Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

византия

Энциклопедический словарь

Византи́я (Восточная Римская империя, Византийская империя), государство IV-XV вв.; образовалось при распаде Римской империи в её восточной части (Балканский полуостров, Малая Азия, юго-восточное Средиземноморье). Столица - Константинополь. Население - греки, сирийцы, копты, армяне и др. Господствующий язык - греческий. Религия - христианство (православие). В IV - начале VII вв. в Византии стал складываться феодализм (при сохранении до VII в. рабовладения). Наибольшего территориального расширения Византия достигла в VI в. при Юстиниане I, превратившись в средиземноморскую могущественную державу. Завоевания VII - середины IX вв. арабов, славян, лангобардов свели её территорию в основном к части Балканского полуострова и Малой Азии. Захват в 1204 участниками 4-го крестового похода Константинополя привёл к падению Византийской империи, основанию Латинской империи, а на не завоёванной крестоносцами территории - греческих государств (Никейской, Трапезундской империй, Эпирского государства). Византийская империя была восстановлена Михаилом VIII в 1261. Взятие в 1453 Константинополя турецкими войсками положило конец Византии.

* * *

ВИЗАНТИЯ - ВИЗАНТИ́Я (Византийская империя), Римская империя в эпоху средневековья со столицей в Константинополе (см. КОНСТАНТИНОПОЛЬ) - Новом Риме. Название «Византия» происходит от древнего наименования ее столицы (Византий находился на месте Константинополя) и прослеживается по западным источникам не ранее 14 в.

Проблемы античной преемственности

Символическим началом Византии считается год основания Константинополя (330), с падением (см. ПАДЕНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ) которого 29 мая 1453 империя прекратила свое существование. «Разделение» Римской империи 395 на Западную и Восточную представляло лишь формально-правовой рубеж эпох, в то время как исторический переход от позднеантичных государственно-правовых институтов к средневековым происходил в 7-8 вв. Но и после Византия сохраняла многие традиции античной государственности и культуры, позволяющие выделить ее в особую цивилизацию, современную, но не идентичную средневековой западноевропейской общности народов. Среди ее ценностных ориентиров важнейшее место занимали представления о так называемой «политической ортодоксии», совмещавшие христианскую веру, хранимую Православной церковью, с имперской идеологией «Священной державы» (Reichstheologie), восходившей к идеям римской государственности. Вместе с греческим языком и эллинистической культурой эти факторы обеспечивали единство государства в течение почти тысячелетия. Периодически ревизуемое и адаптируемое к жизненным реалиям римское право лежало в основе византийского законодательства. Этническое самосознание долгое время (до 12-13 вв.) не играло существенной роли в самоидентификации имперских граждан, которые официально именовались римлянами (по-гречески - ромеями). В истории Византийской империи можно вычленить ранневизантийский (4-8 вв.), средневизантийский (9-12 вв.) и поздневизантийский (13-15 вв.) периоды.

Ранневизантийский период

В начальный период в пределы Византии (Восточной Римской империи) входили земли к востоку от линии раздела 395 - Балканы с Иллириком, Фракия, Малая Азия, Сиро-Палестина, Египет с преимуществено эллинизированным населением. После захвата варварами западных римских провинций Константинополь еще более возвысился как местопребывание императоров и средоточие имперской идеи. Отсюда в 6 в. при императоре Юстиниане I (см. ЮСТИНИАН I Великий) (527-565) велось «восстановление Римской державы», после многолетних войн вернувшее под власть империи Италию с Римом и Равенной, северную Африку с Карфагеном и часть Испании. На этих территориях было восстановлено римское провинциальное управление и распространено действие римского законодательства в его юстиниановой редакции («Кодекс Юстиниана (см. КОДИФИКАЦИЯ ЮСТИНИАНА). Однако в 7 в. облик Средиземноморья был совершенно преображен в результате нашествия арабов и славян. Империя утратила богатейшие земли Востока, Египет и африканское побережье, а ее сильно сократившиеся балканские владения оказались отрезанными от латиноязычного западноевропейского мира. Отторжение восточных провинций имело следствием возрастание доминирующей роли греческого этноса и прекращение полемики с монофиситами (см. МОНОФИСИТЫ), бывшей столь важным фактором внутренней политики империи на востоке в предшествующий период. Латинский язык, прежде официальный государственный язык, выходит из употребления и сменяется греческим. В 7-8 вв. при императорах Ираклии (см. ИРАКЛИЙ (византийский император)) (610-641 гг.) и Льве III (см. ЛЕВ III Исавр) (717-740 гг.) позднеримское провинциальное деление преобразуется в фемное (см. ФЕМЫ) устройство, обеспечившее жизнеспособность империи на последующие столетия. Иконоборческие (см. ИКОНОБОРЧЕСТВО) потрясения 8-9 вв. в целом не поколебали ее прочности, способствуя консолидации и самоопределению ее важнейших институтов - государства и Церкви.

Средневизантийский период

Империя средневизантийского периода представляла собой мировую «сверхдержаву», чья устойчивая централизованная государственность, военная мощь и утонченная культура составляли разительный контраст с раздробленностью сил латинского Запада и мусульманского Востока в тот период. «Золотой век» Византийской империи длился примерно с 850 по 1050 гг. В эти столетия ее владения простирались от Южной Италии и Далмации до Армении, Сирии и Месопотамии, давняя проблема безопасности северных границ империи была решена присоединением Болгарии (1018) и восстановлением прежней римской границы по Дунаю. Были ассимилированы и подчинены империи заселившие в предшествующий период Грецию славяне. Устойчивость экономики основывалась на развитых товарно-денежных отношениях и обращении золотого солида (см. СОЛИД), чеканившегося со времен Константина I (см. КОНСТАНТИН I Великий). Фемный строй позволял сохранять военную мощь государства и неизменность его экономических институтов, обеспечивавших господство в политической жизни столичной чиновной аристократии, а потому неуклонно поддерживался на протяжении всего 10 - начала 11 вв. Императоры Македонской династии (867-1056) воплощали собой идею избранности и постоянства установленной Богом власти, единственного источника земных благодеяний. Возврат к иконопочитанию в 843 знаменовал примирение и возобновление симфонии «согласия» между государством и Церковью. Авторитет константинопольского патриархата был восстановлен, и в 9 в. он уже претендует на доминирование в восточно-христианском мире. Крещение болгар, сербов, а затем и славянской Киевской Руси расширило пределы византийской цивилизации, очертив ареал духовной общности восточноевропейских православных народов. В средневизантийский период складываются основы того, что современными исследователями было определено как «Византийское содружество» (Byzantin Commonwealth), зримым выражением которого стала иерархия христианских правителей, признававших императора в качестве главы земного миропорядка, а константинопольского патриарха как главу Церкви. На востоке такими правителями были армянские и грузинские цари, чьи независимые владения граничили с империей и мусульманским миром.

Вскоре после смерти наиболее яркого представителя Македонской династии Василия II Болгаробойцы (см. ВАСИЛИЙ II Болгаробойца) (976-1025) начался упадок. Он был вызван саморазрушением фемного строя, шедшего по мере роста слоя землевладельческой, военной по преимуществу аристократии. Неизбежное возрастание частноправовых форм зависимости византийского крестьянства ослабляло государственный контроль над ним и приводило к столкновению интересов столичной чиновной и провинциальной знати. Противоречия внутри правящего сословия и неблагоприятные внешние обстоятельства, вызванные нашествиями турок-сельджуков и норманнов, привели к утрате Византией малоазийских (1071) и южно-италийских владений (1081). Только воцарение Алексея I (см. АЛЕКСЕЙ I Комнин), основателя династии Комнинов (1081-1185) и главы пришедшего вместе с ним к власти военно-аристократического клана, позволило вывести страну из затяжного кризиса. В результате энергичной политики Комнинов Византия 12 в. возродилась как могущественная держава. Она вновь стала играть активную роль в мировой политике, удерживая под своим контролем Балканский полуостров и претендуя на возвращение Южной Италии, однако главные проблемы на востоке так и не были окончательно разрешены. Большая часть Малой Азии оставалась в руках сельджуков, и поражение Мануила I (см. МАНУИЛ I Комнин) (1143-80) в 1176 при Мириокефалоне положило конец надеждам на ее возвращение.

В экономике Византии все более важное место начинает играть Венеция, которая в обмен на военную помощь добивается от императоров беспрецедентных привилегий в восточной торговле. На смену фемному строю приходит система проний (см. ПРОНИЯ), основанная на частноправовых формах эксплуатации крестьянства и просуществовавшая вплоть до конца византийской истории.

Наметившийся закат Византии происходил одновременно с обновлением жизни средневековой Европы. Латиняне устремились на Восток, сначала как паломники, затем как купцы и крестоносцы. Их военная и экономическая экспансия, не прекращавшаяся с конца 11 в., усугубляла духовное отчуждение, нараставшее в отношениях между восточными и западными христианами. Его симптомом стала Великая схизма 1054 (см. РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ), знаменовавшая собой окончательное расхождение восточной и западной богословских традиций и повлекшая обособление христианских конфессий. Крестовые походы (см. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ) и установление латинских восточных патриархатов еще более способствовали напряженности отношений между Западом и Византией. Захват Константинополя крестоносцами в 1204 и последующий раздел империи подвел черту под тысячелетним существованием Византии как великой мировой державы.

Поздневизантийский период

После 1204 на территориях, входивших некогда в пределы Византии, образовались несколько государств, латинских и греческих. Наиболее значительным среди греческих была малоазийская Никейская империя (см. НИКЕЙСКАЯ ИМПЕРИЯ), чьи государи возглавили борьбу за воссоздание Византии. С окончанием «никейского изгнания» и возвращением империи в Константинополь (1261) начинается последний период существования Византии, называемый по имени правящей династии Палеологовским (1261-1453). Ее экономическая и военная немощь в эти годы компенсируются ростом духовного авторитета предстоятеля Константинопольской кафедры в пределах православного мира, всеобщим оживлением монашеской жизни, вызванном распространением учения исихастов (см. ИСИХАЗМ). Церковные реформы конца 14 в. унифицировали письменную традицию и литургическую практику и распространили ее во всех областях Византийского Содружества. Искусства и ученость при императорском дворе переживают блестящий расцвет (так называемой Палеологовский ренессанс).

С начала 14 в. турки-османы отняли у Византии Малую Азию, а с середины того же века приступили к захвату ее владений на Балканах. Особое значение для политического выживания империи Палеологов приобрели отношения с Западом и неизбежная уния церквей как гарантия помощи против иноверных захватчиков. Церковное единство формально было восстановлено на Ферраро-Флорентийском соборе (см. ФЕРРАРО-ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ) 1438-1439, однако оно никак не сказалось на судьбе Византии; большинство населения православного мира не приняло запоздалой унии, посчитав ее изменой истинной вере. Константинополь - все, что осталось в 15 в. от некогда великой империи, - был предоставлен самому себе, и 29 мая 1453 пал под натиском турок-османов. С его падением рухнула тысячелетняя твердыня восточного христианства и завершилась история государства, основанного Августом в 1 в. до н. э. Последующие (16-17) столетия нередко выделяют в так называемый поствизантийский период, когда шло постепенное угасание и консервация типологических особенностей византийской культуры, чьим оплотом стали монастыри Афона.

Иконопись в Византии

Характерными особенностями византийских икон становятся фронтальность изображения, строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери. Святые на иконах статичны, находятся в состоянии аскетического, бесстрастного покоя. Золотой и пурпурный цвет на иконах выражают идею царственности, синий - божественности, белый символизирует нравственную чистоту. Шедевром византийской иконописи считается икона Владимирской Богоматери (см. ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА) (начало 12 в.), привезенная на Русь из Константинополя в 1155. В образе Богоматери выражена идея жертвенности и материнской любви.

