Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

фонолог

Орфографический словарь

Словарь ударений

Формы слов для слова фонолог

Синонимы к слову фонолог

сущ., кол-во синонимов: 2

Морфемно-орфографический словарь

фон/о́/лог/.

Грамматический словарь

Полезные сервисы

фонологизация

Лингвистика

Фонологиза́ция -

возникновение фонологических различий,

процесс возникновения и усиления новой фонологической оппозиции путём превращения позиционных вариантов

(аллофонов) в самостоятельные фонемы. Суть фонологизации заключается в

превращении слабой позиции в сильную, в выведении аллофонов из

состояния дополнительного распределения (см. Фонема), в превращении синтагматического факта в парадигматический. Так, славянские ⟨к⟩ и ⟨č⟩ в результате первой

палатализации оставались позиционными вариантамипроизносилось

перед гласными переднего, к - перед гласными

заднего ряда) до превращения позиции перед ⟨a⟩ в сильную после перехода

*ē > ā (*krīkētī → *kričati ~ iskāti), именно тогда они стали

самостоятельными фонемами.

Источником фонологизации могут служить: 1) конвергенция с аллофоном другой фонемы; так, в

истории русского языка новая оппозиция (к : č)

усилилась за счёт конвергенции ⟨č1⟩ с ⟨č2⟩,

полученным в результате йотации t + j → č2, ср. «свет» :

«свеча» (

Полезные сервисы

фонологическая компетенция

фонологически

фонологические школы

Лингвистические термины

Научные школы в фонологии XX века, принципиально различающиеся пониманием фонемы:

1) Ленинградская фонологическая школа (Л.В. Щерба, Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич, Л.В. Бондарко) - школа, развивающая идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ ("фонема - психический эквивалент звука") и Л.В. Щербы ("фонема - звуковой тип"), выдвигаящая на первое место акустико-артикуляционную сторону фонемы и рассматривающая фонему как относительно самостоятельную (самодостаточную) единицу языка;

2) Московская фонологическая школа (Р.И. Аванесов, П.С. Кузнецов, В.Н. Сидоров, А.А. Реформатский, М.В. Панов) - школа, развивающая идею И.А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме как "подвижном компоненте морфемы" и рассматривающая фонему как строевую единицу в составе морфемы;

3) Пражская фонологическая школа (Н.С. Трубецкой, Р. Якобсон) - школа, рассматривающая фонему как "пучок дифференциальных признаков", выдвигающая на первое место внутрисистемные отношения между фонемами.

Полезные сервисы

фонологический

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Академический словарь

Орфографический словарь

Формы слов для слова фонологический

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

фонология

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

Гуманитарный словарь

ФОНОЛО́ГИЯ (от греч. φωνή - звук и λόγος - слово, знание) - раздел лингвистики, изучающий план выражения яз., реализуемый только в звуковой форме. Предметом Ф. является не звучащая речь, а ее язык, функции. В состав Ф. входят: изучение системных отношений фонем - дистинктивная Ф.; выделение значимых единиц - кульминативная Ф. и их разграничение - делимитативная Ф. К Ф. относится также изучение системы и функций интонационных единиц, т. е. фонологич. единиц, соотнес. не со словом, а с высказыванием или его компонентами. Все эти обл. вместе образуют экспликативную Ф., к-рой обычно и ограничивается самое широкое представление о Ф. Однако отец Ф., Н. Трубецкой, выделял также апеллятивную Ф., изучающую средства воздействия на слушающего, и экспрессивную Ф., изучающую средства выражения говорящего. Эти обл. объединяют под назв. фоностилистики, они остаются крайне малоизуч. Разделом Ф. часто считается морфонология. Наконец, к ведению Ф. относится изучение графич. перекодировки звукового яз.

Иссл. эволюции фонологич. систем яз. называется диахронич., или ист., Ф.

Ф. возникла как учение о фонеме и долгое время только им и ограничивалась, хотя все назв. аспекты так или иначе присутствуют в теоретич. трудах.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Словарь народов и культуры

Фонология

(phonology), раздел языкознания, изучающий структурные и функц. закономерности звукового строя языка. Осн. положение Ф. гласит, что разл. звуки речи могут рассматриваться как один звук. Напр., звук р в слове pill (пилюля) отличается от звука р в слове spill (осколок) тем, что произносится с придыханием, т.е. сопровождается небольшой возд. струей на выдохе. В англ. яз. это отличие никогда не служит ср-вом различения слов, и говорящие не обращают на него внимания. Ряд звуков, к-рые, т.о., выступают как один звук, называется фонемой. В самом общем плане речь может рассматриваться как чередование фонемных групп, но она еще обладает св-ми, выходящими за пределы одной такой группы, - прежде всего интонацией и тоном. Интонация определяет тональность и мелодику речи, выполняющих разл. грамматические и семантические функции. Тон служит различительным признаком в т.н. тоновых яз., напр. нигеро-конголезских.

Слитно. Раздельно. Через дефис

Орфографический словарь

Словарь ударений

Формы слов для слова фонология

Синонимы к слову фонология

сущ., кол-во синонимов: 3

Идеография

Лингвистика

Фоноло́гия

(от греч. φωνή - звук и λόγος - слово, учение) - раздел языкознания, изучающий структурные и

функциональные закономерности звукового строя языка. Этим фонология

как семиотическая дисциплина отличается от

собственно фонетики, изучающей речь в её физическом, акустико-артикуляционном

аспекте; внутренняя связанность (неавтономность) этих дисциплин

отражается в назывании фонологии функциональной фонетикой (А. Мартине);

иногда термин «фонетика» употребляется как родовой, покрывая то, что

относится к фонологии. Как и другие термины, обозначающие разделы

лингвистики («грамматика», «морфология», «синтаксис»),

термин «фонология» одновременно означает и определённый фрагмент

(ярус) языковой системы, т. е. применяется и

к объекту изучения, и к его научной модели.

В целом можно сказать, что фонология изучает различия и тождество

звуковых элементов языка, значимое в плане выполнения ими трёх

функций - дистинктивной, делимитативной и кульминативной. Важнейшая из

них - дистинктивная (различительная) функция связана с

фонетическим опознаванием и семасиологическим

отождествлением (отличением) значимых единиц

языка - слов, морфем. В соответствии с этим дистинктивная

функция может расщепляться на перцептивную (опознавательную) и

сигнификативную (смыслоразличительную) функции; в сфере

перцептивной функции звуковые элементы связаны отношением

контраста, в сфере сигнификативной функции - отношением оппозиции. Первые принадлежат одному

инварианту в качестве его вариативной области; вторые принадлежат разным

инвариантам. Например, в испанском языке звуки

[b] - [β] и [d] - [ð] находятся в отношении контраста, а [b] - [d] и

[β] - [ð] - в отношении оппозиции. Делимитативная

(разграничительная) функция связана с сигнализацией границ слов и

морфем: звуковые элементы могут использоваться как пограничные

сигналы - положительные (сигнал наличия границы, или стыка) и

отрицательные (сигнал отсутствия границы). Это оказывается возможным

благодаря различным ограничениям на встречаемость тех или иных

звуковых элементов в речевых последовательностях. Например, начало

слова отмечено фиксированным ударением в чешском

языке и кнаклаутом (твёрдым приступом) в немецком языке (примеры положительных пограничных

сигналов); в исходе слова невозможен любой шумный согласный (кроме s) в

древнегреческом языке и долгий гласный в языке

ганда, поэтому шумные согласные в

древнегреческом и долгие гласные в ганда служат отрицательными

пограничными сигналами, указывая на отсутствие конца слова. Единицы,

обозначающие морфемный и словесный стык, называют диэремами

(М. В. Панов). Кульминативная функция состоит в обеспечении

целостности и выделенности слова; это достигается, например,

благодаря ударению или сингармонизму.

Звуковые единицы, изучаемые в фонологии, бывают различных видов в

соответствии с уровнями анализа.

В фонологии различаются 2 уровня - сегментный и суперсегментный (просодический). Сегментный уровень

содержит единицы, выделяемые на основе так называемого двойного

лингвистического членения (сегментации) - с

опорой на план содержания [предложение - синтагма (словосочетание) - словоформа - морфа - фонема] и с опорой на план выражения [фраза - фонетическое слово (речевой такт) - слог - звук]. Единицы

второго ряда в целом выступают по отношению к единицам первого ряда как

их реализация в речи, хотя однозначного соответствия между ними нет.

Суперсегментный уровень содержит единицы, определяемые

относительно сегментных единиц, превышающих минимальную, в связи с чем

говорят о просодии слога, слова, фразы (см. Акцентология).

Основная фонологическая единица сегментного уровня - фонема, образующая минимальный и предельный

линейный элемент языка (для некоторых языков Юго-Восточной Азии

функционально минимальной считается более крупная единица - силлабема, соответствующая в

фонетическом отношении слогу «фонемных» языков); подраздел фонологии,

занимающийся теорией и описанием фонем, иногда называют

фонемикой (этот термин порой неправомерно распространяется

на всю фонологию). Фонемная сегментация речевых

последовательностей - это процедура превращения звукового

континуума в последовательность дискретных единиц, носящая условный

характер, так как фонемы обычно не совпадают с теми физическими

сегментами, которые трактуются как их реализации. Подобно другим

единицам языка, фонемы имеют два способа существования - в системе и в

тексте, в связи с чем различаются фонологическая парадигматика и фонологическая синтагматика (см. Система языковая). Центральное понятие

фонологической парадигматики - оппозиция фонем, фонологической синтагматики -

позиция фонемы в составе семиологических и фонационных единиц: первые (морфемы) являются

контекстом семиотического функционирования фонем, вторые (фонетическое

слово, слог) - контекстом их физической реализации. Позиция в целом

определяется как условие реализации фонем в плане сохранения ими своей

тождественности (отличимости). Существуют 2 типа позиций -

конститутивные (определяющие реализацию фонем в зависимости от их

места в структуре более крупной единицы, например в ударном или

безударном слоге слова) и комбинаторные

(определяющие реализацию фонем в зависимости от их

непосредственного фонетического окружения, например гласные после

твёрдых и мягких согласных в русском языке).

С функциональной точки зрения различаются сильные и слабые позиции, в

зависимости от того, способствуют ли они или затрудняют выполнение

фонемой сигнификативной и перцептивной функции (см. Московская фонологическая школа).

При фонологическом описании языка синтагматическая идентификация

фонем предшествует их парадигматическому упорядочению. Фонемная

идентификация осуществляется на основе позиционного анализа

звуков, приводящего к группировке их в альтернационные ряды (ряды

взаимоисключающих в одной и той же позиции звуков), каждый из которых

представляет отдельную фонему (см. Чередование), и субституционные ряды (ряды

взаимозаменяемых в одной и той же позиции звуков), представляющие разные

фонемы. Например, в формах [дом] - [дама́] и [том] - [тама́] звуки д - т

входят в субституционный ряд, реализуя фонемы [т] - [д], маркирующие

различие слов, а звуки о - а первого слога входят в альтернационный ряд,

образуя позиционные разновидности фонемы [о]. Важное место в

синтагматической фонологии занимает фонотактика - выявление

закономерностей сочетания фонем; эта задача нередко решается с

привлечением аппарата статистического анализа.

Фонологическая парадигматика строится как система фонемных оппозиций,

среди которых выделяются 2 основных типа - дизъюнкции

(противопоставления по нескольким основаниям) и корреляции

(противопоставления по одному основанию). Например, в англ. sin ‘грех’ - win ‘выигратьоппозиция [s] : [w] дизъюнктивна, а в

tale ‘рассказ’ - dale

долинаоппозиция [t] : [d] коррелятивна. Корреляции образуют ядро

фонологической системы, они обычно пропорциональны, т. е.

охватывают целые серии фонем (например, корреляция по глухости -

звонкости), и во многих языках подвержены нейтрализации, т. е. синтагматическому снятию

противопоставленности. Оппозиции могут оцениваться с точки зрения

их функциональной нагрузки, мерой которой является как число

минимальных пар, т. е. число слов (морфем), различаемых только данной

парой фонем, образующих оппозицию, так и число мест (позиций),

занимаемых членами оппозиции в синтагматической цепи.

Анализ оппозиций осуществляется с помощью набора преимущественно

бинарных различительных признаков (РП), физическим субстратом

которых являются артикуляционные и/или акустические свойства звуков (например,

огублённость - неогублённость, резкость - нерезкость и т. п.). По

своему проявлению РП делятся на ингерентные (ограниченные фонемой) и

просодические (проявляющиеся в сегментах,

превышающих фонему). Это деление условно, так как один и тот же признак

может в одном языке быть ингерентным, в другом языке - просодическим

(суперфонемным). Например, долгота - ингерентный РП гласных в немецком языке и просодический (слоговой) - в балтийских языках. В практике лондонской школы многие РП, обычно трактуемые как

ингерентные (аспирация, назализация,

глоттализация и др.), получают супрафонемную трактовку как

просодии.

Существует также функциональная классификация РП на дифференциальные

(обеспечивающие противопоставленность данной фонемы хотя бы

одной другой) и интегральные (не создающие фонемной оппозиции). Один и

тот же признак может быть дифференциальным для одних фонем и

интегральным для других; например, глухость в русском языке

дифференциальна для [к] (есть оппозиция с [г]) и интегральна для [х].

Иногда в аналогичном значении употребляются понятия релевантных

(существенных) - нерелевантных (несущественных) признаков, однако

это не вполне корректно, так как интегральные РП не менее существенны

для описания фонологической системы, чем дифференциальные (это

особенно ясно проявляется, например, при описании фонологической интерференции). В другом аспекте можно

говорить о необходимых и избыточных РП: первые, в отличие от вторых, не

предсказываются автоматически по другим признакам. Например, в русском

вокализме признак огублённости однозначно

предсказывает признак заднерядности (парадигматическая избыточность);

такие отношения признаковой детерминации наблюдаются по языкам и для

синтагматики (фонотактики). В операциональном плане различают

первичные РП (имеющие реальный физический субстрат) и покрывающие РП

(обобщенные признаки, охватывающие несколько первичных). Например, в

концепции Дж. Фоли фигурирует покрывающий РП силы, охватывающий

первичные РП места и способа образования согласных; с помощью таких РП

достигается более чёткая и простая формулировка правил, описывающих

фонетические процессы в синхронии и диахронии. Природа и структура РП,

возможности их иерархического упорядочения в типологическом плане - одна из главных

дискуссионных тем в фонологии 70-80‑х гг. 20 в.

Принципы сегментной фонологии в целом применимы и к суперсегментному

уровню, для которого нет, однако, столь же общепризнанной единицы, как

фонема. Иногда пользуются общим понятием «просодема»,

предлагались более конкретные единицы - интонема (для интонации), тонема (для тона), стронема (для ударения), хронема (для долготы), но в

употреблении остались лишь два первых термина. Трудности выделения

суперсегментных единиц обусловлены тем, что материально они часто

эквивалентны одному признаку (например, долгота, высота тона), тогда

как фонема - всегда комплекс признаков. Закономерности суперсегментного

уровня изучены по языкам меньше, чем сегментного.

Спорным в фонологии является понимание её статуса среди других

разделов лингвистики. Для одних школ и направлений фонология автономна

(лондонская школа, ленинградская

фонологическая школа, американская дескриптивная лингвистика), для других - в той или

иной степени подчинена грамматике (московская фонологическая школа,

генеративная лингвистика); признание

автономности фонологии ведёт к выделению особого раздела - морфонологии со своей единицей - морфонемой. По-видимому, степень

автономности фонологии может ставиться в зависимость от типа языка:

для флективных языков связанность фонологии с

грамматикой более органична, чем, например, для изолирующих.

Фонология зародилась в России в 70-80‑х гг. 19 в., создатель

фонологии - И. А. Бодуэн де Куртенэ (см. Казанская лингвистическая школа); в формировании

общей теории фонологии велика роль Л. В. Щербы, Н. Ф. Яковлева,

Н. С. Трубецкого, Р. О. Якобсона. Как самостоятельная дисциплина

окончательно оформилась в 30‑х гг. 20 в. в Европе (пражская лингвистическая школа, лондонская школа

Д. Джоунза) и в США (как раздел дескриптивной лингвистики). В СССР

сложились две школы - ленинградская (Щерба, Л. Р. Зиндер,

М. И. Матусевич, Л. В. Бондарко и другие) и московская (Р. И. Аванесов,

В. Н. Сидоров, П. С. Кузнецов, А. А. Реформатский, Панов и другие),

основное различие между которыми состоит в том, что для первой в центре

внимания находится различение звуковых оболочек значимых единиц языка, а

для второй - тождество этих единиц. Поэтому идентификация фонем в

ленинградской школе опирается на фонетическую самотождественность,

а в московской - на семиотическую самотождественность фонем как

компонентов морфем. К 30‑м гг. 20 в. относится и зарождение

диахронической фонологии как результата переноса

фонологических принципов в историческую фонетику на базе системного

подхода к языку. Для развития диахронической фонологии первостепенную

роль сыграли работы Е. Д. Поливанова и Якобсона, позже значительный

вклад внёс А. Мартине. В СССР теория диахронической фонологии

развивается в трудах М. И. Стеблина-Каменского, В. Я. Плоткина,

Г. С. Клычкова, М. В. Раевского, а на основе концепции московской

фонологической школы - В. К. Журавлёвым, О. С. Широковым,

Л. Л. Касаткиным. За рубежом в диахроническую фонологию широко

проникли идеи генеративной фонологии, которая в США возникла как

попытка преодоления структуралистского

схематизма и статичности дескриптивной лингвистики. В центре внимания

генеративной фонологии - правила преобразования исходных символов морфем

в фонетическую запись; основная единица, на которой базируются

правила, - РП. Генеративная фонология в её каноничном виде создана

Н. Хомским и М. Халле (1968), но сразу же появились ответвления и

контртеории, подвергающие пересмотру основы генеративизма в

фонологии, в результате чего в 70‑х гг. 20 в. сложилась так называемая

естественная фонология, также представленная различными

течениями. Её основной принцип - ориентация на реального, а не

идеального говорящего, а отсюда - разработка правил, лишённых

абстрактных допущений (так называемых глубинных единиц) и оперирующих наблюдаемыми

элементами. Генеративная и естественная фонология нашли сторонников и

в Европе, но в целом здесь господствуют разновидности фонологии, близкие

к пражской.

Глисон Г., Введение в дескриптивную лингвистику, пер. с

англ., М., 1959;

Мартине А., Принцип экономии в фонетических изменениях,

пер. с франц., М., 1960;

Трубецкой Н. С., Основы фонологии, пер. с нем., М.,

1960;

Новое в лингвистике, в. 2, М., 1962;

Дукельский Н. И., Принципы сегментации речевого потока,

М. - Л., 1962;

Бодуэн де Куртенэ И. А., Избранные труды по общему

языкознанию, т. 1-2. М., 1963;

Основные направления структурализма, М., 1964;

Панов М. В., Русская фонетика, М., 1967;

Пражский лингвистический кружок. Сборник статей, М., 1967;

Поливанов Е. Д., Статьи по общему языкознанию, М.,

1968;

Реформатский А. А., Из истории отечественной фонологии, М.,

1970;

Общее языкознание. Внутренняя структура языка, М., 1972;

Зиндер Л. Р., Общая фонетика, 2 изд., М., 1979;

Бондарко Л. В., Фонетическое описание языка и

фонологическое описание речи, Л., 1981;

Кодзасов С. В., Кривнова О. Ф., Современная

американская фонология, М., 1981;

Касевич В. Б., Фонологические проблемы общего и восточного

языкознания, М., 1983;

Журавлёв В. К., Диахроническая фонология, М., 1986;

Hockett Ch., A manual of phonology, Balt.,

1955;

Firth J. R., Papers in linguistics. 1934-1951,

L.. [1958];

Jones D., The phoneme: Its nature and use,

[3 ed., Camb., 1967];

Chomsky N., Halle M., The sound pattern

of English, N. Y., 1968;

Jakobson R., Selected writings, 2 ed., v. 1, The

Hague, 1971;

Ladefoged P., Preliminaries to linguistic

phonetics, Chi. - L., [1973];

Pilch H., Phonemtheorie, 3 Aufl., Bd 1, Basel,

1974;

Hyman L. M., Phonology: theory and analysis,

N. Y., [1975];

Foley J., Foundations of theoretical phonology,

Camb., 1977;

Hagège C., Haudricourt A., La phonologie

panchronique, P., 1978;

Goldsmith J. A., Autosegmental phonology, N. Y. -

L., 1979;

Altmann G., Lehfeldt W., Einführung in

die quantitative Phonologie, Bochum, 1980;

The structure of phonological representations, pt 1-2,

Dordrecht - Cinnaminson, 1982;

Dauses A., Grundbegriffe der Phonologie.

Synchrone Beschreibung des Phonems und Modelle diachronischer

Betrachtung, Stuttg., 1985;

Dependency and non-linear phonology, L. - [a. o.],

1986.

В. А. Виноградов.

Лингвистические термины

Пятиязычный словарь лингвистических терминов

См. fonologìa.

Морфемно-орфографический словарь

фон/о/ло́г/и/я [й/а].

Грамматический словарь

Грамматологический словарь

Словарь галлицизмов русского языка

Словарь иностранных слов

ФОНОЛОГИЯ (греч., от phone - звук, и logos - слово). Учение о звуках голоса.

Сканворды для слова фонология

Полезные сервисы