Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

марокко. история

Энциклопедия Кольера

Первобытное общество и финикийская колонизация. В VII тысячелетии до н.э., вслед за приходом на Ближний Восток неолита мигранты из района Восточного Средиземноморья освоили Северную Африку. Пришельцы принесли сюда свой язык и технологию неолита; к 4000 до н.э. технологические приемы неолита прочно вошли в жизнь населения Северо-Западной Африки. Постепенно древнее население стало переходить от охоты и собирательства к земледелию. Многочисленные наскальные изображения, обнаруженные на территории Марокко, свидетельствуют о богатстве и разнообразии дикого животного мира тех времен. Древние жители Северо-Западной Африки знали гончарное дело и умели ткать пряжу из шерсти одомашненных овец и коз.

Все эти данные позволяют в общих чертах представить происхождение берберского населения. Изначально территория Северной Африки была заселена светлокожими скотоводами и земледельцами. Много позже, в I тысячелетии до н.э., финикийцы из района Тира стали расселяться вдоль североафриканского побережья. Автохтонное население, проживавшее рядом с поселениями финикийцев, синтезировало собственную культуру с культурой переселенцев; лингвистическим результатом этого процесса стало возникновение берберского языка. Таким образом, вероятно, что автохтонным населением Северной Африки являются берберы, а современный берберский язык возник в результате слияния финикийского языка с ныне утерянным языком древних берберов. На протяжении всей истории Северной Африки они противостояли любому чужеземному вторжению; глубинные районы региона и прежде всего центр современной территории Марокко всегда оставались под контролем берберов. Начиная с 8 в. они перешли в ислам и на протяжении двух первых столетий утверждения в Северной Африке исламского общества являлись сторонниками ислама шиитского толка. Первые письменные свидетельства о Марокко относятся приблизительно к 1000 до н.э., когда финикийцы из района современного Ливана основали свою колонию в Рош-Адире (совр. Мелилья). Основателями этой исторической традиции, где подлинные исторические факты соседствовали с вымыслом, были греки. Так, в Одиссее Гомер упоминает остров Калипсо, который, судя по всему, находился вблизи Танжера. Похоже, что под Геркулесовыми столбами, которые являются воротами в Средиземное море, подразумевались две вершины по обеим сторонам Гибралтарского пролива - гора Муса вблизи Танжера и сам Гибралтар. Наследники финикийцев - карфагеняне основали на атлантическом побережье Марокко собственные города в Танжере, Лараше (совр. Эль-Араиш); самым южным из них была Эс-Сувейра. Надписи на карфагенском языке обнаружены на территории Волюбилиса, столицы римской провинции в западной части Северной Африки. Марокко под властью римлян, вандалов и византийцев. Будучи провинцией Римской империи, Северо-Западная Африка первоначально называлась Мавретанией. Она включала в себя северные районы современного Марокко и западную часть современного Алжира; судя по всему, столицей Мавретании был современный алжирский город Оран. В своем стремлении укрепить связь с Римом король Мавретании Юба II женился на дочери Марка Антония и Клеопатры Селене. В 40 н.э. их сын Птолемей был умерщвлен по приказу римского императора Клавдия. После этого Мавретания была разделена на две части, и новая римская провинция Мавретания Тингитанская, названная так по имени Тингиса, современного Танжера, включила в себя большую часть севера современной территории Марокко. Новая провинция простиралась в южном направлении вплоть до Рабата, а ее столицей стал Волюбилис, находившийся к северу от современного Мекнеса. В 69 Мавретания Тингитанская попала под управление губернаторов из Бетики (Андалусия). В 172 мавры захватили большую часть территории Испании, откуда они были затем вытеснены будущим императором Септимием Севером, уроженцем ливийского местечка Лептис-Магна. В 285 римский император Диоклетиан вывел войска из южной части провинции. Присутствие в Северо-Западной Африке того времени крупной общины христиан привело к созданию в стране четырех епископств. В 429 на пути из Испании на восток в Сеуте высадились вандалы. В следующем столетии власть над северным Марокко перешла к Византии, и в конце 7 в. Сеута управлялась ставленником византийцев местным губернатором патрицием Юлианом.

