Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

федотов

Грамматический словарь

Федо́тов ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

Сканворды для слова федотов

Полезные сервисы

федотов александр васильевич

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

федотов анатолий михайлович

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

федотов георгий петрович

Энциклопедический словарь

Федо́тов Георгий Петрович (1886-1951), религиозный мыслитель, историк и публицист. С 1925 за рубежом, профессор Русского православного богословского института в Париже (до 1940), Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке. Один из основателей журнала «Новый град» (1931-39). В исследованиях и многочисленных эссе анализируется своеобразие русской культуры и истории, место России между Востоком и Западом, основные культурно-исторические типы русского человека («Святые Древней Руси», «Русское религиозное сознание», т. 1-2, сборник статей «Лицо России» и др.).

* * *

ФЕДОТОВ Георгий Петрович - ФЕДО́ТОВ Георгий Петрович (1886-1951), российский религиозный мыслитель, историк и публицист. С 1925 за рубежом, профессор Русского православного богословского института в Париже (до 1940), Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке. Один из основателей журнала «Новый град» (1931-39). В исследованиях и многочисленных эссе анализируется своеобразие русской культуры и истории, место России между Востоком и Западом, основные культурно-исторические типы русского человека («Святые Древней Руси», «Русское религиозное сознание», т. 1-2, сборник статей «Лицо России» и др.).

Большой энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

ФЕДОТОВ Георгий Петрович (1886-1951), русский историк, философ, публицист. Родился 1 октября 1886 в Саратове. В биографии и духовной эволюции Федотова немало характерного для судеб многих российских интеллигентов начала века. Провинциальный быт небогатой дворянской семьи (Саратов, затем Воронеж), пережитое уже в гимназические годы увлечение марксизмом, в 1904-1910 участие в социал-демократическом движении, аресты, ссылки, жизнь в эмиграции. В дальнейшем, однако, Федотов отходит от революционной деятельности. Окончательно определяется круг его научных интересов - средневековая история (окончил в 1912 историко-филологический факультет Петербургского университета, где был учеником известного медиевиста И.М.Гревса). В 1917-1924 Федотов преподавал историю Средних веков в Саратовском университете, работал переводчиком в частных издательствах Петрограда, участвовал в деятельности религиозно-философского кружка. С 1925 в эмиграции (Берлин, затем Париж). В 1926-1940 - профессор Православного богословского института в Париже. В 1931-1939 редактировал журнал "Новый Град". Вскоре после оккупации Франции нацистами эмигрировал в США. С 1943 был профессором Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке, много сил отдавал публицистике (прежде всего в "Новом журнале"). Еще в России Федотов опубликовал ряд исследований, посвященных европейскому Средневековью: "Письма" Бл.Августина (1911), Боги подземелья (1923), Абеляр (1924), Феодальный быт в хронике Ламберта Ардского (1925). В центре историко-культурных исследований Федотова в эмиграции оказывается преимущественно духовная культура средневековой Руси: Св.Филипп Митрополит Московский (1928), Святые Древней Руси (1931), Стихи духовные (1935), Русское религиозное сознание: христианство в Киевской Руси, 1946). Существенное место в творческом наследии Федотова занимает философская эссеистика (более 300 статей). Философия истории и культуры Федотова имела религиозно-метафизические основания: он стремился следовать принципам христианской историософии. Не принимая крайностей антропоцентристского гуманизма, он в то же время критически оценивал и радикальный теоцентризмчастности, критиковал "теоцентрическое богословие" К.Барта). В целом Федотов позитивно воспринял учение о "богочеловечестве" Вл.С.Соловьева, видя в этой концепции, как и в философии "общего дела" Н.Ф.Федорова, опыт христианского оправдания культурно-исторического творчества человека. Федотов последовательно отказывался видеть в христианской эсхатологии лишь указание на неизбежность конца, отрицающего традицию земного, "общего дела" многих поколений в строительстве мира культуры. Отстаивая в своих работах непреходящее, абсолютное значение культурных ценностей, он полагал, что это значение сохраняется даже в эсхатологической перспективе. В своей метафизике истории Федотов был принципиальным критиком идеологии исторического детерминизма в его различных вариантах : рационалистическо-пантеистическом ("гегельянство"), историческом материализме ("абсолютизация косных, материальных сил") и религиозно-провиденциальном ("давление Божественной воли"). Христианская историософия, согласно Федотову, признает в истории трагическую мистерию, единственным главным героем которой является человек, каждое действие и каждый выбор которого историчны. При таком взгляде на историю она не может быть сведена к череде даже самых эпохальных исторических событий и объяснена некой "логикой" исторического развития. Для Федотова идея детерминированного прогресса - всеобщими законами или, в религиозной ее версии, волей Провидения, - как и для многих его предшественников в русской мысли (от славянофилов до Ф.М.Достоевского и Вл.С.Соловьева), была неприемлема прежде всего по нравственным основаниям, как игнорирующая или даже исключающая значение свободы нравственного выбора личности. Традиции, сохраняющей единство истории, постоянно угрожают социальные катастрофы, в первую очередь войны и революции. Федотов не разделял взгляд Ж.де Местра и Н.А.Бердяева на революцию как на "суд Божий над народами". Не был он склонен видеть в революционных потрясениях и необходимое условие социального прогресса. Для него революция - всегда разрыв традиции, результатом чего становятся неисчислимые человеческие жертвы и опасность социальной и культурной деградации. "Великих революций не так много в новой истории. В сущности, русская революция стоит третьей в ряду - после Англии и Франции... Всякая "великая", т.е. отличающаяся жестокостью классовой борьбы, революция заканчивается личной тиранией". За революционное "величие" приходится платить и тяжким трудом последующих поколений, вынужденных продолжать дело культурного строительства на революционном пепелище. В идеализации революции, в создании революционного мифа Федотов видел опаснейший идеологический соблазн. Не отрицая нравственного содержания лозунгов Французской революции, в которой, по его словам, действовали и "силы добра, и сатанинские силы", он был убежден, что последние в ней возобладали, результатом чего стал невероятный террор, "столетие смут", "сломленный дух" народа, упадок моральной и культурной жизни. В своей критике революционного мифотворчества Федотов не делал исключения и для более мирного опыта английской революции. На протяжении жизни неизменным оставалось его убеждение, что трагедия октября 1917 не была следствием случайных факторов и имела глубокие корни в русской истории. В то же время Федотов не разделял точку зрения, что большевистский переворот стал неизбежным, фатальным итогом этой историичастности, он был не согласен в данном вопросе с Н.А.Бердяевым). "Не разделяя доктрины исторического детерминизма, мы допускаем возможность выбора между различными вариантами исторического пути народов". В истории, по Федотову, "царит свобода", это живой, непрерывный процесс исторического творчества, в котором нет места механическому автоматизму, фатальной предопределенности событий. Отвечая на вопрос, был ли неизбежен переворот октября 1917, Федотов утверждал: "Не все в русской политической жизни было гнило и обречено. Силы возрождения боролись все время с болезнетворным ядом. Судьба России до самого конца висела на острие - как судьба всякой живой личности". Федотов остро реагировал на кризисные тенденции в развитии европейского общества в 20 в., уже в 1920-е годы писал об опасности фашизма и неизбежности военной катастрофы. В то же время в своих оценках перспектив развития человечества он в равной мере отвергал как различные формы утопического прожектерства, так и исторический пессимизм, идею "заката" западной цивилизации. В одной из своих последних работ (Христианская трагедия, 1950) он писал о творческой роли христианства в истории европейской и русской культуры. Среди подлинно христианских художников он называл прежде всего Достоевского. Умер Федотов в Бэконе (шт. Нью-Джерси, США) 1 сентября 1951.

