Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

учебная деятельность

Методические термины

УЧЕ́БНАЯ ДЕ́ЯТЕЛЬНОСТЬ.

Деятельность, осуществляемая в процессе передачи или получения знаний и формирования речевых навыков и умений. В старшем школьном возрасте У. д. становится ведущей, но в ней намечается профессиональный уклон, позволяющий старшеклассникам осуществлять профессиональное самоопределение. В студенческие годы У. д. приобретает исследовательский характер и может быть названа учебно-познавательной деятельностью. При этом возрастает роль различных внутренних мотивов деятельности. У. д. имеет следующую структуру: потребность - задача - мотивы - операции - действия. Потребностью У. д. является стремление к усвоению знаний и умений в конкретной предметной области. При выполнении учебной задачи учащиеся овладевают способом решения целого класса однородных частных задач. В мотивах У. д. конкретизируется потребность в У. д. Выполнение операций ведет к образованию навыков, а действий - к образованию умений на основе приобретенных знаний и сформированных навыков.

Полезные сервисы

учебная деятельность учащихся

Методические термины

УЧЕ́БНАЯ ДЕ́ЯТЕЛЬНОСТЬ УЧА́ЩИХСЯ.

Вид деятельности, имеющий своей целью овладение языком в процессе обучения, общения учащихся друг с другом, учителем, носителями языка, а также в процессе самостоятельной работы. Эффективность У. д. у. во многом определяется различными психологическими факторами, к которым относятся: тип мышления, характерный для конкретного учащегося способ познания мира (его когнитивный стиль), использование учебных стратегий, которым учащийся отдает предпочтение в изучении языка.

В психологии выделяются визуальный, аудитивный и кинестетический, а также коммуникативный / некоммуникативный типы обучаемых. Успешность учебной деятельности во многом также зависит от педагогических и методических факторов, к которым можно отнести использование метода обучения на уроке, роль учителя в процессе занятий, его профессионализм и др. В зарубежной литературе целенаправленная учебная деятельность учащихся по овладению языком (учение) часто противопоставляется естественному овладению языком (acquisition). Однако основное различие здесь заключается в трактовке принципа сознательности: путь в овладении языком управляемый («сверху - вниз», т. е. от системы языка, по Л. С. Выготскому) или стихийный, неуправляемый («снизу - вверх», т. е. от практики, подражания речи носителей языка). В литературе рассматриваются следующие формы учебной деятельности:

a) самостоятельная работа; не предполагается непосредственное руководство со стороны учителя, управление учебной деятельностью может носить опосредованный характер через учебные материалы;

б) коллективная работа; предусматривается общение между учащимися и учащимися и преподавателем в процессе урока и во время самоподготовки, основу такой деятельности составляют сотрудничество и взаимопомощь;

в) индивидуальная работа; осуществляется, как правило, дома, в лингафонном классе, компьютерном центре. См. учение.

Полезные сервисы

учебная дисциплина

Синонимы к слову учебная дисциплина

сущ., кол-во синонимов: 2

дисциплина, предмет

Методические термины

УЧЕ́БНАЯ ДИСЦИПЛИ́НА.

То же, что учебный предмет. Курс, по которому в соответствии с программой и учебным планом ведется подготовка учащихся в рамках профиля учебного заведения и избранной ими специальности. Так, учебная дисциплина «Теория и практика обучения иностранным языкам» для педагогических вузов, готовящих преподавателей иностранного языка, включает лекционный курс по названной дисциплине, семинарские занятия, педагогическую практику, подготовку и защиту курсовых и дипломных работ, сдачу экзаменов. Структура лекционного курса включает следующие разделы: теоретические основы методики, обучение средствам общения, обучение деятельности общения, организация и обеспечение учебного процесса, этапы и уровни владения иностранным языком, история методики (Щукин, 2003). В зарубежной высшей школе содержание предмета «Методика преподавания иностранных языков» передается английскими терминами Language Pedagogy и Language Teaching. Содержание курса в отечественной и зарубежной методиках в основном совпадает.