Арабское завоевание. В 682 до Марокко докатилась первая волна арабской конницы, направленной на завоевание новых территорий халифами Дамаска из династии Омейядов. После приведения к покорности губернатора Юлиана арабский военачальник Окба ибн Нафи двинул свои войска на Сус. В начале 8 в. другой арабский военачальник Муса ибн Нусейр установил свою власть над населением сахарских оазисов. В 711 его военачальник Тарик бен Зийяд захватил остров, который с тех пор носит его имя (Джебель Тарик, буквально гора Тарика - Гибралтар), и вторгся на юг Испании, где в 713 разбил армию вестготов. В 8 в. среди берберских племен получило распространение учение хариджитского направления в исламе, проповедующего эгалитаризм и пуританизм. Берберы разгромили арабских завоевателей во многих областях Северной Африки. Номинально подчиняясь Аббасидскому халифату со столицей в Багдаде, берберы тем не менее оказывали гостеприимство арабским шерифам (шурафа), которые претендовали на родственную связь с пророком Мухаммедом. Среди них оказался и некий Идрис, который бежал от преследований на востоке в тот период, когда Аббасиды разгромили Омейядскую династию халифов (661-750) и перенесли столицу из Дамаска в Багдад. В 788 Идрис основал небольшой арабский эмират с центром в бывшей столице римской провинции Волюбилисе. Идрис внезапно умер в 792; предполагают, что он был отравлен эмиссаром халифа Харуна ар-Рашида из династии Аббасидов, подданным которого он являлся до своего появления в Марокко. Его сын эмир Идрис II (792-828) перенес столицу государства в город Фес. На протяжении веков этот город служил центром исламской и арабской культуры. Таким образом, в наследство от династии Идрисидов Марокко достались столица, традиции и национальные святые - покровители страны Идрис I и Идрис II.

Правление Альморавидов и Альмохадов. Нет оснований утверждать о существовании до 11 в. независимого марокканского королевства в его современных границах. Процесс объединения страны был осуществлен берберами-санхаджа, которые пришли в Марокко из Сегиет аль-Хамра на территории современной Мавритании. Берберы санхаджа и лгамтуна, как и их эмир Юсуф ибн Ташфин, вели аскетический образ жизни и были известны либо под названием "аль-муталасса мун" (от арабского слова "лисам" - покрывало, которым они обычно прикрывали нижнюю часть лица), или "аль-мурабитун" (воины границы, от араб. "рибат" - разновидность крепости). Это название вошло в европейские языки как Альморавиды (1056-1146). Юсуф ибн Ташфин распространил свою власть на территории всей Северной Африки вплоть до Алжира, а также в мусульманской части Испании, где в 1086 в битве при Заллаке вблизи г.Бадахоса берберы нанесли сокрушительное поражение королю Леона и Кастилии Альфонсу VI. Джихад Альморавидов в южном направлении, в глубь Африки, возглавил Абу Бакр бен Умар аль-Ламтуни, двоюродный брат Ибн Ташфина. В 1070 он основал Марракеш. В 12 в. после продолжительной междоусобной борьбы власть в Марокко от династии Альморавидов переходит к династии Альмохадов (1122-1269), или аль-муваххидун, что в переводе означает "те, кто отстаивает единство бога". Основатель династии Абдаллах бен Тумарт выступал с критикой излишеств, которые он наблюдал во время посещения Марракеша, и был глубоко убежден в вырождении династии Альморавидов. Альмохады резко отличались от своих предшественников. Они проповедовали веру в махди, посланника Аллаха, который появится на земле в самом конце света. При Альмохадах большое развитие получил суфизм; проповедники мистицизма распространяли свое учение в традициях своих духовных наставников, таких, как аль-Газали из Багдада. Альмохады сумели расширить пределы марокканского государства и распространить свою власть не только на мусульманскую часть Испании, но и на всю Северную Африку, включая Тунис, откуда им удалось изгнать норманнов, которые к тому времени захватили ряд портов на побережье. В первые годы своего правления Альмохады в битве при Аларкосе (1195) одержали крупную победу над испанцами-христианами. Спустя 17 лет, в 1212, султан из династии Альмохадов Мухаммед ан-Насир был наголову разбит испанцами в битве при Лас-Навас-де-Толосе. К 1275 империя Альмохадов в Северной Африке распалась на три государства, к этому времени мусульмане потеряли всю территорию Испании, за исключением эмирата Гранада. Третья берберская династия - Меринидов (1258-1358) возникла на западе Северной Африки. Их военная помощь испанским мусульманам позволила султану Гранады сохранить свои владения. Тем не менее Мериниды не сумели удержаться на Иберийском полуострове, и Насридская династия султанов Гранады все чаще стала вмешиваться в их внутренние дела. В период расцвета Феса и Марракеша (1372-1415) султан Мохаммед V Насрид возвел на султанский престол двух своих ставленников. Перед лицом угрозы их власти со стороны Хафсидов (восточная часть Северной Африки) и Абдельвалидов (Тлемсен, терр. совр. Алжира)) они не имели возможности расширить территорию своих владений за пределы Атласа и Рифа в Марокко. При Меринидах продолжался процесс распространения суфизма в виде религиозных братств и обителей - завий. Богословская традиция в суфизме (Кадирийя и Шазилийя) постепенно была вытеснена суфизмом, который черпал силы в народных ритуалах и проповедях мурабитов, местных мусульманских "святых". С 15 в. суфийские завийи превратились в центры борьбы против христианства и европейского влияния. Период правления трех берберских династий - Альморавидов, Альмохадов и Меринидов стал золотым веком развития берберской архитектуры. Напоминанием о тех временах служат великолепные мечети, минареты и ворота, сооруженные при Альмохадах в Атласе, Марракеше и Рабате, и здания медресе, религиозных школ, которые были построены в Фесе в правление Меринидов. Создателями этих зданий были архитекторы-мусульмане из Андалусии - марроканские правители быстро перенимали культуру соседних регионов мусульманского мира, и многие испанские мастера и ремесленники творили в городах Марокко. Все три наиболее величественных минарета Марокко и Испании - минарет мечети аль-Кутубия в Марракеше, минарет "Башня Хасана" в Рабате и Ла-Хиральда в Севилье - были созданы одним и тем же архитектором-мусульманином из Испании. В результате внутренних смут, которые наступили после падения династии Меринидов, территория Марокко была разделена на султанаты Фес и Марракеш (или Марокко, поскольку именно так европейцы произносили название "Марракеш"). На этот период пришлось падение в 1492 Гранады, что повлекло за собой новый поток беженцев с Пиренейского полуострова и захват португальцами и испанцами некоторых портов на побережье Марокко.

Династия Саадидов. Государственная мощь Марокко была восстановлена в период правления арабской династии Саадидов, состоявшей из шерифов, т.е. потомков пророка Мухаммеда. Они пришли из района долины Дра на юге страны и в 1540 захватили Марракеш, а в 1549 - Фес. К 1578 правители этой династии отбили у португальцев порты Агадир, Сафи и Азземур. В руках португальцев оставались Танжер и Сеута, а испанцы продолжали владеть Мелильей. В 1578 саадидский султан Абд аль-Малик одержал над португальцами победу в знаменитой "битве трех королей" при Эль-Ксар-эль-Кебире. В этом сражении погибли сам Абд аль-Малик, португальский король Себастиан и его союзник, смещенный с престола султан Мухаммед аль-Мутаваккиль ("Черный король" в европейских хрониках). Новым султаном Марокко был провозглашен брат Абд аль-Малика Мулай Ахмед аль-Мансур по прозвищу Золотой (1578-1603). Этот выдающийся правитель из династии Саадидов не только успешно отбил все атаки турок на восточные рубежи государства, но также направил на юг военную экспедицию с целью захвата Томбукту, столицы богатого золотом Сонгайского государства. Успешный военный поход завершился разгромом сонгаев, и на 50 лет правители Марокко установили протекторат над областью северной излучины р.Нигер. Кроме того, Ахмед ал-Мансур получил контроль над караванным маршрутом, по которому золото из районов Западной Африки доставлялось в северные арабские государства. Именно тогда он и получил прозвище аз-Захаби - Золотой. К этому же периоду относится начало возделывания сахарного тростника в районе Суса, и вскоре Марокко превратилось в одного из главных поставщиков сахара в Англию и другие государства Западной Европы. В 17 в. династия Саадидов вступает в полосу упадка. В районах Тетуана и Сале изгнанные из Испании мавры занялись пиратством и стали нападать на испанские и другие европейские корабли. В Сале пираты создали некое подобие автономной республики. В районе Сахары от Марокко отделились владения Сонгай и Томбукту. Постепенно Марокко утеряло контроль над золотыми копями в районе Судана. Пиратское "государство" в Сале было ликвидировано правителями из династии Алауитов, которые попытались укрепить в этом районе свою власть.

Династия Алауитов. После столетнего периода правления султанов из династии Саадидов в 1649 управление Марокко перешло к династии Алауитов, которая до сих пор находится у власти в стране. Алауиты, которые пришли из Тафилалета, относились к знатному шерифскому роду. Первый представитель династии Мулай, Мухаммед аль-Шериф, утвердился в Фесе в 1650, но Марракеш был захвачен в 1668 его преемником Мулай Рашидом. На протяжении 55 лет (1672-1727) страной управлял султан Мулай Исмаил. Находясь у власти, он создал военный и административный аппарат управления, основал новую столицу в Мекнесе, на короткое время восстановил свою власть над Сахарой и заметно расширил отношения с европейскими державами. Его отношения с торговцами-фаси и алимами-богословами оставались натянутыми, поскольку и те и другие периодически отказывались признавать его власть и выплачивать налоги. В 1708 городские алимы под угрозой ареста и конфискации собственности были вынуждены признать сформированную Исмаилом армию абид (рабов). В 1720 Мулай Исмаил, стремясь пополнить казну, захватил город Фес и реквизировал там значительные средства. Внук Мулай Исмаила Сиди Мухаммед ибн Абдаллах (1757-1790) взошел на трон после того, как армия абид, слабо управляемая и всегда готовая к грабежам, уже в течение 30 лет контролировала действия правящей династии. В попытке уменьшить степень контроля абид отец Сиди Мухаммеда Мулай Абдаллах (1727-1757) укрепил связи с арабским племенным армейским корпусом удайя и с несколькими берберскими племенами. Когда Сиди Мухаммед бен Абдаллах сменил свой губернаторский пост в Марракеше на трон султана, он привел воинский контингент, при помощи которого намеревался реорганизовать армию абид. В 1760-1770 он подчинил себе удайя Феса, а позднее распустил непокорных абидов. Сиди Мухаммед ибн Абдаллах отнял у португальцев Мазаган (Эль-Джадиду) и в 1765 основал порт Могадор (Эс-Сувейру). Развивая морскую торговлю, он получал доход от таможенных пошлин и сборов за предоставление прав монопольной торговли. Сиди Мухаммед ибн Абдаллах оказался первым главой государства, признавшим независимость США. Во время осады Гибралтара (1779-1783) султан Мухаммед почувствовал себя уязвленным нежеланием англичан прислушаться к его рекомендациям, в результате чего он оказал помощь испанцам, удалив с территории своих владений британского консула и 108 других подданных британской короны, которые снабжали гибралтарский гарнизон разведывательной информацией. См. далее

МАРОККО. ИСТОРИЯ. 19 в

Полезные сервисы

селим i грозный

Энциклопедический словарь

СЕЛИМ I Грозный - СЕЛИ́М I Грозный (Selim I Yavuz) (1467, Амасья - 20 сентября 1520, Стамбул), султан Османской Турции с 1512.

Путь к престолу

Селим I вступил на престол в 1512 г. в результате переворота, когда был свергнут с престола его отец Баязид II Святой (правил с 1481). До возведения на престол Селим I был трапезундским наместником и не являлся прямым наследником отца, так как не был старшим сыном. Но старший сын Ахмед склонялся к суфизму и потерял поддержку отца. Селим, воспользовавшись плохим здоровьем отца, бежал в Крым, где губернатором был его сын и там собрал войско, которое прошло по северному побережью Черного моря и захватило Адрианополь. Янычары Селима подошли к Стамбулу и заставили Баязида отречься. Умер он по пути к месту ссылки, скорее всего, был отравлен. Селим приказал убить также и своих братьев и малолетних племянников. Спасти удалось лишь принцу Джему, который попросил убежища у христианских государей, но в 1515 был отравлен по приказу папы Александра VI Борджиа, подкупленного богатыми дарами Селима.

Характер человека и правителя

С первых шагов своего правления Селим I заявил о себе как неординарной личности и правителе. Как и большинство знаменитых восточных властителей он отличался склонностью к афористическим высказываниям и, в частности, заявил, что он бреется для того, чтобы никто из вельмож не мог тащить его за собой за бороду, как его отца.

Действительно, правление Баязида II - это один из наиболее мирных периодов в политической жизни турецкой империи и действия Селима I в его краткосрочное правление были в корне отличны от всей предшествующей политики. Практически, он подготовил все основные плацдармы для последующих завоеваний своего сына Сулеймана I Великолепного (см. СУЛЕЙМАН I КАНУНИ). Однако, сразу же после вступления на престол, Селим I выступает резким противником уже ставшим привычной для оттоманской Порты политики религиозной веротерпимости. Начинаются преследования христианских подданных, но они не достигают особенной остроты, ибо основной удар администрация султана обрушивает на еретиков-шиитов. В 1512-1514 гг. было уничтожено ок. 40 тыс. шиитов.

Вообще, характерной чертой Селима как личности оказалась невероятная жестокость. Непосредственное сотрудничество с ним приводило вельмож в ужас. С большими трудностями было связано назначение новых сменяющихся визирей. Для того, чтобы назначить очередного визиря, султану приходилось даже прибегать к избиениям (даже родилась поговорка-проклятие: «Чтоб тебе быть визиром у Селима). Избрав себе единственного прямого наследника, султан практически прекратил свои отношения с гаремом. Возможно, это была реакция на те политические сложности, которые возникали в стране из-за многочисленности наследников предыдущих султанов, и борьбу различных элит, связанных с гаремами и окружением сыновей предшественников. Чаще всего внутриполитические коллизии, связанные с борьбой за власть, разрешались с помощью отравления.

Селим, однако, неплохо знал литературе, был образован и сам писал стихи, в частности, оды на фарси. Он покровительствовал поэтам и ученым.

Война с Ираном

В личности Селима I очень характерной оказывается какая-то внутренняя неотделимость, казалось бы, сугубо личных интересов и замыслов от проводимой им государственной политики. Так, начав преследования шиитов, Селим приступает к подготовке войны с сефевидским Ираном, где шиизм был признанным исповеданием. Формальным предлогом к началу войны послужило то, что Измаил Сефевид, основатель династии (1499-1524) отказался признавать законность восшествия на престол Селима I. Через два года после вступления на султанский престол, весной 1514 г., Селим обращается с письмом к Измаилу Сефевиду, заявляя, что он еретик, и что на этом основании он объявляет ему войну. Султан с большим войском вторгается в Азербайджан, следует по юго-западному берегу озера Урмии и невдалеке от тогдашней столицы Ирана Тебриза в Челдыранской долине наносит сокрушительное поражение иранским войскам, захватывает гарем и обозы шаха. Сам Измаил в этой битве не участвовал. В начале сентября султанские войска захватывают Тебриз.