ЛИТЕРАТУРА

Федотов Г.П. И есть, и будет. Размышления о России и революции. Париж, 1932 Карпович М.М. Г.П.Федотов. - Новый журнал, 1951, № 27 Федотов Г.П. Христианство в революции. Париж, 1957 Степун Ф.А. Г.П.Федотов. - Новый журнал, 1957, № 49 Федотов Г.П. Лицо России. Париж, 1967 Федотов Г.П. Россия и свобода. Нью-Йорк, 1981 Федотов Г.П. Тяжба о России. Париж, 1982 Федотов Г.П. Защита России. Париж, 1988 Сербиненко В.В. Оправдание культуры. Творческий выбор Г.П.Федотова. - Вопросы философии, 1991, № 8 Федотов Г.П. Судьба и грехи России. СПб, 1991-1992

Полезные сервисы

федотов григ. ив

Гуманитарный словарь

Полезные сервисы

федотов григорий иванович

Энциклопедический словарь

Федо́тов Григорий Иванович (1916-1957), футболист, заслуженный мастер спорта (1940). Чемпион СССР (1946-48). В 1958 учреждён переходящий приз имени Федотова для самой результативной команды чемпионата СССР (с 1992 - России) по футболу.

* * *

ФЕДОТОВ Григорий Иванович - ФЕДО́ТОВ Григорий Иванович [11(24) апреля 1916, поселок Глухов Московской области - 8 декабря 1957, Москва], российский спортсмен (футбол (см. ФУТБОЛ), нападающий). Заслуженный мастер спорта (1940). Великий мастер 1930-40-х гг.

В 1928 выступал за «Красное знамя» (Ногинск), в 1934-1937 - СиМ и «Металлург» (Москва), в 1938-1941, 1943-1949 - ЦДКА, в 1939-1949 капитан команды. В чемпионатах СССР провел 163 матчей, забил 129 голов. Чемпион СССР (1946-1948). Обладатель Кубка СССР (1945, 1948). Лучший спортсмен СССР (1946). Первый в СССР забил 100 голов в чемпионатах страны (1947). Лучший бомбардир в истории ЦСКА. Лучший бомбардир чемпионатов СССР 1939 (21 гол), 1940 (21, как и С. Соловьев). Обладал великолепной техникой, тонким тактическим чутьем, сильным и точным ударом с обеих ног. В 1964 учрежден переходящий приз имени Федотова для самой результативной команды чемпионата СССР (с 1992 - России) по футболу. В символический «Клуб имени Григория Федотова» (основан в 1967) входили советские футболисты, забившие 100 и более голов в официальных матчах.

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

федотов леонид гаврилович

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

федотов пав. анд

Гуманитарный словарь

ФЕДО́ТОВ Пав. Анд. (1815-52) - живописец и график. Родонач. критич. реализма в рус. изобразит. иск-ве. Род. в семье бывшего солдата. Получил образование в кадет. корпусе. Во время офицер. службы и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные кл. АХ (1834-45), занимался в батальном кл. А. Зауервейда. Решающее влияние на творчество Ф. оказал К. Брюллов. В первых произв. Ф. выступал как сатирич. бытописатель ("Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант", 1844; "Свежий кавалер", 1846; "Смерть Фидельки", серия, 1844). Первонач. перегруженность деталями постепенно сменяется лаконизмом; основой худож. метода становится непосредств., конкретное наблюдение жизни; образ эволюционирует от карикатурного к трагич. Ф. первым ввел в рус. бытовой жанр драм, сюжетную коллизию и соц. заостренность ("Сватовство майора", 1848; "Завтрак аристократа", 1849-51). Портреты, созд. Ф., отличают живописное единство, глубина психологич. характеристики ("Е. Г. Флуг", ок. 1850; "Н. П. Жданович за клавесином", 1849). Создал ряд илл. кпроизв. Н. Гоголя, Ф. Достоевского и др. После кратковрем. признания Ф. оказался без средств к существованию, подвергался гонениям со стороны властей и прессы. Поздние произв. Ф. проникнуты чувством трагизма существования и состраданием человеч. горю ("Вдовушка", 1851-52; "Анкор, еще анкор!", 1851-52). Умер в сумасшедшем доме в возрасте 37 лет.

Лит.: Сомов А. И. П. А. Федотов. СПб., 1878; Булгаков Ф. И. Павел Андреевич Федотов и его произведения художественные и литературные. СПб., 1893; Шкловский В. Повесть о художнике Федотове. М., 1965.

П. А. Федотов. Свежий кавалер. 1846

<abbr>П.</abbr> А. <a href='/dict/федотов' class='wordLink' target='_blank'>Федотов</a>. <a href='/dict/свежий' class='wordLink' target='_blank'>Свежий</a> <a href='/dict/кавалер' class='wordLink' target='_blank'>кавалер</a>. 1846

Полезные сервисы

федотов павел андреевич

Энциклопедический словарь

Федо́тов Павел Андреевич (1815-1852), живописец и рисовальщик. Ввёл в русский бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию («Свежий кавалер», 1846). Критику социально-нравственных пороков сочетал с поэтическим восприятием обыденной жизни («Сватовство майора», 1848), в поздних работах - с острым чувством одиночества и обречённости человека («Анкор, ещё анкор, 1851-52).

* * *

ФЕДОТОВ Павел Андреевич - ФЕДО́ТОВ Павел Андреевич [22 июня 6 (4 июля) 1815, Москва - 14 (26) ноября 1852, Петербург], русский живописец и рисовальщик. Ввел в бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию («Свежий кавалер», 1846). Критику социально-нравственных пороков крепостнической России сочетал с поэтическим восприятием обыденной жизни («Сватовство майора», 1848), в поздних работах - с острым чувством одиночества и обреченности человека («Анкор, еще анкор, 1851-52).

Родился в семье титулярного советника. Отец художника, в прошлом суворовский солдат, мечтал о военной карьере для сына. Мальчика определили в 1826 в Первый московский кадетский корпус, который он окончил с отличием в 1833 и был направлен в Петербург для службы в Финляндском полку. Еще будучи кадетом, Федотов увлеченно зарисовывал своих сверсников; став офицером, посещал рисовальные классы Академии художеств (1835-45). К этому, раннему периоду относятся обстоятельные, тщательно детализованные акварельные портреты сослуживцев и сцены из полковой жизни («Бивуак лейб-гвардии гренадерского полка», «Бивуак лейб-гвардии Павловского полка», 1841-42, Русский музей); в некоторых из них нарастают сатирические нотки («Брань под Смоленским (кладбищем, около 1840, Третьяковская галерея). Испытывая неодолимое влечение к искусству и приняв совет И. А. Крылова (который был одним из любимых его писателей), он выходит в 1844 в отставку. Сначала, учась у А. И. Зауервейда (см. ЗАУЕРВЕЙД Александр Иванович), Федотов думал посвятить себя батальной живописи (см. БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР), но затем всецело отдается «страсти к нравственно-критическим сценам из обыкновенной жизни» (из «Записки П. А. Федотова о его жизни», написанной около 1849 года). Пользовался советами К. П. Брюллова (см. БРЮЛЛОВ Карл Павлович) , но особое значение для формирования его таланта имели впечатления от искусства У. Хогарта (см. ХОГАРТ Уильям), а также голландской бытовой живописи «золотого» 17 в. Жил преимущественно в Петербурге.

Творческое кредо. Живописный «анекдот»

Творческое кредо художника, четко проявившееся в разоблачающей взяточничество акварели «Передняя частного пристава накануне большого праздника» (1837, Третьяковская галерея), закрепляется в сатирических сериях, исполненных в 1844-46, по выходе в отставку («Следствие кончины Фидельки», «Бедной девушке краса - смертная коса»; обе - там же). В первой картине маслом («Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик», 1846, там же) - сцене с мелким чиновником, который с похмелья кичится своей наградой перед девкой-сожительницей, - ирония достаточно добродушна, сочетаясь, как у старых голландцев, с умением (по выражению самого художника из его записных книжек) «ожемчуживать равно и слезу горести, и слезу радости», - иными словами, поэтически детализировать среду действия, не впадая в злой гротеск. То же добродушие живописного анекдота, перед которым зритель «не зябнет», господствует в «Сватовстве майора» (1848, там же) и «Завтраке аристократа» (1849-50, там же). В обоих случаях комизм ситуации возникает из мелкого тщеславия, заставляющего «антигероев» картин маскировать свою социальную сущность: средней руки купчишка, желая «облагородиться», выдает дочь за майора, обедневший дворянин спешно прячет свой убогий завтрак, заслышав стук в дверь. Бытовая мельтешня обретает уже не комический, а трагикомический характер в сцене сватовства горбуна в картине «Разборчивая невеста», написанной на сюжет басни Крылова (1847, там же). Закрепляя успех, Федотов порой пишет варианты своих картин. Вместе с гравером Е. Е. Бернардским (см. БЕРНАРДСКИЙ Евстафий Ефимович)он готовит специальное сатирическое издание в виде тетрадей (создав для него около 30 карандашных рисунков с текстом); однако арест Бернардского, примыкавшего к петрашевцам (см. ПЕТРАШЕВЦЫ), разрушил этот замысел.

Эволюция стиля художника

Но чем уверенней Федотов ощущает драматическую силу красок и форм, тем решительней он отходит от нравоучительного юмора и сатиры. Веселая пестрота колорита сменяется стремлением к тональному единству светоцветовой среды. В картине «Вдовушка» (1851, Ивановский художественный музей) живописная режиссура отнюдь не анекдотична, претворяясь в меланхолически-сентиментальную поэму о женском одиночестве. Последние картины художника все более напоминают уже не обстоятельно-бытописательский «физиологический очерк», характерный для русской литературы 1840-х годов, но ключевые мотивы творчества Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского. Подобно чтимому им Хогарту, Федотов начинает прозревать зловещий абсурд, который таится под смешными житейскими нелепицами. Чувством роковой безысходности полна картина «Анкор, еще анкор (1851-1852, Третьяковская галерея), где отупевший от скуки офицер убивает время в пустой игре с пуделем. Атмосфера духовного тупика сгущена до предела благодаря мастерскому тональному решению тесного, сумрачного интерьера избы, озаренного неверным пламенем свечи. То же сумрачно-тупиковое настроение царит в «Игроках» (1852, Киевский музей русского искусства); картежники-полуночники уподоблены гротескным манекенам, что особенно остро ощущается в подготовительных набросках, где фигуры лишены голов.

Особый раздел составляет портретное творчество Федотова. Ирония тут сходит на нет, уступая место спокойному, созерцательному вниманию, - сперва обстоятельно-описательному [акварель «Прогулка» (портрет самого художника с родителями), 1837, Третьяковская галерея], затем все более тонко подмечающему не только сам характер, но и особенности внутренней жизни модели («Писательница Е. П. Ростопчина», около 1850, там же). К шедеврам русской живописи середины 19 в. принадлежит «Портрет Н. П. Жданович за клавесином» (1849, Русский музей), полный светлой, лирической грации.

Автобиографические тексты, записные книжки, письма Федотова демонстрируют и его незаурядный литературный талант. Он также писал стихотворные пояснения к своим картинам, басни, лирические стихотворения, сочинил несколько романсов и музыку к ним. Сраженный тяжелым душевным недугом, художник умер в сумасшедшем доме. Искусство Федотова со свойственным ему (как и Гоголю) «смехом сквозь слезы» стало одним из главных духовно-стилистических стимулов творчества передвижников (см. ПЕРЕДВИЖНИКИ) .

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

федотов сергей александрович

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

федотов, георгий петрович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

федотов, григорий иванович

федотов, павел андреевич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

федотова гликерия николаевна

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

федотова коса

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

федотова, гликерия николаевна

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

федотовит

Синонимы к слову федотовит

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

федотово

Синонимы к слову федотово

сущ., кол-во синонимов: 1

Сканворды для слова федотово

Полезные сервисы

федотовский

Словарь русских фамилий

Полезные сервисы

федотовских

Словарь русских фамилий

Полезные сервисы

федотовы

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы