Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

боккаччо джованни

Энциклопедический словарь

Бокка́ччо Джованни (Boccaccio) (1313-1375), итальянский писатель, гуманист Раннего Возрождения. Поэмы на сюжеты античной мифологии, психологическая повесть «Фьямметта» (1343, опубл. в 1472), пасторали, сонеты. Ренессансный гуманистический идеал, тип нового героя - «естественного человека», гармоничного и прекрасного от природы, культ чувственности (признание «прав природы» в человеке) в книге новелл «Декамерон» (1350-53, опубл. в 1470). Проникнутая духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором, она представляет не только многоцветную панораму итальянских нравов («плебейский мир»), но и концепцию социальной этики нового общества. Сатирическая поэма «Ворон» (1354-55, опубл. В 1487), книга «Жизнь Данте Алигьери» (около 1360, опубл. в 1477).

* * *

БОККАЧЧО Джованни - БОККА́ЧЧО (Boccaccio) Джованни (1313-1375), итальянский писатель, гуманист Раннего Возрождения. Поэмы на сюжеты античной мифологии, психологическая повесть «Фьямметта» (1343, опубликована в 1472), пасторали, сонеты. В главном произведении «Декамерон» (1350-1353, опубликовано в 1470) - книга реалистических новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором, - многоцветная панорама нравов итальянского общества. Поэма «Ворон» (1354-1355, опубликована в 1487), книга «Жизнь Данте Алигьери» (ок. 1360, опубликована в 1477).

* * *

БОККА́ЧЧО (Вoccaccio) Джованни (1313, Париж - 21 декабря 1375, Чертальдо, Тоскана, Италия), итальянский поэт, писатель, знаток классической древности.

Родился в Париже, но всю сознательную и творческую жизнь был связан с такими центрами культуры итальянского Ренессанса (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)), как Неаполь и Флоренция. Был внебрачным сыном француженки благородного происхождения и богатого флорентийского купца, по настоянию которого в очень раннем возрасте стал изучать право, банковское и торговое дело в компании Барди - знаменитого купеческого семейства.

С 1330 находился при отце в Неаполе, который был поставщиком двора неаполитанского короля Роберта Анжуйского. Именно этот государь, покровитель искусств, заметил дар юного Боккаччо, который, по собственному его признанию, стал сочинять стихи, как только выучил буквы. Творческое призвание Боккаччо, его интерес к изящным искусствам и классическим древностям были поддержаны и получили развитие в общении с кругом художников, поэтов и мыслителей, приближенных ко двору Роберта Анжуйского. В разное время при этом блестящем дворе находились Джотто (см. ДЖОТТО), Чино да Пистойя, Варлаам Калабрийский (см. ВАРЛААМ из Калабрии); королевским библиотекарем, который давал уроки молодому Боккаччо, был Паоло Перуджино. Любовь к встреченной в Неаполе Марии д"Аквино, побочной дочери короля, вдохновила многие произведения любовной лирики Боккаччо.

Именно во время пребывания в Неаполе на могиле Вергилия (см. ВЕРГИЛИЙ (поэт)) Боккаччо поклялся посвятить всю свою жизнь служению изящным искусствам и поэзии. Здесь в молодые годы он создал несколько пользовавшихся популярностью произведений: «Охота Дианы» - поэтическое сочинение в терцинах (около 1336), в котором благородные неаполитанские дамы представлены героинями античных мифов - спутницами богини Дианы, «Филострато» (1338) - поэма в октавах на темы Троянского цикла, «Тесеида» (1339). Все эти сочинения написаны на народном итальянском языке - так называемом «вольгаре» и часто являются переделками сюжетов южнофранцузских средневековых произведений.

В 1340 Боккаччо по настоянию отца возвращается во Флоренцию. За исключением небольшого срока в 1351, когда он находился в стесненных обстоятельствах после смерти отца, он избегал занимать постоянные должности в коммунальной иерархии или на службе у влиятельных лиц. При этом в течение жизни Боккаччо охотно исполнял почетные дипломатические миссии от имени Флорентийской республики, был членом посольств, отправляемых в Романью (1351), в Равенну и Рим (1367), Неаполь (1351), Авиньон (1354, 1365), Венецию (1367, 1368). Очевидно, что Боккаччо пользовался уважением и авторитетом среди сограждан.

В период жизни во Флоренции создал прославившие его прозаические сочинения: «Фьяметта» (1343), «Декамерон» (1348-1353), а также поэтический цикл «Фьезоланские нимфы» (1345). Литературный шедевр Боккаччо «Декамерон» стал образцом совершенства языка и стиля для итальянских авторов, классикой мировой литературы. «Декамерон» представляет собой сто историй, рассказанных от имени благородных флорентийских дам и молодых людей; повествование проистекает на фоне эпидемии чумы («черной смерти (см. ЧЕРНАЯ СМЕРТЬ), от которой скрывается благородное общество в загородном имении, и исполнено тонкого психологизма и неожиданных коллизий.

С 1340-х Боккаччо работал над «Генеалогией языческих богов» (сочинение в 15-ти книгах, посвященное разбору античной мифологии, в том числе географии мифов). В 1350 он знакомится с Петраркой (см. ПЕТРАРКА Франческо), ставшим его лучшим другом. Вокруг Боккаччо образовался кружок гуманистов, среди которых впоследствии прославились Колюччо Салютати и Филиппо Виллани. Кроме того, Боккаччо выхлопотал у отцов города учреждение кафедры греческого языка, которую занял грек из Калабрии Леонтий Пилат (1359). Боккаччо не только принял учителя в собственном доме и содержал за свой счет, но также приобретал для нужд обучения ценные греческие рукописи и, видимо, осуществлял литературную обработку переводов Леонтия с древнегреческого. Хотя Леонтий Пилат был не самым лучшим и образованным комментатором «Илиады» и «Одиссеи», но все же он смог подготовить для Запада первый латинский перевод гомеровских поэм.

Боккаччо также сделал все возможное для того, чтобы флорентийские власти предоставили Петрарке возможность безбедно жить и творить во Флоренции, но тот уклонился от предложенной чести. Дружеское общение и переписка двух великих гуманистов продолжалась многие годы, в частности, в начале 1360-х - в период тяжелых потрясений и нравственных исканий - Боккаччо сам пользуется гостеприимством Петрарки: переезжает в 1363 в Венецию, где тот обосновался.

В последний период жизни наряду с продолжением работы над «Генеалогией языческих богов» (вплоть до 1371) главным делом Боккаччо стало прославление личности и творчества Данте (см. ДАНТЕ Алигьери) - великого предтечи гуманизма. Боккаччо пишет «Комментарии к Божественной комедии» (около 1362), что впоследствии стало традиционным для гуманистов, «Похвальное слово Данте» (около 1360), а также, перед самой смертью, цикл публичных лекций о нем, прочитанных в церкви Св. Стефана во Флоренции. Эти произведения были единственными сочинениями, написанными Боккаччо на вольгаре в зрелый период его жизни. Боккаччо теперь предпочитает писать произведения на латыни и в более серьезных жанрах, чем прежде. В 1351-1367 он написал на латинском «Буколическую поэму» (подражание Вергилию), трактаты «О несчастьях знаменитых людей» и «О знаменитых женщинах» (более ста биографий от Евы до королевы Иоанны Неаполитанской, наследницы короля Роберта). Этот последний трактат по своему настрою представляет собой полную противоположность юношеским сочинениям, полным духа гедонизма (см. ГЕДОНИЗМ), таким как «Охота Дианы» и др.

В конце 1350-х - начале 1360-х Боккаччо пережил глубокий душевный кризис, причину которого одни биографы видят в любовных неудачах и разочарованиях, другие, напротив, в закономерном обретении духовной зрелости путем серьезных религиозных исканий. В 1362 Боккаччо даже принял духовный сан под влиянием монаха Джоаккино Чани и не только отрекся от гедонистического духа прежних сочинений, но и стал утверждать, что даже признанные церковью институты брака и семьи опасны и пагубны для культурного и нравственного развития. Такая нетерпимость к женщинам, которую Боккаччо стал проявлять в последний период жизни, вызвала полемику со стороны других гуманистов, например, Леонардо Бруни (см. БРУНИ Леонардо). Но, видимо, именно это обстоятельство позволило флорентийскому епископу, хорошо знавшему Боккаччо, аттестовать автора «Декамерона» и множества любовных стихотворений, известного своими сердечными увлечениями и оставившего после себя несколько незаконнорожденных детей, как «мужа безупречной чистоты веры и нравов».

Полезные сервисы

пастораль

Энциклопедический словарь

ПАСТОРА́ЛЬ ; ж. [франц. pastorale] Жанр в европейской литературе и искусстве 14 - 18 вв., характеризующийся идиллическим изображением жизни пастухов и пастушек на лоне природы; произведение этого жанра.

* * *

пастора́ль (франц. pastorale, от лат. pastoralis - пастушеский), 1) жанровая разновидность новоевропейской литературы XIV-XVIII вв. (эклога, поэма, стихотворная драма), связанная с идиллическим мировосприятием (см. также Буколика, Идиллия).

2) Опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением пастушеской жизни.

3) Вокальное или инструментальное произведение, рисующее картины природы или сцены сельского быта.

* * *

ПАСТОРАЛЬ - ПАСТОРА́ЛЬ (франц. pastorale, от лат. pastoralis - пастушеский), в литературе - утвердившееся в 17-18 вв. наименование группы жанров, тематически нацеленных на литературно-стилизованное изображение естественной, природной жизни (пасторальный метажанр).

Истоки жанра

Пастораль как жанр насчитывает двадцать три столетия существования (если считать основоположником жанра Феокрита (см. ФЕОКРИТ)), но называли ее по-разному - буколика (см. БУКОЛИКА), идиллия (см. ИДИЛЛИЯ), эклога (см. ЭКЛОГА (в литературе)). В своих истокахФеокрита) пастораль - словесная имитация античного мима (см. МИМ) - «низовой» разновидности античной драмы, балаганной сценки-представления, включающей в себя демонстрацию зрительно-световых чудес, мнимых смертей и воскрешений, загадывание загадок, а также пародирование, розыгрыш, передразнивание. Идиллии Феокрита, персонажами которых являются спорящие и состязающиеся друг с другом в пении пастухи (собственно «буколики»), также связаны с сицилийской традицией воспевания «страстей» пастуха Дафниса (см. ДАФНИС). У Феокрита «страсти» Дафниса трактуются в сентиментально-бытовом плане - как любовные страдания сменивших Дафниса пастухов. Трагическая окраска феокритовых буколик, ставшая «памятью жанра», отзовется в позднейших пасторалях почти обязательной включенностью в них мотивов смерти влюбленного пастуха или его возлюбленной, похорон, тяготением пасторали к смешению с погребальной элегией. С другой стороны, пастухи Феокрита (тот же Титир) имеют своими прообразами и мифологических «сатиров (см. САТИРЫ, главное занятие которых - любовь, пение и игра на пастушеской свирели. Отсюда - сближенность пасторали, которую античные риторики включали в «область серьезно-смехового», и сатиры, парадоксальная взаимодополнительность пасторального (иллюзионистского, иносказательно-загадочного) и сатирического (разоблачительного, разрушающего иллюзии) «модусов» отношения к действительности, характерное и для пасторали, и для сатиры условно-игровое, экспериментально-фантазийное конструирование художественной реальности.

Мир пасторали

Пастораль определяется лежащим в ее основе целостным образом пасторального мира, противопоставленного миру антипасторальному. Эта антитеза в отдельных пасторальных текстах конкретизируется в ряде таких противопоставлений как: городсельская местность (роща, загородная вилла, деревенская усадьба), искусственнаяестественная жизнь, цивилизацияприрода, толпауединение, волнениепокой, тяжелый трудсозерцательная праздность, ненавистьлюбовь, враждадружба, отчуждениесочувствие, сложность простота, хаос гармония.

Классическая сцена, на которой разыгрывается пасторальное действо, - так называемое «приятное место» (locus amoenus) - окаймленная деревьями и кустами зеленая лужайка на берегу реки или ручья: последние - вместе с пасущимися стадами, нимфами, сильванами (см. СИЛЬВАН), храмами, возведенными в честь языческих богов, пышными надгробьями и скромными могилами - составляют пасторальный декорум. Пасторальный мир - это и мифологическая страна пастухов «блаженная» Аркадия, воспетая в эклогах Вергилия (см. ВЕРГИЛИЙ (поэт)).

На оси времени пастораль характеризуется противопоставлением негативно оцениваемого настоящего идеальному прошлому («золотому веку»), или же исторического времени - времени природному (его идеальное воплощение - знойный летний полдень), а также - прекрасному «остановленному мгновению», вне-временности, своеобразной пасторальной «вечности». Вневременность пасторали генетически связана с ее происхождением от мима, изначальной сориентированностью на лирику и сценический диалог.

Эволюция пасторали

По мере эволюции пасторали от ее древнейших форм к нововременным в ней усиливается повествовательное начало вплоть до возникновения в литературе эпохи Возрождения так называемого «пасторального романа», а в литературе 17 в. - героической идиллии. Пасторальный метажанр в целом демонстрирует условность деления жанров на драматические, эпические и лирические. Узко-жанровые разновидности пасторали, представленные в каждом из этих родов (рождественское действо, пасторальная комедия и трагикомедия, пасторальная поэма, пасторальный роман, эклога, пасторальные ода, сонет, элегия и т. д.)., как правило, преодолевают как межродовые, так и межжанровые границы.

Столь же динамичен и протеистичен герой жанра - пастух, который изначально является образом-маской поэта и страдающего влюбленного и который может выступать в разных обличьях: от божества до сатира, от духовно-утонченного участника философского диспута до «мужлана-деревенщины». В литературе Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) и барокко (см. БАРОККО) пастухов начинают заменять рыбаки, охотники, «пастыри пчел». Пахари-земледельцы «проникнут» в пастораль лишь в эпоху Просвещения - на этапе опрощения и натурализации пасторального жанра. У Вергилия пастухи и земледельцы принципиально разведены по разным жанрам - буколикам и «георгикам» - дидактическим поэмам о сельских «трудах и днях», тематически соседствующим с пасторалью, но имеющим принципиально иную, не созерцательно-медитативную, и, тем более, философскую, а жизненно-практическую направленность.

Образ «пастуха» в христианской (особенно западной) традиции нередко отождествлялся с Христом - «добрым пастырем»частности, у Луиса Понсе де Леон, «пастух» - одно из имен Христа). Сакрализация образа пастуха происходила и на почве рождественских действ. Линия развития христианизированной пасторали в Средние века подпитывалась фольклорной традицией (песни, связанные с весенно-летними обрядами), а также такими жанрами куртуазной лирики, как пастурель, альба, блазон.

Пастораль в эпоху Возрождения

Обращение писателей-гуманистов к античной традиции в эпоху Возрождения вызвало расцвет пасторали во всех ее разновидностях. Тому доказательство: эклоги Петрарки (см. ПЕТРАРКА Франческо) (между 1346 - 1348 гг.); пасторальная аллегория Дж. Боккаччо (см. БОККАЧЧО Джованни) «Амето» (ок.1341-42), его же пасторальная поэма в октавах «Фьезоланские нимфы» (ок.1345), «Аркадия» (опубликована в 1504) Я. Саннадзаро (см. САННАДЗАРО Якопо). На пастораль Саннадзаро ориентировались все авторы так называемых «пасторальных романов» (сами они называли свои сочинения «эклогами»): португало-испанский прозаик и поэт Хорхе де Монтемайор (см. МОНТЕМАЙОР Хорхе де), написавший первый пасторальный роман - «Диану» (1559?), его продолжатели Хиль Поло (см. ПОЛО Гаспар Хиль), Сервантес (см. СЕРВАНТЕС Сааведра Мигель де), Лопе де Вега (см. ВЕГА Лопе де), Ф. Сидни (см. СИДНИ Филип), О. д"Юрфе (см. ЮРФЕ Оноре д`). Пасторальный роман - существеннейший этап формирования романа Нового времени: «Дон Кихот» Сервантеса превращается в «роман сознания» во многом благодаря наличию в нем пасторального плана.

Пастораль барокко

Пасторальные мотивы и образы занимают большое место в петраркистской поэтической традиции позднего Возрождения и раннего барокко (см. БАРОККО) (эклоги Гарсиласо де ла Вега (см. ВЕГА Гарсиласо де ла) и Камоэнса (см. КАМОЭНС Луиш ди), пасторальные романсы и сонеты Гонгоры (см. ГОНГОРА-И-АРГОТЕ Луис де), К. Маро (см. МАРО Клеман), А. Барклая, поэмы Т. Тассо (см. ТАССО Торквато) («Аминта», 1573), Э. Спенсера (см. СПЕНСЕР) («Календарь пастуха», 1579), Гонгоры (см. ГОНГОРА-И-АРГОТЕ Луис де) («Фабула о Полифеме и Галатее», 1612; «Одиночества», 1613). В границах барочно-классицистического стилевого синтеза 17 в. создаются пасторальные поэмы «Спасенный Моисей. Героическая идиллия» (1653) Сент-Амана (см. СЕНТ-АМАН), стихотворение «Утро Рождества Христова» и элегия «Лисидас» Д. Мильтона (см. МИЛТОН Джон).

Особенно уместны были пасторальные мотивы и сюжеты на сценеучетом изначально сценичной, мимической природы пасторали. Пасторальные комедии писали Шекспир (см. ШЕКСПИР Уильям), Лопе де Вега (см. ВЕГА Лопе де), Кальдерон (см. КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА Педро) и другие испанские драматурги «золотого века (см. ЗОЛОТОЙ ВЕК (в испанской литературе). В ряду маньеристических пасторалей выделяются пастральная «трагикомедия» Б. Гварини (см. ГВАРИНИ Баттиста) «Верный пастух» (1590), «Галатея» (1584) Дж. Лили (см. ЛИЛИ Джон), пасторальная «маска» Дж. Флетчера (см. ФЛЕТЧЕР Джон) «Верная пастушка» (1608-1609).

Пастораль в век Просвещения

Пастораль эпохи Просвещения тяготеет к демифологизации, к отказу от аллегоризма, к большей естественности и безыскусности, сдвигается от «буколики» к «георгикам». Писатели-просветители особо акцентируют пасторальную тему «золотого века», трактуемого как социальная утопия. Характерные жанры пасторальной поэзии этого столетия - «поэма о сельской усадьбе»Англии), описательная поэма («Виндзорский лес» А. Попа (см. ПОП Александр), 1614; «Времена года» Дж. Томпсона, 1726-1730; «Сады» Ж. Делиля, 1782). Существенное место в истории западноевропейской пасторали Просвещения занимает пасторалистика И. В. Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг).

В русской литературе 18 века, проходящей этап ускоренного развития, пасторальные темы и жанры играют важнейшую роль (барочно-классицистические «идиллические» оды М. В. Ломоносова (см. ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич), эклоги и песни А. П. Сумарокова (см. СУМАРОКОВ Александр Петрович), поэзия М. М. Хераскова (см. ХЕРАСКОВ Михаил Матвеевич), сентиментальные буколики М. Муравьева, И. И. Дмитриева (см. ДМИТРИЕВ Иван Иванович)).

Пастораль в 19-20 вв.

В 19 в. пасторальная топика сохраняется преимущественно в опере и в балете. Функциональной заменой пасторали в литературе этого времени становится тема «детства», романтическая идеализация жизни архаических народов (американских индейцев и др.). Однако в романе 19 в., в том числе - и особенно - в романе реалистическом, сориентированном на жанровую полифонию, остается место и для иронически и даже патетически трактованных пасторальных тем и эпизодов (мир поместья Лариных в «Евгении Онегине», «Сон Илюши» в «Обломове», «мир» в «Войне и мире», «золотой век» у Достоевского).

Возрождение интереса к классической пасторали наблюдается в искусстве начала 20 в. (пастораль у художников-«мирискусников (см. МИР ИСКУССТВА, в поэзии и прозе Андрея Белого (см. БЕЛЫЙ Андрей)). По канонам пасторального жанра создаются многие образцы советского искусства социалистического реализма (см. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ) (фильм «Кубанские казаки». Но к пасторали часто обращались и русские писатели совсем иных мировоззренческих и эстетических ориентаций (Б. Пастернак (см. ПАСТЕРНАК Борис Леонидович), Б. Окуджава (см. ОКУДЖАВА Булат Шалвович), А. Битов (см. БИТОВ Андрей Георгиевич)).

Полезные сервисы

боккаччо

Сканворды для слова боккаччо

Полезные сервисы