Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

денисов

Грамматический словарь

Дени́сов ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

ДЕНИСЕВИЧ ДЕНИСЕНКО ДЕНИСОВ ДЕНИСОВИЧ ДЕНИСЬЕВ ДЕНИСЮК ДЕНЮХИН ДЕНЯГИН ДЕНЯКИН ДЗЕНИСКЕВИЧ ДИОНИСОВ ДИОНИСЬЕВ ДВОРНИК ДЕНИСЫЧЕВ ДЕНИСЫЧЕВ

От греческого имени Денис (Дионисий - "бог жизненных сил природы, бог виноделия).разг. Денисий, стар. Дионисий. (П). Все фамилии от крестильного имени Денис и его производных форм. Основна фамили Денисов занимает 97 место в перечне самых частых русских фамилий. Дионисов, такую фамилию мог получить и семинарист. В семинарих существовала традици давть учащимс фамилии по именам мифологических персонажей. Денисенко, Денисюк.из суффиксов в украинской ономастике особенно распространены два: -енко на востоке Украины и -ук, -юк на западе. Денисёнко и Денисюк первоначально означали "маленький Денис", а затем и "сын Дениса", и, наконец, они превратились в наследственные фамилии.. Денисевич Патронимические фамилии на -ич и -ович/-евич типичны для украинской номенклатурырусском не встречаются) и могут быть образованы от полной или уменьшительной формы крестильного имени.Фамилии на -ич, правда, скорее относятся к белорусскому, чем к украинскому ареалу.. Дзенискевич. Фамилию с ц или дз следует читать белорусской, если она происходит от православного крестильного имени, :оторое едва ли употребляется в польской среде, связанной с католической традицией, например:Дзенискёвич Дзянис (укр. Денис, польск. Dyonizy). (У).

Сканворды для слова денисов

Полезные сервисы

денисов андриан карпович

Энциклопедический словарь

ДЕНИСОВ Андриан Карпович - ДЕНИ́СОВ Андриан Карпович (1763-1841), российский военачальник, генерал-лейтенант (1813), войсковой атаман Войска Донского (1818).

Из старшинских детей Войска Донского. Сын генерал-майора К. П. Денисова и племянник Ф. П. Денисова. В 1775 в двенадцатилетнем возрасте был вывезен отправившимся на службу отцом в Петербург, где обучался наукам в частном пансионе. В 13 лет, по обычаю того времени, был записан на службу казаком, вскоре, в 1777, получил чин есаула, а в 1780 произведен в поручики. В 1787 ему поручили сформировать полк Екатеринославского казачьего Войска, во главе которого он принял участие в Русско-турецкой войне 1787-1791 (см. Русско-турецкие войны (см. РУССКО-ТУРЕЦКИЕ ВОЙНЫ)). Отличился при штурме Измаила (см. ИЗМАИЛ (город)) в 1790 (первым взошел на один из бастионов) и был награжден орденом Святого Георгия (см. ОРДЕН ГЕОРГИЯ)4-го класса. В 1791 вновь отличился в Мачинском сражении и был награжден именной золотой медалью. В 1792 и 1794 воевал с польскими конфедератами (см. Польское восстание 1794 (см. ПОЛЬСКОЕ ВОССТАНИЕ 1794 года)). Особенно отличился в сражении при Мацейовицах (взял в плен предводителя восставших Т. Костюшко (см. КОСТЮШКО Тадеуш)), получил в боях несколько ранений и был награжден несколькими орденами. В 1796 волонтером принял участие в Персидском походе (см. ПЕРСИДСКИЙ ПОХОД 1796). В 1799 с блеском проявил свои воинские способности в Итальянском (см. ИТАЛЬЯНСКИЙ ПОХОД СУВОРОВА) и Швейцарском походах Суворова (см. ШВЕЙЦАРСКИЙ ПОХОД СУВОРОВА), командуя всеми казачьими полками, был произведен в генерал-майоры (за сражение при Нови) и награжден несколькими орденами.

В 1805-1806 исполнял обязанности наказного атамана Войска Донского. Принял участие в кампании 1807 против французов и в 1808-1811 находился на театре военных действий с турками. Во время Отечественной войны 1812 (см. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 года) был специально оставлен на Дону в должности наказного атамана, сформировал и отправил к действующей армии 26 ополченческих казачьих полков. Русское командование получило значительный перевес в коннице, и их прибытие в Тарутинский (см. ТАРУТИНО) лагерь имело очень важное значение для последовавших событий, в частности, во время преследования отступавшей наполеоновской армии. В 1813 «за благорозумные распоряжения» Денисову присвоили чин генерал-лейтенанта.

После смерти М. И. Платова (см. ПЛАТОВ Матвей Иванович) в 1818 Денисов был назначен донским войсковым атаманом. За время пребывания на этом посту он предпринял попытку реформировать жизнь и устройство Войска. Но в разработке нового положения о Войске столкнулся с оппозицией старшинских кланов, поддержанных генерал-адъютантом А. И. Чернышевым, из-за которого Денисов в 1821 был снят с должности и отдан под суд. Все предпринятые усилия по оправданию ни к чему не привели. Судебное дело до его смерти так и не закрыли. В последние годы жизни занимался написанием мемуаров, которые частично после его кончины публиковались в журнале «Русская старина». В августе 1904 его имя (как почетного шефа) было присвоено 7-му Донскому казачьему полку.

Полезные сервисы

денисов василий ильич

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

денисов сергей петрович

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

денисов сергей прокофьевич

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

денисов федор петрович

Энциклопедический словарь

ДЕНИСОВ Федор Петрович - ДЕНИ́СОВ Федор Петрович [1738, станица Пятиизбянская - 1 (13) марта 1803, там же], граф (1799), российский военачальник, генерал от кавалерии (1798).

Из казачьих детей Войска Донского. На военную службу вступил в 1756 казаком, а в следующем году получил чин есаула. Во время русско-турецкой войны 1769-1774 (см. Русско-турецкие войны (см. РУССКО-ТУРЕЦКИЕ ВОЙНЫ)) отличился в нескольких сражениях, за проявленную храбрость в боях на реке Ларге (см. ЛАРГА (река)) и при Кагуле (см. СРАЖЕНИЕ НА РЕКЕ КАГУЛ)был замечен главнокомандующим П. А. Румянцевым (см. РУМЯНЦЕВ-ЗАДУНАЙСКИЙ Петр Александрович) и произведен в полковники. Командуя казачьим полком с 1770, взял приступом ряд турецких крепостей и разгромил несколько крупных отрядов противника, захватил множество пленных и трофеев. В 1773 в бою у озера Карасу ему удалось взять в плен турецкого сераскера (см. СЕРАСКЕР) Чауш-пашу. Был несколько раз ранен и награжден именной золотой медалью и орденом Святого Георгия (см. ОРДЕН ГЕОРГИЯ)4-го класса. В 1784 за его действия в Крыму и на реке Кубани получил чин бригадира, а в 1787 произведен в генерал-майоры. В1788 Денисов вновь отличился во время осады турецкой крепости Очакова (см. ОЧАКОВ (город)), после чего был отправлен с донесением к Екатерине II (см. ЕКАТЕРИНА II). Императрица пожелала, чтобы казачий генерал отправился тут же на театр военных действий со шведами. В 1788-1790 он принял участие в боях против шведов, где неоднократно проявлял присущую ему отвагу и распорядительность, был вновь ранен и награжден орденом Святого Георгия 3-го класса. Тогда же на него обратил внимание наследник престола Великий князь Павел Петрович. В 1794 его направили в Польшу, где, командуя отдельным корпусом, нанес при Мацейовицах сокрушительное поражение войскам под командованием Т. Костюшко (см. КОСТЮШКО Тадеуш), а самого главнокомандующего захватил в плен. Наградой храброму донскому военачальнику стал орден Святого Георгия 2-го класса и чин генерал-лейтенанта. После своего восшествия на престол очень ценивший Денисова император Павел I (см. ПАВЕЛ I Петрович) сделал его полным генералом, назначил в 1798 командиром только что созданного лейб-гвардии Казачьего полка и возвел в графское достоинство Российской империи (первый случай из казаков).

В 1800 назначен инспектором Кавказской линии и астраханским генерал-губернатором. С 1801 находился в отставке и жил в родной станице. За время службы Денисов участвовал в 22 сражениях, получил 7 пулевых ран, а войска под его командой пленили около10 тысяч, уничтожили до 50 тысяч бойцов противника, захватили 107 пушек и отбили 161 неприятельское знамя. В 1904 его имя (как вечного шефа) было присвоено 11-му Донскому казачьему полку.

Полезные сервисы

денисов эдисон вас

Гуманитарный словарь

ДЕНИ́СОВ Эдисон Вас. (1929-96) - композитор, музыковед. Окончил Томское муз. уч-ще (1950, класс фп.), механико-математич. ф-т Томского унта (1952), Моск. конс. (1956, класс фп. В. С. Белова и курс композиции у В. Я. Шебалина), аспирантуру (1959). С 1960 - педагог Моск. конс. Д. - один из лидеров авангарда. Стилевые черты творчества Д. - рафинированный эстетизм и стремление к этическому началу. Из композиторов европейского авангарда Д. особенно близок к позднему А. Веберну и П. Булезу. В стиле, близком к Булезу (пуантилизм и линейная сонористика), написана кантата "Солнце инков" (1964), принесшая Д. мировую славу. Этапным соч. стали "Плачи" для сопрано, ударных и фп. (1968), воссоздающие древний похоронный обряд, в к-ром Д. объединил распев вокальной партии с пуантилизмом сопровождения. В вокальных и инструментальных ансамблях 60-х гг. Д. экспериментально разрабатывает принцип сонорно-тембровой драматургии: "Канты Катула" (1963), "Итальянские песни" на слова Блока (1964), "Crescendo и diminuendo" для арфы и 12-ти струнных (1965), "Пять историй о господине Кейнаре" на слова Б. Брехта (1966), "Ода" для кларнета, баритона и ударных (1968), "Романтическая музыка" для инструментального ансамбля (1968), "D-S-C-H" для кларнета, тромбона, виолончели и фп. (1969). Роль сонористики еще более возрастает в концертах 70-80-х гг.: виолончельном (1972), фортепианном (1974), флейтовом (1975), скрипичном (1977), для саксофона (1977), для флейты и гобоя (1979), для флейты и виолончели (1982) и для альта (1988). Скрипичному и особенно альтовому концертам присущи черты драматизма, свойственного и романсам ("Листья" на слова С. Танцера, 1978; "Боль и тишина" и "На повороте" на слова О. Мандельштама, 1979; "Пять стихотворений Баратынского"), подготовившим одно из значительных соч. Д. - "Реквием" на тексты поэмы Танцера. Реквием открывает новый период в творчестве Д., связанный с философско-религ. мотивами: Партита для скрипки с оркестром (1981), Камерная симфония (1982), Вариации на тему Й. Гайдна "Tod ist ein Langer Schlaf" для виолончели с оркестром (1982), Вариации на тему хорала Баха "Es ist Genug" для альта и фортепиано (1984) Резюмирующим моментом в творчестве Д явился поворот к православной духовности, нашедший выражение в произв. на стихи Б. Пастернака "Рождественская звезда" (1989), в трех отрывках из Нового Завета для контратенора, двух теноров, баритона, флейты и виолончели (1989) "История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа" на тексты Нового Завета и православной литургии (1994) - это монументальное творение в 7-ми частях.

Д. - автор ряда статей о творчестве соврем. композиторов.

Соч.: Струнные квартеты Белы Бартока // Музыка и современность. М., 1965. Вып. 3; Заметки об оркестровке Д. Шостаковича // Дмитрий Шостакович. Сб. М., 1967; Додекафония и проблемы совр. композиторской техники // Музыка и современность. М., 1969. Вып. 6; Стабильные и мобильные элементы, музыкальные формы и их взаимодействие // Теоретич. проблемы муз. форм и жанров. Сб. ст. М., 1971; Сонатная форма в творчестве С. С. Прокофьева // С. С. Прокофьев. Ст. и материалы. М., 1972; Ударные инструменты в современном оркестре. М., 1982; Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М., 1986.

Лит.: Холопов Ю. Н., Ценова В. С. Эдисон Денисов. М., 1993.

Полезные сервисы

денисов эдисон васильевич

Энциклопедический словарь

Дени́сов Эдисон Васильевич (1929-1996), композитор, народный артист Российской Федерации (1995). Ученик В. Я. Шебалина. Опера «Пена дней» (1981), камерная опера «Четыре девушки» (1986), балет «Исповедь» (постановка 1984), вокально-инструментальные сочинениятом числе Реквием, 1980), духовная оратория «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа» (1992), симфония (1987), произведения для инструментов с оркестром, камерно-инструментальные и вокальные сочинения, музыка к спектаклям и фильмам. Музыковедческие работы. Профессор Московской консерватории (с 1992).

* * *

ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич - ДЕНИ́СОВ Эдисон Васильевич (1929-1996), российский композитор, заслуженный деятель искусств России (1990). Опера «Пена дней» (1981), балет «Исповедь» (поставлен в 1984), вокально-инструментальные сочиненият. ч. «Реквием», 1980), произведения для инструментов с оркестром, камерно-инструментальные и вокальные сочинения, музыка к спектаклям и фильмам. Музыковедческие работы. Народный артист России (1995).

* * *

ДЕНИ́СОВ Эдисон Васильевич (6 апреля 1929, Томск - 24 ноября 1996, Париж), российский композитор, музыкально-общественный деятель, теоретик музыки.

В 1946-51 учился на физико-математическом факультете Томского университета; одновременно проходил курс игры на фортепиано в Томском музыкальном училище и занимался композицией. В 1950 с произведениями Денисова познакомился Д. Д. Шостакович (см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич), распознавший в начинающем композиторе незаурядный талант. По его рекомендации Денисов в 1951 поступил в Московскую консерваторию в класс В. Я. Шебалина (см. ШЕБАЛИН Виссарион Яковлевич). С 1959 вел в Московской консерватории класс анализа, затем инструментовки; лишь в «перестроечные» годы консерваторское руководство доверило ему преподавать композицию.

Лидер авангардистов

На рубеже 1950-60-х гг. Денисов выдвинулся в ряды лидеров движения молодых «авангардистов», стремившихся освоить достижения современной музыки Запада, доступ к которой был практически закрыт для советских музыкантов до середины 1950-х гг. В течение 1960-х и 1970-х гг. это движение регулярно подвергалось жесткой критике со стороны руководства Союза композиторов СССРособенно Денисов, неоднократно выступавший в зарубежной печати с публикациями о музыке в СССР). На рубеже 1970-80-х гг. Денисов выступил активным пропагандистом музыки русских композиторов-«модернистов», получивших известность в 1920-х гг. и фактически принужденных к творческому молчанию в сталинское время (среди них - Н. А. Рославец (см. РОСЛАВЕЦ Николай Андреевич), В. М. Дешевов (см. ДЕШЕВОВ Владимир Михайлович), Д. М. Мелких, Л. А. Половинкин (см. ПОЛОВИНКИН Леонид Алексеевич), А. В. Мосолов (см. МОСОЛОВ Александр Васильевич)). В 1989-90 Денисов основал в Москве Ассоциацию современной музыки. Автор многочисленных теоретических работ, преимущественно по музыке 20 в.

«Солнце инков»

Своим первым по-настоящему самостоятельным произведением Денисов считал камерную кантату «Солнце инков» на стихи чилийской поэтессы Г. Мистраль (см. МИСТРАЛЬ Габриела) (1964). Здесь вполне проявились такие черты музыкального стиля, как склонность к утонченной звукописи в традициях французских импрессионистов и П. Булеза (см. БУЛЕЗ Пьер) (с которым Денисова связывала особая духовная близость), стремление к максимальному раскрытию выразительных и виртуозных возможностей инструментов и человеческого голоса, пристрастие к экспрессивным мелодическим линиям, часто складывающимся в своего рода «сверхмногоголосие». В «Солнце инков» оригинально использованы элементы серийной техники, алеаторики (см. АЛЕАТОРИКА), сонорики (см. СОНОРИКА), другие технические достижения европейского музыкального авангарда.

Первое исполнение «Солнца инков» в Ленинграде в конце 1964 стало событием в истории новой русской музыки; в то же время кантата Денисова вызвала резко отрицательную реакцию руководства Союза композиторов и до начала 1980-х была фактически запрещена к исполнению в СССР; при этом она широко звучала за границей.

Произведения 1960-70-х гг.

Произведения, написанные Денисовым между 1964 и 1970, предназначены для небольших инструментальных и вокально-инструментальных составов («Итальянские песни» для сопрано и четырех инструментов на стихи А. Блока, Crescendo e diminuendo для клавесина и 12 струнных, 1965; 3 пьесы для виолончели и фортепиано, 1967; «Ода» для кларнета, фортепиано и ударных, 1968; «Романтическая музыка» для гобоя, арфы и струнного трио, 1968; Струнное трио, 1969; Квинтет для духовых, 1969, и др.). Уникальным примером являются «Плачи» для сопрано, фортепиано и ударных на русские народные тексты (1966), обращения композитора к материалу русского ритуального фольклора.

В 1970-х гг. Денисов много пишет для оркестра, рассматривая при этом большой оркестр как расширенный камерный (для композитора характерна изысканная детализация оркестровой фактуры) и особенно культивируя жанр инструментального концерта: «Живопись» (1970) для большого оркестра, навеянная картинами московского художника Б. Биргера (см. БИРГЕР Борис Георгиевич), «Осенняя песнь» для сопрано и большого оркестра на стихи Ш. Бодлера (1971), концерты для виолончели (1972), фортепиано (1974), флейты (1975), скрипки (1977), флейты и гобоя (1978) с оркестром.

Произведения последних лет

В 1980-90-х гг. значительное место в творчестве Денисова заняли крупные формы ораториальной и театральной музыки: «Реквием» для солистов, хора и оркестра на латинские и французские литургические тексты и стихи поэта Ф. Танцера, пишущего на трех европейских языках (1980); опера «Пена дней» по одноименному роману французского писателя Б. Виана (1981; премьера состоялась в Париже в 1986); балет «Исповедь» по роману А. де Мюссе «Исповедь сына века» (1984, Таллин); камерная опера «Четыре девушки» по одноименной пьесе П. Пикассо (1986, поставлена в Москве в 1990), Симфония №1 для большого оркестра (1988), «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа» для солистов, хора и оркестра (1992), Симфония №2 (1994). Параллельно Денисов продолжал работать в своем излюбленном жанре инструментального концерта: Концерты для фагота и виолончели с оркестром (1982), для двух альтов, клавесина и струнных (1984), для гобоя (1986), альта (1986), кларнета (1989), гитары (1991) с оркестром, для флейты, вибрафона, клавесина и струнного оркестра (1993). К этой серии примыкают концертные пьесы меньшего масштаба: Партита для скрипки с оркестром (1981), Камерная музыка для альта, клавесина и струнных (1982), Вариации на тему Гайдна для виолончели с оркестром (1982), «Три картины Пауля Клее» для альта и инструментального ансамбля (1985) и др. К вершинам русской романсовой лирики 20 в. относятся циклы Денисова «Твой облик милый» на стихи А. Пушкина (1980, оркестрован в 1982) и «На снежном костре» на стихи А. Блока (1981), написанные на редкость простым, прозрачным языком, без какой бы то ни было «авангардистской» аффектации.

Оркестровые обработки и музыка для театра

Среди оркестровых обработок произведений других авторов выделяются: инструментовка вокальных циклов М. П. Мусоргского (см. МУСОРГСКИЙ Модест Петрович) «Детская» (1976), «Без солнца» (1981), «Песни и пляски смерти» (1983) для голоса и большого оркестра, инструментовка вокальных циклов А. Мосолова «Три детские сцены» и «Газетные объявления» (1981) для голоса и камерного оркестра, инструментовка вальсов Ф. Шуберта (см. ШУБЕРТ Франц) для камерного оркестра (1981-84). Денисов завершил и оркестровал две неоконченные оперы композиторов-классиков: «Родриг и Химена» К. Дебюсси (см. ДЕБЮССИ Клод Ашиль) (1992) и «Лазарь» Шуберта (1994). Написал также музыку к ряду фильмов и театральных постановоксередины 1960-х гг., наряду с А. Г. Шнитке (см. ШНИТКЕ Альфред Гарриевич), был одним из основных композиторов Театра драмы и комедии на Таганке под руководством Ю. П. Любимова).

Летом 1994 Денисов попал под Москвой в автомобильную аварию; после лечения сначала в России, затем во Франции лишь на короткое время он сумел вернуться к активной деятельности. Похоронен в Париже.

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

денисова

денисовец

Сканворды для слова денисовец

Полезные сервисы

денисовит

Синонимы к слову денисовит

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

денисович

Словарь русских фамилий

ДЕНИСЕВИЧ ДЕНИСЕНКО ДЕНИСОВ ДЕНИСОВИЧ ДЕНИСЬЕВ ДЕНИСЮК ДЕНЮХИН ДЕНЯГИН ДЕНЯКИН ДЗЕНИСКЕВИЧ ДИОНИСОВ ДИОНИСЬЕВ ДВОРНИК ДЕНИСЫЧЕВ ДЕНИСЫЧЕВ

От греческого имени Денис (Дионисий - "бог жизненных сил природы, бог виноделия).разг. Денисий, стар. Дионисий. (П). Все фамилии от крестильного имени Денис и его производных форм. Основна фамили Денисов занимает 97 место в перечне самых частых русских фамилий. Дионисов, такую фамилию мог получить и семинарист. В семинарих существовала традици давть учащимс фамилии по именам мифологических персонажей. Денисенко, Денисюк.из суффиксов в украинской ономастике особенно распространены два: -енко на востоке Украины и -ук, -юк на западе. Денисёнко и Денисюк первоначально означали "маленький Денис", а затем и "сын Дениса", и, наконец, они превратились в наследственные фамилии.. Денисевич Патронимические фамилии на -ич и -ович/-евич типичны для украинской номенклатурырусском не встречаются) и могут быть образованы от полной или уменьшительной формы крестильного имени.Фамилии на -ич, правда, скорее относятся к белорусскому, чем к украинскому ареалу.. Дзенискевич. Фамилию с ц или дз следует читать белорусской, если она происходит от православного крестильного имени, :оторое едва ли употребляется в польской среде, связанной с католической традицией, например:Дзенискёвич Дзянис (укр. Денис, польск. Dyonizy). (У).

Полезные сервисы

денисовка

Сканворды для слова денисовка

Полезные сервисы

денисовы

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

денисония