Проко́фьев Сергей Сергеевич (1891-1953), композитор, пианист и дирижёр, народный артист РСФСР (1947). Ученик Р. М. Глиэра, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова. В 1918-33 жил за рубежом. В дерзко-новаторских фортепьянных сочинениях 1908-14 («Наваждение», токката, 1-й концерт с оркестром, «Сарказмы») заметна близость молодого Прокофьева антиромантическим идеям раннего русского авангарда. Обогащение гармонии средствами так называемой расширенной тональности XX в. сочетается в зрелых сочинениях с проникновенным лирическим мелосом широкого дыхания, строгой классичностью структур. Оперы «Игрок» (1916), «Любовь к трём апельсинам» (1919), «Огненный ангел» (1927), «Семён Котко» (1939), «Обручение в монастыре» («Дуэнья»; 1940), «Война и мир» (1943; 2-я редакция, 1952), «Повесть о настоящем человеке», балеты «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1921), «Стальной скок» (1927), «Блудный сын» (1929), «На Днепре» (1932), «Ромео и Джульетта» (1936), «Золушка» (1944), «Сказ о каменном цветке» (1950), оратория «На страже мира» (1950), кантата «Александр Невский» (1939), 7 симфоний (1917-52), «Ала и Лолий» («Скифская сюита») для оркестра (1915), симфоническая сказка «Петя и волк» (1936), концерты для инструментов с оркестром, сонаты и циклы пьес для фортепьяно, музыка к фильмам и др. Государственная премия СССР (1943, 1946 - трижды, 1947, 1951), Ленинская премия (1957, посмертно).
* * *
ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич - ПРОКО́ФЬЕВ Сергей Сергеевич [11 (23) апреля, 1891, Сонцовка, ныне село Красное Донецкой области Украины - 5 марта 1953, Москва], русский советский композитор, пианист и дирижер, народный артист России (1947), Ленинская премия (1957, посмертно), Государственная премия СССР (1943, 1946 - трижды, 1947, 1951).
В дерзко-новаторских фортепьянных сочинениях 1908-1914 («Отчаяние», «Наваждение», токката, 1-й концерт с оркестром, «Сарказмы») заметна близость молодого Прокофьева антиромантическим идеям раннего русского авангарда. Обогащение гармонии средствами расширенной тональности 20 века сочетается в зрелых сочинениях с проникновенным лирическим мелосом широкого дыхания, строгой классичностью структур. Оперы «Игрок» (1916), «Любовь к трем апельсинам» (1919), «Огненный ангел» (1927), «Семен Котко» (1939), «Обручение в монастыре» (1940), «Война и мир» (1943; 2-я редакция, 1952); балеты «Ромео и Джульетта» (1936), «Золушка» (1944), «Сказ о каменном цветке» (1950), оратория «На страже мира» (1950), кантата «Александр Невский» (1939), 7 симфоний (1917-1952), симфоническая сказка «Петя и волк» (1936), концерты для инструментов с оркестром, сонаты и циклы пьес для фортепьяно, музыка к фильмам.
Ранний русский период
Прокофьев начал заниматься музыкой с пяти лет. В 1902-1903 брал частные уроки теории и композиции у Р. М. Глиэра (см. ГЛИЭР Рейнгольд Морицевич). В 1904, тринадцати лет, он поступил в Петербургскую консерваторию, где учился у Н. А. Римского-Корсакова (см. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич)(инструментовка), А. К. Лядова (см. ЛЯДОВ Анатолий Константинович)(композиция), А. Н. Есиповой (см. ЕСИПОВА Анна Николаевна) (фортепиано); окончил консерваторию как композитор в 1909, как пианист - в 1914. Первые публичные выступления Прокофьева-пианиста с исполнением собственных произведений относятся к 1908, первые нотные публикации - к 1911, первые зарубежные гастроли - к 1913.
С первых же своих шагов на музыкальном поприще Прокофьев зарекомендовал себя как сторонник шокирующих, «экстремальных» (по меркам начала 20 века) средств выразительности; критика 1910-х годов часто называла его музыкальным футуристом. Музыка раннего Прокофьева проникнута всесокрушающей радостной энергией; в то же время ей не чужд своеобычный, несколько «застенчивый» лиризм. Среди произведений консерваторского периода выделяются «Наваждение» «Токката», Соната № 2 для фортепиано (все - 1912), два Концерта для фортепиано с оркестром (1912, 1913), фортепьянный цикл «Сарказмы» (1914).
В 1914 Прокофьев начал писать балет «Ала и Лоллий» (на сюжет из скифской мифологии) для знаменитой антрепризы С. П. Дягилева (см. ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович). На основе музыки этого балета (который так и не получил сценического воплощения) была создана одноименная симфоническая сюита, первое исполнение которой в Петрограде в начале 1916 сопровождалось грандиозным скандалом, подтвердившим репутацию Прокофьева как музыкального «варвара», «скифа», ниспровергателя традиционных устоев. Экспериментальный характер отличает и оперу «Игрок» по одноименному роману Ф. М. Достоевского (1916, вторая редакция - 1927; премьера оперы состоялась в Брюсселе в 1929), представляющего собой достаточно рискованный опыт музыкальной адаптации прозаического диалога. В других произведениях второй половины 1910-х гг. Прокофьев стремится к большей «общительности» музыкального языка, богатству контрастов, дифференциации выразительных средств. Неповторимый сплав лирики, иронии, юмора, ритмического напора и мелодического изящества придает особое обаяние шедеврам этого периода, таким, как балет «Сказка про Шута, семерых шутов перешутившего» на сюжет русской народной сказки (1915, вторая редакция - 1920; в 1921 балет был поставлен в Париже дягилевской труппой), пять романсов на слова А. А. Ахматовой (1916), симфония № 1 («Классическая»), концерт № 1 для скрипки с оркестром, «Мимолетности» для фортепиано, сонаты №№ 3 и 4 для фортепиано (все - 1917).
В эмиграции
Весной 1918 Прокофьев покинул Россию. До 1922 он жил в США, затем переехал в Этталь (Баварские Альпы), а в 1923 поселился в Париже. Первые годы пребывания за границей были для Прокофьева в высшей степени плодотворными. Среди произведений, написанных в эти годы, комическая опера «Любовь к трем апельсинам» по одноименной пьесе К. Гоцци (1919; поставлена в Чикаго в 1921), пять песен без слов для голоса (или скрипки) и фортепиано (1920), концерт №3 для фортепиано с оркестром (1921), соната №5 для фортепиано (1923). Грандиозным размахом отличается симфония №2 (1924), форма которой смоделирована по образцу монументальной фортепианной сонаты №32 Бетховена; это замечательное произведение все еще остается одним из наименее репертуарных у Прокофьева. «Не повезло» и опере «Огненный ангел» по одноименному роману В. Я. Брюсова; законченная в 1927, эта фантасмагорическая драма впервые прозвучала в Париже в концертном исполнении только в 1954. С другой стороны, симфония №3, созданная в 1928 на материале музыки «Огненного ангела», приобрела широкую известность как одно из наиболее эффектных, оригинально оркестрованных и в то же время глубоких по содержанию произведений композитора. Из опусов середины 1920-х гг. следует упомянуть также балет «Стальной скок» (1925), сюжет которого отражает наивные представления о жизни Советской России, бытовавшие в то время на Западе.
В начале 1927 Прокофьев гастролировал в СССР. Симфонические и камерные концерты его музыки в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе (сам Прокофьев выступал в них в качестве пианиста) прошли с огромным успехом. Возможно, именно тогда у Прокофьева зародилась мысль об окончательной репатриации. В течение последующих нескольких лет его поездки в СССР становились более частыми; и хотя далеко не всегда они проходили безоблачно (в частности, из-за обструкций, которые устраивали Прокофьеву догматики из Всесоюзной Ассоциации пролетарских музыкантов), это не повлияло на стремление композитора связать свою дальнейшую судьбу с Родиной. К тому же период конца 1920-х - начала 1930-х гг. был отмечен в биографии Прокофьева определенной творческой «усталостью» и как следствие явным снижением интереса к его музыке на Западе. Спад в творчестве ощущается в балетах «Блудный сын» (1929, Париж; в 1930 на основе этого балета - последнего из числа написанных по заказу Дягилева - была сочинена симфония №4) и «На Днепре» (1932, Париж), концертах №№4 и 5 для фортепиано с оркестром (1931, 1932), «Симфонической песни» для оркестра (1933).
Значительно больше удавались Прокофьеву произведения, написанные по заказам из СССР - симфонические сюиты «Поручик Киже» (из музыки к одноименному фильму по повести Ю. Н. Тынянова, 1933) и «Египетские ночи» (из музыки к спектаклю московского Камерного театра, 1934). В советской литературе принято считать, что Прокофьев вернулся на Родину в 1933, на самом деле это произошло несколько позднее. Последнее произведение Прокофьева, написанное перед окончательным возвращением в СССР - концерт №2 для скрипки с оркестром (1935), полный счастливых мелодических находок.
По возвращении на Родину
Весной 1936 Прокофьев с семьей обосновался в Москве. В дальнейшем он выезжал за границу (в Европу и США) лишь дважды - в сезоне 1936/37 и 1938/39. Творческая жизнь Прокофьева между 1936 и 1948 отличалась исключительной интенсивностью. В 1936 он практически завершил работу над балетом «Ромео и Джульетта», который был заказан ему в 1934 дирекцией театра им. Кирова в Ленинграде (премьера балета в этом театре состоялась в 1940; мировая премьера прошла в 1938 в Брно, Чехословакия).
В том же 1936 в Московском театре для детей была поставлена симфоническая сказка «Петя и волк». Год спустя Прокофьев представил Комитету по делам искусств свою Кантату к 20-летию Октября - грандиозную фреску для двух хоров и четырех оркестров на слова Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. По существу, это был опыт создания своего рода коммунистической литургии (по своему драматургическому плану Кантата Прокофьева в некоторых отношениях воспроизводит схему католической мессы); но осуществленное Прокофьевым музыкальное воплощение слов классиков марксизма-ленинизма было сочтено идеологически неприемлемым, и Кантата была положена «на полку» (ее первое исполнение, к тому же с купюрами, состоялось в Москве только в 1966). Значительной художественной удачей явилась вторая монументальная кантата Прокофьева «Александр Невский» (1939), созданная на основе музыки к одноименному фильму С. М. Эйзенштейна (см. ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович). На 60-летие Сталина Прокофьев откликнулся кантатой «Здравица», исполнение которой стало кульминационным пунктом юбилейных торжеств. Менее успешной оказалась судьба еще одного приношения Прокофьева на алтарь государственной идеологии - оперы «Семен Котко» по роману В. П. Катаева «Я сын трудового народа» на сюжет из истории Гражданской войны на Украине; поставленная в Москве в 1940, опера подверглась резкой критике и вскоре была снята с репертуара. В 1940 были завершены соната №6 для фортепиано и комическая опера «Обручение в монастыре» по пьесе Р. Шеридана «Дуэнья», премьера которой состоялась в Ленинграде уже после войны, в 1946.
Летом 1941 Прокофьев был эвакуирован на Северный Кавказ, где вскоре написал струнный квартет № 2 (на темы из кабардинского музыкального фольклора). В том же году он начал работать над оперой «Война и мир» по роману Л. Н. Толстого. Работа эта растянулась на 11 лет. В первоначальных редакциях оперы основное внимание уделялось бытовым, семейным мотивам романа, тогда как ее окончательная версия (премьера - Ленинград, 1955, в более полном виде - Москва, 1959) представляет собой грандиозную народно-патриотическую эпопею.
В военные годы Прокофьевым было создано еще одно крупное сценическое произведение - балет «Золушка» (1945, Москва). Среди произведений военных и первых послевоенных лет - симфонии № 5 и 6 (1944, 1947), сонаты № 7, 8, 9 для фортепиано (1942, 1944, 1947), соната для флейты и фортепиано (1943; известна также в скрипичной редакции), соната для скрипки и фортепиано (1938-1946).
Постановлением ЦК ВКП(б) об опере В. И. Мурадели (см. МУРАДЕЛИ Вано Ильич)«Великая дружба» от 10 февраля 1948 музыка Прокофьева, наряду с произведениями других крупнейших советских композиторов, была объявлена «формалистической», «чуждой советскому народу». От этого удара Прокофьев не оправился до конца жизни. Почти все его произведения, написанные после 1948 (опера «Повесть о настоящем человеке», поставлена в Москве в 1960, балет «Сказ о каменном цветке», 1950, поставлен в Москве в 1954, оратория «На страже мира», 1950, симфония №7, 1952) малоудачны, отмечены вымученными попытками «упростить» свой музыкальный язык. Среди немногих исключений - два произведения, написанных в расчете на исполнительский дар молодого М. Л. Ростроповича (см. РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович): соната для виолончели и фортепиано (1949) и симфония-концерт для виолончели с оркестром (1952).
Прокофьев умер в один день со Сталиным. Его смерть почти не была замечена советскими средствами массовой информации. Неуклюжей попыткой советской власти сгладить вину перед композитором стало посмертное присуждение ему Ленинской премии (1957).
Проко́фьев Сергей Сергеевич (18911953), композитор, пианист и дирижёр, народный артист РСФСР (1947). Ученик Р. М. Глиэра, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова. В 191833 жил за рубежом. В дерзко-новаторских фортепианных сочинениях 190814 («Наваждение», токката, 1-й фортепианный концерт, «Сарказмы») близость идеям раннего русского авангарда. Обогащение гармонии средствами так называемой расширенной тональности XX в. сочетается в зрелых сочинениях с проникновенным лирическим мелосом широкого дыхания, строгой классичностью структур. Оперы «Маддалена» (1911; 2-я редакция, 1913), «Игрок» (по Ф. М. Достоевскому, 1916), «Любовь к трём апельсинам» (по К. Гоцци, 1919), «Огненный ангел» (по В. Я. Брюсову, 1927), «Семён Котко» (1939), «Обручение в монастыре» («Дуэнья»; по Р. Шеридану, 1940), «Война и мир» (по Л. Н. Толстому, 1943; 2-я редакция, 1952), «Повесть о настоящем человеке» (по Б. Н. Полевому, 1948); балеты «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1921), «Стальной скок» (1927), «Блудный сын» (1929), «На Днепре» (1932), «Ромео и Джульетта» (1936), «Золушка» (1944), «Сказ о каменном цветке» (1950); кантата «Александр Невский» (1939), 7 симфоний (191752), «Ала и Лолий» («Скифская сюита», для оркестра, 1915), симфоническая сказка «Петя и волк» (1936), концерты для инструментов с оркестром (5 для фортепиано, 191232), 9 сонат и циклы пьес для фортепиано; музыка к фильмам и др. Ленинская премия (1957, посмертно), Государственная премия СССР (1943, 1946 трижды, 1947, 1951).
СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ПРОКОФЬЕВ
(1891-1953), великий русский композитор 20 в., замечательный пианист и дирижер. Родился 23 апреля 1891 в Сонцовке Екатеринославской губернии. В шесть лет сочинял циклы маленьких фортепианных пьес, в девять стал автором детской оперы. Пройдя подготовительный курс с Р.М.Глиэром, Прокофьев в возрасте 13 лет поступил в Петербургскую консерваторию (окончил по классу композиции в 1909, по классу фортепиано - в 1914). Его учителями были А.К.Лядов, Н.А.Римский-Корсаков, Н.Н.Черепнин, А.Н.Есипова и другие. Оканчивая консерваторию по классу фортепиано, он сыграл с оркестром свой Первый фортепианный концерт и получил почетную премию имени А.Г.Рубинштейна. Музыка Прокофьева стала предметом ожесточенных споров в музыкальных кругах. Для его ранних сочинений характерны гротесковость, сатирические мотивы; это музыка принципиально антиромантическая, зачастую - жестко звучащая, пронизанная диссонансами, очень энергичная в ритмическом отношении. Наиболее примечательны в этом периоде балет Шут (Сказка про шута, семерых шутов перешутившего, 1915), опера Игрок по одноименному роману Достоевского (1915-1916), несколько инструментальных концертов и сонат, Скифская сюита (1915) и кантата Семеро их (1917). Один из шедевров раннего Прокофьева - его Классическая симфония (1917), образец "новой простоты": ею композитор словно продемонстрировал критикам свое блестящее владение неоклассическим стилем. В 1918 он отправился на гастроли в США, где в 1919 завершил комическую оперу Любовь к трем апельсинам (поставлена в 1921 Чикагским оперным театром). К этому времени относится также великолепный Третий фортепианный концерт. В 1922 Прокофьев переселился в Германию, а в 1923 перебрался в Париж, где провел следующее десятилетие, выезжая в длительные концертные турне по странам Европы и по Америке (он выступал как пианист и как дирижер). В Париже антреприза Сергея Дягилева "Русский балет", которая еще в 1921 показала прокофьевского Шута, поставила его следующие балеты - Стальной скок (1927) и Блудный сын (1928). В 1925-1931 появились Вторая, Третья и Четвертая симфонии и Четвертый и Пятый фортепианные концерты, в которых стиль Прокофьева достиг пика напряженности и остроты. В 1933 Прокофьев вернулся в Россию. В последующие годы он много работал в разных жанрах; среди сочинений этого периода - балеты Ромео и Джульетта (1935) и Золушка (1944); детская сказка для чтеца и оркестра Петя и волк (1936); музыка к кинофильмам Поручик Киже (1934), Александр Невский (1938) и Иван Грозный (1945). Во время Великой отечественной войны и после нее он создал ряд патриотических произведений, а также оперы Обручение в монастыре по комедии Шеридана (1940-1941) и Война и мир по роману Толстого (1941-1942), несколько камерно-инструментальных ансамблей, много фортепианной музыки разных жанров. После войны состоялись премьеры Пятой (1945), Шестой (1947) и Седьмой (1952) симфоний. В 1948 Прокофьев подвергся нападкам за "формалистический" стиль музыки и симпатии к "вырождающемуся" искусству Запада (что не помешало ему в 1951 получить Сталинскую премию, шестую по счету). Умер Прокофьев в Москве 5 марта 1953.
ЛИТЕРАТУРА
Нестьев И. Жизнь С. Прокофьева. М., 1973 Мартынов И. С. Прокофьев. Жизнь и творчество. М., 1974 Прокофьев С.С. Автобиография. М., 1982 Савкина Н.П. С.С. Прокофьев. М., 1982