регулятивная функция - см. функциональное содержание речевой коммуникации.
регулятивная эпифункция
Лингвистические термины
Коммуникативное проявление эстетической функции художественного текста, нацеленное на восприятие текста читателем.
Аанализа текста
Коммуникативное проявление эстетической функции художественного текста, нацеленное на восприятие текста читателем.
Полезные сервисы
регулятивность
Стилистический словарь
РЕГУЛЯТИВНОСТЬ - системное качество текста, заключающееся в его способности "управлять" познавательной деятельностью читателя (Сидоров Е.В., 1987). Р. худож. произведения имеет нежесткий, вариативный характер, отличается подвижностью, образной ориентацией, ассоциативной направленностью. Р. текста, связанная с другими его особенностями - информативностью, структурностью, интегративностью (Е.В. Сидоров), определяет меру и способ подачи эстетической информации. Связь со структурностью выражается в том, что Р. охватывает все элементы текстовой структуры, коррелируя с его общей целевой программой (об иерархии целевых программ см.: Дридзе Т.М., 1980, 1984). Соотнесенность с иерархией целей определяет взаимозависимость Р. текста и его целостности и интегративности.
Р. связана и с особыми функц. качествами худож. текста: предсказуемостью / непредсказуемостью текстового развертывания, вариативностью интерпретации и образностью. Эти качества определяют своеобразие регулятивной эпифункции худож. произведения.
Таким образом, на уровне текста можно говорить о Р. как одном из его системных качеств и о регулятивной эпифункции как коммуникативном проявлении эстетической функции худож. текста. На уровне макроструктуры текста целесообразно выделять способы Р., т.е. приемы организации текстовых микроструктур, регулирующих процесс восприятия на основе соотнесенности с целевой программой текста и спецификой канала связи с адресатом.
Поскольку "за каждым высказыванием стоит волевая задача" (Выготский Л.С., 1996, с. 357), которая соотносится с одним из этапов текстового развертывания и общей целевой программой текста, в основу выделения регулятивных структур (регулятивов) в рамках коммуникативной стилистики текста положено осознание читателем мотива (микроцели) в рамках общей коммуникативной стратегии текста. Так как регулятивные структуры организуются по-разному, можно говорить о различных способах Р., напр., разных видах сопряженности стилистических приемов и типов выдвижения, выделенных в рамках стилистики декодирования вслед за М. Риффатером. Описание многообразных способов Р. текста может быть объектом специального исследования в текстах разной жанрово-стилевой ориентации в аспекте регулятивных универсалий и индивидуально-авторской реализации.
На уровне элементов текста выделяются регулятивные средства. По объему, структуре, значимости и смыслу они могут быть нетождественными единицам узуса, т.к. это порождение конкретной текстовой системы, отражающей авторское мировидение, его творческий замысел. Регулятивные средства выделяются функционально. С их помощью выполняется та или иная психологическая операция в интерпретационной деятельности читателя. Средства Р. худож. текста дифференцируются на лингвистические (ритмико-звуковые, лексические, морфологические, словообразовательные, синтаксические) и экстралингвистические (композиционные, логические, графические). Чаще всего Р. имеет комплексный интегративный характер, однако можно говорить и о преобладании регулятивных средств одного типа, своеобразной доминанте Р. По характеру следования в тексте выделяются контактные и дистантные регулятивные средства. По соотнесенности с информативно-смысловым и прагматическими уровнями текста выделяются прагмемы и информемы (см.: Болотнова Н.С., 1992). Среди типов регулятивных средств имеются яркие и слабые по степени актуализации в тексте и коммуникативному эффекту. По способности актуализировать микроцель в пределах текстовых фрагментов или макроцель в рамках общей коммуникативной стратегии текста различаются регулятивы-локативы и регулятивы-концепты (Болотнова Н.С., 1998).
