Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

аббатство

Энциклопедия Кольера

АББАТСТВО - или монастырь, сгруппированные вокруг церкви монастырские здания, в которых помещается монашеская община.

Происхождение. Начиная со времен раннего христианства, прежде всего на

территории Египта, верующие собирались вокруг места, где обитал человек, славившийся своей святостью, строили кельи рядом с его обителью и добровольно подчинялись установленным правилам жития. Постепенно такие общины верующих посвящали себя служению Богу. Уже в 6 в. в Италии возник первый монашеский орден - бенедиктинский, а к 8 в. его монастыри были учреждены по всей Западной Европе. К началу 12 в. многие аббатства располагали огромными богатствами и властью. Они управляли обширными землями и возводили величественные здания монастырских церквей и другие постройки.

Развитие монастырской архитектуры. Монастыри собирали в черте своих стен все необходимое для существования общины, и аббатство становилось чем-то вроде укрепленного города, где имелись сады, мельницы, конюшни, мастерские и прочие служебные постройки, необходимые для натурального монастырского хозяйства. Поскольку в монастыре могли обитать как монахи, так и миряне, в архитектуре монастыря предусмотривалось их отделение друг от друга. По мере развития монастырской системы аббатства превратились в строго упорядоченные комплексы зданий, среди которых были монашеские кельи, больницы, трапезные, библиотеки, залы капитула (собрания членов монашеского ордена) и прочие вспомогательные постройки, расположенные вокруг клуатра (внутренний двор, окруженный с четырех сторон галереями) и четко ориентированные в отношении церковного здания. Аббату полагались отдельные покои. Со всех сторон аббатство окружали принадлежавшие ему угодья. Конечно, такая композиция варьировалась в соответствии с индивидуальным уставом аббатства; аббатства разных орденов имели своеобразные черты в планировке и другие архитектурные особенности. Существует архитектура цистерцианского ордена, архитектура картузианцев; иезуитский орден обычно предпочитал использовать барочный стиль. Поскольку монастырские здания неоднократно перестраивались, в монастырях редко встречаются более древние строения, и если мы их обнаруживаем, то в основном благодаря археологическим изысканиям. Так, во многих английских аббатствах проглядывают черты готического стиля, а в аббатстве Фаунтейнз чувствуется присутствие ранних романских форм. Монастырская архитектура надолго пережила Средневековье: блистательный монастырь Чертоза близ Павии и колоссальный ансамбль Эскориала в полусотне километров от Мадрида были возведены в эпоху Возрождения.

Ранние бенедиктинские монастыри. Санкт Галлен. Аббатство Монте Кассино, учрежденное в 529, - старейшее в Европе, однако оно неоднократно подвергалось разрушениям (последний раз в 1944) и сильно перестраивалось, так что от ранних построек почти не осталось следов. Выполненный ок. 820 и сохранившийся в рукописи план аббатства Санкт Галлен в Швейцарии дает обширную информацию о характере бенедиктинской архитектуры. На нем видна типичная церковь с т.н. двусторонней ориентацией (главной западной апсиде противостоит восточная контрапсида на противоположном конце здания), окруженная строго упорядоченными строениями, среди которых были мастерские, мельницы, обжиговая печь, сельскохозяйственные постройки, кладбище, кухня, пекарня, пивоварня, а также клуатр с привычно соседствующими дормиторием (спальным помещением) и трапезной, скрипторий (мастерская писцов), больница, школа, странноприимный дом. Этот план следовал бенедиктинскому правилу, в соответствии с которым комплекс аббатства должен включать все необходимое для жизни, избавляя тем самым монахов от необходимости выходить за пределы огороженной территории.

