Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

чжу

чжу дэ

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

ЧЖУ ДЭ (1886-1976), военный деятель коммунистического Китая. Родился в 1886 в деревне Мааньчан (провинция Сычуань). В 1905 сдал государственные экзамены в средней школе и в 1907 поступил в педагогическое училище, где учился в течение года. До 1909 Чжу Дэ преподавал физкультуру в одной из школ своего родного уезда, а затем поступил в Юньнаньское военное училище, где присоединился к возглавляемой Сунь Ятсеном революционной партии "Объединенный союз". В 1911 Чжу Дэ принял участие в восстании против маньчжурской династии, а в 1912 вновь приехал в Юньнань, где преподавал в военном училище. В 1913 был направлен на границу с Французским Индокитаем, где разрабатывал тактику ведения партизанской войны, а в 1915 вернулся на родину, в провинцию Сычуань. К 1916 Чжу Дэ уже имел чин бригадного генерала и занимал высокий пост в военном руководстве провинции Юньнань. Вскоре он вступил в конфликт с узурпировавшим власть в провинции реакционером Дан Цияо и вместе со своими сподвижниками переместился в Сычуань. Из Сычуани он переехал в Шанхай, а затем направился в Европу. В Берлине в октябре 1922 Чжу Дэ вступил в компартию Китая. В Германии он обучался в Геттингенском университете, дважды попадал за решетку за революционную деятельность и в конце концов был выдворен из страны. После этого некоторое время странствовал по Европе, затем посетил Советский Союз, а в 1926 возвратился в Китай, чтобы принять активное участие в коммунистическом движении. По заданию руководства компартии вел агитацию в воинских частях в провинции Сычуань и, кроме того, содействовал реорганизации 20-го корпуса Национально-революционной армии. Чжу Дэ избирался членом исполкома провинциального комитета Гоминьдана, руководил школой военной подготовки, назначался начальником полиции Наньчанского управления общественной безопасности. С началом июльского восстания 1927, обозначившего решительный разрыв между компартией и Гоминьданом, Чжу Дэ принял командование 9-м армейским корпусом и внес вклад в организацию восстания на юге Хунани в 1928. В том же году он впервые встретился с Мао Цзэдуном, с которым тесно сотрудничал в деле формирования нового 4-го армейского корпуса, который в дальнейшем успешно противостоял Гоминьдану. В 1931 1-й Всекитайский съезд представителей советских районов Китая единогласно избрал Чжу Дэ председателем Реввоенсовета - главнокомандующим Рабоче-крестьянской революционной армии. Когда в сентябре 1931 японцы вторглись в Маньчжурию, китайские коммунисты выступили за прекращение гражданской войны и создание объединенного фронта для борьбы с японской агрессией. Вместо этого Гоминьдан начал новую военную кампанию против коммунистических войск, принудив их отступить из Сычуани в Сикан (Тибет), а затем, в октябре 1934, предпринять знаменитый "Великий поход" в провинцию Шэньси, для чего им пришлось пройти свыше 9600 км. В августе 1937 войска под командованием Чжу Дэ, реорганизованные согласно приказу Чан Кайши в 8-ю полевую армию в составе регулярной Национально-революционной армии Китая, начали военные действия против японцев. На протяжении восьми лет Чжу Дэ осуществлял руководство всеми военными операциями против японцев. 14 августа 1945 он отказался выполнить приказ Чан Кайши о прекращении самостоятельных действий. После этого войска Чжу Дэ начали противодействовать гоминьдановским армиям, пытавшимся уничтожить военные соединения коммунистов. Военные действия распространялись все шире, и к концу 1948 уже вся Маньчжурия находилась под контролем частей народной армии Китая, которыми командовал Чжу Дэ. В дальнейшем эти части овладели Пекином, Нанкином, Шанхаем, а в ноябре 1949 - Гуанчжоу. В сентябре 1949 Чжу Дэ стал членом Народного политического консультативного совета новой Китайской Народной Республики, а в октябре назначен главнокомандующим народно-освободительной армии Китая. В 1953 был избран заместителем председателя правительства КНР. Умер Чжу Дэ в Пекине 6 июля 1976.

Полезные сервисы

чжу си

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

<a href='/dict/чжу' class='wordLink' target='_blank'>ЧЖУ</a> СИ

ЧЖУ СИ

Чжу Юаньхуэй, Чжу Чжунхуэй, Чжу Хуэйань (1130-1200), выдающийся китайский философ, ученый-энциклопедист, литератор, текстолог и комментатор конфуцианских канонических произведений, педагог, главный представитель неоконфуцианства, придавший этому учению универсальную и систематизированную форму (Чэн [[братьев]] - Чжу [[Си]] школа, или "ли сюэ" - "учение о принципе"), в которой оно обрело статус ортодоксальной идеологии и культурного трандартав Китае и ряде сопредельных стран, особенно в Японии и Корее. Родился 18 октября 1130 в Юси провинции Фуцзянь. Происходил из семьи ученого-чиновника, в 18 лет получил высшую ученую степень цзиньши, затем в течение 20 лет занимался главным образом научным и литературным трудом. С 1178, находясь на государственной службе, Чжу Си неоднократно, но не надолго назначался на высокие административные посты. В 1196 за критические настроения в отношении социальной действительности и реформаторскую деятельность лишен всех чинов и званий, его учение подверглось запрету. В 1199 реабилитирован, посмертно получил титул го-гун ("державный князь"), в 1241 причислен к величайшим конфуцианским авторитетам, а с 1313 при правлении инородной (монгольской) династии Юань его учение официально включено в систему государственных экзаменов на ученые степени и чиновничьи должности (кэ цзюй). Умер он 23 апреля 1200 в Каотине провинции Фуцзянь. Литературное наследие Чжу Си чрезвычайно велико. Многие его основополагающие идеи выражены в комментариях к конфуцианской классике (прежде всего Пятиканонию и Четверокнижию, см. ШИ САНЬ ЦЗИН) и беседах, записанных учениками (юй лу). Чжу Си публиковал, комментировал и интерпретировал произведения своих непосредственных предшественников - четырех корифеев неоконфуцианства эпохи Сун (960-1279): Чжоу Дуньи, Чжан Цзая, Чэн Хао и Чэн И, в частности, составив из них первую и ставшую образцовой неоконфуцианскую антологию Цзинь сы лу ("Записи размышлений о близком", 14 глав, в соавторстве с Люй Цзуцяном, 1173). Наиболее полные собрания различных видов сочинений Чжу Си - Чжу-цзы юй лэй (Классифицированные беседы учителя Чжу [[Си]], 140 глав, 1270), Чжу-цзы вэнь цзи (Собрание письмен учителя Чжу [[Си]], 121 глава, 1532, серия СББЯ), Чжу-цзы цюань шу (Полное [[собрание]] произведений учителя Чжу [[Си]], издано по императорскому указу, 66 глав, 1714, т. 1-25). Чжу Си в противовес своему другу и оппоненту Лу Цзююаню истолковал связь описанных Чжоу Дуньи "Великого предела" (тай цзи) и "Беспредельного / предела отсутствия" (у цзи, см. ТАЙ ЦЗИ; Ю - У) как их сущностное тождество, использовав для этого разработанную Чэн И концепцию универсального общемирового "принципа/резона" (ли1). Тай цзи, по Чжу Си, - это совокупность всех ли1, тотальное единство структур, упорядочивающих начал, закономерностей всей "тьмы вещей" (вань у). В каждой конкретной "вещи" (у3), то есть предмете, явлении или деле, тай цзи присутствует сполна, как образ луны - в любом ее отражении. Поэтому, не отделяясь от реального мира в качестве идеальной сущности, "Великий предел" определялся как "бесформенный и безместный", т.е. нигде не локализованный в виде самостоятельной формы. Полнота его присутствия в "вещах" делает основной задачей человека их "выверение", или "классифицирующее постижение" (гэ у), которое состоит в "совершенном [[раскрытии]] принципов" (цюн ли). Эта процедура "доведения знания до конца" (чжи чжи) своим результатом должна иметь "искренность помыслов", "выправленность сердца", "усовершенствованность личности", а затем - "выправленность семьи", "упорядоченность государства" и "уравновешенность [[всей]] Поднебесной" (формулы Да сюэ), поскольку ли1 совмещает в себе признаки рационального принципа и моральной нормы: "настоящий принцип не имеет недоброго", "принцип - это гуманность (жэнь2), должная справедливость (и1), благопристойность (ли2), разумность (чжи1)". Каждая "вещь" есть сочетание двух начал: структурно-дискретного, рационально-морального "принципа" (ли1) и субстратно-континуальной, витально-чувственной, психичной, морально индифферентной пневмы (ци1). Физически они неразделимы, но логически ли1 имеет приоритет над ци1. Восприняв проведенное Чэн И различение "предельно коренной, совершенно изначальной природы" (цзи бэнь цюн юань чжи син) и "природы пневменной материи" (ци чжи чжи син), связав их с ли1 и ци1 соответственно, Чжу Си окончательно сформировал концепцию изначально-общей "доброй" человеческой "природы", обладающей вторичными и конкр. модусами, которым в разной степени присущи "добро" и "зло". В 16 - первой половине 17 в. в Китае идейно возобладало второе важнейшее течение в неоконфуцианстве - Лу [[Цзююаня]] - Ван [[Янмина]] школа ("синь сюэ" - "учение о сердце"), сформулировавшая основные тезисы античжусианской критики. Учение Чжу Си поддерживалось правившей затем в Китае инородной маньчжурской династией Цин (1644-1911). В 1930-е годы оно было модернизировано Фэн Юланем в "новом учении о принципе" (синь ли сюэ). Аналогичные попытки ныне активно предпринимает ряд китайских философов, проживающих за пределами КНР и представляющих так называемое постконфуцианство, или постнеоконфуцианство.

ЛИТЕРАТУРА

Чжу Си. Натурфилософия; Природа человека, его сознание, воля и чувства; О воспитании и знании. Перевод М.Л.Титаренко. - В кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 1. М., 1969 Алексеев В.М. Китайская литература. М., 1978 Зайцев В.В. О формировании филоского учения Чжу Си. - В кн.: Из истории китайской философии: становление и основные направления. М., 1978 Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982 Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. М., 1982 История китайской философии. М., 1989 Чжу Си. Син. Жэнь у чжи син (Природа-син. Природа-син человека и вещей). Перевод В.В.Зайцева. - В кн.: Человек как филоская проблема: Восток - Запад. М., 1991 Тиллман Х.К. Сознание Неба (Тянь) в системе воззрений Чжу Си. - В кн.: Ретроспективная и сравнительная политология, вып. 1. М., 1991 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Голыгина К.И. "Великий предел". Китайская модель мира в литературе и культуре (I-XIII вв.). М., 1995

Афоризмы

Полезные сервисы

чжу цзяньэр

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

чжу шицзе

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

чжу юаньчжан

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

чжу-жун

чжуан

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

чжуан-цзы

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Словарь народов и культуры

Афоризмы

Грамматический словарь

Полезные сервисы

чжуанский

Определитель языков

Giз vunƨ laз ƃɯn rəuƨ, deŋƅbəiƨ

cuŋз dɯg guƅ naƨ reiƅ, daз bəiƨneiч cuci

yɯnminguŋse liuч, guŋye, rəuƨ bauƅ bɯnзdəuз, vunva,

rəuƨ youƅ hag ƌəiз ƌei. Gyoŋз lɯgnyeƨ sou

cəmƅ dəuз camgya lienƅ diet ba.

Vonƨ Liзyenƨ, de dɯg secay rəuƨ, cəmƅ dɯg

bouч yɯnmin daibyau ƌəɯ yienƅ rəuƨ. Bouy vunƨ famiŋ sougogi həny,

de yenƨobonƨ bei Bəƨgiŋƅ cangvan bəi lo. Goŋ vunƨlauy dəɯƨ dɯyy

həny, de liз daiƽ dəuƨ deuз hag vunva ƌɯencieŋ, ən ciet

neiy youƽ ən guek rəuƨ ma gaŋз dɯg ən ciet huŋ ƌeu.

De soŋ boƅ lɯg cuŋз dɯg youƽ ƌəɯ guŋcaŋ

guƅ hoŋ, bouyboƅ dɯg lauduŋ mofan, bouyɯg dɯg cigi

fənsɯ.

Cəiƨgya doybaŋ dɯg gienƅ səiƅ ƌei. Bouybouy

cɯŋbo gvaƽ ƌəiз, ƌei dɯg giз lisieŋ rəuƨ.

Алфавит

Aa, Bb, Ƃƃ, Cc, Dd, Ƌƌ, Ee, Əə, Ff, Gg, Hh,

Ii, Yy, Kk, Ll, Mm, Nn, Ŋŋ, Oo, Ɵɵ, Pp, Rr, Ss, Tt, Uu, Ɯɯ, Vv, Ƨƨ, Зз,

Чч, Ƽƽ, Ƅƅ.

В алфавите имеются дополнительные буквы ƃ, ƌ,

ə, ŋ, ɵ, ɯ, ƨ, з, ч, ƅ, ƽ. Отсутствуют буквы j, q, w,

x, z. Отличительным признаком может служить наличие букв

lang="za">ƅ, ƽ, ƨ, отсутствующих в других языках народов Китая, и

буквы ɯ, встречающейся, кроме чжуанского, только в

лису.

Чжуанский язык распространён в Китае в Гуанси-Чжуанском

автономном районе и в провинциях Юньнань, Гуйчжоу и Гуандун. На нём

говорит около 6,6 млн. человек.

На основе чжуанского алфавита создана письменность для

народа буи, язык которого сходен с чжуанским. Буи, которых

насчитывается более 1,2 млн. человек, живут в основном в провинциях

Гуйчжоу и Гуандун.

Принадлежит к чжуан-тайской группе китайско-тибетских

языков.

Полезные сервисы

чжуанский язык

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Лингвистика

Чжуа́нский язы́к -

один из тайских языков, язык

чжуанского населения Гуанси-Чжуанского автономного района и некоторых

прилежащих уездов соседних провинций КНР. Собственно чжуанские, или

северные, диалекты Ч. я. (70% носителей)

входят в северную подгруппу тайских языков, южные диалекты - в их

центральную подгруппу. Носители (свыше 13 млн. чел.) имеют различные

местные самоназвания (наименование «чжуан» 壯 - китайского происхождения). В районах с

преобладающим чжуанским населением местные говоры как северного, так и южного диалектов Ч. я.

служат средством межнационального общения.

Для северных диалектов характерно отсутствие придыхательных

инициалей, для южных - их наличие. Ч. я. - типичный изолирующий язык.

Политоничен (6 тонем). Слогоделение, как

правило, морфологически значимо. Отношения

между словами устанавливаются с помощью служебных слов и словопорядка. Ч. я. подвергся влиянию китайского языка, что отразилось на составе его лексики, особенностях морфологии (например,

сложение в одно слово синонимичных чжуанских и

китайских морфем) и синтаксисаопределённых случаях - не

свойственный тайским языкам порядок слов: определение перед определяемым).

С эпохи Тан (618-907) Ч. я. имел иероглифическую письменность на основе китайской иероглифики. В 1955 разработана

письменность на основе латинской графики.

В основу литературного языка положены северные

диалекты с произносительной нормой города Умин. Процессу формирования

литературного Ч. я. способствовала в 80‑х гг. модификация

чжуанского алфавита и активизация распространения чжуанской

письменности.

Сердюченко Г. П., Чжуанский язык, М., 1961;

Москалёв А. А., Грамматика языка чжуан, М., 1971;

Ли Фангуй 李方桂, Говор Умина 武鳴土語 (на кит. яз.), Тайбэй, 1956.

Чжуано-китайский словарь, Наньнин, 1958;

Китайско-чжуанский словарь, Наньнин, 1983.

А. А. Москалёв.

Полезные сервисы

чжуань-сюй

чжугэ лян

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

чжун (chung) артур

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

чжун артур

чжун куй

чжунгохуа

Синонимы к слову чжунгохуа

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

чжунцзы

Синонимы к слову чжунцзы

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

чжуншань

Энциклопедический словарь

Синонимы к слову чжуншань

сущ., кол-во синонимов: 1

город (2765)

Полезные сервисы

чжуняо

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Синонимы к слову чжуняо

сущ., кол-во синонимов: 1

Сканворды для слова чжуняо

Полезные сервисы

чжурчжени

Синонимы к слову чжурчжени

сущ., кол-во синонимов: 1

племя (116)

Полезные сервисы

чжурчжэни

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Орфографический словарь

Полезные сервисы

чжурчжэньский

Орфографический словарь

Полезные сервисы

чжурчжэньский язык

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Лингвистика

Чжурчжэ́ньский язы́к -

мёртвый язык, относящийся к тунгусо-маньчжурским языкам и известный по

памятникам чжурчжэньского письма.

Исконными землями и центром консолидации чжурчжэней являлось среднее

правобережье реки Сунгари: их государство существовало в 1115-1234, но

первые упоминания о них относятся к рубежу 6-7 вв. Число носителей

Ч. я. в начале 13 в. определяется приблизительно в 5 млн. чел.

Ч. я. изучен недостаточно (памятники дешифрованы частично). В нём обнаруживаются

многочисленные сходства с близкородственным маньчжурским языком, однако Л. Лигети полагает,

что часть этих сходств объясняется поздней (15 или 16 вв.) записью в транскрипции, на которой сказалось влияние

маньчжурского языка.

Вокализм Ч. я. включает 5 кратких гласных (a, ə, o, u, i) и, возможно, долгое ō.

Некоторые аффиксы имеют варианты огласовки,

свидетельствующие об остаточных явлениях гармонии

гласных, в т. ч. и такие показатели, которые в маньчжурском языке

получили фиксированный гласный (дееприч. чжур.

‑mai/‑məi - маньчж. ‑mə и др.). Консонантизм,

как можно судить по транскрипции, представлен 19 фонемами: f, b, w, m, t, d, s, š, l, r, č, ǯ, j, ɲ,

k, g, x, γ, ŋ. Характерен, как и для маньчжурского языка, начальный f

(или губно-губной φ ǯ. В области морфологии и лексики у Ч. я. отмечено много аналогий с

маньчжурским языком, что сближает два эти языка и отличает их от других

тунгусо-маньчжурских языков.

В 12-13 вв. Ч. я. был официальным языком делопроизводства (за

исключением судебного); на нём была создана не дошедшая до нас обширная

научная и художественная литература.

Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков, т. 1-2, Л.,

1975-77;

Grube W., Die Sprache und Schrift der Jučen,

Lpz., 1896.

И. В. Кормушин.

Полезные сервисы

чжурчжэньское письмо

Лингвистика

Чжурчжэ́ньское письмо́ -

иероглифическая письменность, применявшаяся для чжурчжэньского языка и изобретённая в 12 в. по

образцу киданьского письма (см. Киданьский

язык) и китайского письма вскоре

после утверждения государства чжурчжэней на землях Маньчжурии и

Северного Китая. Известно так называемое большое Ч. п. (создано в 1119),

вероятно, в основе идеографическое, и так

называемое малое Ч. п. (1138). Образцов первого из них не сохранилось.

Второе дешифровано В. Грубе в 1894 благодаря

находке в Китае рукописи конца 14 в. «Хуаи июй» 華夷譯語 (находится в Берлине), чжурчжэньская часть

которой содержит около 900 слов и словосочетаний в записи Ч. п., транскрипции и китайском переводе, а также 20

небольших текстов (прошений) Ч. п. и в переводе. Из 700 (примерно)

знаков только 25 идеографические, остальные - фонетические, большей частью одно-, но также двух-

и редко трёхслоговые. Из эпиграфических памятников сохранились две

стелы: из Яньтая (возле Кайфына, дата установки между 1426 и 1436) и

Тыра (низовье Амура, 1413; ныне хранится во Владивостоке). Тексты стел

не прочитаны - из-за плохой сохранности и из-за того, что ряд знаков на

них не дешифрован.

Чжурчжэньское письмо

/>

Образец чжурчжэньского письма.

Воробьёв М. В., Чжурчжэни и государство Цзинь, М.,

1975;

Grube W., Die Sprache und Schrift der Jučen,

Lpz., 1896.

И. В. Кормушин.

Полезные сервисы

чжухай

Синонимы к слову чжухай

сущ., кол-во синонимов: 1

город (2765)

Полезные сервисы

чжуцзян

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Синонимы к слову чжуцзян

сущ., кол-во синонимов: 1

река (2073)

Сканворды для слова чжуцзян

Полезные сервисы

чжуцзянкоу

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Сканворды для слова чжуцзянкоу

Полезные сервисы

чжучжоу

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Сканворды для слова чжучжоу

Полезные сервисы