м.; = штраба́
Зубчатая или ступенчатая поверхность каменной, бетонной и т.п. кладки стены.
ШТРАБ - муж. каменщицкое выпуск из стены, при кладке, по четверти кирпича, через кирпич для прикладки со временем другой стены. Штрабная, -бовая кладка.
"кирпичные выступы на четверть кирпича из стены для пристройки другой стены" (Даль). Затруднительно произведение из нем. Schraff(e) "растрескавшаяся скала" (Гримм 9, 1618).
- Зубчатая или ступенчатая поверхность каменной, бетонной и т.п. кладки стены.
м. ж. 1. Зубчатая или ступенчатая поверхность каменной, бетонной и т.п. кладки стены
Штра́льзунд (Stralsund), город на севере Германии, земля Мекленбург-Передняя Померания, порт на Балтийском море. 72 тыс. жителей (1991). Судостроение, сахарная, рыбоперерабатывающая промышленность. Рыболовство. Культурно-исторический музей. Готические ратуша (XIII-XV вв.), кирпичные церкви Николайкирхе (начало XIV в.) и Мариенкирхе (конец XIV в.), жилые дома.
* * *
ШТРАЛЬЗУНД - ШТРА́ЛЬЗУНД (Stralsund), город в Германии, земля Мекленбург-Передняя Померания, порт на Балтийском море. Население 58,7 тыс человек (2004). Судостроение, сахарная, рыбоперерабатывающая промышленность. Рыболовство. Культурно-исторический музей. Готические ратуша (13-15 вв.), кирпичные церкви Николайкирхе (нач. 14 в.) и Мариенкирхе (кон. 14 в.), жилые дома.
ШТРАЛЬЗУНД (Stralsund) - город в Германии, земля Мекленбург-Передняя Померания, порт на Балтийском м. 72 тыс. жителей (1991). Судостроение, сахарная, рыбоперерабатывающая промышленность. Рыболовство. Культурно-исторический музей. Готические ратуша (13-15 вв.), кирпичные церкви Николайкирхе (нач. 14 в.) и Мариенкирхе (кон. 14 в.), жилые дома.
ШТРАЛЬЗУНДСКИЙ МИР 1370 - заключен в г. Штральзунд Данией и Ганзой после войны 1367-70 между ними. Победившая Ганза добилась расширения торговых привилегий в Дании, упрочения торговой гегемонии в Сев. Европе.
Штра́льзундский мир 1370 - заключён в г. Штральзунд Данией и Ганзой после войны 1367-70 между ними. Победившая Ганза добилась расширения торговых привилегий в Дании, упрочения торговой гегемонии в Северной Европе.
* * *
ШТРАЛЬЗУНДСКИЙ МИР 1370 - ШТРА́ЛЬЗУНДСКИЙ МИР 1370, заключен в г. Штральзунд Данией и Ганзой (см. ГАНЗА) после войны 1367-70 между ними. Победившая Ганза добилась расширения торговых привилегий в Дании, упрочения торговой гегемонии в Сев. Европе.
ШТРАММ (Stramm) Август (1874-1915) - немецкий поэт. Представитель экспрессионизма. Книга стихов "Ты" (1914). Погиб на фронте.
ШТРАММ Август - ШТРАММ (Stramm) Август (1874-1915), немецкий поэт. Представитель экспрессионизма (см. ЭКСПРЕССИОНИЗМ). Книга стихов «Ты» (1914). Погиб на фронте.
Штра́них Владимир Фёдорович (1888-1981), живописец, народный художник СССР (1978). Обобщённо-панорамные, пронизанные острым композиционным ритмом пейзажи России («Москва - Волга», 1967).
* * *
ШТРАНИХ Владимир Федорович - ШТРА́НИХ Владимир Федорович (1888-1981), российский живописец, народный художник СССР (1978). Обобщенно-панорамные, пронизанные острым композиционным ритмом пейзажи России («Москва - Волга», 1967).
ШТРАНИХ Владимир Федорович (1888-1981) - российский живописец, народный художник СССР (1978). Обобщенно-панорамные, пронизанные острым композиционным ритмом пейзажи России ("Москва - Волга", 1967).
Штра́уб (Straub) Вальтер (1874—1944), немецкий фармаколог. Ученик О. Шмидеберга. Исследовал действие препаратов наперстянки. Установил стероидную структуру сердечных гликозидов.
ШТРАУБЕ (Straube) Каспер - польский первопечатник. Ок. 1473 основал типографию в Кракове. Выпустил "Астрономический календарь" на 1474 и др.
