Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

чтение

Толковый словарь

ЧТЕ́НИЕ - сущ., с., употр. часто

Морфология: (нет) чего? чте́ния, чему? чте́нию, (вижу) что? чте́ние, чем? чте́нием, о чём? о чте́нии; мн. что? чте́ния, (нет) чего? чте́ний, чему? чте́ниям, (вижу) что? чте́ния, чем? чте́ниями, о чём? о чте́ниях

1. Чтением называется такой процесс, когда вы читаете, осмысляете, анализируете текст.

Внимательное, вдумчивое чтение. | Поверхностное чтение.

2. Техника быстрого чтения - это специальные навыки, которые позволяют воспринимать печатный текст за более короткое, чем обычно, время.

3. Чтением называется текст, который человек читает.

Интересное чтение. | Взять в поездку развлекательное чтение.

4. В законотворческой деятельности государственных органов чтением называется обсуждение какого-либо законопроекта, прения по какому-либо законодательному акту.

Очередное чтение бюджета должно состояться в среду. | Принять, отклонить закон в первом (во втором, в третьем) чтении.

5. Домашнее, внеклассное чтение - это вид дополнительного учебного задания по литературе.

Домашнее чтение способствует лучшему освоению языкового и речевого материала учащимися.

6. Чтениями называется серия докладов в память о выдающемся деятеле, лекции по художественным, литературным, философским и т. п. дисциплинам.

Ломоносовские чтения. | Пушкинские чтения. | Фольклорные, стиховедческие чтения. | Чтения о богочеловечестве.

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Толковый словарь Даля

Переводоведческий словарь

Энциклопедический словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

Формы слов для слова чтение

Синонимы к слову чтение

читка (разг.)

Тезаурус русской деловой лексики

Морфемно-орфографический словарь

чт/е́ни/е [й/э].

Грамматический словарь

Педагогическое речеведение

Чтение - вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. Целью Ч. является получение и переработка письменной информации. С этой точки зрения Ч. (как и слушание) относится к рецептивным видам речевой деятельности.

Как и все виды речевой деятельности, Ч. имеет следующую структуру:

На этапе предварительной ориентировки формируется или уточняется целевая установка, т. е. решаются вопросы, для чего, зачем читать. Читать текст можно с самыми различными целями, например: чтобы ознакомиться с книгой, газетой, журналом, узнать, о чем в них говорится; извлечь из текста основную информацию; критически осмыслить, оценить изложенную в тексте информацию и т. п. В процессе Ч. целевая установка может меняться, например, намереваясь только просмотреть журнал, читатель заинтересовывается какой-то статьей, и у него возникает желание изучить ее подробно.

Этап планирования деятельности зависит не только от целевой установки, но и от объема текста, времени, отведенного на работу с текстом, и т. д. При необходимости подробного изучения

текста планируется неоднократное его прочтение. При Ч. с целью

составления реферата делаются необходимые записи и т. д.

На этапе осуществления (исполнения) деятельности реализуется процесс смыслового восприятия текста. Процесс понимания текста складывается из последовательного наращивания смыслов всех микроконтекстов: осмыслив первый микроконтекст, читатель прибавляет к нему смысл второго, они взаимодействуют, изменяя и дополняя друг друга. Понимание текста зависит от многих обстоятельств: от сложности его содержания, структуры, стиля, графической подачи и т. д. Так, для понимания научного текста необходима определенная база знаний, владение соответствующей информацией, наличие опыта изучения научных текстов.

На этапе контроля осуществляется анализ результатов деятельности в зависимости от целевой установки, от тех задач, которые ставились перед Ч. текста.

В системе механизмов Ч. можно выделить: механизм внутреннего проговаривания (при Ч. человек не только видит текст, но и проговаривает его про себя и одновременно как бы слышит себя со стороны, в результате чего осуществляется взаимодействие органов зрения и слуха: наложение графического образа на слуховой вызывает ассоциативное восприятие значения); вероятностное прогнозирование, которое проявляется на смысловом и вербальном (словесном) уровнях; смысловое прогнозирование - умение предугадать, предвосхитить описываемые в тексте события по названию текста, по первым его предложениям догадаться о дальнейшем развертывании событий; вербальное прогнозирование - умение по начальным буквам угадывать слово, по первым словам угадывать синтаксическое построение предложения, по первому предложению (или предложениям) - дальнейшее построение абзаца.

