Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

висконти

Гуманитарный словарь

ВИСКО́НТИ - семья швейц. архитекторов и мастеров, два поколения к-рых работали в СПб. и пригородах. Первый из них - кам. дел мастер Плачидо ВИСКОНТИ (1741-1823) приехал в Россию с сыном Давидом в 1784, работал под рук. Дж. Кваренги на стр-ве Англ. дворца в Петергофе (1784-1787) и на стр-ве Эрмитажного т-ра (1786). Позднее работал в Павловске и руководил переносом колоннады Аполлона (1799) и постройкой Оранжереи. В 1800 вернулся на родину.

Его мл. брат - кам. дел мастер Пьетро Санто Висконти (1752-1819) - приехал в СПб. в 1787. С 1789 работал в Павловске и Гатчине, с 1797 рук. строит. работами в Павловском дворце по проекту В. Бренна. В 1800 вместе с братом уехал на родину.

Три сына Плачидо продолжали работы отца в СПб. Давид Висконти (1768-1838) начал службу в 1787 на стр-ве Англ. дворца в Петергофе, через 3 года перешел на службу в Мед. коллегию и построил Мед.-хирургич. школу на Аптекарском о-ве. В 1793 переведен в команду В. Бренна и под его рук-вом 3 года выполнял перестройки в Зимнем дворце. В 1794-1800 построил также по проектам Бренны в Гатчине кам. Лесную оранжерею (1794-96), "Березовые ворота" (1795-98), Большой и Малый кам. мосты (1797-98). Рук. достройкой Исаакиевской церкви по указаниям Бренны (1796-1801), перестроил по проекту Ж. Тома де Томона кам. Большой т-р в СПб. (1802) и работал на постройке Биржи на Стрелке Васильевского о-ва по его же проекту (1804-11); построил в Павловском парке кам. мост через р. Славянку, изв. как. "Висконтиев мост" (1807-08). С 1812 служил в Строит. к-те МВД, одновременно в 1815-27 - арх. в Дирекции имп. т-ров. По своему проекту построил католич. церковь св. СтаниславаСПб.).

Второй сын Плачидо - Карло Доменико Висконти (1775-1852) приехал в СПб. в 1795. С 1797 в Гатчине пом. В. Бренны при перестройке и расширении дворца, с 1800 - кам. дел мастер в Павловске, где построил: Краснодолинный павильон по проекту Ч. Камерона (1801), мавзолей "Супругу-благодетелю" по проекту Ж. Тома де Томона (1807-08), мост через р. Славянку у Пиль-башни по проекту А. Воронихина (1807-08). В 1809 вернулся на родину.

Третий сын Плачидо - Пьетро Висконти (1781-1843) приехал в СПб. в 1797, три года работал в Павловске, где изготовлял постаменты и балюстраду для дворца (1798), руководил постройкой кам. лестницы от дворца в долину р. Славянки (1799). В 1800 уехал с отцом на родину. Спустя два года вернулся в СПб., работал пом. арх. в Комиссии по построению Биржи (1804-1811), в Мед.-хирургич. академии (1811-20), арх. в Гоф-интендантской конторе (1823-26), чл. Строит. к-та МВД (1824-33), арх. Комиссии проектов и смет Гл. управления путей сообщения и публ. зданий (1833-43). Умер в СПб.

Полезные сервисы

камерон чарльз

Гуманитарный словарь

КАМЕРО́Н Чарльз (1743-1812) - арх. Изучал архитектуру и занимался раскопками ант. пам. в Италии, опубликовал капитальное иссл. "Термы римлян" (1772). С 1779 - личный арх. имп. Екатерины II. Приехав в Россию, выдал себя за своего тезку, шотландского аристократа-якобита (сторонника Стюартов).

В екатерининское время К. создал всего 2 ансамбля - Царскосельские термы и Павловск. Царскосельские термы - реализация желания Екатерины II иметь антич. дом, не только оформленный, но и распланированный, как в древности, - единств. воспроизведение в эпоху классицизма антич. постройки в ее антич. функции. Это собств. бани (именуемые "холодными", хотя в их число входила и рус. парная); павильон "Агатовые комнаты" для интимного времяпрепровождения, с залом, кабинетами и б-кой; "висячий "сад" "Семирамиды Севера" на сводах перед "Агатовыми комнатами"; галерея для философских прогулок, примыкающая к "висячему саду" и завершенная циклопической лестницей; пандус из "висячего сада" в Английский парк. В ансамбль входит также Цветной сад при галерее. Комплекс примыкает к флигелю Большого дворца с личными апартаментами имп., так что флигель со стороны Английского парка воспринимается как ч. Терм, а расположенный за ним старый дворец постройки Растрелли - как пристройка. Т. е. К. сменил композицию Царскосельской резиденции и ее временную перспективу, превратив ее в античный ансамбль в Английском парке, к к-рому как бы добавлено "готич." (т. е. барочное) здание в голландском саду.

По значению в истории рус. культуры Царскосельские Термы являются важнейшей постройкой эпохи классицизма.

В Царском Селе К. завершил формирование культ. пространства, в Павловске в те же годы он его создал. К. возвел дворец на берегу реки и оформил обшир. участок парка близ дворца в долине реки Славянки, создав идеальный антич. парк с павильонами типа антич. храмов (Храм Дружбы, Памятник родителям, Колоннада Аполлона, Вольер). При Павле I К. отстранен от работ, в 1799 вновь приглашен в Павловск, где к 1801 построил Холодную ванну, Павильон Трех Граций, Краснодолинный павильон с Руиной.

В Термах и в двух апартаментах Большого Царскосельского дворца К. создал также интерьеры - три парадных зала, комнаты императрицы и наследника. Их оформление, исключительно разнообразное, - вариации на мотивы античности и итальянского Ренессанса; К. применил в отделке яшмы, лазурит, серебро, цветное и молочное стекло, бронзу. В Павловском дворце ему принадлежит планировка, объемы грандиозных, но уютных парадных зал и отделка нескольких интимных гостиных. Из построек К. в подлинном виде сохранились только Термы и Храм Дружбы.

К. работал также в китайском стиле: оформил большой парадный Китайский зал в апартаментах императрицы в Екатерининском дворце, построил четыре китайских мостика в Царскосельском парке и вел там по существовавшему проекту стр-во Китайской деревни (не оконч.). К. проектировал г. Софию, где им построен храм св. Софии, возвел дворец А. К. Разумовского в Батурине (Украина) (стр-во осталось незавершенным, и заброшенное здание превратилось в подобие руин Рима). В 1802-05 К. - гл. арх. Адмиралтейств-коллегий; строил и проектировал разнообразные хоз. сооружения. К. создал проект собора св. Андрея Первозванного в Кронштадте (не сохр.), разрабатывал проект перестройки Гл. Адмиралтейства; их использовал в своих проектах его преемник А. Д. Захаров.

Лит.: Талепоровский В. И. Чарльз Камерон. М., 1939.

Ч. Камерон. Дворец в Павловске

Ч. <a href='/dict/камерон' class='wordLink' target='_blank'>Камерон</a>. <a href='/dict/дворец' class='wordLink' target='_blank'>Дворец</a> в <a href='/dict/павловске' class='wordLink' target='_blank'>Павловске</a>

Полезные сервисы

павловск

Гуманитарный словарь

ПА́ВЛОВСК - дворцово-парк. ансамбль к Ю. от Пб., при Павле I - имп. резиденция. Расположен рядом с Царским Селом. Основан в 1777 как интимная резиденция наследника престола, фактически был личной усадьбой его супруги Марии Федоровны. Сохранялся потомками как мемориал, один из редчайших пам. своего времени, не подвергавшийся существенным изменениям.

Первым худ., создавшим П., был Ч. Камерон (1780-86). На берегу тихой Славянки он возвел величеств. дворец в формах палладианской виллы, от к-рой по дуге шли колоннады, завершенные небольшими флигелями. Фасад дворца был обращен к парку. С противоп. стороны из большой семейной столовой широкая лестница вела на пологий луг, спускавшийся к реке. Там обитатели П. устроили Семейную рощу, каждое дерево к-рой было посажено по случаю появления на свет новых членов семьи. В центре рощи поставили урну на постаменте - Урну Судьбы. Большое здание дворца так вписано в ландшафт, что кажется необходимой его частью, и это создает впечатление как бы древней, изначальной культурности, природное и рукотворное сливаются в единое целое.

В 1796 с воцарением Павла I арх. В. Бренна реконструирует дворец, превращая его в имп. резиденцию: надстраивает боковые флигеля и галереи, почти замыкает курдонер новыми флигелями и строит боковой корпус с церковью, нарушающий симметрию здания. Позже облик дворца еще более осложнился и романтизировался пристройкой Б-ки Росси и стенными росписями П. Гонзаго (1822-23).

Планировка дворца была сделана Камероном. Она отличается удивит. гармоничностью и равновесием. В центре, следуя традиции Палладио, расположен купольный зал, освещаемый сверху. Такое арх. решение делает его моделью римского храма, подобием Пантеона. Камерон проектирует две параллельные парадные анфилады бельэтажа - половины Павла Петровича и Марии Федоровны; анфилады завершаются зеркалами, зрительно делающими их бесконечными. Два одинаковых восьмигранных - символ вечности - зала открывают собой анфилады. Их названия - залы Мира и Войны - напоминают о Версале. Между ними - большой танц. зал; арочные проемы соединяют все три зала.

Интерьеры дворца отделаны в осн. Бренной в 1786-94. Он применил искусственный мрамор, обильную лепку, гобелены, живописные плафоны, подбирал или проектировал в каждом случае подобающие предметы убранства. Характерной чертой дворцов Павла I являются орлы по периметру плафонов и куполов - знак божественности имп. власти. Необычно много интерьеров оформлено по типу антич. храма. Сквозными мотивами дворца являются образы Вакха и Венеры, олицетворяющие соответственно Блаженство - Изобилие - Вдохновение и Любовь - Красоту - как высшие ценности и одновременно как представление Павла и Марии о себе.

Интимность, личностность в П. преобладают над представительностью. Почти единств. исключение - Верхний вестибюль. На стенах размещены лепные композиции из знамен, оружия, доспехов, рыцарских шлемов и т. п.; арку, отделяющую его от Парадной лестницы, поддерживают мощные фигуры бородатых теламонов, торшеры сделаны в виде стволов пальм (символ мира) со щитами с Рос. гербом. Для тронных залов использовали залы Мира и Войны.

В центр. круглом Итал. зале, предназнач. для пиршеств, в нишах размещены античные скульптуры, зал - своего рода храм Вакха и Венеры. Будуар Марии Федоровны оформлен камином в виде римского алтаря, посвященного семейным добродетелям; мраморные профили Александра Македонского и его матери Олимпии представляют еще одну модель культурного самоопределения хозяйки дворца. В Б-ке Павла, располож. симметрично Будуару, в центре стоит бюро, завершенное моделью антич. храма из слоновой кости, напоминающей хрисо-элефантинную технику древних. Каждый интерьер дворца глубоко содержателен, как и во всех резиденциях Павла, где хозяева создавали идеальный мир и воплощали свое представление о себе.

В новых парадных интерьерах, устроенных в пристройках Бренны, вместо простой анфилады сделана намеренно усложненная система переходов, изобилующая поворотами и создающая впечатление запутанного старинного замка. Здесь находится новый гл. Большой зал, где Бренна так поставил окна и двери, что создается эффект его центр. положения во дворце. Пышная лепка на стенах намекает на Вакха - воплощение идеала императора.

Еще Бренна привлек к оформлению дворца Гонзаго, писавшего плафоны новых залов: 3-го Проход. каб. и Большого зала. Позже Гонзаго расписал перспективными арх. пейзажами стены пристроек, портившие вид из окон, и большую открытую галерею (гал. Гонзаго). Эти фрески на фасадах, единств. в своем роде, стирают грань между реальностью и иллюзорным пространством: по свидетельствам современников, даже собаки пытались вбежать, а птицы влететь в созданное художником пространство.

Парк первоначально устраивал Камерон с помощью А. Ф. Виолье: у дворца - регулярный "сад с играми", с Лабиринтом и классич. Вольером, где порхали певчие птички, напоминая сентимент. хозяевам о недолговечности и хрупкости жизни; в боковых комнатах Вольера, усиливая эти чувства, хранили антич. погребальные урны. Камерон оформил англ. парк близ дворца в долине реки Славянки, создав идеальный пейзаж в духе Н. Пуссена, К. Лоррена и А. Ватто, с павильонами типа антич. храмов. Был устроен огород, где Мария Федоровна приучала сыновей к земледелию, с хижиной "Старое шале", богато расписанной внутри; у детей были свои садики, которые они возделывали; среди парка прятались "Хижина угольщика" и др. павильоны в пасторальном духе, напоминавшие о временной дистанции, отделяющей классич. древность, и о неизменности простых сельских утех. Следуя идеям Руссо, устроили Молочный домик, где Мария Федоровна ухаживала за нарядными коровами и сама их доила. От Молочни Философская дорожка, изолированная от окружающего парка, ведет к антич. алтарю Памятника родителям; позже за ним был воздвигнут Мавзолей "Супругу-благодетелю" (арх. Ж. ТомадеТомон, 1806). По парку гуляли коровы и овечки, нарядные дамы и кавалеры, и казалось, что навстречу выйдет веселый кентавр или выбегут резвящиеся сатиры и нимфы. Буколическая семантич. программа, созданная Камероном, получила развитие при всех последующих переменах, определив собой будущее значение Павловска в рус. культуре.

В этой сентимент. резиденции, как и в Гатчине, царила дисциплина, на плацу маршировали войска, на разливе запруженной Славянки был маленький военный флот, вдали над этим "Увеселит. морем" возвышались два донжона (готич. и ренессансный!) крепости Бип (Бренна, 1795), построенной на остатках швед. укреплений. За нею располагалась устроенная Н. А. Львовым Александрова дача - сад для Александра Павловича, планировка и павильоны к-рого аллегорически воспроизводили нравоучительную сказку, написанную для внука Екатериною II.

В недолгое царствование Павла I Бренна устроил парадный придворцовый район в итал. регулярном стиле; создал новые районы - Сильвии с уник. в садово-парк. иск-ве сочетанием подчеркнуто регулярной планировки дорожек с окружающей их дикой чащей. В Сильвиях он построил Руинный каскад с обломками антич. мраморов и Пиль-башню в виде руины, расписанной по фасаду Гонзаго и изысканно отделанной внутри. Одновременно Камерон построил около Семейной рощи Холодную ванну, Павильон Трех Граций в Собственном садике с видом на "Увеселит. море", а в дальнем конце парка - Краснодолинный павильон.

Вдовствующая императрица поручила Гонзаго заменить парком плац Парадного поля, и в 1803-23 он продолжал создание парка. Пейзажи районов Белой березы и Парадного поля - гимн стихиям Воздуха и Земли. Романтически развивая принципы англ. парков, Гонзаго ставил отдельные деревья, купы и рощи так, что гуляющий видит их как бы в центре сценич. площадки, а при движении на сцену выдвигаются новые "герои", прежние сливаются с "кулисами", этот процесс взаимопереходов непрерывен, постоянно выдвигает что-то в центр пространства и соответственно внимания.

На границе Парадного поля и Белой березы А. Н. Воронихин построил Розовый павильон, ставший одним из любимых мест как Марии Федоровны, так и гостей Павловска и знаменитый своим альбомом. Гонзаго создал также Новошалейные пруды - каскад скрытых среди густых зарослей в глубоких оврагах прудов с неподвижными водами, где был устроен потаенный остров Любви с беседкой Амура. За Новошалейными прудами Воронихин построил большую Ферму для Марии Федоровны, а позже К. И. Росси переделал ее гл. деревянный дом в готический и распланировал идеальную деревню Глазово.

После Марии Федоровны в П. мало что изменилось. Им владели вел. кн. Михаил Павлович со своей супругой Еленой Павловной - при них в 1836 появилась ведущая в парк жел. дорога, в 1838 - знаменитый вокзал. Следующие хозяева - вел. кн. Константин Николаевич (с 1849), его сын Константин Константинович (К. Р.), сын К. Р. Иоанн - стремились ничего не менять.

Маленькое село при резиденции Павел I повелел считать городом, здесь появились дома его приближенных, казармы гвардии, а после стр-ва ж. д. П. стал дачным местом. Проекты дач для П. создавали арх. А. И. Штакеншнейдер и А. П. Брюллов; в эпоху романтизма старинная крепость Бип стала образцом для дачной архитектуры, и дачи обычно увенчивались башенками. Самой интересной и единственной уцелевшей стала собств. дача Брюллова с высоким донжоном, где хозяин - создатель Пулковской обсерватории - устроил обсерв. для себя. Донжон стал характерным эл-том городской дачной застройки и в последующие годы. В 1870-х гг. близ вокзала построили театр (арх. Н. Л. Бенуа, не сохр.). Город был в Дворцовом ведомстве, в нем царил идеальный порядок, были электрич. освещение, телефон и т. п. В 1918 резиденция была национализирована и обращена в музей, город переим. в Слуцк. В сент. 1941 - янв. 1944 П. был оккупирован нем. войсками, оккупация и военные действия причинили П. серьезный урон. Большая часть сокровищ дворца была сохранена в эвакуации. Дворец после освобождения был в приличном состоянии, но через неск. дней он сгорел. Существует кинохроника, запечатлевшая пожар Галереи Гонзаго. Дир. музея А. И. Зеленова добилась немедленной консервации руин, что спасло большую часть обгоревшей отделки интерьеров, а затем начала реставрационные работы. В 1956 открылись первые залы, в 1977 реставрация была завершена; экспозиции музея были созданы А. И. Кучумовым. От прежней гор. застройки мало что сохранилось; в кон. 1990-х гг. в П. и ближайших окрестностях (Глазово) началось стр-во индивид. домов, очень интересных как пример возрождения архитектуры в России.

Лит.: Талепоровский В. Н. Павловский парк. Пг., 1923; Кучумов А. М. Павловск: Дворец и парк. Л., 1976; Зеленова А. И. Дворец в Павловске. 1-е изд. Л., 1978; Лихачев Д. С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. СПб., 1991.

Павловск. Дворец

<a href='/dict/павловск' class='wordLink' target='_blank'>Павловск</a>. <a href='/dict/дворец' class='wordLink' target='_blank'>Дворец</a>

Полезные сервисы