Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

тарковский

Грамматический словарь

Сканворды для слова тарковский

Полезные сервисы

тарковский анд. арсеньевич

Гуманитарный словарь

ТАРКО́ВСКИЙ Анд. Арсеньевич (1932-86) - кинорежиссер. Сын поэта А. А. Тарковского. Учился в Арх. ин-те; в 1960 окончил реж. ф-т ВГИКа (мастерская М. Ромма). Снимался в эпизоде ф. М. Хуциева "Мне 20 лет" ("Застава Ильича", 1962).

Авторское кино Т. началось с дипломной новеллы "Каток и скрипка" по сценарию А. Михалкова-Кончаловского и Т. (1960). В коротком ф. содержались поэтич. мотивы, истоки, символы, развернутые затем в "Ивановом детстве", "Зеркале". Такая зеркальность мотивов, взаимопроницаемость ф. была присуща авторскому почерку Т. В работе над дипломным ф. реж. нашел "своего" оператора В. Юсова (за 10 лет сняли вместе 3 ф.) и комп. В. Овчинникова ("Иваново детство", "Андрей Рублев").

Ф. "Иваново детство" (1962), получивший 15 междунар. призов, сразу утвердил принадлежность Т. к поэтич. кино. Судьба др. отеч. фильмов Т. складывалась крайне напряженно. Исповед. мотивы, все сильнее звучавшие в его творчестве, оказались за гранью дозволенного тоталитарным гос-вом. Открытое неприятие вызвал "Андрей Рублев" (1966-67, сценарий Михалкова-Кончаловского и Т.). Это был новый взгляд на предназначение худ., втянутого в водоворот событий, совершенно новая трактовка тяжелейшего периода отеч. истории. Несвоеврем. откровением оказался и житийный жанр фильма.

"Солярис" (1972, по мотивам ром. С. Лема, сценарий Ф. Горенштейна и Т.) дал простор для филос. размышлений о добре и зле, их соотнесенно сти во времени, в мироздании и в от дельном человеке. Мотив личной памяти стал стержнем в образной структуре и поэтике ф.

В "Зеркале" (1974) авторская исповедальность достигла апогея. Экранный мир аутентичен мироощущению его создателя. Одухотворенная образность бытия предстала здесь в своей незавершенной цельности.

"Сталкер" (1979, по мотивам пов. А. и Б. Стругацких) - последний и самый мрачный из рус. ф. Т. Все герои "Сталкера" отмечены печатью Зоны, печатью безнадежности и ущербности. В "Сталкере" Т. впервые выступил как художник ф.

Авторство кинематографа Т. во мн. определялось силой его воздействия на творч. коллектив. А. Солоницын, Н. Гринько, О. Янковский, М. Терехова, А. Кайдановский - все они были актерами Т. и его ближайшими единомышленниками, как и Э. Артемьев - композитор "Соляриса", "Зеркала", "Сталкера".

В 1982 Т. уехал в Италию. На родину он вернулся только в своих ф. В Италии (совм. с Т. Гуэррой) снял док. ф. "Время путешествия" (1982) и в 1983 - "Ностальгию" с Янковским в гл. роли, первонач. предназначавшейся Солоницыну. В 1986 в Швеции Т. закончил последний ф. "Жертвоприношение". Поэтика поздних фильмов Т. глубоко связана с его "рус." фильмами. Тема подвижничества, ведущая для Т., к финалу его творч. и жизн. пути достигла необычайной высоты и трагедийности. Исповедь художника стала его завещанием, адресованным в Россию.

В 1988 А. Сокуров снял полнометр. док. фильм о Т. "Московская элегия".

Соч.: Говорят режиссеры "Мосфильма" // Когда фильм окончен. М., 1964; Запечатленное время // Вопр. киноиск-ва. М., 1967. Вып. 10; О кинообразе // Иск-во кино. 1979. № 3; Лекции по кинорежиссуре // Там же. 1990. № 7-10.

Лит.: Зак М. Андрей Тарковский. М., 1988; Михалкович В. Андрей Тарковский. М., 1989; О Тарковском. М., 1989; Мир и фильмы А. Тарковского. М., 1991; Туровская М. 71/2, или Фильмы Андрея Тарковского. М., 1991.

Кадр из фильма А. А. Тарковского «Зеркало». В главной роли М. Терехова

<a href='/dict/кадр' class='wordLink' target='_blank'>Кадр</a> из <a href='/dict/фильма' class='wordLink' target='_blank'>фильма</a> А. А. <a href='/dict/тарковского' class='wordLink' target='_blank'>Тарковского</a> <i>«<a href='/dict/зеркало' class='wordLink' target='_blank'>Зеркало</a>»</i>. В <a href='/dict/главной' class='wordLink' target='_blank'>главной</a> <a href='/dict/роли' class='wordLink' target='_blank'>роли</a> <abbr>М.</abbr> <a href='/dict/терехова' class='wordLink' target='_blank'>Терехова</a>

Полезные сервисы

тарковский андрей арсеньевич

Энциклопедический словарь

Тарко́вский Андрей Арсеньевич (1932-1986), кинорежиссёр, народный артист РСФСР (1980). Сын Арсения Александровича Тарковского. В кино с 1961. Уже в фильме «Иваново детство» (1962) проявилась свойственная Тарковскому поэтико-метафорическая образность, трагически прозвучала тема жестокости и бесчеловечности войны. В фильме «Андрей Рублёв» (1966, вышел на экран в 1971) в мощной эпической форме выражена мысль о бессмертии искусства и его связи с духовной жизнью народа. Как поток сознания героя, пытающегося на пороге смерти переосмыслить свою жизнь, построен фильм «Зеркало» (1975). Эти и другие фильмы Тарковского («Солярис», 1972; «Сталкер», 1980; «Ностальгия», 1983, Италия; «Жертвоприношение», 1986, Швеция) проникнуты философскими размышлениями о смысле человеческой жизни, религиозно-нравственной проблематикой. Ленинская премия (1990, посмертно).

* * *

ТАРКОВСКИЙ Андрей Арсеньевич - ТАРКО́ВСКИЙ Андрей Арсеньевич (4 апреля 1932, село Завражье, Ивановской обл. - 29 декабря 1986, Париж), российский кинорежиссер, народный артист РСФСР (1980). Сын А. А. Тарковского (см. ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович).

Учился в Московском институте востоковедения, работал в геологических партиях. В 1960 окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М. И. Ромма (см. РОММ Михаил Ильич)) и защитил диплом короткометражным фильмом «Каток и скрипка» (1960, главный приз фестиваля студенческих фильмов в Нью-Йорке, США, 1961). С 1961 - режиссер «Мосфильма».

«Иваново детство» (1962, по мотивам рассказа В. Богомолова «Иван», «Золотой лев св. Марка» на кинофестивале в Венеции, 1962 и более 10 призов на др. кинофестивалях) сделало имя Тарковского знаменитым, а его метафоричный новаторский киноязык - объектом споров и киноведческих изысканий. Кинорассказ о десятилетнем разведчике построен на контрасте между естественной гармонией детства и уродливой стихией войны, историческая конкретика которой перерастает во вневременной конфликт между жизнью и смертью, светом и тьмой. Война увидена как конечная точка Истории - Апокалипсис. «Иваново детство» заявило о кинематографе Андрея Тарковского как об эстетическом и нравственном феномене - с единой генеральной темой - ответственности человека перед всем ходом Истории.

Картина «Страсти по Андрею» (1966, приз на кинофестивале в Канне, 1969), включенная в список 100 лучших фильмов в истории кино (1978), подверглась сокращениям и вышла на экраны в 1971 под названием «Андрей Рублев». Жизнь великого иконописца стала отправной точкой для размышлений о судьбе художника в России. Сама Россия 15 в. предстает в трагической обыденности. Тарковский стремился, по его словам, к правде прямого наблюдения, достигая эффекта почти документальной достоверности. Грандиозные массовые и батальные сцены отличает виртуозная организация внутрикадрового движения. Постановочный размах сочетается с классической красотой каждого кадра. В целом фильм представляет собой размышления русского интеллигента 1960-х гг. о феномене России, о народе, непостижимо выживающем в условиях непреходящей катастрофы.

В «Солярисе» (1972, по роману С. Лема (см. ЛЕМ Станислав), «Серебряная пальмовая ветвь» и приз экуменического жюри на кинофестивале в Канне, 1972) Тарковский обращает свой взгляд в будущее, чтобы обнаружить в нем непреложные ценности: красоту земного пейзажа, патриархальный уют дома, бессмертные произведения искусства и неизменность нравственного закона.

«Зеркало» (1975) - автобиографический фильм, построенный на воспоминаниях о детстве, матери и отце - замечательном поэте Арсении Тарковском (см. ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович), чьи стихи звучат за кадром. Фильм, лишенный линейного повествования, построен на изощреннейшем ассоциативном монтаже. Рядом с глубоко личными мотивами здесь присутствует живое дыхание истории. Интимные воспоминания перемежаются событиями мирового значения, запечатленными в редких малоизвестных хроникальных кадрах.

В 1977 Тарковский ставит «Гамлета» У. Шекспира в Московском Театре им. Ленинского комсомола (постановка успеха не имела).

В «Сталкере» (1979, по роману братьев Стругацких «Пикник на обочине», премия экуменического жюри кинофестиваля в Канне, 1982) причудливый кинематографический язык Тарковского претерпевает ряд изменений, становясь внешне аскетичным, но технически более сложным. Фильм предельно очищен от внешних примет фантастического жанра. Изображение почти монохромно, некоторые планы небывало длинны по метражу, движение внутри кадра порою почти незаметно. И если это фильм-путешествие, то скорее всего, в пространстве человеческой души.

В 1982 Тарковский уезжает в Италию, где в процессе поисков натуры для нового фильма снимает документальную ленту «Время путешествия» (1982). В 1983 осуществляет постановку оперы «Борис Годунов» в Ковент-гардене (Лондон).

«Ностальгия» (1983, Италия-Франция, Гран-при, приз экуменического жюри на кинофестивале в Канне, 1983) рассказывает о русском поэте, умершем в Италии от тоски по Родине. Фильм снят в той же, внешне аскетической манере, адекватно передающей душевный кризис героя. В картине отчетливо звучит мотив личной жертвы, который получит развитие в шедевре «Жертвоприношение» (1986, специальная премия, премия экуменического жюри на кинофестивале в Канне, 1986), снятом в Швеции и ставшим последним фильмом Тарковского, его завещанием. Здесь режиссерская техника достигает предельной высоты и подводится итог нравственному поиску Тарковского. Герой фильма жертвует личным благополучием - сжигает свой дом, оставляет семью и горячо любимого сына, обрекает себя на молчание - по обету, данному Богу, чтобы спасти человечество от атомной катастрофы. Именно такое, полное и самозабвенное, жертвоприношение представляется режиссеру венцом и смыслом жизни. Последний фильм стал логической точкой в напряженном богоискательстве, пронизавшем все творчество Тарковского.

В 1986 он умер от рака и был похоронен на Русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в Париже. В 1990 А. А. Тарсковскому посмертно была присуждена Ленинская премия.

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

тарковский арсений ал-др

Гуманитарный словарь

ТАРКО́ВСКИЙ Арсений Ал-др. (1907-89) - поэт, переводчик. Род. в семье народовольца, проведшего много лет в якут. ссылке, владевшего семью европ. и двумя древними языками. Первое стих. Т. появилось в 1919. В 1924-26 вел раздел стих. фельетона в газ. "Гудок". Учился на Высших гос. лит. курсах (1925-29). С 1932 начал систематич. заниматься переводами, гл. обр. с вост. языков. В годы Вел. Отеч. войны (1941-43) - в армейской газ. "Боевая тревога", на фронте был ранен. Имя Т. как автора оригин. стихов стало известно только с появлением книг: "Перед снегом" (1962), "Земле - земное" (1966), "Вестник" (1972; включены стихи с 1929). Сб. "Стихотворения" (1974), "Волшебные горы" (1979), "Зимний день" (1980) развивают идеи и настроения предшествующего творчества. Интонация лирики Т. напоминает одическую. Мысль Т. то поднимается к созвездиям, то вбирает в себя природную сферу, сращивается со всем, что есть в ней живого; то, наконец, обращается к древней истории, откуда тянутся нити в настоящее и грядущее, но "злоба дня" остается за пределами стиха. Т. постоянно возвращается к изначальной трагичности человеч. бытия, видит в миссии поэта способность запечатлеть навсегда мимолетность мгновений. У Т. много стихов о творчестве, он испытывает "родственную связь" с поэтами разных времен - от античности до современности (см. цикл "Пушкинские эпиграфы", стихи, посвященные А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштаму, Н. Заболоцкому и др.). Переводил арабских, туркменских, арм., груз. поэтов. Стихи Т. звучат в чтении самого поэта в к/ф "Зеркало" (реж. Анд. Тарковский, сын поэта).

Полезные сервисы

тарковский арсений александрович

Энциклопедический словарь

Тарко́вский Арсений Александрович (1907-1989), русский поэт, переводчик. В лирике - утверждение целостности духовной жизни человека, тяготение к строгому классическому стилю: сборники стихов «Перед снегом» (1962), «Земле - земное» (1966), «Вестник» (1969), «Волшебные горы» (1978), «Зимний день» (1980), «От юности до старости» (1987). Государственная премия СССР (1989, посмертно).

* * *

ТАРКОВСКИЙ Арсений Александрович - ТАРКО́ВСКИЙ Арсений Александрович (1907-89), русский поэт. Сборники «Перед снегом» (1962), «Земле - земное» (1966), «Вестник» (1969), «Стихотворения» (1974), «Волшебные горы» (1978), «Зимний день» (1980), «Избранное» (1982), «Стихи разных лет» (1983), «От юности до старости» (Государственная премия, 1989) и «Быть самим собой» (1987). Поэзия самоценных проявлений бытия, самосознания живой природы и личности, стремящаяся внести лепту в гармоническое единство мира.

* * *

ТАРКО́ВСКИЙ Арсений Александрович [12 (25) июня 1907, Елизаветград (ныне Кировоград), Украина - 27 мая 1989, Москва], русский поэт.

Семья

Родился в дворянской семье народовольца-восьмидесятника Александра Карловича Тарковскогоего памятью связано стихотворение «Плыл вниз от Юрьевца по Волге звон пасхальный...»), от которого унаследовал интерес к творчеству Г. Сковороды. (см. СКОВОРОДА Григорий Саввич) В детстве вместе с отцом и братом посещал поэтические вечера Северянина (см. СЕВЕРЯНИН Игорь), Бальмонта, (см. БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич) Ф. Сологуба (см. СОЛОГУБ Федор Кузьмич). Ребенком пережил гражданскую войну.

«Потаенный» период

В начале 1920-х гг. скитался по Украине и Крыму, голодая, временами зарабатывая ремеслами. В 1922, окончив Елизаветградскую трудовую школу, поступил в Первую Зиновьевскую профтехническую школу (одно время Елизаветград назывался Зиновьевск, по имени Г. Е. Зиновьева) (см. ЗИНОВЬЕВ Григорий Евсеевич). В 1925 поступил в Москве на Высшие литературные курсы (закрыты в 1929) при Всероссийском союзе поэтов (председателем которого был поэт и теоретик Г.А. Шенгели (см. ШЕНГЕЛИ Георгий Аркадьевич)), где познакомился с М. С. Петровых (см. ПЕТРОВЫХ Мария Сергеевна), Д. Л. Андреевым (см. АНДРЕЕВ Даниил Леонидович), со своей первой женой М. И. Вишняковой (позднее Тарковскому удалось завершить образование, а его жене - нет). Брак с Вишняковой распался, когда их дети - Андрей, будущий всемирно известный кинорежиссер, и Марина были совсем маленькими. В сборнике «Две зари» (Никитинские субботники, 1927) было опубликовано стихотворение Тарковского «Свеча», в журнале «Прожектор» (1928) - «Хлеб». Во второй половине 1920-х гг. писал очерки и стихотворные фельетоны в газете «Гудок», затем работал на радио, написал радиопьесу «Стекло», которая была раскритикована в 1932 за «мистику». С 1933 Тарковский зарабатывал переводами, в 1940 был принят в Союз писателей как переводчик.

В 1939 или 1940 познакомился М. И. Цветаевой (см. ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна) («Марине Цветаевой» и цикл «Памяти Марины Цветаевой»), которая в связи с его стихотворением «Стол накрыт на шестерых...» обращает к нему «Все повторяю первый стих...» (1941). В 1941 Тарковский, вывезя близких в эвакуацию, упорно просится на фронт, в январе 1942 становится корреспондентом армейской газеты «Боевая тревога» (был награжден боевыми наградами). О кровавом ужасе войны - «Немецкий автоматчик подстрелит на дороге...», «Не стой тут...», «Когда возвратимся домой после этой неслыханной бойни...», о неутоляющем затишье побывки - «Ехал из Брянска в теплушке слепой...», «Хорошо мне в теплушке...». В конце 1943 Тарковский был ранен, перенес несколько ампутаций ноги.

В послевоенный период стихи писал в стол. Сохранился ряд рукописных сборников, в том числе: «Первая тетрадь» (1948), «Собеседник» (1958), «Земле - земное» (1966), «Избранные стихотворения в двух частях» (1965-77), причем последние содержат заметные отличия от современных им печатных изданий, деформированных условиями цензуры.

В 1945 поэт подготовил сборник (54 стихотворения), который был принят к печати вопреки причислению к «черному пантеону русской поэзии, к которому принадлежат стихи Гумилева (см. ГУМИЛЕВ Николай Степанович), Ахматовой (см. АХМАТОВА Анна Андреевна) и эмигранта Ходасевича (см. ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович (из внутренней рецензии), но после постановления 1946 о журналах «Звезда» и Ленинград» набор книги был уничтожен. В том же году Тарковский познакомился с Ахматовой, которая высоко оценила его творчество, приветствуя его выход к читателю: «Эта книгаПеред снегом») ничего не боится». Дружба поэтов продлится до ее смерти и бдения Тарковского у гроба (цикл «Памяти А. Ахматовой»).

Выход к читателю

С 1962 Тарковского стали печатать, приглашать на вечера поэзии, он начал вести поэтическую студию при Союзе писателей, был выпущен за границу (во Францию и Англию), где встречался с П. Норманом. Стихотворения Тарковского прозвучали в фильме его сына «Зеркало»; сценарий фильма первоначально назывался «Белый-белый день...» - цитата из стихотворения «Белый день» об утраченной гармонии единства с близкими.

Тарковскому удавалось писать о хронологически давно прошедшем как о животрепещущем: так, стихотворения этого периода «Как двадцать два года тому назад» (1963) и «Полевой госпиталь» (1964) передают горечь безвинной вины и атмосферу военного госпиталя, относящиеся соответственно к 1941 и 1945 годам. С Марией Фальц, первой любовью поэта (1920-е годы), связана рукописная тетрадь «Как сорок лет тому назад» с 8 стихотворениями 1940-1969, в их числе: «Как сорок лет тому назад...» (1969), «Хвала измерившим высоты...» (1969), «Мне в черный день приснится...» (1952) и вершина философской и любовной лирики - «Первые свидания» (1962).

Последняя полоса опалы поэта была связана с тем, что выехавший в 1982 в Италию Андрей Тарковский в 1984 стал невозвращенцем, что сделало «заложниками» его сына, которого не выпускали из страны, и отца, которого «отодвинули» от читателя вплоть до посмертного возвращения имени великого режиссера на родину. Смерть сына стала для поэта ударом огромной разрушительной силы.

«Мы - уста пространства и времени...»

