Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

монашество

Энциклопедический словарь

МОНА́ШЕСТВО ; ср.

1. Монашеская жизнь, пребывание в монашеском чине. Принять м. Обет монашества.

2. собир. Монахи.

3. Разг. Об уединенном, аскетическом образе жизни кого.

* * *

мона́шество (от греч. monachós - одинокий, отшельник), уединённая жизнь ревнителей той или иной религии, добровольно «ушедших из мира» и связавших себя обетами: как правило, отказ от имущества, воздержание (обязательное безбрачие), разрыв старых родственных и социальных связей; прикрепление к монастырю, подчинение его уставу. Монашество зародилось в буддизме в середине 1-го тысячелетия до н. э.; в III-IV вв. н. э. появилось в христианстве (отсутствует в протестантизме). На Руси - с XI в. Монашество воспринималось верующими как идеал христианской жизни (монашество принимали перед смертью великие князья и цари). Из монашества формируется высшее руководство Русской православной церкви - епископат.

* * *

МОНАШЕСТВО - МОНА́ШЕСТВО (от греч. monachos - отшельник), форма религиозной жизни, для которой характерно осуществление аскетических идеалов (см. Аскеза (см. АСКЕЗА)). Монашество известно во многих религиях, но наибольшее развитие получило в христианстве (см. ХРИСТИАНСТВО). Впервые оно появляется в середине 1 тыс. до н. э. в буддизме (см. БУДДИЗМ). Во второй половине 2 в. до н. э. - 1 в. н. э. в иудаизме (см. ИУДАИЗМ) существовали замкнутые общины аскетов, ессеи (см. ЕССЕИ) и терапевты. В греко-римской культуре аскетический идеал был характерен для доктрин орфиков, пифагорейцев, платоников, неоплатоников, стоиков и киников. В гностических учениях (см. гностицизм (см. ГНОСТИЦИЗМ)) и манихействе (см. МАНИХЕЙСТВО) 1-4 вв. н. э. выдвигался идеал полного отречения от мира, который рассматривался как царство зла. В исламе (см. ИСЛАМ) в начале 8 в. возникли религиозные общины аскетов-суфиев (см. суфизм (см. СУФИЗМ)), образовавшие в 9 в. в разных районах Арабского халифата дервишские ордена.

Восточное монашество

В христианском монашестве ключевым стал мотив следования за Христом (ср. Евангелие от Матфея 16:24). В конце 3 - первой четверти 4 в. в пустынях Египта сложились две основные формы монашества: отшельничество (см. ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО) и киновия (см. КИНОВИЯ). В 4 в. монашество распространяется в Палестине, Сирии, Малой Азии, Армении, Грузии и Западной Европе. В 10 в. из Византии оно проникает в Болгарию и Сербию, а в 11 в. на Русь. Крупнейшие центры православного монашества в средние века находились в Византии: Студийский монастырь в Константинополе и «монашеская республика» на Афоне. На Афоне учился святой Антоний Печерский (см. АНТОНИЙ Печерский), основатель одного из древнейших монастырей Руси, Киево-Печерской лавры (см. КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА). В 14 в. начинается быстрый рост русского монашества, связанный с деятельностью святого Сергия Радонежского (см. СЕРГИЙ Радонежский). В 14-15 веках были основаны наиболее известные монастыри Руси: Троице-Сергиева лавра (см. ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА), Кирилло-Белозерский (см. КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ), Соловецкий (см. СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ), Иосифо-Волоколамский монастыри (см. ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКИЙ МОНАСТЫРЬ) и др. После секуляризации почти 600 монастырей в 18 в. наметился упадок русского монашества, которое начало возрождаться в 19 веке. К 1917 в России насчитывалось более 1000 монастырей, уничтоженных, за немногими исключениями, после революции.

