Энциклопедический словарь
Большой энциклопедический словарь
Гуманитарный словарь
ДАНИИ́Л (кон. 15 в. - 1547) - митрополит Всея Руси. Происходил из знатного рязанского рода, постриженик Иосифо-Волоколамского мон. Не предназначался Иосифом Волоцким в преемники, однако по желанию вел. кн. Василия III избран игуменом в 1515. Д. следовал тем же принципам, что и Иосиф Волоцкий: ратовал за строгие правила монастырского общежития, сохранение земельных владений церкви. После смещения митрополита Варлаама поставлен в митрополиты в 1522. Эта смена означала переход вел. кн. Василия III к иосифлянам от нестяжателей. Д. поддерживал Василия во всех его начинаниях, в т. ч. и вызывавших резкое осуждение современников. С помощью Д. вел. кн. заманил в Москву и захватил сев. кн. Вас. Шемячича (1523). Д. совершил развод Василия с кн. Соломонией Сабуровой в нарушение церк. правил. Продолжая борьбу с нестяжателями, Д. добился осуждения на соборе 1531 Вассиана Патрикеева по обвинению в ереси. Дважды представал перед судом и дважды был обвинен в ереси знаменитый писатель Максим Грек (1525, 1531). Смерть Василия III пошатнула положение Д., после кончины правительницы Елены Глинской (1538) он столкнулся в борьбе за власть с боярской группировкой Шуйских. В 1539 его заставили подписать отречение от митрополии. Вернувшись в Волоколамский мон., Д. жил как простой монах вплоть до 1547. Похоронен там же. Д. известен как писатель и публицист, автор многочисл. посланий и поучений, чьи образованность и начитанность вызывали уважение современников. Д. касался самых широких тем: обличал еретиков, трактовал вопросы происхождения княж. и царской власти, рассуждал об обязанностях правителей и судей. Вместе с тем Д. показал себя умным и тонким сатириком, обличающим пороки современности. В посланиях Д. в числе проч. касается вопросов церк. управления. Д. часто и умело цитирует Свящ. писание, обращается также к соч. отцов церкви, слав. ораторов (Иларион, Евфимий Тырновский), произведениям переводной и слав. агиографии, греч. хроникам и рус. летописям, показывая себя при этом тонким наблюдателем, прекрасно знающим современную ему разговорную речь. Соч. Д. пользовались широкой популярностью и дошли во мн. списках, но нек-рые сохранились только в особом сб. (Гос. Публ. б-ка, СПб.), содержащем, как полагают исследователи, остатки архива митрополита. Д. принимал непосредственное участие в работе над летописями: под его руководством на осн. Моск. великокняжеских сводов 15 в. с использованием летописей др. княжений был создан грандиозный свод, известный под назв. Никоновской летописи, впоследствии легший в основу Лицевого свода Ивана Грозного и Степенной книги. Известны рукописи, сохранившие следы собственноручной ред. правки летописных и др. ист. материалов.
Изд. и Лит.: Дружинин В. Г. Неск. неизв. лит. памятников из сб-ка 16 в. // Летопись занятий Археографической комиссии. СПб., 1909. Вып. 21; Клосс В. М. Никоновский свод и рус. летописи. М., 1980; Памятники лит-ры Др. Руси, кон. 15 - нач. 16 вв. М., 1984.
-----------------------------------
ДАНИИ́Л (6 в. до н. э.) - в христ. традиции пророк, в иудейской традиции - ученик пророков, праведник, удостоенный Богом откровения о будущем. В юности Д. был уведен в вавилонский плен после разрушения Иерусалима Навуходоносором, был взят ко двору и воспитан для царской службы, однако сохранил верность своей религии. Став одним из первых царедворцев в Вавилоне, Д. прославился как мудрец и толкователь снов. Самое знаменитое толкование Д. - объяснение царю Валтасару таинственной надписи "мене, текел, упарсин", "исчислен, взвешен, разделен", появившейся на стене во время пира накануне убийства Валтасара. Надпись означала конец царства Валтасара - отсюда выражение "Валтасаров пир". Книга Д. написана на двух яз.: евр. и арамейском (с гл. 2, 4 по гл. 7, 28), датируется 2 в. до н. э. Пророчество Д. о четырех царствах (нововавилонском, мидийском, персидском и македонском, являющихся в видениях Д. в образах чудовищных животных) доведено до времени Антиоха IV Эпифана (175-163 до н. э.) и Маккавейской войны. ("Книга пророка Д." была хорошо известна рус. книжникам. Мотив четырех царств послужил основой для создания рус. государств. концепции "Москва - третий Рим"). Оно говорит о Божьем суде, гибели Антиоха, тяжелых временах и спасении. В книге Д. получил дальнейшее развитие образ Мессии - Сына Человеческого, идущего "с облаками небес", власть к-рого не прейдет и царство не погибнет.
