Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

даниил

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Гуманитарный словарь

ДАНИИ́Л (кон. 15 в. - 1547) - митрополит Всея Руси. Происходил из знатного рязанского рода, постриженик Иосифо-Волоколамского мон. Не предназначался Иосифом Волоцким в преемники, однако по желанию вел. кн. Василия III избран игуменом в 1515. Д. следовал тем же принципам, что и Иосиф Волоцкий: ратовал за строгие правила монастырского общежития, сохранение земельных владений церкви. После смещения митрополита Варлаама поставлен в митрополиты в 1522. Эта смена означала переход вел. кн. Василия III к иосифлянам от нестяжателей. Д. поддерживал Василия во всех его начинаниях, в т. ч. и вызывавших резкое осуждение современников. С помощью Д. вел. кн. заманил в Москву и захватил сев. кн. Вас. Шемячича (1523). Д. совершил развод Василия с кн. Соломонией Сабуровой в нарушение церк. правил. Продолжая борьбу с нестяжателями, Д. добился осуждения на соборе 1531 Вассиана Патрикеева по обвинению в ереси. Дважды представал перед судом и дважды был обвинен в ереси знаменитый писатель Максим Грек (1525, 1531). Смерть Василия III пошатнула положение Д., после кончины правительницы Елены Глинской (1538) он столкнулся в борьбе за власть с боярской группировкой Шуйских. В 1539 его заставили подписать отречение от митрополии. Вернувшись в Волоколамский мон., Д. жил как простой монах вплоть до 1547. Похоронен там же. Д. известен как писатель и публицист, автор многочисл. посланий и поучений, чьи образованность и начитанность вызывали уважение современников. Д. касался самых широких тем: обличал еретиков, трактовал вопросы происхождения княж. и царской власти, рассуждал об обязанностях правителей и судей. Вместе с тем Д. показал себя умным и тонким сатириком, обличающим пороки современности. В посланиях Д. в числе проч. касается вопросов церк. управления. Д. часто и умело цитирует Свящ. писание, обращается также к соч. отцов церкви, слав. ораторов (Иларион, Евфимий Тырновский), произведениям переводной и слав. агиографии, греч. хроникам и рус. летописям, показывая себя при этом тонким наблюдателем, прекрасно знающим современную ему разговорную речь. Соч. Д. пользовались широкой популярностью и дошли во мн. списках, но нек-рые сохранились только в особом сб. (Гос. Публ. б-ка, СПб.), содержащем, как полагают исследователи, остатки архива митрополита. Д. принимал непосредственное участие в работе над летописями: под его руководством на осн. Моск. великокняжеских сводов 15 в. с использованием летописей др. княжений был создан грандиозный свод, известный под назв. Никоновской летописи, впоследствии легший в основу Лицевого свода Ивана Грозного и Степенной книги. Известны рукописи, сохранившие следы собственноручной ред. правки летописных и др. ист. материалов.

Изд. и Лит.: Дружинин В. Г. Неск. неизв. лит. памятников из сб-ка 16 в. // Летопись занятий Археографической комиссии. СПб., 1909. Вып. 21; Клосс В. М. Никоновский свод и рус. летописи. М., 1980; Памятники лит-ры Др. Руси, кон. 15 - нач. 16 вв. М., 1984.

-----------------------------------

ДАНИИ́Л (6 в. до н. э.) - в христ. традиции пророк, в иудейской традиции - ученик пророков, праведник, удостоенный Богом откровения о будущем. В юности Д. был уведен в вавилонский плен после разрушения Иерусалима Навуходоносором, был взят ко двору и воспитан для царской службы, однако сохранил верность своей религии. Став одним из первых царедворцев в Вавилоне, Д. прославился как мудрец и толкователь снов. Самое знаменитое толкование Д. - объяснение царю Валтасару таинственной надписи "мене, текел, упарсин", "исчислен, взвешен, разделен", появившейся на стене во время пира накануне убийства Валтасара. Надпись означала конец царства Валтасара - отсюда выражение "Валтасаров пир". Книга Д. написана на двух яз.: евр. и арамейскомгл. 2, 4 по гл. 7, 28), датируется 2 в. до н. э. Пророчество Д. о четырех царствах (нововавилонском, мидийском, персидском и македонском, являющихся в видениях Д. в образах чудовищных животных) доведено до времени Антиоха IV Эпифана (175-163 до н. э.) и Маккавейской войны. ("Книга пророка Д." была хорошо известна рус. книжникам. Мотив четырех царств послужил основой для создания рус. государств. концепции "Москва - третий Рим"). Оно говорит о Божьем суде, гибели Антиоха, тяжелых временах и спасении. В книге Д. получил дальнейшее развитие образ Мессии - Сына Человеческого, идущегооблаками небес", власть к-рого не прейдет и царство не погибнет.

Память пророка Д. (17/30 дек.) приходится на тот же день, к-рый ознаменован чудом спасения трех отроков (Анания, Азария и Мисаила), ввергнутых Навуходоносором в печь огненную. В это время обычно стоят сильные морозы. Эти обст-ва способствовали тому, что с днем Д. соединились представления об огне (жаре, печи) и холоде, что отразилось в распространенном увещевании "На Д. топи печь так, чтобы тепла на 2 дня хватило". Примета: Если на пророка Д. иней - ожидай теплых святок.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Орфографический словарь

Синонимы к слову даниил

сущ., кол-во синонимов: 8

Грамматический словарь

Словарь русских имен

, м.; разг. Дани́л, -а и Дани́ла, ; стар. разг. Дани́ло, .

Отч.: Дании́лович, Дании́ловна.

Производные: Дани́лка; Дани́ша; Да́ня (Да́на); Дану́ся; Ду́ся.

[Др.-евр. имя Dānī'ēl - мой судья - бог.]

† 2 янв., 1 марта, 17 марта, 31 марта, 20 апр., 4 июня, 5 июня, 23 июля, 12 сент., 25 сент., 4 окт., 11 дек., 12 дек., 24 дек., 30 дек.

50 популярных имён и их толкование

В переводе с древнееврейского означает "Божий суд."

Даниил-спокойный и добрый мальчик. Характером больше похож на мать. Болеет мало. Любит подвижные игры. Общителен, постоянно окружен друзьями. Дани ил не выносит лжи, может даже вспылить, но тут же быстро отходит и зла долго не помнит. Рожденные зимой Даниилы всегда талантливы и добиваются многого в жизни. "Осенние" Даниилы расчетливы, несколько эгоистичны.

Осваивают самые разнообразные профессии. Могут быть инженерами, художниками, предпринимателями, поварами, водителями, строителями.

Первый брак не всегда складывается удачно. Любит детей, но жене по дому никакой помощи не оказывает. Любит проводить время на даче или на природе. Может увлекаться рыбалкой или охотой. К еде равнодушен и не будет ссориться с женой по поводу невкусного обеда. Пьет немного, но может увлечься картами. Много внимания уделяет своим детям. Следит за их учебой, посещает родительские собрания.

Удачным брак может оказаться с Анной, Любовью, Людмилой, Ниной, Олесей, Ольгой, Полиной, Тамарой, Татьяной, Эльвирой. Маловероятно, чтобы удачными были отношения с Елизаветой, Ириной, Ангелиной, Ксенией.

Словарь имён

, муж.; разг. Данил, -а и Данила, ; стар. разг. Данило, .

Отч.: Даниилович, Данииловна.

Производные: Данилка; Даниша; Даня (Дана); Дануся; Дуся.

Происхождение: (Др.-евр. имя Dani’el - мой судья - бог.)

Именины: 2 янв., 1 марта, 17 марта, 31 марта, 20 апр., 4 июня, 5 июня, 23 июля, 12 сент., 25 сент., 4 окт., 11 дек., 12 дек., 24 дек., 30 дек.

Словарь имён и отчеств

Дании́л, , муж.

разг. Данил, Данила

устар. разг. Данило

Древнееврейское имя Daniel - мой судья - бог

отч. Дании́лович, Дании́ловна

Производные: Дани́лка, Дани́ша, Да́ня (Да́на), Дану́ся, Ду́ся

Именины: 02.01, 01.03, 17.03, 31.03, 20.04, 04.06, 05.06, 23.07, 12.09, 25.09, 04.10, 11.12, 12.12, 24.12, 30.12

Именины

См. Данил.

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова даниил

Полезные сервисы

даниил (митрополит)

Энциклопедический словарь

ДАНИИЛ (митрополит) - ДАНИИ́Л (до 1492 - 22 мая 1547), русский церковный деятель, московский митрополит (1522-1539), публицист, глава иосифлян (см. ИОСИФЛЯНЕ) после смерти Иосифа Волоцкого (см. ИОСИФ Волоцкий).

Происходил из Рязанской земли; ученик Иосифа Волоцкого, игумен Иосифо-Волоколамского монастыря (см. ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКИЙ МОНАСТЫРЬ) (с 1515). На посту митрополита представлял воинствующие церковные круги, которые были заинтересованы в союзе с великокняжеской властью. Организовал в 1525-1531 ряд церковных соборов, осудивших нестяжателей (см. НЕСТЯЖАТЕЛИ), Вассиана Патрикеева (см. ВАССИАН Косой), Максима Грека (см. МАКСИМ Грек). В обход церковных канонов санкционировал развод великого князя Василия III (см. ВАСИЛИЙ III Иванович) с бездетной Соломонией Сабуровой (1525). В 1538 поддержал князя И.Ф. Бельского (см. БЕЛЬСКИЕ (князья)) в борьбе с князьями Шуйскими (см. ШУЙСКИЕ), за что был лишен сана митрополита пришедшими к власти Шуйскими. Автор многочисленных сочинений церковно-полемического характера, в которых обличал еретиков и нестяжателей.

Полезные сервисы

даниил (пророк)

Энциклопедический словарь

ДАНИИЛ (пророк) - ДАНИИ́Л, в Библии (см. БИБЛИЯ) праведник и пророк-мудрец, жизнь и видения которого описаны в «Книге пророка Даниила». В период вавилонского плена Даниила оставляют при дворе Навуходоносора (см. НАВУХОДОНОСОР II) и дают ему новое имя - Валтасар. Вместе с тремя другими юношами Даниил воздерживается от нечистой пищи с царского стола, но чудесным образом получает красоту и телесное здоровье.

В эпизодах «Книги пророка Даниила» (2) юношу в числе других призывают толковать сны Навуходоносора, и с помощью Яхве он истолковывает их как пророчество о грядущих пяти мировых державах. Потрясенный мудростью пророка царь ставит Даниила «главным начальником над всеми мудрецами вавилонскими». В другом случае (4) царское сновидение Даниил истолковывает как предзнаменование грядущего сумасшедствия царя (историки считают, что сумасшедшим был не он, а Набонид (см. НАБОНИД) ).

В главе 3 описывается эпизод с тремя отроками в печи, в котором не участвует сам Даниил, но этот рассказ в измененном виде излагается в главе 6, где Даниила по приказанию Дария бросают в ров со львами. Увидев пророка невредимым, царь освобождает его (здесь впервые появляется распространенный впоследствии у христиан рассказ о добром отношении свирепого зверя к невинному человеку).

Во время пира уВалтасара (см. ВАЛТАСАР) (5) Даниил, единственный из мудрецов, прочитывает и толкует таинственную надпись.

В греческих переводах «Книги пророка Даниила» существует еще ряд апокрифических эпизодов: он разоблачает языческих жрецов, губит дракона, которому поклоняются вавилоняне и др. Среди этих эпизодов в европейском изобразительном искусстве особенно был популярен сюжет о Сусанне, ложно обвиненной старейшинами (старцами) в измене мужу. Здесъ Даниил выступает как ветхозаветный судья, разоблачающий клеветников.

Главы 7-12 составляют апокалиптические видения, в которых предрекается пришествие мессии («сына человеческого»), впервые в Библии определенно высказывается идея Страшного Суда, воскресения праведников из мертвых. Эти видения - самые ранние из известных нам иудейских произведений в жанре апокалиптики.

Даниил как древний праведник и мудрец упоминается в «Книге Иезекииля» наряду с Ноем и Иовом. По ортодоксальной традиции, считается, что автором книги был сам Даниил, живший при дворе Навуходоносора II и Дария I (6-5 вв. до н. э.). Исследователи тюбингенской школы (см. ТЮБИНГЕНСКАЯ ШКОЛА) считают, что знание автором исторических реалий относится ко времени гонений на иудеев Антиоха IV Эпифана, однако автору неизвестно о смерти царя (163 г. до н. э.), и это приводит к выводу, что книга создана во 2 в. до н. э., при том, что образ Даниила гораздо древнее. Современные исследователи насчитывают до пяти редакторов-составителей «Книги пророка Даниила».

По новому на образ Даниила позволили взглянуть находки в Рас-Шамре (древнем Угарите (см. УГАРИТ)) фрагментов угаритской поэмы середины 2-го тысячелетия до н. э., отец героя которой, Акхата, носит имя Даннииилу (Данэл), т. е. имя библейского пророка восходит к доиудаистическим временам. Неоднократно излагаются предания о Данииле и в кумранских рукописях (см. МЕРТВОГО МОРЯ РУКОПИСИ) .

Практически все эпизоды книги Даниила были чрезвычайно популярны в европейском искусстве, а часть их («валтасаров пир», «колосс на глиняных ногах» - из сна Навуходоносора) у всех народов стали поговорками. Образ Даниила во львином рву стал символом грядущего воскресения мертвых, провозвестником воскресения Христова.

Полезные сервисы

даниил ii

даниил ii сербский

даниил александрович

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Гуманитарный словарь

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

даниил грехозаруцкий

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

даниил заточник

Гуманитарный словарь

ДАНИИ́Л ЗАТО́ЧНИК - предполагаемый автор соч., сохранившегося в двух ред. ("Моление" и "Слово"), датировка к-рого колеблется от 40-50-х гг. 12 в. до 1-й пол. 13 в. Оно построено в форме послания кн. (Ярославу Всеволодовичу в "Молении" и Ярославу Владимировичу в "Слове"). Относительно реального адресата Д. З. у иссл. нет единого мнения; скорее всего, это сын Всеволода III Большое Гнездо - Ярослав, княживший в Переяславле-Суздальском в 1213-36. Послание связывают с лит. традицией Владимиро-Суздальской земли. Д. З. - человек, попавший когда-то по неизв. причине в немилость у князя, лишившийся своего статуса, от князя зависимый. Предполагают, что Д. З. был сослан (заточен) на оз. Лаче в сев.-вост. Руси или стал заложником какой-то кабальной работы. Он хочет обратить внимание князя на свою житейскую мудрость и ум, к-рые считает гл. человеч. достоинствами. При этом Д. З. с нек-рым оттенком лести превозносит могущество князя, в то же время иронизируя над собой. Нет единого мнения, какая из ред. ("Моление" или "Слово") первоначальна. Они различаются идейно. В "Молении" сильнее звучат антибоярские настроения автора. Тема ума и глупости трансформируется в тему мудрых советников (думцев), к-рые, по мысли Д. З., необходимы сильному князю. Свою мудрость Д. З. демонстрирует цитатами из Библии, сб-ков афоризмов, переводных визант. пов. и др., причем книжные выражения сочетает с нар. поговорками ("мирскими притчами"), иногда нарочито грубыми. Текст несет следы балагурства (внутр. рифмы, оксюморона и др.), что, по мнению Д. С. Лихачева, связывает стиль Д. З. со скоморошьей традицией, выражающей литературную позицию автора. В соч. проявляется редкое для 13 в. индивид. начало, что позволило В. Г. Белинскому назвать Д. З. первым рус. интеллигентом.

Афоризмы

Даниил Заточник

(XII - XIII вв.) древнерусский писатель и просветитель

Безумных ни орют, ни сеют, но сами рождаются.

Богатый муж везде знаем и на чужой стороне друзей имеет, а бедный и в своей стороне ненавидим ходит.

Всякий человек хитр и мудр о чужой беде, а о своей не может смыслить.

Девица губит красоту свою блудом, а мужчина мужество - воровством.

Злато искушается огнем, а человек - напастьми.

Как в утлый мех воду лить, так безумного учить.

Как пчела: припадая к разным цветам, собирает она мед в соты; так и я по многим книгам собирал сладость слов и смысл их собрал, как в мех воды морские.

Как псам и свиньям не надо злата и серебра, так глупому - мудрых слов.

Коли пожрет синица орла, коли камение восплывет по воде, коли свиния почнет на белку лаяти, тогда безумный уму научится.

Лучше слушать спор умных, нежели наставления глупых.

Мертвеца не рассмешишь, а глупого не научишь.

Наставь премудрого, и он еще мудрее станет.

Полезные сервисы

даниил никопольский

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

даниил паломник

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

даниил переяславский

даниил романович

Энциклопедический словарь

Дании́л Рома́нович (1201-1264), князь галицкий (1211-1212 и с 1238) и волынский (с 1221), сын Романа Мстиславича. В 1245 разгромил черниговское войско под г. Ярослав. Признал свою зависимость от Монгольской империи. Поощрял строительство городов (Холм, Львов и др.), ремесло и торговлю. В 1254 получил от папы Римского титул короля, при этом решительно препятствовал распространению католичества на Руси.

* * *

ДАНИИЛ Романович - ДАНИИ́Л Романович Галицкий(1201-1264), древнерусский князь, галицко-волынский князь (окончательно с 1238), сын князя Романа Мстиславича (см. РОМАН Мстиславич). В 1211 году возведен боярами на княжение в Галиче, но в 1212 году был изгнан. В 1221 году стал княжить на Волыни, после смерти Мстислава Удалого вернул себе титул галицкого князя. В 1223 участвовал в сражении на реке Калке, в 1237 году воевал против Тевтонского ордена. В 1238 году завершил объединение галицких и волынских земель овладев Галичем. Волынь он передал в управление брату Васильке Романовичу. Вершиной успехов Даниила стало подчинение Киева.

Даниил Романович вел борьбу против княжеских распрей, засилья бояр и духовных феодалов. Его политической опорой были мелкие служилые люди и городское население. Он содействовал развитию городов, привлекал ремесленников и купцов. При нем были построены Холм, Львов, Угровеск, Данилов, обновлен Дорогичин. Даниил Романович перенес столицу Галицко-Волынского княжества из Галича в Холм.

Вторжение монголо-татарских завоевателей в Юго-Западную Русь (1240) привело у установлению ордынского ига. Даниил предпринимал энергичные меры для предотвращения новых вторжений, а также против усилившейся агрессии со стороны Венгрии и Польши. В 1245 году в битве под Ярославлем Галицким войска Даниила разгромили объединенные полки венгров, поляков галицких бояр, что завершило многолетнюю борьбу за восстановление единства Галицко-Волынской Руси. Вмешавшись в борьбу за австрийский герцогский престол, Даниил в начале 1250-х годов добился признания прав на него для своего сына Романа. Приняв от папской курии в 1254 году королевский титул, галицко-волынский князь решительно противостоял попыткам распространения влияния католической церкви на Руси. Время княжения Даниила было периодом наибольшего экономического и культурного подъёма и политического усиления Галицко-Волынской Руси.

Большой энциклопедический словарь

Гуманитарный словарь

ДАНИИ́Л РОМА́НОВИЧ (1201-64) - князь Галицкий, король (с 1253), сын кн. Романа Мстиславича. В 1206, после смерти отца перевезен матерью из Галича во Владимир-Волынский, затем в Краков. Нек-рое время жил в Венгрии, занимал галицкий княжеский стол. Участвовал в битве с монголо-татарами на р. Калке в 1223, был ранен. К 1227 утвердился на Волыни, начал борьбу за присоединение к своим владениям Галиции. С переменным успехом сражался с черниговцами, киевлянами, венграми, поляками, литовцами. В 1235 заключил договор с Венгрией, а через нек-рое время - с Мазовией. В 1245 близ г. Ярослав (на левом берегу р. Сан) выиграл битву у рыцарского венгро-польского войска, действовавшего в союзе с дружинниками черниговского кн. Ростислава Михайловича, давнего соперника Д. Р. Ездил в Золотую Орду к хану Батыю, признал свою зависимость от Сарая, согласился выплачивать дань татарам. Заключил мир с вел. кн. Литовским Миндовгом, участвовал в борьбе за наследство австрийского герцога Фридриха II Бабенберга. На протяжении практически всей своей полит. карьеры боролся с боярской оппозицией, противостоял католической экспансии Запада, предпринимал попытки создания действенного союза, способного противостоять монголо-татарам. Д. Р. был единственным из рус. князей, обладавших королевским титулом - в 1254 был коронован римским аббатом в г. Дорогичин. Умер в г. Галиче, погребен в г. Холм.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

даниил чёрный

Энциклопедический словарь

Гуманитарный словарь

ДАНИИ́Л ЧЁРНЫЙ (ок. 1360-1430) - др.-рус. живописец. Работал совм. с "содругом и сопостником" Андреем Рублевым во Владимирском Успенском соборе (1408), Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры и Спасском соборе Андроникова монастыря (1420-е гг.). Во фресках Владимирского собора исследователи склонны относить к Д. Ч. живопись юж. нефа, в к-рой проявляется более тесная связь с традициями 14 в.: смелый, свободный, но не очень правильный рисунок, грузные фигуры с чисто рус. лицами, асимметричн. формы при ярко выраженном, глубоко искреннем чувстве простосердечия ("Лоно Авраамово", лики праведников, Богоматерь с ангелами, юный Иоанн Креститель с Товием и др.). С Андреем Рублевым сближает общая идея гуманности, отсутствие византийской суровости, акцентирование неотвратимости кары и возмездия (иконы иконостаса Троице-Сергиевой лавры - "Тайная вечеря", "Преподание вина"). Все атрибуции гипотетичны, т. к., разумеется, нет ни одной подписной работы.

Лит.: Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966; Брюсова В. Г. Андрей Рублев. М., 1995.

Даниил Черный. Андрей Рублев. Фрагмент росписи Успенского собора во Владимире. 1408

<a href='/dict/даниил' class='wordLink' target='_blank'>Даниил</a> <a href='/dict/черный' class='wordLink' target='_blank'>Черный</a>. <a href='/dict/андрей' class='wordLink' target='_blank'>Андрей</a> <a href='/dict/рублев' class='wordLink' target='_blank'>Рублев</a>. <a href='/dict/фрагмент' class='wordLink' target='_blank'>Фрагмент</a> <a href='/dict/росписи' class='wordLink' target='_blank'>росписи</a> <a href='/dict/успенского' class='wordLink' target='_blank'>Успенского</a> <a href='/dict/собора' class='wordLink' target='_blank'>собора</a> во <a href='/dict/владимире' class='wordLink' target='_blank'>Владимире</a>. 1408

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

даниил черный

даниил шужгорский

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

даниила

Словарь русских имен

Словарь имён

Словарь имён и отчеств

Полезные сервисы