сущ., кол-во синонимов: 1
фобия (608)
(гп)
ὑπερ-
указывает на превышение нормы (над, сверх); соответствует лат. супер- (super-), супра- (supra-).
гипермаркет очень большой (сверхбольшой) магазин
гипертензия повышенное кровяное давление; ср. англ., фр. hypertension
Ср. греч. гипо- ( ὑπό -).
Начальная часть сложных слов греческого происхождения, вносящая значение: превышающий норму или меру (гиперзаря́д, гиперзвуково́й, гиперпростра́нство, гиперреали́зм, гиперсекре́ция, гипертони́я, гипертрофи́я и т.п.).
ГИПЕР..., прист. Образует существительные и прилагательные со знач. превышения предела, нормы, напр. гипервитаминоз, гиперзвук, гиперзвуковой, гиперинфляция, гиперкомплексный, гиперчувствительный, гиперпластический.
Гипер...
Указывает на превышение нормы: гипертония, гиперфункция.
Греческое hyper ‘над’, ‘сверх’, ‘по ту сторону’.
Пишется всегда слитно с последующей частью слова и в составе некоторых терминов имеет на себе побочное ударение: ги́пергликеми́я, ги́пердактили́я, ги́перестези́я. Но: гиперболо́ид, гипертрофи́я.
ГИПЕР... [от греч. hyper - над, сверх]. Первая часть сложных слов. Вносит зн.: превышающий какую-л. норму; сверх. Гиперактивность, гипервентиляция, гиперкомплексный (матем.), гиперлогика,
* * *
гипер... (от греч. hypér - над, сверх), приставка, означающая: 1) находящийся наверху; 2) превышающий норму (например, гипертония).
ГИПЕР... (от греч. hyper - над - сверх), приставка, означающая: 1) находящийся наверху.
2) Превышающий норму (напр., гипертония).
ГИПЕР... (от греческого hyper - над, сверх), приставка, означающая:
1) находящийся наверху,
2) превышающий норму (например, гипертония).
гипер...
((гр. hyper над, сверх, по ту сторону) приставка, указывающая на превыше- ние нормы, напр.: гипертония (противоп. гипо...).
ГИПЕР... (приставка) - ГИПЕР... (от греч. hyper - над, сверх), приставка, означающая:
1) находящийся наверху.
2) Превышающий норму (напр., гипертония (см. ГИПЕРТОНИЯ)).
- Клинический синдром, обусловленный гиперадреналинемией и повышением тонуса симпатической части вегетативной нервной системы.
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ - встречающаяся в детском возрасте совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Трудно провести четкие границы этого синдрома (т.е. совокупности симптомов), но обычно он диагностируется у детей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить. Часто для них характерны агрессивное поведение и негативизм. В силу подобных личностных особенностей гиперактивным детям трудно концентрироваться на выполнении каких-либо задач, например в школьной деятельности. Родители и учителя часто сталкиваются с немалыми трудностями в обращении с такими детьми. Диагноз гиперактивности обычно ставится, когда родители и учителя жалуются, что ребенок чрезвычайно подвижен, непоседлив и плохо себя ведет или плохо учится; его руки и ноги в постоянном движении, он ерзает на стуле, не успокаивается ни на минуту и неспособен концентрировать внимание на чем-то одном. Однако не существует точного определения данного состояния или особого теста, который бы однозначно подтверждал диагноз гиперактивности. Многие родители отмечают начало такого поведения в младенчестве или в возрасте двух-трех лет. Подобное состояние часто сопровождается нарушениями сна. Когда ребенок сильно устает, гиперактивность усугубляется.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностю (СДВГ). Так называемый синдром дефицита внимания (СДВ) весьма часто отмечается у гиперактивных детей; в этих случаях говорят о наличии у ребенка СДВГ. Основной признак синдрома - это неспособность ребенка сосредоточиться; другие признаки - гиперактивность, импульсивность, отвлекаемость - бывают выражены в разной степени. У детей с СДВГ имеется минимальная дисфункция головного мозга, вследствие чего характерные поведенческие отклонения нередко сочетаются у них с плохой координацией движений, эмоциональной лабильностью, некоторой задержкой развития, трудностями восприятия и усвоения учебного материала, дефектами речи и легкими неврологическими нарушениями, выявляемыми при медицинском обследовании. СДВГ встречается в США у 3-5% детей школьного возраста. Примерно так же часто встречается гиперактивность, не связанная с СДВ. У мальчиков гиперактивное состояние отмечается по крайней мере в 4 раза чаще, чем у девочек.