Память пророка Д. (17/30 дек.) приходится на тот же день, к-рый ознаменован чудом спасения трех отроков (Анания, Азария и Мисаила), ввергнутых Навуходоносором в печь огненную. В это время обычно стоят сильные морозы. Эти обст-ва способствовали тому, что с днем Д. соединились представления об огне (жаре, печи) и холоде, что отразилось в распространенном увещевании "На Д. топи печь так, чтобы тепла на 2 дня хватило". Примета: Если на пророка Д. иней - ожидай теплых святок.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Орфографический словарь
Синонимы к слову даниил
сущ., кол-во синонимов: 8
Словарь русских имен
-а, м.; разг. Дани́л, -а и Дани́ла, -ы; стар. разг. Дани́ло, -ы.
Отч.: Дании́лович, Дании́ловна.
Производные: Дани́лка; Дани́ша; Да́ня (Да́на); Дану́ся; Ду́ся.
[Др.-евр. имя Dānī'ēl - мой судья - бог.]
† 2 янв., 1 марта, 17 марта, 31 марта, 20 апр., 4 июня, 5 июня, 23 июля, 12 сент., 25 сент., 4 окт., 11 дек., 12 дек., 24 дек., 30 дек.
50 популярных имён и их толкование
В переводе с древнееврейского означает "Божий суд."
Даниил-спокойный и добрый мальчик. Характером больше похож на мать. Болеет мало. Любит подвижные игры. Общителен, постоянно окружен друзьями. Дани ил не выносит лжи, может даже вспылить, но тут же быстро отходит и зла долго не помнит. Рожденные зимой Даниилы всегда талантливы и добиваются многого в жизни. "Осенние" Даниилы расчетливы, несколько эгоистичны.
Осваивают самые разнообразные профессии. Могут быть инженерами, художниками, предпринимателями, поварами, водителями, строителями.
Первый брак не всегда складывается удачно. Любит детей, но жене по дому никакой помощи не оказывает. Любит проводить время на даче или на природе. Может увлекаться рыбалкой или охотой. К еде равнодушен и не будет ссориться с женой по поводу невкусного обеда. Пьет немного, но может увлечься картами. Много внимания уделяет своим детям. Следит за их учебой, посещает родительские собрания.
Удачным брак может оказаться с Анной, Любовью, Людмилой, Ниной, Олесей, Ольгой, Полиной, Тамарой, Татьяной, Эльвирой. Маловероятно, чтобы удачными были отношения с Елизаветой, Ириной, Ангелиной, Ксенией.
Словарь имён
-а, муж.; разг. Данил, -а и Данила, -ы; стар. разг. Данило, -ы.
Отч.: Даниилович, Данииловна.
Производные: Данилка; Даниша; Даня (Дана); Дануся; Дуся.
Происхождение: (Др.-евр. имя Dani’el - мой судья - бог.)
Именины: 2 янв., 1 марта, 17 марта, 31 марта, 20 апр., 4 июня, 5 июня, 23 июля, 12 сент., 25 сент., 4 окт., 11 дек., 12 дек., 24 дек., 30 дек.
Словарь имён и отчеств
Дании́л, -а, муж.
разг. Данил, Данила
устар. разг. Данило
Древнееврейское имя Daniel - мой судья - бог
отч. Дании́лович, Дании́ловна
Производные: Дани́лка, Дани́ша, Да́ня (Да́на), Дану́ся, Ду́ся
Именины: 02.01, 01.03, 17.03, 31.03, 20.04, 04.06, 05.06, 23.07, 12.09, 25.09, 04.10, 11.12, 12.12, 24.12, 30.12
Именины
Словарь иностранных слов
Сканворды для слова даниил
Полезные сервисы