сущ. идиом.
|| Впрочем, даже теперь, в аховом положении, «режим если и согласится на дорожную карту, то только на непубличную», полагает политик.
Доро́жная оде́жда - укрепленная часть автомобильной дороги, состоящая из покрытия, основания и подстилающего слоя, укладываемого на земляное полотно, на которое передаются нагрузки от транспорта. Различают упругожёсткие, полужёсткие (цементно-бетонные) и нежёсткие (из щебня, песка, битума и др.) дорожные одежды.
* * *
ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА - ДОРО́ЖНАЯ ОДЕ́ЖДА, укрепленная часть автомобильной дороги, состоящая из покрытия, основания и подстилающего слоя, укладываемого на земляное полотно, на которое передаются нагрузки от транспорта. Различают упругожесткие, полужесткие (цементно-бетонные) и нежесткие (из щебня, песка, битума и др.) дорожные одежды.
ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА - укрепленная часть автомобильной дороги, состоящая из покрытия, основания и подстилающего слоя, укладываемого на земляное полотно, на которое передаются нагрузки от транспорта. Различают упругожесткие, полужесткие (цементно-бетонные) и нежесткие (из щебня, песка, битума и др.) дорожные одежды.
ДОРО́ЖНИК, -а, муж. Специалист по строительству, ремонту и эксплуатации дорог, городских улиц; рабочий, занимающийся строительством, ремонтом дорог.
| жен. дорожница, -ы.
ДОРО́ЖНИК, -а, м
Человек, профессия которого - строительство, ремонт и эксплуатация дорог (железных, шоссейных и т.п.).
Строительство завода должны начать дорожники.
ДОРО́ЖНИК -а; м. Специалист по строительству и эксплуатации дорог (железных, шоссейных и др.); рабочий, занимающийся строительством дорог. Инженер-дорожник. Д. укладывает асфальт на шоссе.
◁ Доро́жница, -ы; ж. Разг.
доро́жник, -а
доро́жник, доро́жники, доро́жника, доро́жников, доро́жнику, доро́жникам, доро́жником, доро́жниками, доро́жнике, доро́жниках
доро́жник мо 3a
- Рабочий, занимающийся строительством и ремонтом путей сообщения для передвижения людей и транспорта.
- Багет, профилированный деревянный карниз.
ДОРО́ЖНИК, -а, м. Специалист по строительству, ремонту и эксплуатации дорог, городских улиц; рабочий, занимающийся строительством, ремонтом дорог.
доро́жница, -ы, твор. п. -ей
доро́жница, доро́жницы, доро́жниц, доро́жнице, доро́жницам, доро́жницу, доро́жницей, доро́жницею, доро́жницами, доро́жницах
доро́жница жо 5a
ДОРО́ЖНО- Первая часть сложных слов. Вносит зн. сл.: дорожный (1 зн.). Дорожно-строительный, дорожно-транспортный.
Первая часть сложных имен прилагательных, вносящая значение сл.: дорожный (доро́жно-строи́тельный, доро́жно-тра́нспортный и т.п.).
Доро́жно-тра́нспортное происше́ствие - событие, возникшее в процессе движения механических транспортных средств и повлёкшее материальный ущерб, ранение или гибель участников движения.
* * *
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ - ДОРО́ЖНО-ТРА́НСПОРТНОЕ ПРОИСШЕ́СТВИЕ, событие, возникшее в процессе движения механических транспортных средств и повлекшее материальный ущерб, ранение или гибель участников движения.
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ - событие, возникшее в процессе движения механических транспортных средств и повлекшее материальный ущерб, ранение или гибель участников движения.
доро́ж/н/о/-тра́нспорт/н/ый.
ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО - отрасль строительства, занимающаяся проектированием, строительством, ремонтом и техническим обслуживанием автомобильных шоссейных дорог, подъездных дорог и городских улиц. В это понятие, как правило, входят управление, организация работ и надзор за состоянием дорог, оборудованием и техническими средствами, необходимыми для дорожно-строительных работ. Под автомобильной дорогой понимается высококачественная дорога большой протяженности и высокой пропускной способности. Улицы и подъездные дороги - это дороги местного значения, обеспечивающие подъезд к автомобильным дорогам.
Автомобильные дороги. Автомобильная дорога для транспорта прямого сообщения по непрерывному маршруту называется автомагистралью. Кольцевая автодорога ведет транспорт вокруг городской зоны. Объездная автодорога дает возможность транспорту полностью либо частично объезжать городскую или промышленную зону. Скоростные автомагистрали, или автострады, имеют раздельные проезжие части одностороннего движения. В важнейших пересечениях на них предусматриваются транспортные развязки в разных уровнях. Доступ на скоростную автомагистраль частично или полностью контролируется. Парковая дорога - это шоссейная дорога для некоммерческого транспорта (обычно в парке или узкой зеленой зоне) с полным или частичным контролем доступа. Радиальная автодорога обслуживает городской центр. На сквозной автостраде транзитный транспорт имеет преимущественное право проезда, даже в местах въезда. За проезд автотранспорта по платным дорогам, мостам и тоннелям взимается установленная плата. В США важнейшие автомагистрали соединены в федеральную систему автомобильных дорог. Она состоит из автострад без развязок в одном уровне, с частичным или полным контролем доступа, и связывает все крупнейшие городские зоны страны. В начале 1990-х годов ее полная протяженность составляла 73 000 км (длина земного экватора составляет ок. 40 000 км). Такие же системы автомагистралей имеются во многих других странах ("автобаны" в Германии, "аутострада дель Соле" в Италии).
Устройство автодороги. У автомобильной шоссейной дороги имеются земляное полотно, основание, одно или несколько покрытий проезжей части (дорожная одежда), обочины, мосты, дренажные устройства и средства регулирования дорожного движения.
н.э.) между Римом и Бриндизием." alt="АППИЕВА ДОРОГА (312-244 до н.э.) между Римом и Бриндизием.">
АППИЕВА ДОРОГА (312-244 до н.э.) между Римом и Бриндизием.
Основание (с подстилающим покрытием) выполняется из строительного грунта и передает нагрузки от проходящих автомобилей в рассредоточенном виде на земляное полотно. Покрытия проезжей части дорожного полотна могут состоять из асфальтобетона, щебня, щебня с битумной пропиткой, бетона на портландцементе, гравия или пропитанного грунта.
См. также КОНСТРУКЦИОННЫЕ И СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Обочина обеспечивает боковую поддержку дорожной одежды. Обочины предусматриваются с правой стороны первой полосы движения в каждом направлении. Они служат также для остановки в экстренных случаях. Мосты и путепроводы дают возможность автотранспорту проезжать над препятствиями, встречающимися на пути, - водными пространствами, поперечными автодорогами, железными дорогами и пр. Дренаж необходим для отвода ливневых потоков и вешних вод. Под дорожной одеждой в подходящих местах прокладывают водопропускные трубы, и вода по канавам или трубам отводится в места водостока. Средства регулирования движения обеспечивают безопасность и упорядоченность движения. К таким средствам относятся указатели и дорожные знаки, линии разметки, наносимые на проезжую часть, светофоры, транспортные развязки при пересечении автомобильных дорог в разных уровнях и переезды при пересечении с железной дорогой в одном уровне.
Виды дорожной одежды. Дорожную одежду разной долговечности на разную допустимую нагрузку можно получить, комбинируя различные дорожно-строительные материалы. Самое важное для долговечности хорошей дорожной одежды - дренаж и уплотнение ее нижних слоев. Вода в дорожной постели способствует оседанию и боковому сползанию, а также может вызывать вспучивание из-за замерзания или расширения некоторых видов глин. Инженер-дорожник знает, какие материалы легче дренируются и какая система дренажей экономичнее. Иногда при дорожном строительстве приходится на значительную глубину вынимать природный грунт и заменять его гранулированным материалом заводского приготовления. Все взрыхленные и внесенные дорожно-строительные материалы должны уплотняться тонкими слоями. Для этого применяются тяжелые стальные катки с небольшими зубцами, передвигаемые тракторами. Существуют также виброкатки. Особенно тщательного уплотнения требуют береговые устои мостов и места подземных переходов коммуникаций.
Грунтовые дороги. Самую простую дорогу можно построить, сгладив неровности природного грунта и придав дорожному полотну требуемый профиль. Достаточно срезать бугры, заполнить ложбины и выкопать дренажные кюветы по бокам, чтобы получить хорошую, дешевую дорогу для не очень интенсивного движения. Однако грунтовые дороги становятся труднопроходимыми из-за грязи в дождливую погоду и из-за пыли - в сухую.
Гравийные дороги. Несколько более долговечны дорожные покрытия из гравия, к которому в качестве вяжущего добавлен грунт определенного качества. Для повышения водонепроницаемости и прочности дорожного покрытия гравий пропитывают битумом. Этим можно существенно увеличить долговечность дорог с небольшой нагрузкой, если своевременно заделывать выбоины. Покрывать битумом можно также грунтовые и щебневые дороги.
Стабилизированный грунт. Дорожное покрытие, довольно стойкое к сезонным изменениям влажности и температуры, можно получить, добавив песка к глине или глины к песку либо применив другую комбинацию местных грунтов. Портландцемент, тщательно смешанный с некоторыми видами грунта, дает покрытие, вполне подходящее для умеренно нагруженных дорог. При подготовке материала для грунтоцементного покрытия грунт полностью размельчают, а затем тщательно смешивают на месте с 6-10% цемента на глубину 10 см и более. Дорожному полотну придают нужную форму и уплотняют его укаткой. На поверхность тонким слоем наносят битум, чтобы предотвратить высыхание до схватывания цемента. В некоторых местах поверхность дороги можно экономично укрепить с помощью битума, тщательно смешав его с имеющимся грунтом на глубину 10-25 см. Цементно-грунтовой и битумно-грунтовой слои превосходны в качестве основания и подстилающего слоя дорожной одежды. Поскольку поверхность повреждается в основном быстро движущимися автомобилями, для экономии имеет смысл защитить ее слоем износа.
Макадам. Макадам, дорожное покрытие, названное по имени его изобретателя, английского инженера Дж. Макадама (1756-1836), - это несколько слоев крепкого щебня, тщательно уплотненного тяжелым катком и соединенного в сплошную массу очень мелким щебнем, укатанным сверху. В результате получается весьма прочный слой. При укатке его поливают водой, что еще больше повышает прочность покрытия. В США под макадамом чаще понимают дорожное покрытие с битумной пропиткой. Здесь имеются сотни километров автодорог с битумно-щебеночным покрытием, особенно в Новой Англии, где в изобилии имеются крепкие породы. Такая дорожная одежда должна состоять не менее чем из двух слоев на жестком основании. Толщина каждого слоя должна быть ненамного больше максимального размера щебня, чтобы крупные куски щебня вклинивались между более мелкими, повышая прочность слоя. Слои могут быть толщиной 4-10 см, а битума расходуется 5-15 л/м2. Щебень каждого слоя равномерно укладывается машиной и укатывается. Затем битумораспределительная машина заливает его разогретым битумом. Поверх насыпают мелкий щебень и укатывают его по горячему материалу. Точно так же укладывают второй слой, следя за тем, чтобы получалась гладкая поверхность.
Асфальтовые дороги. Современное гладкое асфальтовое дорожное покрытие (шит-асфальт) состоит из тщательно подобранного по гранулометрическому составу песка, каменной (бутовой) муки и асфальта. Материалы смешиваются смесительной установкой при температуре ок. 175° С, при которой асфальт находится в расплавленном состоянии, смесь доставляется на место, наносится специальной машиной на дорожное полотно и укатывается в горячем состоянии.
Асфальтобетонное покрытие состоит из слоев толщиной 5-7,5 см смеси (приготовленной при температуре около 175° С) взятых в нужной пропорции щебня разных размеров, песка, каменной муки и расплавленного асфальта в качестве вяжущего. Асфальтобетон и гладкий шит-асфальт укладываются на основание из макадама или портландцементного бетона, рассчитанное на соответствующие дорожные нагрузки. Высококачественное асфальтовое покрытие выполняется на надежном основании с подстилающим слоем из классифицированного материала или макадама и 2-5 слоями асфальта. В нижних слоях щебень крупнее, что повышает прочность покрытия и дает экономию, а в верхних - мельче, благодаря чему обеспечивается водонепроницаемость и износостойкость поверхности. Однако дорожная поверхность должна быть в какой-то мере шероховатой во избежание пробуксовки шин и для облегчения вытеснения воды протектором. Полная толщина дорожного покрытия зависит от несущей способности грунта и от предполагаемой транспортной нагрузки. Асфальт можно смешивать с насыпанным на дорожное полотно щебнем непосредственно на месте строительства, а затем разравнивать и укатывать. Но более предпочтительно использовать горячие смеси заводского изготовления, в которых точно выдержаны пропорции ингредиентов. На заводе щебень сушится и нагревается во вращающейся печи, а затем к нему добавляется отдельно разогретый асфальт, и все эти элементы перемешивается. Для приготовления высококачественных покрытий желательны температуры не ниже 165° С. Горячая заводская смесь быстро доставляется на место, ровным слоем укладывается на дорожное полотно, а затем уплотняется вибрацией и укаткой.
Портландцементное покрытие. Основание и слой износа такого покрытия обычно объединяются в один слой, который укладывается за одну операцию. Будучи уложен на правильно подготовленный подстилающий слой, портландцементный бетон дает превосходную дорожную поверхность. Высокая износоустойчивость и прочность покрытия достигается, когда 1 часть цемента берется на 2 части песка и 3-4 части гравия или щебня. Если использовать портландцементный бетон в качестве основания для асфальтобетона, то можно взять больше песка и крупного наполнителя, но меньше цемента, и тем самым снизить стоимость дорожной одежды. Толщина бетонного покрытия автодорог и улиц может составлять 20-25 см, тогда как на взлетно-посадочных полосах аэродромов с большими нагрузками она нередко достигает 35 см. По краям дорожного полотна покрытие на ширине 0,6-1,2 м делается на 7,5-10 см более толстым для повышения прочности дороги при минимальных общих затратах. Бетон укладывается на полную толщину за одну операцию. Если же применяется армирующая проволочная сетка, то сначала укладывают 5-см слой бетона, а затем, проложив сетку, заполняют опалубку до конца. При строительстве дороги укладку бетона ведут на ширину 6-9 м, соответствующую двум полосам движения. Посередине этой ширины обычно предусматривают температурно-усадочный шов, так как иначе здесь возникает меандровая трещина. Бетон для мощения может быть замешен на заводе и доставлен на место влажным; в других случаях смесь составляется на заводе, а замешивается по пути или на месте автобетоносмесителем. Для получения высококачественных покрытий тщательно контролируются влагосодержание наполнителя и доля каждого компонента смеси. Грунтовое или гранулированное основание под бетонное покрытие точно профилируется, а затем устанавливается стальная опалубка необходимой глубины в виде жестких кромок проезжей части, которую предстоит бетонировать. Бетон наносится на основание и разравнивается машиной. Бетонораспределительная машина перемещается по опалубке, как по рельсам. За ней следует финишер с вибраторами, уплотняющими бетон, и катками, выравнивающими его поверхность. Поверхность проверяется вручную поверочной линейкой и при необходимости подправляется. В заключение она отделывается протаскиванием по ней специальной ленты или мешковины для придания шероховатости. Чтобы в течение хотя бы недели, до схватывания бетона, поверхность не высыхала, ее покрывают составом, предотвращающим испарение, либо накрывают мешковиной, которую регулярно увлажняют.
Современная техника. Автодороги и мосты необходимо ремонтировать или реконструировать по мере надобности. Срок службы автодорог составляет 20-30 лет, мостов - от 50 до 100 лет.
РАЗВЯЗКИ АВТОМАГИСТРАЛЕЙ, типичные для современного дорожного строительства.
Современная техника позволяет более эффективно управлять автодорогами, планировать и проектировать их, строить и эксплуатировать. Важное значение приобрели компьютерные системы автоматизированного проектирования, а также компьютерные системы обработки данных, применяемые во всех сферах строительства и эксплуатации автодорог. Такие достижения современной техники, как инфракрасная термография и грунтопроникающая радиолокация, дают возможность выявлять структурные и физические дефекты автодорог и мостов. Все более важную роль в регулировании движения по автодорогам начинает играть электроника. Так, ведутся разработки электронных систем управления автомобилем с картой на приборной доске и речевой сигнализацией и систем автоматизированного регулирования дорожного движения в центральных городских районах.
См. также СТРОИТЕЛЬСТВО ГРАЖДАНСКОЕ.
Антонов А.М. и др. Дорожное строительство. Организация, планирование, управление. М., 1981 Кизима С.С. Технология строительства автомобильных дорог. Киев, 1985
Доро́жные зна́ки - см. Знаки дорожные.
* * *
ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ - ДОРО́ЖНЫЕ ЗНА́КИ, см. Знаки дорожные (см. ЗНАКИ ДОРОЖНЫЕ).
ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ - см. Знаки дорожные.
Доро́жные маши́ны - применяются для механизации работ при прокладке, ремонте и содержании автомобильных дорог, в железнодорожном, гидротехническом, аэродромном, промышленном и гражданском строительстве. Бывают самоходные и прицепные (или навесные) к тракторам, автомобилям и тягачам. К дорожным машинам относятся корчеватели, рыхлители, экскаваторы, скреперы, катки и др.
* * *
ДОРОЖНЫЕ МАШИНЫ - ДОРО́ЖНЫЕ МАШИ́НЫ, применяются для механизации работ при прокладке, ремонте и содержании автомобильных дорог, в железнодорожном, гидротехническом, аэродромном, промышленном и гражданском строительстве. Бывают самоходные и прицепные (или навесные) к тракторам, автомобилям и тягачам. К дорожным машинам относятся корчеватели, рыхлители, экскаваторы, скреперы, катки и др.
ДОРОЖНЫЕ МАШИНЫ - применяются для механизации работ при прокладке, ремонте и содержании автомобильных дорог, в железнодорожном, гидротехническом, аэродромном, промышленном и гражданском строительстве. Бывают самоходные и прицепные (или навесные) к тракторам, автомобилям и тягачам. К дорожным машинам относятся корчеватели, рыхлители, экскаваторы, скреперы, катки и др.
I прил.
соотн. с сущ. дорога I 1., 2., 3., связанный с ним
II прил.
1. соотн. с сущ. дорога II, связанный с ним
2. Предназначенный для дороги [дорога II 1., 2.], используемый в дороге.
ДОРО́ЖНЫЙ - прил., употр. сравн. часто
Морфология: нар. по-доро́жному
1. Дорожным называют то, что имеет отношение к дороге.
Дорожный указатель. | Дорожные знаки. | Дорожные столбы. | Дорожный налог.
2. Дорожным называют предмет, который вы берёте с собой, когда едете куда-либо, путешествуете.
Дорожная сумка. | Дорожный костюм. | Он достал из чемодана дорожный блокнот.
3. Событие, происшествие и т. д. называют дорожным, если оно произошло в дороге.
ДОРО́ЖНЫЙ, дорожная, дорожное.
1. прил. к дорога во всех знач., кроме 5. Дорожная пыль. Дорожные условия. Дорожные впечатления.
2. Служащий для дороги, для путешествия. Дорожный костюм. Одеться по-дорожному.
3. Находящийся в пути, в дороге (обл. и устар.). Дорожные люди.
• Дорожный мастер (ж.-д.) - лицо, наблюдающее за ремонтом и поддержанием в порядке известной части (околотка) ж.-д. пути.
-ая, -ое.
1. прил. к дорога (в 1 и 3 знач.).
Дорожное знакомство. Дорожные впечатления. Дорожное строительство.
◊
Всадник был весь в пыли; толстым слоем серой дорожной пыли были покрыты сбитая на затылок фуражка, защитная гимнастерка. Н. Островский, Как закалялась сталь.
2. Предназначенный для дороги, поездки, путешествия.
Дорожная сумка. Дорожный костюм.
◊
Дорожные экипажи различных видов и свойств то и дело снуют по направлению к заставе. Салтыков-Щедрин, Сатиры в прозе.
В комнате оставались только те вещи, которые князь Андрей всегда брал с собой: шкатулка, большой серебряный погребец, два турецких пистолета и шашка ---. Все эти дорожные принадлежности были в большом порядке у князя Андрея. Л. Толстой, Война и мир.
3. устар.
Находящийся в дороге, поездке, путешествии.
С своей волчихою голодной Выходит на дорогу волк; Его почуя, конь дорожный Храпит - и путник осторожный Несется в гору во весь дух. Пушкин, Евгений Онегин.
4. в знач. сущ. доро́жный, -ого, м. устар. Путник.
- Гей, добрый человек! Скажи, не знаешь ли, где дорога? - Дорога-то здесь; я стою на твердой полосе, - отвечал дорожный. Пушкин, Капитанская дочка.
Свет мелькнул в одном окошке ---, указавши нашим дорожным ворота. Гоголь, Мертвые души.
◊
лицо, наблюдающее за содержанием в порядке определенного участка дороги.
Дорожный, ого, м., в знач. сущ.
Находящийся в пути.
► - Сторона мне знакомая, - отвечал дорожный - слава богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперек. // Пушкин. Капитанская дочка //; Зимой огонек под Рощей тлился, Как видно, тут он был дорожными Забыт. // Крылов. Басни //
доро́жный, доро́жная, доро́жное, доро́жные, доро́жного, доро́жной, доро́жных, доро́жному, доро́жным, доро́жную, доро́жною, доро́жными, доро́жном, доро́жен, доро́жна, доро́жно, доро́жны, доро́жнее, подоро́жнее, доро́жней, подоро́жней
прил., кол-во синонимов: 9
автодорожный (2)
вояжер (6)
легкодорожный (1)
проселочный (4)
путевой (2)
путешественник (34)
путешествователь (3)
трактовый (1)
указательный (4)
доро́ж/н/ый.
прил.
ЛЗ Относящийся к дороге, находящийся на дороге, около дороги.
Непост. пр.: м. р.; ед. чис.; Им. п.
доро́жный п 1*a
Доро́жный институ́т - научно-исследовательский, организован в 1926 в Москве (ЦдорНИИ), современное название с 1953. Исследования и разработки по строительству автомобильных дорог и мостов, аэродромов.
* * *
ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ - ДОРО́ЖНЫЙ ИНСТИТУ́Т, научно-исследовательский, организован в 1926 в Москве (ЦдорНИИ), современное название с 1953. Исследования и разработки по строительству автомобильных дорог и мостов, аэродромов.
ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ - научно-исследовательский, организован в 1926 в Москве (ЦдорНИИ), современное название с 1953. Исследования и разработки по строительству автомобильных дорог и мостов, аэродромов.
Доро́жный просве́т - расстояние от опорной плоскости до наиболее низко расположенного элемента конструкции транспортных, дорожно-строительных, сельскохозяйственных и других машин (например, у советских легковых автомобилей 170-210 мм). Нерекомендуемое название дорожного просвета - клиренс.
* * *
ДОРОЖНЫЙ ПРОСВЕТ - ДОРО́ЖНЫЙ ПРОСВЕ́Т, расстояние от опорной плоскости до наиболее низко расположенного элемента конструкции транспортных, дорожно-строительных, сельскохозяйственных и других машин (напр., у советских легковых автомобилей 170-210 мм). Нерекомендуемое название дорожного просвета - клиренс.
ДОРОЖНЫЙ ПРОСВЕТ - расстояние от опорной плоскости до наиболее низко расположенного элемента конструкции транспортных, дорожно-строительных, сельскохозяйственных и других машин (напр., у советских легковых автомобилей 170-210 мм). Нерекомендуемое название дорожного просвета - клиренс.
банк. банковское платежное средство, которое может быть обменено на наличные деньги в той валюте, в которой оно выписано, или на эквивалентную сумму в иностранной валюте по действующему курсу. Банки, выдающие дорожные чеки, гарантируют полный возврат денег в случае утери этих чеков в результате кражи, уничтожения и т.п.