Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

эрн владимир францевич

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

ЭРН Владимир Францевич (1882-1917), русский философ. Родился в Тифлисе 5 августа 1882. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1904), впоследствии стал доцентом и профессором. В 1906 - один из организаторов и участников Религиозно-философского общества памяти Вл.Соловьева. Сотрудничал с издательством "Путь" и в 1912 выпустил труд Г.С.Сковорода. Жизнь и учение. Обе его диссертации: магистерская - Розмини и его теория знания (1914), докторская (не успел ее защитить) - Философия Джоберти (1916), были посвящены творчеству итальянских католических мыслителей. В начале 1917 увидела свет первая часть его последней, так и не завершенной работы Верховное постижение Платона. Умер Эрн в Москве 29 апреля 1917. Свой выбор в пользу религиозной метафизики Эрн сделал рано, о чем свидетельствуют его статьи и выступления 1905-1907. В отличие от многих представителей русской религиозно-философской мысли, он не пережил серьезного увлечения либеральной или революционной идеологией, достаточно критически относился к самой идее "нового религиозного сознания" и к любым попыткам модернизации православия. Собственная метафизическая позиция Эрна отчетливо определилась в ходе его полемики с журналом "Логос" (1910). В цикле статей (вошедших впоследствии в сборник Борьба за Логос (1911) Эрн доказывал оригинальность русской философской традиции, особо подчеркивая значение творчества таких отечественных мыслителей, как Г.С.Сковорода, Вл.С.Соловьев, П.Я.Чаадаев, А.С.Хомяков, Л.М.Лопатин, А.А.Козлов, С.Н.Трубецкой. В историко-философском контексте воззрения Эрна могут быть отнесены к тому опыту возвращения к онтологизму, который в философии 20 в. представлен не одним ярким именем и направлением (фундаментальная онтология Хайдеггера, критическая онтология Н.Гартмана, неотомистская онтология и др.). Как и на Западе, поворот к онтологии в России (позиция Эрна - один из наиболее ярких примеров) начинался с критики "гносеологизма" предшествующей рационалистической философии. Своеобразие онтологизма Эрна в существенной мере связано с его критикой "меонизма" рационалистической философии и с учением о Логосе. В Новое время, по Эрну, происходит разрыв с онтологизмом античной и средневековой мысли и начинается эпоха господства меоническойЭрна - без-бытийной, без-жизненной) философии. "Кардинальной, конституирующей" чертой этого направления оказывается "отрицание природы как Сущего". Однако, полагал Эрн, созданный новоевропейским рационализмом образ действительности, где научно-философскому разуму, как началу познающему и организующему, противостоит овеществленная, лишенная внутреннего смысла существования природа, - не более чем миф. "Новое время, вообще говоря, очень мифологично... В новое время мы видим возникновение целого цикла мифов, целого ряда мифологем, и все различие, колоссальное и существенное, этих мифов и этих мифологем от античных и средневековых заключается только в перемене знака положительного на отрицательный. Миф античный и средневековый онтологичны, мифы нового времени меоничны". Устремленная к идеалу строго научного знания новоевропейская философия приходит к парадоксальному результату. Ее основу, по убеждению Эрна, образует миф - отнюдь не научный и не логичный - об отвлеченном, "мертвом" познании и столь же безжизненной природе. Подлинную альтернативу "меонизму", по Эрну, представляет "логизм", философия Логоса. Сущим природу (вселенную, мир, человека) делает ее изначальная и неразрывная связь с Логосом. Понимание этой связи, доказывал в своих сочинениях Эрн, становится источником онтологизма античной философии (прежде всего в платонизме) и, религиозно преображенное в христианстве, метафизически оформляется в патристике. Все пронизано живым Логосом, все наполнено бытием. Но и сама мысль бытийственна, и человек никак не может в своем философском опыте быть сторонним наблюдателем. Эта роль для него допустима в опыте научном, когда речь идет о познании истин "частичных" и в этом смысле относительных. У философии, считал Эрн, своя задача: философия не может не стремиться к познанию абсолютному, иначе она просто перестает быть философией. Излагая свою концепцию "логизма", Эрн не провозглашал нового направления в философии. С его точки зрения, в историческом плане "логизм" уже состоялся. Сама человеческая культура как "солидарная преемственность творчества" есть результат верности духу "логизма" ее творцов. Культура и Логос нераздельны, как нераздельны Логос и природа, Логос и жизнь. Распад живых связей происходит в цивилизации, питаемой рационализмом. Эрн верил, что ситуация не фатальна и многое зависит от того, произойдет или нет "метафизический поворот". Философия, по его убеждению, должна ответить на вызов рационализма и вернуть человека в мир бытия (по Хайдеггеру, в "дом бытия"), где нет "искусственных преград, воздвигнутых рационализмом" между человеческой мыслью и Сущим, и сама мысль осознается в "метафизической глубине", в изначальной коренной связи с живым Логосом.

ЛИТЕРАТУРА

Эрн В.Ф. Природа научной мысли. Сергиев Посад, 1914 Аскольдов С. Памяти В.Ф.Эрна. - Русская мысль, 1917, № 5-6 Булгаков С.Н. Памяти В.Ф.Эрна. - Христианская мысль, 1917, № 11-12 Флоренский П.А. Памяти В.Ф.Эрна. - Христианская мысль, 1917, № 11-12 Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1991

Полезные сервисы

эрна

Орфографический словарь

Синонимы к слову эрна

сущ., кол-во синонимов: 2

астероид (579)

имя (1104)

Словарь русских имен

Словарь имён и отчеств

Сканворды для слова эрна

Полезные сервисы

эрнан

Сканворды для слова эрнан

Полезные сервисы

эрнандес

эрнандес (hernandez) амадо

эрнандес (hernandez) мигель

эрнандес (hernandez) фелисберто

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

эрнандес амадо

Энциклопедический словарь

Эрна́ндес Амадо (Hernández) (1903-1970), филиппинский писатель. Писал на тагальском языке. Гражданская лирика (сборники «Коричневая кожа», 1940, «Клочок неба», 1961) и поэмы. Социальные романы «Хищные птицы» (1959), «Крокодиловы слёзы» (1963).

* * *

ЭРНАНДЕС Амадо - ЭРНА́НДЕС (Hernandez) Амадо (13 сентября 1903, провинция Булакан - 24 марта 1970), филиппинский писатель и общественный деятель.

Учился в средней школе в Маниле (см. МАНИЛА) и в американской заочной школе, где получил диплом бакалавра. Карьеру писателя начал как журналист в издании «Pagkakaisa», затем работал редактором в «Mabuhay». В 1922 стал членом литературного общества «Aklatang Baua». В 1932 женился на филиппинской актрисе. В 1945 и 1947 избирался членом совета Манилы. Был президентом Конгресса рабочих организаций. Известен своей критикой социальной несправедливости, подвергался аресту за участие в коммунистическом движении. Писал на тагальском языке (см. ТАГАЛЬСКИЙ ЯЗЫК). Автор гражданской лирики (сборники «Коричневая кожа», 1940, «Клочок неба», 1961) и поэм, социальных романов («Хищные птицы», 1959; «Крокодиловы слезы», 1963).

Полезные сервисы

эрнандес де кордова франсиско

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

эрнандес мигель

Энциклопедический словарь

Эрна́ндес Мигель (Hernández) (1910-1942), испанский поэт. В лирике - органичный сплав классических поэтических форм с народной песенной традицией, приёмами и образностью поэзии XX в. (сборник «Знаток луны», 1933; книга сонетов «Неугасающий луч», 1936; сборники гражданских антифашистских стихов «Ветер народа», 1937, «Человек на страже», 1939). Стихотворная драма «Пастырь смерти» (1937) о сражении за Мадрид в ходе гражданской войны 1936-39. Погиб в фашистской тюрьме.

* * *

ЭРНАНДЕС Мигель - ЭРНА́НДЕС (Hernandez) Мигель (30 октября 1910, Ориуэла - 28 марта 1942, Аликанте), испанский поэт.

Родился в бедной семье. Свою первую книгу опубликовал в возрасте 23 лет. В 1936-1939 участвовал в Гражданской войне (см. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ 1936-39) в Испании, после чего неоднократно подвергался аресту. Умер в фашистской тюрьме от туберкулеза. Автор сборников «Знаток луны» (1933) и «Неугасающий луч» (1936), содержащих лирические интимные стихи, пьесы «Первый парень» (1937). В сборниках «Ветер народа» (1937), «Человек на страже» (1939), в стихотворной драме «Пастырь смерти» (1937) рассказывает о героической борьбе испанского народа против фашизма.

Полезные сервисы

эрнандес фелисберто

Энциклопедический словарь

Эрна́ндес Фелисберто (Hernández) (1902-1964), уругвайский писатель. Фантастическая, с элементами сюрреализма проза: автобиографическая книга «Из времени Клементе Коллинга» (1942), новеллы (сборник «Света не зажигали», 1947), повести «Куклы по имени Ортенсия» (1949), «Дом под водой» (1960).

* * *

ЭРНАНДЕС Фелисберто - ЭРНА́НДЕС (Hernandez) Фелисберто (20 октября 1902, Монтевидео - 13 января 1964, там же), уругвайский писатель. Считается предшественником Габриеля Гарсии Маркеса (см. ГАРСИА МАРКЕС Габриель), Итало Кальвино (см. КАЛЬВИНО Итало), Хулио Кортасара (см. КОРТАСАР Хулио).

Талантливый пианист-самоучка. Еще в юности вошел в столичный музыкально-литературный кружок органиста Клементе Коллинга, подрабатывал игрой на фортепьяно в немом кино. В 1920-1930-х гг. выступал с концертами в Монтевидео и провинции. Первые книги выходили при финансовой поддержке друзей. В 1944 одну из новелл публикует Борхес (см. БОРХЕС Хорхе Луис) в своем журнале «Буэнос-Айресские тетради». В 1940-х гг. знакомится с Жюлем Сюпервьелем (см. СЮПЕРВЬЕЛЬ Жюль), с помощью которого получает в 1946 стипендию Французского правительства и на несколько месяцев приезжает во Францию. Умер от лейкемии.

Автор фантастической, с элементами сюрреализма (см. СЮРРЕАЛИЗМ), прозы - автобиографические книги («Из времен Клементе Коллинга», 1942), новеллы (сборник «Света не зажигали», 1947) и повести («Куклы по имени Ортенсия», 1949; «Дом под водой», 1960).

В 1975 экранизация новеллы «Капельдинер» (реж. Эдгардо Россо), в 2001 - «Крокодил» (реж. Педро Лэндж).

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

эрнандес хосе

Энциклопедический словарь

Эрна́ндес Хосе (Hernández) (1834-86), аргентинский поэт, журналист, политический деятель. В 1880-х гг. депутат парламента, сенатор. Поэма о так называемом гаучо (пастухе) - «Мартин Фьерро» (ч. 1, 1872; ч. 2 под названием «Возвращение Мартина Фьерро», 1879) в духе народно-эпической традиции.

* * *

ЭРНАНДЕС Хосе - ЭРНА́НДЕС (Hernandez) Хосе (10 ноября 1834, Пуэйрредон - 21 ноября 1886, Буэнос-Айрес), аргентинский поэт и журналист. Учредитель газеты «El Rнo de la Plata».

Родился в простой семье в провинции Буэнос-Айрес. Его отец был управляющим на крупных скотоводческих фермах, где в качестве гаучо (см. ГАУЧО) приходилось работать и Эрнандесу. В 1880-е гг. депутат парламента, сенатор. Выступал против иммиграции, поскольку считал, что она подрывает основы животноводства в регионе. В период гражданской войны поддерживал федералистов.

Автор реалистичной роман-поэмы о пастухе «Мартин Фьерро» (1872), художественной биографии А. Пеньялоса «Жизнь Чачо» (1875), трактата «Подготовка землевладельца» (1881).

Большой энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

ЭРНАНДЕС Хосе (Hernandez, Jose) (1834-1886), аргентинский поэт. Родился 10 ноября 1834 в скотоводческом поместье провинции Буэнос-Айрес. Видимо, был самоучкой. В период гражданской войны, начавшейся после падения диктатуры Х.М. Росаса (1852), Эрнандес поддерживал федералистов, которые боролись за выход провинций из-под власти Буэнос-Айреса. В 1872 участвовал в восстании гаучо против центрального правительства, а когда оно потерпело поражение, удалился в изгнание. В 1874 Эрнандес возвратился в столицу, основал федералистскую газету "Ревиста дель Рио де ла Плата" и занимал различные правительственные посты. Эрнандес обессмертил образ гаучо в своей знаменитой книге Гаучо Мартин Фьерро (El gaucho Martn Fierro, первая часть 1872, вторая - 1879). Книга написана в традициях фольклорного эпоса народным языком и стилем. В образе главного героя, повествующего о своей жизни, автор воплотил главные черты характера гаучо - свободолюбие, находчивость, стойкость, мужество, духовную цельность. Эрнандесу удалось придать простонародной речи с присущей ей наивной афористичностью необыкновенную художественную выразительность и создать впечатляющие картины природы. Умер Эрнандес в Бельграно близ Буэнос-Айреса 21 октября 1886.

ЛИТЕРАТУРА

Эрнандес Х. Мартин Фьерро. М., 1972 Земсков В. Аргентинская поэзия гаучо. М., 1977

Полезные сервисы

эрнани

эрнесакс (ernesaks) густав

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

эрнесакс густав

Энциклопедический словарь

Э́рнесакс Густав (1908-1993), эстонский композитор, хоровой дирижёр, народный артист СССР (1956), Герой Социалистического Труда (1974). Организатор (1944), художественный руководитель и главный дирижёр Эстонского мужского хора. Главный дирижёр эстонских певческих праздников (с 1947). Оперы «Пюхаярв» («Священное озеро», 1946), «Берег бурь» (1949), «Женихи из Мульгимаа» (1960), кантата для хора а капелла «Из тысячи сердец» (1955), хоровые поэмы «Песни Иванова дня» (1953) и др.; свыше 300 хоровых песен, музыка к спектаклям, фильмам. Профессор Таллиннской консерватории (с 1945). Государственная премия СССР (1947, 1951), Ленинская премия (1970).

* * *

ЭРНЕСАКС Густав - Э́РНЕСАКС Густав (1908-93), эстонский композитор, хоровой дирижер, народный артист СССР (1956), Герой Социалистического Труда (1974). Организатор (1944), художественный руководитель и главный дирижер Эстонского мужского хора (см. ЭСТОНСКИЙ МУЖСКОЙ ХОР). Главный дирижер эстонских певческих праздников (с 1947). Оперы «Пюхаярв» (1946), «Берег бурь» (1949), «Женихи из Мульгимаа» (1960), кантата «Из тысячи сердец» (1955), хоровые песни, музыка к спектаклям, фильмам. Профессор Таллиннской консерватории (с 1945). Ленинская премия (1970), Государственная премия СССР (1947, 1951).

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

эрнесакс, густав

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

эрнест

Орфографический словарь

Синонимы к слову эрнест

сущ., кол-во синонимов: 1

имя (1104)

Грамматический словарь

Словарь русских имен

Словарь имён

Словарь имён и отчеств

Татарские, тюркские, мусульманские имена

Сканворды для слова эрнест

Полезные сервисы

эрнест хемингуэй

Афоризмы

Эрнест Хемингуэй

(1899-1961 гг.) писатель

Богатые не похожи на нас с вами - у них денег больше.

Если двое любят друг друга, это не может кончиться счастливо.

Забыть друг о друге могут только любовники, любившие недостаточно сильно, чтобы возненавидеть друг друга.

Колонка в газете - ежеутренний заменитель бессмертия.

Марк Твен мой любимый писатель, по трем причинам: он писал хорошо, он меня развлекает и он уже умер.

Не судите человека по его друзьям; не забудьте, что у Иуды друзья были безукоризненны.

Мир - прекрасное место. За него стоит бороться.

Первая панацея для плохо управляемой страны - валютная инфляция, вторая - война; обе приносят временное процветание, обе приносят окончательную гибель.

Счастье - это крепкое здоровье и слабая память.

То, что писатель хочет сказать, он должен не говорить, а писать.

Тот, кто щеголяет эрудицией или ученостью, не имеет ни того, ни другого.

Фашизм - это ложь, изрекаемая бандитами.

Хорошая проза подобна айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой.

Человек - единственное животное, которое умеет смеяться, хотя как раз у него для этого меньше всего поводов.

Человека можно уничтожить, но его нельзя победить.

Полезные сервисы

эрнестина

Орфографический словарь

Синонимы к слову эрнестина

сущ., кол-во синонимов: 1

имя (1104)

Грамматический словарь

Словарь имён и отчеств

Сканворды для слова эрнестина

Полезные сервисы

эрнестка

Словарь русских имен

Полезные сервисы

эрнесто

эрни

Сканворды для слова эрни

Полезные сервисы

эрни (erni) ханс

эрни ханс

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

эрно

Сканворды для слова эрно

Полезные сервисы

эрнст

Орфографический словарь

Синонимы к слову эрнст

сущ., кол-во синонимов: 1

имя (1104)

Грамматический словарь

Эрнст мо

Словарь имён и отчеств

Сканворды для слова эрнст

Полезные сервисы

эрнст (ernst) генрих вильгельм

эрнст (ernst) макс

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

эрнст (ernst) пауль

эрнст (ernst) ричард

эрнст австрийский

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

эрнст генрих шпитцнер

эрнст и ёпрст

эрнст макс

Энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

ЭРНСТ Макс (Ernst, Max)

(1891-1976), немецкий, французский и американский живописец и скульптор, основатель дадаизма, один из ведущих сюрреалистов и создателей техники коллажа. Макс Эрнст родился в городке Брюль в Германии 2 апреля 1891. В 1908-1914 параллельно с занятиями живописью и литературой изучал философию, психологию и историю искусства в Боннском университете. В 1919 в Кельне участвовал в создании группы дадаистов - приверженцев движения, возникшего тремя годами ранее в Цюрихе среди художников, писателей и критиков, разочарованных войной и стремящихся опровергнуть установленные общественные, моральные и художественные ценности. В том же 1919 художник создал свои первые коллажи. Для них он брал гравюры из научных изданий и старых каталогов, рекламные проспекты и плакаты, страницы популярных романов и т.п. Сюжет, изъятый из своего контекста и перенесенный в абсурдное окружение, превращался в сюрреалистический образ. Эрнст делал целые серии таких работ, например "роман в коллаже" Стобезголовая женщина (1929), состоящий из 149 композиций. В 1922 Эрнст переехал в Париж, где жил до начала Второй мировой войны. В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм - направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством "автоматизма" или техники свободных ассоциаций. В поисках техники, которая была бы более зависима от случая, чем коллаж, Эрнст изобрел фроттаж - перевод на бумагу текстуры какой-либо грубой или шероховатой поверхности. Например, лист помещался на необструганное дерево и протирался грифелем или углем; в результате на нем получалось изображение, напоминающее какую-либо узнаваемую форму, Эрнст дорисовывал его краской. Художник использовал и другие автоматические техники, например, брызгал краской на полотно или клал две только что написанные картины одну на другую и получал новые неожиданные рисунки на обоих холстах. Часто эти мотивы перерабатывались в какой-нибудь первобытный пейзаж с фактурой, напоминающей растительные формы, клубки переплетенных корней, лаву или стоячую воду. Художник населял такие пейзажи причудливыми существами, напоминающими дриад, морских коньков и насекомых. В 1941 Макс Эрнст приехал в США и сначала поселился в Нью-Йорке, а затем в Аризоне. В 1951 он создал серию миниатюрных пейзажей Аризоны, некоторые из них были размером с почтовую марку; он назвал их "картинами-микробами". В 1951 художник вернулся в Париж, где в 1959 Музей современного искусства организовал ретроспективную выставку его работ. Такие же выставки прошли и в Нью-Йорке: в Музее современного искусства (1961), в Еврейском музее (1966) и в музее Соломона Гуггенхейма (1975). В 1948 вышла его книга За пределами живописи. Умер Эрнст в Париже 1 апреля 1976.

ЛИТЕРАТУРА

Диль Г. Макс Эрнст. М., 1995

Полезные сервисы

эрнст пауль

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

эрнст рихард

эрнст ричард

эрнст тельман

эрнст теодор амадей гофман

эрнст фейхтерслебен

Афоризмы

Полезные сервисы

эрнст экштейн

эрнст энд андерсон

эрнстер (ernster) ларс

эрнстер ларс

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

эрнстит

Синонимы к слову эрнстит

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы