Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

текстообразующая деятельность в сфере школьного обучения

Лингвистические термины

Аанализа текста

Полезные сервисы

текстообразующие возможности звуковых единиц

Лингвистические термины

Аанализа текста

Полезные сервисы

текстообразующие возможности лексических единиц

Лингвистические термины

Аанализа текста

Полезные сервисы

текстообразующие возможности малых текстовых единиц

Лингвистические термины

Аанализа текста

Полезные сервисы

текстообразующие возможности морфем/ морфов

Аанализа текста

Полезные сервисы

текстообразующие возможности морфем/морфов

Лингвистические термины

Полезные сервисы

текстообразующие возможности предложений/ высказываний

Аанализа текста

1) Семантика предложения связана со структурой соответствующей ситуации, что при «накапливании» и «укрупнении» семантических признаков формирует поэтапное смысловое развертывание текста и его смысловую структуру.

2) Семантический признак может отражать: а) одну из сторон описываемого элемента ситуации (на уровне сем); б) элемент в целом (на уровне слов, фразеологизмов); в) координацию элементов (на уровне высказывания и его частей).

3) Вербально выраженные семантические признаки различных реалий текстового мира связываются: а) отношениями дополнения; б) отношениями усиления; в) отношениями контраста, имеющими коммуникативную значимость на разных этапах смыслового развертывания текста: от высказывания до текста.

4) Высказывание, являясь элементом текста, отражает общее фрагментарно и неполно. Оно может включаться в проспекцию и ретроспекцию всего текста.

5) Текстообразующие потенции предложения определяются следующими факторами: а) структурно-семантической организацией предложения; б) инициальностью/ неинициальностью позиции предложения; в) семантической соотнесенностью предложения с последующим композиционно-смысловым звеном текста.

6) Существуют два способа семантического воздействия предложения на текст: а) контактно-когезирующее воздействие; б) ассоциативно-прерывистое воздействие.

7) Как и текст, высказывание имеет поверхностный и глубинный смысл.

Полезные сервисы

текстообразующие возможности предложений/высказываний

Лингвистические термины

1) Семантика предложения связана со структурой соответствующей ситуации, что при "накапливании" и "укрупнении" семантических признаков формирует поэтапное смысловое развертывание текста и его смысловую структуру.

2) Семантический признак может отражать:

а) одну из сторон описываемого элемента ситуации (на уровне сем);

б) элемент в целом (на уровне слов, фразеологизмов);

в) координацию элементов (на уровне высказывания и его частей).

3) Вербально выраженные семантические признаки различных реалий текстового мира связываются:

а) отношениями дополнения;

б) отношениями усиления;

в) отношениями контраста, имеющими коммуникативную значимость на разных этапах смыслового развертывания текста: от высказывания до текста.

4) Высказывание, являясь элементом текста, отражает общее фрагментарно и неполно. Оно может включаться в проспекцию и ретроспекцию всего текста.

5) Текстообразующие потенции предложения определяются следующими факторами:

а) структурно-семанти-ческой организацией предложения;

б) инициальностью/инициальностью позиции предложения;

в) семантической соотнесенностью предложения с последующим композиционно-смысловым звеном текста.

6) Существуют два способа семантического воздействия предложения на текст:

а) контактно-когезирующее воздействие;

б) ассоциативно-прерывистое воздействие.

7) Как и текст, высказывание имеет поверхностный и глубинный смысл.

Полезные сервисы

текстообразующие возможности сложного синтаксического целого

Лингвистические термины

Полезные сервисы

текстообразующие возможности сложного синтаксического целого (коммуникативного блока высказывания)

Аанализа текста

Полезные сервисы

условия осуществления текстовой деятельности:

Лингвистические термины

Полезные сервисы

коннотация

Лингвистика

Коннота́ция

(ср.-лат. connotatio,

от connoto - имею дополнительное значение) -

эмоциональная, оценочная или стилистическая

окраска языковой единицы узуального (закреплённого в системе языка) или

окказионального характера. В широком смысле это любой

компонент, который дополняет предметно-понятийное (или денотативное), а также грамматическое содержание языковой единицы и

придаёт ей экспрессивную функцию (см. Функции языка) на основе сведений,

соотносимых с эмпирическим, культурно-историческим,

мировоззренческим знанием говорящих на данном языке, с

эмоциональным или ценностным отношением говорящего к

обозначаемому или со стилистическими регистрами,

характеризующими условия речи, сферу языковой деятельности, социальные отношения участников речи, её форму и

т. п. В узком смысле это компонент значения, смысла языковой

единицы, выступающей во вторичной для неё функции наименования, который

дополняет при употреблении в речи её объективное значение

ассоциативно-образным представлением об обозначаемой реалии на основе

осознания внутренней формы наименования, т. е.

признаков, соотносимых с буквальным смыслом тропа или фигуры

речи, мотивировавших переосмысление данного выражения.

Субъективная речевая природа коннотации противопоставлена

объективному содержанию языковых единиц, ориентированному на

когнитивную (познавательную, гносеологическую) функцию языка.

Субъективность коннотации проявляется в возможности

противоположной интерпретации реалии, названной одним и тем же

словом, например «волосёнки» - ласкательная или пренебрежительная

коннотация связана со всеми эмотивно-прагматическими (см. Прагматика) аспектами текста, создающими его экспрессивную окраску. Все

языковые сущности, содержащие коннотации, - своего рода

прагматические «полуфабрикаты», которые при реализации в высказывании придают ему субъективную модальность. Коннотация способна также выполнять

текстообразующую функцию путём оживления образа (внутренней формы) и

использования его как средства поверхностно-синтаксического согласования элементов текста или путём

обыгрывания стилистического регистра.

В структуре коннотации ассоциативно-образный компонент выступает как

основание оценочной квалификации и стилистической маркированности,

связывая денотативное и коннотативное содержание языковой единицы.

Последнее придаёт «суммарную» экспрессивную окраску всему выражению,

в котором может доминировать: образное или звукосимволическое представление («губошлёп»,

«кровавая заря»); оценочная квалификация - эмоциональная («солнышко»),

качественная («бурда»), количественная («носище»); какой-либо из

стилистических регистров (официальное или торжественное

«воздвигать», просторечное «валандаться»). Узуальная коннотация

оформляется суффиксами субъективной оценки, осознаваемой внутренней

формой, звукоподражаниями, аллитерацией, экспрессивно

окрашенными словами и фразеологизмами. Однако для коннотации

характерна нелокализованность, разлитость по всему тексту, создающая

эффект подтекста. Коннотации - языковая универсалия (см. Универсалии), формы проявления которой зависят от

специфики значимых единиц того или иного языка и

от правил их комбинаторики и организации текста.

Существуют многочисленные определения коннотации как на основе семантических свойств («созначение», «добавочное

значение» и т. д.), так и с учётом системных свойств языкового

выражения, проявляющихся в синонимии, антонимии, в принадлежности к определённым

формам существования языка (литературной, диалектной и т. п.), или с учётом звуковой

оболочки выражения.

Понятие коннотации возникло в схоластической логике и проникло в языкознание в 17 в. через грамматику Пор-Рояля (см.

Универсальные грамматики) для

обозначения свойств (акциденций) в отличие от субстанций. В логике

позднее она стала противопоставляться денотации (экстенсионалу) как

сущность понятийная (интенсионал). В лингвистике с конца 19 в.

термином «коннотация» стали обозначаться все эмотивно окрашенные

элементы содержания выражений, соотносимые с прагматическим

аспектом речи (О. Эрдман, Л. Блумфилд). Закреплению подобного

понимания термина «коннотация» способствовали психолингвистические исследования

аффективной стороны слов, а также ассоциативные эксперименты,

показавшие реальность осознания ассоциативно-образных, оценочных и

стилистических признаков.