Полезные сервисы

учебная лексикография

Методические термины

УЧЕ́БНАЯ ЛЕКСИКОГРА́ФИЯ.

Область лексикографии, содержанием которой являются теоретические и практические аспекты педагогически ориентированного описания языковых единиц в словарях и других произведениях словарного типа. В качестве основных разделов У. л. выступают теория и практика:

a) создания учебных словарей,

б) минимизации лексического и фразеологического материала,

в) учебной лексикостатистики,

г) создания пособий словарного типа по лексике,

д) формирования и представления словаря в учебнике соответствующего языка.

Полезные сервисы

учебная литература

Идеография

литературное произведение

для (чего), обучение

азбука. букварь.

учебник - книга, предназначенная для обучения.

пособие. учебное пособие. наглядное пособие.

задачник. упражнения. решебник. вопросник. темник.

хрестоматия. самоучитель. разговорник.

памятка. инструкция. наставление. устав.

курс (# лекций).

методика.

техническая документация.

см. литература

Полезные сервисы

учебная письменная речь

Методические термины

УЧЕ́БНАЯ ПИ́СЬМЕННАЯ РЕЧЬ

(англ. guided writing). Вид письменной речи, которая имеет место при выполнении упражнений в письменной форме, направленных на овладение навыками и умениями письма и письменной речи.

Полезные сервисы

учебная практика

Методические термины

УЧЕ́БНАЯ ПРА́КТИКА.

То же, что педагогическая практика.

Полезные сервисы

учебная программа

Энциклопедический словарь

Уче́бная програ́мма - документ, определяющий по каждому учебному предмету объём содержания знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению, их распределение по годам обучения.

* * *

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА - УЧЕ́БНАЯ ПРОГРА́ММА, документ, определяющий по каждому учебному предмету объем содержания знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению, их распределение по годам обучения.

Большой энциклопедический словарь

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА - документ, определяющий по каждому учебному предмету объем содержания знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению, их распределение по годам обучения.

Полезные сервисы

учебная пьеса

Педагогическое речеведение

Учебная пьеса - драматургическое произведение, предназначенное для постановки в учебном заведении с целью решения определенных дидактических задач. У. п. часто создается на основе существующих литературных произведений. Кроме того, иногда преподаватель самостоятельно или в творческом содружестве с учащимися, исходя из потребностей учебно-воспитательного процесса, создает оригинальную У. п.

Для У. п. характерна полифункциональность и гибкость структуры целей. Однако обычно основными коммуникативными задачами У. п. являются сообщение в занимательной форме информации (по определенному учебному предмету) и развитие у адресата интереса к этому предмету. В педвузе к этим задачам, как правило, добавляется информирование о различных способах ввода и популяризации учебной информации.

Основным каналом общения, в котором реализуется У. п., является учебный спектакль. В нем У. п. разворачивается во времени линейно, это речь звучащая, необратимая, не допускающая правки по ходу, сопровождаемая актерской игрой, музыкальным, световым, шумовым оформлением. Учебный спектакль предполагает деление пространства на сцену и зрительный зал, особое оформление сцены, призванное создать оптимальные условия для реализации У. п., деление участников коммуникации на актеров и зрителей. Коммуникативными лидерами в учебном спектакле являются актеры. Они вступают со зрителями в контактное (визуальное), непосредственное, публичное (групповое) общение. Поэтому закономерной особенностью коммуникации в канале учебного спектакля следует признать явление «коллективного адресующегося». Адресатом речи и одновременно (по Ю.В. Рождественскому) субъектом сотворчества, речевым партнером адресующегося выступают зрители (школьники или студенты). Для того чтобы сформировать у адресата коммуникативные ожидания, адекватные целям учебного спектакля, он предваряется вступительным словом, которое одновременно является средством установления контакта, управления восприятием, ориентировки зрителя в особенностях и задачах последующей коммуникации. Дополнительные дидактические возможности У. п. открывает использование в учебном процессе видеозаписей учебного спектакля.