Существуют различные подходы к выделению видов Ч., они определяются в зависимости: а) от владения скоростными приемами - скоростное и не скоростное Ч.; б) от техники - Ч. вслух и Ч. про себя; в) от подготовки - подготовленное и неподготовленное Ч.; г) от места - классное и домашнее Ч.; д) от цели Ч. - просмотровое, ознакомительное, изучающее. Цель просмотрового Ч. - получение самого общего представления о содержании статьи (книги), о ее теме. На основе такого Ч. читающий решает, нужен ли ему данный текст для более подробного изучения. Для этого ему бывает достаточно прочесть заголовки, подзаголовки, выборочно отдельные куски текста. При ознакомительном Ч. текст читается целиком, но в быстром темпе. Целью такого Ч. является получение общего представления о круге вопросов, затрагиваемых в данном тексте, и путях их решений. Читающий не стремится запомнить прочитанное, так как не предполагает использовать в дальнейшем полученную информацию. Установка на восприятие лишь основной информации позволяет пренебречь деталями сообщения. При изучающем Ч. читающий стремится максимально полно и точно понять содержащуюся в тексте информацию. Текст читается целиком, Ч. происходит в довольно медленном темпе, сопровождается перечитыванием отдельных мест. При этом виде Ч. действует установка на длительное запоминание информации текста, на дальнейшее ее использование.

С точки зрения сформированности умений Ч. может оцениваться по степени беглости, выразительности, сознательности. В этом случае говорят о беглом, выразительном, сознательном Ч. как об отдельных сторонах сформированности умения читать.

Цель обучения Ч. в школе заключается в том, чтобы научить школьников рациональным приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различного характера в зависимости от содержания и коммуникативной задачи. Умение читать предполагает овладение техникой Ч., т. е. правильным озвучиванием текста, записанного в определенной графической системе, и умением осмыслить прочитанное. Наиболее существенными чертами зрелого (хорошего) Ч. являются следующие: высокая скорость Ч. (про себя), что обусловлено автоматизмом обработки воспринимаемого печатного материала; гибкость Ч., т. е. умение читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации.

Высокая скорость и гибкость Ч. являются базой (основой) формирования многих других умений, необходимых для осуществления процесса Ч. Это такие умения, как умение сосредоточить внимание на определенных вопросах содержания; умение предвидеть в процессе Ч. то, что будет сказано дальше; умение определять ключевые места текста; умение вычленить основную мысль высказывания; умение определять логику, структуру высказывания и т. д. Следовательно, при обучении Ч. учитель должен четко осознавать ту коммуникативную задачу, которая будет определять характер восприятия текста школьником. Под коммуникативной задачей в данном случае следует понимать установку на то, с какой целью осуществляется Ч.: где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация. При этом следует учитывать функции, которые присущи Ч. как виду речевой деятельности и которые реализуются в процессе опосредованного общения читателя с автором текста. Выделяются три функции Ч.: познавательная, регулятивная и ценностно-ориентационная.

Познавательная функция реализуется в процессе получения информации о мире, людях, фактах и явлениях действительности. Регулятивная функция направлена на управление практической деятельностью учащихся, на развитие их опыта: поступить в соответствии с полученной информацией, усовершенствовать свой жизненный опыт. Ценностно-ориентационная функция Ч. связана с эмоциональной сферой жизни человека. В данном случае происходит воздействие на эмоции, чувства читателя, что приводит к совершенствованию его личности, повышению его культурного уровня.

Обучение Ч., развитие и совершенствование приемов осмысления прочитанного - важнейшая задача, стоящая перед учителем. Умение грамотно читать обеспечивает формирование других речевых умений, создает базу для обучения школьников написанию изложений и сочинений, рефератов, конспектов, аннотаций.

Лит.: Гранин Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая Л.А. Когда книга учит. - М., 1988; Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. - М., 1982; Ипполитова Н.А. Виды чтения на уроках русского языка // РЯШ. - 1987. - № 2; Ипполитова НА. Обучение чтению // Методика преподавания русского языка. - М., 1990; Лингвистика текста и обучение ознакомительному чтению в средней школе. - М., 1987; Социально-исторический подход в психологии обучения / Под редакцией М. Коула. - М., 1989; Фоломкжа С.К. Обучение чтению // Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учеб. пособие для пед. институтов / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов и др. - М., 1985.

Л.Е. Тумина 283

Глагольная сочетаемость

Методические термины

ЧТЕ́НИЕ.