Западное монашество

Монашество на Западе, в 9-11 веках унифицированное на основе Устава святого Бенедикта Нурсийского (см. БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ), с 12 в. стало подразделяться на ордена. Высокий духовный авторитет обусловил в католичестве попытки организовать по образцу монашества белое духовенство (каноникаты), совместить монашеские обеты с рыцарским служением (духовно-рыцарские ордена (см. ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНА)). Многочисленны были и полумонашеские братства мирян (бегинки, бегарды и др.). В 13 в. возникает новое, городское, монашество - нищенствующие ордена (см. НИЩЕНСТВУЮЩИЕ ОРДЕНА), которые соединяют идеалы бедности и целомудрия с активным пастырским служением в миру. Задачи контрреформации (см. КОНТРРЕФОРМАЦИЯ) в 16 в. определили появление реформаторских течений в старых орденах (капуцины (см. КАПУЦИНЫ (монахи)), босые кармелиты (см. КАРМЕЛИТЫ)), а также возникновение новых орденов, активно действующих в миру для сохранения и укрепления католицизма (театины, иезуиты (см. ИЕЗУИТЫ) и др.). После Великой французской революции в конце 18 - начале 19 в. по Западной Европе прокатилась волна секуляризации, которая была следствием антиклерикальной пропаганды эпохи Просвещения. Лишь с 20-х гг. 19 в. начинается возрождение монашества, ориентированное на возвращение к «первоосновам». Монашество 19-20 вв., наряду с расширением каритативной деятельности, возрождало и традиции строгой средневековой аскезы. В то же время 2-й Ватиканский собор (см. ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ) поставил перед монашеством, насчитывавшем 336 000 членов, и новую цель: приспособление к реалиям современного общества.

В протестантских странах монастыри в 16 в. были распущены и монашество уничтожено (кроме Англиканской Церкви (см. АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ), где существуют монашеские ордена). Во время 2-й мировой войны во Франции в деревне Тэзе (недалеко от Клюни) была основана протестантская монашеская община, целью которой стала молитва о единстве; в настойщее время Тэзе - крупнейший центр паломничества молодежи.

Полезные сервисы

типикон

Энциклопедический словарь

ТИПИКОН - ТИПИКО́Н (греч. Typikon) (Типик, Устав), богослужебная книга (см. БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ) Православной церкви, содержащая практическое руководство для церковной службы и монастырской жизни. В литургике (науке о богослужении (см. БОГОСЛУЖЕНИЕ в христианстве)) под Типиконом понимаются также историческая традиция богослужения в данной Церкви и богослужебный обряд. В Типиконе указывается, когда и в каком порядке должны читаться тексты, находящиеся в Октоихе (см. ОКТОИХ), Минее (см. МИНЕИ), Триодях (см. ТРИОДЬ) и других богослужебных книгах. Типикон определяет набор и состав богослужебных и четьих (для чтения) книг, и его история имеет определяющее значение при исследовании всех остальных памятников церковной письменности.

Монашеские Типиконы

Самые первые Типиконы - монастырские Уставы - появились вместе с зарождением монашества (см. МОНАШЕСТВО) в 3-4 вв. В них мало развита собственно литургическая часть, а в основном содержатся правила, регламентирующие строй монашеской жизни, и требования, которые должны выполнять монахи, чтобы достигнуть высшего нравственного совершенства.

Первая монашеская община, основанная Антонием Великим (см. АНТОНИЙ Великий) в 305, была общиной отшельников, живших в скитах отдельно друг от друга (такие подвижнические общины назывались лаврами (см. ЛАВРА)) под руководством аввы (духовного наставника), власть которого всецело основывалась на его нравственном авторитете. Монастыри преподобного Антония являлись переходной ступенью от строгого анахоретства (см. АНАХОРЕТСТВО) к строгому общежитию (киновии (см. КИНОВИЯ)), в них не было каких-либо письменных правил, и строй жизни не был разработан в деталях.

Пахомий Великий (см. ПАХОМИЙ ВЕЛИКИЙ) (292-348) основал первую киновию - строго общежительный монастырь и дал ей письменный устав. Подвижники, собираясь в одну общину под управлением аввы, проводили жизнь вместе в одном или нескольких помещениях (монастырях (см. МОНАСТЫРИ)), следуя одним общим правилам. Все общество монахов, разделенное Пахомием на 24 класса по степени развития их духовной жизни, управлялось, помимо аввы, также настоятелями и игуменами (см. ИГУМЕН (настоятель)); в каждом доме были, кроме того, еще частные надзиратели, подчиненные настоятелям. Монахи должны были проводить жизнь в молитве, чтении духовных книг и трудах. Общественное богослужение совершалось два раза в сутки - днем и ночью. Пища употреблялась самая простая, раз в сутки, в полдень. Монахам предписывалось безмолвие, совершенная нестяжательность и строжайшее послушание. Основой общежития были власть, регламентация и кара (епитимия (см. ЕПИТИМЬЯ)) - средства, которых не знали монастыри анахоретского типа. «Правила», составленные преподобным Пахомием, регулировали все важнейшие стороны монастырской жизни ( пища, сон, одежда, прием в монастырь, управление им ), но ограничивались о каждой из них самыми общими указаниями, приноравливая подвижническую практику к человеку со средними духовными способностями.

Монашеский устав преподобного Иоанна Кассиана (см. ИОАНН КАССИАН) (ум. 435) представляет собой дальнейшую стадию развития правил общежительных монастырей в отношении молитвы и богослужения. Основой богослужебного чина египетского монашества, по Иоанну Кассиану, является пение на вечерних и ночных службах по 12 псалмов, за которыми следуют каждый раз два чтения: из Ветхого и Нового Завета. В субботу и воскресенье оба чтения берут из Нового Завета, одно из Апостола (см. АПОСТОЛ), другое из Евангелия (см. ЕВАНГЕЛИЯ).

Монашеский устав святого Василия Великого (см. ВАСИЛИЙ Великий) (329-379), составленный им для монастырей Малой Азии, представлен в 55 «Правилах, пространно изложенных в вопросах и ответах» и 313 «Правилах, кратко изложенных в вопросах и ответах». В его Уставе не содержится подробной регламентации деталей монастырской жизни, но дается общая теория подвижничества, которая больше отвечала духу палестинского монашества. Молитва, по святому Василию, должна быть непрерывна, всегда сопровождая и работу инока, однако некоторые часы дня и ночи особенно предпочтительны: утро, 3, 6, 9 часы, окончание дня, наступление ночи и полночь. Иноку следует каждый день причащаться запасными Святыми Дарами (см. СВЯТЫЕ ДАРЫ). Немалое значение придается внешности монаха. Пища должна приниматься в определенное время, один раз в сутки. Все остальное время подвижнику следует проводить в умном делании (молитве). Василий Великий дает наставления, носящие носят общий характер, об управлении монастырем, о надзоре за братией со стороны настоятеля, о приеме поступающих в монастырь. Устав Василия Великого распространился по всему Востоку.

Устав святого Бенедикта Нурсийского (см. БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ), основателя уставного киновийного монашества на Западе, в целом развивает традиции устава общежительных монастырей преподобного Пахомия Великого.

Развитие Типикона

Следующим этапом в развитии Типикона была кодификация порядка богослужения, развитие литургической и синаксарной частей и разделение литургической и дисциплинарной частей. Наиболее известны Типиконы Студийский, Иерусалимский и Великой Церкви.

Студийский Типикон отражал богослужебные особенности Студийского Константинопольского монастыря и связан с именем его игумена, Феодора Студита (см. ФЕОДОР СТУДИТ) (ум. 826), при котором монастырь достиг наивысшего расцвета. Студийский устав в полном виде не был изложен Федором Студитом письменно, а соблюдался на основе кратких студийских записей, а также устной традиции. В 11 в. Студийский устав был принят в большинстве монастырей Византийской империи. Однако ни одного списка Студийского типикона не сохранилось - он известен лишь по многочисленным редакциям, принятым в других монастырях.

В 12 в. на смену Студийскому пришел Иерусалимский Типикон, отразивший черты константинопольского монастырского и кафедрального обряда, испытавшего влияние типикона Лавры святого Саввы Освященного (см. САВВА Освященный) под Иерусалимом, и приписываемый преподобному Савве. Основное различие Студийского и Иерусалимского Типиконов указано в «Тактиконе» Никона Черногорца (11 в.): по Студийскому уставу не полагается Всенощных бдений (см. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ) и на Утрене (см. УТРЕНЯ) - великого славословия (см. СЛАВОСЛОВИЕ (молитва)), а в уставе Иерусалимском это предусматривается. Кроме того, в Иерусалимском Типиконе вводятся великая и малая Вечерня (см. ВЕЧЕРНЯ), увеличивается количество гимнографических элементов: стихир (см. СТИХИРА), канонов и других частей богослужебных последований. Однако оба Типикона образовались на одной общей литургической основе и имеют одно и то же содержание службы.

Типикон Великой Церкви был принят в Великой Софии Константинопольской в 9-11 вв. и отражал особенности соборного богослужения, основной чертой которого являлся чин т. н. «песненного последования». Для него характерно отсутствие стихир и канонов, антифонное исполнение псалмов (см. ПСАЛМЫ), чтение Евангелия (см. ЕВАНГЕЛИЯ) после 6-й Библейской песни и другие особенности. Чин «песненного последования» требовал большого количества певцов и изощренной певческой культуры. Полной записи Типикона Великой Церкви не сохранилось, о нем можно судить на основе немногочисленных музыкально-литургических рукописей, отразивших богослужебную практику Великой Церкви, а также на основе описания преподобного Симеона Солунского.

История Типикона на Руси

На Руси до 11 в. был распространен Устав Великой Церкви. В 60-х гг. 11 в. в Киево-Печерском монастыре преподобным Феодосием Печерским (см. ФЕОДОСИЙ Печерский) был введен Студийский Типикон в редакции, составленной Алексием, патриархом Константинопольским в 1025-42, бывшим студийским игуменом. Устав патриарха Алексия был получен непосредственно из Константинополя, и его перевод с греческого был, возможно, осуществлен преподобным Ефремом Печерским (впоследствии митрополитом Переяславским).

На Руси Студийский Типикон просуществовал до середины 14 в., затем постепенно стал вытесняться Иерусалимским. В Сербии первый перевод Иерусалимского Устава был выполнен архиепископом Никодимом в 1319, в Болгарии он был введен патриархом Евфимием Тырновским после 1375, на Руси - митрополитом Киприаном (1336-1406). Первые русские списки Иерусалимского Типикона датируются концом 14 в. В 1401 году список Иерусалимского Типикона был привезен из Константинополя Афанасием Высоцким (см. АФАНАСИЙ Высоцкий), который перевел его с греческого в монастыре Перивлепто. В 14-17 вв. на Руси существовало около 6 редакций Иерусалимского Типикона, среди них - «Око-зрительный устав» архиепископа Геннадия. Списки Иерусалимского Типикона начинались общей частью, где излагался порядок вседневной службы (главы «О нощеденственном богослужении», «Сказ о малой вечерни», «Сказ о всенощном бдении», «Чин малой павечерницы», «Чин обычной павечерницы», «Чин обычной полунощницы», «Чин часам, како подобает петь все дни»), затем следовал Месяцеслов, Марковы главы и Службы по Постной и Цветной Триодям.

Состав современного Типикона

В полном виде Типикон состоит из двух больших разделов: литургического и дисциплинарного. Литургическая часть делится на триодную и месяцесловную (синаксарную) части, которые сложились еще на византийской почве. Триодная часть содержит описание богослужебных последований по Постной и Цветной Триоди, синаксарная часть - по месяцеслову (см. МЕСЯЦЕСЛОВ), в календарном порядке с 1 сентября по 31 августа (древнейшие списки Типикона начинаются триодной частью, затем следует синаксарь, в позднейших списках порядок обратный).

Современный Типикон может быть разделен по своему содержанию на три основных части. Часть первая (с 1 по 47 главы) содержит общие указания на порядок совершения служб («Чин малыя вечерни», «Чин великия вечерни», «О святем, имущем бдение в неделю», «О святем, имущем полиелей в неделю» и др.), а также главы дисциплинарного характера (гл. 26-47): «О бесчинных воплех», «О еже не творити бесед в церкви», «О молчании на трапезе» «О одеждах и обущах» и др. Вторая часть (от 47 до 52 главы) содержит описание богослужебных последований на каждый день года (Месяцеслов) с Марковыми главами (регулирующими порядок соединения подвижного и неподвижного богослужебных кругов (см. БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ)), а также служб Триодного круга. Третья часть (главы 52-60) содержит певческое приложение к Типикону: тексты тропарей (см. ТРОПАРЬ), кондаков (см. КОНДАК), троичных, светильнов (см. СВЕТИЛЬНИК), прокимнов (см. ПРОКИМЕН) и др. песнопений из Октоиха и «на всякую потребу».

Полезные сервисы

цистерцианцы

Энциклопедический словарь

Цистерциа́нцы - члены католического монашеского ордена, основанного в 1098. Первый монастырь ордена - Цистерциум (около Дижона, Франция). С XII в., после реорганизации ордена Бернаром Клервоским, стали называться и бернардинцами. В XII-XIII вв. орден цистерцианцев имел в Европе около 700 монастырей (мужские и женские).

* * *

ЦИСТЕРЦИАНЦЫ - ЦИСТЕРЦИА́НЦЫ, члены католического монашеского ордена, основанного в 1098. 1-й монастырь ордена - Цистерциум (ок. Дижона, Франция). С 12 в., после реорганизации ордена Бернаром Клервоским (см. БЕРНАР КЛЕРВОСКИЙ), стали называться и бернардинцами. В 12-13 вв. орден цистерцианцев имел в Европе ок. 700 монастырей (мужские и женские).

* * *

ЦИСТЕРЦИА́НЦЫ, католический монашеский орден, основанный в 1098 в Сито (лат. Cistercium - отсюда название) в Бургундии. Оформился как орден в 1118 и благодаря усилиям и авторитету св. Бернарда Клервоского к середине 12 в. распространился по всей Западной Европе. Цистерцианцы активно участвовали в христианизации и военной колонизации западнославянских земель, Прибалтики и Испании. Цистерцианцы не реформировали старые монастыри, но закладывали новые, резко противопоставляя себя прежнему монашеству, что институционально закрепила созданная ими новая форма организации монашества - орден. «В пустыне» - в еще не обжитых человеком местах - в простоте и бедности они надеялись в полной мере осуществить устав св. Бенедикта Нурсийского (см. БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ). Идеал бедности зримо отражали белые, дешевые (без красителя), «ангелические» одеяния, а также строгие, лишенные излишеств архитектура и внутреннее убранство цистерцианских монастырей. В основе ордена лежал принцип филиаций (лат. filiatio - родственное отпочкование): по достижении устойчивости и зрелости конвента аббат, дабы строгость монашеского идеала не смягчалась, посылал часть братьев для основания нового, дочернего монастыря, который настоятель материнской обители регулярно посещал. Из Сито были основаны четыре крупнейших аббатства цистерцианцев: Ла Ферте, Понтиньи, Клерво и Моримонд, к которым восходили все филиации ордена.

Условием монашеского служения цистерцианцы считали физический труд, в котором они видели средство воспитания смирения и обуздания «духа соблазна», а также гарантию независимости монастыря от мира. В отличие от прежнего монашества, цистерцианцам не дозволялось жить чужим трудом, иметь зависимых крестьян и вассалов. В результате они поначалу больше времени проводили в поле, на скотном дворе или в винограднике, чем в скриптории (см. СКРИПТОРИЙ), школе или храме за богослужением, которое в страду могло быть и опущено. Цистерцианский культ труда, интенсивное освоение цистерцианскими монахами лесов и пустышей, осушение болот, внедрение всевозможных технических новшеств значительно способствовали внутренней колонизации Западной Европы 12 в. Им отчасти принадлежит и заслуга в нравственной апологии трудовой деятельности. Очень скоро занятия физическим трудом были переданы конверсам (лат. conversi - обращенные), выходцам из сельской бедноты, которые хотя и принимали монашеские обеты, но жили отдельно от основной братии. Интенсивное высокорентабельное товарное хозяйство стало источником быстрого обогащения ордена. Современники иронизировали, что цистерцианские монастыри подобны Ноеву ковчегу, на который братья собрали все богатства, оставив снаружи запустение.

К концу 12 в. цистерцианцы, с их радикальным неприятием мира, противостоянием городской жизни, все более оттеснялись богатыми монастырями на периферию духовной жизни. Лишь в 17 в. в ответ на обмирщение культуры и растущий моральный релятивизм вновь приобрела значимость первоначальная строгость цистерцианского уклада. По инициативе А. Ж. Бутиллье де Рансе (1626-1700), с 1664 аббата монастыря Ла Траппе во Франции, оформилось строгое ответвление цистерцианцев - трапписты, которые на рубеже нашего века стали самостоятельным орденом (лат. ordo cisterciensium strictioris observantiae), в отличие от «святого ордена цистерцианцев» (лат. sacer ordo cisterciensium), объединяющего монастыри, не принимающих аскетической суровости траппистов.

Полезные сервисы