Содержание У. п. не может составить одна лишь информация по предмету. Она нуждается в обретении привычных для восприятия адресата форм выражения. Это достигается путем включения учебной информации в определенную сферу человеческой деятельности. Как показала практика, наиболее пригодными для использования в У. п. являются те социальные сферы, для которых типичны конфликтные ситуации, столкновение различных точек зрения, аргументация своей позиции (например, суд, экзамен и т. п.).

Текст У. п., как и обычный драматургический текст, делится на основной (предназначенный для произнесения актерами) и второстепенный (название, ремарки, вступительное слово). Основной текст состоит из фрагментов, содержащих актуальную для адресата учебную информацию (информем); эмоционально насыщенных фрагментов, призванных поддерживать зрительский интерес (экс-прессем); средств индивидуализации и социальной типизации языка персонажей (социолектемы). В конкретном текстовом пространстве эти компоненты образуют гармоничное единство. Его нарушение снижает ценность У. п.: так, чрезмерная концентрация в определенной части текста информем делает ее скучной, а преобладание экспрессем и социолектем приводит к тому, что важная информация как бы оттесняется на периферию сознания зрителя и плохо усваивается. К числу основных структурно-композиционных особенностей У. п. относятся: постепенность и диалогическая форма ввода информации, вариативная повторяемость важнейших сведений, информирование в деятельности, насыщение текста реминисценциями. Для У. п. характерна содержательная, смысловая, структурная цельность, связность и завершенность, но это не исключает использования отдельных фрагментов как автономных текстов.

У. п. совмещает в себе существенные языковые особенности научно-популярных и драматургических произведений. Для У. п. характерны умеренное употребление терминов, упрощенные дефиниции научных понятий, активное использование средств и приемов популяризации. Речевые конструкции, свойственные той социальной сфере, в рамках которой протекает действие У. п., составляют языковой фон, на котором конкретизируется речевой облик персонажей.

Хотя У. п. периодически применяются в отечественных учебных заведениях с конца XVII в., этот речевой жанр еще мало изучен.

Лит.: Адамский А. Дидактический театр - для чего он нужен? // Народное образование. - 1986. - № 10. - С. 55-57; Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр. - М., 1982; Зеркало истории. - М., 1992; Кривин Ф.Д. Королевство «От А до Я» // Затейник. - Вып. 16. - М., 1975. - С. 50-63; Маслыко Е.А. Театрализация в обучении иностранным языкам // Методы обучения иноязычной речи. - Минск, 1971. - С. 127-139; Подгаецкая ИМ. Школьный театр лингвистических миниатюр // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. - 1990. - № 9. - С. 65-69; Современные проблемы театрально-творческого развития школьников. - М., 1988.

В. И. Ковалев

Полезные сервисы

учебная речевая ситуация

Методические термины

УЧЕ́БНАЯ РЕЧЕВА́Я СИТУА́ЦИЯ.

Модель такой совокупности обстоятельств, условий и отношений (см. речевая ситуация), которая побуждает потенциальных собеседников к общению путем использования языковых средств в интересах обучения устной речи. У. р. с. отличаются друг от друга по способу их моделирования и использования. Наиболее близки к естественным реальные ситуации, возникающие в процессе учебной деятельности. Общение на изучаемом языке возникает при этом по инициативе преподавателя и органически вплетается в ход урока. У. р. с. может создаваться с помощью средств зрительной и слуховой наглядности и словесного описания. Словесно сформулированные ситуации преимущественно носят воображаемый характер. Вербальные стимулы являются компонентом любой У. р. с., так как с их помощью создается установка на выполнение речевых действий. У. р. с. используются как для передачи информации, организации учебной деятельности по закреплению и активизации материала, так и для контроля.

Полезные сервисы

учебная среда

Методические термины

УЧЕ́БНАЯ СРЕДА́.

Условия, в которых протекает обучение. Для изучающих иностранные языки, в том числе и русский как иностранный, большое значение имеет то, где протекает учебный процесс, - в родной или иноязычной языковой среде. Изучение языков в среде носителей языка рассматривается в качестве благоприятного фактора для овладения языком и формирования социокультурной компетенции. К числу трудностей обучения вне родной языковой среды следует отнести сложность протекания процессов адаптации, связанных с приспособлением обучающихся к новым условиям обучения. В этой связи можно говорить о физиологической, социально-психологической и академической адаптации (Сурыгин, 2000). Физиологическая адаптация, например, связана с уменьшением физической и умственной работоспособности учащихся и повышением заболеваемости, а академическая адаптация - с переходом учащихся в педагогическую систему более высокой ступени образования (из школы в вуз) и новыми национально-культурными особенностями, свойственными новой образовательной среде. В структуре У. с. рассматриваются: условия обучения, окружение обучения, атмосфера обучения и ряд других.

Полезные сервисы

учебник

Толковый словарь

м.

Книга, предназначенная для изучения какого-либо учебного предмета.

УЧЕ́БНИК - сущ., м., употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? уче́бника, чему? уче́бнику, (вижу) что? уче́бник, чем? уче́бником, о чём? об уче́бнике; мн. что? уче́бники, чего? уче́бников, чем? уче́бникам, (вижу) что? уче́бники, чем? уче́бниками, о чём? об уче́бниках

Учебником называется книга, пособие для учащихся или студентов, в которой систематически излагается материал для изучения какого-либо предмета, курса и т. п.

Школьный учебник. | Учебник для десятого класса общеобразовательной школы. Учебник русского языка. | Учебник по географии. | Преподавать, отвечать по учебнику. | Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Информационные системы в экономике». | Издание рекомендовано в качестве учебника Министерством образования.

Толковый словарь Ушакова

УЧЕ́БНИК, учебника, муж. Учебная книга, учебное руководство. Школьный учебник. Учебник немецкого языка. Стабильный учебник.

Толковый словарь Ожегова

УЧЕ́БНИК, -а, муж. Книга для обучения какому-н. отдельному предмету. Школьный, вузовский у. У. физики (по физике). У. русского языка (по русскому языку).

| прил. учебниковый, -ая, -ое (разг.).

Словарь существительных

УЧЕ́БНИК, -а, м

Средство обучения какой-л. дисциплине, учебному предмету - книга, в которой систематически излагается материал в определенной области знаний, по какому-л. курсу, предмету в соответствии с учебной программой.

Вечера были совершенно свободны, и я посвящал их разбору библиотеки, чтению учебников по хирургии… (Булг.).

Энциклопедический словарь

УЧЕ́БНИК -а; м. Книга для учащихся или студентов по обучению какому-л. предмету, курсу в соответствии с учебной программой; учебное руководство. Школьный, вузовский у. Экспериментальный у. У. для учащихся второго класса. У. русского языка. У. по географии. Пользоваться учебником при выполнении домашнего задания. Преподавать, отвечать по учебнику (не отклоняясь от изложения материала в такой книге).

* * *

уче́бник - книга для учащихся или студентов, в которой систематически излагается материал из определенной области знаний; основной и ведущий вид учебной литературы.

* * *

УЧЕБНИК - УЧЕ́БНИК, книга для учащихся или студентов, в которой систематически излагается материал в определенной области знаний; основной и ведущий вид учебной литературы.

Большой энциклопедический словарь

УЧЕБНИК - книга для учащихся или студентов, в которой систематически излагается материал в определенной области знаний; основной и ведущий вид учебной литературы.

Академический словарь

-а, м.

Книга, предназначенная для обучения какому-л. учебному предмету.

Учебник географии. Учебник русского языка.

Ваня взял книгу - это была ботаника. - Учебник, - улыбнулась девушка. Паустовский, Австралиец со станции Пилево.

Орфографический словарь

уче́бник, -а

Формы слов для слова учебник

уче́бник, уче́бники, уче́бника, уче́бников, уче́бнику, уче́бникам, уче́бником, уче́бниками, уче́бнике, уче́бниках

Синонимы к слову учебник

пособие, руководство

УЧЕБНИК

УЧЕБНИК, курс, пособие, руководство, самоучитель

См. книга...

Тезаурус русской деловой лексики

‘книга’

Syn: труд, курс, учебник, трактат, руководство

Лингвистические термины

Жанр научной литературы, учебно-научное сочинение, излагающее основы той или иной науки и предназначенное для дидактических целей. Основные признаки учебника:

1) "сжатая полнота" информации, компрессия изучаемого материала;

2) предметно-логическая последовательность, ясность, доходчивость изложения, доступность материала;

3) активизация внимания обучаемого. Сжатая полнота выражается в том, что в учебнике излагается базовый материал, разносторонне и целостно характеризующий предмет;

последовательность изложения материала обусловлена логикой изучаемого предмета;

ясность и доступность материала достигается за счет выбора учебного стиля, доступного для обучаемых того или иного этапа обучения. В учебнике содержатся устоявшиеся, стабильные сведения из определенной науки, соответствующие действующей программе, принятым стандартам, в отличие от учебного пособия, где могут излагаться неустоявшиеся знания, не утвержденные программой, имеющие рекомендательный характер.

Понятия лингвистики

Жанр научной литературы, учебно-научное сочинение, излагающее основы той или иной науки и предназначенное для дидактических целей. Основные признаки учебника:

1) «сжатая полнота» информации, компрессия изучаемого материала;

2) предметно-логическая последовательность, ясность, доходчивость изложения, доступность материала;

3) активизация внимания обучаемого. Сжатая полнота выражается в том, что в учебнике излагается базовый материал, разносторонне и целостно характеризующий предмет; последовательность изложения материала обусловлена логикой изучаемого предмета; ясность и доступность материала достигается за счет выбора учебного стиля, доступного для обучаемых того или иного этапа обучения. В учебнике содержатся устоявшиеся, стабильные сведения из определенной науки, соответствующие действующей программе, принятым стандартам, в отличие от учебного пособия, где могут излагаться неустоявшиеся знания, не утвержденные программой, имеющие рекомендательный характер.

Морфемно-орфографический словарь

уч/е́б/ник/.

Грамматический словарь

уче́бник м 3a

Методические термины

УЧЕ́БНИК.

Основное средство обучения; является руководством в работе обучающего и обучаемых; содержит образцы устной и письменной речи, языковой и страноведческий материал, отобранный и организованный с учетом его функциональной нагрузки в разных формах общения и видах речевой деятельности, а также с учетом опыта учащихся в родном языке и предупреждения интерференции. Материал в У. подается определенными дозами, составляющими содержание отдельных уроков. Каждый урок, как правило, включает: текст, лексико-грамматический комментарий к тексту, грамматический материал, упражнения, иллюстративный материал.

У. может являться центральной частью учебного комплекса. У. реализует концепцию метода обучения, являясь его моделью, он создается в соответствии с программой и содержит материал, подлежащий усвоению. Существуют различные классификации учебников по иностранным языкам. Одна из классификаций предусматривает классификацию учебников в зависимости от метода обучения, концепцию которого учебник реализует. В таком случае речь идет об учебниках переводно-грамматических, сознательно-практических, аудиовизуальных, аудиолингвальных, коммуникативных, программированных, интенсивных, компьютерных курсах и др. Считается важным, чтобы материал учебника был доступен учащимся и достаточным для овладения языком на планируемом программой уровне. Среди функций учебника важнейшими считаются следующие: информирующая (учебник дает представление о системе языка и стране изучаемого языка); обучающая (материалы учебника ориентированы на овладение средствами языка и деятельностью на изучаемом языке); мотивирующая (содержание учебника и его структура способны заинтересовать в языке и сделать занятия интересными); контролирующая. См. также теория учебника.

Сканворды для слова учебник

- Знания в переплёте.

- Книга, которая непрерывно открывает Америку.

- Источник знаний по школьной программе.

- Книга, помогающая «грызть гранит науки».

- Книга в школьном ранце.

- Азбука как она есть.

Полезные сервисы

учебник как жанр учебно-научного подстиля

Лингвистические термины

Жанр, ориентированный на представление учебной информации по тому или иному предмету;

в учебнике наблюдается рубрикация на разделы, на параграфы;

после каждого параграфа и раздела даются вопросы для проверки усвоенного материала;

в вузовской практике учебники представляют собой изложение теоретического материала;

сборник упражнений или задач, соответствующих изученной теории, публикуется отдельно;

в школьной практике зачастую используются комплексные учебники, вбирающие в себя теоретическую, практическую и справочную части.

Полезные сервисы

учебник программированный

Методические термины

УЧЕ́БНИК ПРОГРАММИ́РОВАННЫЙ.

См. программированный учебник.

Полезные сервисы

учебник электронный

Методические термины

УЧЕ́БНИК ЭЛЕКТРО́ННЫЙ.

См. электронный учебник.

Полезные сервисы

учебник-самоучитель

Слитно. Раздельно. Через дефис

уче/бник-самоучи/тель, уче/бника-самоучи/теля

Полезные сервисы

учебниковый

Толковый словарь Ожегова

УЧЕ́БНИК, -а, м. Книга для обучения какому-н. отдельному предмету. Школьный, вузовский у. У. физики (по физике). У. русского языка (по русскому языку).

Полезные сервисы

учебничек

Толковый словарь

м. разг.

1. уменьш. к сущ. учебник

2. ласк. к сущ. учебник

Орфографический словарь

уче́бничек, -чка

Синонимы к слову учебничек

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

учебно

Энциклопедический словарь

УЧЕ́БНО- Первая часть сложных слов. Вносит зн. сл.: учебный. Учебно-воспитательный, учебно-методический, учебно-наглядный, учебно-производственный, учебно-тренировочный.

Полезные сервисы

учебно-

Толковый словарь

Первая часть сложных имен прилагательных, вносящая значение сл.: учебный (уче́бно-воспита́тельный, уче́бно-методи́ческий, уче́бно-произво́дственный и т.п.).

Полезные сервисы

учебно- -первая часть сложных прилагательных

Слитно. Раздельно. Через дефис

уче/бно-первая часть сложных прилагательных, пишется через дефис

Полезные сервисы

учебно-артиллерийский

Слитно. Раздельно. Через дефис

уче/бно-артиллери/йский

Полезные сервисы

учебно-боевой

Орфографический словарь

уче́бно-боево́й

Полезные сервисы

учебно-воспитательный

Слитно. Раздельно. Через дефис

уче/бно-воспита/тельный

Орфографический словарь

уче́бно-воспита́тельный

Морфемно-орфографический словарь

уч/е́б/н/о/-воспит/а́/тельн/ый.

Полезные сервисы

учебно-вспомогательный

Слитно. Раздельно. Через дефис

уче/бно-вспомога/тельный

Орфографический словарь

уче́бно-вспомога́тельный

Морфемно-орфографический словарь

уч/е́б/н/о/-вс/по/мог/а́/тельн/ый.

Полезные сервисы

учебно-дрессировочный

Синонимы к слову учебно-дрессировочный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

учебно-исследовательский

Слитно. Раздельно. Через дефис

уче/бно-иссле/довательский

Полезные сервисы

учебно-консалтинговый

Синонимы к слову учебно-консалтинговый

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

учебно-консультативный

Энциклопедический словарь

{{уче́бно-консультат{}и{}вный}} -ая, -ое.

◊ Уче́бно-консультативный пункт. Организация по оказанию учебной и методической помощи обучающимся заочно в высших и средних учебных заведениях по месту их работы и жительства.

Полезные сервисы

учебно-консультационный

Слитно. Раздельно. Через дефис

уче/бно-консультацио/нный

Орфографический словарь

уче́бно-консультацио́нный

Синонимы к слову учебно-консультационный

прил., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

уч/е́б/н/о/-консульт/аци/о́нн/ый.

Полезные сервисы

учебно-консультационный пункт

Энциклопедический словарь

Уче́бно-консультацио́нный пункт (УКП), организуется для оказания учебной и методической помощи обучающимся заочно в высших и средних учебных заведениях по месту их работы и жительства.

Большой энциклопедический словарь

УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПУНКТ (УКП) - организуется для оказания учебной и методической помощи обучающимся заочно в высших и средних учебных заведениях по месту их работы и жительства.