ШТРАУБЕ Каспер - ШТРА́УБЕ (Straube) Каспер, польский первопечатник. Ок. 1473 основал типографию в Кракове. Выпустил «Астрономический календарь» на 1474 и др.
- Название низкопробного пфеннига 16-17 вв. в Саксонии.
Штра́ус, семья австрийских музыкантов. Наиболее известны: Иоганн Штраус-отец (1804-1849), скрипач, дирижёр, композитор, создатель (наряду с Й. Ланнером) венского вальса. Автор кадрилей, галопов, маршей (всего свыше 250 сочинений). Иоганн Штраус-сын (1825-1899), композитор, скрипач, дирижёр. Создатель классического типа венского вальса («На прекрасном голубом Дунае», 1867; «Сказки Венского леса», 1868; «Весенние голоса», 1883, и др.). Мастер венской оперетты (всего 16): «Летучая мышь» (1874), «Цыганский барон» (1885) и др. Выступал как дирижёр во многих странах, в том числе неоднократно в России (1856-69).
ШТРАУС (Strauss), династия венских композиторов и дирижеров 19 в., авторов оперетт и множества вальсов, полек, маршей, галопов, кадрилей.
1. (отец) (Strauss, Johann)
(1804-1849), основатель династии. Родился 14 марта 1804 в семье содержателя гостиницы в венском предместье Леопольдштадт. В возрасте 14 лет поступил скрипачом в оркестр И.М.Памера. Товарищем Иоганна по оркестру был Й. Ланнер (1801-1843), прославившийся позднее своими вальсами и ставший преемником Памера в качестве ведущего венского танцевального дирижера. Когда в 1821 Ланнер создал собственный оркестр, он пригласил туда капельмейстером Штрауса. Четыре года они дружно работали вместе, но потом после публичного скандала расстались и Иоганн пошел своим путем. Он женился на Анне Штрайм, которая впоследствии родила ему трех сыновей: Иоганна, Йозефа и Эдуарда. Скоро Капелла Штрауса (Strauss Kapelle) превзошла в популярности ланнеровский и все другие венские танцевальные оркестры, хотя император Франц I все же предпочитал Ланнера и назначил его "управляющим придворными балами". Однако именно Иоганн Штраус получал больше всего приглашений на местные праздники и на выступления в других странах. В 1833-1838 он гастролировал в Будапеште, Берлине, Лейпциге и Дрездене, ездил в Голландию и Бельгию, завоевал Париж и провел 72 концерта в Лондоне (это был сезон, приуроченный к коронации королевы Виктории). Среди композиций Штрауса особенным успехом пользовались Плач Лорелеи на Рейне (Loreley-Rheinklagen), Висячие мосты (Kettenbrcken) и другие восхитительные, захватывающие вальсы, вслед за которыми вскоре появилось самое знаменитое сочинение Штрауса - Марш Радецкого (Radezky-Marsch). Ланнер, главный соперник Штрауса, безвременно скончался в 1843 в возрасте 42 лет, и император назначил Штрауса на освободившуюся придворную должность. В последнее пятилетие своей жизни Штраус пережил ряд потрясений. Нарастала ревность к успехам сына; он не принял революцию 1848 года и тяжело пережил ее; семейные проблемы привели к тому, что он оставил свою жену Анну ради молодой хозяйки мельницы Эмилии Трампуш. Он продолжал ездить со своим оркестром на гастроли в Германию, Бельгию и Англию, но поездки приносили утомление. Умер Штраус в Вене 25 сентября 1849. Штраус вывел танцевальные жанры далеко за пределы, достигнутые Памером и даже Ланнером; его искусство доставляло огромную радость миллионам людей в разных странах Европы; он подарил миру более 250 сочинений, из которых почти две трети - вальсы.
2. (сын) (Strauss, Johann)
ИОГАНН ШТРАУС (СЫН). Гравюра 19 в.
(1825-1899) родился 25 октября 1825 в Вене. Против желания отца, но при поддержке матери начал брать уроки скрипки у Омона, концертмейстера отцовского оркестра, и заниматься гармонией и контрапунктом у Й.Дрекслера (1782-1852). Дирижерский дебют Иоганна с новой Капеллой Штрауса в ресторане Доммайера в Хитцинге сразу принес 19-летнему гению репутацию будущего короля вальсов. С этого дня он на протяжении полувека рассыпл по всему миру плоды своего вдохновения. Огромное мелодическое дарование Штрауса, его новаторство в ритмике и оркестровке, его выдающийся театрально-драматический талант запечатлены в 479 сочинениях. Прежде всего следует назвать вальс На прекрасном голубом Дунае (1867), который стал неофициальным гимном славной Вены. За ним последовали вальсы Ускорение (1860) и Утренние газеты (1864), затем Жизнь артиста (1867), Сказки венского леса (1869), Вино, женщины и песни (1869), Радости жизни (1870), Венская кровь (1872), Весенние голоса (1882) и Императорский вальс (1888). Среди прочих сочинений можно выделить польки Анна, Трич-трач и написанную вместе с братом Йозефом польку Пиццикато, а также Персидский марш, захватывающее Вечное движение и, конечно, 16 крупных театральных произведений. После 1870 Штраус - как утверждают, под влиянием растущей популярности французского композитора Ж. Оффенбаха - обратился к жанру оперетты. За первыми опытами в данном жанре - Индиго и сорок разбойников (Indigo und die vierzig Ruber, 1871) и Римский карнавал (Carneval in Rom, 1873) - последовал непревзойденный шедевр - Летучая мышь (Fledermaus, 1874). Написанная в течение каких-то шести недель и прохладно принятая на премьере, Летучая мышь стала вершиной жанра оперетты, она постоянно ставится на сценах, мелодии ее звучат по всему миру. Третья по счету в наследии Штрауса, она написана по французской комедии Рождественский ужин (Le rveillon) А.Мельяка и Л.Галеви (по книге К.Хаффнера и Р.Жене). Легкому, добродушному сюжету отвечает здесь искрящаяся весельем музыка, полная оригинальных, привлекательных мелодий. Летучая мышь была впервые поставлена 6 апреля 1874 в "Театре ан-дер-Вин". В числе прочих сценических произведений Штрауса - Калиостро в Вене (1875), Принц Мафусаил (1877), Игра в прятки (1878), Кружевной платок королевы (1880), Веселая война (1881), Ночь в Венеции (1883), Цыганский барон (1885), Симплициус (1887), Рыцарь Пасман (1892), Принцесса Нинетта (1893), Ябука (1894), и Богиня благоразумия (1899). Подобно отцу, Штраус объездил со своим оркестром всю Европу; в 1872 он дирижировал четырьмя концертами в Нью-Йорке и четырнадцатью в Бостоне, а также исполнил Голубой Дунай с 20-тысячным оркестром и хором. Пятидесятилетие со дня первого выступления Штрауса в ресторане Доммайера, 15 октября 1894, отмечалось всей Веной, причем приветствия прислали Бисмарк, Верди, Леонкавалло и многие другие знаменитости. Умер Штраус 3 июня 1899 и был похоронен на венском Центральном кладбище рядом с могилой И.Брамса и напротив могилы Ф.Шуберта.
(Strauss, Joseph) (1827-1870), младший брат Иоганна, родился 22 августа 1827 и прославился как автор ряда восхитительных вальсов - например, Безумие, Моя жизнь - это радость и любовь, Акварели, Ласточки австрийских сел. Йозеф первоначально не рассчитывал стать музыкантом: он учился в Венском политехническом институте, получил специальности инженера-строителя и архитектора, сделал ряд изобретений. Весной 1853 брат Иоганн, чувствуя переутомление, попросил Йозефа присмотреть на некоторое время за оркестром. Тот согласился неохотно, но в итоге посвятил музыке всю оставшуюся жизнь. Йозеф был романтик, поэт, он любил уединение и страдал приступами меланхолии. Во время концерта в Варшаве ему стало плохо, он был перевезен в Вену, где скончался 21 июля 1870.
(1835-1916), младший из братьев, родился 14 февраля 1835 и дирижировал Капеллой Штрауса в течение трех десятилетий, вплоть до ее роспуска в 1901. У Эдуарда не было сколько-нибудь заметного творческого дарования, однако он сочинил около двух сотен танцевальных пьес. В 1906 он опубликовал воспоминания - весьма субъективную, мстительную и недостоверную хронику семейства Штраусов. Перед смертью сжег архив Капеллы Штрауса. Умер Эдуард 28 декабря 1916. Его сын Иоганн Штраус (1866-1939) пытался воскресить семейную традицию и гастролировал по Европе перед Первой мировой войной.
Майлер Ф., И. Штраус. М., 1980
Штра́ус ф. 1а ~ 0
- Кого называют королём вальса?
- Австрийский композитор, автор оперетт «Летучая мышь», «Ночь в Венеции».
- Кто дирижировал на балу у Воланда в романе «Мастер и Маргарита»?
- Немецкий композитор, автор опер «Кавалер розы», «Молчаливая женщина».
- Немецкий композитор, автор поэм «Дон Жуан», «Жизнь героя».
- «Альпийская симфония» стала последней симфонической поэмой этого немца.
- Австрийский композитор, автор оперетт «Богиня разума», «Цыганский барон».
Штра́ус (Strauß) Давид Фридрих (1808—1874), немецкий богослов и философ-младогегельянец. В сочинении «Жизнь Иисуса» (тт. 1—2, 1835—36) отрицал достоверность Евангелия, считал Иисуса исторической личностью. В дальнейшем склонялся к пантеизму («Старая и новая вера. Исповедь», 1872).
ШТРАУС (Strau?) Давид Фридрих (1808-74) - немецкий теолог и философ-младогегельянец (см. Гегельянство). В сочинении "Жизнь Иисуса" (т. 1-2, 1835-36) отрицал достоверность Евангелий, считал Иисуса исторической личностью. В дальнейшем склонялся к пантеизму.
ШТРАУС (Strauss) Франц Йозеф (1915-88) - государственный деятель ФРГ, председатель Христианско-социального союза (ХСС) с 1961; премьер-министр земли Бавария с 1978. В 1953-62, 1966-69 на различных министерских постах в федеральном правительстве.
Иоганн Штраус-отец (1804 - 49).
ШТРАУС (Straus), семья австрийских музыкантов. Наиболее известны: Иоганн Штраус-отец (1804 - 49), скрипач, дирижер, композитор. Дирижер венских придворных балов, автор вальсов, галопов и другой танцевальной музыки. Иоганн Штраус-сын (1825 - 99), композитор, дирижер, скрипач. Дирижировал собственным оркестром, с которым гастролировал в Европе (в том числе в России), США. В его музыке, проникнутой стихией танца и романтически одухотворенной, достигли расцвета венский вальс ("На прекрасном голубом Дунае", 1867; "Сказки Венского леса", 1868; "Весенние голоса", 1883) и венская оперетта (всего 16; "Летучая мышь", 1874, "Цыганский барон", 1885). Автор около 500 произведений танцевальной музыки.
Иоганн Штраус-сын (1825 - 99).
Памятник Иоганну Штраусу-сыну. Вена, Австрия.
Штра́ус Давид Фридрих (Strauß) (1808-1874), немецкий богослов и философ-младогегельянец (см. Гегельянство). В сочинении «Жизнь Иисуса» (т. 1-2, 1835-36) отрицал достоверность Евангелия, считал Иисуса исторической личностью. В дальнейшем склонялся к пантеизму.
* * *
ШТРАУС Давид Фридрих - ШТРА́УС (Straub) Давид Фридрих (1808-74), немецкий теолог и философ-младогегельянец (см. ГЕГЕЛЬЯНСТВО). В сочинении «Жизнь Иисуса» (т. 1-2, 1835-36) отрицал достоверность Евангелий, считал Иисуса исторической личностью. В дальнейшем склонялся к пантеизму.
Штраус-отец, (Strauß) (1804-1849), австрийский скрипач, дирижёр, композитор. Наряду с Й. Ланнером создатель венского вальса. Сыновья - Иоганн, Йозеф и Эдуард также сочиняли танцевальную музыку.
II
Штраус-сын, (Strauß) (1825-1899), австрийский композитор, скрипач, дирижёр. Старший сын И. Штрауса-отца. Дирижировал собственным оркестром, с которым гастролировал в Европе (в том числе неоднократно в России), США (прославился как «король вальса»). В его музыке, проникнутой стихией танца, романтически одухотворённой, достигли расцвета венский вальс («На прекрасном голубом Дунае», 1867; «Сказки Венского леса», 1868; «Весенние голоса», 1883) и венская оперетта (всего 16, в том числе «Летучая мышь», 1874, «Цыганский барон», 1885). Автор около 500 произведений танцевальной музыки.
ШТРАУС Иоганн (Штраус-отец) (1804-49) - австрийский скрипач, дирижер, композитор. Наряду с Й. Ланнером создатель венского вальса. Сыновья - Иоганн, Йозеф и Эдуард также сочиняли танцевальную музыку.
-----------------------------------
ШТРАУС Иоганн (Штраус-сын) (1825-99) - австрийский композитор, скрипач и дирижер. Создал классический тип венского вальса ("На прекрасном голубом Дунае", 1867, "Сказки Венского леса", 1868, "Весенние голоса", 1883, и др.). 16 оперетт, в т. ч. "Летучая мышь" (1874), "Цыганский барон" (1885) и др. Выступал как дирижер во многих странах, в т. ч. неоднократно в России в 1856-69.
ШТРАУС Иоганн (Штраус-отец) - ШТРА́УС Иоганн (Штраус-отец) (1804-49), австрийский скрипач, дирижер, композитор. Наряду с Й. Ланнером создатель венского вальса. Сыновья - Иоганн, Йозеф и Эдуард также сочиняли танцевальную музыку.
ШТРАУС Иоганн (Штраус-сын) - ШТРА́УС Иоганн-сын (1825-1899), австрийский композитор, скрипач и дирижер. Создал классический тип венского вальса («На прекрасном голубом Дунае», 1867, «Сказки Венского леса», 1868, «Весенние голоса», 1883). Автор 16 оперетт, в том числе «Летучая мышь» (1874), «Цыганский барон» (1885). Выступал как дирижер во многих странах, в том числе неоднократно в России в 1856-1869.
Штра́ус Рихард (Strauss) (1864-1949), немецкий композитор, дирижёр. Работал с различными оркестрами, гастролировал в Европе (в России в 1896), США. Симфонические поэмы «Дон Жуан», «Смерть и просветление» (обе 1889), «Тиль Уленшпигель» (1895), «Так сказал Заратустра» (1896) и другие отличаются философской концептуальностью в сочетании с красочностью и блеском оркестрового звучания. В операх «Саломея» (1905), «Электра» (1908) - черты экспрессионизма, в операх «Кавалер розы» (1910), «Ариадна на Наксосе» - неоклассицизма (всего около 15 опер).
* * *
ШТРАУС Рихард - ШТРА́УС Рихард (1864-1949), немецкий композитор и дирижер. Симфонические поэмы «Дон Жуан» (1889), «Тиль Уленшпигель» (1895), «Дон Кихот» (1897), «Жизнь героя» (1898) отличаются красочностью оркестровки, применением звукоизобразительных эффектов. Оперы «Саломея» (1905) и «Электра» (1908) отразили тяготение Штрауса к экспрессионизму, опера «Кавалер розы» (1910) - к неоклассицизму. Как дирижер пропагандировал современную музыку, работал со многими оркестрами мира.
ШТРАУС Рихард (1864-1949) - немецкий композитор и дирижер. Симфонические поэмы "Дон Жуан" (1889), "Тиль Уленшпигель" (1895), "Дон Кихот" (1897), "Жизнь героя" (1898) и др. отличаются красочностью оркестровки, применением звукоизобразительных эффектов. Оперы "Саломея" (1905) и "Электра" (1908) отразили тяготение Штрауса к экспрессионизму, опера "Кавалер розы" (1910) - к неоклассицизму. Как дирижер пропагандировал современную музыку, работал со многими оркестрами мира.
ШТРАУС Рихард (Strauss, Richard)
(1864-1949), немецкий композитор. Родился в Мюнхене 11 июня 1864 в семье валторниста придворного оркестра. Штраусу исполнилось всего двадцать лет, когда его Первая симфония фа минор (ор. 12) была сыграна в Нью-Йорке. Ранние сочинения Штрауса традиционны по стилю и выдержаны в строгих классических формах, но в 1885-1886 его композиторский стиль пережил столь радикальную эволюцию, что в течение двух десятилетий (1890-е и 1900-е годы) Штраус и К.Дебюсси (1862-1918) считались самыми передовыми представителями новых течений, в том числе программной музыки. Штраус сделал также успешную дирижерскую карьеру. Он много гастролировал, совмещая концертную деятельность с работой в Королевской опере в Берлине (1898-1918) и Венской опере, которой Штраус руководил вместе с Ф.Шальком с 1919 по 1924. В ноябре 1933 Штраус, который находился на пенсии, был вызван в Берлин и назначен президентом Имперской музыкальной палаты (исполнял эту должность до июня 1935). Ходили слухи, что его отношения с национал-социалистами становились все более прохладными, но все-таки партия заказала ему в 1941 Торжественную музыку в честь 2600-летия союзной с рейхом японской монархии (Festmusik zur Feier des 2600-jhrigen Bestehens des Kaiserlichen Japan, ор. 84). Умер Штраус в Гармиш-Партенкирхене 8 сентября 1949. Хотя Штраус сочинял почти во всех основных жанрах, главные его достижения связаны с песнями, симфоническими поэмами и операми. Количественно преобладают песни, часто объединенные в циклы или опусы, с фортепианным или оркестровым аккомпанементом (опубликовано свыше 30 опусов). Ранние песни, такие как Посвящение (Zueignung), Тайное приглашение (Heimliche Aufforderung) и Утро (Morgen) из ор. 27, Сон в сумерках (Traum durch die Dmmerung) из ор. 29, выдержаны в лучших традициях немецкого романса (Lied). Симфоническая поэма "Из Италии" (Aus Italien, ор. 16) появилась в период перехода композитора от классического стиля к новому. Дон Жуан (Don Juan, ор. 20) принес Штраусу первый большой успех в симфоническом жанре, а "Озорные проделки Тиля Уленшпигеля" (Till Eulenspiegels lustige Streiche, ор. 28, 1895) - до сих пор одна из часто исполняемых поэм композитора. Макбет (Macbeth, ор. 23, 1890) исполняется ныне значительно реже, но острый драматизм Смерти и просветления (Tod und Verklrung, ор. 24, 1891) обеспечивает сочинению почетное место в репертуаре многих оркестров. Более поздние симфонические поэмы - Так говорил Заратустра (Also sprach Zarathustra, ор. 30, 1896), Дон Кихот (Don Quichote, ор. 35, 1897), Жизнь героя (Ein Heldenleben, ор. 40, 1898), Домашняя симфония (Sinfonia domestica, ор. 53, 1904) и Альпийская симфония (Alpensinfonie, ор. 64, 1915) - в свое время вызвали споры; ныне большинство из них вошло в мировой оркестровый репертуар. Имея под рукой хороший литературный источник, Штраус умел выстроить эффектную драматургию. Это обусловило его постоянное тяготение к опере, и три-четыре из его опер несомненно относятся к лучшему из созданного в этом жанре в 20 в. Первые оперы Штрауса - Гунтрам (Guntram, 1894) и Пожар (Feuersnot, 1901) - были сочтены слишком вагнерианскими, слишком запутанными и мрачными, но последовавшая за ними Саломея (Salome, 1905) завоевала весь мир. В Электре (Elektra, 1909) он попытался достичь еще более сильной, жестокой экспрессии. Внезапный поворот от экспрессионизма к иному стилю произошел в Кавалере розы (Der Rosenkavalier, 1911) с его прелестными вальсами и гениальной мудростью. Большинство критиков единодушно признают эту оперу главным шедевром Штрауса. Вторая редакция Ариадны на Наксосе (Ariadne auf Naxos), появившаяся в 1916 (первая редакция - 1912), завоевала широкое признание после постановки в 1947. Среди многочисленных поздних опер Штрауса: Женщина без тени (Die Frau ohne Schatten, 1919), Интермеццо (Intermezzo, 1925), Елена Египетская (Die gyptische Helena, 1928), Арабелла (Arabella, 1933), Молчаливая женщина (Die schweigsame Frau, 1935), День мира (Der Friedenstag, 1938), Дафна (Daphne, 1938), Любовь Данаи (Die Liebe der Danae, 1940) и Каприччио (Capriccio, 1942).
Ступель А.М. Р. Штраус. Л., 1972
Штра́ус Франц Йозеф (Strauss) (1915-1988), председатель Христианско-социального союза (ХСС) в ФРГ с 1961, премьер-министр земли Бавария с 1978. В 1953-62, 1966-69 на различных министерских постах в федеральном правительстве.
* * *
ШТРАУС Франц Йозеф - ШТРА́УС (Strauss) Франц Йозеф (1915-88), государственный деятель ФРГ, председатель Христианско-социального союза (ХСС) с 1961; премьер-министр земли Бавария с 1978. В 1953-62, 1966-69 на различных министерских постах в федеральном правительстве.
ШТРАУС (Strauss) Рихард (1864 - 1949), немецкий композитор, дирижер. Работал с различными оркестрами, гастролировал в Европе (в 1896 в России) и США. Симфонические поэмы "Дон Жуан" (1889), "Тиль Уленшпигель" (1895), "Дон Кихот" (1897) отличаются красочностью и блеском оркестрового звучания. В операх "Саломея" (1905), "Электра" (1908) - черты экспрессионизма, в опере "Кавалер розы" (1910) - неоклассицизма (всего около 15 опер).
Штра́ух Максим Максимович (1900-1974), актёр, народный артист СССР (1965). На сцене с 1921, с 1932 в московском Театре Революции (ныне Театр им. Маяковского). Среди ролей - Победоносиков, Присыпкин («Баня» и «Клоп» В. В. Маяковского). Создал образ В. И. Ленина в фильмах «Человек с ружьём», «Рассказы о Ленине», «Ленин в Польше». Государственная премия СССР (1949; 1951 - дважды), Ленинская премия (1959).
* * *
ШТРАУХ Максим Максимович - ШТРА́УХ Максим Максимович (1900-74), российский актер, народный артист СССР (1965). На сцене с 1921, с 1932 в московском Театре Революции (ныне театр им. Маяковского). Среди ролей: Победоносиков, Присыпкин («Баня» и «Клоп» В. В. Маяковского). Роль В. И. Ленина в фильмах «Человек с ружьем» (1938), «Рассказы о Ленине» (1957), «Ленин в Польше» (1965). Ленинская премия (1959), Государственная премия СССР (1949, 1951 - дважды).
ШТРАУХ Максим Максимович (1900-74) - российский актер, народный артист СССР (1965). На сцене с 1921, с 1932 в московском Театре Революции (ныне театр им. Маяковского). Среди ролей: Победоносиков, Присыпкин ("Баня" и "Клоп" В. В. Маяковского). Роль В. И. Ленина в фильмах "Человек с ружьем", "Рассказы о Ленине", "Ленин в Польше". Ленинская премия (1959), Государственная премия СССР (1949, 1951 - дважды).
м.
1. Денежное взыскание как мера материального воздействия на лицо, виновное в нарушении действующего законодательства.
2. Наказание, взыскание за нарушение условий или правил игры, этикета и т.п.
ШТРАФ - сущ., м., употр. нечасто
Морфология: (нет) чего? штра́фа, чему? штра́фу, (вижу) что? штра́ф, чем? штра́фом, о чём? о штра́фе; мн. что? штра́фы, (нет) чего? штра́фов, чему? штра́фам, (вижу) что? штра́фы, чем? штра́фами, о чём? о штра́фах
Штрафом называется наказание, согласно которому вы должны заплатить определённую сумму денег за то, что нарушили установленные правила, закон и т. п.
Административный штраф. | Взимать штраф. | Наложить штраф. | Ему грозил штраф в размере пяти тысяч минимальных зарплат. | Это нарушение влечёт за собой штраф.
ШТРАФ, штрафа, муж. (нем. Strafe, букв. наказание). Денежное взыскание, налагаемое в виде наказания. «Штрафы доходили иногда до половины заработка, так что рабочий из заработанного рубля отдавал хозяину пятьдесят копеек в виде штрафов.» Ленин ("Объяснение закона о штрафах, взимаемых с рабочих на фабриках и заводах"). Взимать штраф. Наложить штраф. Сложить штраф. Подвергнуться штрафу. После срока деньги вносятся со штрафом.
ШТРАФ, -а, муж. Денежное взыскание в наказание за что-н. Наложить, взимать ш. Платить ш.
| прил. штрафной, -ая, -ое. Штрафные санкции (спец.).
ШТРАФ - муж., нем. пеня, кара, взысканье, взыск, наказанье, и более денежное, за вину или за проступок. Наложить штраф на виноватого. Штрафы или бытность под штрафом служащих показывается в штрафной графе послужного списка. Штрафные солдаты. Штрафовать кого, налагать кару или взысканье. -ся, страд. -ванье, действие по гл.
ШТРАФ, -а, м
Сумма денег, взимаемая в виде взыскания с провинившегося в наказание за что-л.
Александр Иванович заплатил штраф за превышение скорости.
ШТРАФ -а (-у); м. [нем. Strafe]
1. Денежное взыскание, налагаемое в качестве наказания обычно в административном или судебном порядке. Взимать ш. Наложить ш. Платить ш. Штрафы за брак, за хулиганство. С вас пять рублей штрафу. За безбилетный проезд ш. десять рублей.
2. Наказание, взыскание за нарушение условий, правил игры, этикета и т.п. Играть со штрафами за ошибки. Ш. - удаление с поля (в футболе, хоккее).
◁ Штрафно́й (см.).
* * *
штраф (от нем. Strafe - наказание), денежное взыскание, мера материального воздействия на лиц, виновных в нарушении определённых правил. В гражданском праве вид неустойки. В российском праве применяется и как санкция за неисполнение решения суда по делам о нарушении личных неимущественных прав; в уголовном праве применяется как мера наказания. Суд может наложить штраф в случаях и размерах, предусмотренных процессуальным законодательством. За административное правонарушение штраф налагается административными комиссиями, комиссиями по делам несовершеннолетних, народными судами, органами внутренних дел, государственными инспекциями и другими органами, уполномоченными законодательством.
* * *
ШТРАФ - ШТРАФ (от нем. Strafe - наказание), денежное взыскание, мера материального воздействия на лиц, виновных в нарушении определенных правил. В гражданском праве - вид неустойки (см. НЕУСТОЙКА). В российском праве применяется и как санкция за неисполнение решения суда по делам о нарушении личных неимущественных прав; в уголовном праве применяется как наказание. Суд может наложить штраф в случаях и размерах, предусмотренных процессуальным законодательством. За административное правонарушение штраф налагается административными комиссиями, комиссиями по делам несовершеннолетних, народными судами, органами внутренних дел, государственными инспекциями и другими органами, уполномоченными законодательством.
ШТРАФ (от нем. Strafe - наказание) - денежное взыскание, мера материального воздействия на лиц, виновных в нарушении определенных правил. В гражданском праве - вид неустойки. В российском праве применяется и как санкция за неисполнение решения суда по делам о нарушении личных неимущественных прав; в уголовном праве применяется как наказание. Суд может наложить штраф в случаях и размерах, предусмотренных процессуальным законодательством. За административное правонарушение штраф налагается административными комиссиями, комиссиями по делам несовершеннолетних, народными судами, органами внутренних дел, государственными инспекциями и другими органами, уполномоченными законодательством.
-а (-у), м.
Денежное взыскание, налагаемое в качестве наказания обычно в административном или судебном порядке.
Взимать штраф. Наложить штраф.
◊
- Сейчас же на расчет его! - сказал хозяин. - И десять рублей штрафу за буйство! Вересаев, Два конца.
||
Какое-л. наказание, взыскание за нарушение условий, правил игры, этикета и т. п.
Игра в фанты продолжалась. Зинаида посадила меня возле себя. Каких ни придумывала она штрафов! Тургенев, Первая любовь.
- Прощается для первого раза, - отвечал Ерошка, - а другой раз проспишь, ведро чихиря штрафу. Л. Толстой, Казаки.
[нем. Strafe]
Под штрафом (иноск.) - с угрозой наказания (за ослушание)
Проштрафиться - провиниться, подлежать штрафу
Ср. Как только скотина пойдет мимо (посеянного овса), уж непременно: какая-нибудь заденет или щипнет, - караульщик сейчас же цап. Потрава! Ну, и берет штраф.
В.А. Слепцов. Трудное время. 10.
Ср. Оба были пьяны, как сапожники. Если и было оскорбление, то во всяком случае взаимное. Вострякову следовало бы оштрафовать обоих за нарушение тишины...
Ср. Мефодий Мироныч был профессором в семинарии, но "чем-то проштрафился " и... вышел в отставку.
Ср. В России под великим штрафом
Ср. Die Strafe - наказание, strafen - наказывать, штрафовать.
Ср. Streifen, рвать; abstreifen, содрать (кору, кожу).
См. пьян как сапожник.
штраф, -а
штраф, -а
сущ., кол-во синонимов: 16
админштраф (1)
аманд (1)
взыскание (23)
вира (6)
германизм (176)
головничество (1)
демерредж (2)
задание (24)
консоляция (1)
наказание (65)
неустойка (10)
пени (6)
пеня (17)
ремиз (10)
санкция (13)
фант (5)
см. взыскание
См. наказание...
штраф/.
штраф м 1a
грозит штраф => субъект, приближение / удаление
заплатить штраф => существование / создание, прерывание, решение, компенсация
наказываться штрафом => пассив на -ся, использование
платить штраф => существование / создание, прерывание, решение, компенсация
уплатить штраф => существование / создание, прерывание, решение, компенсация
штраф оплачивается => существование / создание, пассив на -ся, прерывание, решение, компенсация
штраф оплачивать => существование / создание, прерывание, решение, компенсация
Заимствование из немецкого, где Strafe - "штраф".
Из нем. яз. в Петровскую эпоху. Нем. Strafe-- «штраф» < ср.-в.-нем. strafe- «выговор».
род. п. -а, штрафова́ть. И то и другое начиная с Петра I, 1711 г.; см. Христиани 25; Смирнов 337. Из нем. Strafe "наказание, денежный штраф", стар. diе Straaf (Гримм 10, 3, 630 и сл.); см. Преобр., Труды I, 108; Горяев, ЭС 426.
- Откуп нарушителя.
- Расплата за лихачество.
- Управа на зайчика в трамвайчике.
- Плата за незаконное удовольствие.
- Наказание ударом по карману.
- «Главное оружие» налоговой инспекции.
- Наказание, бьющее по карману.
- Плата за риск в транспорте.
- ... за превышение скорости.
- Плата за безбилетный проезд.
- Неустойка.
- Пеня.
штрафану́ть, -ну́, -нёт
см. оштрафовать
штрафба/т, -а
штрафба́т, -а
штрафба́т м 1a