Средства и способы Р. текста в целом определяются как спецификой худож. сферы общения, так и своеобразием творческого метода автора, традициями литературных школ, направлений, к которым он принадлежит, индивидуально-авторским мировидением. Для поэзии М.И. Цветаевой, напр., характерен полный спектр разнообразных лингвистических средств Р., но особенно значимыми являются ритмико-звуковые и лексические. Ср. суждение М.И. Цветаевой: "О Маяковском сказано - мною обо мне сказанное: Я слово беру - на прицел! А словом - предмет, а предметом - читателя!" На основе данных средств формируются наиболее характерные для поэта способы Р. - сопряжение стилистических приемов антитезы и оксюморона, создающие контраст как доминирующий в лирике М.И. Цветаевой тип выдвижения языковых средств. Все это отражает характер мировосприятия страстной, мятущейся души поэта, обостренно воспринимающей мир во всей его сложности и противоречивости.
Таким образом, на уровне текста можно говорить о его Р. как о системном свойстве и регулятивной эпифункции; на уровне структуры текста - о регулятивных структурах (регулятивах), на уровне элементов текста - о регулятивных средствах разных уровней. Регулятивные средства формируют регулятивы (текстовые структуры регулятивного типа), регулятивы создают регулятивную макроструктуру, по-разному определяющую способность текста управлять познавательной деятельностью читателя в зависимости от индивидуальной манеры писателя.
В аспекте идиостиля (см.) важно, какие средства Р. доминируют в творчестве данного автора. Так, в исследовании Н.Г. Петровой (2000) убедительно раскрыта символическая функция звуковой организации слова и текста К.Д. Бальмонта, специфика "звукобукв": превалирование Е (зеленого), И (синего), Ю (голубоватого, сиреневого), создающих ведущую сине-зеленую цветовую гамму в стихах поэта. На фоне общих тенденций, характерных для словотворчества и словоупотребления в поэзии начала ХХ в., выявлены и индивидуальные особенности автора (доминирование многозначных слов, использование в основном общеупотребительной и стилистически нейтральной лексики и др.). Что касается типов лексических регулятивов, у К. Бальмонта наиболее важны заглавия (хотя это универсальный регулятив, относящийся к стилистическому узусу, типы заглавий отражают творческую индивидуальность автора), регулятивные цепочки, лексические регулятивные структуры, основанные на принципе синтаксического параллелизма.
Наряду с типами лексических регулятивных средств и регулятивных структур, важен характерный для конкретного автора механизм их использования, т.е. характер взаимосвязи лексических регулятивов в общей структуре текста или отдельных текстовых фрагментов. В лирике К. Бальмонта, по данным Н.Г. Петровой (2000), особенно значимыми оказались следующие способы взаимосвязи лексических регулятивов: 1) сопряженность заглавия с лексической регулятивной цепочкой; 2) сопряженность заглавия с лексической регулятивной структурой, основанной на принципе синтаксического параллелизма; 3) сопряженность заглавия с лексическими регулятивными структурами, основанными на принципе синтаксического параллелизма; 4) сопряженность заглавия с регулятивной цепочкой и лексической регулятивной структурой, основанной на принципе синтаксического параллелизма.
Моделирование лексической регулятивной макроструктуры текста и анализ особенностей регулятивной стратегии автора также является важным для изучения его идиостиля в коммуникативно-деятельностном аспекте. Как показали эксперименты по определению границ информем и прагмем (регулятивных единиц информативно-смыслового и прагматического уровней худож. текста), в инвариантной модели восприятия поэтического текста наибольшее единство в ответах информантов наблюдается в случае многократного и многоканального воздействия разных регулятивных средств, объединенных в рамках общей коммуникативной программы текста (Болотнова Н.С., 2001). Экспериментальный анализ поэтических текстов показал, что наибольшая общность в ответах информантов, связанных с выделением информем, наблюдается, если они: а) выделены графически; б) имеют грамматическую законченность; в) содержат изобразительно-выразительные средства; г) обладают сильной связанностью; д) находятся в сильной позиции (в начале и в конце стихотворения). При этом текст рассматривался как особым образом организованная регулятивная макроструктура, стимулирующая смысловое развертывание и отражающая взаимосвязь регулятивных микроструктур (регулятивов), формирующихся на основе регулятивных средств. Границы регулятивов определялись их соотнесенностью с "волевой задачей" автора (Выготский Л.С., 1996), осознаваемой адресатом как проявление коммуникативной стратегии творца. Обнаружена приоритетная значимость не столько строфики, сколько смыслового (тематического) и логико-грамматического критериев в выделении информем. Роль лексических средств заключается в актуализации повторяющихся смысловых признаков описываемых реалий; их "накопление" стимулирует формирование микросмыслов разного уровня обобщения и общий смысл текста.
Как показало экспериментальное исследование границ прагмем, обычно они совпадают с границами строф в стихах, характеризующихся несколькими микротемами, смысловой и эмоциональной динамикой. Важную роль в формировании эмоциональной тональности прагмем, судя по данным экспериментов, играют ключевые слова, имеющие определенную коннотацию. Именно она в основном определяет тональность прагмемы. На границы прагмем оказывает влияние и тип лексического структурирования текста.
Разработка теории Р. представляется перспективной для коммуникативной стилистики художественного текста (см.).
Лит.: Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. - М., 1980; Ее же: Текстовая деятельность и структура социальной коммуникации: Проблемы семиосоциопсихологии. - М., 1984; Сидоров Е.В. Проблемы речевой системности. - М., 1987; Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. - Томск, 1992; Ее же: О теории регулятивности художественного текста, "Stylistyka-7"; Ее же: О трех направлениях коммуникативной стилистики художественного текста и изучении текстового слова // Коммуникативно-прагматические аспекты слова в художественном тексте. - Томск, 2000; Ее же: К вопросу о границах прагмем в поэтическом тексте // Говорящий и слушающий: Языковая личность, текст, проблемы обучения: Матер. междунар. науч.-метод. конф. (Санкт-Петербург, 26-28 февраля 2001 г.). - СПб., 2001; Ее же: О соотношении прагмем и информем в поэтическом тексте как форме коммуникации (по данным экспериментов) // Художественный текст и языковая личность: проблемы изучения и обучения: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. (11-12 октября 2001 г.). - Томск, 2001; Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1996; Петрова Н.Г. Типы лексических регулятивных структур в поэзии К. Бальмонта. - Вестник Томск. гос. пед. ун-та. - Вып. 6. - Сер. "Гуманитарные науки (Филология)", 1998; Ее же: Лексические средства регулятивности в поэтических текстах К.Д. Бальмонта: дис. … канд. филол. наук. - Томск. 2000; Болотнова Н.С., Бабенко И.И., Васильева А.А. и др. Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль / Под редакцией проф. Н.С. Болотновой. - Томск, 2001.
Н.С. Болотнова
Полезные сервисы
регулятивность текста
Лингвистические термины
Системное качество текста, заключающееся в его способности "управлять" познавательной деятельностью читателя. Р.т. связана с другими системными качествами: информативностью, структурностью, интегративностью. Р.т. определяет меру, объем и способ подачи информации, вызывающей лирические эмоции у адресата. Р.т. связана с функциональными особенностями художественного текста: предсказуемостью/непредсказуемостью текстового развертывания, вариативностью интерпретации, образностью и ассоциативностью.
Аанализа текста
Системное качество текста, заключающееся в его способности «управлять» познавательной деятельностью читателя. Р.т. связана с другими системными качествами: информативностью, структурностью, интегративностью. Р.т. определяет меру, объем и способ подачи информации, вызывающей лирические эмоции у адресата. Р.т. связана с функциональными особенностями художественного текста: предсказуемостью/непредсказуемостью текстового развертывания, вариативностью интерпретации, образностью и ассоциативностью.
Системный признак (категория) текста, заключающийся в способности «управлять» познавательной деятельностью адресата. Выделяются регулятивные средства, регулирующие определенный мотив в рамках общей целевой программы текста; регулятивные структуры; способы регулятивности (приемы организации текстовых микроструктур), доминанты регулятивности; регулятивные стратегии текста.
Полезные сервисы
регулятивность художественного текста
Лингвистические термины
Системное качество текста, заключающееся в способности управлять познавательной деятельностью читателя, имеющее нежесткий, вариативный характер, осуществляемое на ассоциативной основе, характеризующееся образной ориентацией, лексикоцентризмом. Р.х.т. - качество, создающее функциональные условия возникновения образов, понятий, микросмыслов, лирических эмоций.
Аанализа текста
Системное качество текста, заключающееся в способности управлять познавательной деятельностью читателя, имеющее нежесткий, вариативный характер, осуществляемое на ассоциативной основе, характеризующееся образной ориентацией, лексикоцентризмом. Р.х.т. - качество, создающее функциональные условия возникновения образов, понятий, микросмыслов, лирических эмоций.
Полезные сервисы
регулятивные средства
Лингвистические термины
1) лингвистические: ритмико-звуковые, лексические, морфологические, словообразовательные, синтаксические, стилистические;
2) экстралингвистические: композиционные, логические, графические
По характеру следования в тексте дифференцируются:
1) контактные и 2) дистантные регулятивные средства.
По соотнесенности с информативно-смысловым и прагматическим уровнями текста выделяются:
По интенсивности воздействия выделяются:
1) яркие и 2) слабые регулятивные структуры.
На основе способности актуализировать макроцель или микроцель различаются:
1) регулятивы-локативы и 2) регулятивы-концепты. Регулятивные структуры (регулятивы) позволяют свернуть полученную информацию в модели сознания (фреймы).
Аанализа текста
1) лингвистические: ритмико-звуковые, лексические, морфологические, словообразовательные, синтаксические, стилистические;
2) экстралингвистические: композиционные, логические, графические.
По характеру следования в тексте дифференцируются:
1) контактные
2) дистантные регулятивные средства.
По соотнесенности с информативно-смысловым и прагматическим уровнями текста выделяются:
1) прагмемы
2) информемы.
По интенсивности воздействия выделяются:
1) яркие
2) слабые регулятивные структуры.
На основе способности актуализировать макроцель или микроцель различаются:
Регулятивные структуры (регулятивы) позволяют свернуть полученную информацию в модели сознания (фреймы).
Полезные сервисы
регулятивный
Толковый словарь
Толковый словарь Ушакова
РЕГУЛЯТИ́ВНЫЙ, регулятивная, регулятивное; регулятивен, регулятивна, регулятивно (книжн. научн.). Регулирующий определяющий направление, развитие чего-нибудь, вносящий порядок, планомерность во что-нибудь. Регулятивный принцип.
Энциклопедический словарь
РЕГУЛЯТИ́ВНЫЙ -ая, -ое; -вен, -вна, -вно. Книжн. Вносящий порядок, планомерность во что-л.; направляющий. Р-ая дисциплина. Р-ая идея.
Академический словарь
-ая, -ое; -вен, -вна, -вно. книжн.
Вносящий порядок, планомерность во что-л.; направляющий.
Регулятивная дисциплина. Регулятивная идея.
Орфографический словарь
Словарь ударений
Формы слов для слова регулятивный
регуляти́вный, регуляти́вная, регуляти́вное, регуляти́вные, регуляти́вного, регуляти́вной, регуляти́вных, регуляти́вному, регуляти́вным, регуляти́вную, регуляти́вною, регуляти́вными, регуляти́вном, регуляти́вен, регуляти́вна, регуляти́вно, регуляти́вны, регуляти́внее, порегуляти́внее, регуляти́вней, порегуляти́вней
Синонимы к слову регулятивный
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
регуляти́вный п 1*a
Словарь иностранных слов
Философский термин, означающий такие научные положения, котор. лишь субъективно направляют исследование известного предмета.