Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

платонов

Орфографический словарь

Грамматический словарь

Плато́нов ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

Сканворды для слова платонов

- Персонаж произведения Николая Гоголя «Мёртвые души».

- Литературный псевдоним писателя Андрея Климентова.

- Русский писатель, автор рассказов «Фро», «Такыр», «Возвращение», «Усомнившийся Макар».

- Русский писатель, автор рассказов «В прекрасном и яростном мире», «Железная старуха», «Июльская гроза».

- Русский писатель, автор рассказов «Луговые мастера», «Мусорный ветер», «Одухотворённые люди».

- Русский писатель, автор рассказов «По небу полуночи», «Родина электричества», «Третий сын».

- Русский писатель, автор сборника критических статей «Размышления читателя».

- Русский писатель, автор сборника стихов «Голубая глубина».

- Русский писатель, автор повестей «Джан», «Впрок», «Котлован».

- Русский писатель, автор повестей «Ювенильное море», «Ямская слобода».

- Советский писатель, чья настоящая фамилия Климентов.

- Русский писатель, автор повестей «Река Потудань», «Сокровенный человек», «Эфирный тракт».

- Русский писатель, автор пьес «Волшебное существо», «Высокое напряжение», «Ученик лицея».

- Русский писатель, автор повестей «Город Градов», «Епифанские шлюзы», «Происхождение мастера».

- Русский писатель, автор романов «Чевенгур», «Счастливая Москва».

- Герой Александра Калягина в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино».

- Герой Николая Олялина в фильме «Океан».

Полезные сервисы

платонов анд. платонович

Гуманитарный словарь

ПЛАТО́НОВ (наст. фам. Климентов) Анд. Платонович (1899-1951) - прозаик, драматург. Род. на окраине Воронежа (слобода Ямская), в многодетной семье машиниста, слесаря ж.-д. мастерских, учился в церковноприходской школе, Воронежском гор. уч-ще, к-рое не окончил. С 13 лет был вынужден пойти работать. В нач. 20-х гг. окончил Воронежский ж.-д. политехникум. Освоил ряд инженерных профессий, был мелиоратором, занимался агрономией, проблемами электрификации. П. принадлежит ряд изобретений, рационализаторских новаций. Печатался с 1918. В многочисл. воронежских журналах и газетах, альм., выходивших после рев-ции, публиковал стихотворения, очерки, рассказы, статьи. В 1922 вышел сб. стихотворений "Голубая глубина", носивший в значит. степени ученич. характер. В поэзии, публицистике, прозе П. 1-й пол. 20-х гг. отчетливо проявилась пролеткультовская идеология и эстетика, сказался культ массы, машинного произ-ва, отразилось космич. мироощущение. О преодолении пролеткультовского романтич. максимализма свидетельствовали повести и рассказы П., созданные в сер. 20-х гг. и составившие первые книги прозы "Епифанские шлюзы" (1927), "Сокровенный человек" (1928), гл. герои к-рых мастеровые, деревенские мечтатели, машинисты, доморощенные философы, стремящиеся постичь происходящее, взыскующие правды. В сатирич. повести "Город Градов" (1926) П. с тревогой писал о злой и губительной силе бюрократизма, о чиновниках, ставших "заместителями пролетариев". Антибюрократическая сатира П. "Город Градов", рассказ "Усомнившийся Макар" (1929), повесть "Впрок" (1931), отразившие заботу писателя, чтобы во время переделки деревни не был забыт труженик, "душевный бедняк", вызвали резкую, тенденциозную критику, полит. обвинения. На годы П. был отключен от лит. процесса, лишен возможности публиковаться. Не были напечатаны в России самые значит. произв. П. - ром. "Чевенгур" (1929, опубл. 1988), пов. "Котлован" (1930, опубл. 1987), "Ювенильное море" (1934, опубл. 1986) - антиутопии, показывающие цену и последствия эксперимента по социальному переустройству жизни. Поездка П. в Ср. Азию (1934), впечатления от увиденного отразились в рассказах "Песчаная учительница", "Такыр", в пов. "Джан" (1934, 1947). В трудные годы писателя поддержал ж. "Литературный критик", опубл. крит. работы П. о классике и совр. лит-ре (вошли в кн. "Размышления читателя", 1970, 1980), рассказы "Фро", "Бессмертие".

В годы Вел. Отеч. войны П. работал корр. "Красной звезды", публикуя на страницах газеты и др. изданий очерки и рассказы. Отд. книгами выходили его рассказы "Одухотворенные люди", "Броня", вышли сб. рассказов "Под небесами Родины" (1942), "Рассказы о Родине" (1943), "В сторону заката солнца" (1945). Опубл. после войны (1946) рассказ "Возвращение" ("Семья Ивановых") был подвергнут разносной критике. П. - автор пьес "Шарманка", "Высокое напряжение", "14 красных избушек". Интерес к творческому наследию П. нарастает с конца 50-х гг.

А. П. Платонов с дочерью. 1946

А. <abbr>П.</abbr> <a href='/dict/платонов' class='wordLink' target='_blank'>Платонов</a> с <a href='/dict/дочерью' class='wordLink' target='_blank'>дочерью</a>. 1946

Полезные сервисы

платонов андрей платонович

Энциклопедический словарь

Плато́нов Андрей Платонович (1899-1951), русский писатель. В прозе Платонова мир предстаёт как противоречивая, часто трагическая цельность человеческого и природного бытия: повести «Епифанские шлюзы» (1927), «Город Градов» (1928), «Река Потудань» (1937). В романах «Чевенгур» (опубликован в 1972, в России - в 1988), «Счастливая Москва» (не окончен, опубликован в 1991), повесть «Котлован» (опубликована в 1969), «Ювенильное море» (опубликована в 1979; в России обе - в 1987), «Джан» (опубликована в 1964) - неприятие навязываемых форм социалистического переустройства жизни. Своеобразие стиля Платонова определяют «косноязычие», «шероховатость» языка, сопрягающиеся в ткани повествования с отвлечёнными понятиями и метафорическими образами.

* * *

ПЛАТОНОВ Андрей Платонович - ПЛАТО́НОВ Андрей Платонович (1899-1951), русский писатель. В прозе Платонова мир предстает как противоречивая, часто трагическая целостность человеческого и природного бытия: повести «Епифанские шлюзы» (1927), «Город Градов» (1928), «Река Потудань» (1937). В романах «Чевенгур» (опубликован в 1972, в России - 1988), «Счастливая Москва» (не окончен, опубликован в 1991), повести «Котлован» (опубликована в 1969), «Ювенильное море» (опубликована в 1979; в России обе - в 1987), «Джан» (опубликована в 1964) - неприятие навязываемых форм социалистического переустройства жизни. Своеобразие стиля Платонова определяют «косноязычие», «шероховатость» языка, сопрягающиеся в ткани повествования с отвлеченными понятиями и метафорическими образами.

* * *

ПЛАТО́НОВ Андрей Платонович (наст. фам. Климентов) [1 сентября (20 августа) 1899, Воронеж - 5 января 1951 года, Москва], русский писатель

Начало пути

Родился в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских. Учился в церковно-приходской школе, затем в городской. С 14 лет начинает овладение рабочими профессиями (слесаря, литейщика, помощника машиниста паровоза) - нужно было поддерживать семью. Мотив паровоза прошел через все его творчество, а трудное детство описано в рассказах о детях. Рано проявляет интерес к техническому изобретательству и одновременно - к литературе. Первая проба пера - юношеские стихи, вошедшие в его поэтический сборник «Голубая глубина» (1922). В 1918-1921 годах активно занимается журналистикой, совмещая ее с работой на железной дороге и учебой в Воронежском политехническом институте.

Рабочий-интеллигент. Воронеж

В 1922-1926 годах Платонов работает мелиоратором в Воронежской губернии и на строительстве электростанции. Он увлечен делом преобразования хозяйства, однако упорно продолжает заниматься литературой. Печатает публицистические статьи, рассказы и стихи в воронежских газетах и журналах и даже в московском журнале «Кузница». В публицистике Платонов этих лет - мечтатель-максималист, борец со стихийными силами в природе и жизни, призывающий к скорейшему превращению России «в страну мысли и металла», к подавлению влечений пола как препятствию на пути ко всеобщему братству. Вместе с тем, напряженные философско-этические искания Платонова этих лет (на него оказали влияния идеи А. Богданова (см. БОГДАНОВ Александр Александрович), К. Э. Циолковского (см. ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович), Н. Ф. Федорова (см. ФЕДОРОВ Николай Федорович), В. В. Розанова (см. РОЗАНОВ Василий Васильевич)) не позволяют ему слиться с пролетарской литературой. Пишет рассказы на темы деревенской жизни («В звездной пустыне», 1921, «Чульдик и Епишка», 1920), а также научно-фантастические рассказы и повести («Потомки солнца», 1922, «Маркун», 1922, «Лунная бомба», 1926), в которых вера в технический прогресс соединяется с утопическим идеализмом ремесленника-изобретателя.

От «дела» к «слову»

В 1927 году Платонов оставляет службу и перебирается с семьей в Москву: писатель в Платонове победил инженера. Вскоре появляется повесть «Епифанские шлюзы», давшая название сборнику рассказов (1927). В этой повести в экспрессивно-сгущенной символике сюжета и языка дана острая метафора трагического и жестокого облика России, обреченность в ней рациональных начинаний. Платонов подвергает в это время критической ревизии не только свои социальные утопические воззрения, но и радикализм в сфере пола. В сатирической утопии-памфлете «Антисексус» (1928) высмеивается идея отказа от плотской любви в пользу общественной деятельности, а также документально-монтажная литература левых.

В этот период кристаллизуется поэтика Платонова: спрямленность в выражении идеи уступает место двойственности авторской позиции; устремленность в будущее сменяется поисками глубинных смыслов жизни - «вещества существования»; герои - одинокие изобретатели, странники, раздумчивые чудаки. Складывается неповторимая языковая фактура: стиль мастера основан на поэтических приемах и словообразовательном механизме языка, выявляющем скрытое, первичное значение слова. Выразительное косноязычие Платонова не имеет прецедентов в русской литературе, отчасти опираясь на традиции символизма, а также перерабатывая опыт авангарда и газетную лексику своего времени.

Новая поэтика нашла свое выражение в повестях «Ямская слобода» (1927), в которой Платонов продолжил деревенскую тему ранней прозы, «Город Градов» (1928) - сатире на советскую бюрократию, «Сокровенный человек» (1928) о приключениях «размышляющего пролетария» в годы гражданской войны. В этой прозе Платонов уходит от декларативно-иллюстративного представления утопической идеи к напряженному поиску алгоритма существования, подчиненного многоуровневому единству человека и извечных проблем бытия. Граница между внутренним миром человека и внешней средой, между живой и неживой природой становится проницаемой, понятия и вещи сближаются, а суть жизни проявляется на грани ее исчезновения.

Героика ветхости

Сотканные из парадоксов угловатые герои, язык, сюжеты Платонова с трудом обретали признание современников. Успех публикаций в журналах «Красная новь», «Новый мир» вскоре сменяется критическими отзывами, редакторскими купюрами и отказами. Положение Платонова усугубляется бытовыми неурядицами: семья долго скитается по временным квартирам, пока в 1931 не поселяется во флигеле особняка на Тверском бульваре (ныне Литературный институт им.Герцена). 1929 год, год «великого перелома», принесший ужесточения в области литературной политики, сделал атмосферу вокруг Платонова еще более отчужденной. После публикации очерка «Че-Че-О» и особенно рассказа «Усомнившийся Макар» (1929) Платонов был обвинен в анархо-индивидуализме. Писателя перестают печатать - не помогает даже обращение к Горькому.

В 1928 Платонов завершает работу над романом «Чевенгур», однако целиком он увидел свет лишь в 1972 в Париже. Роман представляет собой многоплановое повествование, в котором лирика и сатира переплетены с философскими построениями и политическими аллюзиями. В основе сюжета - описание возникновения и гибели города-коммуны Чевенгур, куда приезжают после ряда приключений герои романа, сын утопившегося рыбака Саша Дванов и Дон Кихот революции Копенкин. В Чевенгурской коммуне «кончилась история» - очистив город от буржуев и «остаточной сволочи», уничтожив хозяйство, люди питаются дарами земли и солнца. Напавшие на город солдаты приносят окончательную гибель обитателям города. Роман пронизан двойственностью: коммуна - и идеал, и предмет осмеяния; федоровские воззвания к братству людей, воскрешению предков, предосудительности проявлений пола, которым Платонов был привержен в молодости, здесь иронически остраняются. Поэтика в «Чевенгуре» получает дальнейшее развитие: сюжет выражен неявно, речь персонажей и рассказчика не различаются; язык «корявый и афористически изысканный» (Е. Яблоков). Мерцание смыслов создает особую экспрессивно-вязкую среду неразрешенного трагического конфликта как основы существования. Этот конфликт универсален и не сводим лишь к разрыву между идеалом и практическим устройством жизни, к политическим и историческим реалиям.

Тридцатые годы

В тридцатые годы с наибольшей силой проявляется талант Платонова. В 1930 он создает один из своих главных шедевров - повесть «Котлован» (впервые опубликована в СССР в 1987) - социальную антиутопию на темы индустриализации, трагико-гротескное описание краха идей коммунизма (вместо дворца выстроена коллективная могила). Платонов «подчинил себя языку эпохи» (И. Бродский (см. БРОДСКИЙ Иосиф Александрович)), напряженная фактура которого определила тему разрыва идеала с действительностью, мотива истончения существования, щемяще-трагической отчужденности каждого живого существа.

Однако социальная атмосфера накалялась. На публикацию «бедняцкой хроники» «Впрок» (1931) - иронического описания коллективизации - следует резкая реакция Сталина, и Платонова перестают печатать. Даже рассказ на антифашистскую тему «Мусорный ветер» (1934) был осужден за гротеск и «ирреальность содержания».

В середине 1930-х Платонов - писатель, пишущий главным образом в стол. Вместе с тем, обилие замыслов переполняет писателя. Он напряженно работает. В это время им были написаны роман «Счастливая Москва», пьеса «Голос отца», статьи о литературеПушкине, Ахматовой, Хемингуэе, Чапеке, Грине, Паустовском). После создания близкой по проблематике к «Чевенгуру» и «Котловану» повести «Ювенильное море» (опубликована в 1986) и пьесы «Шарманка» писатель постепенно удаляется от масштабных социальных полотен в мир душевных переживаний и любовных драм (рассказы «Река Потудань», «Фро», «Афродита», «Глиняный дом в уездном саду»), в которых усиливается психологическая моделировка персонажей; ироническое отношение к любви уступает место глубине психологического прочтения. Замечательны рассказы о детях («Семен», 1936) - в них сопрягаются героика «отдельного существования» с состраданием к сиротству человечества.

В 1933-1935 после поездки в Туркмению Платонов создает повесть «Джан». Ее герой, ведомый прометеевской страстью спасти свой вымирающий в пустыне народ, хочет научить людей счастливой жизни в коммуне, но терпит неудачу. Лирический и социально-утопический пласты соединились здесь в единое целое. Яркость фразы и слова, звукопись и ритм делают прозу Платонова 1930-х годов экспрессивно-насыщенной.

В 1937 Платонову удается опубликовать сборник рассказов «Река Потудань», который подвергся уничтожительной критике, Платонов снова в опале, его положение отягощается еще одним событием - в 1938 по сфабрикованному делу был арестован единственный сын Платонова, пятнадцатилетний подросток.

Война и послевоенное творчество

В годы войны Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». В созданных им рассказах о войне сохраняется присущая Платонову неоднозначность оценок, атмосфера парадоксальности бытия, внутреннего конфликта человека и мира. Рассказ «Семья Ивановых» («Возвращение») вызвал резкую критику за «клеветничество» в адрес советской семьи.

В последние годы жизни писатель, на которого обрушивается новая волна нападок, вынужден искать обходных путей - он пишет вариации русских и башкирских народных сказок, работает над сатирической пьесой на тему американской действительностиаллюзиями на СССР) «Ноев ковчег» (не закончена). Однако приспособиться к послевоенному террору Платонову было не дано: он вскоре умер от туберкулеза, которым заразился от сына, выпущенного из лагеря.

С 1980-х годов яркая самобытность мастера вызвала огромную волну интереса во всем мире. Большая часть произведений Платонова все еще находится в рукописях. Платонов - художник победившей музы: «темная воля к творчеству» и сокрушительная мощь слова многократно перекрыли узость времени и идей, которым он был предан.

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

платонов борис викторович

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

платонов владимир петрович

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

платонов год или период

платонов константин константинович

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

платонов олег анатольевич

Энциклопедический словарь

ПЛАТОНОВ Олег Анатольевич - ПЛАТО́НОВ Олег Анатольевич (р. 11 января 1950, Свердловск), российский историк, литератор; автор книг национал-патриотической направленности.

Окончил Московский кооперативный институт, по образованию экономист. Печататься начал в середине 1990-х гг. В работах по экономике «Русский труд», «Качество трудовой жизни», «Тысяча лет русского предпринимательства», «Экономика русской цивилизации», «Воспоминание о народном хозяйстве», вышедших в 1996-1998 гг., предпринимает попытку переосмысления социально-экономического развития царской, а также советской России. Автор историко-публицистических трудов в основном по отечественной истории, включая этап современного развития: «Заговор цареубийц» (1996), «Жизнь за царя (Григорий Распутин (1996), «Николай II в секретной переписке» (1996), «История русского народа в 20 веке»двух томах, в серии «Терновый венец России», 1997), «Государственная измена» и др. Составитель и автор статей энциклопедий «Святая Русь» (2000), «Русская цивилизация» (2005). Особое внимание уделяет истории масонства (см. МАСОНСТВО). Среди книг, посвященных этой проблематике: «Россия под властью масонов» (2000), «Криминальная история масонства 1731-2004 гг.» (2005), «Святая Русь и окаянная нерусь. Русская цивилизация против мирового зла». В 1999 издал книгу «Почему погибнет Америка», в которой предрекает упадок Соединенных Штатов как мировой сверхдержавы.

Полезные сервисы

платонов сер. фед

Гуманитарный словарь

ПЛАТО́НОВ Сер. Фед. (1860-1933) - историк, акад. АН СССР в 1921-31 (чл.-корр. с 1908). Окончил ист.-филол. ф-т СПб. ун-та в 1882, проф. (1899), в теч. многих лет был деканом этого ф-та. Одновременно занимал должность дир. жен. пед. ин-та, работал в Академии Ген. штаба, в Военно-юрид. академии. Преподавал историю членам имп. фамилии. После рев-ции был пред. Археографической комиссии (1918-29), дир. Археол. ин-та (1918-23), Б-ки АН СССР (1925-29), пред. Комиссии по изд. соч. А. С. Пушкина (с 1928).

После 1917, будучи лоялен к Сов. власти, выражал надежды на постепенную эволюцию страны в направлении демокр. строя по образцу зап.-европ. стран. В янв. 1930 был арестован по подозрению в "активной антисоветской деятельности и участии в контрреволюционной организации", ставившей целью "свержение Сов. власти и установление конституционно-монархической строя". Поводом для начала "дела" послужила непередача ряда архивных материалов в Центрархив РСФСР. В авг. 1931 выслан в Самару, где и умер. Реабилитирован в 1967.

П. является одним из крупнейших отеч. историков. В центре науч. внимания П. стояли события 16-17 вв. Он создал свою концепцию рус. ист. процесса этого периода. Труды П. содержали постановку острых, новых для отеч. историографии кон. 19 - нач. 20 в. проблем, связанных с соц.-экон. тематикой, соц. отношениями и соц. борьбой. В 1888 П. защитил магистерскую дисс. "Др. рус. сказания и повести о Смутном времени 17 в. как ист. источник" (СПб., 1888). Гл. труд П. (его докторская дисс.) - "Очерки по истории смуты в Моск. гос-ве 16-17 вв. (Опыт изучения обществ. строя и сословных отношений в Смутное время)" (СПб., 1899). По его мнению, Смутное время было "ист. узлом, связывающим старую Русь с новой Россией". Этот взгляд является новым в рус. историографии, традиционно проводившей такой водораздел по петровскому времени. В развитии Смуты П. выделял три периода: династический, социальный, национальный. Трактуя Смуту как нарушение гос. порядка, П. много внимания уделил рассмотрению соц. брожения в разл. слоях рус. об-ва и массовых движений. Особенно его привлек период нижегородского ополчения 1612, в к-ром он отмечал созидат. деят-ность тяглой массы и среднего дворянства в противовес казачеству. П. искал корни Смуты внутри моск. жизни предшествующего времени. В связи с этим он дал свое понимание опричнины как гос. реформы, направленной на разгром эконом. и полит. мощи "княжат" и боярства в интересах дворянства и посада. П. исходил из существования в Моск. гос-ве двух осн. противоречий: полит. порядка, к-рый выражался в столкновении "мос. власти с родовитым боярством", и соц., заключавшегося в том, что пр-во вынуждено было в интересах страны закрепощать крестьян в пользу дворянства.

В тесной связи с этими проблемами П. также занимался историей Земских соборов, закрепощения крестьян, колонизации Рус. Севера, временем Петра I и др. Науч. концепция П. оказала значит. влияние на развитие рус. и сов. историографии. Его работы показали большое мастерство владения источниками (нек-рые из них он издал) в совокупности с талантом обобщения всего материала. Они написаны ясным, лаконичным языком со стремлением к точности и образности ист. характеристик. П. являлся одним из наиб. читаемых рус. историков, чему способствовали издание гимназич. учебника по рус. истории и выдержавших 10 изд. (последнее - 1917) "Лекций по рус. истории", содержавших систематич. изложение рус. ист. процесса с древнейших времен по - включая - нач. 20 в. За почти 30-летнее преподавание в Петерб. ун-те П. воспитал крупную науч. школу, получившую название "петербургской школы рус. историков", или "школы П.".

Полезные сервисы

платонов сергей фёдорович

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

платонов сергей федорович

платонов юрий павлович

Энциклопедический словарь

Плато́нов Юрий Павлович (р. 1929), архитектор, народный архитектор СССР (1991), действительный член РАХ (1997). Профессор Московского архитектурного института (с 1976). 1-й секретарь правления Союза архитекторов СССР (1987-1992). Один из авторов проектов крупных научных центров: Пущино Московской области (1961-83), СО ВАСХНИЛ в Новосибирске (1984; Государственная премия СССР, 1985); Палеонтологический музей (1969-87) и комплекс зданий гуманитарных институтов РАН (1968-88) - в Москве.

* * *

ПЛАТОНОВ Юрий Павлович - ПЛАТО́НОВ Юрий Павлович (р. 1929), российский архитектор, народный архитектор СССР (1991), профессор Московского архитектурного института (с 1976). 1-й секретарь правления Союза архитекторов СССР (с 1987). Один из авторов проектов крупных научных центров: Пущино Московской обл. (1961-83), Сибирское отделение ВАСХНИЛ в Новосибирске (1984; Государственная премия СССР, 1985); Палеонтологический музей (1969-87) и комплекс зданий гуманитарных институтов РАН (1968-88) - в Москве.

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

платонов, андрей платонович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

платонов, сергей фёдорович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

платонова

Сканворды для слова платонова

Полезные сервисы

платонова юлия фёдоровна

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

платонова юлия федоровна

платоновская академия

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

платоновский