прил., кол-во синонимов: 7
выглядевший (16)
высмотревший (25)
насмотревший (6)
приглядевший (21)
присмотревший (25)
разглядевший (13)
увидевший (76)
прил., кол-во синонимов: 7
выглядевший (16)
высмотревший (25)
насмотревший (6)
приглядевший (21)
присмотревший (25)
разглядевший (13)
увидевший (76)
прил., кол-во синонимов: 8
навидавшийся (16)
навидевшийся (3)
наглазевшийся (5)
назевавшийся (3)
налюбовавшийся (4)
насмотревшийся (10)
повидавший в большом количестве (2)
понаглядевшийся (3)
НАГЛЯДЕ́ТЬ, нагляжу, наглядишь, несовер., что (обл.). Неоднократно видев что-нибудь, облюбовать, выбрать, присмотреть для какой-нибудь цели. «Вы дупло-то это знаете, а я его уж давно наглядел.» Достоевский.
НАГЛЯДЕ́ТЬ -гляжу́, -гляди́шь; св. кого-что. Нар.-разг. Присмотреть, высмотреть. Н. ягодное место. Н. себе невесту.
сов., перех. прост. Присмотреть, высмотреть.
- Сошел в сад, весь трясусь. Прямо к той яблоньке, что с дуплом, - вы дупло-то это знаете, а я его уж давно наглядел, в нем уж лежала тряпочка и бумага. Достоевский, Братья Карамазовы.
нагляде́ть, -яжу́, -яди́т
Кар. (Арх.). Натрудить глаза в результате напряжённого вглядывания куда-л., во что-л. СРГК 3, 307.
НАГЛЯДЕ́ТЬСЯ, нагляжусь, наглядишься, совер. То же, что насмотреться. Гляжу - не нагляжусь. «Спешу… наслушаться речей веселых и наглядеться на нее.» Пушкин.
НАГЛЯДЕ́ТЬСЯ, -яжусь, -ядишься; совер., на кого (что). То же, что насмотреться. Не наглядится на внука (смотрит, любуясь).
НАГЛЯДЕ́ТЬСЯ -гляжу́сь, -гляди́шься; св. на кого-что.
1. Вполне насладиться созерцанием, рассматриванием кого-, чего-л. Н. на картины в музее. Н. на закат. Мать не могла н. на сына.
2. Увидеть много чего-л.; неоднократно встретить на своём жизненном пути, в своей деятельности. Н. на чужие обычаи. Н. на геройские подвиги. Н. на самоотверженность женщин. Н. на людское горе.
-гляжу́сь, -гляди́шься; сов.
1. Вдоволь поглядеть на кого-, что-л.; насмотреться.
[Цыплунов:] Я думал, что опять потеряю вас из виду, и хотел наглядеться на вас, чтобы ясней и дольше удерживать ваш очаровательный образ в своей памяти. А. Островский, Богатые невесты.
|
С отрицанием „не"
Шурка и Яшка глазеют на весь этот огромный заманчивый мир и не могут досыта наглядеться. В. Смирнов, Открытие мира.
2. Увидеть много чего-л.; неоднократно встретить на своем жизненном пути, в своей деятельности.
Я довольно нагляделся, как страшное сознание крепостного состояния убивает, отравляет существование дворовых. Герцен, Былое и думы.
[Зорин:] Как уехал из деревни, поступил на завод. Ну, малость, конечно, побродяжил. --- Так что нагляделся всякого. Арбузов, Город на заре.
нагляде́ться, нагляжу́сь, нагляди́мся, нагляди́шься, нагляди́тесь, нагляди́тся, наглядя́тся, наглядя́сь, нагляде́лся, нагляде́лась, нагляде́лось, нагляде́лись, нагляди́сь, нагляде́вшийся, нагляде́вшаяся, нагляде́вшееся, нагляде́вшиеся, нагляде́вшегося, нагляде́вшейся, нагляде́вшихся, нагляде́вшемуся, нагляде́вшимся, нагляде́вшуюся, нагляде́вшеюся, нагляде́вшимися, нагляде́вшемся
не наглядеться..
на/гляд/е́/ть/ся.
нагляде́ться св 5b
прил., кол-во синонимов: 8
восхищавшийся (36)
заглядывавшийся (10)
засматривавшийся (13)
любовавшийся (13)
не сводивший глаз (21)
не сводить глаз, глаз оторвать не мог, глядеть не нагядеться, налюбоваться не мог, засматриваться, заглядываться, любоваться, восхищаться
- Умение, приобретённое лишь в результате непосредственного наблюдения чего-либо.
Один из беспереводных способов сообщения сведений о содержательной стороне языковой единицы с помощью средств наглядности: предметных (непосредственная демонстрация предмета и называние его), изобразительных (предъявление рисунка, схемы и т. п.), моторных (осуществление действия и называние его). Наиболее эффективно с помощью различных видов наглядности семантизируются слова, обозначающие:
a) конкретные предметы,
б) пространственные понятия и ориентиры,
в) геометрические формы и некоторые другие.
Н. с. находит особенно широкое применение на начальном этапе обучения, что объясняется введением именно на этом этапе большого числа слов с конкретным значением. Для эффективности Н. с. рекомендуется придерживаться следующих правил:
a) необходимо избегать ассоциации между словом и единичным предложением, что приводит к подмене видового значения слова родовым,
б) семантизируемое слово следует давать в контексте предложения, что способствует лучшему пониманию значения слова,
в) изображение должно быть понятно учащимся,
г) следует проверять, как слово понято. Для Н. с. лучше всего подходят картинные словари (например, Ванников, Щукин, 1988; Саяхова, Хасанова, 1989), тематические подборки картинок с изображением различных предметов и действий.
I нареч. качеств.-обстоят.
1. Так, что можно непосредственно созерцать.
отт. Будучи очевидным из непосредственного наблюдения.
2. Основываясь на показе изучаемых предметов или их моделей.
II предик.
Оценочная характеристика чего-либо как очевидного из непосредственного наблюдения.
нареч. к наглядный (во 2 знач.).
Жизнь Куркина, рассказанная им самим, наглядно раскрыла мне истинное существо того мужества, которым отличались казаки в дни суровых боевых испытаний. Закруткин, Кавказские записки.
нареч, кол-во синонимов: 19
авторитетно (23)
веско (12)
воочию (15)
демонстративно (8)
доказательно (13)
живо (86)
изобразительно (5)
иллюстративно (2)
конкретно (24)
логично (18)
описательно (5)
очевидно (95)
показательно (9)
предметно (6)
убедительно (21)
четко (46)
ярко (58)
ясно (77)
см. убедительно
убедительно, веско, ярко, доказательно; воочию, изобразительно, логично, авторитетно, ясно, описательно, очевидно, предметно, с фактами в руках, четко, показательно
Syn: убедительно, веско, ярко, доказательно
НАГЛЯ́ДНО-ДЕ́ЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕ́НИЕ.
Простейший вид мышления как отражение связей и отношений предметов и явлений, которые непосредственно включены в практические действия. У человека на основе Н.-д. м. образуются суждения.
Тип мышления, не нуждающийся в обязательном языковом выражении, осуществляемый в форме представлений.
I ж.
отвлеч. сущ. по прил. наглядный 1., 2.
II ж.
Метод обучения, основанный на показывании изучаемых предметов или их моделей.
НАГЛЯ́ДНОСТЬ, наглядности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к наглядный. Наглядность доказательства. Для наглядности надо привести пример.
НАГЛЯ́ДНЫЙ, -ая, -ое; -ден, -дна.
НАГЛЯ́ДНОСТЬ -и; ж.
1. к Нагля́дный. Н. примера, плаката.
2. Один из принципов обучения, основанный на показе конкретных предметов, процессов, явлений. В обучение положен принцип наглядности. Для наглядности показать ученикам ряд опытов.
-и, ж.
1. Свойство по знач. прил. наглядный.
◊
- А-а… понимаю, - пришел ему на помощь Лысько. - Она [девушка] бывает как ежик, - и доктор для наглядности растопырил пальцы. - Вот именно, колючая она. А. Гончаров, Наш корреспондент.
2. Один из принципов обучения, основанный на показе конкретных предметов, процессов, явлений.
нагля́дность, -и
нагля́дность, нагля́дности, нагля́дностей, нагля́дностям, нагля́дностью, нагля́дностями, нагля́дностях
сущ., кол-во синонимов: 15
вескость (13)
доказательность (11)
иллюстративность (1)
конкретность (13)
описательность (4)
очевидность (21)
плакатность (4)
показательность (8)
предметность (7)
убедительность (19)
четкость (33)
яркость (46)
ясность (46)
см. убедительность
показательность, яркость, четкость, доказательность, очевидность, ясность, вескость, описательность, предметность, убедительность, изобразительность
нагля́дность ж 8a
Термин используется в двух значениях:
a) как опора в процессе обучения на дидактический принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися;
б) как использование на занятиях специальных средств обучения (аудиовизуальные средства обучения, мультимедиа, технические средства обучения). Применительно к обучению языку Н. определяется как специально организованный показ языкового материала, предметов и явлений окружающего мира с целью облегчения его понимания, усвоения и использования в речевой деятельности. Принято выделять языковую наглядность и неязыковую наглядность. Под языковой Н. подразумевают деятельность, связанную с демонстрацией явлений самого языка, восприятие и воспроизведение которого носит наглядно-чувственный характер.
В зависимости от характера восприятия окружающего мира различают такие виды Н., как зрительная, слуховая, смешанная, мышечно-двигательная, вкусовая, осязательная. На занятиях по языку первостепенная роль отводится Н. зрительной, слуховой, смешанной (зрительно-слуховой). С точки зрения подачи материала бывает Н. статическая и динамическая. Особым видом динамической Н. является ситуативная Н., или Н. речевых поступков. Наконец, Н. может быть внешней наглядностью (обусловлена процессом восприятия окружающего мира) и внутренней наглядностью (базируется на восприятии образов, хранящихся в памяти - слуховых, зрительных и др.). Современная методика предусматривает использование на занятиях всех видов Н., что способствует образованию правильных представлений об изучаемых явлениях языка и развитию соответствующих навыков и умений. Наибольший педагогический эффект Н. дает, если сочетается со словом преподавателя, который организует наблюдение учащихся, тренировку и побуждает их к самостоятельной речевой деятельности. Выделяются следующие функции Н. на занятиях по языку: информирующая (средства Н. используются для введения учебной и познавательной информации); контролирующая (средства Н. привлекаются для самоконтроля и контроля за характером формируемых знаний, навыков, умений); семантизирующая (средства Н. помогают при объяснении значений иноязычных слов и грамматических форм); воссоздающая ситуации общения (зрительно-слуховые образы используются в качестве опоры для понимания учащимися воспринимаемого на слух или читаемого текста); стандартизирующая (зрительно-слуховые образы помогают образованию речевых автоматизмов); стимулирующая высказывание (средства Н. служат опорой при организации речевого высказывания). В работе по ряду методов обучения (прямому, аудиовизуальному, аудиолингвальному) использованию Н. придается решающее значение. В работе по другим методам (сознательно-практическому, коммуникативному) Н. - вспомогательное средство обучения наряду с другими приемами и средствами. Н. как принцип обучения был впервые сформулирован Я. А. Коменским, а в дальнейшем развит И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским и другими педагогами.
Общедидактические методы обучения, предусматривающие широкий показ на занятиях предметов и явлений окружающего мира либо специальных образцов (наглядных пособий) с целью облегчения понимания, запоминания и использования содержания наглядных пособий в практической деятельности. Подразделяются на две группы: методы иллюстраций - показ учащимся иллюстративных пособий (плакатов, карт, рисунков на доске, картин, портретов и др.) и методы демонстраций - обычно связаны с показом кино- и телефильмов, использованием ЭВМ, а на занятиях по неязыковым дисциплинам - с демонстрацией приборов, опытов, технических установок. Особенностью Н. м. о. является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетание их со словесными методами обучения. На занятиях по языку Н. м. о. находят наиболее последовательную реализацию при использовании прямых и комбинированных методов обучения, предусматривающих опору на зрительные и слуховые образцы на всех стадиях введения, закрепления и активизации учебного материала.
Плоскостные и объемные изображения предметов и явлений, специально создаваемые для целей обучения; природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение Н. п. способствует формированию у учащихся правильных представлений и понятий, выработке у них навыков и умений Н. п. используются на различных этапах обучения: при объяснении нового учебного материала, при закреплении, во время повторения изученного материала и при проверке знаний учащихся, а также во внеаудиторной, кружковой работе. Н. п. должны соответствовать содержанию учебных программ и учебников, методам и приемам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определенным научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям.
Н. п. очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, методам и приемам использования. Их принято делить на натуральные Н. п., состоящие из природных объектов, и изобразительные Н. п., представляющие собой предметы и явления искусства (живопись, графика, скульптура), а также технические объекты. По способам изображения различают образные Н. п., показывающие предметы и явления в реальном, образном виде (модели, макеты, муляжи, картины, репродукции произведений живописи) и схематические, условные (таблицы, схемы, графики). Как плоскостные, так и объемные изобразительные Н. п. бывают двух видов: статичные, с подвижными частями и деталями, и динамичные. Из плоскостных изобразительных Н. п. выделяются в особую группу экранные наглядные пособия: диапозитивы, диа- и кинофильмы. К Н. п. в широком смысле относят также грампластинки и записи на магнитную пленку (см. магнитофон) и цифровые носители. Экранные наглядные пособия, звуковые пособия вместе с проекционной аппаратурой (кодоскопом, фильмоскопом и др.), магнитофоном, проигрывателем, телевизором, видеомагнитофоном, компьютером и др. объединяются в группу технических средств обучения. В зависимости от типа восприятия (слухового или зрительного) Н. п. принято классифицировать на аудитивные (грамзапись, магнитозапись, радиопередачи), визуальные (натуральные, художественно-изобразительные, графические) и аудиовизуальные (кинофильмы, видеозаписи и др.) средства обучения. Н. п. следует отличать от средств наглядности. См. также видеограмма, фонограмма, видеофонограмма.
прил.
1. Такой, который можно непосредственно созерцать, очевидный из непосредственного наблюдения.
2. Основанный на показе изучаемых предметов или их моделей.
3. Служащий для показа в обучении.
НАГЛЯ́ДНЫЙ, наглядная, наглядное; нагляден, наглядна, наглядно (книжн.).
1. Такой, что можно непосредственно созерцать и понимать, доступный и убедительный для непосредственного наблюдения, понимания. Наглядный случай. Наглядный пример. Наглядное доказательство. Показать что-нибудь наглядно (нареч.).
2. только полн. Основанный на показывании (изучаемых предметов или их моделей; пед.). Наглядное обучение. Наглядный метод преподавания.
|| Служащий для такого показывания (пед.) Наглядные пособия (таблицы, карты, коллекции и т.п.).
НАГЛЯ́ДНЫЙ, -ая, -ое; -ден, -дна.
1. Совершенно очевидный из непосредственного наблюдения. Н. пример.
2. полн. Основанный на показе, служащий для показа. Наглядная информация. Наглядные пособия.
| сущ. наглядность, -и, жен.
НАГЛЯ́ДНЫЙ -ая, -ое; -ден, -дна, -дно.
1. только полн. Основанный на показе (изучаемых предметов, их моделей и т.п.). Н. метод обучения. // Служащий для такого показа. Н-ые пособия.
2. Убедительный, совершенно очевидный из непосредственного наблюдения. Н. пример мужества.
◁ Нагля́дно, нареч. Обучать н. Н. показать пример милосердия.
-ая, -ое; -ден, -дна, -дно.
1. только полн. ф.
Основанный на показе (изучаемых предметов, их моделей и т. п.).
||
2. Убедительный, совершенно очевидный из непосредственного наблюдения.
У меня невольно вставала перед глазами картина мукденского отступления, наглядный пример хрупкости тогдашней русской военной системы. Игнатьев, Пятьдесят лет в строю.
нагля́дный; кратк. форма -ден, -дна
нагля́дный, нагля́дная, нагля́дное, нагля́дные, нагля́дного, нагля́дной, нагля́дных, нагля́дному, нагля́дным, нагля́дную, нагля́дною, нагля́дными, нагля́дном, нагля́ден, нагля́дна, нагля́дно, нагля́дны, нагля́днее, понагля́днее, нагля́дней, понагля́дней
прил., кол-во синонимов: 21
веский (31)
демонстративный (8)
доказательный (13)
достаточный (24)
изобразительный (8)
иллюстративный (6)
конкретный (26)
логичный (21)
нагляднейший (1)
описательный (10)
основанный на кокретных фактах (2)
отчетливый (36)
очевидный (40)
показательный (19)
предметный (16)
спектакулярный (5)
убедительный (30)
четкий (47)
яркий (99)
ясный (84)
См. явный...
1.
Syn: изобразительный, иллюстративный, описательный, дескриптивный
2.
Syn: доказуемый, очевидный, убедительный, доказательный, веский, обоснованный, резонный, состоятельный, основательный
Ant: недоказуемый, неочевидный
на/гля́д/н/ый.
нагля́дный п 1*a
В семантической истории многих русских литературных слов воздействие чужого языка играет подсобную или побочную роль. Оно лишь сопутствует самостоятельному развитию значений русского слова, иногда лишь ускоряя, как бы подгоняя его семантическое движение в том направлении, которое уже было предопределено, предуказано морфологической структурой слова и его смысловыми связями и возможностями.
Слово наглядный вошло в русский литературный язык из народной речи. Достаточно вспомнить народно-поэтическое ненаглядный, которое представляет собою видоизменение того же слова по контрасту при помощи отрицания не. Если ненаглядный обозначает: \`такой, на которого нельзя наглядеться', а затем уже \`любимый, дорогой', то наглядный первоначально имело значение: \`такой, на которого можно было легко наглядеться', а затем: \`освоенный или приобретаемый наглядкою, неоднократным наблюдением'. Ср. у Ф. М. Достоевского в рассказе «Скверный анекдот» такое употребление глагола наглядеть: «В это-то время Млекопитаев и наглядел Пселдонимова. Он был поражен его длинным носом и смиренным видом».
В применении к обучению или изучению природы слово наглядный в начале XIX в. приобрело своеобразный смысловой оттенок: \`приобретаемый или достигаемый посредством непосредственного зрительного восприятия'. Наглядное обучение. Наглядное распознавание минералов. В академическом словаре 1847 г. указано только это значение. Оно определяется так: «Приобретаемый наглядкою». Наглядка же объясняется как «способность научиться чему-нибудь, приобретаемая от частого смотрения на что-либо» (сл. 1867-1868, 2, с. 356).
В высшей степени показательно, что слова наглядный нельзя найти ни в одном словаре русского языка до словаря 1847 г. Его не встретим ни в переводных русско-французских и русско-немецких словарях XVIII и начала XIX в. Его нет ни в словарях Академии Российской, ни в словаре П. Соколова (1834), ни в «Этимологическом лексиконе» Ф. Рейфа (1835-1836). Таким образом, можно с несомненностью утверждать, что слово наглядный укрепилось в русском литературном языке не ранее 20-40-х гг. XIX в.
Характерно, что слово ненаглядный помещено во всех словарях, начиная со словаря АР: «Тот, на кого наглядеться, налюбоваться не можно. Ненаглядное дитя. Ненаглядный сынок» (сл. 1806-1822, 3, с. 1334). Необходимо также отметить, что в глаголе наглядеться уже в словарях XVIII в. отмечаются два значения: «1) Насмотреться, глядя на что налюбоваться, удовольствовать свое зрение. Мать не может наглядеться на детей своих. Не можно наглядеться на изящество сей живописи, работы. 2) Получить навык или приобресть сведение, научиться от многого и частого примечания. Странствуя по разным землям, всего в свете нагляделся». С этим значением глагола наглядеться было связано образование и употребление отглагольного имени существительного наглядка (ср. «По одной наглядке перенял многие рукоделия», сл. АР 1814, ч. 3, с. 1013-1014).
К этой же семантической сфере примыкает и слово наглядный. Однако на смысловую структуру этого слова, особенно в его педагогическом применении не могло не оказать влияния немецкое anschaulich (ср. Anschaulichkeit). В слове наглядный около середины XIX в. развиваются значения: 1. Основанный на показывании или созерцании, на непосредственном наблюдении (изучаемых предметов или моделей). Наглядное обучение. Наглядный способ обучения. 2. Такой, что можно непосредственно созерцать и понимать, доступный и убедительный для непосредственного наблюдения, понимания. Наглядный случай, наглядный пример, наглядный образ. Гоголь употреблял слово наглядность в значении \`зрительная осязаемость'. Например, в письме к Плетневу от 4 декабря 1846 г.: «...у него [Прокоповича] раньше, чем у всех других, показалась наглядность, наблюдательность и живость жизни» (Русск. писатели о лит-ре, 1, с. 308). Даль уже в первом издании словаря вышел за пределы определения словаря 1847 г.: «Наглядный, усвоенный наглядкою; опытный, практический, прилагаемый к делу; ясный, понятный, вразумительный» (1865, 2). Но П. Шейн в своих Дополнениях указал на новые значения слова наглядный, развившиеся под влиянием немецкого anschaulich, и на слово наглядность для передачи немецкого Auschaulichkeit.
П. Шейнписал: «Наглядный и наглядность - доступный чувству зрения и вообще чувствам, часто употребляется в смысле \`осязательный', \`конкретный', в противоположность отвлеченному. Наглядный, наглядно, наглядность (составлены по образцу нем. anschaulich) сделались необходимыми терминами современной педагогики» (Шейн, с. 28). В этом замечании ошибочно отношение к слову наглядный, как к кальку, к морфологическому слепку с немецкого anschaulich. Старое народное ненаглядный возникло независимо от сторонних влияний.
При наглядеться, наглядка естественно было образование наглядный (ср. нарядиться, наряд, нарядный; затягивать, затяжка, затяжной; приглядеться, в приглядку, неприглядный; ср. в народной речи приглядный).
Во втором издании словаря Даля слово наглядный толкуется так же, как и в первом издании: «Усвоенный наглядкою; опытный, практический, прилагаемый к делу; ясный, понятный, вразумительный. Наглядное дело переимчиво. Наглядный способ обученья. Чертежный способ доказательства нагляднее алгебраичного» (сл. Даля 1881, 2, с. 393).
У Н. И. Пирогова в «Дневнике старого врача»: «Наглядность учения и демонстрацию можно было найти только на лекциях Лодера» (2, с. 379); «И странно: до вступления моего в дерптский университет я не чувствовал никакой потребности узнать что-нибудь из собственного опыта, наглядно» (там же). «Наглядность в соединении со словом - вот эти средства, разумея под именем наглядности все действующее на внешние чувства» (там же, с. 121); «...слово может еще заменить наглядность, но одна наглядность никогда не заменит слова. Наглядное, одно, само по себе, без помощи слова, хотя и может глубоко врезаться в память ребенка, но всегда останется чем-то отрывочным и несвязным...» (там же, с. 130). «Довольно раннее обучение грамоте при пособии наглядности я считаю самым надежным средством к правильному развитию внимательности» (там же, с. 126); «Теперь я убедился, что ни наглядность, ни слово, сами по себе, без умения с ними обращаться как надо и без других условий, ничего путного не сделают» (там же, с. 124).
Статья ранее не публиковалась. В архиве сохранились рукопись - 11 листков разного формата - и машинописный экземпляр с правкой автора. Статья писалась в разное время. Первоначальный набросок (4 листка одного формата и качества бумаги) написан чернилами и имеет специально оставленные пустые места, позже заполненные текстом, написанным карандашом. 7 листков разного формата, дополняющие первый набросок, написаны карандашом. Листки пронумерованы автором.
Статья публикуется по машинописи с внесением ряда необходимых поправок и уточнений. - В. П.
Syn: показ, иллюстрация
НАГЛЯДЫВАТЬ, подглядывать и наглядать, наглядеть над чем, надзирать, насматривать, наблюдать, присматривать, брать что под свой надзор. Ты бы наглядел, понаглядел без меня за рабочими. Я и так всегда наглядываю. Нагляделся я на них, надоели они мне, надоело на них глядеть.
| Где ты нагляделся чеботарить? где перенял, научился. Не нагляжусь я на зятька! В запас не наглядишься. Наглядываются люди, да перенимают дело.
| Наглядывается ли за землекопами, надсматривается ли? Наглядыванье, нагляданье ср., ·длит. нагляденье ·окончат. нагляд муж. наглядка жен., ·об. действие по гл. на ть в на ся.
| Наглядка, способность самоучки; уменье, приобретенное опытом, на других глядя. С нагляденья сыт не будешь. Без нагляду хозяйство гинет. Не все переймешь наглядкою. Наглядок или наглядыш муж. береженый воспитанник. Этот индюшонок мой наглядочек. Наглядный, усвоенный наглядкою; опытный, практический, прилагаемый к делу; ясный, понятный, вразумительный. Наглядное дело переимчиво. Наглядный способ обученья. Чертежный способ доказательства нагляднее алгебраичного. Наглядчик муж. наглядчица жен. наглядала ·об. смотритель, надсмотрщик, надзиратель. Наглядчиков, наглядчицын, наглядалин, им принадлежащий; наглядчичий, им свойственный. Наглядчивый, в ком есть наглядчивость жен. способность перенимать наглядкою. Наглядничать, присматривать за чем слегка, по временам, или укорительно приглядывать со стороны, мешаясь в чужое дело, или соглядать, лазутничать.