Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

нестельная

Толковый словарь Ожегова

НЕСТЕ́ЛЬНАЯ, муж. и ср. не употр.; -льна (обл.). О корове и нек-рых других самках: яловая.

Слитно. Раздельно. Через дефис

Полезные сервисы

нестельный

Синонимы к слову нестельный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

нестер

Орфографический словарь

Синонимы к слову нестер

сущ., кол-во синонимов: 1

имя (1104)

Словарь русских имен

Словарь имён

1) , муж. Стар. редк.

Отч.: Нестерович, Нестеровна.

Производные: Нестерка; Терёша.

2) , муж. Разг. к (см. Нестор).

Отч.: Нестерович, Нестеровна; разг. Нестерыч.

Словарь имён и отчеств

Именины

Полезные сервисы

нестера

Этимологический словарь

"племянница", только русск.-цслав., др.-русск. нестера - то же (Устюжск. Кормч.; см. Срезн. II, 426), сербохорв. нѐстера "племянница, дочь сестры", др.-польск. nieściora "племянница" (Брюкнер 427; AfslPh 11, 137).

Восходит к *nept-tera от и.. *neptī(s), ср. др.-лит. neptė̃ (Буга, РФВ 65, 329), лат. neptis "внучка", позднелат. "племянница" (Вальде-Гофм. 2, 161 и сл.), др.-инд. naptī́ṣ "внучка", авест. nарtī- то же, др.-ирл. nесht "внучка", д... nift "neptis, privigna", ср. образование лат. matertera "тетка, сестра матери" (Мейе, Ét. 167; Траутман, ВSW 196). Другие предполагают преобразование из праслав. *neti по аналогии mati, род. п. matere в парадигму род. п. *netere и т. д. и объясняют s влиянием сестра́; см. И. Шмидт, Pluralb. 63; Френкель, ZfslPh 20, 62 и сл.; Шрадер, IF 17, 19.

Полезные сервисы

нестеренко

Грамматический словарь

Словарь русских фамилий

Сканворды для слова нестеренко

Полезные сервисы

нестеренко евг. евг

Гуманитарный словарь

НЕСТЕРЕ́НКО Евг. Евг. (род. 1938) - певец (бас). Окончил Ленингр. конс. по кл. В. М. Луканина (1965). Солист Ленингр. Малого театра оперы и балета (1963-67), Театра оперы и балета им. Кирова (1967-71), Большого театра (с 1971). Лауреат Международного конкурса им. П. И. Чайковского (1970, 1-я премия), многих других конкурсов. И. обладает гибким, мягким голосом благородного теплого тембра. В репертуаре И., помимо многих популярных басовых партий, партии в советских операх: Кутузов ("Война и мир"), Сергеич ("Декабристы" Ю. А. Шапорина) и др. И. выступил в различных театрах мира во многих редко исполняемых ролях - Король Треф ("Любовь к трем апельсинам"), Мефистофельопере А. Бойто), Ланчотто ("Франческа да Римини" С. В. Рахманинова), Сальери, Квай Звамбай ("Похищение луны" О. В. Тактакишвили), Герцог Синяя бородаодноименной опере Б. Бартока), Король Аркель ("Пелеас и Мелизанда" К. Дебюсси), Массимилиано ("Разбойники" Д. Верди), Заккария ("Набукко" Д. Верди), Моисейодноименной опере Д. Россини) и др. Часто выступает в концертах, в его репертуаре - произведения М. П. Мусоргского, Д. Д. Шостаковича, Г. В. Свиридова. И. - первый исполнитель Сюиты на слова Микеланджело Д. Д. Шостаковича, "Трех песен" и "Песен на слова английских поэтов" Г. В. Свиридова. Преподавал в Ленингр. конс. (1967-71), Муз.-педагогическом институте им. Гнесиных (1972-74), с 1975 заведующий кафедрой сольного пения Моск. конс. Народный артист СССР (1976). Лауреат Ленинской премии (1982). Герой соц. труда (1988).

Соч.: Размышления о профессии. М., 1985.

Лит.: Бэлза И. Ф. Евгений Нестеренко // Бэлза И. Ф. О музыкантах 20 в. М., 1979.

Полезные сервисы

нестеренко евгений евгеньевич

Энциклопедический словарь

Нестере́нко Евгений Евгеньевич (р. 1938), певец (бас), народный артист СССР (1976), Герой Социалистического Труда (1988). С 1963 на оперной сцене Ленинграда, с 1971 в Большом театре. 2-я премия на Международном конкурсе вокалистов в Софии (1967), 1-я премия на Международном конкурсе вокалистов имени П. И. Чайковского (1970). Профессор Московской консерватории (с 1981). Ленинская премия (1982).

* * *

НЕСТЕРЕНКО Евгений Евгеньевич - НЕСТЕРЕ́НКО Евгений Евгеньевич (р. 8 января 1938), российский оперный певец (бас). Народный артист СССР (1976), Герой социалистического труда (1988). Лауреат Ленинской премии (1982).

Лауреат международных и национальных конкурсов. Четвертая премия на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М. Глинки (см. ГЛИНКА Михаил Иванович) (1965). Вторая премия и Серебряная медаль на международном конкурсе молодых оперных певцов в Софии (Болгария, 1967). Первая премия и Золотая медаль на международном конкурсе имени П. И. Чайковского (1970). Обладатель «Золотых дисков» (Япония, 1982; СССР, 1984), приза «Ванни Марку» (Франция, 1980) и премии «Грэмми» (США, 1980) за лучшие грамзаписи, медали «Золотой Виотти» (Италия, 1981), приза «Джованни Дзенателло» (Италия, 1986), Гран-при «Золотой Орфей» (Франция, 1984), приза «Вильгельм Фуртвенглер» (Германия, 1992), почетного звания «Каммерзенгер» (Австрия, 1992) и др. Обладатель Шаляпинской премии Академии творчества (Москва, 1992).

Окончил Ленинградскую государственную консерваторию (1963). В 1963-67 - солист Ленинградского Малого театра оперы и балета (дебют - партия Гремина в «Евгении Онегине). В 1967-71 в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинском). С 1971 - солист оперы Большого театра. В репертуаре: РусланРуслан и Людмила»), Борис Годунов и Варлаам («Борис Годунов»), Иван Сусанин, Кончак и Князь Игорь («Князь Игорь»), Мельник («Русалка»), Гремин («Евгений Онегин»), Король Рене («Иоланта»), Кутузов («Война и мир»), Алеко, Филипп II («Дон Карлос»), Мефистофель («Фауст»), Дон Базилио («Севильский цирюльник»), Эскамильо («Кармен») и др. Нестеренко - первый исполнитель в России партии Герцога в опере Б. Бартока «Замок герцога Синяя Борода» (1978).

Гастролировал в Ла Скала, Барселоне, Вене, Мадриде, Афинах, Гамбурге, Вероне, Брегенце, Будапеште, Мюнхене, Токио, Франкфурте на Майне, театрах США и др. Среди многочисленных записей - партии Мефистофеля (Philips), Сальери (Olympia) и др. Нестеренко - обладатель голоса. удивительно насыщенного тембра, виртуозной техники, мощного сценического темперамента.

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

нестеренко юрий валентинович

нестеренко, евгений евгеньевич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

нестеренков

нестерильный

Толковый словарь

Энциклопедический словарь

Слитно. Раздельно. Через дефис

Синонимы к слову нестерильный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

нестерин

нестерихин юрий ефремович

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

нестерка

Словарь русских имен

Полезные сервисы

нестеркин

нестеров

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Синонимы к слову нестеров

сущ., кол-во синонимов: 1

город (2765)

Грамматический словарь

Не́стеров ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

Сканворды для слова нестеров

Полезные сервисы

нестеров (город в российской федерации)

нестеров (город на украине)

нестеров анатолий иннокентьевич

нестеров аркадий александрович

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

нестеров иван иванович

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

нестеров мих. вас

Гуманитарный словарь

НЕ́СТЕРОВ Мих. Вас. (1862-1942) - живописец. Род. в Уфе, в купеч. семье. В 1877-86 учился в моск. Уч-ще живописи, ваяния и зодчества. Большое влияние на ранний период творчества И. оказали В. Г. Перов и А. К. Саврасов. Принимал участие в выставках Уч-ща с работами бытового жанра ("Играющие дети", 1879; "Купец-банкрот в Гостинном дворе", 1881; "Домашний арест", 1883). В 1881-82 занимался в Петерб. АХ у П. П. Чистякова. В уч-ще создал ряд полотен на ист. темы ("До государя челобитчики", 1886). В 1886-89 занимался иллюстрацией. Картина "Пустынник" (1888-89) была принята на 17-ю передвижную выставку; с 1896 Н. - чл. Т-ва передвиж. худож. выставок. В 1889 посетил Вену, Венецию, Падую, Флоренцию, Рим, Неаполь, Капри, Париж, Дрезден. Цикл работ 1890-х гг. знаменовал отход от соц. идей предшествующего этапа. Предметом иск-ва Н. становится область нравств. религ. исканий, духовной жизни рус. народа ("Видение отроку Варфоломею", 1889-90). Художник стремился показать идеи чистой, возвыш., гармонич. жизни, передать представление реальности чудесного. Сверхъестеств. события изображаются в конкретной, бытовой обстановке. В 1890-95 работал во Владимирском соборе в Киеве, где создал четыре иконостаса ниж. и верх. приделов и два запрестольных образа на хорах. В ранний период испытал влияние В. М. Васнецова. В 1893 посетил Константинополь, Равенну, Палермо, Рим, что помогло ему выбрать свой худож. стиль. Создал цикл работ, посв. Сергию Радонежскому: "Юность преподобного Сергия Радонежского" (1892-97), триптих "Труды преподобного Сергия Радонежского" (1896-97) и др. Иконописная условность композиции в творчестве Н. часто соединялась с написанным в блеклых, серебристых тонах почти реалистич. пейзажем ("Под благовест", 1895). Большое значение Н. придавал раскрытию жен. образа ("Великий постриг", 1897). В 1898 Н. было присвоено звание академика.

Во 2-й пол. 90-х гг. Н. отошел от идей передвижничества, вошел в объединение "Мир иск-ва" (до 1901). Для работ 1900-х гг. характерно ощущение тревоги, внутр. одиночество ("Мечтатели", "Белая ночь в Соловецкой обители", 1903, местонахождение неизв.; росписи храма св. Александра Невского в Абастумане, 1899-1904). Итоговой стала работа "Святая Русь" (1901-05), в к-рой евангельская идея соединяется с изображением реальной сцены из жизни рус. народа. Стремление найти гармонию в жизни человека и природы, изобразить мир чистых и поэтич. побуждений отразилось в картинах "Лето" (1905), "Два лада" (1905). Интерес к характеристике духовного мира человека у Н. проявился в портретной живописи: портрет второй жены художника Е. П. Нестеровой (1905); портрет княгини Н. Г. Яшвиль (1905); портрет дочери художника О. М. Нестеровой (1906); портрет Л. Н. Толстого (1907). В 1908-11 совм. с арх. А. В. Щусевым работал над созданием храма Покрова Богородицы при Марфо-Мариинской обители в Москве, ориентируясь на достижения модерна.

После рев-ции создал ряд портретов деятелей науки и иск-ва ("А. Н. Северцов", 1934; "С. С. Юдин", 1935; "И. П. Павлов", 1935, Сталинская премия 1941; "В. И. Мухина", 1940) и лирич. пейзажей ("Осень в деревне", 1942).

Соч.: Давние дни: Встречи и воспоминания. 2-е изд. М., 1959; Из писем. Л., 1968; Воспоминания. 2-е изд. М., 1989.

М. В. Нестеров. 1907

<abbr>М.</abbr> В. <a href='/dict/нестеров' class='wordLink' target='_blank'>Нестеров</a>. 1907

Полезные сервисы

нестеров михаил васильевич

Энциклопедический словарь

Не́стеров Михаил Васильевич (1862-1942), живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Создал поэтические религиозные образы, связанные с этическими исканиями 1880 - 1910-х гг. («Видение отроку Варфоломею», 1889-1890, «На Руси», 1916); писал глубокие, острохарактерные портреты деятелей отечественной культуры («И. П. Павлов», 1935; «В. И. Мухина», 1940). Государственная премия СССР (1941).

* * *

НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич - НЕ́СТЕРОВ Михаил Васильевич [19 (31) мая 1862, Уфа - 18 октября 1942, Москва], русский живописец, заслуженный деятель искусств России (1942). Государственная премия СССР (1941).

Выдающийся представитель русского символизма (см. СИМВОЛИЗМмодерна (см. МОДЕРН) , ведущий мастер религиозной живописи «серебряного века», сумевший органически продолжить характерные линии своего стиля и в советский период. Создал поэтичные религиозные образы, связанные с этическими исканиями 1880-1910-х годов. («Видение отроку Варфоломею», 1889-1890, «На Руси», 1916); писал глубокие, острохарактерные портреты деятелей отечественной культуры.