Полезные сервисы

живоносный источник (икона)

Энциклопедический словарь

ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК (икона) - «ЖИВОНО́СНЫЙ ИСТО́ЧНИК», чудотворная икона Божией Матери, находившаяся в константинопольском монастыре Богоматери Пиги (Источника), исполненная на стене в технике мозаики в 14 веке. В иконографическом типе «Живоносный Источник» (Зоодохос Пиги), получившем большое распространение в поствизантийский период в итало-критской живописи, Богоматерь с Младенцем Христом изображена погрудно, сидящей в бассейне в виде большой каменной чаши, из которой через сливные отверстия вода изливается в нижний бассейн; внизу - фигуры жаждущих исцеления людей. На Руси иконы «Живоносный Источник» появились в 17 веке. В 18-19 веках особо чтимые иконы «Живоносный Источник» находились в Саровской пустыни, в Туле, в Новодевичьем монастыре в Москве и во многих других городах по всей России, в том числе в Соловецком монастыре (написана по заказу соловецкого архимандрита в Константинополе). Празднование иконы «Живоносный Источник» - в пасхальную пятницу.

Полезные сервисы

икона

Энциклопедический словарь

ИКО́НА ; ж. [греч. eikōn - изображение, образ, подобие] Живописное изображение Бога или святого (святых), являющееся предметом религиозного поклонения; образ (2.О.). Перед иконой ставят лампаду. Праздник иконы Казанской Божьей матери. Благословить молодожёнов иконой.

Ико́нка, -нки́; ж. Уменьш. Носить на груди иконку.

* * *

ико́на (от греч. eikōn - изображение, образ), в православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение; произведение иконописи. Иконами называют также священные живописные изображения в ламаизме.

* * *

ИКОНА - ИКО́НА (от греч. eikon - изображение, образ), сакральное изображение Иисуса Христа (см. ИИСУС ХРИСТОС), Богоматери, святых (см. СВЯТЫЕ) или ангелов, а также событий Священной истории. Икона - это моленный образ, в отличие от монументальных повествовательных циклов, иллюстрирующих Священное Писание (см. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ).

Нерукотворный Образ

Согласно учению Церкви, икона есть зримое выражение догмата Боговоплощения. По преданию 6 в., первая икона Христа появилась во время Его земной жизни. Она называется Нерукотворный Образ, так как не была написана художником, но возникла от соприкосновения ткани (полотенца, платка) с ликом Христа. В сказаниях 6 в. рассказывается, что Авгарь, царь города Эдессы, болевший проказой, послал своего слугу ко Христу с просьбой либо прийти в Эдессу и исцелить его, либо позволить написать с Него портрет. В ответ на эту просьбу Христос омыл Свое лицо, приложил к нему полотенце, и лик чудесным образом отпечатлелся на полотне. Получив нерукотворный портрет Христа, Авгарь выздоровел, после чего прикрепил его к доске и поместил над городскими воротами Эдессы. Вскоре, чтобы спасти образ от врагов, его замуровали в стене, в 6 в. открыли, и он стал самой чтимой святыней христианского Востока. В 944 Нерукотворный Образ был перенесен в Константинополь, в честь него был установлен праздник 16 августа; он исчез после разгрома Константинополя крестоносцами в 1204. Один из списков Нерукотворного Образа (13 в.), почитаемый как чудотворный, находится в ризнице собора в городе Лан во Франции.

Иконография

В первые века христианства преобладали аллегорические изображения Христа в виде доброго пастыря, агнца, виноградной лозы, рыбы, в образе Орфея, играющего на лире, и т. п. Пято-шестой (Трулльский) собор предписал (правило 82) вместо аллегорического ветхозаветного образа агнца изображать Христа «по человеческому виду» и вспоминать Его жизнь «во плоти».

Художественная форма иконы, ее виды, техники и традиция народного почитания восходят к культуре поздней античности. В период до иконоборчества (см. ИКОНОБОРЧЕСТВО) (8 - 1-я пол. 9 в.) сложились основные типы образов Христа, Богоматери, святых и схемы сюжетных изображений Священной истории. В послеиконоборческий период утвердились каноны иконографии, сохранявшиеся с незначительными изменениями в течение последующих столетий (например, возрастные отличия святых, типы и цвета их одежд, атрибуты, типы архитектурных сооружений и условного пейзажа и т. д.); в качестве образцов использовали иконы и книжные миниатюры, а также специальные «книги образцов» (на Руси - иконописные подлинники). Для почитания в храмах и домах христиан писали иконы Христа, Богоматери и святых; для храмов - образы храмовых праздников и святых (изображения событий Священной истории или святого, которому посвящался храм) и иконы для алтарной преграды, или иконостаса (см. ИКОНОСТАС).

Техника иконописания

Наибольшее распространение в христианском мире получили иконы, исполненные натуральной темперой (см. ТЕМПЕРА) (связующее вещество - яичный желток) на досках. В Византии иконные образы создавали также из разнообразных прочных и дорогих материалов: рельефные и резные иконы из мрамора, драгоценных и полудрагоценных камней и металлов, керамики, слоновой кости, в технике мозаики (из цветных камней и стекол - смальты) и перегородчатой эмали; в поствизантийский период иногда использовали загрунтованный холст, на котором писали двусторонние небольшие иконы-таблетки. Древнейшая техника иконописания - энкаустика (см. ЭНКАУСТИКА), восходящая к позднеантичной живописи.

Процесс изготовления темперной иконы начинается с приготовления доски из выдержанного сухого дерева, укрепленной с тыльной стороны или по торцам врезными планками (шпонками). С лицевой стороны в доске делается углубление (ковчег), благодаря чему получаются возвышенные края (поля). Доска целиком или частично (по краям, по стыкам досок) проклеивается полотном (поволокой), на который кладут несколько слоев мелового с клеевым связующим грунта (левкас). На высушенный заглаженный левкас наносят рисунок, раскрашивают фон и нимбы (или покрывают их золотом), одежды и изображения на фоне. Затем пишут лики и обнаженные части рук и ног; делают надписи (инициалы имен Иисуса Христа и Богоматери, имена святых, названия сюжетных композиций. После просушки живопись покрывают олифой.

Образы Христа и Богоматери

Главными изображениями христианского искусства были образы Христа, представляемого, помимо Нерукотворного Образа, иконографическими типами юного Христа Эммануила (евр. «с нами Бог»), Христа Пантократора (Вседержителя) и Христа Судии, восседающего на престоле; они изображались на стенах храмов и на иконах. Самыми многочисленными и разнообразными по типам в Византии и особенно в Древней Руси стали иконы Богоматери, главной Небесной Заступницы человека. По преданию, первый портрет Богоматери был написан евангелистом Лукой при Ее жизни.

Первообразцами основных иконографических типов Богоматери стали выдающиеся константинопольские иконы, почитавшиеся чудотворными; названия их восходят к названиям храмов или местностей: Влахернитисса, Никопея, Одигитрия (см. ОДИГИТРИЯ), Халкопратийская (Агиосоритисса) и др. В знаменитом Влахернском храме, где хранился мафорий (покрывало) Богоматери, было несколько чтимых икон (самая известная - Оранта (см. ОРАНТА)). Другая святыня Константинополя - Никопея - представляет Богоматерь, держащую щит с образом Младенца Христа. Одигитрия (одна из главных икон Византии) - Богоматерь с Младенцем Христом, сидящим у Нее на руках. Своеобразным вариантом образа Богоматери является Елеуса (Умиление). В Халкопратийском храме, где, как и во Влахернах, хранилась часть одежд Богоматери и Ее пояс, была чтимая икона, называемая Агиосоритисса (от названия часовни реликвий Agia Soros - Святая Рака). Она изображает Богоматерь молящуюся, представленную в повороте, с поднятыми в жесте моления руками; вариант, в котором Богоматерь изображена с развернутым свитком «моления» в руках, называют Богоматерь Заступница.

Копии-списки и свободные варианты прославленных константинопольских икон, создававшиеся в течение всех веков существования Византийской империи, распространялись в различных странах православного мира, где они получали местные наименования и имели свою, богатую чудотворениями историю почитания.

Полезные сервисы