Причины. Возникновение гиперактивности связывают с действием самых разнообразных факторов. По мнению большинства специалистов, важнейшую роль играют те факторы, которые сказываются на развитии головного мозга в период беременности, родов и младенчества. Это могут быть инфекции, травмы, преждевременные или трудные роды. Другие возможные причины - наркомания у матери, прием ею токсичных препаратов во время беременности, свинцовое отравление, плохое питание. Иногда можно говорить о гиперактивности как наследственной черте. Хотя обычно гиперактивность сочетается с нормальным интеллектуальным развитием, возможны также случаи умственной отсталости или эмоциональных нарушений. Только в редких случаях гиперактивное состояние возникает после травмы или мозгового заболевания либо одновременно с началом серьезного неврологического или психического расстройства. Лечение ребенка должно проводиться с учетом его индивидуальных особенностей. Может быть использовано только медикаментозное лечение или в сочетании с педагогической и психологической помощью. Многим детям, чтобы повысить внимание, назначают стимулирующие центральную нервную систему препараты, в частности амфетамины. Эффективность применения других медикаментозных средств или специальных диет остается неясной. Следует иметь в виду, что лекарства могут обладать значительным побочным действием, и их использование должно быть лишь частью общей программы лечения, осуществляемого совместными усилиями родителей, врачей, учителей, а иногда и других специалистов. Гиперактивные дети нуждаются в строгом режиме, и вся их деятельность должна носить максимально регулярный характер. В их школьном расписании необходимо выделить время на дополнительные занятия. Чтобы такие дети охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Очень важно научить членов семьи правильно обращаться с гиперактивным ребенком. К сожалению, некоторые дети так никогда и не избавляются от гиперактивности; у них больше шансов стать в дальнейшем хроническими алкоголиками или психически больными людьми. Сохранившиеся признаки гиперактивности и импульсивности следует учитывать при профессиональной ориентации. Однако обычно прогноз у гиперактивных детей благоприятный. По мере роста и взросления симптомы гиперактивности ослабевают.
ГИПЕРАКТИ́ВНОСТЬ (от греч. hyper - над, сверх + активность).
Комплексное нарушение поведения, проявляющееся в неуместной избыточной двигательной активности, нарушениях концентрации внимания, неспособности к организованной, целенаправленной деятельности. В учебном процессе чаще имеет место на занятиях с учащимися младшего возраста.
ГИПЕРАКУЗИС (греч., от hyper - чрезмерно, и akusis - слух). Чрезвычайно тонкий, доходящий до болезненности слух.
- Восприятие всех звуков резкими, вызывающими тягостные ощущения, обусловленное параличом стременной мышцы при поражении лицевого нерва в лицевом (фаллопиевом) канале до отхождения стременного нерва.
ГИПЕРАЛГЕЗИЯ (греч.). Преувеличенная чувствительность к боли.
Гиперальдостерони́зм - болезненное состояние, обусловленное повышенной продукцией альдостерона. Первичный гиперальдостеронизм наблюдается при гормонально активной опухоли надпочечника (гипертония, полиурия, мышечная слабость, приступы судорог), вторичный - при сердечной недостаточности, циррозе печени, хроническом нефрите (способствует развитию отёков).
* * *
ГИПЕРАЛЬДОСТЕРОНИЗМ - ГИПЕРАЛЬДОСТЕРОНИ́ЗМ, болезненное состояние, обусловленное повышенной продукцией альдостерона (см. АЛЬДОСТЕРОН). Первичный гиперальдостеронизм наблюдается при гормонально активной опухоли надпочечника (гипертония (см. ГИПЕРТОНИЯ), полиурия (см. ПОЛИУРИЯ), мышечная слабость, приступы судорог), вторичный - при сердечной недостаточности, циррозе печени, хроническом нефрите (способствует развитию отеков).
ГИПЕРАЛЬДОСТЕРОНИЗМ - болезненное состояние, обусловленное повышенной продукцией альдостерона. Первичный гиперальдостеронизм наблюдается при гормонально активной опухоли надпочечника (гипертония, полиурия, мышечная слабость, приступы судорог), вторичный - при сердечной недостаточности, циррозе печени, хроническом нефрите (способствует развитию отеков).
- Общее название группы синдромов, характеризующихся повышенным выведением с мочой одной или нескольких аминокислот.
- Повышенное содержание в плазме крови свободных ионов аммония.
- Наследственная болезнь, обусловленная пониженной активностью орнитинкарбамилтрансферазы печени.
ГИПЕРАСТЕНИЯ (греч., от hyper - чрезмерно, а - отриц. част., и istamai - иметь силу). Совершенное изнеможение.
ГИПЕРАСТЕЦИЯ - греч., от hyper, чрезмерно, а, отриц. част., и istamai, иметь силу. Чрезмерное изнеможение.
ГИПЕРАУКСЕЗИС (греч., от hyper - чрезмерно, и auxesis - возрастание). Болезненное увеличение, преимущественно радужной оболочки глаза.
ГИПЕРАФИЯ (греч., от hyper - чрезмерно, и haptein - схватывать). Сильное, доходящее до болезненности развитие чувства осязания.
гипербази́т, -а
- То же, что ультраосновная горная порода.
Гипербази́ты (от гипер... и греч. básis - основание), то же, что ультраосновные горные породы.
* * *
ГИПЕРБАЗИТЫ - ГИПЕРБАЗИ́ТЫ (от гипер... (см. ГИПЕР... (приставка)) и греч. basis - основание), то же, что ультраосновные горные породы. (см. УЛЬТРАОСНОВНЫЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ)
ГИПЕРБАЗИТЫ (от гипер... и греч. basis - основание) - то же, что ультраосновные горные породы.
Гипербари́ческая оксигена́ция (от гипер..., греч. báros - тяжесть и лат. oxygenium - кислород) (оксигенобаротерапия), лечение кислородом под повышенным давлением (в барокамере).
* * *
ГИПЕРБАРИЧЕСКАЯ ОКСИГЕНАЦИЯ - ГИПЕРБАРИ́ЧЕСКАЯ ОКСИГЕНА́ЦИЯ (от гипер... (см. ГИПЕР... (приставка)), греч. baros - тяжесть и лат. oxygenium - кислород) (оксигенобаротерапия), лечение кислородом под повышенным давлением (в барокамере).
ГИПЕРБАРИЧЕСКАЯ ОКСИГЕНАЦИЯ (от гипер... - греч. baros - тяжесть и лат. oxygenium - кислород) (оксигенобаротерапия), лечение кислородом под повышенным давлением (в барокамере).
ГИПЕРБАРИЧЕСКАЯ ОКСИГЕНАЦИЯ (от гипер..., греческого baros - тяжесть и латинского oxygenium - кислород), метод насыщения организма кислородом под повышенным давлением (в барокамере) с целью профилактики или лечения. Применяют при заболеваниях с выраженной недостаточностью снабжения организма кислородом (сердечно-сосудистые и другие болезни), хирургических инфекциях и др.
гипербаротерапи/я, -и
гипе́рбатон, -а
См. ipèrbato.
ГИПЕРБАТОН [гр. hyperbaton] - филол. стилистическая фигура, состоящая в изменении естественного порядка слов и в отделении их друг от друга вставными словами [напр., «В восторге только музы томном» (Г.Р. Державин)]. Ср. ИНВЕРСИЯ.
I ж.
1. Художественно-стилистический приём, заключающийся в чрезмерном преувеличении каких-либо качеств или свойств изображаемого предмета, явления и т.п. с целью усиления впечатления.
2. разг.
Любое чрезмерное преувеличение.
II ж.
Незамкнутая кривая из двух ветвей, получаемая при пересечении обеих плоскостей поверхности кругового конуса плоскостью, не проходящей через его вершину (в геометрии).
ГИПЕ́РБОЛА, гиперболы, жен. (греч. hyperbole).
1. Кривая из числа конических сечений (мат.). Гипербола получается при сечении прямого круговорота конуса плоскостью.
2. Фигура преувеличения (лит.). Стиль Гоголя изобилует гиперболами.
|| Всякое чрезмерное, преувеличенное высказывание по поводу чего-нибудь (книжн.). Ну, это гипербола: в действительности всё происходило проще.
ГИПЕ́РБОЛА, -ы, жен. В поэтике: слово или выражение, заключающее в себе преувеличение для создания художественного образа; вообще преувеличение.
| прил. гиперболический, -ая, -ое.
II. ГИПЕ́РБОЛА, -ы, жен. В математике: состоящая из двух ветвей незамкнутая кривая, образующаяся при пересечении конической поверхности плоскостью.
| прил. гиперболический, -ая, -ое.
ГИПЕРБОЛА - жен., мат. кривая линия, которая бы обозначилась на поверхности сахарной головы (конуса), если ее рассечь с боку, отвесно вдоль.
| ритор. преувеличенье, всякое выражение впадающее в какую-либо крайность, напр. у меня нет ни копейки; он взором объемлет все. Гиперболический, принадлежащий к гиперболе, к ней относящийся. Гиперболоид мат. геометрическое тело, образуемое вращением гиперболы. Гиперстен муж. черный камень с бронзовым отливом; павлит.
-ы, ж., лит.
Образное выражение, чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Примеры гипербол: вино лилось рекой (И. Крылов); в сто сорок солнц закат пылал (Маяковский).
гиперболи́ческий (гиперболический стиль), гиперболи́чный (гиперболичная оценка), гиперболизи́ровать
От греческого hyperbole ‘преувеличение’.
Энциклопедический комментарий:
Средствами гиперболы автор усиливает нужное впечатление, делает образ ярким, показывает, что́ он возвеличивает, а что́ высмеивает. Гипербола встречается уже в древнем
эпосе у разных народов, в частности, в русских былинах. В русской литературе к гиперболе прибегали Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. В. Маяковский. В поэтической речи гипербола часто переплетается с другими художественными приемами (метафорами, олицетворениями, сравнениями и т. д.). Обратная гипербола - художественное преуменьшение (мальчик с пальчик).
1. ГИПЕ́РБОЛА, -ы; ж. [от греч. hyperbolē - преувеличение] Стилистический приём - чрезмерное преувеличение каких-л. свойств изображаемого предмета, явления и т.п., с целью усиления впечатления. / О чрезмерном преувеличении. Рассказывать без гипербол. Это не г., а сущая правда.
◁ Гиперболи́ческий (см.).
2. ГИПЕ́РБОЛА, -ы; ж. [от греч. hyperballō - прохожу через что-л.] В геометрии: незамкнутая кривая из двух ветвей, получаемая при пересечении конуса плоскостью, не проходящей через его вершину.
◁ Гиперболи́ческий, -ая, -ое. Г-ое сечение. Г-ая кривая. Иметь гиперболическую форму.
* * *
гипербола - I
(греч. hyperbolē), плоская кривая (2-го порядка), состоящая из двух бесконечных ветвей. Гипербола - множество точек М, разность расстояний которых от двух данных точек (F1, F2) - фокусов гиперболы - постоянна и равна длине действительной оси А1А2, другая ось гиперболы B1B2 называется мнимой. В надлежащей системе координат уравнение гиперболы имеет вид:
х2/а2 - у2/b2 = 1, где 2а = F1М - F2M, OF1 = OF2 = c,.
Через центр О гиперболы проходят её асимптоты C1C2 и D1D2. См. также Конические сечения.
II
(от греч. hyperbolē - преувеличение), разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови»). Ср. Литота.
ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole) плоская кривая (2-го порядка) - состоящая из двух бесконечных ветвей. Гипербола - множество точек М, разность расстояний которых от двух данных точек (F1, F2) - фокусов гиперболы - постоянна и равна длине действительной оси A1A2, другая ось гиперболы B1B2 называется мнимой. В надлежащей системе координат уравнение гиперболы имеет вид: x2/a2 - y2/b2 = 1, где 2a = F1M - F2M, OF1 = OF2 = c, . Через центр О гиперболы проходят ее асимптоты C1C2 и D1D2. См. также Конические сечения.
-----------------------------------
ГИПЕРБОЛА (от греч. hyperbole - преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении ("реки крови"). Ср. Литота.
1)
-ы, ж.
Стилистический прием чрезмерного преувеличения каких-л. свойств изображаемого предмета, явления и т. д., с целью усиления впечатления.
||
Всякое чрезмерное преувеличение.
С вами я отводил душу - это не гипербола, а сущая правда. Белинский, Письмо И. С. Тургеневу, 8 июля 1843.
[От греч. ‛υπερβολή - преувеличение]
2)
-ы, ж. мат.
Несомкнутая кривая из двух ветвей, получаемая при пересечении конуса плоскостью.
