Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

коста-рика. экономика

Энциклопедия Кольера

Хотя название страны переводится как "богатый берег", из-за отсутствия месторождений драгоценных металлов и недостатка рабочей силы Коста-Рика оставалась одной из беднейших испанских колоний. Во второй половине 19 в. Коста-Рика развивалась умеренными темпами, занимаясь экспортом кофе, бананов и какао. На Центральном плато кофе вскоре стал основной сельскохозяйственной культурой. Начало выращиванию бананов на экспорт на карибском побережье положил американский железнодорожный барон Майнор Кит, впоследствии основавший компанию "Юнайтед фрут компани". В 1995 валовой внутренний продукт (ВВП) Коста-Рики достиг 7 млрд. долл., т.е. 2052 долл. на душу населения. В 1994 17% валового внутреннего продукта приходилось на долю сельского хозяйства и 19% - на долю промышленности. Период с 1950 до конца 1970-х годов отмечен значительным экономическим ростом, главным образом благодаря интенсивному развитию промышленности и высоким ценам на кофе на мировых рынках. Однако в самом конце 1970-х годов цены на кофе упали, а проценты по внешним долгам возросли, что вызвало дефицит торгового баланса, растущую инфляцию, падение государственных доходов и жестокий экономический кризис 1980-1982. К началу 1980-х годов Коста-Рика оказалась не в состоянии выплачивать проценты по внешнему долгу, который достиг 2,6 млрд. долл. Однако правительству удалось достичь соглашения об отсрочке выплат. К 1997 внешний долг вырос до 4 млрд. долл. Разработка и осуществление планов экономической стабилизации и урегулирования привели к тому, что в середине 1980-х годов возобновился умеренный экономический рост; при этом, однако, правительству пришлось пойти на значительное сокращение расходов, в том числе на социальные программы. Большая часть хозяйственной деятельности сосредоточена на Центральном плато, где расположена столица страны. В окрестностях Сан-Хосе бок о бок находятся фабрики и кофейные фермы, хотя в начале 1990-х культура кофе несколько утратила свое значение. Бананы выращиваются главным образом на приатлантических низменностях, а редко заселенные окраинные области производят зерно, сахарный тростник и продукты животноводства. Быстро развивающийся сектор нетрадиционных видов экспортной сельскохозяйственной продукции включает разведение цветов, съедобных клубнекорнеплодов, фруктов и овощей, а также декоративных растений. В экономике преобладает частный сектор. Однако государство контролирует большую часть производства табачных изделий и алкогольных напитков, банки, страхование, энергетику и телекоммуникации. Правительство выделяет значительные средства на образование. Поддерживается также международный туризм. К концу 1990-х годов основными источниками дохода в стране являлись туризм, производство бананов и кофе. По данным 1995, в секторе промышленности и торговли было занято 31% экономически активного населения, в индустрии туризма и сфере услуг - 35%, в сельском хозяйстве - 34%.

Сельское хозяйство. Когда-то основным источником дохода костариканцев было земледелие, однако в 1990-х годах его роль снизилась, и доля сельскохозяйственной продукции составляла ужже ок. 17% ВВП. Большая часть занятых в сельском хозяйстве - это мелкие фермеры. В наиболее динамичных областях сельского хозяйства основную роль играют крупные производители. Большинство ферм, где выращивается кофе, - небольшого или среднего размера. Основную роль в отрасли играют несколько компаний, контролирующих большую часть обрабатывающих предприятий. На мелких производителях кофе тяжело сказалось падение цен, последовавшее в 1989 за внезапным прекращением действия международного соглашения стран - производителей кофе. Многие фермеры перешли на возделывание нетрадиционных экспортных культур, другие начали выращивать кофе без применения пестицидов и химических удобрений и продавать его на рынке экологически чистых продуктов. Доля кофе в доходах от экспорта упала с 38% в 1967 до 11% в 1993. Положение производителей зерна, в большинстве своем мелких фермеров прибрежных районов, заметно ухудшилось с середины 1980-х годов, когда правительство в принудительном порядке урезало рыночные цены и снизило кредиты, одновременно приняв меры, облегчившие импорт зерна. Вторая по значению экспортная культура - бананы, которые выращиваются большей частью на крупных плантациях. Первые плантации были заложены "Юнайтед фрут компани" на Карибском побережье. Между 1935 и 1940 многие плантации в этом районе были заброшены после распространения грибковых заболеваний, поражавших корневую систему растений; в то же время были заложены новые плантации в южной части тихоокеанского побережья. Выведение новых сортов бананов, устойчивых к болезням, позволило возобновить в 1960-е годы их выращивание и в Карибском районе. В начале 1980-х годов "Юнайтед фрут компани" закрыла свои плантации на тихоокеанском побережье, однако в то же время в северной части приатлантической низменности было создано множество новых банановых ферм, большей частью принадлежавших мелким иностранным компаниям. В 1993 бананы дали 28% экспортных поступлений, а в 1995 на их долю пришлась почти половина доходов от экспорта сельскохозяйственной продукции. Из других видов сельскохозяйственной продукции экспортное значение имеют мясо, сахар и какао, а зерновые, кокосовые орехи, овощи, табак и хлопчатник выращиваются главным образом для внутреннего потребления. С 1950-х годов правительство проводит программу модернизации скотоводства, в особенности в северной части тихоокеанского побережья. В 1993 экспорт мясопродуктов дал 3% экспортных поступлений.

Промышленность. Добыча полезных ископаемых - серы, известняка и золота - ограничена районами Тихоокеанского побережья и гор Кордильера-де-Таламанка. Открытие месторождений золота в 1980-е годы на удаленном от центра страны п-ове Оса вызвало широкое распространение нелегальных горных разработок. В 1982 был принят новый закон, по которому недра объявлялись собственностью государства; после этого многонациональные корпорации провели горно-разведывательные работы и зарегистрировали десятки заявок на разработку полезных ископаемых, обнаруженных преимущественно на индейских землях в горах Таламанка. Леса покрывают ок. 25% территории страны; почти все они находятся под охраной государства в пределах национальных парков, заповедников или охраняемых индейских резерваций. Ведется промышленная разработка красного дерева и другой ценной древесины, часто без официального разрешения властей. Обрабатывающая промышленность страны до недавнего времени была представлена производством товаров широкого потребления, таких, как напитки, хлопчатобумажные ткани и обувь; для крупного производства в стране не было рынка. Присоединение Коста-Рики к Центральноамериканскому общему рынку (ЦАОР) в 1962 значительно расширило рынки сбыта, что способствовало привлечению капиталовложений, в том числе из-за границыпервую очередь из США). В стране стали развиваться новые отрасли промышленности - производство пластмасс, фармацевтических препаратов, шин, удобрений и цемента, ориентированное на общий рынок. В 1980-х годах в Коста-Рике было открыто большое количество фабрик по пошиву готового платья, принадлежащих компаниям США и азиатских стран. К середине 1990-х годов на этих фабриках было занято 50 тыс. человек, преимущественно молодых женщин. В течение 1990-х годов безработица оставалась на уровне 5%. Количество частично занятых оценивается в 20%. Для большей части стран Центральной Америки Коста-Рика стала основным поставщиком товаров и услуг. Страны ЦАОР являются важными торговыми партнерами Коста-Рики; объем экспорта в этот регион в 1997 составил почти 0,5 млрд. долл., уступая только экспорту в США и страны Европы.

Энергетика. С 1980 Коста-Рика добилась заметных успехов в использовании возобновляемых источников энергии, включая гидроэнергетику и тепловую энергию земных недр. На очереди несколько крупных гидроэнергетических проектов, среди которых выделяется сооружение ГЭС и оросительных систем в Аренале. Общая мощность электростанций в стране выросла с 42 тыс. кВт в 1950 до 1105 тыс. кВт в 1994, причем 72% электроэнергии производится гидроэлектростанциями, 23% - тепловыми электростанциями, работающими на дизельном топливе и газе, и 5% - геотермальными станциями. К 1996 общая мощность достигла 1113, 9 тыс. кВт, а производство электроэнергии составило 5,2 млрд. кВтЧч.

Транспорт. В 1950 сеть современных автодорог покрывала только Центральную долину, а железнодорожное сообщение существовало между Сан-Хосе и портами Лимон и Пунтаренас. С тех пор было проложено Панамериканское шоссе, проходящее через всю страну от никарагуанской до панамской границы, и множество других автомобильных дорог, как магистральных, так и второстепенных, обеспечивших доступ почти во все районы страны. В 1993 общая протяженность железных дорог Коста-Рики составляла 950 км, а автомобильных с твердым покрытием - более 35,5 тыс. км. Главный международный аэропорт страны находится западнее Алахуэлы; еще один был открыт в 1995 в Либерии. Главные порты - Лимон на Карибском море и Пунтаренас и Гольфито на Тихом океане.

Внешняя торговля. Крупнейшим источником валютных поступлений является международный туризм, второе место занимает экспорт бананов. К основным статьям экспорта относятся также кофе, мясо, сахар, креветки, омары, какао-бобы, фрукты и древесина. Расширяется торговля пищевыми продуктами, удобрениями, готовым платьем и другими товарами легкой промышленности как в странах ЦАОР, так и за пределами региона. Важнейшие статьи импорта составляют производственные материалы и оборудование, топливо, транспортное оборудование и товары широкого потребления. Со второй половины 1970-х годов Коста-Рика страдает от постоянного дефицита внешней торговли; первоначально он возник в связи с ростом цен на нефть после 1974 и падением цен на кофе после 1977, а также с постоянным спросом на импортируемые потребительские товары. В 1993 поступления от экспорта составили 1,9 млрд. долл., тогда как расходы на импорт достигали 2,9 млрд. долл. К концу 1990-х годов объем экспорта вырос до 2,4 млрд. долл., а импорта - 3 млрд. долл. В 1995 активизировались экономические связи и вырос объем торговли между Коста-Рикой и Мексикой. Основным внешнеторговым партнером остаются США, куда направляется более 50% костариканского экспорта. Большое значение имеет также торговля с Германией, Японией, Венесуэлой и странами ЦАОР.

Валюта и банки. Основная денежная единица - колон. Эмиссия денег производится центральным банком, который контролирует денежно-кредитную политику. В 1948 банки были национализированы, однако с середины 1980-х годов все большую роль приобретают частные финансовые учреждения. В 1970-е годы, вслед за подъемом цен на нефть начался рост инфляции, который усилился в начале 1980-х годов и достиг максимума - 95% - в 1982. Меры по стабилизации и регулированию экономики привели к снижению темпов инфляции до 23% в 1995 и до 14% в 1996, однако в 1997 отмечено новое увеличение до 22,5%.

Бюджет. В 1994 поступления в государственный бюджет составили 26% от ВВП. В 1985 Коста-Рика подписала с Всемирным банком первый из трех контрактов о получении кредита для реструктурирования внешнего долга. Условиями контракта предусматривалось, в частности, значительное сокращение расходов на социальные программы. Принятые меры способствовали снижению суммы накопившегося с 1970-х годов внешнего долга. В 1990 Коста-Рика с помощью внешних субсидий сумела выплатить почти 1 млрд. долл. (т.е. 63%) из своего долга коммерческим банкам, составлявшего 1,9 млрд. долл. Коста-Рика одной из первых стран воспользовалась предложением международных организаций по охране окружающей среды выкупить часть ее внешних долгов у кредиторов в обмен на обязательство принять меры по сохранению природы (организация заповедников и пр.). В выкупе долгов Коста-Рики одними из первых приняли участие Корпорация сохранения природных ресурсов США, Международный фонд любителей диких животных, а также правительства Нидерландов и Швеции; выделенные ими для этого суммы колеблются от 16 до 33 млн. долл. Коста-Рика заключила также соглашение с многонациональными фармацевтическими фирмами о "биоразведке", в соответствии с которым на средства этих фирм будут проведены исследования флоры Коста-Рики с целью поиска видов, имеющих потенциальную лекарственную ценность. Поскольку Коста-Рика не имеет армии, она может увеличивать расходы на социальные программы. В 1994 30% бюджета расходовалось на социальное обеспечение, 23% на образование, 21% на здравоохранение, 12% на жилищное строительство и менее 2% на государственную безопасность.

Полезные сервисы

куба. экономика

Энциклопедия Кольера

Организация производства. Экономика Кубы является одной из самых национализированных в мире. Наиболее высокие темпы коллективизации пришлись на первые два послереволюционных года, когда в собственность государства и под его управление перешло большинство промышленных и горнодобывающих предприятий, строительных организаций, значительная часть финансовых учреждений, внутренней и внешней торговли, а также около трети сельскохозяйственного производства. К концу 1970-х годов в частном секторе находилось всего 25% сельского хозяйства, 7% транспорта, 1% средств связи и менее 1% рыболовного флота. Централизованное планирование было введено на Кубе в 1960-е годы по рекомендации советских специалистов. Во второй половине 1960-х годов кубинское руководство отказалось от централизованного планирования, разработки государственного бюджета и материального стимулирования и перешло к экономическим экспериментам, основанным на моральном поощрении работников, практике широкого использования принудительного бесплатного труда и осуществлении отраслевых планов. Последовавшее ухудшение экономической ситуации, падение производства и рост случаев уклонения от принудительного труда вынудили кубинское руководство вернуться к традиционным методам планирования по советскому образцу. До недавнего времени в стране существовало Центральное управление планирования, в задачи которого входила разработка годовых, средне- и долгосрочных планов, хотя основные решения по ключевым вопросам экономики принимались политическим руководством страны. Во время экономического кризиса начала 1990-х годов Центральное управление было упразднено, а его функции переданы Министерству экономики и планирования. При этом государственные предприятия и организации получили большую автономию и возможность распоряжаться прибылью. Управление основными секторами экономики по-прежнему осуществляется из центра соответствующим министерством, которое, взаимодействуя с Министерством экономики и планирования, распределяет необходимые ресурсы (топливо, сырье, трудовые и денежные ресурсы) и устанавливает плановые показатели уровня производства для данного сектора. Роль рынка в стране минимальна, поскольку распределение средств и промежуточных товаров производится планирующими органами, а большинство потребительских товаров распределяется централизованно через систему нормирования. Размер заработной платы устанавливается также централизованно, а системы обслуживания населения подчинены государству. В пределах "частного" сельскохозяйственного сектора в значительном объеме практикуется бартер (своего рода натуральный товарообмен), однако продажа излишков сельскохозяйственной продукции городским жителям резко ограничена, а в ряде случаев расценивается как преступление. В начале 1990-х годов эмбарго Кубы со стороны США и свертывание экономических связей со странами Восточной Европы и бывшим СССР поставили Кубу в тяжелое экономическое положение, потребовавшее введения жесткой экономии средств и ресурсов. С целью выхода из кризиса руководство страной приступило к осуществлению реформ, направленных на постепенное внедрение элементов рыночной экономики. Не отказываясь от централизованного руководства экономикой, оно пошло на повышение хозяйственной самостоятельности государственных предприятий, либерализацию внешнеэкономической деятельности, создание сети коммерческих банковских структур. Такие меры, как легализация доллара, создание совместных предприятий и разрешение иностранных инвестиций, открытие рынков сельхозпродукции, разрешение ряда видов индивидуальной трудовой деятельности и др. приостановили процесс стагнации экономики. Однако многие проблемы остались нерешенными. В частности, для второй половины 1990-х годов характерно несбалансированное развитие отдельных отраслей; рост достигнут в основном за счет экспортных отраслей добывающей промышленности (производство никеля в 1998 возросло на 12%) и международного туризма. В то же время в русле поставленной на V съезде КПК задачи борьбы с "угрозой размывания социалистических устоев" введены ограничения на индивидуальную трудовую деятельность и мелкое предпринимательство, повышены налоги, в результате количество занятых индивидуально-трудовой деятельностью, составлявшее более 200 тыс. человек в 1996, уменьшилось до 140 тыс. в 1998.

Национальный доход. С 1960 Куба испытывала последствия жесткого бойкота со стороны США и ощущала острую необходимость в развитии собственных вооруженных сил. В общем и целом экономика Кубы, несмотря на резкие колебания показателей в отдельные годы, постепенно росла в 1940- 1950-х годах, находилась в состоянии застоя или фактического спада в 1960-х годах, а в 1970-х - начале 1980-х годов стала быстро развиваться. Объем реального совокупного общественного продукта (национальный доход без учета отдельных элементов сферы услуг) в период с 1975 по 1985 ежегодно возрастал в среднем на 5,7%. ВВП вырос на 2,5% в 1995, на 7,8% в 1996 и на 2,5% в 1997. Экономическому росту способствовали усилия, предпринимавшиеся кубинским правительством для привлечения иностранных инвестиций, легализация доллара во внутренних расчетах, а также развитие индустрии туризма. Однако существует и ряд сдерживающих факторов, например низкие урожаи сахарного тростника, а также застой в государственном секторе, до сих пор доминирующем в экономике. В 1998 прирост ВВП, по официальной статистике, составил 1%; это самый низкий показатель с 1994, когда экономика только начинала оправляться от резкого (35-процентного) падения производства, вызванного разрывом связей с большинством ее торговых партнеров из бывшего социалистического лагеря.

Инвестиции в экономику. В 1958, накануне революции, Куба была третьей страной в Латинской Америке (после Бразилии и Венесуэлы) по объему американских инвестиций. Объем инвестиций, ежегодно поступавших в кубинскую экономику из внутренних источников, составлял в то время ок. 18% от общего объема собственного производства. В начале 1990-х годов выделение всех инвестиций (кроме небольших по объему капиталовложений в сельское хозяйство) осуществлялось централизованно и производилось государством. После распада СССР и последующего прекращения всякой финансовой помощи со стороны Москвы кубинское правительство приостановило почти все инвестиции, кроме ассигнований в пищевую промышленность, туризм и отрасли промышленности, работающие на экспорт. С 1992 ряду государственных предприятий Кубы было разрешено пользоваться иностранными инвестициями, а кубинские компании получили возможность осуществлять экспортные и импортные операции без разрешения правительства. Результатом этой политики стало создание совместных предприятий в таких отраслях экономики, как разработка полезных ископаемых, разведка залежей нефти, обрабатывающая промышленность и туризм.

Трудовые ресурсы. Занятость в экономике Кубы выросла с 1,7 млн. человек в 1958 до 4,5 млн. человек в 1988. После того как частный сектор в экономике резко сократился в результате проведения ряда последовательных компаний по коллективизации и национализации, доля занятых в государственном секторе, которая в 1959 составляла ок. 15%, в 1962 достигла 60%, а после 1975 - уже 80-90%. В конце 1980-х годов ок. 20% трудоспособного населения было занято в сельском хозяйстве, а почти треть была занята в сфере услуг.

В 1990-х годах экономический кризис, разразившийся на Кубе вслед за распадом мировой системы социализма, вызвал резкий рост безработицы. Среди проведенных на Кубе реформ, направленных на создание новых рабочих мест, было введение лицензий на занятие индивидуальной трудовой деятельностью и возобновление работы рынков.

Сельское хозяйство. Проводившаяся кубинским руководством в первые годы после революции (1959-1963) экономическая политика, направленная на преимущественное развитие тяжелой промышленности, закончилась провалом, и на смену ей в 1963 пришла новая, ориентированная на возрождение традиционного производства сахара. Вновь разработанная экономическая стратегия второй по важности задачей провозглашала развитие скотоводства и производство цитрусовых. В 1970-х годах страна перешла к более реалистичной экономической политике, при этом были поставлены реальные задачи по плановому объему производства сахара и сделан упор на внедрение средств механизации при уборке сахарного тростника, а также на расширение промышленной обработки побочных продуктов сахарного производства. Объем производства сахара на Кубе в 1970-х годах составлял в среднем ок. 6 млн. т в год, а в 1982 достиг 8 млн. т. Однако с начала 1990-х годов из-за нехватки горючего, удобрений и пестицидов (ранее поставлявшихся из СССР) производство сахара в стране резко сократилось и составляло в среднем менее 5 млн. т. в год. В 1997, в начале сезона уборки сахарного тростника, около двух третей сельскохозяйственной техники, необходимой для уборки, простаивало из-за нехватки средств (приблизительно 200 млн. долл.). Следствием крупных капиталовложений в производство мясомолочной продукции и разведение цитрусовых культур явилось значительное увеличение объема производимой в этих отраслях продукции по сравнению с дореволюционным уровнем. В то же время производство табака, кофе, клубнекорнеплодов, риса, бобов и овощей - традиционных сельскохозяйственных культур, составляющих основу "несахарного земледелия", - оставался практически постоянным или снижался. В 1962 тяжелое положение в сельском хозяйстве вынудило кубинское правительство ввести жесткое рационирование продовольствия. В последующие годы ситуация улучшилась, однако в начале 1990, после резкого сокращения торговли со странами бывшего советского блока, на Кубе было вновь введено нормирование основных продуктов питания.

Рыболовство. В период с 1961 по 1976 кубинское правительство закупило 257 рыболовных судовИспании, Франции, СССР и Японии), а также организовало постройку небольших собственных верфей для строительства рыболовных судов малого водоизмещения. К 1976 по тоннажу рыболовного флота Куба занимала 6 место среди стран Латинской Америки. В 1989 общий улов рыбы составил 192 тыс. т, однако к середине 1990-х годов улов сократился из-за нехватки горючего.

Горнодобывающая промышленность. Самым ценным полезным ископаемым на Кубе является никель, запасы которого составляют почти 10% разведанных мировых запасов; залежи никелевой руды расположены на восточной оконечности острова. Производство никелевого концентрата осуществляется на двух построенных США горно-металлургических комбинатах, производительность которых к 1980 выросла вдвое по сравнению с дореволюционной; кроме того, в середине 1980-х годов в стране было начато производство никелевого концентрата еще на одном горно-металлургическом комбинате. В 1991 на Кубе было произведено ок. 40 тыс. т никеля; к 1997 объем производства превысил 60 тыс. т. Кроме никеля, на острове ведется добыча железной руды, хрома, кобальта и меди.

Обрабатывающая промышленность. За несколько десятков лет, прошедших со времени кубинской революции, в стране была создана промышленная база, при этом оборудование и технический персонал предоставлялись в основном странами социалистического лагеря. Наиболее заметный рост наблюдался в тяжелой промышленности, особенно в производстве стали, цемента, химических продуктов и удобрений. В то же время рост производства таких традиционных товаров народного потребления, как текстильные изделия, напитки, консервы, моющие средства и сигары, шел гораздо более медленными темпами.

Транспорт и связь. Основные транспортные системы Кубы были построены до революции: центральная железная дорога - в начале века, центральная автомагистраль - в 1930-х годах, авиационное сообщение началось в 1940-х годах. На протяжении 1960-1970-х годов состояние железнодорожной сети ухудшилось, а протяженность шоссейных и грунтовых дорог возросла почти вдвое. В конце 1980-х годов на Кубе имелось 13 116 км дорог с твердым покрытием. Одним из достижений послереволюционной Кубы стало создание торгового флота: если в 1959 в стране имелось лишь 14 морских судов водоизмещением 58 000 т, то к 1989 Куба обладала 117 судами. Однако в 1990-х годах работа кубинского торгового флота была практически парализована из-за отсутствия топлива в связи с резким сокращением поставок российской нефти. Сокращению торгового оборота в кубинских портах способствовала также политика торгового эмбарго, проводимая США по отношению к Кубе, поскольку всем иностранным кораблям, заходившим в порты Кубы, запрещался после этого заход в американские порты в течение 6 месяцев. Телевещание на Кубе в середине 1990-х годов ведется под контролем государственного Кубинского института радиовещания и телевидения по двум общенациональным каналам; кроме того, свои телестанции существуют в каждой провинции. В стране функционируют пять государственных радиосетей, служба радиовещания на зарубежные страны, а также ряд местных радиостанций. На 1997-2004 была намечена модернизация системы телефонной связи в масштабах страны; предполагаемая стоимость работ составляет 900 млн. долл. Предусматривается также значительное увеличение числа абонентов телефонной сети - с 3 до 9 на каждых 100 жителей. План предусматривает также установку 50 тыс. общественных телефонов-автоматов, переход на цифровую систему обработки сигналов (вместо существующей аналоговой), модернизацию телефонной системы всей страны и доведение ее до современных международных стандартов. Уже к концу 1997 телефонная компания ЭТЕКСА развернула на Кубе сеть телефонов, обеспечивающих как междугородную, так и международную связь по предварительно оплаченным карточкам.

Энергетика. Источником более 60% вырабатываемой на Кубе энергии является нефть. Количество нефти, добываемой в стране, невелико, поэтому основную часть потребляемой нефти составляют поставки из-за рубежа. Хотя проведенные в стране поиски нефтяных месторождений дали положительный результат, в 1992 на Кубе было добыто лишь 771 тыс. т нефти. В стране имеется 3 нефтеперерабатывающих завода, все они были построены до революции, два с помощью США и один - Великобритании. Общая мощность электростанций, в большинстве своем теплоэлектростанций, в 1958 составляла 2,6 млн. кВт, а в 1989 превысила 15 млн. кВт. Производство электроэнергии резко упало в начале 1990, с наступлением "особого периода революции", однако уже в 1994 начался его подъем. В 1995 выработка электроэнергии составила 12,474 млн. кВт, а в 1996 - 13,258 млн. кВт. В 1997 возобновились работы по программе модернизации тепловых электростанций, началось строительство новой ТЭС в Фельтоне мощностью 200 мегаватт и открыто финансирование строительства еще одной ТЭС мощностью 100 мегаватт, работающей на природном газе. Строительство атомной электростанции, которое велось при технической помощи Советского Союза, было остановлено в 1992 в связи с экономическими трудностями и прекращением поставок оборудования из России. Серьезный ущерб кубинской энергетике был нанесен отказом России выполнить свои обязательства по заключенным торговым договорам. Чтобы компенсировать нехватку электроэнергии, в стране было введено жесткое нормирование ее потребления; были также проведены закупки нефти в ряде стран (главным образом в Иране) в обмен на поставки сахара. Временное отключение электроэнергии, очень частое в середине 1990, стало происходить существенно реже в 1998. В 1997, в первый раз с начала экономических реформ отмечен рост производства электроэнергии, составивший 2%.

Внутренняя и внешняя торговля. Практически вся внутренняя торговля на Кубе находится в руках государства. Распределение товаров производится преимущественно по карточной системе. Ограниченное количество ненормированных товаров свободно продается по высоким ценам, устанавливаемым государством; определенные квоты на дефицитные товары длительного пользования, например на телевизоры и стиральные машины, выделяются предприятиям, которые, в свою очередь, осуществляют продажу этих товаров по высоким ценам своим сотрудникам. При этом порядок очередности на покупку техники определяется в соответствии с успехами, достигнутыми потенциальным покупателем в труде, и его активностью в политической жизни. Как и в других странах с нерыночной экономикой, на Кубе существует "черный" рынок, наличие которого в сочетании с коррумпированностью государственных чиновников в какой-то мере смягчает жесткость существующей распределительной системы. В 1993 кубинское правительство особым декретом легализовало доллар, разрешив кубинским гражданам использовать его во внутренних расчетах; тем самым кубинцы получили доступ в принадлежащую государству сеть валютных магазинов и других заведений, которыми прежде могли пользоваться только иностранные туристы и дипломатический корпус. Важным источником твердой валюты на Кубе являются средства, поступающие из-за границы, в особенности из США, в виде переводов от эмигрантов членам их семей. В январе 1999 правительство США разрешило также переводить определенные суммы (до 1200 долл. в год) кубинским гражданам, не имеющим родственников в США. Потребности Кубы в промышленном и транспортном оборудовании, а также в нефти практически полностью покрываются за счет импорта; значительная часть промышленных потребительских товаров, сырья и многие виды основных продуктов питания также поступают из-за рубежа. Свыше 80% экспортных поступлений Куба получает от продажи сахара, другими важными статьями экспорта являются никель, сигары и рыбопродукты. По состоянию на 1990, торговый дефицит Кубы оценивался в 2,2 млрд. долл. До распада СССР три четверти объема внешней торговли Кубы приходилось на страны советского блокатом числе ок. 60% - на торговлю с СССР); другими крупными торговыми партнерами были Япония и Испания. СССР финансировал дефицит в торговле Кубы со странами социалистического лагеря путем выдачи кредитов и предоставления займов, а поставки советской нефти в обмен на кубинский сахар и никель осуществлялись на весьма выгодных условиях. В 1990 сумма торговой задолженности Кубы в твердой валюте составляла ок. 7 млрд. долл., а в 1994 оценивалась в 8,5 млрд. долл. В 1990-е произошли коренные изменения во внешне экономических связях Кубы, прежде всего с Россией. В мае 1996 была подписана Декларация о принципах между РФ и Кубой, закрепившая их новый - деидеологизированный и экономически взаимовыгодный - характер. Основу торгово-экономических связей составляет монобартер "нефть - сахар". После существенного сокращения товарооборота (с 3,3 млрд. долл. в 1991 до 350 млн. долл. в 1995) в дальнейшем наметился подъем - 670 млн. долл. в 1997. Россия остается одним из ведущих торговых партнеров Кубы и крупнейшим импортером сахара-сырца. По данным на 1998, ок. 45% внешнеторгового оборота Кубы приходилось на страны Европы, 39% - на страны Латинской Америки и Канады и 16% - на Азиатско-Тихоокеанский регион. Приоритетными стали отношения с Канадой, странами ЕЭС, Китаем и Японией. Важнейшей задачей остается преодоление экономического эмбарго со стороны США и развитие международного сотрудничества. В начале 1980-х годов Куба стала предпринимать серьезные усилия по развитию международного туризма; для этого была проведена реконструкция туристических объектов и развернута мощная рекламная кампания. Хотя правительство США еще раз подтвердило свое решение, запрещавшее американским гражданам посещение Кубы, в 1992 страну посетило ок. 500 тыс. туристов из Европы, Канады и стран Латинской Америки. В 1998 количество туристов возросло до 1 млн. человек. Планируется дальнейшее увеличение их числа до 2 млн. к 2000 и до 7 млн. человек к 2020. Правительство Кубы предпринимает усилия, направленные на интеграцию экономики страны в экономическую систему стран Латинской Америки и Карибского бассейна и расширение диапазона экономической деятельности посредством создания в различных отраслях совместных предприятий с европейскими, канадскими и латиноамериканскими компаниями. В 1994 на Кубе был создан ряд новых совместных предприятий с участием фирм Канады (модернизация производства никеля на кубинском металлургическом комбинате, вывоз кубинской никелевой руды для переработки на заводе в канадской провинции Альберта, бурение нефтеразведочных скважин на шельфе у берегов Кубы, увеличение добычи нефти из ранее разведанных месторождений на территории Кубы), Мексики (модернизация кубинского нефтеочистительного завода для переработки мексиканской нефти с целью последующего реэкспорта, модернизация системы телефонной связи на Кубе, в которой участвуют также итальянские фирмы) и Израиля (внедрение прогрессивных методов разведения цитрусовых культур и организация сбыта кубинских фруктов в странах Европы).

Банковское дело и финансы. Основная денежная единица Кубы - песо, равный 100 сентаво. Основанный в 1948 Национальный банк Кубы являлся центральным банком страны, однако в 1960, когда все частные банки, как кубинские, так и иностранные, были национализированы, он взял на себя и все остальные банковские функции. В 1978, после десятилетнего перерыва, на Кубе был вновь введен государственный бюджет. Основными статьями дохода является чистый доход государственных предприятий, налог на продажу большей части товаров, не являющихся сырьем (например, ром и табак), налог на прибыль предприятий, прибыль, образующаяся в результате закупки продукции частных хозяйств по цене ниже рыночной, а также выплаты предприятий на социальные нужды.

Полезные сервисы