«Церковный модерн»

Выходец из купеческой семьи, получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1881 и 1884-1886), где его наставниками были В. Г. Перов (см. ПЕРОВ Василий Григорьевич), А. К. Саврасов (см. САВРАСОВ Алексей Кондратьевич), И. М. Прянишников (см. ПРЯНИШНИКОВ Илларион Михайлович), а также в Академии художеств (1881-1884) у П. П. Чистякова (см. ЧИСТЯКОВО). Был членом Товарищества передвижников (см. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК) . Жил преимущественно в Москве, а в 1890-1910 - в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Троице-Сергиева лавра, Абрамцево и их окрестности).

Произведениям Нестерова изначально был свойственен национальный романтизм, поэтика исторических перспектив, открывающихся порой за самым простым бытовым или пейзажным мотивом. Если ранние его исторические образы решены еще в духе обстоятельного и многословного бытописания передвижников («Избрание Михаила Федоровича на царство», 1886, Третьяковская галерея), то входя в творческую зрелость, он все чаще предпочитает концентрировать поэтическое содержание в отдельных фигурах, исполненных драматической силы («За приворотным зельем», 1888, Саратовский художественный музей им. А. Н. Радищева; «Пустынник», 1888-1889, Третьяковская галерея).

Религия и природа - эти темы, предопределившие образ ветхого пустынника в одноименной картине, отныне занимают в искусстве мастера центральное место. Его постоянно вдохновляют национальные церковно-художественные древности, но наряду с ними - пример французского символизма (П. Пюви де Шаванн (см. ПЮВИ ДЕ ШАВАНН Пьер)и в особенности Ж. Бастьен-Лепаж (см. БАСТЬЕН-ЛЕПАЖ Жюль)). Написанное близ Абрамцево «Видение отроку Варфоломею», то есть будущему Сергию Радонежскому (см. СЕРГИЙ Радонежский) (1889-1890, Третьяковская галерея), производит сенсацию, явившись по сути манифестом символизма в русской религиозной изобразительной традиции; на первый план в картине выходит не догма, а человеческое переживание, причем атмосфера видения, чуда в равной мере воплощена и в фигурах и в окружающем осеннем пейзаже. Слова «нестеровский отрок» и «нестеровский пейзаж» стали с той поры нарицательными.

На рубеже веков художник получает все больше церковных заказов. По его эскизам выполнены росписи Владимирского собора в Киеве (1890-1895), где Нестеров выступил прямым продолжателем В. М. Васнецова (см. ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович), мозаики и иконы церкви Спаса на крови в Петербурге (1894-1897), росписи церкви храма Александра Невского в Абастумани (1902-1904), храма Марфо-Мариинской обители в Москве (1908-1911). Эти декоративные ансамбли - образцы не только православной эстетической традиции, но и своеобразного «церковного модерна». В образах нарастает лирическое начало, иконность сменяется психологической драмой. Нестеров, по словам В. В. Розанова (см. РОЗАНОВ Василий Васильевич), «пишет не Христа», а «как человек прибегает к Христу». Причем еще выразительней этот переход от догмы к настроению совершается в станковой живописи.

Портреты эпохи

Исключительную роль в поэтике мастера, наряду с пейзажем с характерными тонкими березками, играет портрет. Лучшие образы такого рода - портреты родных либо знакомых, близких по духовным убеждениям людей («О. М. Нестерова», или так называемая «Амазонка», дочь художника, 1906; «П. А. Флоренский и С. Н. Булгаков», или «Философы», 1917). Человек у Нестерова зачастую предстает стоящим как бы «на краю», на изломе эпохи; образы впечатляют своим острым, исповедальным психологизмом, которому вторит печальная мелодика природы.

В картинах на религиозную тему художник все чаще стремится запечатлеть как бы «всю Русь», чающую духовного обновления. Монашеская жизнь, аскеза в природной глуши выглядит тем ядром, вокруг которого это обновление должно свершиться («Великий постриг», 1897; «Святая Русь», 1901-1906). Самое большое полотно Нестерова «На Руси» («Душа народа», 1916) наиболее масштабно и по своему историко-социальному диапазону: огромная толпа приходит тут - вслед за юным отроком, как бы новым воплощением Сергия-Варфоломея, - в движение, тяготея к неведомому будущему; причем в массе людей разных сословий видны Достоевский (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович), Владимир Соловьев (см. СОЛОВЬЕВ Владимир СергеевичЛев Толстой (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич).