Один из рецептивных видов речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста; входит в сферу коммуникативной деятельности людей и обеспечивает в ней одну из форм (письменную) общения. Важнейшая среди целей обучения языкам - формирование умения в процессе Ч. извлекать информацию из графически зафиксированного текста, что позволяет активно использовать изучаемый язык в различных видах деятельности. С психологической точки зрения Ч. представляет собой процесс, состоящий из техники Ч. и понимания при Ч. Понимание при Ч. соотносится с техникой Ч. как цель и средство. Понимание при Ч. есть процесс проникновения в содержание текста путем установления между его элементами связей, один из видов мыслительной деятельности человека. Читающий не просто извлекает готовую информацию, он сравнивает значение читаемого со своим опытом, имеющейся информацией и знаниями. Установлены следующие факторы, влияющие на понимание при Ч.: информационная насыщенность, композиционно-логическая структура текста, языковая реализация и выраженность логической, эмоциональной и др. информации текста, степень приближения лексики, грамматики и стиля речи читающего к лексике, грамматике и стилю текста; организация направленности внимания при восприятии текста; индивидуально-психологические особенности читающего.

В методике выделение видов обучающего Ч. производится:

a) на основе психологической установки (аналитическое и синтетическое Ч.);

б) по степени участия родного языка в понимании читаемого (беспереводное и переводное Ч.);

в) по степени помощи учащемуся (подготовленное и неподготовленное Ч., Ч. со словарем, Ч. без словаря);

г) по форме организации учебной работы (индивидуальное и фронтальное, классное и домашнее Ч.);

д) по целевой направленности и характеру протекания процесса (просмотровое, поисковое, ознакомительное, реферативное и изучающее Ч.). Основу методической классификации видов чтения составляет выделение учебного чтения и коммуникативного (реального) чтения. Все виды чтения взаимосвязаны и дополняют друг друга. В качестве важнейшей составляющей обучения следует рассматривать формирование у обучающих осознания цели чтения в каждом конкретном случае пользования этим видом речевой деятельности, выбор стратегии чтения, соответствующей избранной цели. По отношению к обучению Ч. упражнения делятся на притекстовые и послетекстовые. Обучение Ч. включает обучение технике Ч. (предусматривается овладение умением перекодировать буквы, буквосочетания, слова, предложения в их звуковые соответствия) и обучение реальному Ч., конечной целью которого является формирование опытного чтеца. Отличие неопытного чтеца от опытного отражается в разных особенностях процесса Ч. Неопытный чтец: все читает медленно и с одной скоростью, отсутствует стратегия Ч. Смысловая переработка читаемого следует за прочитанным, что отрицательно отражается на понимании читаемого и скорости Ч. Тихое Ч. (чтение про себя) часто сопровождается полным проговариванием читаемого. В процессе чтения имеет место значительное число фиксаций глаза и перечитывание текста, внимание сосредоточено в большей степени на форме, а не содержании текста. Опытный чтец: скорость Ч. определяется целью Ч. и содержанием текста; присутствует стратегия Ч. Смысловая переработка читаемого протекает одновременно с Ч., сформирован автоматизм Ч. Тихое Ч. либо сопровождается сокращенным проговариванием, либо проговаривание отсутствует. В процессе Ч. количество фиксаций глаза невелико. В процессе Ч. внимание сосредоточено на содержании текста (Гальскова, Гез, 2004; Клычникова, 1973; Фоломкина, 1991).

Сканворды для слова чтение

Полезные сервисы

чтение - вот лучшее учение

Практический толковый словарь

крыл. сл. Цитат из письма А. С. Пушкина к брату от 21 июля 1822 г., опубликованного в выдержках в 1855 г.; полностью - в 1858 г.

Словарь крылатых слов

Полезные сервисы

чтение аналитическое

чтение без словаря

чтение беспереводное

чтение вслух

Методические термины

Полезные сервисы

чтение вслух перед аудиторией

Синонимы к слову чтение вслух перед аудиторией

сущ., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

чтение выборочное

чтение громкое

чтение детальное

чтение дискурсивное

чтение домашнее

чтение зрелое

чтение индивидуальное

чтение интенсивное

чтение критическое

чтение курсорное

чтение неподготовленное

чтение ознакомительное

чтение ошибочное

Пятиязычный словарь лингвистических терминов

Полезные сервисы

чтение переводное

чтение по губам

чтение подготовительное

чтение поисковое

чтение про себя

чтение просмотровое

чтение реальное

чтение рейхлиново

Пятиязычный словарь лингвистических терминов

Полезные сервисы

чтение реферативное

чтение с общим охватом содержания

чтение самостоятельное

чтение синтетическое

чтение со словашм

чтение тихое

Методические термины

Полезные сервисы

чтение учебное

чтение филологическое

чтение фронтальное

чтение хоровое

чтение экстенсивное

чтение-запись

Орфографический словарь

Морфемно-орфографический словарь

Полезные сервисы

чтением

чтения

Толковый словарь

Полезные сервисы

чтения в обществе истории и древностей

чтения в обществе истории и древностей российских

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

чтенный

Синонимы к слову чтенный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы