слушателем стал тифлисский сослуживец автора В. К. Кюхельбекер (см. КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович).
Весной 1823 Грибоедов отправляется в отпуск. В Москве, а также в имении С. Бегичева под Тулой, где он проводит лето, создаются 3 и 4 акты «Горя от ума». К осени 1824 комедия завершена. Грибоедов едет в Петербург, намереваясь использовать свои связи в столице, чтобы получить разрешение на ее публикацию и театральную постановку. Однако вскоре убеждается, что комедии «нет пропуску». Через цензуру удалось провести лишь отрывки, напечатанные в 1825 Ф. В. Булгариным (см. БУЛГАРИН Фаддей Венедиктович) в альманахе «Русская Талия (см. РУССКАЯ ТАЛИЯ)» (первая полная публикация в России - 1862; первая постановка на профессиональной сцене - 1831). Тем не менее грибоедовское творение сразу стало событием русской культуры, распространившись среди читающей публики в рукописных списках, число которых приближалось к книжным тиражам того времени (распространению списков содействовали декабристы, рассматривавшие комедию как рупор своих идей; уже в январе 1825 И. И. Пущин (см. ПУЩИН Иван Иванович) привез Пушкину в Михайловское список «Горя от ума»).
Шедевр русской классики
Успех грибоедовской комедии, занявшей прочное место в ряду русской классики, во многом определяется гармоничным соединением в ней острозлободневного и вневременного. Сквозь блистательно нарисованную картину русского общества преддекабристской поры (будоражащие умы споры о крепостничестве, политических свободах, проблемы национального самоопределения культуры, образования и пр., мастерски очерченные колоритные фигуры того времени, узнаваемые современниками и т. д.) угадываются «вечные» темы: конфликт поколений, драма любовного треугольника, антагонизм личности и социума и др. Одновременно «Горе от ума» - пример художественного синтеза традиционного и новаторского: отдавая дань канонам эстетики классицизма (единство времени, места, действия, условные амплуа, имена-маски и пр.), Грибоедов «оживляет» схему взятыми из жизни конфликтами и характерами, свободно вводит в комедию лирическую, сатирическую и публицистическую линии.
Точность и афористическая меткость языка, удачное использование вольного (разностопного) ямба (см. ЯМБ), передающего стихию разговорной речи, позволили тексту комедии сохранить остроту и выразительность; как и предсказывал Пушкин, многие строки «Горя от ума» стали пословицами и поговорками («Свежо предание, а верится с трудом», «Счастливые часов не наблюдают» и т. д.).
Под арестом и следствием
Осенью 1825 Грибоедов возвращается на Кавказ, однако уже в феврале 1826 вновь оказывается в Петербурге - в качестве подозреваемого по делу декабристов (оснований для ареста было немало: на допросах 4 декабриста, в т. ч. С. П. Трубецкой (см. ТРУБЕЦКОЙ Сергей Петрович) и Е. П. Оболенский (см. ОБОЛЕНСКИЙ Евгений Петрович), назвали Грибоедова среди членов тайного общества; в бумагах многих арестованных находили списки «Горя от ума» и пр.). Предупрежденный Ермоловым о предстоящем аресте, Грибоедов успел уничтожить часть своего архива. На следствии он категорически отрицает свою причастность к заговору. В начале июня Грибоедова освобождают из-под ареста с «очистительным аттестатом».
Дипломатическое поприще
По возвращении на Кавказ (осень 1826) Грибоедов принимает участие в нескольких сражениях начавшейся русско-персидской войны (см. РУССКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ). Достигает значительных успехов на дипломатическом поприще (по словам Н. Н. Муравьева-Карского, Грибоедов «заменял ... единым своим лицом двадцатитысячную армию»), готовит в т. ч. выгодный для России Туркманчайский мир (см. ТУРКМАНЧАЙСКИЙ МИР). Привезя в Петербург документы мирного договора (март 1828), получает награды и новое назначение - полномочным министром (послом) в Персию. Вместо литературных занятий, которым он мечтал посвятить себя (в его бумагах планы, наброски - стихи, трагедии «Родамист и Зенобия», «Грузинская ночь», драма «1812-й год»), Грибоедов вынужден принять высокую должность.
Последние месяцы
Последний отъезд Грибоедова из столицы (июнь 1828) был окрашен мрачными предчувствиями. По пути в Персию он на некоторое время останавливается в Тифлисе. Вынашивает планы экономических преобразований Закавказья. В августе женится на 16-летней дочери А. Г. Чавчавадзе (см. ЧАВЧАВАДЗЕ Александр Гарсеванович) - Нине, вместе с ней отправляется в Персию. В числе других дел российский министр занимается отправкой на родину плененных подданных России. Обращение к нему за помощью двух женщин-армянок, попавших в гарем знатного персиянина, явилось поводом для расправы с деятельным и удачливым дипломатом. 30 января 1829 толпа, подстрекаемая мусульманскими фанатиками, разгромила русскую миссию в Тегеране. Русский посланник был убит.
Грибоедова похоронили в Тифлисе на горе Святого Давида. На могильной плите - слова Нины Грибоедовой: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ГРИБОЕДОВ (гравюра Н.И.Уткина, 1874).
(1795-1829), русский драматург и дипломат. Родился 15 января 1795 в Москве. Подобно своему современнику А.С. Пушкину, Грибоедов принадлежал к состоятельному дворянству и входил в высшие круги светского общества. Литературной славой он обязан лишь одной своей пьесе, стихотворной сатире Горе от ума, представляющей собой великое достижение русского театра. В пятнадцать лет окончил Московский университет, во время наполеоновского вторжения был зачислен в армию и прослужил два года в кавалерийском полку. С 1815 служил по дипломатической части сперва на Кавказе, затем в Персии. В 1826, исполняя должность секретаря по иностранной части при главнокомандующем в Грузии генерале А.П.Ермолове, был арестован и доставлен в Санкт-Петербург для расследования предполагаемых связей с декабристами, зачинщиками восстания в столице 14 декабря 1825. Многие из заговорщиков были близкими друзьями Грибоедова, но в конце концов он был оправдан и освобожден. За успешное содействие в заключении Туркманчайского мирного договора с Персией Грибоедов был в 1828 награжден орденом и назначен послом в Персии. Он стремился скрупулезно выполнять условия им самим составленного договора. Зять шаха Алаяр-хан, у которого из гарема сбежали под защиту русских две армянки, поднял мятеж, и 11 февраля 1829 толпа мусульман-фанатиков разгромила русское посольство в Тегеране. Грибоедов погиб со шпагой в руке. Великая пьеса Грибоедова написана в классической манере, ее можно поставить в один ряд с обличительными творениями Мольера и Шеридана. Разностопный рифмованный ямб звучит естественно и непринужденно, диалоги отличаются живостью и остроумием. Идеалист Чацкий, пылкий молодой человек, вернувшись из заграничного путешествия, попадает "с корабля на бал" и немедленно принимается обличать пороки светского общества - московского, а по существу - любого другого. Все характеры представляют собой яркие типы и вырисованы с поразительным мастерством. Минуя цензурные рогатки, пьеса широко расходилась в списках; полностью напечатана лишь в 1833. Впервые поставленная в 1831, с тех пор она не сходит с русской сцены.
ЛИТЕРАТУРА
Орлов В.Н. Грибоедов: Очерк жизни и творчества, 2-е изд. М., 1954 Тынянов Ю. Смерть Вазир-Мухтара. - В кн.: Тынянов Ю. Сочинения, тт. 1-3. М. - Л., 1959 Грибоедов А.С. Сочинения, тт. 1-4. М., 1971 А.С.Грибоедов: Творчество. Биография. Традиции. Сб. статей. Л., 1977 Грибоедов А.С. Избранное: Пьесы. Стихотворения. Проза. Письма. М., 1978 Лебедев А. Грибоедов: Факты и гипотезы. М., 1980 А.С.Грибоедов в воспоминаниях современников. М., 1980