[От греч. ‛υπερβάλλω - прохожу через что-л.]
гипербола (иноск.) - преувеличение
Гиперболический - относящийся к гиперболе
Ср. От каждого угла, сдается вам, будто так и пахнет кровью, так и веет смертью и преступлением: и это не гипербола, это - факт, неоднократно засвидетельствованный "Полицейской газетой" в дневнике городских приключений.
Вс. Крестовский. Петерб. трущобы. 5, 22.
Ср. Оставим гиперболические красоты и несколько либеральный тон дифирамба на ответственности редакторов...
К.М. Станюкович. Откровенные. 1, 10.
Ср. У Державина есть что-то еще более исполинское и парящее, нежели у Ломоносова. Недоумевает ум решить, откуда взялся в нем этот гиперболический размах его речи.
Гоголь. Переписка с друзьями. 31. В чем существо русской поэзии.
Ср. υπερβολή (υπερβάλλω, перебрасываю) - переход возвышения.
См. факт.
См. дифирамб.
гипе́рбола, -ы
Á сущ см. Приложение II
(стилистический прием чрезмерного преувеличения; в математике: незамкнутая кривая, образующаяся при пересечении конуса плоскостью)
Куда легендам о бойнях Цезарей
нежна ей
В. В. Маяковский, Война и Мир
Сведения о происхождении слова:
Слово происходит от греческого ὐπερβολή, образованного на базе ὐπέρ ‘через’ + βάλλω ‘бросаю, кидаю’.
гипе́рбола, гипе́рболы, гипе́рбол, гипе́рболе, гипе́рболам, гипе́рболу, гипе́рболой, гипе́рболою, гипе́рболами, гипе́рболах
см. преувеличение 2
См. преувеличение...
Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого-либо предмета, явления. В сто сорок солнц закат пылал (Маяковский).ср.: литота.
См. ipèrbole.
гипе́рбол/а.
Гипербола (от греч. hyperbole - преувеличение) - троп (см. Тропы) слова, заключающийся в чрезмерном, нарочитом преувеличении свойств, размеров, возможностей изображенного объекта, процесса или явления. Например, у Вергилия Эней на последний бой со своим заклятым врагом Турном «встает огромен, словно отец Апеннин, возводящий седую от снега голову в небо, потрясая копьем с древком, огромным как ствол» (Вергилий. Энеида). Хафиз, воспевая любовь, писал: «Ради родинки смуглой одной, одного благосклонного взгляда я отдам Самарканд с Бухарой и в придачу - богатства Багдада!»
Согласно Деметрию, Г. бывают трех видов:
1) по схожести, например быстротою ветру подобны;
2) по превосходству, например снега белее, яснее ясного неба;
3) по невероятности изображаемого, например головою в небо уходит (Деметрий. О стиле).
Г., подчеркивал М.В. Ломоносов, прилична при изображении людей, объятых сильными страстями, особенно радостью, печалью, ненавистью, гневом. Удачные Г., по мнению Аристотеля, являются метафорами (см. метафора). Он же писал о Г., носящих «детский характер», ибо употребляются они под влиянием гнева. Г. широко использовались риторами, но люди пожилые не должны их употреблять, подчеркивал Аристотель. Деметрий считал, что Г. придают стилю выспренность, поэтому их употребляют комические поэты. Для ослабления выспренности Г. целесообразно «умягчать» ее выражениями типа: якобы, почти, едва ли не, будто бы и т. д.
Г. позволяет создать зримый образ человека или происходящего события. Например, прощаясь с Москвой, Воланд и его свита оказываются на Воробьевых горах, где Фагот-Коровьев ради шутки свистит: «Этого свиста Маргарита не услыхала, но она его увидела в то время, как ее, вместе с горячим конем, бросило саженей на десять в сторону. Рядом с нею с корнем вырвало дубовое дерево, и земля покрылась трещинами до самой реки. Огромный пласт берега, вместе с пристанью и рестораном, высадило в реку. Вода в ней вскипела, взметнулась, и на противоположный берег, зеленый и низменный, выплеснуло целый речной трамвай» (М. Булгаков. Мастер и Маргарита).
Г. широко представлена в произведениях Фр. Рабле, Дж. Свифта, Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, В. Гюго, Н. Гумилева, М. Булгакова, К. Воннегута и др.