Аббатства цистерцианцев. Фоссанова. Цистерцианцы, обособившаяся ветвь бенедиктинского ордена, внесли идею простоты и в свой монастырский устав, и в архитектуру аббатства. Монастырь Фоссанова в Италии, основанный в 1135, типичен для этого ордена. Лаконичная по формам готическая церковь, крестообразная в плане, имеет прямоугольное завершение алтарной части; с одной стороны к ней примыкает клуатр с трапезной и залом капитула, с другой - кладбище. Больница, гостиница, сельскохозяйственные постройки и сады свободно располагаются на территории, окруженной монастырскими стенами.

Клерво. Ту же непринужденность в расположении построек можно заметить и в ансамбле большого цистерцианского аббатства Клерво во Франции (основано ок. 1115). Для архитектурных форм Клерво характерна разумная простота замысла и строгая функциональность. Принято считать, что представители этого аскетического по духу ордена специально выбирали для своих монастырей труднодоступные или неприветливые места. В цистерцианских аббатствах было запрещено строить башни, башенки, применять витражные окна и прочие излюбленные в ту эпоху украшения.

Фаунтейнз. Монастырь цистерцианцев на реке Скелл в Англии, основан ок. 1132. Его простой план был впоследствии изменен. Подобно собору в Дареме, просторная монастырская церковь в Фаунтейнз имела восточный трансепт, выстроенный аббатом Джоном Кентским в 1220-1227. Еще одним отступлением от цистерцианского принципа простоты стала башня над северной частью трансепта, построенная аббатом Хьюби в 1494-1526. К западной стороне клуатра примыкал ряд т.н. галерей - сводчатых складских помещений с кельями на втором этаже; они тянулись через Скелл и продолжались на другом его берегу. Трапезная была пристроена к клуатру с юга, а зал капитула с монашескими кельями над ним - с востока. Дом аббата, одна из крупнейших резиденций такого рода в Англии, находился в восточном углу участка, где большая часть постройки оказалась над рекой и была поставлена на арочные конструкции. Зал приемов представлял собой великолепное помещение размером 52х21 м, которое могло поспорить пышностью как с главными залами крупнейших феодальных замков, так и с залом королевского Вестминстерского дворца в Лондоне. Два ряда образующих аркады столбов, по девять столбов в каждом ряду, делили внутренний объем зала на три части.

Поздние бенедиктинские аббатства. Многие ныне существующие в Англии соборы были когда-то возведены при монастырях, секуляризованных в ходе реформ Генриха VIII. Именно поэтому наряду с громадой самого храма в их комплекс входят клуатр, зал капитула, библиотека и прочие монастырские строения, впоследствии приспособленные к новым потребностям. Среди бывших бенедиктинских аббатств - знаменитые соборы в Кентербери, Честере, Дареме, Или, Глостере, Норидже, Питерборо, Рочестере, Уинчестере и Вустере.

Вестминстер. Вестминстерское аббатство, также обязанное своим появлением бенедиктинцам, было основано св. Дунстаном в 10 в. Черты французской архитектуры обнаруживаются как в планировке здания (наличие т.н. "шеве", сильно развитой, с гирляндой апсид, восточной части собора вокруг алтаря, а в начале 16 в. здесь была пристроена еще и капелла Генриха VII), так и в его устремленности вверх (средний неф - самый высокий в Англии). Хотя аббатство оказалось в центре современного Лондона, уцелели и клуатры, и трапезная, и зал капитула, и погреба. Сооружение сохраняет следы всех строительных периодов начиная с норманнского и кончая реставрационными работами, которые осуществил в 1892 Гилберт Скотт. Знаменитые своды капеллы Генриха VII с подвесными элементами уже никак не связаны с архитектурой бенедиктинского ордена.

<a href='/dict/вестминстерское' class='wordLink' target='_blank'>ВЕСТМИНСТЕРСКОЕ</a> <a href='/dict/аббатство' class='wordLink' target='_blank'>АББАТСТВО</a> (<a href='/dict/лондон' class='wordLink' target='_blank'>Лондон</a>)

ВЕСТМИНСТЕРСКОЕ АББАТСТВО (Лондон)

Клюни. Аббатство Клюни на востоке Франции было особенно значительным центром бенедиктинского ордена. Основанное в 910, оно долгое время являлось крупнейшим монастырем в Европе. Монастырь был разрушен в ходе гонений на бенедиктинский орден в 1790. Около 1040 комплекс монастыря включал простую трехнефную церковь с трансептом, "шеве", нартексом и атрием. С одной стороны к церкви примыкал клуатр, с другой - кладбище для мирян. Вокруг клуатра размещались погреба, кухня, трапезная, а также зал капитула и сводчатое помещение, над которыми находились монашеские кельи. Кельи послушников, баня, пекарня, больница и всевозможные ремесленные мастерские располагались вокруг других дворов. Весь монастырский комплекс был окружен стенами, а вход укреплен воротами, по обе стороны от которых находились конюшни и странноприимный дом. Вторая монастырская церковь (ок. 955-981) была выстроена в формах местного романского стиля, с массивной, квадратной в плане башней у средокрестья. Оба помещения ризницы имели выход наружу. По концам трансепта и с боков входного портика были возведены не столь высокие башни. Третья по времени возведения, наиболее крупная церквь Клюни представляла собой великолепную пятинефную постройку с удвоенным трансептом и "шеве" с пятью радиально расходящимися капеллами в восточной части.

вв. центр движения за реформирование Римско-католической церкви." alt="ГОРОД КЛЮНИ И КЛЮНИЙСКОЕ АББАТСТВО, в 11-12 вв. центр движения за реформирование Римско-католической церкви.">

ГОРОД КЛЮНИ И КЛЮНИЙСКОЕ АББАТСТВО, в 11-12 вв. центр движения за реформирование Римско-католической церкви.

Картузианские аббатства. Картузианский орден, учрежденный св. Бруно ок. 1084, основал свой главный монастырь во Франции, в Шартрезе, пустынном и неприветливом месте неподалеку от Гренобля. Устав ордена предусматривал жизнь в одиночестве и молчании, поэтому каждому монаху полагалась отдельная келья. Планировка монастыря - единственная в своем роде. Постройки аббатства Гранд Шартрез расположены внутри мощных, усиленных по углам сторожевыми башнями стен, почти совершенно симметрично. По оси комплекса располагалась церковь, окруженная обычными монастырскими строениями; позади нее помещались обособленный обширный клуатр и кладбище, окруженные по периметру кельями. Дом настоятеля, гостиница, риги и амбары, пекарня и мастерские находились перед церковью на внешнем дворе или рядом с воротами. Каждая келья состояла из трех небольших помещений: комнаты для дневного пребывания, отапливавшейся зимой, спальни с кроватью, скамьей, столом, книжными полками и кладовой. К каждой келье примыкал небольшой сад, возделываемый ее обитателем. Еда передавалась через маленькое окошко, и добровольный узник был во всех отношениях защищен от шума и прочих вещей, которые могли помешать размышлениям. Настоятель имел возможность наблюдать за садиками, оставаясь невидимым для монахов. Эти основные принципы монастырского устройства неукоснительно соблюдалась в картузианских учреждениях Западной Европы.

Прочие ордена. Доминиканцы, францисканцы, кармелиты и иные ордена также выработали собственные уставные правила. Принципиальное отличие их заключалось в том, что, будучи проповедническими, эти ордена нуждались в более крупных церквах.

Полезные сервисы

сорокин питирим александрович

Энциклопедический словарь

Соро́кин Питирим Александрович (1889-1968), социолог. Один из лидеров партии эсеров, в 1917 личный секретарь А. Ф. Керенского. С 1918 преподавал в Петроградском университете, в 1922 выслан из России. С 1923 в США, профессор в Миннесоте (1924) и Гарварде (1929-59), президент Американской социологической ассоциации (1964). Рассматривал исторический процесс как циклическую смену типов культуры. Один из родоначальников теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Основные сочинения: «Преступление и кара, подвиг и награда» (1914), «Система социологии» (т. 1-2, 1920), «Социальная и культурная динамика. Исследование смены основных систем искусства, знания, этики, права и социальных отношений» (т. 1-4, 1930-37), «Россия и США» (1944), «Основные черты русской нации в XX столетии» (1967).

* * *

СОРОКИН Питирим Александрович - СОРО́КИН Питирим Александрович (1889-1968), социолог. Родился в России. Лидер правых эсеров; с 1920 профессор Петроградского университета. С 1922 в эмиграции. С 1930 профессор Гарвардского университета. Исторический процесс рассматривал как циклическую смену основных типов культуры, в основе которых интегрированная сфера ценностей (см. ЦЕННОСТЬ), символов (см. СИМВОЛ). Утверждая, что современная культура переживает общий кризис, Сорокин связывал его с развитием материализма и науки и выход видел в развитии религиозной «идеалистической» культуры. Один из родоначальников теорий социальной стратификации (см. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯсоциальной мобильности (см. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ).

* * *

СОРО́КИН (Sorokin) Питирим Александрович (21 января 1889, с. Турья Яренского уезда Вологодской губ. - 11 февраля 1968, Уинчестер, шт. Массачусетс, США), русско-американский социолог и социальный мыслитель. С его именем связаны идеи интегральной социологии, концепция социальной стратификации (см. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ), теория социокультурной динамики.

Жизнь и творчество в России

Отец Сорокина, Александр Прокопьевич Сорокин, занимался церковно-реставрационными работами. Мать, Пелагея Васильевна, зырянка из крестьянской семьи. В 1904 Сорокин, окончив с отличием Гамскую двуклассную школу, продолжает обучение в ХреновскойКостромской губернии) церковно-учительской школе. Еще в ранней юности Сорокин увлекся республиканскими, демократическими и социалистическими идеями и примкнул к эсеровской партии. В 1906 он был впервые арестован и помещен в тюрьму в Кинешме. Там он познакомился с трудами классиков революционной (Лавров (см. ЛАВРОВ Петр Лаврович), Михайловский (см. МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович), Чернов (см. ЧЕРНОВ Виктор Михайлович), Маркс (см. МАРКС Карл), Ленин (см. ЛЕНИН Владимир Ильич), Плеханов (см. ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович) и др.) и социально-философской мысли (Толстой (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич), Дарвин (см. ДАРВИН Чарлз Роберт), Спенсер (см. СПЕНСЕР Герберт), Конт (см. КОНТ Огюст) и др.). В 1907 освободился из тюрьмы и в 1909, сдавВеликом Устюге) экстерном экзамены за гимназию, поступил в Психоневрологический институт в Петербурге. Среди его профессоров были известные Е. В. Де-Роберти (см. ДЕ-РОБЕРТИ Евгений Валентинович) и М. М. Ковалевский (см. КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович), которые оказали громадное влияние на формирование творческой индивидуальности Сорокина. Через год он перевелся на юридический факультет Петербургского университета, где учился у выдающегося русского правоведа Л. И. Петражицкого (см. ПЕТРАЖИЦКИЙ Лев Иосифович). В период обучения Сорокин публикует рецензии, эссе, обзоры современной зарубежной философской и социологической литературы. В 1914 опубликована его первая монография «Преступление и кара, подвиг и награда», в которой Сорокин на основе богатого эмпирического материала пытается построить интегральную концепцию общественного поведения и морали.

В феврале 1913 Сорокин вновь арестован за принадлежность к левой эсеровской организации, однако был освобожден по ходатайству М. М. Ковалевского. Через год, окончив университет, он был оставлен при кафедре уголовного права и судопроизводства для подготовки к профессорскому званию. В 1915 сдал магистерские экзамены, в январе 1917 получил звание приват-доцента Петроградского университета.

После Февральской революции Сорокин принимал активное участие в работе Временного правительства, был личным секретарем А. Ф. Керенского (см. КЕРЕНСКИЙ Александр Федорович). Кроме того, он редактировал эсеровские газеты «Дело народа» и «Воля народа». Он публикует ряд ярких социально-политических памфлетов, в частности, «Автономия национальностей и единство государства», «Формы правления», «Проблема социального равенства», «Сущность социализма» и др.

2 января 1918 Сорокин как депутат Учредительного собрания был арестован большевиками. Он публикует открытое письмо, где констатирует фиаско эсеровской программы и заявляет о разрыве с этой партией. Ленин в статье «Ценные признания Питирима Сорокина» расценил это заявление как доказательство большевистского успеха. Сорокин порывает с политикой и целиком отдается научной и преподавательской деятельности, читает лекции в Университете при Петроградском психоневрологическом институте, в Сельскохозяйственном институте, Институте народного хозяйства, на всевозможных обучах, ликбезах и т. п. В 1920 он избран руководителем кафедры социологии при факультете обществознания Петроградского университета, пишет популярные учебники по социологии и праву. Вершиной его творчества русского периода стала двухтомная «Система социологии» (1920).

Летом 1922 прокатилась волна репрессий (см. РЕПРЕССИЯ) против научной и творческой интеллигенции, обвиненной в нелояльном отношении к советской власти. Вскоре около 200 выдающихся представителей русской интеллигенции были высланы (см. ВЫСЫЛКА ЗА ГРАНИЦУ) за границу. 23 сентября 1922 тридцатитрехлетний Сорокин и его жена, Елена Петровна Баратынская, навсегда покинули Россию. После непродолжительного пребывания в Берлине Сорокин по приглашению президента Чехословакии Т. Масарика (см. МАСАРИК Томаш) отправляется в Прагу, где читает лекции и готовит к изданию свои научные труды.

Жизнь и творчество в США. Основатель американской социологии

Осенью 1923 Сорокин переезжает в США, где читает лекции в Миннесотском университете. В 1924 выходит его книга «Листки из русского дневника» с описанием и анализом российских событий в январе 1917 - сентябре 1922. Поначалу в США Сорокина встретили с недоверием. Преодолеть недоброжелательное к себе отношение ему удалось только после опубликования ряда фундаментальных работ: «Социология революции» (1925), «Социальная мобильность» (1927), «Современные социологические теории» (1928), «Основания городской и сельской социологии»соавторстве с К. Циммерманом, 1929), трехтомная «Систематическая антология сельской социологии (1930-1932). Эти труды принесли Сорокину мировую известность. В 1930 Сорокин становится деканом социологического факультета Гарвардского университета (занимал эту должность до 1959). Он приглашает на факультет в качестве профессоров К. Циммермана, Т. Парсонса (см. ПАРСОНС Толкотт) и других известных социологов. Получив от Гарвардского университета четырехгодичный грант в 10 тыс. долларов, он издает (по тому в год) беспрецедентный по объему и эмпирическому охвату труд «Социальная и культурная динамика». К этой работе он привлекает многих из русских ученых-эмигрантов, а также своих гарвардских учеников (среди них Р. Мертона (см. МЕРТОН Роберт Кинг)). После ее выхода реакция на книгу была неожиданной: в научной печати появились отрицательные рецензии. Сорокин адаптирует для массового читателя «Динамику», написав «Кризис нашего времени» (1941) - наиболее часто переводимую и читаемую книгу ученого. Через год появляется «Человек и общество в бедствии», в 1951 - «СОС: значение нашего кризиса». В 1950-х гг. в творчестве Сорокина доминируют темы кризиса и альтруистической любви: «Социальная философия в век кризиса», «Альтруистическая любовь» (1950), «Изыскания в области альтруистической любви и поведения» (1950), «Пути и власть любви» (1954), «Американская сексуальная революция» (1957), «Власть и нравственность» (1959). В эссе «Взаимное сближение Соединенных Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу» он утверждает, что если человечество сможет избежать новых мировых войн, то господствующим типом возникающего общества и культуры будет не капиталистический и не коммунистический тип, а интегральный, объединяющий большинство позитивных ценностей и освободившийся от серьезных дефектов каждого типа.

Последние книги Сорокина - «Причуды и недостатки современной социологии и смежных наук» (1956), «Современные социологические теории» (1966) - продемонстрировали силу и глубину его логико-критического ума. В 1964 75-летнего Сорокина, одного из основателей американской социологии, избирают председателем Американской социологической ассоциации. После двухлетней тяжелой болезни Сорокин скончался 11 февраля 1968 в своем доме на Клифф-стрит в Уинчестере (шт. Массачусетс). После его смерти Американская социологическая ассоциация учредила ежегодную премию имени Сорокина за лучшую книгу по социологии.

Cоциальная стратификация и мобильность

Взгляды Сорокина на протяжении всей его жизни отличались цельностью. Его научные принципы были сформулированы в «Системе социологии». По Сорокину, теоретическая социология распадается на три основных раздела: 1) социальную аналитику (социальную анатомию и морфологию); 2) социальную механику (ее объект - социальные процессы); 3) социальную генетику (теория эволюции общественной жизни). Модель социального явления включает в себя 3 элемента: индивиды, акты (действия) и проводники общения (символы интеракции - язык (см. ЯЗЫК (естественный)), письменность (см. ПИСЬМЕННОСТЬ), музыка (см. МУЗЫКА (вид искусства)), искусство (см. ИСКУССТВО (художественное творчество)), деньги (см. ДЕНЬГИ) и т.п.). Взаимодействие может быть антагонистическим или солидаристическим, односторонним или двусторонним, шаблонным или нешаблонным.

В работе «Социальная мобильность» (см. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ) Сорокин впервые обосновал различие между горизонтальной (переход из одной социальной группы в другую на одном и том же уровне общественной стратификации) и вертикальной мобильностью (перемещение индивида - восходящее или нисходящее - из одного слоя в другой - социальный подъем и социальный спуск), проанализировав средства и каналы ее достижения. Он аргументировал тезис о том, что социальная мобильность - естественное состояние общества. Вертикальная мобильность осуществляется в рамках трех форм социальной стратификации (см. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ): внутрипрофессиональная или межпрофессиональная, политическая и продвижения по «экономической лестнице». При продвижении возникают препятствия в виде «сит», в которых и заключен механизм социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным стратам. Они, как правило, совпадают с основными каналами вертикальной мобильности (школой, армией, церковью, семьей и браком, профессиональными, экономическими и политическими организациями). Мобильность в нормальные периоды эволюции общества и в периоды кризисов различается, так как происходят изменения в системе «сит». В истории человеческого общества нет постоянной тенденции ни ко всеобщему равенству, ни к чрезмерной дифференциации (см. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (разделение на части)). Постоянная тенденция социальной пирамиды к возвышению дополняется не менее постоянной (но действующей импульсивно) тенденцией к уравниванию. Когда экономическая или социальная пирамида слишком удлиняется, вступают в действие «противосилы»: революции (см. РЕВОЛЮЦИЯ), перевороты и другие социальные катаклизмы, которые как бы «отсекают» вершину пирамиды, превращая ее на какое-то время в трапецию. Затем эти силы уступают место тенденции к дифференциации, что опять ведет к росту пирамиды, и так до бесконечности. Линии общественного развития наиболее адекватно соответствуют синусоиде.

Социология революции

Эта концепция легла в основу представлений Сорокина о роли революций в жизни общества. Первичной и всеобщей их причиной он считал рост социальной дифференциации и неравенства, усиливающий подавление «базовых инстинктов» масс и подталкивающий их к революционным действиям. Постоянный эффект любого общества заключается в том, что оно отстает в распределении благ для членов в соответствии с их личными качествами и способностями. Этот дефект дополняется биоантропологическими и демографическими факторами, что приводит к постепенному увеличению в страте людей, не соответствующих занимаемой ими социальной позиции. В высшей страте собирается большая группа неспособных, вялых, дегенеративных индивидов, которые в соответствии с этими качествами должны перейти в низшую страту. В низшей же накапливается масса талантливых, энергичных людей, которые так же «социально» не на своем месте.

Если в обществе не функционируют нормально каналы вертикальной мобильности, позволяющие безболезненно разрешить этот конфликт, оно расплачивается социальной революцией. На первой фазе все «талантливые и энергичные люди» из низшей страты переходят в высшую, но вместе с ними в условиях хаоса туда попадает и много неспособных людей. Из высшей страты удаляются не только дегенераты, но и таланты. На втором этапе наступает период реакции (см. РЕАКЦИЯ (политическая)) как неизбежное следствие всякой революции. Ошибочно «сброшенные» таланты возвращаются наверх. Постепенно вновь образуется стабильная стратификация.

Социокультурная динамика

С проблемами стратификации связано учение Сорокина о социокультурной динамике. Основой концепции является рассмотрение общества и культуры как единого социокультурного феномена - суперсистемы. На базе огромного эмпирико-статистического изучения искусства, науки, религии и права Сорокин делает вывод о существовании трех основных суперсистем, периодически сменяющих друг друга в истории: идеациональной, идеалистической и чувственной. Для идеационального типа культуры характерна всесторонняя ориентация на трансцендентные (потусторонние, или сверхчувственные) ценности. В культуре чувственного типа преобладают ценности материальные. В идеалистическом типе культуры синтезированы ценности обоих типов. Существует также и четвертый тип культуры, характерный для эпохи упадка, где ценности трех основных типов эклектически сосуществуют, не образуя органической интеграции.

Центральным понятием выступает ценность (см. ЦЕННОСТЬ). Каждый тип культуры, по Сорокину, имеет свой, имманетный ему, закон развития и свои «пределы роста». Это и есть социокультурная динамика. Преобладающая в той или иной эпохе система ценностей образует основополагающую для этой динамики детерминанту (см. ДЕТЕРМИНАНТ), определяющую природу данного искусства, философии, религии, этики, экономики и политических отношений.

Сорокин расценивал современную эпоху как эпоху кризиса чувственной культуры, которая, однако, вовсе не есть смертельная агония западной цивилизации (как у О. Шпенглера (см. ШПЕНГЛЕР Освальд)), а определенный этап на пути перехода к новой, идеациональной культуре. Время перехода отличается культурной поляризацией общества, когда часть людей «ментально и морально дезинтегрируется». Поэтому в такие эпохи на первый план выступает необходимость сплочения сил «позитивного полюса», способствующего сохранению системы ценностей, основанной на «чувстве нравственного долга и Царства Божия». Ускорить приход идеациональной культуры может распространение в мире идей альтруистической любви.

Полезные сервисы

уэссекс

Энциклопедический словарь

Уэ́ссекс (Wessex), королевство, сложившееся (в VI в.) в ходе англосаксонского завоевания Британии. В IX в. короли Уэссекса объединили под своей властью большую часть англосаксонских королевств (страна стала называться Англией).

* * *

УЭССЕКС - УЭ́ССЕКС (англ. Wessex, от др.-англ. West Saxon), одно из королевств англосаксонской Англии, представители правящей династии которого в 972 стали королями всей страны. Первоначально Уэссекс занимал территории современных графств Гемпшир, Дорсет, Уилтшир, Сомерсет и южный Эйвон. Со временем эта земля расширилась на север по течению р. Темзы и включила в себя Девон и Корнуолл.

Уэссекс вырос из двух поселений: одно было основано, согласно Англосаксонской хронике, Седриком и его сыном или внуком, Синриком, которые высадились в Гемпшире в 494 или 495 и стали королями в 500 или в 519; другое, известное только по археологическим свидетельствам поселение находилось в верховьях Темзы и было, вероятно, заселено с северо-востока. Хроника сообщает, что эта территория была в руках британцев с 571, когда Катвульф (возможно, представитель королевской семьи западных саксов) захватил ряд земель; археологические свидетельства доказывают существование более раннего поселения на этом месте.

Известно лишь несколько эпизодов эпохи ранних завоеваний Уэссекса: завоевание Седриком и Синриком Айл оф Уайта, острова и графства на южном побережье Англии, в 530; битвы Синрика при Солсбери в 552 и при Барбери Касл в 556; победа преемника Синрика, Кеалвина (правил в 560-592, был упомянут Бедой Досточтимым (см. БЕДА Достопочтенный) как второй английский король, который властвовал над всей Британией), при Дираме (Глостершир) в 577, приведшая к захвату новых земель, в том числе и Глостера; битва Кеалвина в месте, называемом Фетханлеаг (возможно, в северном Оксфордшире) в 584.

Победив Этельберта, короля Кента (см. КЕНТ (королевство)), при Виббандуме в 568 и распространив власть Уэссекса на север от Темзы, Кеалвин был изгнан собственным племянником Сеолом (Кеолом), правившим страной в течение 5 лет. Сеолу наследовал его брат Сеолвульф (Кеолвульф) (597-611), затем - сын Сеола Синегилис (611-643), первый христианский король Уэссекса. В течение этого периода Уэссекс подвергался давлению со стороны Нортумбрии (см. НОРТУМБРИЯ) и Мерсии (см. МЕРСИЯ). Синегилис и его сын утратили часть территории на северо-востоке (так называемый Хвисс), захваченной королем Мерсии Пендой.

Синегилису наследовал его сын Сенвал (643-672); когда он отверг свою жену, сестру Пенды, могущественный король Мерсии отправил его в ссылку (645-648) в Восточную Англию. Вернувшись, большую часть своего царствования Сенвал провел в сражениях с мерсийцами, и преемники Пенды отняли у него южный Гемпшир и Айл оф Уайт. Эти регионы оставались под контролем Мерсии с 661 по 686, и, согласно «Истории» Беды Досточтимого, Уэссекс временно был разделен между мелкими королями после смерти Сенвала (похоронен в основанном им соборе в Уинчестере). После этого около года (673) королевством управляла его вдова, Сеаксбург, единственная подлинно известная англосаксонская королева.

Расширяя свою территорию на запад, короли Уэссекса одержали ряд побед над бриттами (см. БРИТТЫ). Кэдвалла (685-688) вернул Айл оф Уайт и южный Гемпшир, где до 690 существовал саксонский монастырь в Эксетере. Ина (688-726), первый западно-саксонский король, выпустивший свод законов, поместил свою резиденцию в Шерборне (Дорсет). Прямой мерсийский контроль над частью Уэссекса закончился с вступлением на трон Эгберта (802-839). Опираясь на Девон и Корнуолл, он в 825 разбил Беорнвульфа Мерсийского и получил под постоянный контроль западных саксов Серрея, Сассекса и Кента (см. КЕНТ (королевство)).

Превосходство уэссекских королей окончательно утвердилось в ходе их успешного противостояния данам (датчанам), «Великая армия» которых прибыла на остров в 865 и уничтожила другие англосаксонские королевства, но была остановлена в Уэссексе Этельредом I (865-871) и Альфредом Великим (см. АЛЬФРЕД Великий) (871-899). Альфред в 886 отвоевал Лондон и был признан верховным владыкой всеми англичанами, не покоренными данами. После отвоевания всех территорий, еще принадлежавших данам, в 972, при внуке Альфреда Этельстане, короли Уэссекса стали королями всей Англии.

Полезные сервисы