Блумфилд Л., Язык, пер. с англ., М., 1968;

Комлев Н. Г., Компоненты содержательной структуры слова,

М., 1969;

Гальперин И. Р., Информативность единиц языка, М.,

1974;

Колшанский Г. В., Соотношение субъективных и объективных

факторов в языке, М., 1975;

Харченко В. К., Разграничение оценочности, образности,

экспрессии и эмоциональности в семантике слова, «Русский язык в школе»,

1976, № 3;

Говердовский В. И., История понятия коннотации, «Научные

доклады высшей школы. Филологические науки», 1979, № 2;

Винокур Т. Г., Закономерности стилистического использования

языковых единиц, М., 1980;

Ульман С., Стилистика и семантика, пер. с англ., в кн.:

Новое в зарубежной лингвистике, в. 9 - Лингвостилистика, М., 1980;

Шаховский В. И., Эмотивный компонент значения и методы его

описания. (Учебное пособие к спецкурсу), Волгоград, 1983;

Телия В. Н., Коннотативный аспект семантики номинативных

единиц, М., 1986.

В. Н. Телия.

Полезные сервисы

ритм

Лингвистика

Ритм

(греч. ῥυθμός - размеренность, стройность,

соразмерность, от ῥέω - теку)

речевой - регулярное повторение

сходных и соизмеримых речевых единиц, выполняющее структурирующую,

текстообразующую и экспрессивно-эмоциональную функции. Ритм

речевой - одно из проявлений фундаментальной закономерности природы,

её ритмичности. Служит основой эстетической организации художественного текста -

стихотворного и прозаического. Наиболее ярко выражен в стихотворных

текстах, наименее - в спонтанной диалогической

речи.

Единицами ритма являются: в прозе - ритмическая группа,

синтагма; в стихе - звук, слог, ритмическая

группа, строка, строфа. Эти единицы образуют иерархическую систему.

Основная единица - ритмическая группа, которая состоит, по крайней мере,

из одного ударного слога и примыкающих к нему

безударных слогов. Существуют сложные ритмические группы, в которых

содержится два и более ударных слогов, несущих ударение разной степени.

Ритмическая группа объединяется мелодическим движением. Ударные слова

одной ритмической группы образуют тесное смысловое единство.

В формировании ритма участвуют все возможные языковые средства:

звуковые, интонационные, синтаксические,

лексико-семантические,

например различного рода повторы, синтаксический параллелизм,

регулярности воспроизведения интонационных модификаций (см.

Интонация).

Особенности ритма в конкретном тексте подчинены его основной идее.

Ритмические явления происходят на фоне аритмических. В стихе ритм

взаимосвязан с метром, но не идентичен ему. Речевой ритм мало

изучен.

Жирмунский В. М., Введение в метрику. Теория стиха, Л.,

1925;

его же, Теория стиха, Л., 1975;

Пешковский А. М., Стихи и проза с лингвистической точки

зрения, в его кн.: Сборник статей. Методика родного языка, лингвистика,

стилистика, поэтика, Л.-М., 1925;

его же, Принципы и приёмы стилистического анализа и оценки

художественной прозы, в сб.: Ars poetica, М.,

1927;

Тимофеев Л. И., Ритм стиха и ритм прозы, «На литературном

посту», 1928, № 19;

его же, Проблемы стиховедения. Материалы к социологии

стиха, М., 1931;

Томашевский Б. В., Стих и язык, М., 1959;

Иванова-Лукьянова Г. Н., О ритме прозы, в сб.: Развитие

фонетики современного русского языка, [в. 2], М., 1971;

Антипова А. М., Типы речевого ритма, «Сборник научных

трудов МГПИИЯ им. М. Тореза». 1977, в. 108;

её же, Характер взаимосвязи ритма и других компонентов

интонации, в кн.: Фонология. Фонетика. Интонология, М., 1979;

её же, Ритмическая система английской речи, М., 1984;

Задоенко Т. П., Ритмическая организация потока китайской

речи, М., 1980;

Essen O. von, Rhythm and melody in Germanic

languages, в кн.: Manual of phonetics, Amst.,

1957;

Pike K., Practical phonetics of rhythm waves,

«Phonetica», 1962, v. 8.

И. Г. Торсуева.

Полезные сервисы