Характерно, что по указанию султана в Турцию уводятся иранские ремесленники с семьями, что, в частности, способствовало развитию в Турции производства керамики. В 1515 г. с шахом заключен мир, по которому значительная часть Месопотамии, вплоть до Мосула, оказывается в границах Турции. В эти границы попадают в основном районы, заселенные курдами-суннитами, беги которых, переходя на султанскую службу, составляли основной контингент в приграничном противостоянии между Ираном и Турцией, что облегчало подготовку дальнейших завоеваний в Иране, осуществленных уже при сыне и наследнике Селима, Сулеймане I Великолепном. Захваченное здесь природное высокогорное плато делало Турцию практически неуязвимой с Востока, что кардинально изменило расстановку сил в Азии.

Война против мамлюкского Египета

Следующую решительную военную кампанию Селим I проводит против сирийско-египетской арабской державы мамлюков (см. МАМЛЮКИ). Эта компания была проведена в 1516-1517 гг. Она открылась битвой под Алеппо в конце лета 1516, когда, разгромив мамлюкские войска на равнине Мардж-Дебик, султан овладевает Сирией, Палестиной (включая Иерусалим), затем северной Аравией, (включая Медину и Мекку) и Египтом с его столицей Каиром. Эта быстрая военная компания нанесла огромный хозяйственный ущерб странам Восточного Средиземноморья. Грабежи и уничтожение значительных посевных площадей на территориях Сирии и Палестины вызвали голод и запустение во многих районах. Народные движения протеста подавлялись с типичной для Селима I жестокостью.

Легенда о наследстве халифов

Одним из мифологических итогов этого завоевания явилось возникновение вопроса о праве султана на титул халифа. Дело в том, что при дворе мамлюкских правителей содержалась семья последних потомков арабских халифов Аббасидов (см. АББАСИДЫ), которые, не имея реальной власти, чисто формально продолжали династийную историю арабского халифата (см. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ), хотя сами эти эфемерные халифы просто числились в свите мамлюкского султана. По легенде, мамлюкский халиф Мутаваккиль III, когда попал в плен к Селиму Грозному, передал ему право на наследование халифского престола. Правда, пережив Селима, Мутаваккиль III, по возвращении в Египет, по-прежнему считался халифом до самой своей смерти в 1543 г., что не мешало турецким султанам именовать себя халифами правоверных, даже в официальных документах.

Военные итоги царствования

Большие завоевательные войны Селима I открыли для турецкой империи огромный базовый плацдарм, позволивший подготовить дальнейшую завоевательную политику Турции в восточном Средиземноморье и на Средиземном море в целом. Через Египет, восточные средиземноморские порты усиливается торговля турок с европейскими государствами и начинают налаживаться сложные и противоречивые политические контакты, до того шедшие через европейские владения Турции в Северном Причерноморье, Подунавье.

Селим I начинает готовить следующую крупную операцию, которая должна была быть направлена против европейского форпоста в Восточном Средиземноморье, о. Родос, владения крестоносцев-иоаннитов. Однако, подготовка к этой войне потребовала значительных усилий по созданию турецкого военного флота. Именно за созданием этого флота султана-завоевателя постигла смерть.

Восьмилетнее правление султана Селима I, Грозного открывает эпоху турецкого завоевания Средиземноморья и господства в нем Оттоманской Порты, а тем самым и влияния Турции и турецкой политики на сложную политическую жизнь европейских государств в этот период.

Начало реформации (см. РЕФОРМАЦИЯ) способствовало успехам мусульман в Средиземноморье, а политические контакты с противоборствующими в условиях религиозных войн европейскими государствами превращали Турцию в мощную силу, к которой обращались за поддержкой и германские императоры и французские короли.

Полезные сервисы