Тарковский писал: «Самое удивительное в жизни - это способность видения мира и самосознания, наиярчайшее отличие живой природы от мертвой. Искусство живо этим началом». В космосе Тарковского человек наделяет мир сознанием и речью: «Из рая выйдет в степь Адам И дар прямой разумной речи Вернет и птицам и камням, Любовный бред самосознанья Вдохнет, как душу, в корни трав...» («Степь»), - и эта заслуга принадлежит человечеству в целом: «...народа безымянный гений Немую плоть предметов и явлений Одушевлял, даруя имена» («Словарь»), - а поэт «записывает» то, что «Жизнь, должно быть, наболтала, Наплела судьба сама» («Поэт»). «Естественность - вот принцип развития языка», - писал Тарковский, поэтому поэзии не пристала модная вычурность («Был он критикой признан, и учениками...»), и поэт должен «вернуть мое искусство Его животворящему началу», то есть бытию и слову («Явь и речь»). «Смиренное чуждое слово» великому поэту дается окрыленностью, «высотою горной» (цикл «Памяти А. Ахматовой»), и вечные неземные истины «невнятны» в речи: их точнее передают зримые образы, например, полет бабочки («Бабочка в госпитальном саду»), которая «смеется» над человеком, лежащим «во весь свой рост» в центре мироздания («Посредине мира»)

«Призывы бытия»

Тарковский считал, «что самое главное в мире - это идея добра». Мир «присваивается» любящим его человеком («Иванова ива», «Надпись на книге», «Малютка-жизнь»), однако «жизнь жива помимо нашей воли», и все ее проявления самоценны («Поздняя зрелость»). Так же самоценен человек, и его душа бьется «в тисках между чувством собственной обреченности, надеждой на вечное бытие и роковой тревогой» (С. В. Чупринин (см. ЧУПРИНИН Сергей Владимирович)), между «я человек, мне бессмертья не надо: Страшна неземная судьба» («Земное») и «я из тех, кто выбирает сети, Когда идет бессмертье косяком» («Жизнь, жизнь»).

«Упорное постоянство» Тарковского связано с гражданской позицией поэта: «Я сам себе не изменил поныне» («Надпись на книге»), - то есть не стал писать верноподданнических «паровозов» (выражение Тарковского), которые «вывезли» бы его поэзию в печать. В мировоззренческом смысле, напротив, человек послушен не собственной воле, а «призывам бытия»: «Я тот, кто жил во времена мои, Но не был мной, Я младший из семьи Людей и птиц» («Рукопись»), и истинные художники «ни полслова не написали о самих себе» («Дерево Жанны»), зато человек, который «при вспышке озаренья собой угадан до конца» («Стань самим собой»), - даже если он «ради замысла... потрудился мало», - подлежит заступничеству добра: «Но за меня добро вставало против зла» («Дума»).

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

тарковский, андрей арсеньевич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

<a href='/dict/андрей' class='wordLink' target='_blank'>Андрей</a> <a href='/dict/арсеньевич' class='wordLink' target='_blank'>Арсеньевич</a> <a href='/dict/тарковский' class='wordLink' target='_blank'>Тарковский</a>.

Андрей Арсеньевич Тарковский.

ТАРКОВСКИЙ Андрей Арсеньевич (1932 - 86), кинорежиссер. Сын Арсения Тарковского. До 1982 - в СССР, затем жил за рубежом. Уже в ранней ленте "Иваново детство" (1962) проявились характерные черты режиссуры Тарковского: одухотворенность художественной атмосферы фильма, эмоциональность, своеобразная документальность и поэтичность. В 1966 Тарковский создает не разрешенный к показу фильм "Страсти по Андрею" (вышел в 1971 под названием "Андрей Рублев"), где рассматривался человек в единстве с его временем и историей. В "Зеркале" (1975) с его отражением прошлого в настоящем, зеркальным совпадением судеб и времен Тарковский продолжил поиски в области кинопоэтики. В фильмах "Солярис" (1972), "Сталкер" (1980), "Ностальгия" (1983, Италия), "Жертвоприношение" (1986, Швеция) жизненная достоверность, почти натуральность изображения сливалась с условностью, придавая остроту теме поиска человеком истины и смысла жизни - постоянным философским мотивам творчества Тарковского.

Полезные сервисы

тарковский, арсений александрович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы