Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

плис

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Толковый словарь Даля

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

Практический толковый словарь

Орфографический словарь

Формы слов для слова плис

Синонимы к слову плис

сущ., кол-во синонимов: 4

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

плис м 1a

Этимологический словарь

I

I "вид ткани", прилаг. пли́совый. Через голл. pluis - то же или нем. Plisch, Pluss (XVII в.; см. Клюге-Гётце 450 и сл.) из франц. реluсhе "плюш" от лат. *piluceus : pilus "волоса. Ср. также плюш.

II

II "деревянный совочек", тоб. (ЖСт., 1899, вып. 4, 504). Неясно. [См. плица, ниже. - Т.]

Словарь галлицизмов русского языка

ПЛИС а, м. peluche, гол. pluis, нем. Plisch, шв. plys <лат. pilus волос.

1. Хлопчатобумажная или шерстяная ткань в бархатной технике, с довольно длинным ( до 6 мм) ворсом. Как правило, П. был одноцветным, самых разнообразных оттенков - от глубокого черного до красно-коричневого, серовато-желтого или серебристо-синеватого. П. прижился во всех слоях общества. Дворянство и зажиточные люди использовали его как ткань для мягкой удобной обуви, домашней одежды или очень скромной мебельной обивки. Купечество и богатое крестьянство шили из п. нарядную одежду в традиционном вкусе - поддевки, штаны, картузы и т. д. Плисовая куртка. Плисовые панталоны. Вместе с тем пластические свойства ткани не препятствовали ее использованию и в дамском туалете. Кирсанова 1995 218. Одна очень любезная дама, - которая приехала вовсе не с тем, чтобы танцевать, по причине приключившегося, как она выразилась, небольшого инкомодите в виде горошинки на правой ноге, вследствие чего должна была надеть даже плисовые сапоги, - не вытерпела однако же и сделала несколько кругов в плисовых сапогах, для того именно, чтобы почтмейстерша не забрала слишком много себе в голову. Гоголь Мертвые души.

2. обл. Вид домотканой материи. Валд. Новг. // СНГ 27 138.

3. обл. Жесткий материал, из которого шили летние унты. Баргузин. Бурят. АССР, 1970. // СНГ 27 138.

4. обл. Плюш. Новозыбк. Брян., 1963. // СНГ 27 138.

5. обл. Бархатный воротник. Городищ., Пенз., 1931. // СНГ 27 138.

6. обл. Название белья, тканей. Ворон., Зайцева, 1964. // СНГ 27 138-139. Полуплис а, м. Такая же ткань, как и плис, но ворса у онаго меньше. САР 1822 4 1455. - Лекс. САР 1793: плис.

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова плис

Полезные сервисы

плисадник

Словарь галлицизмов русского языка

ПЛИСАДНИК а, м. palissade. обл. Палисадник. Козел., Калуж., 1927. // СНГ 27 139.

Полезные сервисы

плисе

Словарь иностранных слов

Полезные сервисы

плисецкая

плисецкая майя мих

Гуманитарный словарь

ПЛИСЕ́ЦКАЯ Майя Мих. (род. 1925) - балерина и балетмейстер. Окончила Моск. хореогр. уч-ще в 1943 (кл. Е. Гердт и М. Леонтьевой). В 1943-88 артистка Большого т-ра. Первая исполнительница партий: Сюимбике ("Шурале"), Фригия ("Спартак"), Хозяйка Медной горы ("Каменный цветок"), Царь-девица ("Конек-Горбунок"), Мехменэ Бану ("Легенда о любви"), Кармен ("Кармен-сюита"), Нина Заречная и Чайка ("Чайка"), Анна Сергеевна ("Дама с собачкой"), Лауренсия ("Лауренсия"), Анна Каренина ("Анна Каренина"). Среди др. ее ролей: Мирта ("Жизель"), Зарема ("Бахчисарайский фонтан"), Эгина ("Спартак"), Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"), Китри ("Дон Кихот), Раймонда ("Раймонда"), Аврора ("Спящая красавица"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Жар-птица ("Жар-птица"). Выступала в бельгийской труппе "Балет 20 в." в балетах "Айседора" и "Болеро". Выдающаяся балерина современности, П. соединила в своем иск-ве верность акад. традициям рус. классич. школы танца и тяготение к разл. хореогр. стилям балетмейстеров. Наделенная музыкальностью, артистизмом, выигрышными сценич. данными (большой шаг, высокий прыжок, стремительные вращения, редкая выразительность рук), она поражала стихийностью своего темпераментного танца, раскрепощенностью сценич. существования. Внутренне сильные и независимые героини П. обладали масштабностью чувств, неуемностью страстей, трагич. силой переживаний. В 1970-80-х гг. балерина постоянно обращалась к жен. образам рус. лит-ры, психологически тонко воплотив лирич. тему. Среди ее лучших сценич. созданий - миниатюры "Умирающий лебедь" и "Гибель розы". Постановки в Большом т-ре: "Анна Каренина" (совм. с Н. Рыженко и В. Смирновым-Головановым, 1972), "Чайка" (1980), "Дама с собачкой" (1985); комп. всех балетов Р. Щедрин. В 1988-90 худ. рук. балет. труппы исп. "Лирич. т-ра" в Мадриде. Выступала в балетах "Кармен-сюита" и "Мария Стюарт". С 1991 гастролирует за рубежом. Ее творчеству посвящен к/ф "Балерина", ТВ-фильм "Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая" и др.

М. М. Плисецкая в роли Одетты - Одиллии

<abbr>М.</abbr> <abbr>М.</abbr> <a href='/dict/плисецкая' class='wordLink' target='_blank'>Плисецкая</a> в <a href='/dict/роли' class='wordLink' target='_blank'>роли</a> <a href='/dict/одетты' class='wordLink' target='_blank'>Одетты</a> - <a href='/dict/одиллии' class='wordLink' target='_blank'>Одиллии</a>

Полезные сервисы

плисецкая майя михайловна

Энциклопедический словарь

Плисе́цкая Майя Михайловна (р. 1925), артистка балета, народная артистка СССР (1959), Герой Социалистического Труда (1985). В 1943-88 в Большом театре. Партии: Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П. И. Чайковского), Китри («Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса), Хозяйка Медной горы («Каменный цветок» С. С. Прокофьева), Мехменэ Бану («Легенда о любви» А. Д. Меликова), Кармен («Кармен-сюита» Ж. Бизе - Р. К. Щедрина) и др. В искусстве Плисецкой сочетаются традиции русской хореографической школы с новаторскими устремлениями современного балета. Поставила балеты, в которых исполнила главные партии: «Анна Каренина» (1972, совместно с другими балетмейстерами), «Чайка» (1980) и «Дама с собачкой» (1985) Щедрина, мужа Плисецкой. Специально для Плисецкой создавали балеты крупнейшие хореографы Р. Пети («Больная роза» на музыку Г. Малера) и М. Бежар («Айседора» на собственную музыку). В 1988-90 художественный руководитель балетной труппы «Театро лирико насиональ» (Мадрид). Плисецкая завоевала всемирное признание, её зарубежные гастроли были триумфальными. Снимается в кино. Воспоминания: «Я, Майя Плисецкая» (1994). Ленинская премия (1964).

* * *

ПЛИСЕЦКАЯ Майя Михайловна - ПЛИСЕ́ЦКАЯ Майя Михайловна (р. 20 ноября 1925, Москва), российская балерина, балетмейстер. Народная артистка СССР (1959). Герой Социалистического Труда (1985). Премия Анны Павловой (см. ПАВЛОВА Анна Павловна) (1962, Париж), Ленинская премия (1964). Награждена французскими орденами Командора (1984) и Почетного легиона (1986). Доктор Сорбонны (1985).

Небезоблачное начало

Родилась в семье крупного организатора советской промышленности и актрисы немого кино Рахиль Мессерер, сестра и брат которой, Суламифь и Асаф Мессереры, (см. МЕССЕРЕР Асаф Михайлович) были профессиональными танцовщиками. В 1930-40-е гг. они оба танцевали в качестве ведущих солистов Большого театра (см. БОЛЬШОЙ ТЕАТР в Москве), а затем стали великолепными педагогами. Наверное, от них унаследовала маленькая Майя страсть к танцу. Детство балерины частично прошло на Шпицбергене, куда ее отец был назначен генеральным консулом и начальником угольных рудников. В 1937 отец и мать были репрессированы (впоследствии отец расстрелян, мать отправлена в лагерь). Майю воспитывала тетка С. Мессерер, которая привела ее в Хореографическое училище. После его окончания в 1943 Плисецкая была принята в Большой театр и очень быстро стала его ведущей балериной.

Прима-балерина Большого театра

В 1945 стала первой исполнительницей партии феи Осени («Золушка» С. С. Прокофьева (см. ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич), 1945), затем в 1959 с огромным успехом исполнила партию Хозяйки Медной Горы в балете «Каменный цветок» того же автора (балетмейстер Ю. Н. Григорович (см. ГРИГОРОВИЧ Юрий Николаевич)). Среди лучших ее ролей: Мехменэ Бану («Легенда о любви» А. Д. Меликова (см. МЕЛИКОВ Ариф Джангирович), балетмейстсер Григорович, 1965), Кармен («Кармен-сюита» Ж. Бизе (см. БИЗЕ Жорж). К. Щедрина (см. ЩЕДРИН Родион Константинович), балетмейстер Альберто Алонсо, 1967), Раймонда («Раймонда» А. К. Глазунова (см. ГЛАЗУНОВ Александр Константинович)), Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П. И. Чайковского (см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич)), Зарема («Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева (см. АСАФЬЕВ Борис Владимирович)), Китри («Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса (см. МИНКУС Людвиг Федорович)), Аврора («Спящая красавица» Чайковского), Царь-Девица («Конек-Горбунок» Р. К. Щедрина (см. ЩЕДРИН Родион Константинович)), Джульетта («Ромео и Джульетта» Прокофьева).

Выступала в спектаклях зарубежных трупп: «Гибель Розы» (часть балета «Сад любви», Марсельский балет, 1973); «Болеро» (1975), «Айседора» (первая исполнительница, 1976), «Леда и Лебедь» («Балет ХХ века», Брюссель, 1979); «Федра» (Балетная труппа театра г. Нанси, 1984; театр «Одеон», Париж, 1985; Римская опера, 1985), «Эль Ренидеро» (театр «Колон», Буэнос-Айрес, 1990).

Плисецкая проявила себя и в качестве талантливого балетмейстера, она поставила балеты: «Анна Каренина» Щедрина (1972, совместно с Н. И. Рыженко и В. В. Смирновым-Головановым, Большой театр; Плисецкая - первая исполнительница главной партии), «Чайка» Щедрина (1980, Большой театр; Плисецкая - первая исполнительница главной партии), «Раймонда» А. К. Глазунова (1984, Оперный театр в Термах Каракаллы, Рим), «Дама с собачкой» Щедрина (1985, Большой театр; Плисецкая - первая исполнительница главной партии).

«Лед и пламень»

В 1983-84 являлась художественным руководителем балетной труппы Римской оперы, в 1988-90 - балетной труппы «Театро лирико насиональ» (Мадрид), где возобновила балет «Тщетная предосторожность» П. Гертеля и выступила в спектаклях «Кармен-сюита» и «Мария Стюарт» на музыку Э. де Диего. В 1992 в театре «Эспас Пьер Карден» состоялась премьера балета «Безумная из Шайо» Щедрина, где балерина исполнила главную партию.

Плисецкая - универсальная балерина, обладающая редчайшей индивидуальностью и незаурядным сценическим темпераментом. Ей подвластны любые партии: от утонченных лирических героинь (Одетта, Аврора, Лебедь) до острохарактерных, мятущихся героинь (Мехменэ Бану, Кармен, Зарема). Несмотря на свои исключительные данные - большой шаг, сильный и высокий прыжок, виртуозное вращение, необыкновенно гибкие, пластичные руки, красивую длинную шею - перед ней в первую очередь всегда вставала задача проникновения во внутренний образ героини, и это ей почти всегда удавалось. В ней удивительно сочетается яркость эмоциональных контрастов с чистотой линий и совершенством форм.

Плисецкая и кино

Плисецкая, являясь многогранной творческой личностью, пробовала себя и в других видах искусства. Она снялась как драматическая актриса в художественных фильмах «Чайковский» (1970) и «Анна Каренина» (1975), создав яркие запоминающиеся образы. Ее хореографические работы запечатлены на пленку в таких фильма-балетах, как «Лебединое озеро» (1957), «Сказка о Коньке-Горбунке» (1961), «Кармен-сюита» (1978), «Дама с собачкой» (1986), «Фантазия» (по мотивам «Вешних вод» И. С. Тургенева, 1976).

Творчеству Плисецкой посвящены документальные фильмы «Майя Плисецкая» (1964; новая редакция 1981), кинофильм «Балерина» (1969), телефильм-концерт «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая» (1987).

Бесстрашие истинного художника

По документальным фильмам, телевизионным передачам, репортажам, фотоальбомам Плисецкая неизменно предстает в ореоле постоянного успеха, с победной улыбкой на устах, с торжеством в сияющих глазах, утопающей в море цветов. Однако на ее долю выпало немало испытаний: в детстве - арест родителей, вынужденное сиротство; позднее - постоянный контроль за ее жизнью, долгий запрет на выезд за рубеж, непрекращающаяся борьба за право быть самой собой с «властями» (будь то бдительное око КГБ (см. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ), чиновники министерства культуры, руководство Большого театра).

Плисецкую всегда отличало бесстрашие - творческое и поведенческое. В самых сложных творческих и жизненных ситуациях Плисецкая отчаянно шла на риск, бросая вызов привычным представлениям об исполнительских и возрастных возможностях, об интерпретациях тех или иных классических партий, о самих темах, доступных балету. Мужественно идя «против течения», она сохранила собственную независимость. Будучи обладательницей самых престижных регалий, сотрудничая с выдающимися хореографами мира, балетными труппами Римской оперы и мадридского «Театро лирико насиональ», «Марсельским балетом» Ролана Пети и «Балетом XX века» Мориса Бежара, Плисецкая вынуждена была уйти в 1988 из родного Большого театра, которому балерина отдала почти полвека жизни. Она не всегда вписывалась в ситуацию «единомыслия», царившую в Большом театре.

Майя Михайловна обладает редчайшим даром: едва появившись на сцене и не сделав еще ни одного движения, она властно приковывает к себе внимание, завораживая зрителей уже самим своим присутствием, внутренней значительностью, магией личности. Неповторимость великой балерины проявилась и в ее вызвавшей колоссальный интерес книге мемуаров «Я, Майя Плисецкая...» (1994). Эту книгу она посвятила своему мужу, выдающемуся композитору Р. К. Щедрину (см. ЩЕДРИН Родион Константинович). Специально для Плисецкой он написал балеты «Конек-Горбунок», «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой», взяв за основу знаменитую оперу Бизе (см. БИЗЕ Жорж), превратил ее в «Кармен-сюиту». С 1994 в Санкт-Петербурге проводится международный конкурс балета под названием «Майя».

Большой энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

ПЛИСЕЦКАЯ Майя Михайловна (р. 1925), русская балерина. Для ее исполнительского стиля характерны техническая виртуозность, выразительность рук и ладоней, высокий прыжок и сильный актерский темперамент. Плисецкая родилась в театральной семье в Москве 20 ноября 1925. В возрасте 9 лет она поступила в Московское хореографическое училище, где училась у Е.П.Гердт, а позже у А.Я.Вагановой. Еще до выпуска из училища (1943) Плисецкая танцевала сольные партии в Большом театре, а потом была принята солисткой в труппу. Основные партии балерины этого периода - Маша (Щелкунчик, музыка Чайковского, хореография Б.И.Вайнонена, 1944), Мирта (Жизель, музыка А.Адана, 1944), Раймонда в одноименном балете (музыка А.К.Глазунова, 1945) и Одетта-Одилия в Лебедином озере (музыка Чайковского, 1947). Среди других крупных работ балерины - Зарема в балете Р.В.Захарова на музыку Б.В.Асафьева (Бахчисарайский фонтан, 1948), Китри (Дон Кихот, музыка Минкуса, 1950), Хозяйка медной горы в балете Л.М.Лавровского Сказ о каменном цветке (музыка Прокофьева, 1954) и в балете с той же музыкой, но под названием Каменный цветок в постановке Ю.Н.Григоровича (1965), главная роль в Лауренсии В.М.Чабукиани (музыка А.А.Крейна, 1955), Фригия (Спартак, в постановке Л.В.Якобсона, музыка А.И.Хачатуряна, 1962) и Эгина в том же балете в постановке Ю.Н.Григоровича (1968), Мехмене Банц в балете Ю.Н.Григоровича Легенда о любви (музыка А.Д.Меликова, 1965), а также менее характерные для амплуа Плисецкой Аврора (Спящая красавица, музыка Чайковского, 1952) и Джульетта (Ромео и Джульетта Л.М.Лавровского, музыка С.С.Прокофьева, 1961). К более позднему периоду относятся работа Плисецкой в Кармен-сюите (Альберто Алонсо на музыку Ж.Бизе в инструментовке Р.К.Щедрина, 1967), а также знаменитый сольный номер балерины Умирающий лебедь. Плисецкая поставила балеты Р.К.Щедрина (мужа балерины) Анна Каренина (совместно с Н.И.Рыженко и В.В.Смирновым-Головановым, 1972), Чайка (1980) и Дама с собачкой (1985), исполнив в них главные роли. С участием Плисецкой снят ряд фильмов. Плисецкая была награждена Ленинской премией (1964), а также званием народной артистки СССР.

ЛИТЕРАТУРА

Рославлева Н.П. М.Плисецкая. М., 1968 Плисецкая М.М. Я, Майя Плисецкая. М., 1998

Полезные сервисы

плисецкая, майя михайловна

Иллюстрированный энциклопедический словарь

<a href='/dict/майя' class='wordLink' target='_blank'>Майя</a> <a href='/dict/михайловна' class='wordLink' target='_blank'>Михайловна</a> <a href='/dict/плисецкая' class='wordLink' target='_blank'>Плисецкая</a>.

Майя Михайловна Плисецкая.

ПЛИСЕЦКАЯ Майя Михайловна (родилась в 1925), артистка балета, балетмейстер. В 1943 - 88 в Большом театре. Партии: Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро" П.И. Чайковского, 1947), Китри ("Дон Кихот" Л.Ф. Минкуса, 1951), Кармен ("Кармен-сюита" Ж. Бизе - Р.К. Щедрина, 1967), главная партия в "Болеро" на музыку М. Равеля (1975). Танец отличается гармонией, экспрессивностью и мятежной окраской. Традиции русской хореографической школы сочетаются в творчестве Плисецкой с новаторскими устремлениями современного балетного искусства. Постановки: "Анна Каренина" (1972, совместно с Н.И. Рыженко и В.В. Смирновым-Головановым), "Чайка" (1980) Щедрина (мужа Плисецкой); в главных партиях - Плисецкая. В 1988 - 90 художественный руководитель исполнительской балетной труппы "Театро лирико националь" (Мадрид), где выступала как солистка. Снималась в фильмах: "Война и мир" (1966), телефильме "Фантазия" (1976).

<a href='/dict/майя' class='wordLink' target='_blank'>Майя</a> <a href='/dict/плисецкая' class='wordLink' target='_blank'>Плисецкая</a> - <a href='/dict/анна' class='wordLink' target='_blank'>Анна</a> <a href='/dict/каренина' class='wordLink' target='_blank'>Каренина</a> в <a href='/dict/одноименном' class='wordLink' target='_blank'>одноименном</a> <a href='/dict/балете' class='wordLink' target='_blank'>балете</a>.

Майя Плисецкая - Анна Каренина в одноименном балете.

<a href='/dict/майя' class='wordLink' target='_blank'>Майя</a> <a href='/dict/плисецкая' class='wordLink' target='_blank'>Плисецкая</a> - <a href='/dict/айседора' class='wordLink' target='_blank'>Айседора</a> в <a href='/dict/одноименном' class='wordLink' target='_blank'>одноименном</a> <a href='/dict/балете' class='wordLink' target='_blank'>балете</a>.

Майя Плисецкая - Айседора в одноименном балете.

Полезные сервисы

плисецкий

Грамматический словарь

Словарь русских фамилий

Полезные сервисы

плисина

плиска

Толковый словарь

Толковый словарь Даля

Энциклопедический словарь

Пли́ска - город, столица Первого болгарского царства (конец VII-IX вв.). Руины около г. Шумен (Болгария). Остатки укреплений, дворцов, церквей, жилых и хозяйственных построек.

* * *

ПЛИСКА - ПЛИ́СКА, город, столица Первого болгарского царства (см. ПЕРВОЕ БОЛГАРСКОЕ ЦАРСТВО) (кон. 7 - 9 вв.). Руины около г. Шумен (Болгария). Был основан в 681. До своей гибели Плиска была крупнейшим политическим и экономическим центром Первого Болгарского царства. Город представлял собой настоящую крепость: в нем был расположен большой дворец с тронным залом, малый дворец - резиденция владетеля, замок, языческие и христианские культовые постройки. После крещения в 865 было построено много церквей, из которых самая известная - Большая Базилика; это было самое большое здание древней Болгарии и одно из самых крупных зданий Европы того времени. В 881 город был полностью разрушен Византией.

Ныне Плиска - историко-архитектурный заповедник. Сейчас останки города можно увидеть благодаря археологическим раскопкам. Сохранились остатки укреплений, дворцов, церквей, жилых и хозяйственных построек.

Большой энциклопедический словарь

Синонимы к слову плиска

сущ., кол-во синонимов: 3

Этимологический словарь

пли́ска

I - птица 1) "Iynх torquilla"; 2) "трясогузка, Моtасillа аlbа", также диал. пли́стовка, пли́стовица, пли́сица, пли́шка, плизга́вица, укр. пли́ска, пли́стка, бли́ска, блр. плíсiца, сербохорв. пли̏ска, словен. plíska, plȋskavica, чеш., слвц. pliska, польск. pliszka, pliskwa, plistwa, др.-польск. pliska, plizga (Брюкнер 418), в.-луж. pliška.

Возм., связано со ст.-слав. плишть "шум", чеш. рlíšt᾽, н.-луж. plišć "плач". Сравнивают с плеска́ть (см.) (Младенов 430; Преобр. II, 75). Едва ли правильно сближает с блиста́ть Ранке (РВВ 62, 314). Укр. форма на б-, скорее всего, сближена с укр. бли́скати "блестеть" в результате народн. этимологии.

Словарь галлицизмов русского языка

ПЛИСКА и, ж. peluche, гол. pluis, нем. Plisch, шв. plys <лат. pilus волос. пли/ска. обл. Плюшевое ватное пальто с отделкой (из лент, кружев) внизу. // СНГ 27 139.

Сканворды для слова плиска

Полезные сервисы

плиски

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

плискин

плисовик

плисовники

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

плисовый

Толковый словарь

прил.

Сшитый из плиса [плис 1.].

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Академический словарь

Словарь слов из произведений русской литературы

Орфографический словарь

Словарь ударений

Формы слов для слова плисовый

Синонимы к слову плисовый

прил., кол-во синонимов: 3

Морфемно-орфографический словарь

пли́с/ов/ый.

Грамматический словарь

Этимология

Этимологический словарь

Искон. Суф. производное от плис «хлопчатобумажный бархат», заимств., вероятно, из шведск. яз., где plys < франц. peluche «плюш» (буквально - «ворсистая ткань»), образованного от той же основы, что и лат. pilus «волос». См. плюш.

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

плисс виктор александрович

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

плиссе

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

плиссе́, неизм. и нескл., ср.

Словарь ударений

плиссе́ [сэ], неизм.; нескл., с.

Трудности произношения и ударения

Формы слов для слова плиссе

Синонимы к слову плиссе

Морфемно-орфографический словарь

плисс/е́, неизм. и нескл., с.

Грамматический словарь

плиссе́ п 0; с 0

Словарь галлицизмов русского языка

ПЛИССЕ нескл., ср.

1. Мелкие параллельные складки на ткани, заглаженные машинным способом или утюгом. БАС-1. Ну, так вот, мой милый друг, парижанин, рекомендую тебе твой предмет.. Это волнующееся море шолка и кружев, прорезов, вырезок, плиссе, рюше, панье, эта прическа в виде каски, этот туник, словно шар земной, этот пудрер, словно кочан капусты, это - парижанка. ОЗ 1878 9 2 58.

верно она имеет средства", думала она, глядя на черное кашемировое, с затейливыми плиссе, платье Гули. П. Летнев Соврем. недуг. // Набл. 1882 3 43. .Костюм <для молодых девушек> сделан из вуали .. Первая юбка заканчивается узким воланом "фру-фру" шириною в 5 сант. вторая юбка сложена широким плиссе и покрыта пышно задрапированным тюником .. Заднее полотнище тюника, опущенное во всю длину красивыми, легкими складками, образует небольшой пуфф. Корсаж с прямыми басками, из вуали, кроится по обыкновенному патрону. Шелковые чулки цвета "ecrue", ботинки из бронзовой козловой кожи; длинные шелковые перчатки, цвета "suède"Новь 1886 12 623. Плиссе- гармоника. Уш. 1934 1 542. [Няня Федотовна:] Я им <в прачечной> стучу, грохочу, в стекло показываю, что барыне.. спешно комбинезон нужен .. отвечают: "ферме". Ферме? Кричу я. Какое такое ферме, когда нужно плиссе. Открывайте кордон, говорю, барыня Нину Яковлевну задерживать не может. Ренников Сказка жизни. // Р. 10. | перен. Личико у нее было буквально в плиссе. А. Любимов Дом . // ВЕ 1909 12 498. На мне корсаж из узорчатого светлого шелка; воротник из тонкого линобатиста. Юбка в три волана, клеш. Спереди корсажа складки-плиссе. Шарф из тафты или фай-де-шинь. На шее сверкает кулуар. Аверченко Маня мечтает. Плиссе-гармоника. Уш. 1934 1 542.

2. В знач. нескл. прил. С такими складками. Воротник плиссе. БАС-1. Еще одно пальто .. с кокеткой украшенной галуном, вышитом по белому атласу и рукавами с воланом плиссе. Крачковский День г-жи Серебряковой. // К. 1908 6. Эй, люди, горничная! Принесите сейчас же туалет легкого шелка , заложенного в складки-плиссе. Аверченко Маня мечтает. - Н-ну-с! Мать вставала, резким движением раскидывая юбку-плиссе. - Вставай, страна огромная. Ю. Буйда У кошки. // НМ 2000 5 10. - Лекс. Даль-3: плиссе/.

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова плиссе

Полезные сервисы

плиссировавший

Синонимы к слову плиссировавший

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

плиссировавшийся

Синонимы к слову плиссировавшийся

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

плиссировальный

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

плиссированный

Толковый словарь

прил.

то же, что плиссе II

Толковый словарь Ушакова

Энциклопедический словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

Словарь ударений

плиссиро́ванный, -ан, -ана, -ано, -аны

Формы слов для слова плиссированный

Синонимы к слову плиссированный

прил., кол-во синонимов: 5

Морфемно-орфографический словарь

плисс/ир/о́ва/нн/ый.

Грамматический словарь

Полезные сервисы

плиссировать

Толковый словарь

несов. и сов.; перех.

Делать плиссе I.

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Энциклопедический словарь

Академический словарь

-ру́ю, -ру́ешь; прич. страд. прош. плиссиро́ванный, -ван, , ; несов., перех. Делать плиссе (в 1 знач.).

Плиссировать юбку.

[От франц. plisser]

Орфографический словарь

Синонимы к слову плиссировать

плоить (устар.)

Большой словарь иностранных слов

Полезные сервисы