Полезные сервисы

учебно-консультационный пункт (укп)

Энциклопедический словарь

УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПУНКТ (УКП) - УЧЕ́БНО-КОНСУЛЬТАЦИО́ННЫЙ ПУНКТ (УКП), организуется для оказания учебной и методической помощи обучающимся заочно в высших и средних учебных заведениях по месту их работы и жительства.

Полезные сервисы

учебно-лётный

Синонимы к слову учебно-лётный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

учебно-летный

Синонимы к слову учебно-летный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

учебно-методический

Слитно. Раздельно. Через дефис

уче/бно-методи/ческий

Орфографический словарь

уче́бно-методи́ческий

Морфемно-орфографический словарь

уч/е́б/н/о/-метод/и́ческ/ий.

Полезные сервисы

учебно-наглядный

Слитно. Раздельно. Через дефис

уче/бно-нагля/дный

Морфемно-орфографический словарь

уч/е́б/н/о/-на/гля́д/н/ый.

Полезные сервисы

учебно-научно-произ-водственный

Орфографический словарь

уче́бно-нау́чно-произ-во́дственный

Полезные сервисы

учебно-научный

Слитно. Раздельно. Через дефис

уче/бно-на/учный

Орфографический словарь

уче́бно-нау́чный

Синонимы к слову учебно-научный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

учебно-научный подстиль

Лингвистические термины

Одна из разновидностей научного стиля, включающая следующие жанры учебно-методических работ; учебник, словарь, методическое пособие, лекцию и др.

Полезные сервисы

учебно-образовательный

Слитно. Раздельно. Через дефис

уче/бно-образова/тельный

Полезные сервисы

учебно-оздоровительный

Слитно. Раздельно. Через дефис

уче/бно-оздорови/тельный

Полезные сервисы

учебно-ознакомительная практика

Методические термины

УЧЕ́БНО-ОЗНАКОМИ́ТЕЛЬНАЯ ПРА́КТИКА.

То же, что пассивная практика.

Полезные сервисы

учебно-опытный

Орфографический словарь

уче́бно-о́пытный

Морфемно-орфографический словарь

уч/е́б/н/о/-о́пыт/н/ый.

Полезные сервисы

учебно-педагогический

Слитно. Раздельно. Через дефис

уче/бно-педагоги/ческий

Морфемно-орфографический словарь

уч/е́б/н/о/-педагог/и́ч/еск/ий.

Полезные сервисы

учебно-познавательная компетенция

Методические термины

УЧЕ́БНО-ПОЗНАВА́ТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕ́НЦИЯ.

См. общая учебно-познавательная компетенция.

Полезные сервисы

учебно-познавательный

Орфографический словарь

уче́бно-познава́тельный

Морфемно-орфографический словарь

уч/е́б/н/о/-по/зна/ва́/тельн/ый.

Полезные сервисы

учебно-показательный

Морфемно-орфографический словарь

уч/е́б/н/о/-показ/а́/тельн/ый.

Полезные сервисы

учебно-практический

Слитно. Раздельно. Через дефис

уче/бно-практи/ческий

Полезные сервисы

учебно-программный

Слитно. Раздельно. Через дефис

уче/бно-програ/ммный

Орфографический словарь

уче́бно-програ́ммный

Полезные сервисы

учебно-производственный

Орфографический словарь

уче́бно-произво́дственный

Морфемно-орфографический словарь

уч/е́б/н/о/-произво́д/ств/енн/ый.

Полезные сервисы

учебно-пропагандистский

Слитно. Раздельно. Через дефис

уче/бно-пропаганди/стский

Полезные сервисы

учебно-пулемётный

Синонимы к слову учебно-пулемётный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

учебно-пулеметный

Синонимы к слову учебно-пулеметный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

учебно-речевая ситуация

Педагогическое речеведение

Учебно-речевая ситуация - 1) реальная коммуникативная ситуация общения в процессе учебной деятельности; 2) способ и средства организации профессионально-ориентированной речевой деятельности обучаемых; один из приемов работы, смысл которого - воссоздать типичную для деятельности учителя ситуацию общения, чтобы включить обучаемых в эту деятельность.

В описании У.-р. с, как правило, указываются: участники коммуникативного акта, их ролевые связи, характеристика каждого из коммуникантов (например, возраст, подготовленность к восприятию информации, личностные качества и т. д.), обстановка общения, место, дистанция между говорящим и слушающим, особенности акустики, наличие микрофона и т. д.; цели общения и его предметная основа, предметное содержание, т. е. для чего организуется общение, его задачи, что должен сообщить учитель и т. д.

Основой выделения У.-р. с. служат следующие основные педагогические задачи:

а) передать определенную информацию о предмете изучения - языковых категориях, фактах, способах деятельности и т. д. (осуществляется главным образом на этапе объяснения нового материала и начальных этапах его закрепления);

б) организовать учебно-практическую деятельность учащихся, овладение ими способами деятельности (умениями и навыками) (осуществляется в основном при закреплении, повторении, а также при проверке домашнего задания);

в) проверить знания, умения и навыки учащихся (осуществляется во время проверки домашнего задания и опроса, а также при проведении специальных проверочных работ и при их анализе).

Типичными являются и такие, например, У.-р. с, как организация учащихся в начале урока (на этапе так называемого орг-момента), ситуация знакомства учителя с новым классом (в начале учебного года) (см. представление классу). Для У.-р. с, где главной является задача введения нового материала, новой учебной информации, типичными будут такие взаимосвязанные смысловые компоненты, как: постановка задачи (установка на восприятие вводимого материала); введение материала дедуктивным или индуктивным путем; анализ специально подобранных примеров, предполагающий большую или меньшую степень самостоятельной поисковой деятельности школьников; подведение итогов. При этом особую роль играют различные средства, с помощью которых осуществляются контакты с учащимися, привлекается их внимание. Известны следующие средства установления контакта с обучаемыми: использование обращений, элементов беседы, постановка «неожиданных» вопросов, употребление контактообразующих речевых средств, риторических вопросов. Чтобы увлечь, заинтересовать учащихся, используются различные формы наглядности, проблемное изложение материала, разъяснение с привлечением приемов аналогии, контраста и т. д. Кроме того, в рассматриваемой У.-р. с. используются такие средства, как изменение тональности общения уже при постановке задачи урока (или части урока), выделение с помощью логических ударений и пауз, замедление темпа тех компонентов высказывания, в которых содержится обозначение темы урока, называются термины, расшифровываются понятия и делаются выводы, повтор в различных словесных вариантах важной мысли (избыточность устной речи), использование особой лексики, указывающей на начало, переходы от одной мысли к другой, конец высказывания. Одной из важных в деятельности учителя является такая У.-р. с, как организация учебно-практической деятельности учащихся. Чтобы объяснить ученикам, как следует выполнять упражнение, что и как нужно оформлять в письменной работе, как следует объяснить применение правила, комментировать написанное, отвечать, учитель использует способ показа различных образцов - устных ответов, чем предупреждается ненужный диалог, «выспрашивание» деталей и что позволяет формировать монологическую разновидность речи учащихся.

Виды У.-р. с. выделяются по следующим критериям: 1) адекватность процессу коммуникации; здесь различают естественные У.-р. с, т. е. те, когда налицо определен круг предметов, побуждающих к высказыванию, независимо от того, создан ли этот круг или он сам существовал, и искусственные У.-р. с, т. е. созданные изобразительными средствами или воображением (воображаемые У.-р. с); 2) способ воссоздания, по этому критерию различают внеязыковые У.-р. с, или экстралингвистические, т. е. те, которые создаются с помощью неязыковых средств, и языковые, когда стимул создается с помощью описания.

Лит.: Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения (5-7 классы).- М., 1991; Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. - М., 1986.

Л.Е. Тумина 266

Полезные сервисы

учебно-спортивный

Слитно. Раздельно. Через дефис

уче/бно-спорти/вный

Орфографический словарь

уче́бно-спорти́вный

Морфемно-орфографический словарь

уч/е́б/н/о/-спорт/и́вн/ый.

Полезные сервисы