Толковый словарь
ПОНЯ́ТИЕ - сущ., с., употр. часто
Морфология: (нет) чего? поня́тия, чему? поня́тию, (вижу) что? поня́тие, чем? поня́тием, о чём? о поня́тии; мн. что? поня́тия, (нет) чего? поня́тий, чему? поня́тиям, (вижу) что? поня́тия, чем? поня́тиями, о чём? о поня́тиях
1. Понятием называют идею, мысль о предметах и явлениях действительности, отображающую их общие и существенные признаки, связи и отношения.
Понятие стоимости. | Понятие о предмете. | Понятие квадрата. | Отражение понятий в словах. | В словаре подробно охарактеризовано понятие маркетинга.
2. Понятием называют представление о чём-либо, осведомлённость в чём-либо.
Составить понятие о чём-то. | Иметь понятие о ценах на сырьё. | В молодости всегда понятия весьма туманные, расплывчатые и необязательные.
3. Когда человек говорит о чём-либо понятия не имею, он имеет в виду, что не знает этого, не разбирается в этом.
Я понятия не имею, когда отправляется этот поезд.
4. Когда о ком-то говорят, что он с понятием, то имеют в виду, что это знающий, толковый человек.
Только человек с понятием мог так хорошо сделать эту работу.
5. Когда кто-то говорит, что он без понятия, значит, он не знает того, о чём идёт речь; в разговорной речи.
Я совершенно без понятия, кто взял эти деньги.
6. Когда о чём-то говорят, что это понятие растяжимое, имеют в виду, что это может трактоваться по-разному, в зависимости от точки зрения.
Дружба - понятие растяжимое.
поняти́йный прил.
Понятийные категории. | Понятийное содержание.
Толковый словарь Ушакова
ПОНЯ́ТИЕ, понятия, ср.
1. Логически расчлененная общая мысль о предмете, включающая ряд взаимносвязанных признаков (научн.). Определение понятия. Понятие квадрата. Понятие прибавочной стоимости. Содержание понятия. Противоречащие друг другу понятия.
2. только ед. Представление о чем-нибудь, осведомленность в чем-нибудь (разг.). Иметь понятия о чем-нибудь. Не имею ни малейшего понятия об этом. - Когда он приезжает? - Понятия не имею! (совершенно не знаю; фам.). У него очень смутное понятие о математике.
|| Умение разобраться в чем-нибудь, разум, толк (прост.). Человек без (всякого) понятия. Человек с понятием. Надо тоже понятие иметь!
3. чаще мн. То или иное представление о чем-нибудь, способ понимания чего-нибудь. Лектор применялся к понятиям слушателей. Предвзятые понятия. Здравые понятия. «Низошел до жалкого понятия о дружбе, как о любви.» Гончаров. «Лопухов наблюдал Верочку и окончательно убедился в ошибочности своего первого понятия о ней.» Чернышевский.
4. Способность понимания, интеллект (устар.). «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения.» Пушкин.
• Дать понятие о чем - познакомить с чем-нибудь, сообщить некоторые сведения о чем-нибудь. Он дал мне понятие о поэзии.
Толковый словарь Ожегова
ПОНЯ́ТИЕ, -я, ср.
1. Логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений; идея чего-н. П. времени. П. качества. Понятия науки.
2. Представление, сведения о чём-н. Иметь, получить п. о чём-н.
3. обычно мн. Способ, уровень понимания чего-н. У детей свои понятия.
Понятия не имею (разг.) не знаю, не имею представления о ком-чём-н. Когда уходит поезд? Понятия не имею.
С понятием кто (прост.) об умном человеке.
С понятием делается что (прост.) делается что-н. умно, разумно.
Без понятия кто (прост.) ничего не понимает.
| прил. понятийный, -ая, -ое (к 1 знач.; спец.). Понятийные категории.
Толковый словарь Даля
Популярный словарь
Понятие
-я, с.
1) филос. Форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.
2) спец. Мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и специфическим для них признакам.
Понятие одушевленности в лингвистике.
Понятие платежного баланса в экономике.
3) Представление, совокупность сведений, знаний о ком-л. или о чем-л.
Составить понятие о браке.
Вы имеете понятие о конозаводстве, Дмитрий Федорович? (Достоевский).
4) устар. Мнение о ком-л. или о чем-л.
Я составил себе о нем не очень выгодное понятие (Лермонтов).
Синонимы:
представле́ние
Этимология:
Образовано от понять, которое связано происхождением с общеславянским * jęti (др.-рус. яти) ‘взять’, ‘схватить’.
Энциклопедический комментарий:
Основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.
Поня́тия не име́ть (о ком/чем и без доп.) - не знать.
Словарь существительных
ПОНЯ́ТИЕ1́, -я, ср
Результат интеллектуальной деятельности, представляющий собой суждение о классе предметов, явлений.
Он же… был помещик, занимающийся разведением коров, стрелянием дупелей и постройками, то есть бездарный малый, из которого ничего не вышло, и делающий, по понятиям общества, то самое, что делают никуда не годившиеся люди (Л. Т.).
ПОНЯ́ТИЕ2́, -я, ср
Результат интеллектуальной деятельности, представляющий собой систематизацию сведений о каком-л. явлении и называние этого явления.
Понятие о слове.
ПОНЯ́ТИЕ3́, -я, ср, только ед
Результат интеллектуального процесса, представляющий собой логически оформленную мысль о классе предметов, явлений; идея о чем-л.
Понятие космоса.
Переводоведческий словарь
Энциклопедический словарь
ПОНЯ́ТИЕ -я; ср.
1. Логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений, идея чего-л. П. времени. П. качества. Понятия науки. Отражение понятий в словах.
2. только ед. Представление о чём-л., осведомлённость в чём-л.; знание, понимание чего-л. Иметь, получить п. о чём-л. Дать п. П. стоимости. П. о предмете. П. треугольника. Понятия не имею (разг.; не знаю, не имею представления о ком-, чём-л.). С понятием кто-л. (разг.; знающий, толковый). С понятием делается что-л. (разг.; умно́, со знанием дела). Без понятия кто-л. (разг.; ничего не понимает). П. растяжимое (нечто неопределённое). // обычно мн.: поня́тия, -ий. Уровень понимания чего-л.; совокупность взглядов на что-л. Применяться к понятиям слушателей. Нравственные понятия. У детей свои понятия. Человек со странными понятиями. // Разг. Мнение о ком-, чём-л., оценка кого-, чего-л. Составить себе п. о ком-л.
◁ Поняти́йный, -ая, -ое. Спец. П-ые категории.
* * *
поня́тие - мысль, фиксирующая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Выделение общего - специфическая черта понятия, отличающая его от единичного созерцания и восприятия (см. также Абстракция). Структура понятия, его виды, операции с понятиями изучаются логикой. Различают: содержание понятия - совокупность фиксированных в нём признаков предметов; объём понятия - множество (класс) предметов, каждому из которых принадлежат эти признаки.
* * *
ПОНЯТИЕ - ПОНЯ́ТИЕ,
1) в философии - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.
2) В логике - мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.
Большой энциклопедический словарь
Академический словарь
-я, ср.
1. филос.
Форма мышления, отражающая общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.
Понятие (познание) в бытии (в непосредственных явлениях) открывает сущность --- таков действительно общий ход всего человеческого познания (всей науки) вообще. Ленин, План диалектики (логики) Гегеля.
2. лог.
Мысль о предметах и явлениях действительности, отображающая их общие и существенные признаки, связи и отношения.
Понятие стоимости. Понятие о предмете. Понятие треугольника.
◊
У якутов нет слова плод, потому что не существует понятия. Под здешним небом не родится ни одного плода, даже дикого яблока: нечего было и назвать этим именем. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».
--- общее марксистское понятие: «буржуазная революция» содержит известные положения, обязательно применимые ко всякой крестьянской революции в стране развивающегося капитализма ---. Ленин, Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905-1907 годов.
Все явления природы одеты работой нашего разума в слова, оформлены в понятия. М. Горький, О литературной технике.
3. Представление о чем-л., осведомленность в чем-л.
Я питал особенное пристрастие к театральным сочинениям и по рассказам составил себе кое-какое понятие об их сценическом исполнении. С. Аксаков, Воспоминания.
Молодой врач вел себя как человек, знающий что-то очень важное, о чем остальные понятия не имеют. Павленко, Счастье.
|| обычно мн. ч. (поня́тия, -ий).
Уровень понимания чего-л.; совокупность взглядов на что-л.
Применяться к понятиям слушателей.
◊
Человек он очень добрый, но с понятиями и привычками довольно странными. Тургенев, Два помещика.
Понятия и предрассудки того мира, из которого я вышел, еще были свежи во мне. Л. Толстой, Казаки.
|| разг.
Мнение о ком-, чем-л., оценка кого-, чего-л.
Хотя, по рассказу штабс-капитана,
я составил себе о нем [Печорине] не очень выгодное понятие, однако некоторые черты в его характере показались мне замечательными. Лермонтов, Максим Максимыч.
Публика Александринского театра не очень высокого понятия о драматическом таланте Гоголя - и это преимущественно по причине резких выражений, которыми преисполнены комедии Гоголя. Белинский, Александринский театр.
|| прост.
Способность разобраться в чем-л.
Девчонка она была малая, без всякого понятия, дороги не знала и бежала так, куда глаза глядят. Чехов, Происшествие.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Евразийская мудрость от А до Я.
Поговорки
Быть без понятия. Жарг. мол. Не иметь ясного представления о чём-л. Вахитов 2003, 14.
Говорить по понятиям. Жарг. мол. Объяснять кому-л. что-л. Максимов, 89.
Жить по понятиям. 1. Жарг. угол. Соблюдать законы преступного мира. БСРЖ, 460. 2. Жарг. мол. Вести себя в соответствии с правилами группировки, компании. Максимов, 133.
Не знать понятия о ком, о чём. Кар. Абсолютно ничего не знать о ком-л., о чём-л. СОГК 2, 255.
Не иметь понятия о чём. Разг. Не быть сведущим, не разбираться в чём-л. Ф 1, 223.
Орфографический словарь
Формы слов для слова понятие
Синонимы к слову понятие
сущ., кол-во синонимов: 23
Тезаурус русской деловой лексики
Идеография
▲ образ
↑ объект
понятие - образ объекта; относительно ясная общая сущность;
поименованное представление; смысловая конструкция;
мысленная характеристика объекта познания; интуитивное осознание сущности;
ступеньки познания, с помощью которых происходит структурирование объективной
реальности; в мышлении существует организованная система понятий.
понятийный.
отрицательное понятие - понятие, в содержании которого указывается на отсутствие
у предмета определенного свойства.
концепт.
термин - научное понятие.
терм - символ, призванный обозначать некоторый объект
(может обозначать несуществующий объект, напр. "круглый квадрат").
семантическая модель - смысловая модель предметной среды.
↓ слово, дефиниция, категория, философия
см. интуиция, понимание, с, название
Лингвистика
Поня́тие -
1) мысль, отражающая в обобщённой форме предметы и явления
действительности посредством фиксации их свойств и отношений; последние
(свойства и отношения) выступают в понятии как общие и специфические
признаки, соотнесённые с классами предметов и явлений. 2) То же, что
грамматическая или семантическая категория (см. Категория языковая), обычно не высшего уровня
обобщения, например понятие двойственного числа,
понятие события, понятие неактуального настоящего
времени и т. п.; в этом значении стал часто употребляться термин
«концепт».
Понятие (концепт) - явление того же порядка, что и значение слова, но рассматриваемое в несколько иной системе
связей; значение - в системе языка, понятие - в
системе логических отношений и форм, исследуемых как в языкознании, так и в логике.
Понятие (в 1‑м значении) в общем виде определяется одинаково в логике
и в языкознании и представлено всегда по крайней мере одним некоторым
общим именем или его эквивалентом - словосочетанием (например, «железная дорога»).
Однако в логике понятие может быть, кроме того, выражено в разных знаковых формах, в зависимости от принятой системы
(логического языка), в частности как некоторая функция, и в этом смысле
вообще не связывается с какой-либо одной определённой знаковой формой.
В традиционном языкознании понятие рассматривается как связанное с
одной определённой знаковой формой - общим именем, в индоевропейских языках - типа «человек»,
«революция», «жилище», «бег», «белизна», «беление», «заболеваемость» или
его эквивалентом типа «белить» и т. п., а все остальные знаковые формы
понятия рассматриваются как производные от данной, соотносительные с
ней по определённым правилам исторических и синхронных соотношений (трансформаций).
В традиционном языкознании обсуждалась проблема - связано ли понятие с
корнем (основой) слова
или с полной формой слова как части речи
(например, в русском языке с «бел-» или с
«белизна», «беление», «белить»). Тем самым была замечена нежёсткость
связи понятия с его знаковой формой и сделан шаг к сближению с
современной логикой. В дальнейшем при этом сближении понятие (концепт)
стало выводиться из употребления разных слов и конструкций (ср.
концепты «события», «процесса», «факта» и др.). При этом за основу
берутся и предложения, и их номинализации, и существительные конкретного и общего значения с
учетом контекстов употребления. Эта процедура называется
«концептуальным анализом», одна из задач которого сделать концепт
более определённым.
При соотнесении понятия и соответствующего ему общего имени (с учетом
других языковых выражений, установленных «концептуальным анализом»)
выявляется следующая сложная структура понятия (а также понятийной части
значения, смысла слова):
1.Сигнификат - совокупность тех признаков предмета
(явления), которые существенны для его правильного именования данным
словом в системе данного языка. Сигнификат - наиболее
структурированная часть понятия, всегда определяемая прежде всего
относительно, т. е. местом данного слова в лексико-семантической системе
языка (в лексико-семантическом поле; в системе
оппозиций; синонимов; антонимов; конверсивов; перифраз). Так, понятие физического воздействия на
материал и соответствующего изменения материала во французском языке часто связаны с одним словом,
например cuire ‘варить (обед)’ и ‘вариться (об
обеде)’, в русском языке распределяются между двумя глаголами одинаковой основы, но с
наличием/отсутствием частицы ‑ся, в литовском языке - между двумя глаголами
соотносительными, но разного корня - laužti
‘ломать, гнуть’, lūžti ‘ломаться, гнуться’. Таким
образом, одно и то же понятие в этих разных языках представлено в
различных формах.
2.Интенсионал - правильное
определение понятия, связанное с категорией «сущности» (лат. essentia, англ., франц. essence) предмета или явления. Так как при этом прежде
всего указываются слова, выражающие род и ближайшее видовое отличие,
интенсионал также принадлежит системе какого-либо языка. Совокупности
признаков сигнификата и интенсионала могут не совпадать целиком, так как
признаки, используемые для правильного называния предмета или явления,
могут не исчерпывать их сущности. Так, в русском языке слово «гриб» -
а) растение, не образующее цветка и семян, состоящее из мясистой шляпки,
по большей части на ножке (сигнификат); б) низшее споровое растение, без
хлорофилла, не образующее цветка и семян, состоящее из мясистого тела
различной формы (интенсионал).
Сигнификат и интенсионал находятся между собой в определённых
исторических (диахронических) отношениях.
Признак, лежащий в основе сигнификата (и, следовательно, внутренняя форма слова), является, как правило,
случайным результатом именования. Так, слово «человек» (в латинском языке homo,
литов. žmuõ) восходит к индоевропейскому корню
*ǧhem- и означает ‘земной, живущий на земле’; др.-греч. βροτός (букв. - смертный) - к индоевропейскому
*mr̥tó-s ‘смертный’ (из которого также лат. mortuus ‘мёртвый’, рус. мёртвый), они отражают
случайные различия наименований, но не случайно подчиняются одной и той
же семантической закономерности - оппозиции «человек / земной,
смертный - бог / неземной, бессмертный», составляющей основу
интенсионала слова «человек». Интенсионал первоначально формируется
на основе сигнификата, но постепенно признаки, расценивающиеся для
данного синхронного периода как случайные, устраняются и заменяются
другими. Таким образом, в интенсионале всегда до определённой глубины
отражена «причинная история» слова. В каждый данный период интенсионал
слова стремится к научному (для данной эпохи) определению, никогда не
достигая его вполне.
Поскольку сигнификат, в котором внутренняя форма уже не ощущается
(например, в русском «человек»), а также интенсионал определяются
относительно всех связанных с ними слов данного языка, носитель языка
может не знать всех этих связей и в этом смысле не знать интенсионалов
слов своего языка, подобно тому как человек, умеющий считать, не знает
свойств чисел, изучаемых математической теорией чисел.
3.Денотат (денотация) - класс всех реальных (т. е.
существующих) предметов, к которым слово правильно приложимо (для
называния) в системе данного языка.
Между сигнификатом, интенсионалом и денотатом существуют сложные
(и ещё не до конца изученные) отношения. Когда заданы (известны)
признаки сигнификата слова, то любой предмет, обладающий этими
признаками, может быть правильно поименован данным словом; предметы, не
обладающие этими признаками, данным словом поименованы быть не могут.
Однако зачастую неизвестно точно, какими признаками руководствуется
носитель языка, правильно употребляя слова своего языка, - исследование
этого и составляет одну из задач лингвистической семантики как научной дисциплины, включающей
лингвистический и психолингвистический эксперимент. Интенсионал слова, по-видимому, может
быть во многих, если не во всех, случаях определен путём логического
рассуждения. Однако когда интенсионал слова известен, то денотат этим
только ограничен, но не фиксирован, - ясно лишь, какие предметы не
могут быть денотатом данного слова. Если предметы не обладают
каким-либо существенным признаком, включенным в интенсионал, они
исключаются из денотации данного слова. Включение в денотацию зависит
также от реальности существующего. С другой стороны, когда задана
(известна) денотация слова, интенсионал этим также лишь ограничен, но не
фиксирован. Он не может включать в себя произвольный признак,
встречающийся лишь у части предметов, образующих денотацию слова, но он
может не включать какой-либо признак, присущий всему классу денотации.
Так, слово «овощи» в русском языке включает в свою денотацию «огородные
растения, употребляемые в пищу обычно с солью», но признак «с солью»
не входит в интенсионал слова «овощи». Обычное правило формальной
логики - считать денотацию (экстенсионал, объём) обратно
пропорциональной интенсионалу (содержанию) - формулируется неточно: это
соотношение имеет место между интенсионалом и компрегенсией.
4.Компрегенсия, «охват»,
«протяжённость» - классификация и её результат, т. е. класс всех
непротиворечиво мыслимых предметов, к которым данное слово может быть
правильно приложимо (независимо от того, существуют эти предметы в
действительности или нет, известно или неизвестно их существование).
Так, например, правильная классификация такого класса слов, как русских
«идти», «ехать» - «стоять»; «лететь» - «парить»; «плыть» - «?», приводит
к выводу, что в языке структурно обеспечено место (обозначено через
«?»), не заполненное словом русского языка; во французском языке такое
слово есть - flotter ‘неподвижно держаться на
воде’, аналогичное русскому «неподвижно держаться на суше (стоять)» и
«неподвижно держаться в воздухе (парить)»: в системе русского языка не
зафиксировано (неизвестно) понятие, соответствующее реально
существующему предмету - «парению в воде».
Многие термины науки конструируются в языке как обозначения, в рамках
определённой классификации, непротиворечиво мыслимых, возможных
явлений природы или общества, хотя такие явления могут ещё не
существовать или быть неизвестными науке.
Понятие может сопровождать коннотация - те признаки, которые, не включаясь в
понятие, окружают его в языке в силу различных ассоциаций -
познавательных (знаний о мире), эмоциональных, экспрессивных, стилевых (по
принадлежности к тому или иному стилю речи). Комплекс понятия и
коннотации иногда включают в прагматику слова, иногда относят к «лексическому
понятию».
Структура понятия описана здесь по её максимально выявленному в языке
типу - понятию, соотносимому с общим именем. Другие типы понятий -
концепты, соотносимые с иными типами слов и языковых образований (с предикатами, частицами, междометиями и т. д.), имеют редуцированную
семантическую структуру, иногда не связанную прямо с понятием (например,
в междометиях). Существуют и другие логические системы (модели) понятия (близкая к данной четырёхчленная
система К. И. Льюиса, двухчленная система Г. Фреге, и др.). Эти проблемы
изучаются новым направлением в логике и языкознании -
«концептуальным анализом языка».
В различных языковедческих работах встречаются иные характеристики
понятия: 1) термины «сигнификат» и «интенсионал» иногда, например в
работах учебного типа, не различаются и соответствующие им части понятия
сливаются и называются обобщенно смыслом (англ. sense); в последний термин часто включают также
коннотации и/или парадигматику слова;
2) сигнификат называется «наивным понятием» (Ю. Д. Апресян), «языковым
понятием» (Ю. С. Степанов), последние противопоставляются научному
понятию и, следовательно, в определённой степени, интенсионалу;
3) «денотат» и «компрегенсия» не различаются и называются обобщенно
экстенсионалом (англ. extension);
4) термин «компрегенсия» и соответствующая часть понятия не выделяются
вовсе; 5) структурированная часть понятия - сигнификат - называется
иначе: «означаемое», «ценность» (Ф. де Соссюр);
«десигнат» (Ч. У. Моррис, Степанов); «денотат языковой»
(А. А. Уфимцева); «коннотация» (Дж. С. Милль); 6) термин «коннотация»
употребляется как синоним термина «интенсионал» (у некоторых
англосаксонских логиков, например у Льюиса); 7) термин «компрегенсия»
употребляется в значении «интенсионал» (часто у французских авторов);
8) вместо статических, результативных терминов используются
динамические, процессуальные - сигнификация (англ. signification), интенсия (англ. intension), денотация (англ. denotation), термины, используемые Льюисом и многими
другими английскими и американскими авторами.
Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий,
М., 1961;
Кузнецова А. И., Понятие семантической системы языка и
методы её исследования, М., 1963;
Войшвилло Е. К., Понятие, М., 1967;
Комлев Н. Г., Компоненты содержательной структуры слова,
М., 1969;
Никитин М. В., Лексическое значение в слове и
словосочетании, Владимир, 1974;
Апресян Ю. Д., Лексическая семантика. Синонимические средства языка,
М., 1974;
Степанов Ю. С., Основы общего языкознания, 2 изд., М.,
1975;
Арутюнова Н. Д., Логические теории значения, в кн.:
Принципы и методы семантических исследований, М., 1976;
Серебренников Б. А., Номинация и проблема выбора, в кн.:
Языковая номинация. (Общие вопросы), М., 1977;
Петров В. В., Структуры значения. Логический анализ,
Новосиб., 1979;
Селиверстова О. Н., Некоторые типы семантических гипотез и
их верификация, в кн.: Гипотеза в современной лингвистике, М.,
1980;
Новиков Л. А., Семантика русского языка, М., 1982;
Семантические типы предикатов, М., 1982;
Льюис К. И., Виды значения, пер. с англ., в кн.: Семиотика,
М., 1983;
Холл Парти Б., Грамматика Монтегю, мысленные представления
и реальность, пер. с англ., в кн.: Семиотика, М., 1983;
Уфимцева А. А., Лексическое значение, М., 1986.
Ю. С. Степанов.
Лингвистические термины
Понятия лингвистики
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Глагольная сочетаемость
ввести понятие => существование / создание
вводится понятие => существование / создание, пассив на -ся, начало
вводить понятие => существование / создание
возникло понятие => существование / создание, субъект, начало
дать понятие => обладание, каузация
использовать понятие => использование
используется понятие => пассив на -ся, использование
используется следующее понятие => пассив на -ся, использование
определить понятие => демонстрация
получить понятие => обладание, начало
понятие иметь => действие
появилось понятие => существование / создание, субъект, начало
соответствовать понятию => оценка, соответствие
составить понятие => обладание
существует понятие => существование / создание, субъект
Методические термины
ПОНЯ́ТИЕ.
Одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для словесно-логического обобщения. П. имеет абстрактный, не наглядный характер. Содержание П. нельзя себе наглядно представить. Понятийное содержание мышления на родном языке складывается у человека в процессе формирования его личности. При обучении иностранному языку имеет место коррекция объема П. двух языков, выражаемых лексически и грамматически. П. нельзя сводить к представлению или отрывать от него (см. лексика). В П. различают содержание и объем. Содержание П. - это совокупность признаков, по которым предметы обобщаются в П. Объем П. - множество обобщаемых в нем предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию П. В зависимости от объема П. делятся на единичные, собирательные, общие. В форме П. происходит процесс усвоения учащимися системы научных знаний. Для педагогики большое значение имеет различение так называемых житейских и научных П. Житейские П. образуются вне специального обучения, в ходе жизнедеятельности человека, опосредствованной его общением с другими людьми. Научные же П. систематичны, имеют четкие признаки, а их связь с действительностью должна быть специально раскрыта учащимся в процессе обучения.
Сканворды для слова понятие
Полезные сервисы