Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

петербургская консерватория

Гуманитарный словарь

ПЕТЕРБУ́РГСКАЯ КОНСЕРВАТО́РИЯ (Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, до 1991 - Ленинградская орд. Ленина гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова) - первая конс. в России. Основана в 1862 на базе муз. классов Рус. муз. об-ва по инициативе А. Г. Рубинштейна (дир. в 1862-67 и 1887-91). В 1-м полугодии было открыто 36 классов и начато преподавание пианистов А. Г. Рубинштейна (вел также класс композиции), Ф. О. Лешетицкого (1862-78), А. А. Герке (1862-70), А. Дрейшока (1862-68), Ф. Ф. Черни (1862-1900), скрипача Г. И. Венявского (1862-72), виолончелиста К. Ю. Давыдова (1862-87); теорию музыки вел И. К. Воячек (1863-1912), теорию композиции - Н. И. Заремба (1862-71), сольное пение - Г. Ниссен-Саломан (1862-72), П. Репетто (1863-70) и др. Лицам, окончившим полный курс обучения, присваивалось звание свободного художника. Среди первых выпускников (1865) - П. И. Чайковский и Г. А. Ларош. Уже в первые годы Рубинштейн, планируя создать консерваторский оркестр, открыл классы оркестровой игры и ансамбля, которые вел сам, а также класс квартета, которым руководил Венявский. В 1867 под управлением Рубинштейна состоялся первый оперный спектакль: силами учащихся был исполнен "Орфей" К. В. Глюка. В 1871 началась многолетняя (до 1908) пед. деят-ность Н. А. Римского-Корсакова.

В кон. 80 - нач. 90-х гг. результаты деят-ности П. К. стали реально ощутимыми: окончили обучение и начали самостоят. выступления М. М. Ипполитов-Иванов, В. М. Зарудная, в число профессоров вошел окончивший консерваторию по классу Римского-Корсакова А. К. Лядов (1878-1914). Состав профессуры Моск. конс. пополнили выпускники П. К. - А. С. Аренский, В. И. Сафонов, Е. П. Лавровская. Произошли перемены и в инструмент. классах П. К.: в 1882 класс виолончели возглавил ученик Давыдова А. В. Вержбилович (1882-85, 1887-1911), с 1893 началась интенсивная пед. деят-ность прославленной пианистки А. Н. Есиповой (1893-1915); с 1899 - композитора А. К. Глазунова. К нач. 90-х гг. в П. К. сложилась структура обучения, сохранявшаяся с нек-рыми изменениями до 1917. Срок обучения в П. К. был разделен на 2 этапа - подготовительный (6 лет) и высший (4 года). Помимо спец. классов, в П. К. были общеобразоват. ("научные") классы, предназнач. для подростков, к-рые по муз. способностям могли наравне со взрослыми выполнять требования, установленные учебными планами консерватории. Однако 6-летнее общее образование в "научных" классах было поставлено недостаточно профессионально, поэтому взрослые учащиеся нередко сочетали занятия в П. К. с учебой в университете, дававшем высшее образование.

Крупным событием в жизни П. К. явился переход в 1896 в новое помещение, перестроенное из Каменного т-ра. В этом здании, имеющем Большой зал для оперных спектаклей и симфонич. концертов и Малый зал с установленным органом для камерных концертов, П. К. находится и поныне. С 1905 в течение 23 лет (до 1928) дир. был А. К. Глазунов. В 1900-е гг. сложились известные муз.-педагогич. школы: композиции - Римского-Корсакова, пианизма - Лешетицкого и Есиповой, скрипки - Ауэра, виолончели - Давыдова и Вержбиловича. Среди воспитанников П. К. 1890-х - 1910-х гг. получили известность Е. В. Вольф-Израэль, Ф. М. Блуменфельд, Я. Хейфец, Е. Цимбалист, М. Б. Полякин, Л. М. Цейтлин, М. А. Бихтер, А. К. Боровский, И. А. Венгерова, С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, композиторы разл. нац. школ - Н. В. Лысенко, Я. Я. Витол, Э. Дарзинь, А. Капп и мн. др.

После 1917 П. К. была включена в число гос. учебных заведений, в 1924 произошло ее переименование в Ленингр. конс. Началась реорганизация П. К., направленная на превращение ее в высшее - наряду с ун-том - учебное заведение. В 1925 было утверждено "Положение", окончательно определившее профиль выпускаемых специалистов. Открылись новые подразделения, в т. ч. отделения по подготовке научных работников, педагогов для средних муз. учебных заведений, музыкантов-педагогов высшей квалификации для клубов, дошкольных учреждений и общеобразоват. школ. Гл. инициаторами обновления консерватории были Б. В. Асафьев, В. В. Щербачев, А. В. Оссовский, Л. В. Николаев. Основным структурным подразделением П. К. стал ф. В 1925 на вокальном отд. был организован оперно-реж. класс, а на исполнит. ф-те - дирижерское отд. В 30-е гг. впервые организуются кафедры для развития исследоват. и методич. деят-ности по всем специальностям. В 1934 при П. К. открыт муз. техникум и образована особая группа для музыкально одаренных детей, на базе к-рой в 1936 возникла Средняя спец. муз. школа-десятилетка. Созданная в 1923, Оперная студия в 30-е гг. значит. расширилась, обогатился ее репертуар. Много внимания уделялось подготовке нац. кадров для республик СССР. В 1938 П. К. была награждена орденом Ленина, в 1944 ей было присвоено имя Н. А. Римского-Корсакова. В годы Вел. Отеч. войны (1941-45) конс. была эвакуирована в Ташкент. Педагоги и студенты, остававшиеся в осажденном Ленинграде, продолжали работать. В послевоенные годы при консерватории открылись заочное и вечернее отделения, двухгодичные подготовит. курсы.

В наст. время (данные на 1999) в состав П. К. входят факультеты: композиторский, историко-теоретический, дирижерский, фортепианный, оркестровый, вокально-режиссерский, нар. инструментов. Учебные планы каждого ф-та рассчитаны на 5-летний курс обучения. При П. К. имеются аспирантура и ассистентура-стажировка, продолжают свою деят-ность Средняя спец. муз. школа (ССМШ-Лицей) и Муз. уч-ще им. Н. А. Римского-Корсакова с детской муз. школой. В 1967 был открыт филиал Ленингр. конс. в г. Петрозаводске, получивший в 90-е гг. статус самостоят. консерватории.

Выпускниками П. К. сов. периода разных лет были такие выдающиеся деятели отечеств. иск-ва, как Д. Д. Шостакович, Е. А. Мравинский, Г. В. Свиридов, А. Ш. Мелик-Пашаев, В. В. Софроницкий, М. В. Юдина и др. В П. К. в различное время преподавали композиторы Б. А. Арапов, О. А. Евлахов, П. Б. Рязанов, Д. Д. Шостакович, М. О. Штейнберг, В. В. Щербачев; музыковеды Б. В. Асафьев, М. В. Бражников, Р. И. Грубер, В. Г. Каратыгин, Х. С. Кушнарев, А. В. Оссовский, И. И. Соллертинский, Ю. Н. Тюлин, С. Л. Гинзбург, А. Н. Дмитриев, М. С. Друскин, П. А. Вульфиус, С. Н. Богоявленский, Г. Г. Тигранов; пианисты О. К. Калантарова, И. С. Миклашевская, Л. В. Николаев, Г. Г. Нейгауз, В. В. Софроницкий, С. И. Савшинский, В. Х. Разумовская, Н. И. Голубовская, Н. Н. Поздняковская, П. А. Серебряков, М. Я. Хальфин, М. В. Юдина, Я. А. Логовинский, Л. А. Баренбойм; скрипачи Ю. Н. Эйдлин, М. И. Вайман, Б. Л. Гутников; виолончелисты А. Я. Штример, М. Л. Ростропович; рук. классов дух. инструментов М. Н. Буяновский, А. Г. Васильев, П. Н. Волков, В. И. Генслер, Б. В. Тризно, В. М. Буяновский, К. Н. Никончук, П. К. Орехов, Г. П. Никитин; вокалисты П. З. Андреев, С. И. Габель, Н. В. Ершов, З. П. Лодий, А. А. Григорьева, Г. А. Ковалева; дирижеры А. В. Гаук, Г. А. Дмитревский, А. А. Климов, Н. А. Малько, Н. С. Рабинович, А. К. Янсонс, Е. А. Мравинский, Н. А. Мусин, Ю. Х. Темирканов; оперные реж. Э. И. Каплан, С. Д. Масловская, Е. Н. Соковнин. В наст. время в П. К. преподают композиторы Б. И. Тищенко, С. М. Слонимский, Г. Г. Белов, Г. И. Банщиков, А. Д. Мнацаканян, Д. А. Толстой, Ю. А. Фалик, И. Е. Рогалев, В. Л. Наговицын и др.; оперно-симфонические дирижеры М. А. Янсонс, В. А. Чернушенко, Р. Э. Мартынов, А. В. Алексеев, А. В. Титов и др.; хоровые дирижеры Е. П. Кудрявцева, В. В. Успенский, С. Н. Легков, Т. Н. Немкина, Т. Н. Хитрова, П. А. Россоловский, К. Н. Никитин и др.; пианисты Т. П. Кравченко, Г. П. Федорова, Э. В. Базанов, Е. В. Шишко, Е. А. Мурина, П. Г. Егоров, В. С. Вишневский, Л. М. Зайчик, Т. М. Загоровская, В. А. Калмыков и др.; скрипачи В. Ю. Овчарек, А. М. Казарина, А. Г. Станг, М. Х. Гантварг, М. З. Эстрин и др.; альтисты В. И. Стопичев, В. Н. Кудрявцев, А. С. Догадин, А. В. Людевиг и др.; виолончелисты А. П. Никитин, С. П. Ролдугин и др.; руководители классов дух. инструментов Ю. А. Большиянов, А. М. Вавилина, О. С. Чернядьева, А. В. Федоров, В. П. Безрученко, Н. Н. Кирюхин, В. Н. Соболев, Н. С. Неретин, К. Б. Соколов, В. С. Марголин, В. В. Галузин, А. Е. Глухов, В. В. Сумеркин; музыковеды Т. С. Бершадская, Е. А. Ручьевская, Г. Т. Филенко, Л. Г. Данько, М. Г. Бялик, Л. Е. Гаккель, А. Н. Климовицкий, К. Н. Южак, А. П. Милка, Е. В. Титова, Р. Х. Лаул, Г. К. Абрамовский, В. В. Смирнов, А. К. Кенигсберг и др.; вокалисты И. П. Левандо, И. П. Богачева, Т. В. Новиченко, Е. С. Гороховская, Л. А. Тедтоева, Г. В. Селезнев, Н. П. Охотников, Г. В. Заставный, В. П. Лебедь, Л. Н. Морозов и мн. др.

Полезные сервисы

шостакович дм. дм

Гуманитарный словарь

ШОСТАКО́ВИЧ Дм. Дм. (1906-75) - композитор, пианист, педагог. Первые уроки игры на фп. получил от матери - С. В. Шостакович, затем учился у А. А. Розановой. При поддержке А. К. Глазунова поступил в Петроградскую конс. в 1919 и окончил ее по кл. фп. Л. В. Николаева (1923) и композиции М. О. Штейнберга (1927). Концертировал как пианист, в 1927 получил диплом на Междунар. конкурсе пианистов в Варшаве. Был выдающимся исполнителем своих фортепианных произв. Дипломной работой по композиции стала 1-я симфония (1925), снискавшая 20-летнему композитору мировую славу. 2-ю симфонию "Октябрь" (1927, сл. А. И. Безыменского) и 3-ю симфонию "Первомайская" (1929, сл. С. И. Кирсанова) объединяют общность композиции (одночастная с заключительным хором) и близость концепций: обе отразили новую образность сов. массовых действ. С 1928 сотрудничает с В. Э. Мейерхольдом (музыка к постановке пьесы В. В. Маяковского "Клоп", 1929), много пишет музыки для спектаклей и к/ф. В этих сочинениях он пародирует и шаржирует классику (от И. С. Баха до Ж. Оффенбаха), здесь властвуют веселый сарказм и задорный юмор. В эти же годы он создает оперу "Нос" по повести Н. В. Гоголя (1928), балеты "Золотой век" (1930, либр. А. В. Ивановского), "Болт" (1931, либр. В. Ф. Смирнова), "Светлый ручей" (1935).

В 30-е гг. появляются опера "Леди Макбет Мценского уезда" по очерку Н. С. Лескова (1932), к ней примыкает 4-я симфония (1936). Оба произв. потрясают масштабностью концепции и глубиной трагизма. Их можно расценить как вершины творчества Ш. и кульминации его внутренней свободы.

28 янв. 1936 в газете "Правда" была опубликована редакционная статья "Сумбур вместо музыки", 6 февраля - "Балетная фальшь": грубый идеологический разгром оперы "Леди Макбет" и балета "Светлый ручей" оборвал творчество Ш. в области оперы и балета. Не дожидаясь повторных гонений, композитор отменил премьеру 4-й симфонии (1936). Плачевная судьба театр. произв. Ш. привела его к отказу от произв. для сцены. Муз. драмами стали его симфонии. С этого времени симфония становится гл. формой высказывания Ш. С премьерой 5-й симфонии (1937) началось восстановление обществ. статуса Ш. В ней он утверждает классич. драматургию жанра, к-рая поддержана и в 6-й симфонии (1939) с ее опорой на традиции венского классицизма. В 1938 создан 1-й струнный квартет, в 1940 - фортепианный квинтет, удостоенный Сталинской премии.

Во время войны, оставаясь в осажденном Ленинграде, Ш. создает 7-ю симфонию ("Ленинградскую", удостоенную Сталинской премии в 1942), исполненную в блокадном городе 8 авг. 1942 оркестром филармонии п/у К. Элиасберга. События войны послужили толчком и для 8-й симфонии (1943) - трагич. осмысления схватки между силами жизни и смерти. Обе симфонии были с энтузиазмом восприняты в странах антигитлеровской коалиции. Однако события войны не исчерпывают их содержания: мысль, лежащая в их основе, - универсальна, а конфликт - вездесущ.

Заслуги Ш. не оградили его от новых преследований: он стал гл. объектом кампании против "формализма" в иск-ве, ознаменованной постановлением ЦК ВКП(б) 10 февр. 1948 "Об опере "Великая Дружба" В. Мурадели". Смещенный с профессорского поста, Ш. ради заработка пишет киномузыку. Отказавшись на сей раз от написания симфоний, он создает идеологически безупречные и оптимистично звучащие ораторию "Песнь о лесах" (1949, Сталинская премия 1950), кантату "Над Родиной нашей солнце сияет" (1952) - обе на стихи Е. А. Долматовского. Параллельно пишет трагический вокальный цикл "Из еврейской народной поэзии" для сопрано, контральто, тенора и фп. (1948, исполнен в 1955), 4-й квартет (1949), Концерт для скрипки с оркестром (1948) - произв., остававшиеся неисполненными до смерти Сталина. В 1951 написаны 24 Прелюдии и фуги для фп. - первый большой полифонич. цикл в отечеств. музыке. В 1953 Ш. создает 10-ю симфонию (1953), ставшую итогом его симфонич. творчества; в ней появляется звуковая криптограмма Ш. - d-es-c-h, к-рая вводит в сложный и многосторонний содержат. контекст симфонии автобиографич. "сюжет". Этот же мотив стал заглавным в 8-м квартете (1960), муз. "автобиографии" композитора, сопоставленный там с цитатой из рев. песни "Замучен тяжелой неволей".

11симфония "1905 год" (1957, Ленинская премия 1958) имеет сюжет из отечеств. истории в качестве программы и темы рус. рев. песен в качестве мат-ла; ей предшествовали "Десять поэм" для хора на стихи рев. поэтов (1951, Сталинская премия 1952). 12-й симфонией "1917 год" Ш. воплотил давний замысел посвящения Ленину. Однако время ее создания - непосредственно после событий в Венгрии 1956 - позволяет угадывать и иные прообразы программы симфонии. Перелом от программной симфонии к симфонии с текстом произошел в 1962 с созданием 13-й симфонии для баса, мужского хора и оркестра - произв., по словам Ш., "о гражданской нравственности", написанного на публицистич. стихи Е. А. Евтушенко. Кантата "Казнь Степана Разина" (1964, на стихи Евтушенко) стала кульминацией воплощения эпического начала в творчестве композитора.

Стихия юмора, сатиры, карикатуры отражена Ш. в его оперетте "Москва, Черемушки" (1959), Пяти романсах ("Сатиры") на стихи Саши Черногоподзаголовком "Картинки прошлого", 1960), "Пяти юморесках на тексты из журнала "Крокодил"" (1966). Ок. 1960 (а возможно, ок. 1948) была написана и спрятана до более позднего времени кантата для голоса с фп. "Раек" (на сл. Л. Н. Лебединского), в к-рой сатирич. отображены идеологич. коллизии и горести, выпавшие в связи с ними на долю Ш. Накануне своего 60-летия Ш. подводит саркастический итог своей творческой жизни в новом шаржирующем, трагико-ироническом опусе под названием "Предисловие к полному собранию моих сочинений и размышление по поводу этого предисловия, для баса и фортепиано, слова и музыка Д. Шостаковича" (1966).

Две последние симфонии можно назвать "симфониями прощания и оплакивания" - в них главенствует тема смерти художника и бессмертия "союза любимцев вечных муз". В 14-й симфонии (1969) для сопрано, баса и струнного оркестра, к-рая представляет собой вокально-симфонич. цикл из 11 частей на стихи Ф. Гарсиа Лорки, Г. Аполлинера, Р. М. Рильке, В. Кюхельбекера, суммируются особенности письма, выработанные Ш. в камерно-вокальном, камерно-инструментальном и симфонич. жанрах. 15-я симфония (1971) замыкает круг развития этого жанра у Ш., объединяя черты центрального и позднего периодов его творчества. Итог работы Ш. в кино подводит трагедийная музыка к фильмам Г. Козинцева "Гамлет" (1964) и "Король Лир" (1971). Среди поздних произв. главенствующее положение занимают камерные инструмент. и вокальные жанры: параллельно с 9-м (1964) - 15-м (1974) квартетами, Сонатой для скрипки и фп. (1968) и Сонатой для альта и фп. (1975) созданы 7 романсов на слова А. А. Блока для голоса, скрипки, виолончели и фп. (1967), Шесть стихотворений Марины Цветаевой для голоса и фп. (1973), Сюита на стихи Микеланджело Буонаротти для баса и фп. (1974) и Четыре стихотворения капитана Лебядкина для голоса и фп. (сл. Ф. М. Достоевского; 1975). Всем им присущ исповедальный субъективный трагический тон.

Универсальное по охвату жанров и тем наследие Ш. демонстрирует изменчивость его отношений с муз. прошлым и с современным ему культурным контекстом, с об-вом и идеологией, с самим собой и меняющимся миром. Молодой музыкант, воспитанный в русле школы Н. А. Римского-Корсакова, жил атмосферой 1920-х гг. - "Золотого века авангарда"; его кумирами были И. Ф. Стравинский, П. Хиндемит, А. Берг, Б. Барток, а интонационной почвой - музыка совр. быта и озорно пародируемые классич. традиции. Становление Ш. приводит к созданию "Леди Макбет Мценского уезда", произв., возвестившему и новый этап в истории оперы, и наступление зрелости автора, обратившегося к традициям рус. оперной классики и европ. симфонизму в лице Г. Малера. Другая вершина зрелого этапа - 4-я симфония - свидетельствует об интенсивном усвоении опыта Малера и экспрессионистской стилистики. Последовавшие за ней, более логически рассчитанные, классичные 5-10-я симфонии выстраивают ретроспективу к Бетховену и Чайковскому. Впрочем, малеровский характер обращения к трагикомическому, к мрачному гротеску и "банальному" тематизму актуален для всего творчества Ш. Иные отголоски малеровского мира присутствуют в поздних камерных сочинениях - произв. под знаком темы смерти и прощания.

В арсенале композиторских приемов Ш. одно из важных мест принадлежит технике "чужого слова" (он использует цитаты, намеки и аллюзии в диапазоне от "Бориса Годунова" в "Леди Макбет" до Россини и Вагнера в последней симфонии или Бетховена в Альтовой сонате), ставшей для него средством иносказания в условиях жестокой идеологической цензуры.

Имя Ш. окружено особым ореолом. Он был властителем дум и совестью поколений, живших при сталинизме. Его музыка в опосредованной форме отображает духовную жизнь рус. интеллигенции в 20 в.

Влияние Ш. испытали на себе практически все его современники-композиторы, а в особенности - его ученики. В 1937-41 Ш. преподавал в Ленинградской, в 1943-48 в Моск. консерваториях (с 1939 - проф.). Среди учеников - Р. Бунин, А. Гаджиев, Г. Галынин, О. Евлахов, К. Караев, Ю. Левитин, Г. Свиридов, В. Флей-шман, Г. Уствольская, К. Хачатурян, Б. Чайковский. В 60-е гг. Ш. вновь преподает в аспирантуре Ленинградской конс. У него учились Г. Белов, В. Биберган, А. Мнацаканян, В. Наговицын, Г. Окунев, Б. Тищенко, В. Успенский и др. Нар. арт. СССР (1954). Герой соц. труда (1966). Д-р иск-ведения (1965). Лауреат Ленинской премии (1958), Гос. премии СССР (1942, 1946, 1950, 1952, 1968). Обладатель почетных званий муз. академий, консерваторий, академий наук и сообществ многих стран Европы и Америки.

Лит.: Орлов Г. А. Симфонии Д. Д. Шостаковича. Л., 1961; Сабинина М. Д. Шостакович-симфонист: драматургия, эстетика, стиль. М., 1976; Д. Д. Шостакович о времени и о себе / Сост. А. А. Яковлев. М., 1980; Хентова О. М. Шостакович. Жизнь и творчество: В 2-х тт. Л., 1982; Шостакович между мгновением и вечностью. Документы, материалы, статьи / Сост. Л. Г. Ковнацкая. СПб., 2000.

Д. Д. Шостакович

<abbr>Д.</abbr> <abbr>Д.</abbr> <a href='/dict/шостакович' class='wordLink' target='_blank'>Шостакович</a>

Полезные сервисы