Весьма тесно Г. связана с иронией. Например, учитель Томас, обожающий ставить с учениками пьесы по мотивам изречений греческих и латинских авторов, заявляет: «Я выбрал один из тех трагических сюжетов, которые потрясают душу видениями смерти, являющимися нашему воображению. Я разделяю мнение Аристотеля: надо возбуждать ужас. О! Если бы я посвятил себя театру, то выпускал бы на сцену одних только кровожадных правителей и героев-убийц! Я плавал бы в крови! Все в моих трагедиях погибали бы, и не только главные персонажи, но и прислужники. Я удавил бы даже суфлера» (Р. Лесаж. Похождения Жиля Бласа из Сантилья-ны). Столь же иронична и Г., в которой обыгрывается ситуация с использованием слова все, когда некто говорит или пишет обо всем, потом еще кое о чем, сверх, так сказать, всего. Д.И. Фонвизин для того, чтобы нагляднее продемонстрировать невежество г-жи Про-стаковой («Недоросль»), вкладывает в ее уста характеристику учителей Митрофанушки: «Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его... один отставной сержант, Цыфиркин... По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман». Получается, что есть «все науки», а затем еще и сверх всех этих «всех» - грамота, арифметика и французский язык. А.С. Пушкин в «Капитанской дочке» рассматривает аналогичную ситуацию, когда для обучения Петруши Гринева был нанят весьма колоритный учитель француз Бопре, который в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, а затем приехал в Россию, чтобы стать учителем, не очень понимая значение этого слова. Он был обязан по контракту учить Петрушу «по-французски, по-немецки и всем наукам».
Нередко одна Г. развивается несколькими авторами. Например, Г. многопудья - это и двадцатипудовый полковник Тарас Бульба
(Н. Гоголь. Тарас Бульба); и фамусовское описание придворных: «А в те поры все важны! в сорок пуд» (А. Грибоедов. Горе от ума); и характеристика «зоологических эмигрантов» в письме В.Ф. Ходасевича Б. Диоптрову из-за границы: «Вы представить себе не можете эту сволочь: бездельники убежденные, принципиальные, обросшие восьмидесятипудовыми супругами и невероятным количеством стопудовых дочек». Хотя можно привести и более мощную Г. многопудья, когда Никита Кожемяка (в одноименной сказке) «взял триста пуд пеньки, насмолил смолою и весь-таки обмотался, чтобы змей не съел, да и пошел на него».
Г. тесно взаимосвязана с аллегорией, сказкой, загадкой. Например, в сказках народов Центральной Индии девушка пригоняет на угощение злым демонам двадцать раз по двадцать буйволов (гонд-ская сказка «Блестящий козел»); а в сантальской сказке «Как сосватали леопарда» говорится: «В древние времена, говорят, свахи не торопились довести дело до свадьбы, пока не подъедят куль риса и двенадцать манов» (ок. 500 кг!). Но действительный образец Г. по невероятности изображаемого являет собой кхмерская легенда «Священная тысяча», в которой мать говорит сыну: «Если ты хочешь искупить свою вину, ты должен высечь на камне тысячу изображений Будды. И только когда эти изображения сотрет течение времени, вина твоя будет искуплена». Выразительны и Г., используемые в загадках. Например, русская загадка о комаре: «Крылья Орловы, хоботы слоновы, груди кониные, ноги львиные, голос медный, носы железны. Мы их бить, а они - нашу кровь лить».
Тропом, противоположным Г., является литота.
Лит.: Аристотель. Риторика // Античные риторики. - М., 1978. - С. 148-149; Деметрий. О стиле // Там же. - С. 252-259; Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию: Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки // Антология русской риторики. - М., 1997. - С. 151-152; Львов М.Р. Риторика: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов.- М., 1995; Панов М. И. Риторика от античности до наших дней // Антология русской риторики. - М, 1997. - С. 33-34; Энциклопедический словарь юного литературоведа: Для средн. и старш. школьного возраста / Сост. В.И. Новиков. - М., 1988. - С. 54-57.
М.И. Панов
- Что является графиком функции 1/x?
- Незамкнутая кривая с двумя ветвями.
- Не только геометрическая кривая, но и сильное преувеличение для создания художественного образа.
- «Реки крови» и «море слёз», с точки зрения лингвиста.
- Плоская кривая второго порядка, состоящая из двух бесконечных ветвей.
- Троп, намеренное преувеличение.
- Образное преувеличение каких-либо свойств изображаемого предмета, явления.