Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

умственная отсталость

Энциклопедия Кольера

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ - недоразвитие интеллекта или - в более широком смысле - нижняя часть спектра распределения интеллекта в популяции. Умственная отсталость не является отдельным заболеванием или особым состоянием, скорее это общее название многих отклонений, различных по своей природе и степени выраженности. На практике, например при госпитализации в психиатрическую больницу или решении юридических проблем умственно отсталым принято считать человека, который в силу врожденного или проявившегося в раннем возрасте снижения интеллекта не способен к независимому существованию и нуждается в посторонней помощи. Умственную отсталость следует отличать от нарушений интеллекта, возникающих в пожилом возрасте, а также в результате психических или неврологических заболеваний. В таких случаях интеллект снижается от предшествующего более высокого уровня, тогда как при умственной отсталости он никогда нормального уровня не достигает. Два указанных типа интеллектуальных нарушений различаются также по характеру дефекта и по наличию или отсутствию сопутствующих эмоциональных расстройств. Труднее всего дифференцировать их в детском возрасте. Умственная отсталость иногда ошибочно приписывается детям с психотическими расстройствами. Для диагностики умственной отсталости часто применяют стандартизированные тесты, позволяющие вычислить т.н. коэффициент интеллектуального развития (IQ). Показателем умственной отсталости считается IQ ниже 70. Однако этот психометрический критерий должен быть обязательно дополнен данными о социальной зрелости детей, т.е. об их бытовых навыках, способности к самостоятельным действиям, а также сведениями о психическом развитии, наличии физических заболеваний, способности к обучению. У умственно отсталых детей обычно нарушается и речевое развитие, что еще больше затрудняет как обучение, так и оценку их интеллекта. Данные о распространенности умственной отсталости весьма различны, однако наиболее тщательные исследования показывают, что частота этого состояния среди населения достигает 2%. Противоречивость данных обусловлена различиями в критериях (психометрических, социальных и т.п.), в выборе границы нормального развития и умственной отсталости, а также спецификой исследуемых регионов и другими факторами. Некоторые тяжелые формы умственной отсталости сопряжены со сниженной продолжительностью жизни, поэтому при обследовании детей обычно выявляется более высокая распространенность умственной отсталости, чем при обследовании взрослых.

Степени умственного отсталости. В обычной популяции представлены лица с различным уровнем интеллекта, от низкого до высокого, и четкой естественной границы между нормальным и низким интеллектом не существует. Пограничные случаи, когда IQ колеблется от 65 до 85, в зависимости от тех или иных обстоятельств могут быть отнесены как к норме, так и к умственной отсталости. Традиционное деление отсталости на степени, имеющее важное практическое значение, также является условным. В соответствии с наиболее распространенной классификацией различают три уровня или степени отсталости: легкую (IQ 50-69), умеренную (IQ 20-49), тяжелую (IQ ниже 20). Это деление приблизительно и зависит от тех тестов, которые используются для оценки интеллекта. Американская ассоциация по изучению умственной недостаточности предложила другую классификацию с пятью уровнями отсталости, от пограничной до глубокой. Хотя степень умственной отсталости условно определяют величиной IQ, в каждом конкретном случае необходимо учитывать и другие характеристики, в частности социальную компетентность. Так, согласно английскому законодательству, тяжело отсталыми считаются лица, неспособные заботиться о безопасности своего тела, умеренно отсталыми - неспособные поддерживать свое существование, а в легкой степени отсталыми - неспособные планировать и устраивать свою жизнь и нуждающиеся в опеке. Начиная с 1950-х годов, все больше внимания уделяется обучению умственно отсталых детей. В связи с этим возникла необходимость дифференцировать таких детей на обучаемых и тех, кто способен лишь к приобретению некоторых навыков. Первые могут усваивать простую учебную программу в специальных классах, тогда как у вторых можно лишь развить с помощью специальных занятий (тренинга) бытовые, двигательные и, в весьма ограниченном объеме, речевые навыки. Считается, что детям как первой, так и второй группы полезно, живя дома, посещать занятия в школе. Границы IQ обеих групп заметно перекрывают друг друга, однако у тех, кто способен учиться, IQ в среднем 50, тогда как у способных лишь к приобретению навыков - около 30. В более тяжелых случаях, когда больные не поддаются научению в ходе групповых занятий, необходимы лишь уход и надзор.

Клинические формы. В зависимости от сопровождающих синдромов, умственную отсталость можно классифицировать на отдельные клинические формы. Эти формы разнообразны, но лишь немногие из них встречаются настолько часто, что представляют общий интерес. Одна из наиболее распространенных форм - синдром Дауна, выявляемый более чем у 10% умственно отсталых, госпитализированных в психиатрических учреждениях. Больные с этим синдромом обычно физически недоразвиты, низкорослы, у них маленькая округлая голова, характерные аномалии лица и рук, узкие раскосые глаза, придающие больным внешнее сходство с лицами монголоидной расы. Отсюда первоначальное название заболевания - монголизм. Это название ошибочно, так как синдром Дауна встречается у представителей всех рас. Примерно с той же частотой выявляется умственная отсталость, связанная с детским церебральным параличом

(см. также

ДАУНА СИНДРОМ;

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ). Другие формы умственной отсталости сравнительно редки: они встречаются не более чем у 1% лиц, госпитализированных в психиатрические стационары. Для микроцефалии характерен маленький клиновидный череп со скошенным лбом. При гидроцефалии происходит накопление спинномозговой жидкости в желудочках мозга вследствие нарушения ее всасывания или блокады путей оттока; в результате мозг растягивается, его извилины сглаживаются, а размеры черепа увеличиваются. При недостаточности гормонов щитовидной железы развивается кретинизм, который легко диагностировать по таким признакам, как уплощенное, широкое лицо, грубая толстая кожа, короткие кривые ноги, низкорослость. При т.н. врожденных эктодермозах (факоматозах) умственная отсталость сочетается с опухолями нервной системы и кожными изменениями. Фенилкетонурия приводит к умственной отсталости, обусловленной наследственным нарушением обмена веществ

(см. также ФЕНИЛКЕТОНУРИЯ).

Другим примером наследственного метаболического заболевания может служить болезнь Тея - Сакса, характеризующаяся прогрессирующей слепотой, худобой конечностей и задержкой умственного развития. Однако самую значительную часть умственно отсталых составляют те, у которых не выявляется признаков какой-либо специфической клинической формы и которые внешне неотличимы от здоровых людей. Эту форму называют простой, или субклинической. Снижение интеллекта у таких лиц обычно бывает легким или пограничным между умеренной и легкой умственной отсталостью. В то же время у больных со специфическими клиническими формами чаще выявляется тяжелое или умеренное снижение интеллекта.

Причины. К причинам умственной отсталости относятся в основном те повреждающие факторы, которые действуют внутриутробно (пренатальные факторы), во время родов (перинатальные) и сразу после родов (ранние постнатальные). К числу пренатальных факторов относятся недостаточное питание, эндокринные нарушения, интоксикации, радиоактивное облучение, а также инфекции, которыми мать переболела во время беременности (например, краснуха). Перинатальные факторы включают кровоизлияния в мозг, аноксию (кислородное голодание), механическое повреждение головного мозга во время родов. Самые распространенные постнатальные причины - тяжелые инфекционные заболевания новорожденных, преимущественно менингиты и энцефалиты, сопровождающиеся воспалением головного мозга. Следует заметить, что далеко не у всех больных, которые подвергались действию этих факторов, развивается умственная отсталость. Кроме того, ее развитие в большей степени зависит от времени, когда действовал фактор, нежели от его природы. Другими словами, любой из ряда совершенно разных факторов, действуя в определенный период индивидуального развития, может приводить к развитию одной и той же формы умственной отсталости, а тот же самый фактор, действуя в разные периоды, может вызывать различные ее формы. Не исключено, что к числу причин умственной отсталости относится также резус-конфликт матери и плода. Поскольку во время беременности некоторое количество плазмы крови матери проникает в организм плода, при несовместимости по резус-фактору или другим факторам крови может происходить массивное разрушение его кровяных клеток (эритроцитов) с тяжелыми последствиями для развивающегося организма. Полагают, что даже в отсутствие явных признаков патологии повреждение кровяных клеток может быть достаточно выраженным, чтобы нарушить развитие мозга и вызвать впоследствии умственную отсталость. Рядом исследований установлено, что среди лиц с простой ее формой чаще встречаются резус-положительные дети, рожденные от резус-отрицательных матерей, чем среди здоровых или больных со специфическими формами умственной отсталости. В то же время другими исследованиями эти данные подтверждены не были, поэтому окончательное заключение выносить пока нельзя. Наследственность в настоящее время считается не столь частой причиной отсталости, как предполагалось раньше. К числу наследственных относятся такие редкие ее формы, как, например, фенилкетонурия и болезнь Тея - Сакса. Они связаны с метаболическими расстройствами, в основе которых лежит один рецессивный ген. Полагают, что и некоторые случаи микроцефалии обусловлены генетическим дефектом. Синдром Дауна, хотя и вызывается хромосомной аномалией, не является наследственным заболеванием; причина его - ошибка (нерасхождение одной из пар хромосом), возникающая в процессе формирования половых клеток у матери и приводящая к тому, что ребенок получает дополнительный хромосомный материал, обычно в виде третьей 21-й хромосомынорме их должно быть только две). По-прежнему идут споры о роли наследственности и органической патологии в развитии простой формы умственной отсталости. Некоторые исследователи предлагают разделить эту форму на экзогенную и эндогенную - в зависимости от того, выявляется или нет органическое повреждение мозга. Существование этих двух вариантов подтверждается данными историй болезни и психологическими исследованиями. Экзогенный вариант более четко связан с внешними факторами, тогда как при эндогенном решающую роль, по-видимому, играют неизвестные пока наследственные факторы. В пользу последнего предположения свидетельствуют, в частности, результаты патологоанатомических исследований, часто выявляющих признаки общего недоразвития нервной системы. С другой стороны, имеются данные о возможной роли семейных условий, по крайней мере в некоторых случаях. В отличие от больных со специфическими формами умственной отсталости, лица с простой формой чаще воспитываются в плохих социально-экономических условиях или неблагополучных семьях. Поэтому сейчас все большее внимание уделяется методам воспитания и другим семейным факторам, которые могут способствовать развитию умственной отсталости у детей без органической патологии.

Лечение. Медикаментозные средства. Возможности медикаментозной терапии в предупреждении или лечении умственной отсталости весьма ограниченны. Хорошо изучена эффективность гормонов щитовидной железы при кретинизме: назначение их в раннем возрасте обычно предупреждает развитие как физических аномалий, так и интеллектуальных нарушений. По некоторым данным, гормоны щитовидной железы оказывают благоприятный эффект и при синдроме Дауна. В настоящее время исследуются и другие варианты гормональной терапии, однако все они находятся в стадии разработки. При фенилкетонурии определенное улучшение может быть достигнуто длительным соблюдением диеты, основанной на исключении фенилаланина. Проводимые биохимические исследования открывают все большие возможности для предупреждения последствий подобных метаболических расстройств, например путем своевременного назначения веществ, не синтезирующихся в организме из-за генетического дефекта. Проведены испытания препарата глутаминовой кислоты, предложенного для лечения детей с умственной отсталостью. Полагают, что эта кислота - одна из незаменимых аминокислот, входящих в состав белков, - может улучшать интеллектуальные функции, влияя на метаболизм мозга. Некоторые экспериментаторы отмечают значительное увеличение среднего IQ умственно отсталых детей, длительно принимавших глутаминовую кислоту. Однако другие исследователи не подтверждают эти результаты. Но даже при положительном результате не ясно, связан ли он со специфическим биохимическим действием глутаминовой кислоты на мозг или с неспецифическим эффектом общего оздоровления организма и повышением активности детей. Значительный долгосрочный эффект удается получить, предупреждая развитие дефицита питательных веществ во внутриутробном периоде. В одном из исследований матерям, страдавшим в силу социально-экономических причин хронической недостаточностью питания, назначались во время беременности и кормления тиамин и другие витамины. Это улучшало интеллектуальное развитие их детей: в возрасте трех и четырех лет они имели существенно более высокий IQ по данным теста Станфорд-Бине, чем дети матерей, не получавших витамины. Тренинг (научение) - важная часть программ лечения умственно отсталых, и его значение постоянно возрастает. Научение может проводиться в психиатрических учреждениях, специализированных школах, в домашних условиях - под контролем специально подготовленных учителей. При тяжелой умственной отсталости ребенку прививают умение обслуживать себя, координировать движения, распознавать внешние стимулы, а также прочие простые навыки, необходимые в повседневной жизни. Ввиду частых речевых расстройств большое внимание в таких программах уделяется речевому обучению. В менее тяжелых случаях детям преподают элементарные знания и обучают трудовым навыкам. Некоторые специализированные школы имеют дошкольные отделения для подготовки умственно отсталых детей к поступлению в обычную или специализированную школу. Длительное наблюдение за умственно отсталыми лицами, получившими образование в специализированных школах или прошедшими реабилитацию в психиатрических учреждениях, выявляет неплохие результаты: большинство этих лиц в профессиональном и социальном плане адаптированы к жизни; многие приобретают бытовую самостоятельность и находят стабильную работу; повторные тестирования показывают значительный рост IQ по сравнению с первоначальным значением. Кроме того, по данным обследования, у детей таких лиц разброс результатов IQ оказался примерно таким же, как и среди остального населения, а средняя величина лишь ненамного ниже 100.

Психотерапия. Все большее внимание привлекают возможности психотерапии умственно отсталых лиц. Хотя эта отсталость сама по себе не связана с неврозами или психозами, страдающие ею подвержены психологическим расстройствам в неменьшей степени, чем здоровые. Более того, у некоторых больных разочарование, связанное со их ограниченными возможностями, порождает тревогу и агрессивное поведение. Попытки использования некоторых форм психотерапии в стационарах для умственно отсталых дали обнадеживающие результаты. С учетом плохого речевого развития большинства умственно отсталых лиц могут быть полезны невербальные методы общения, включая рисование пальцами (смывающимися красками) и моделирование. Трудовая терапия - обязательная часть образовательных программ. Групповая психотерапия с ролевыми играми и совместным обсуждением проблем также находит некоторое применение в стационарных условиях.

См. также ИНТЕЛЛЕКТ.

Полезные сервисы

гепатит вирусный

Энциклопедический словарь

Гепати́т ви́русный - острое вирусное заболевание человека с поражением печени (желтуха). Включает несколько самостоятельных форм. При инфекционном (эпидемическом) гепатите (гепатит А, болезнь Боткина) заражение от больного или вирусоносителя преимущественно через ротводой, пищей и т. д.); профилактика - санитарные меры (те же, что при дизентерии), иммунизация гамма-глобулином. При сывороточном гепатите (гепатит В) заражение через медицинские инструменты или при переливании крови больного (вирусоносителя); профилактика - стерилизация инструментов, медицинский контроль за донорами.

* * *

ГЕПАТИТ ВИРУСНЫЙ - ГЕПАТИ́Т ВИ́РУСНЫЙ, воспалительное заболевание печени, в основе которого лежит гибель ее клеток под воздействием различных вирусов. Наиболее часто причиной вирусного гепатита служат специфические гепатотропные вирусы. Реже гепатит связан с действием других вирусов (например, цитомегаловируса, вируса инфекционного мононуклеоза и желтой лихорадки). Однако при этом гепатит часто является лишь одним из проявлений какого-то иного заболевания. В качестве самостоятельной болезни он развивается лишь при воздействии специфических вирусов, избирательно поражающих печень.

Эволюция проблемы, или как родилась «гепатитная азбука»?

За несколько последних десятилетий в области изучения вирусных гепатитов пройден огромный путь от диагноза «желтуха», которая на самом деле является лишь одним, наиболее ярким, но не обязательным, симптомом любого гепатита, до обнаружения вирусов, специфически поражающих печень.

В 1915-1922 разразилась пандемия (см. ПАНДЕМИЯ) инфекционного гепатита, которая, несомненно, явилась следствием Первой мировой войны. Вторая мировая война сопровождалась новой пандемией гепатита во всех воюющих странах и особенно в их армиях.

Замечательный русский врач С. П. Боткин (см. БОТКИН Сергей Петрович) в 1888 первым высказал гениальное предположение о том, что катаральная желтуха имеет инфекционную природу. Поэтому болезнь, которая впоследствии получила название «гепатит А», до идентификации вируса (С. Фейстон и соавт., 1973) называлась болезнью Боткина. Следует напомнить, что в то время, когда складывались эти взгляды Боткина, вирусы еще не были открыты. Еще в прошлом столетии были описаны массовые заболевания желтухой после прививок оспы. Одна такая эпидемия возникла среди фабричных рабочих, другая - в психиатрической лечебнице. В обоих случаях болели только привитые оспенной вакциной. Следующая группа наблюдений относится к привитым вакциной желтой лихорадки. Некоторые вспышки были обширными. Так, в американской армии были привиты 2,5 млн солдат, более 51 тыс из которых заболели желтухой. Болезнь стали наблюдать у людей после переливания крови, плазмы и сыворотки.

Несмотря на сходство послепрививочной желтухи с болезнью Боткина, между ними наблюдаются существенные АאېؑǐؑϺ инкубационный период - 4-6 мес. и 3-4 нед., соответственно; при болезни Боткина пациенты заразны для окружающих, в то время как в окружении больных гепатитом после прививок заражения не наблюдается. Кроме того, оказалось, что нет перекрестного иммунитета между этими болезнями, тогда как каждая из них вызывает развитие стойкого иммунитета на всю жизнь.

Проанализировав обстоятельства, сопутствовавшие возникновению поствакцинального гепатита, выделили две особенности, которые были общими для всех случаев и вспышек: 1) введение в организм веществ, содержащих сыворотку крови человека (вакцины, препараты крови); 2) манипуляции со шприцами и иглами.

В 1963 Б. Бламберг (см. БЛАМБЕРГ Барух) обнаружил в крови аборигенов Австралии некий антиген, названный «австралийским антигеном». Позже была установлена связь антигена с гепатитом, который возникал после переливания крови. Оказалось, что обнаруженный антиген являлся поверхностным антигеном вируса гепатита В (Hepatitis B surface antigen - HBsAg). За это открытие Б. Бламбергу в 1976 была присуждена Нобелевская премия.

Вирусы гепатита обозначают буквами латинского алфавита, и надо заметить, что эта «гепатитная азбука» очень быстро растет. На сегодняшний день, помимо гепатитов А и В, известны гепатиты С, D, E, F, G и TTV. Причем самый «юный» вирус был открыт японскими исследователями только в конце 1997 и назван в соответствии с инциалами первого больного с посттрансфузионным (возникшим после переливания препаратов крови) гепатитом, от которого он был получен.

Не вызывает сомнения, что в ближайшее время станут известны новые гепатотропные вирусы, потому что у части больных с гепатитами не обнаруживается ни один из известных возбудителей. У пациентов с фульминантным (злокачественно текущим) гепатитом его причину не удается выявить в 24% случаев у взрослых и в 47% - у детей.

О строении вирусов и диагностике гепатитов

Принципиально вирусы гепатитов состоят из оболочки, содержащей различные вирусные антигены, и ядра, в котором находится рибонуклеиновая (см. РИБОНУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ) или дезоксирибонуклеиновая (см. ДЕЗОКСИРИБОНУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ) кислоты (РНК и ДНК, соответственно), представляющие собой последовательность генов вируса. Эти гены кодируют белки, необходимые для обеспечения существования и размножения вирусов в организме человека. Генетический материал вируса гепатита В - двунитчатая ДНК, содержащая 3 гена; его наружную оболочку составляет поверхностный антиген (HBsAg).

На сегодняшний день известно 6 различных типов вируса гепатита С (типы выделяются на основании структурных отличий). Иммунитет вырабатывается только против конкретного типа вируса, вызвавшего заболевание, так что даже если человек переносит острый гепатит С и выздоравливает от него, то против нового типа вируса иммунитет не срабатывает.

При инфицировании каким-либо вирусом в крови больного отмечается повышение так называемых печеночных ферментов. При помощи определенных лабораторных методов удается выявить специфические антигены и антитела (например, HBsAg при гепатите В). Именно эта информация используется для постановки точного диагноза, потому что только по клиническим проявлениям судить о природе гепатита невозможно - симптомы различных гепатитов могут быть слишком сходны между собой.

Распространение гепатитов

Существуют два основных пути передачи вирусов гепатитов - фекально-оральный, или через рот (гепатиты А и Е), и парентеральный, или минуя желудочно-кишечный тракт, т. е. с кровью (гепатиты B, D, C, F, G, TTV).

При фекально-оральном пути передачи заражение возможно через грязные руки, немытые или недостаточно обработанные продукты, инфицированную воду. Поэтому любое нарушение гигиенических требований повышает риск инфицирования вирусами гепатитов А и Е. Не случайно на протяжении веков прослеживается четкая взаимосвязь вспышек и эпидемий гепатита с войнами и различными социальными катаклизмами. Однако и в относительно спокойные периоды заболеваемость гепатитами поддерживается на определенном уровне в зависимости от географического региона, периодически «взрываясь» эпидемиями.

Вероятно, самая крупная за последние десятилетия эпидемия гепатита А развернулась в 1988 в Шанхае. Она была вызвана употреблением в пищу зараженных моллюсков, выловленных в расположенном поблизости прибрежном районе, где река, в которую стекали сточные воды из высокоэндемичной зоны, впадала в море. Во время эпидемии 1988 заболело более 300 тыс человек, 47 из которых умерли. Возможность развития таких масштабных эпидемий связана с тем, что больные гепатитом А наиболее заразны еще за неделю до появления первых симптомов заболевания, с развитием желтухи выделение вируса со стулом практически прекращается. А контакт с окружающими прерывается чаще всего как раз тогда, когда пациенты желтые и безопасные, потому что появление желтухи служит поводом для госпитализации.

Говоря о распространении вирусных гепатитов с парентеральным путем передачи, важно подчеркнуть, что это очень широкое понятие. Оно подразумевает возможность заражения не только при переливаниях крови, но и при лечении зубов, посещении парикмахерской (поэтому ныне в парикмахерских бритье запрещено), косметического и педикюрного кабинета, при сексуальных контактах и даже в быту (при пользовании общим полотенцем, зубной щеткой, расческой, бритвенным прибором). Не исключена передача этой инфекции и при укусах кровососущих насекомых - клопов и москитов. Распространению вируса гепатита В способствует его высокая вирулентность - известно, что он примерно в 100 раз более вирулентен, чем вирус СПИДа. Чтобы вызвать острый гепатит В, достаточно минимальных следов (0,0001 мл) инфицированной крови.

Вопрос распространения инфекции становится особенно актуальным, если иметь в виду, что большинство инфицированных лиц, представляющих собой постоянный резервуар вируса, даже не подозревают о том, что они больны и поэтому не соблюдают никаких мер предосторожности. Важно, что инфицированные беременные женщины часто передают вирус гепатита В своему ребенку. Это может происходить внутриутробно, в родах или уже после рождения. Ситуация с гепатитом С в этом отношении несколько благоприятнее. В крови инфицированных лиц обычно обнаруживаются небольшие концентрации этого вируса, поэтому он редко передается в быту, при половых контактах и в родах.

Распространение типов гепатита

Гепатит А распространен повсеместно, но неравномерно. Можно отметить концентрацию гепатита А в субтропических районах (Южное Средиземноморье, Юго-Восточная Азия) и медленное его снижение в странах умеренного климата. В целом по СНГ за последние годы заболеваемость гепатитом А стабильно сохраняется на уровне 100-250 на 100 000 населения; наиболее высока она в странах Средней Азии. Болеют преимущественно дети - в эндемичных областях к пятилетнему возрасту специфические антитела обнаруживаются более, чем у 90% населения. После перенесенного гепатита А, в отличие от гепатита Е, развивается стойкий иммунитет.

Распространенность гепатита Е более ограничена - он встречается в странах тропического и субтропического поясов и в Центральной Азии; в остальных районах мира имеют место редкие, преимущественно завозные, спорадические случаи гепатита Е.

На сегодняшний день в мире насчитывается примерно 350 млн (!) носителей вируса гепатита В (ВГВ).

В России заболеваемость острым гепатитом В за последние 20 лет возросла более, чем в три раза, достигнув в 1997 г. 36,3 на 100 тыс населенияМоскве - 61,2 на 100 тыс населения). Для сравнения: показатели заболеваемости гепатитом В в странах Скандинавии, Ирландии и Великобритании менее 1, а в Германии, Франции, Италии - 3-5 на 100 тыс. Этот рост обусловлен главным образом бурным распространением наркомании и сексуальной «революцией».

Данные по распространенности гепатита С примерно аналогичны, так как эти заболевания объединяет общий путь передачи. В настоящее время говорят о пандемии гепатита С - около 3% человечества инфицировано этим вирусом. В России распространенность этого заболевания составляет 9,045 на 100 тыс населения и продолжает расти.

О симптомах и их отсутствии

Основная особенность гепатитов с фекально-оральным путем передачи - отсутствие способности вызывать хронические заболевания печени. В подавляющем большинстве случаев эти гепатиты протекают в субклинической (бессимптомной), легкой или среднетяжелой форме. Единственное, но серьезное исключение составляет гепатит Е у беременных женщин. По непонятным причинам он протекает очень тяжело - смертность достигает 30%. Основные симптомы, которые в различных сочетаниях встречаются при гепатитах вообще - повышение температуры, тошнота, рвота, боли в животе, желтуха, которая сопровождается осветлением стула и потемнением мочи (моча цвета пива). Впрочем, как оказалось, гепатиты часто протекают под маской недомогания или вовсе без каких-либо проявлений, так что больной даже не подозревает о своей болезни.

Гепатиты с парентеральным путем передачи имеют гораздо более важное значение для состояния здоровья пациентов, потому что они могут вызвать развитие хронического гепатита, цирроза и рака печени. Цирроз печени формируется после острого гепатита В у 0,5-1% заболевших; у 20-30% больных с хронической дельта-инфекцией (гепатит D, см. ниже) и с хроническим гепатитом С.

Варианты течения и стадии гепатита: острая инфекция, инфекция, хроническая инфекция; инкубационный период, субклиническая (бессимптомная) инфекция, инфекция, проявляющаяся клинически (желтушная или безжелтушная), выздоровление и иммунитет; рак печени; цирроз печени; хронический гепатит; молниеносный гепатит, выздоровление и иммунитет

Гепатит В примерно в 1% всех случаев течет молниеносно и приводит к гибели больного; в 10% случаев он приобретает хроническое течение. При инфицировании новорожденных этот показатель достигает 100%. У части больных с хроническим гепатитом происходит образование цирроза и рака печени. Всех пациентов с хроническим гепатитом В, независимо от его активности, постоянно подстерегает еще одна серьезная опасность - присоединение гепатита D (этот процесс называется суперинфекцией). Обычно состояние больных драматически ухудшается, очень быстро формируется цирроз печени. При одновременном инфицировании этими вирусами (коинфекция) болезнь протекает более благоприятно. Такая взаимная «симпатия» вирусов гепатитов В и D имеет основания. Дело в том, что вирус гепатита D является неполноценным - у него нет собственной оболочки. В качестве таковой он использует HBsAg. Поэтому развитие D-инфекции возможно только в организме человека, в крови которого циркулирует HBsAg.

Гепатит С в определенной степени сходен с гепатитом В по клиническим проявлениям и вариантам течения. Однако ему присущи некоторые важные особенности. Дело в том, что структура вируса гепатита С чрезвычайно изменчива. Как только иммунная система инфицированного человека распознает вирус и начинает работу, направленную на его уничтожение, происходит перестройка белков вирусной оболочки, против которых вырабатываются антитела. В результате вирус благополучно «ускользает» из-под иммунного пресса. Следствием этого является хронизация гепатита С, которая происходит, по некоторым данным, в 80-100% случаев. Причем чаще всего гепатит С течет исподволь, долгое время оставаясь нераспознанным. Болезнь обнаруживается лишь тогда, когда далеко зашедшее поражение печени уже не позволяет ей нормально выполнять свои функции. Именно благодаря этой особенности гепатит С называют «ласковым убийцей».

Лечение: поиски продолжаются

Гепатиты А и Е в большинстве случаев не требуют специфического лечения и проходят бесследно. Лечение хронических гепатитов В, D и С представляет собой сложнейшую проблему. Абсолютно эффективных средств не существует. Медикаментозные препараты, имеющиеся на сегодняшний день в руках практической медицины (чаще всего используются интерфероны (см. ИНТЕРФЕРОН), синтезированные искусственно или полученные из клеток человеческой крови) позволяют излечивать около 30% пациентов.

Как защитить себя?

Наиболее важная медицинская проблема, связанная с гепатитом А - это его профилактика. Необходимо помнить, что вирус гепатита А чрезвычайно стоек в окружающей среде: обычное обеззараживание воды малыми дозами хлора, убивающими бактерии, не разрушает его; для этого требуется избыточное хлорирование. Замораживание не обезвреживает вирус (не пейте в эндемичных странах напитков с кубиками льда!), в то время как обычная высокотемпературная обработка в течение достаточного времени (то есть кипячение в течение не менее 5-10 мин.) инактивирует его.

Жители стран с низкой эндемичностью по гепатиту А, приезжающие в страны с высокой его эндемичностью, подвергаются риску заражения. Около 40 млн человек, преимущественно из Европы и Северной Америки, совершают такие поездки каждый год, причем около 90% (36 млн) из них не имеют иммунитета против вируса гепатита А. Последствия инфицирования, произошедшего за рубежом, могут по возвращении инфицированного человека домой выйти за рамки личной проблемы. Будучи однажды завезенным в страну, население которой не обладает необходимым иммунитетом, вирус может вызвать обширные вспышки гепатита А. Для предотвращения инфекции используются иммуноглобулин и вакцина.

Мерой профилактики в отношении гепатита Е остается соблюдение гигиенических требований.

Значение профилактики гепатита В огромно. К счастью, ученым удалось разработать очень эффективные вакцины против гепатита В. В основе наиболее современных из них лежит HBsAg, полученный искусственным путем. При его введении в организм начинается выработка защитных антител, которые в течение последующих пяти лет предотвращают развитие гепатита В, а, следовательно, и гепатита D. По понятным причинам вакцинации должны подвергаться в первую очередь лица из так называемых групп риска, т. е. те, кто по разным причинам чаще других инфицируются вирусами с парентеральным путем передачи. К ним относятся медицинские работники, больные онкологических, гематологических стационаров и отделений гемодиализа, внутривенные наркоманы, гомосексуалисты, дети, рожденные от инфицированных матерей.

Некоторые особенности вируса гепатита С (поразительная изменчивость и существование нескольких различных типов вируса) позволяют понять, что создание эффективной вакцины против гепатита С представляет собой огромную проблему. Существуют серьезные сомнения, что в течение ближайших лет она может быть решена. Поэтому основным методом профилактики этого заболевания остается тестирование донорской крови, использование в лечебных учреждениях разового инструментария или тщательная его стерилизация.

Полезные сервисы