Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

инь

Энциклопедический словарь

Инь (или Шан), древнекитайское государство в XIV-XI вв. до н. э. Было завоёвано племенем чжоу.

* * *

ИНЬ - ИНЬ (Шан) (Yin, Shang), раннее государство на территории Китая. Около 1400 г. до н. э. иньцы - представители группы племен - носителей одной из ветвей протокитайского языка - обосновались в долине среднего течения р. Хуанхэ. Для иньцев характерен сравнительно высокий уровень развития земледелия и ремесла. В целом экономика базировалась на земледелии (посевы сорго, проса, чумизы, в меньшей мере ячменя и пшеницы), отчасти ирригационном, при этом значительную роль играли скотоводство (разведение крупного и мелкого рогатого скота, а также свиней и домашней птицы), охота и рыболовство. В области ремесла значительных успехов иньцы достигли в обработке бронзы, а также производстве белой и черной керамики. Общество иньцев знало ранние, примитивные формы обмена.

Иньцы постоянно сталкивались с другими племенами и племенными группами, обитавшими на территории Китая, в борьбе за пахотные земли, пастбища и угодья. Обитатели древнего Китая постоянно осуществляли военные набеги друг на друга с целью захвата скота, пленных и прочих материальных ценностей. В эпоху Инь в Китае господствовали примитивные земледельческие хтонические культы, характерная черта которых - массовые ритуальные убийства значительной части военнопленных (остальные пленники обращались в рабство). В основе религиозной системы древнего Китая - культ Неба и культ предков.

Владение рабами было коллективным, что отчетливо свидетельствует о сохранившихся в иньском обществе чертах первобытнообщинного строя. В ходе развития иньского общества постепенно все большую роль приобретала фигура племенного вождя - вана - государственного, военного и религиозного главы государства. В 14-12 вв. до н. э. ваны исполняли функции царя-жреца, характерные для многих других цивилизаций древности. В их задачи входили верховное административное управление, организация полевых работ, массовых охот, культовые функции, заключавшиеся в принесении жертв духам предков (культ предков - характерная черта китайской цивилизации), функции военного управления, верховногот. ч. и арбитражного) суда. Личность вана считалась неприкосновенной и священной.

Вокруг вана группировались вожди племен и племенных групп, подвластных ему, представители племенной знати - своего рода аристократии, воины-лучники, жрецы. В эпоху Инь у древних китайцев уже существовала протоиероглифическая система письма, а также лунный календарь. Протогосударство Инь занимало сравнительно незначительную часть территории современного Китая и было вынуждено существовать в условиях постоянных столкновений с соседями. В 12 в. до н. э. в результате нападения группы племен во главе с племенем Чжоу протогосударство Инь пало, а большая часть его населения попала под власть захватчиков, основавших государство Чжоу (см. ЧЖОУ).

Большой энциклопедический словарь

Орфографический словарь

Синонимы к слову инь

сущ., кол-во синонимов: 1

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова инь

Полезные сервисы

инь - ян

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

инь-ян

Энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

Одна из пар основополагающих категорий китайской философии, выражающая идею универсальной дуализированности мира и конкретизирующаяся в неограниченном ряду оппозиций: темное и светлое, пассивное и активное, мягкое и твердое, внутреннее и внешнее, нижнее и верхнее, женское и мужское, земное и небесное и т.д. Этимологические значения инь-ян - теневой и солнечный склоны холма или берега реки. В Го юй (5-3 вв. до н.э.) инь-ян впервые представлены как две ипостаси "пневмы" (ци1) - соответственно "земная" и "небесная", нарушение порядка взаимодействия которых приводит к стихийным бедствиям и смутам. В Гуань-цзы (4-3 вв. до н.э.) с взаимодействием инь-ян сопряжены смена времен года, дня и ночи. В Чжуан-цзы (4 в. до н.э.) инь-ян связаны с категориями Дао дэ цзина "покой" и "движение" (см. ДУН-ЦЗИН).

В традиционной космогонии появление инь-ян знаменует собой первый шаг от недифференцированного ("хаотического" - хунь дунь) единства первозданной "пневмы" к многообразию всей "тьмы вещей" (вань у) (Дао дэ цзин). В процессуальном аспекте главный закон инь-ян - дао, т.е. их взаимопревращение по достижении определенной фазы развития: "одно инь1, одно ян1 - это и есть дао" (Си цы чжуань, 4 в. до н.э.). Наивно-диалектические представления отражены и в субстанциальном осмыслении инь-ян: каждое из этих противоположных начал содержит в себе потенцию другого. Таким образом, модель инь-ян определяет не только развитие, но и устройство всего сущего в мире. Данный принцип полярной дуализации реализуется на всех уровнях существования объектов: и любая сторона инь, и любая сторона ян в свою очередь делятся на инь-ян и т.д. Эта теория универсального дуализма сформировалась в середине I тысячелетия до н.э. и впервые была систематически изложена в Чжоу и, где инь-ян названы "двумя образцами" (лян и), рожденными "Великим пределом" (тай цзи), и отождествлены с элементарными компонентами гексаграмм (см. ГУА) - прерванной и целой чертами соответственно. Наибольшее развитие она получила в школе инь-ян цзя, а Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) была синтезирована с учением о "пяти элементах" (у син1), что в дальнейшем стало основой практически всех философских и научных построений. Уже в Си цы чжуани действие инь-ян было конкретизировано в ряду понятийных оппозиций, в том числе распространявшихся на общественные и семейные отношения, а Дун Чжуншу перенес идею инь-ян также на категории социальной оценки - моральные качества, награды и наказания: "Все дурное исчерпывается в инь1, все доброе - в ян1"; "в ян1 - высокое начало, в инь1 - низкое" (Чунь цю фань лу). Чжоу Дуньи (11 в.) связал рождение инь-ян с динамикой "движения" и "покоя" собственно "Великого предела" как своего рода программы упорядоченного развития мира. В неоконфуцианстве в целом постулировалась субстанциальность инь-ян, реализующихся в "пневме". Ван Чуаньшань (17 в.) акцентировал "взаимопроникновение" инь-ян, объясняя им относительную устойчивость субстанциальных образований. Ныне концепция инь-ян продолжает играть важную роль в теории китайской медицины.

ЛИТЕРАТУРА

Древнекитайская философия, тт. 1-2. М., 1972-1972 Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Евразийская мудрость от А до Я.

ИНЬ-ЯН

(кит.): основополагающие категории китайской философии, рассматриваемые только в паре. Выражаюг идею универсальной дуализированности мира, конкретизируются в неограниченном ряду оппозиций: темное - светлое, женское мужское, тьма - свет, покой вижение, земное - небесное и т.д. Инь-ян - космические начала, организующие жизнь во Вселенной. В процессуальном аспекте главный их закон - дао, т.е. взаимопревращение по достижении определенной фазы развития: «одно инь, одно ян - это и есть дао». Субстанциональное осмысление инь-ян включает диалектическое представление о том, что каждое из этих начал содержит в себе потенцию другого. Таким образом, модель инь-ян определяет не только развитие, но и устройство всего сущего в мире. Этот принцип полярной дуализации реализуется на всех уровнях существования объектов: и любая сторона инь, и любая сторона ян в свою очередь делятся на инь и ян, и т.д. Теория универсального дуализма инь-ян была синтезирована с учением о «пяти элементах, что в дальнейшем стало основой практически всех философских и научных построений в Китае.

Полезные сервисы

инь-ян цзя

Энциклопедия Кольера

ИНЬ-ЯН ЦЗЯ - "Школа, [[исходящая из категорий]] инь ян". Одна из шести основных философских школ древнего Китая, по классификации Сыма Таня и Сыма Цяня (Ши цзи, 2 в. до н.э.), специализировавшаяся в натурфилософско-космологической и оккультно-нумерологической (см. СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ) проблематике. Время возникновения инь-ян цзя и состав ее представителей, видимо первоначально астрономов-астрологов и уроженцев северо-восточных приморских царств Ци и Янь, точно не установлены. Не сохранилось ни одного сколько-нибудь развернутого текста этой школы, о ее идеях можно судить лишь по их фрагментарному изложению в Ши цзи, Чжоу и, Люй-ши чунь цю и некоторых других памятниках. Центральные концепции инь-ян цзя - универсального дуализма сил инь ян и цикличности взаимодействий "пяти элементов", или фазсин1), - легли в основу всей онтологии, космологии и вообще традиционной духовной культуры и науки Китаяособенности астрономии, медицины и оккультных искусств). Вероятно, до середины I тысячелетия до н.э. концепции инь ян и "пяти элементов", выражающие различные классификационные схемы - двоичную и пятеричную, развивались в раздельных оккультных традициях - "небесной" (астрономо-астрологической) и "земной" (мантико-хозяйственной). Во 2-й половине I тысячелетия до н.э., обретя философский статус, эти концепции слились в единое учение, что по традиции считается заслугой единственного известного ныне крупного представителя инь-ян цзя - Цзоу Яня (4-3 в. до н.э.), хотя в сохранившихся свидетельствах о его взглядах нет следов концепции инь ян. Цзоу Янь распространил концепцию "пяти элементов" на исторический процесс, представляемый кругообразной сменой их главенства в качестве "пяти благодатей" (у дэ). Впервые как единое учение, охватывающее все стороны универсума, концепции инь ян и "пяти элементов" представлены в философии Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) который интегрировал идеи инь-ян цзя в конфуцианство, развив и систематизировав таким образом его онтолого-космологический и методологический базис В дальнейшем натурфилософский компонент инь-ян цзя нашел продолжение в конфуцианской "школе текстов новых письмен" и неоконфуцианстве, а религиозно-оккультный - в связанной с даосизмом практической деятельности гадателей, прорицателей, магов, алхимиков и целителей.

ЛИТЕРАТУРА

Быков Ф.С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. М., 1966 Рубин В.А. Концепции у-син и инь ян. - В кн.: Личность и власть в древнем Китае. М., 1993 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998

Полезные сервисы

иньва

Синонимы к слову иньва

сущ., кол-во синонимов: 1

река (2073)

Сканворды для слова иньва

Полезные сервисы

иньектор

Синонимы к слову иньектор

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

иньеста

инька

Толковый словарь Даля

ИНЬКА - жен., архан. инка, инородка, особ. самоедка, см. иной.

Синонимы к слову инька

сущ., кол-во синонимов: 3

Полезные сервисы

иньобильный

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

иньоит

Синонимы к слову иньоит

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

иньольд

Сканворды для слова иньольд

Полезные сервисы

иньоранс

иньорант

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

иньчуань

Энциклопедический словарь

Иньчуа́нь (Нинся), город в Китае, на р. Хуанхэ, административный центр Нинся-Хуэйского автономного района. 357 тыс. жителей (1990). Машиностроительные, химические, текстильные, пищевые предприятия.

* * *

ИНЬЧУАНЬ - ИНЬЧУА́НЬ (Нинся) (Yinchuan, Yinchwan, Ningxia), город в северной части Китае, на р. Хуанхэ (см. ХУАНХЭ). Административный центр Нинся-Хуэйского автономного района (см. НИНСЯ-ХУЭЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ РАЙОН). Население 465,9 тыс человек (2004), с пригородами свыше 1 млн человек (2004).

Транспортный узел. Торговый центр сельскохозяйственного района Иньчуанской равнины. Машиностроение, радиотехническая, электронная, химическая, текстильная (шерстяная), пищевая промышленность.

В 10-13 вв. Иньчуань - столица тангутского царства Си-Ся (см. СЯ ЗАПАДНОЕ).

Среди достопримечательностей: пагода «Морская драгоценность»; пагода монастыря Чэнтяньсы; храм Небесной Преемственности (так называемая Западная Пагода); Пагода Яшмового Императора (так называемая Северная Пагода); Большая мечеть.

Близ Инчуаня в предгорьях хребта Хэланшань (см. АЛАШАНЬ (хребет)) (Алашань) захоронения 10-13 вв. правителей тангутского (см. ТАНГУТЫ) царства Си-Ся (Западное Ся (см. СЯ ЗАПАДНОЕ)).

Большой энциклопедический словарь

Сканворды для слова иньчуань

Полезные сервисы

иньшань

Энциклопедический словарь

Иньша́нь - горы в Китае, к северу от излучины р. Хуанхэ. Длина около 650 км. Высота до 2187 м. Горные степи, на северных склонах - участки смешанных лесов.

* * *

ИНЬШАНЬ - ИНЬША́НЬ, горы на севере Китая, во Внутренней Монголии (см. МОНГОЛИЯ ВНУТРЕННЯЯ), к северу и северо-востоку от излучины реки Хуанхэ (см. ХУАНХЭ). Состоят из ряда хребтов, расположенных кулисообразно (Ланшань, Шэйтэн-Ула, Улашань, Дациншань) и разделенных долинами. Общая протяженность около 650 км. Высота до 2187 м.

Северные склоны хребтов обычно пологи, южные - крутые и обрывистые. Сложены главным образом древними кристаллическими породами (граниты, гнейсы). Добыча каменного угля и железных руд. В пригребневых частях на южных склонах - горные степи, по ущельям сохранились сосняки и березовые рощи, по долинам рек - заросли лавролистного тополя, в нижних частях северных склонов - полупустыни.

Большой энциклопедический словарь

Сканворды для слова иньшань

Полезные сервисы

иньшин

иньямбане

Энциклопедический словарь

Сканворды для слова иньямбане

Полезные сервисы

иньямбане (inhambane)

иньянгани

Сканворды для слова иньянгани

Полезные сервисы