Советские годы

Не приняв революцию, разрушившую все базисные для него духовные ценности, Нестеров тем не менее воздерживается от какого-либо протеста и живет исключительно творчеством. Его положение отныне двойственно. С одной стороны, он окружен уважением как ветеран русского искусства, с другой - работает в условиях строгой цензуры. Христианские сюжетыкоторых он часто варьирует прежние мотивы) допускаются лишь на «экспортные» выставки, даже единственная после революции персональная прижизненная выставка мастера (1935) устраивается как шестидневное мероприятие закрытого типа.

Однако Нестеров все же остается активным участником художественной жизни. Он постоянно представляет на выставках пейзажи и портреты; причем последние не уступают образам «досоветского Нестерова», даже нередко превосходят их своим драматическим напряжением и образной сложностью. Люди искусства и наукипримеру, «Художники П. Д. и А. Д. Корины», 1930; «Скульптор И. Д. Шадр», 1934; «Хирург С. С. Юдин», 1935; «Скульптор В. И. Мухина», 1940) выглядят на его портретах как своего рода подвижники, герои творческой аскезы (см. АСКЕЗА), которая продолжается и приносит зримые плоды вопреки всему. Таким же подвижником творчества выглядит и сам Нестеров в «Автопортрете» 1928 года. Ритмический изыск композиции и рисунка, экспрессивная звучность цвета, продуманность символических деталей - все это блестяще работает на образ в «Портрете академика И. П. Павлова» (1935; все в Третьяковской галерее), наиболее известном из произведений этого цикла. В последние свои десятилетия Нестеров много работает над воспоминаниями, которые впервые выходят отдельной книгой (под названием «Давние дни») в год его смерти.

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

нестеров николай степанович

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

нестеров петр ник

Гуманитарный словарь

Полезные сервисы

нестеров пётр николаевич

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

нестеров петр николаевич

нестеров, михаил васильевич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

нестеров, пётр николаевич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

нестерова нат. иг

Гуманитарный словарь

НЕ́СТЕРОВА Нат. Иг. (род. 1944) - живописец. Училась в Моск. ср. худ. шк. (1955-62), Моск. гос. худож. ин-те (1962-68) у А. М. Грицая, Д. Д. Жилинского, чл. Моск. отд. Союза худож. (1969), автор многочисл. картин на совр. быт. темы. Живописный язык Н. - своеобразный сплав академич. школы с законами поэтики фолькл. иск-ва (примитива, лубка и т. п.) - претерпевает изменения на протяжении 60-80-х гг. от гладкописи ("Слепые в чайной", 1969; "Жмурки", 1969 и др.) к сложно разработанной рельефной фактуре ("Дом Гоголя", 1979; "Метро", 1980 и др.). Колорит строится на тонально сгармонированных сочетаниях красок, особая роль (философская, символическая) принадлежит белому цвету ("Летний сад", 1982 и др.). Анализ противоречий совр. жизни, психол. сложность процессов развития совр. об-ва в целом и отд. человека в частности рождают темы и сюжеты произведений Н., соц. подтекст к-рых ярко выражен ("Аэропорт в Чите", 1985; "Очередь", "Переход", "Манекены", все - 1986 и др.). В новых условиях и иными средствами Н. развивает традиц. линию критич. реализма, свойств. рус. иск-ву 2-й пол. 19 в.

Лит.: Наталья Нестерова: Альбом / Авт.-сост. О. Д. Политыко. Л., 1988.

Полезные сервисы

нестерова наталья игоревна

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

нестерова петля

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Эпонимы

Полезные сервисы

нестерович

нестеровский

Орфографический словарь

Полезные сервисы

нестерпимая

нестерпимее

Орфографический словарь

Синонимы к слову нестерпимее

нареч, кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

нестерпимо

Толковый словарь

Академический словарь

Слитно. Раздельно. Через дефис

нестерпи/мо, нареч.

Формы слов для слова нестерпимо

Синонимы к слову нестерпимо

Идиоматика

Грамматический словарь

нестерпи́мо н; предик.

Полезные сервисы

нестерпимо // нетерпимо

Паронимы

Полезные сервисы

нестерпимое

нестерпимость

Толковый словарь

ж.

отвлеч. сущ. по прил. нестерпимый

Толковый словарь Ожегова

Орфографический словарь

Синонимы к слову нестерпимость

Сканворды для слова нестерпимость

Полезные сервисы

нестерпимый

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Толковый словарь Даля

Энциклопедический словарь

Академический словарь

Словарь русского арго

см.: блеск

Слитно. Раздельно. Через дефис

Орфографический словарь

Формы слов для слова нестерпимый

Синонимы к слову нестерпимый

Тезаурус русской деловой лексики

Полезные сервисы